Как понять, кем хочешь стать? — студенческий портал

Как понять, кем хочешь стать? - Студенческий порталСдача ЕГЭ – это, конечно, важно, но выбрать специальность, которая будет кормить тебя в будущей взрослой жизни, куда важнее. Четкое осознание того, что ты определился, кем хочешь стать в жизни, позволяет человеку поставить перед собой цель и идти к ней, не сворачивая с прямого пути. Как не превратиться в куклу для реализации несбывшихся мечтаний родителей и отвоевать свое право быть таким, каким ты себя видишь? Об этом ниже.

Как понять, к чему душа тянется

По окончании школы подростку необходимо понять, что он уже взрослый, а потому руководствоваться в выборе профессии нужно своими желаниями и потребностями, а не родительскими. Выслушайте мнение каждого члена семьи и сделайте выводы. Подумайте, что вам нравится, какие есть задатки и способности. А дальше следуйте таким советам психологов и опытных преподавателей:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Нет ничего хуже, чем проживать не свою жизнь. Поэтому обратите внимание на главный интерес, увлечение, хобби. Возможно вам нравится изучать языки или рисовать, танцевать или заниматься спортом, сочинять стихи или писать. Талант будущего архитектора, дизайнера, бухгалтера проявляется еще в школе, только мы усердно не хотим его замечать.
  2. Поразмыслите, что хорошо удается делать. Определите, что именно увлекает в этом процессе, какие действия приносят радость и удовлетворение.
  3. Помечтайте. В некоторых гимназиях задают вопрос: кем бы вы были, если бы всем платили одинаковую заработную плату? Какую бы должность занимали и что делали? Представьте картинку будущего.
  4. Как выглядит ваш идеальный день. Если предпочитаете свободный трудовой график, работа на серьезных предприятиях с четко оговоренным графиком точно не подойдет. Определитесь, хорошо ли вы коммуницируете с людьми или больше импонирует работа с компьютером, оборудованием. Некоторым работа с людьми абсолютно не подходит – она выжимает из них жизненную силу и энергию. Работа за компьютером необязательно должна быть монотонной, уйма программистов создают уникальные проекты, сайты и программы, и это интересный творческий процесс.
  5. Понаблюдайте, когда ваша работоспособность выше – утром или к 12 часам дня. Если в утреннее время не получается выдавить из себя даже слово, а настроение оставляет желать лучшего, впору задуматься о фрилансе и работе в Интернете.
  6. Подумайте, хотите вы строить карьеру или это не важно, достаточно работы по найму со средним заработком. Последний вариант подразумевает менеджеров и бухгалтеров – им стабильный доход обеспечен.
  7. Пройдите пару компьютерных тестов на профориентацию.
  8. Если все еще сомневаетесь в выборе профессии, испробуйте будущее занятие на практике. Работать и иметь интерес – разные вещи. Только на картинке адвокаты блестяще выступают в суде, в реальной жизни они вынуждены перебирать и читать массу сложных законодательных актов. Бухгалтеры днями просиживают над сведением баланса и отчетности. Преподаватели составляют целые планы ведения занятий. А продавцы вынуждены по 10 часов простаивать на ногах, плюс ко всему находить к каждому подход.

Какие есть лучшие медицинские колледжи в России

Как понять, кем хочешь стать? - Студенческий порталМожно понять, кем хочешь стать, если учесть некоторые дополнительных факторы. Последние на деле оказываются основополагающими:

  1. Денежный вопрос. Не каждому по карману поступить в юридический ВУЗ или просто учиться в другом городе, оплачивая общежитие, проезд, питание. Если все же хотите исполнить заветное желание, попробуйте устроиться на работу официантом или подрабатывать репетиторством.
  2. Место рождения. Если родились в сельской местности, это не значит, что здесь предстоит прожить всю жизнь. Выбор за вами, подготовьте родителей к мысли о переезде в город, вам потребуется их материальная поддержка.

Помогает ли школа определиться с профессией

Не всегда школа и учителя являются проводником между талантом подростка и тем, кем он станет в будущем. Многие учебные заведения до сих пор пропагандируют советскую методику обучения, исключающую творчество, индивидуальность, непохожесть на других.

Учителю важно, чтобы дети послушно сидели на уроках и качественно выполняли домашнее задание.

Что скрывается за каждым ребенком, им узнавать некогда, да и не хочется. А если еще и родители строгих правил, школьник напрочь забывает о собственных желаниях и умениях, превращаясь в робота, который делает только то, что он должен делать.

В итоге получаем детей, которым сложно мыслить нестандартно. Их научили нравиться другим и действовать в обозначенных рамках.

Но только возникают трудности – учащийся растерян, и уже не в состоянии принять решение. Такие люди становятся хорошими исполнителями.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 4 по 10 декабря - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Они трудятся на работодателя, не задавая лишних вопросов, ими легко манипулировать, ведь такие труженики даже не задумываются над собственными целями и планами.

Чтобы уйти от навязанного способа мышления, психологи рекомендуют каждый день, вставая с постели, задавать себе простой вопрос: что бы я мог сделать, чтобы стать сегодня счастливее? Пропишите на листе бумаги собственные приоритеты. Если с желаниями сложно, напишите список, с чем в жизни вы не хотите сталкиваться и как не желаете жить. Это может стать отправной точкой в открытии себя и того, кем хочется стать.

Как можно хорошо сдать ЕГЭ по физике

Надеемся, наша статья поможет открыть потаенные грани вашей души и станет полезным руководством к действию.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

Источник: http://VuzyInfo.ru/sovety/kak-mozhno-ponyat-kem-xochesh-stat.html

Кем стать: четыре способа выбрать профессию

Если муки поиска «Кем стать?» не дают тебе покоя, предлагаем ознакомиться со способами, как выбрать профессию. Они подойдут тем, у кого ещё есть целый год-два в запасе, и тем, кто стоит на пороге вступительной кампании 2019.

Семья и выбор профессии

Зачем далеко куда-то ходить, если рядом с тобой находятся близкие люди, готовые помочь и поддержать. Расскажи родителям, что тебе больше всего нравится и кем ты хочешь стать.

Запишите несколько вариантов профессий и посмотрите, в каких учебных заведениях есть такие специальности.

Выделите с родителями вечер-два, чтобы разузнать ситуацию в грядущую вступительную кампанию: проходные баллы прошлых лет, план приёма и конкурс на специальности, условия обучения. Занесите все данные в небольшую таблицу, чтобы было легче сравнивать.

Если важно пройти на бюджет, продумайте схему поступления и запасные варианты на всякий случай. Кстати, условия и цифры приёма удобно смотреть в каталоге учебных заведений Адукар. А всю информацию по вступительной кампании и новости образования читай в разделе «Все материалы».

Как понять, кем хочешь стать? - Студенческий порталЧтобы не сомневаться в своём выборе, изучи подробнее нужную специальность. Полезно будет ознакомиться со статьями в рубрике «Профессии» на сайте Адукар, посмотреть фильмы или почитать книги о них

Школьная профориентация

«Я б в строители пошёл, пусть меня научат…» — с этих слов уже начинается минимальная работа по выбору профессии. Школьные утренники, викторины, мероприятия, внеклассные часы вносят свою лепту в познание мира профессий.

Если у тебя есть знакомый учитель, мнение которого для тебя важно, посоветуйся с ним, на что обратить внимание в поиске призвания. Всё-таки преподаватель учит детей не первый год, имеет больший жизненный опыт и лучше ориентируется в ситуации на рынке труда.

Кстати, если хочешь узнать, как обстоят дела в университетах, полезно изучить самые популярные и самые редкие специальности белорусских вузов.

Как понять, кем хочешь стать? - Студенческий порталНе знаешь, с какой стороны подойти к выбору профессии? Изучи список статей Адукар по этой теме — узнаешь много полезных советов

Выбор профессии онлайн

Если родительской поддержки недостаточно, чтобы сделать решающий выбор, на помощь приходят профориентационные тесты в режиме онлайн. В интернете полно сервисов, которые помогают определить подходящую специальность.

Например, на сайте Адукар есть восемь тестов для выбора профессии: по темпераменту, предмету деятельности, IQ, типу личности, интересам и так далее.

Пройди их, запиши результаты, сравни — и найдёшь свою профессию или хотя бы подсказку, в каком направлении двигаться.

Государственные и частные образовательные центры

Если не можешь выбрать профессию самостоятельно, существует ещё один способ — обратиться за помощью к специалистам. При учреждениях образования и в частных центрах работают психологи-профориентологи, которые помогают абитуриентам определиться, кем они хотят стать во взрослой жизни.

В образовательном центре Адукар это можно сделать за четыре шага: психологическое тестирование — онлайн-беседа — личная консультация — рекомендации. Психолог с 25-летним стажем поможет понять, чего хочет абитуриент, выбрать профиль обучения и профессию.

Анна Исаенко — психолог-профориентолог образовательного центра Адукар, ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества и соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»

Поэтому, если тебе скоро подавать документы в вуз или колледж, а ты понятия не имеешь, куда и на кого пойти учиться, заглядывай на консультацию в образовательный центр Адукар. У тебя ещё есть время, чтобы сделать правильный выбор!

***

Источник: https://adukar.by/news/kem-stat-chetyre-sposoba-vybrat-professiyu

Как студент становится студентом?

Абитуриентам, которые усиленно готовятся к поступлению и к экзаменам, очень хочется поскорее это все преодолеть и стать наконец-то студентами.

Как понять, кем хочешь стать? - Студенческий портал

Однако возникает вопрос, а когда же человек может полноправно заявлять, что он студент. У многих на этот счет мнения расходятся, так как для каждого человека это становится каким-то определенным событием. 

Когда человек становится студентом

Вообще, формально мы становимся студентами определенного ВУЗа с момента выхода приказа о зачислении. Конечно же, такой официальный подход не может дать человеку того самого понимания начала нового этапа своей жизни под названием студенчество. 

Советуем почитать: Как сдать первую сессию?

Чаще всего все документы утверждаются без ведома учащихся, значит, и дату этого события точно никто особо не знает.

Многие утверждают, что поняли, что они стали студентами, после того как увидели себя в списках поступивших. Такой момент показался некоторым важным и волнующим, и уже после этого они рассказывали, что теперь они студенты. 

Традиции для тех, кто становится студентом 

Существует немало забавных традиций, которые якобы являются пропускным пунктом в студенческую жизнь. Наверняка вы знаете, что есть и официальное посвящение в студенты. 

Особенно символично оно проходит в медицинских ВУЗах, где будущие врачи впервые надевают белые халаты. На таких мероприятиях произносится клятва студента и вообще все выглядит более чем впечатляюще. 

Однако, кроме этого, нередко старшекурсники устраивают новеньким и собственное посвящение. Обычно в каждом ВУЗе это происходит по-своему, по давно установленным традициям. Где-то есть своя особа клятва, нередко составленная в шутливой форме, где-то будут специальные атрибуты.

Кроме всего этого есть также мнение, которое многие бывшие студенты оспаривают очень яро. Они утверждают, что студентом не может считаться тот, кто не жил в общежитии и не познал всю эту атмосферу веселья и особого уклада быта.

Конечно же, как мы уже сказали раньше, каждый сам для себя должен решить и понять, в какой же момент он почувствовал себя настоящим студентом. Этот момент запомнится на всю жизнь, ведь студенчество – один из самых ярких и веселых периодов, который потом будет вспоминаться со светлой грустью. 

Давайте разберем, как же стать не просто студентом, а хорошим студентом. Ведь это очень важно, чтобы до самого конца оставаться в этом статусе и не покинуть стены своего ВУЗа раньше времени.

Как стать хорошим студентом?

  • Формально стать студентом может абсолютно каждый, но вот хорошим он будет студентом или нет, это уже огромный вопрос. 
  • Конечно же, нужно стремиться стать отличным учеником, ведь даже если эти знания вам потом не пригодятся, то навыки поиска, усвоения, донесения нужной информации останутся и станут вам огромной помощью в будущей карьере и вообще во всей жизни. 
  • Итак, рассмотрим, на что же нужно обратить внимание поступившему в ВУЗ, чтобы стать действительно хорошим студентом.

Самодисциплина является главным залогом успеха

Нередко абитуриенты привыкли к тому, что учителя заинтересованы в их успеваемости, так как хотят, чтобы они хорошо сдали ЭГЕ и не портили статистику, родители тоже постоянно следят за учебой. 

А вот при попадании в ВУЗ ситуация кардинально меняется. Если ты не выучил тему, то преподавателю легче поставить тебе двойку, чем разбираться, почему это произошло или, тем более, стараться объяснить тебе тему. 

Советуем почитать: Студенческая жизнь на самом деле

Когда такой пристальный контроль пропадает, появляется вероятность появления проблем с учебой именно из неумения самого себя заставлять учиться и следить за своей успеваемостью. И вот здесь и нужно научиться самодисциплине и организованности

Хороший студент умеет сам себя замотивировать для того, чтобы сесть за учебу и изучить материал, не откладывая это на потом.

Умение планирования своего времени

Даже самый прилежный и способный ученик без этого навыка будет иметь проблемы с учебой. Всегда нужно уметь правильно распланировать свой день так, чтобы времени хватало и на учебу, и на быт, и на отдых. 

Те, кто этому не научился, часто имеют много долгов, которые они вынуждены отрабатывать в конце семестра. Если вы не умеете делать все вовремя, то тогда придется учиться сразу много и интенсивно. Конечно же, качество знаний при этом очень сильно страдает.

Умение адаптироваться в социуме

  1. Этот навык дается некоторым с большим трудом, однако он стоит того, чтобы преодолеть стеснительность и внутренние зажимы.

     

  2. Порой лучше всего отвечает не самый умный или подготовленный, а тот, кто вовремя успел поспрашивать у своих знакомых:
  3. * какие дополнительные вопросы любит задавать тот или иной преподаватель;
  4. * что нужно посмотреть особенно внимательно при подготовке.

     

Те люди, которые хорошо со всеми общаются, всегда имеют готовые шпаргалки, ключи к тестам, тетради с полностью готовыми лабораторными работами. Поэтому хороший студент имеет достаточно знакомых, чтобы не отставать от жизни.

Навык активного слушания лекций является очень важным

Нередко студенты не любят ходить на лекции, а даже если и приходят туда, то пропускают все мимо ушей. Это очень плохо, ведь большую часть информации, которая понадобится потом на экзамене, можно получить, просто послушав лекцию и кратко её законспектировав. 

Как понять, кем хочешь стать? - Студенческий портал

  • Секрет заключается в том, что при этом подключается сразу несколько каналов восприятия, ведь вы 
  • * слушаете;
  • * пишите;
  • * видите, если лектор делает записи на доске или показывает интерактивную презентацию. 
  • Немного уделив этому время и внимание, вы потом можете гораздо меньше времени тратить на учебу дома.

Умение правильно отдыхать

Если вы постоянно будете только сидеть за учебниками, то поверьте, через какое-то время такой напряженной учебы ваши ресурсы иссякнут, и, как бы вы ни старались, все равно придется отдыхать. 

Именно вопросы рационального отдыха тяжелее всего даются тем, что только начал получать высшее образование. В этом деле очень легко и переусердствовать под видом отдыха, запуская все свои дела. 

Советуем почитать: Жить с родителями или в общаге?

Найдите лично для себя наиболее рациональный режим, посмотрите, после каких видов деятельности вы чувствуете себя лучше всего и когда ваша работоспособность и желание учиться выше, чем обычно. Правильный релакс позволит вам сохранить свое здоровье и настрой на получение новых знаний.

В чем разница между школьником и студентом?

Студент может почувствовать себя в новом статусе уже в тот момент, когда к нему перестают относиться как к ребенку. В школах учителя чаще всего воспринимают своих учеников как маленьких несмышленышей, которые пришли к ним еще совсем детьми. 

А вот в университете или другом учебном заведении к учащимся относятся как к будущим специалистам и коллегам. Это может мотивировать и ободрять, но чаще всего это несет груз ответственности за самого себя и за учебу. 

Чаще всего, нельзя рассчитывать на те поблажки, которые давались в школе, ведь преподаватели по большей части привыкли общаться со взрослыми людьми.

Еще одним немаловажным отличием школьника от студента является осознание то, для чего нужна учеба. При обучении в школе никому не приходит в голову подумать о том, чтобы все бросить. 

Школьники, несмотря на все нежелание учиться, всё равно понимают, что им никуда не деться. А вот ситуации, когда подросток поступает в ВУЗ, а потом из него уходит, потому что понимает, что это не его призвание, нередкие. В последние годы их частота стремительно растет. 

И даже родители не смогут особо помешать, если студент решил бросить всё. Студент учится потому, что знает, что ему это нужно. Даже если он не планирует работать по специальности, то хочет хотя бы иметь высшее образование, чтобы в случае необходимости можно было предъявить диплом.

Давайте обобщим, чтобы наглядно увидеть, в чем же отличия в учебе студента и школьника.

Самостоятельность

Самостоятельность подростка возрастает очень сильно не только в организационных момента, но и в учебе. В школе каждая тема всегда обсуждалась с учителем, а в ВУЗе очень много чего дается на самостоятельную проработку. 

То есть ученик должен сам во все вникнуть и понять, а преподаватель просто оценивает усвоение материала и может немного подкорректировать представления о теме. В школе же разжевывается более детально, поэтому учиться однозначно легче.

Отсутствие постоянного контроля над текущей успеваемостью для студента может быть опасной ловушкой. Ведь школьники привыкли, что если в течение семестра учитель не трогает его, то у него все хорошо. В высших учебных заведениях нередко преподаватель начинают требовать что-то от своих студентов только перед сессией и во время её сдачи.

Материал

Между общеобразовательной школой и ВУЗом огромный разрыв в виде объемов материалов, которые нужно изучать. Студент должен адаптироваться к тому, что за более короткий период времени нужно выучить больше материала. 

Школьник превращается в полноценного студента, когда за ночь может осилить то, что в школе разбиралась бы целую четверть.

Информация 

Вся необходимая информация у школьников есть в учебниках. А вот студентам приходиться искать её по крупицам из совершенно разных источников. Хороший студент всегда знает, где и что лучше почитать, чтобы хорошо усвоить тему и при этом не тратить уйму времени.

Вывод: Студент становится студентом, когда появляется приказ о его зачислении в ВУЗ.

Однако с таким подходом большинство не согласны, поскольку начало студенчества связывают с какими-то сакральными событиями.

Самое частое мнение, что только после успешно сданной первой сессии можно гордо говорить, что ты стал студентом. Иногда хватает только первого пережитого экзамена, это уже решать лично вам.

Теперь вы знаете о том, как студент становится студентом

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. Видеокурс, которому нет аналогов.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/pervokursniku/kak-student-stanovitsya-studentom/

Как понять, кем хочешь стать?

Уже совсем скоро старшеклассникам пора будет подавать списки ЕГЭ по выбору. Фактически это означает — определиться со своей дальнейшей судьбой на ближайшие несколько лет, а в идеале — и на всю жизнь.

Но что делать, если ты все еще не уверен в том, чем хочешь заниматься, если нет никаких идей или, наоборот, их слишком много? «Учёба.ру» дает 9 советов, которые помогут подросткам ответить на главный вопрос.

1.​ Забудьте на время о желаниях близких

Как правило, даже когда вы понятия не имеете, куда поступать, у родственников с этим нет проблем: мама точно знает, что нужно идти в юристы, поскольку это престижная профессия; папа отправляет на физика-ядерщика, как сам всегда мечтал; а бабушка уверена, что не важно куда, главное, чтобы МГУ.

Конечно, они желают вам добра — в их понимании. Однако в таком обилии советов и мнений важно помнить, что это ваша жизнь и проживать ее будете вы, а не мама, папа или бабушка. Сбор мнений — неплохая идея.

Возможно, вам даже подскажут направления, о которых вы и не задумывались. Но чтобы не ошибиться с выбором, в конечном счете важно прислушиваться в первую очередь к себе: к тому, чего вы хотите, любите и умеете.

2.​ Обратите внимание на свои хобби

Говорят, что если превратить любимое дело в профессию, то вам не придется работать ни одного дня. Это, конечно, не совсем верно (в любом деле иногда приходится себя пересиливать), и все же, какими бы ни были ваши хобби, в них можно поискать возможности для дальнейшего профессионального развития.

Здесь главное — это не мыслить слишком узко. Если вы любите рисовать, это не значит, что ваш единственный путь — в вольные художники, а если пишете стихи — в поэты. В первом случае можно также обратить внимание на профессии дизайнера, архитектора, декоратора, аниматора и др.

Во втором — на все, что связаны со словом: от журналиста до сценариста компьютерных игр.

Важно ответить на вопрос: что больше всего вас привлекает в вашем хобби — и отталкиваться от этого.

3.​ Подумайте о том, что вам хорошо дается

Еще один способ определиться — пойти от того, что вам легко дается в школе или на дополнительных занятиях.

Помимо врожденных способностей, которые помогут вам легче других развиваться в рамках выбранного направления, важно, что если вы достигли определенного уровня в какой-то деятельности, вас наверняка что-то подтолкнуло посвятить ей достаточно много времени.

Здесь правило такое же, как и в случае с хобби: постарайтесь понять, что вас привлекает в любимых занятиях и предметах, и опирайтесь на это.

Преимущество данного подхода в том, что определить подходящую для ваших склонностей сферу довольно просто: достаточно пройтись по списку специальностей, в которых необходимы ЕГЭ по вашим любимым предметам, и подумать, не лежит ли душа к какому-то из этих направлений.

4.​ Вспомните, что вам нравилось делать в детстве

Бывает, что человек настолько задавлен мнениями учителей, родителей и сверстников, что все основные и дополнительные занятия выбирает не потому что хочется, а потому что это «правильно» и «так надо». В таком случае предложенные выше советы не помогут, поскольку единственным хобби может быть ненавистное фортепьяно, а лучше всего даваться — насильно вдолбленная репетиторами математика.

Тут можно обратиться к тому, что увлекало в детстве, когда чужое мнение еще не довлело над вами. Поначалу такой подход может показаться бессмысленным, однако в реальности люди именно в детстве проявляют свои интересы и склонности лучше всего.

Если вы, скажем, могли часами играть с домашними животными, притаскивали домой бездомных кошек и собак, возможно, стоит обратить внимание на профессию ветеринара; если уже в пять лет вы умели разбирать и собирать часы и магнитофон, задумайтесь об инженерных специальностях, и т. д.

5.​ Замахнитесь на мечту

В детстве все рассказывают, как будут врачами, космонавтами и актерами, однако со временем подобные идеи исчезают, и мы начинаем мыслить более реалистично.

Но что если на время забыть про это и обратиться к самым несбыточным желаниям? Подумайте о том, что всегда было интересно, но на что вы никогда не решались.

Здесь тоже лучше всего работает гибкий подход: стать космонавтом по-настоящему сложно, но можно пойти в авиакосмический вуз и изучать космонавтику с другой стороны; профессия актера требует не только специфических навыков, но и определенного склада характера, однако «попасть в кино» можно очень по-разному: стать продюсером, режиссером, сценаристом, гримером, костюмером, администратором, создателем декораций и т. д. Если вы начнете искать информацию по профессии мечты, то найдете множество различных вариантов, благодаря которым, возможно, выясните, что желание не так уж и недостижимо.

6.​ Представьте свой идеальный день

Помочь определиться с выбором, особенно когда вы разрываетесь между несколькими направлениями, поможет такое упражнение: возьмите лист бумаги или откройте программу текстового редактора и как можно подробнее запишите, каким мог бы стать ваш идеальный день: чем вы занимаетесь, где живете, с кем общаетесь, по какому графику живете. Не нужно себя ничем ограничивать, можно добавлять все, включая замок на берегу моря. Главное здесь — последующий анализ. Посмотрите, как и с кем проходит ваш идеальный день — это поможет определиться с базовыми потребностями. Например, если в нем вам необходимо вставать к обеду, нужно искать профессии, в которых возможен фриланс. Если в вашем дне вы постоянно общаетесь с людьми, стоит подумать о специальностях, связанных с частой коммуникацией с другими. Разобрав свой день подобным образом и выбрав из него самое важное, вы сможете определить свои приоритеты и отсеять то, что вряд ли подойдет: например, работу по жесткому графику или в полном одиночестве.

7.​ Посмотрите на перспективные профессии будущего

Речь не идет о «престижных» профессиях экономистов и юристов, которые десятилетиями навязывают выпускникам, и даже не о востребованных сейчас инженерных специальностях, про которые тоже много говорят.

В современном мире все меняется так быстро, что к моменту окончания вуза профессии, находящиеся сейчас на пике, могут не только перестать быть популярными, но и вообще исчезнуть. Поэтому стоит обратить свой взгляд в будущее.

Дизайнеры одежды, напечатанной на 3D-принтере, IT-генетики и космогеологи — ученые уверены, что скоро эти профессии станут весьма актуальными. Возможно, именно они вас вдохновят.

8.​ Займитесь профориентацией

Профориентация — отличный инструмент, о котором многие почему-то забывают, когда дело доходит до выбора места учебы. Даже банальные тесты могут натолкнуть вас на интересные мысли.

А в рамках полноценного исследования специалисты не только достаточно точно определят ваши сильные и слабые стороны, интересные и неинтересные вам области, но и проанализируют полученные данные и, после разговора с вами, дадут довольно разностороннюю оценку.

Подобный результат может оказаться отличным подспорьем или подтверждением того, о чем вы и так в глубине души знали.

9.​ Попробуйте дело на практике

Даже если вам кажется, что вы отлично понимаете, что собой представляет та или иная профессия, смотреть со стороны и действительно работать — совершенно разные вещи.

При столкновении с реальностью может выясниться, что адвокаты чаще занимаются не блестящими выступлениями в суде, а штудированием тонн документов; геологи отправляются в экспедиции раз в несколько месяцев, а остальное время, как и все, сидят за компьютерами и т. д.

Хороший вариант — попробовать дело на практике.

Это поможет избежать дальнейшего разочарования или, наоборот, рассеет все сомнения относительно будущей работы, либо же, в случае, когда вы не можете выбрать между несколькими направлениями, позволит определиться. Попроситесь в стажеры или даже «мальчики на побегушках» — часто даже крупные компании не против взять новичков на безвозмездной основе.

Источник: Учеба.ру

Источник: https://intalent.pro/article/kak-ponyat-kem-hochesh-stat.html

Пройти тест на профессиональную ориентацию

Методика предназначена для выбора профессии в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации как подростков, так и взрослых.

Для выполнения теста нужно ответить на ряд простых вопросов, касающихся ваших предпочтений. Вопросы будут показанны один за другим и на каждый вопрос будет предложенно два варианта ответов. Вы должны выбрать только один из них.

Для того чтобы выбрать ответ достаточно просто нажать на него.

Вы уже проходили тестирование ранее

Показать результаты

Приступить к тестированию

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию. Вероятно, Вы – человек мечтательный, лиричный, добрый. Любите животных, растения, вообще живую природу.

Умеете чувствовать “настроение” пейзажа, времени года. Для Вас природа – живое, одухотворенное существо. Вы предпочитаете уединяться в каком-нибудь живописном уголке. Скорее всего, у Вас дома есть домашние животные.

Неудивительно, если Вы немного пишете стихи и всегда с удовольствием перечитываете в книгах описание пейзажей.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Профессия данного типа подходит Вам, если Вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если Вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если Вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки. У Вас технический склад мышления.

Любимые предметы – математика и физика, в свободное время возитесь с различными механизмами. Знаете практически все модели автомобилей. По характеру такой человек немногословен, предпочитает сразу же приступить к делу, любит ручной и физический труд.

Вы сдержанны, основательны в своих поступках и решениях.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);
  • материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность. 

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если Вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п.

Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации. Можно предположить, что Вы склонны к уединению. Предпочитаете кропотливый труд – проведение сложных расчетов, занятие кодированием.

Любите рассуждать на абстрактные темы.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите создавать. Это все творческие специальности. Вы – человек эмоциональный, увлекающийся, часто действуете по настроению, импульсивно. Мечтательны, любите фантазировать.

Может, владеете музыкальным инструментом, рисуете, пишете стихи, увлекаетесь моделированием одежды, дизайном. Такие люди любят модно одеваться, стараются придать своей внешности блеск, артистичность, оригинальность.

В жизни не любят однообразия и уныния, всегда стремятся наполнить ее особым смыслом.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек художественный образ» является:

  • художественный образ, способы его построения, его роли, элементы и особенности.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей. 

Профессии данного типа подходят Вам, если Вы – человек общительный, активный, живой и подвижный. У Вас много друзей, Вам нравится бывать в компаниях.

Вы наблюдательны, умеете понимать характеры людей, их настроения, знаете, как вести себя в той или иной ситуации, как разрядить напряженную атмосферу, уладить ссору между друзьями.

Вам интересно размышлять о том, какие внутренние причины лежат в основе того или иного поступка знакомого человека, какие цели он перед собой ставил, чего добивался. Вы умеете установить психологический контакт с собеседником, поддержать интересную беседу.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

Источник: http://nmc-it.mari-el.ru:8999/?module=prof_test

Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь?

На вопрос отвечает Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических наук, консультант по карьере и профориентации.

У нас спрашивают взрослые и дети: «Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь?» и «Не знаю, как выбрать профессию?». Что эти люди имеют в виду? У них много интересов и трудно выбрать между ними? Или совсем нет никаких интересов? И это две разные проблемы. Здесь мы говорим о первой. А для вторых — читайте «Как выбрать профессию, если ни к чему не тянет?»

Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.

По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.

От чего же зависит выбор профессии?

Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.

Как выбрать профессию самому

Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии. Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии. Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях.

Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди.

И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.

Помощь в выборе профессии (профориентация)

Я помогаю выбрать профессию старшеклассникам или сменить профессию взрослым. Делаю я это за 2 часа. А вы должны подготовиться. Пройти мой вопросник и приготовить работы, если они есть.

В результате вы получаете не список профессий, а одну такую, к которой вы способны и к которой лежит ваша душа. И, конечно, список хороших учебных заведений.

Тут помощь взрослым, а тут помощь школьникам.

Источник: https://www.profguide.io/faq/kak-vibrat-professiu-esli-ne-znaesh-chego-hochesh.html

Вовлечь и осознать. Как студенту стать успешным и что для этого может сделать университет

2035: in progress > Ликбез

23.01.2020

Артем Ганжа/Платформа НТИ

Что такое успех в современном мире и как его достичь? Могут ли университеты влиять на успешность своих студентов? Какой должна быть эффективная образовательная среда? И как формировать осознанное отношение к своей траектории развития? Эти и другие вопросы обсудили российские и зарубежные эксперты в области образования на организованной Университетом 20.35 панельной дискуссии «Вовлеченность и осознанность студентов как ключ к успеху», состоявшейся в Сколтехе 16 января. Ntinews.ru приводит основные тезисы. 

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35:

– На самом деле вузы уже сегодня готовят человека к жизни. И большинство образовательных программ так или иначе с этим успешно справляется. Как показывает практика, человек легко меняет профессию в течение жизни, делает это сразу после выпуска из университета. Это значит, что мы готовим его к развитию. Давая ему высшее образование, мы делаем гораздо больше, чем берем на себя формально, обозначая задачи образовательной программы.

 

Артем Ганжа/Платформа НТИ

Можно ли сделать еще больше? На что должны быть направлены изменения вузовской системы? Как понять, что университет поменял свою образовательную программу или подход к обучению правильно? Вроде бы очевидно: если мы готовим тех людей, которые способны развиваться в течение всей жизни, менять направление деятельности, обучаться, строить свою траекторию развития, то надо в университете создавать условия для того, чтобы человек это пробовал, чтобы он осваивал непростой навык определения своей траектории развития, принятия решений о том, что в текущей деятельности он неэффективен и ему следует освоить что-то новое. Это большой барьер, и для большинства людей преодолеть его в реальной жизни, особенно когда от этого зависит жизнь семьи, сложно.  Можно как минимум дать право выбора и сделать так, чтобы человек понимал ответственность и последствия выбора своей образовательной траектории. В какой доле это делать и насколько это повлияет на компетенцию студента к последующему саморазвитию – вопрос. С этим нам надо работать.  «Основные изменения, которые произойдут в системе высшего образования, заключаются в том, как создать в университете среду, в которой человек может принимать решения о своей траектории развития, может делать это осознанно, может пользоваться всеми возможностями университета и всей системы образования и выстраивать свой образовательный путь в пределах даже образовательной программы. А еще лучше – оставаться с университетской системой дальше, развиваться в течение всей жизни». Для студентов есть одно необходимое условие: чтобы они осознанно принимали решения о своей траектории развития. Это вовлеченность в деятельность. Если человек не работает, если у него нет проекта, нет деятельности, для которой ему необходимо развитие и освоение новых компетенций, получение новых знаний, предельно сложно принимать об этом решения. Часто нет оснований и мотивации к получению знаний. Поэтому изменения, которые могут произойти в университетах, – это включение студентов в проекты, в профессиональную деятельность и последующее открытие для них образовательных возможностей, которые часто могут выходить за пределы университета. Если построение траектории находится в привязке к деятельности, которой занимается студент, то мы можем четко отследить, смог ли он в этой деятельности реализовать себя, смог ли получить новый опыт деятельности, освоить новый навык или применить новые знания.  У университета появляется понятная логика управления средой развития. Университет понимает, какие студенты и насколько включены в деятельность, насколько у них сформирован образовательный запрос на определенные шаги в их траектории. Дальше вуз может управлять средой, чтобы количество вовлеченных студентов, студентов, которые осознано принимают решения о шагах развития своей траектории, было максимальным. Тем студентам, которые пройдут такой путь, будет проще не только осваивать новые навыки, но и принимать решения относительно изменения своей профессии и перестраивать траектории в соответствии с этим решением. Построить образование в конкурентной среде достаточно просто, поскольку человек все время получает обратную связь, что он хуже кого-то. Когда мы говорим о персонализации обучения, где каждый готовится к своему набору компетенций, все становится сложнее, поскольку не с кем сравнивать: никто такой же деятельностью впрямую не занимается. Единственное, к чему мы смогли прийти за два года экспериментов, – это к тому, что человек должен в кооперационной модели оценивать результаты своего обучения. 

  • Бен Нельсон, основатель и генеральный директор Minerva:

Университет 20.35 предлагает каждому обучающемуся оценить свой шаг развития. Если он прошел какой-то курс или только начал его обсуждать, он оценивает прирост своих знаний и навыков. Фактически это рефлексивная оценка, направленная в сообщество тех, кто учится примерно в том же направлении. Она становится тем самым цифровым следом, который мы в Университете 20.35 используем и который позволяет другим учиться лучше, быстрее и эффективнее. Это происходит, потому что вы уже внесли некоторый вклад в кооперацию, связанную с развитием людей в определенной области. Так возникает универсальный подход к мышлению о своем развитии, который позволяет быстро двигаться не только в некоторой области, но в принципе быть эффективным в своем развитии, поскольку происходит оценка и фиксация результативности каждого шага. Это необходимый элемент для того, чтобы персональные траектории развития в университетах были эффективными, системными и давали людям компетенции, связанные с их собственным развитием. Есть ли у нас принципы, на основе которых мы должны принимать решения относительно того, в какую сторону наше пространство трансформировать? В этой части мы еще не научились работать с данными, хотя здесь они лежат на поверхности. Если нам нужна вовлеченность обучающихся, если мы умеем ее мерить, то можно проводить хоть каждую лекцию эксперименты, как ее повысить. В цифровом пространстве для этого есть бесконечные возможности – поменяли интерфейс, способ коммуникации между участниками и увидели, что вовлеченность повысилась. Одна из самых интересных компетенций современного университета – уметь трансформировать свое пространство, чтобы обеспечивать вовлеченность обучающихся.  Когда мы проводили «Остров 10-22», пространство Сколтеха позволяло людям постоянно входить в новые коммуникации, а коммуникации приводят к формированию новых команд, проектов, к тому, что человек понимает, что в этом пространстве он может сделать бесконечно много, вовлекаясь в деятельность. Современным университетам нужно управлять своим пространством в динамике, отталкиваясь от того, как в нем протекают не только образовательные активности, но и в целом жизнь студентов и преподавателей.  – Сегодня основная проблема в следующем: восемнадцатилетний студент не представляет себе, кем он хотел бы быть, в США есть такая статистика. К примеру, из 100 восемнадцатилетних абитуриентов, которые хотят быть врачами, поступают в вуз и начинают изучать соответствующую программу, а затем работают по специальности только пятеро. У нас в 20 раз больше людей, которые считают, что обязаны пойти в университет, чтобы получить выбранную профессию, хотя на самом деле им это не нужно.

Артем Ганжа/Платформа НТИ

Много времени потребуется, чтобы эта структура изменилась. В краткосрочной перспективе необходимо реформировать университеты, а не надеяться, что вузы сами исчезнут или что-то произойдет само собой.  Если посмотреть на американские университеты 100 лет назад, они выглядели иначе. В течение первых трех лет обучения у студентов не было никакого выбора относительного того, что они изучают. Они изучали историю, философию, математику, естественнонаучные дисциплины, латынь, древнегреческий. Только в конце бакалавриата они могли выбирать, в какую сторону дальше развиваться. Программа была очень жесткой. 50 лет назад студенты взбунтовались против этой системы и потребовали возможность сделать учебные планы более гибкими и право самим выбирать, что изучать. У студентов должна быть свобода, а у свободы – направление, инфраструктура, интеллектуальный язык, с помощью которого студенты могли бы делать осмысленный выбор. Для наших студентов мы используем самые современные технологии. И нам не хотелось бы, чтобы возникла ситуация, когда деньги, которые идут на образование детей или стипендии, тратились бы на что-то ненужное. Мы верим в эффективную инфраструктуру, а не роскошную.

Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University, вице-президент международной ассоциации менеджмента CEEMAN:

– Университет – это не про то, чтобы дать профессию. Университет – это то, что подготовит к жизни. Студентам надо помочь раскрыться. Поэтому у нас на первом курсе есть обязательный курс «Дизайн жизни». Студент должен сказать, чем он хочет заниматься, почему и что для этого сделает.

Артем Ганжа/Платформа НТИ

Мы должны помочь понять, что в жизни на первом месте, а что – на втором. Предлагаем такие курсы, как «Дизайн мышления», «Предпринимательство», – курсы, позволяющие раскрыть креативные способности.  У нас с этого года открылась Лаборатория счастья. Мы все ориентированы на успех, а нужно быть ориентированным на счастье.  Сейчас в жизни должны быть три культуры: техническая, гуманитарная, деловая. Когда вы заканчиваете вуз, у вас должно быть два диплома, обязательно перекрестные. Тогда появляются «отмычки к жизни», вы можете освоить любую профессию, у вас есть коммуникативные навыки и предпринимательские идеи. «У меня есть мечта – читать лекции для родителей. Когда учатся дети, я вижу проблему в их воспитании, то есть родители дали неправильные установки и продолжают это делать. Дети всегда умнее родителей. Ребенок, который родился, необыкновенно умный. В три года это пытливый ребенок. Школьное образование усредняет всех. В вуз приходит уже успокоившийся человек, который не хочет менять мир. Нам надо не допустить этой успокоенности». Если вы любите детей, вы будете хорошим учителем. Если не любите – исковеркаете ребенка. Надо давать возможность ребенку пробовать. Университеты должны создавать пространство для экспериментов. Но при этом надо видеть все поле образования по ширине, глубине и даже 3D и 4D.  У нас есть обязательный предмет на первом курсе – Service Learning, или «Обучение служению». Учащийся может выбрать социальное учреждение – детский сад, школу, больницу, делать в нем что-то как волонтер бесплатно. А потом сдавать экзамен: выбираешь команду и защищаешь проект по улучшению этого учреждения.

Кит Стивенсон, первый проректор, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Сколтеха:

– В настоящее время многие университеты стремятся к обновлению за счет децентрализации и диверсификации. Таким вузам принято присваивать уровень 2.0 или 3.0. Вместо традиционных факультетов по специальностям в таких университетах практикуются междисциплинарные программы, в которых могут быть задействованы преподаватели и студенты из любой страны мира, а финансирование образовательных программ может осуществляться при участии сразу нескольких университетов-партнеров. 

Артем Ганжа/Платформа НТИ

Считается, что такой подход позволяет не только проводить модернизацию образовательных учреждений, но и учитывать особенности нового поколения студентов – «цифровых аборигенов». Это люди, которые работают и учатся по-другому, совсем не так, как предыдущие поколения, поскольку с раннего детства осваивают современные технологии и имеют неограниченные возможности для общения со сверстниками по всему миру. Они постоянно на связи. Они хотят немедленной отдачи. Глядя на таких студентов, понимаешь, что они готовы взяться за любое дело, даже если пока не имеют необходимой для этого подготовки.

Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:

– Такты получения нового знания и его применения стремительно сокращаются. Чем чаще эти такты проявляются, тем лучше. В связи с этим возникает много разных способов подготовки, такие как learning by doing, проектный метод подготовки. Все управленческие методы – от Scrum до Agile – сокращают время. В образовательном процессе это будет необходимостью.

Артем Ганжа/Платформа НТИ

Процесс образования становится фоновым. Все меньше осознанного процесса познания, все больше познания, обусловленного какой-то целью.  Скорее всего образовательный ландшафт будет наполняться устройствами, специализированными помощниками, дополняющими отсутствие у человека способности конструировать собственную траекторию. И единицы людей будут эту систему дорабатывать. Самый яркий и видный образовательный процесс – это подготовка чемпионов. Она строится по принципу взаимной зоны развития. Если есть достаточно людей, заинтересованных в одном сегменте зоны развития, то надо просто быть лучше другого. И сообщества, где есть такая признанная зона развития, начинают обрастать «агрессивными» студентами. Эти студенты хотят развиваться и занять место в пищевой цепочке. И магия в том, что они действительно занимают это место. Действительно выталкивают «старых». Куда деваются «старые»? Они уходят вперед.

Марина Киселева

#Образование, #Университет «20.35»

Источник: https://ntinews.ru/in_progress/likbez/vovlech-i-osoznat-kak-studentu-stat-uspeshnym-i-chto-dlya-etogo-mozhet-sdelat-universitet.html

Ссылка на основную публикацию