Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза — студенческий портал

В этом году российские вузы получили более 96 тыс. заявок на обучение от иностранных граждан. Первые итоги вступительной кампании 2017/2018 предоставило RT Россотрудничество. Число желающих учиться в нашей стране более чем в шесть раз превысило количество выделяемых государством квот.

В ведомстве отмечают, что несколько лет подряд фиксируют рост интереса к обучению в российских вузах. Большинство иностранцев учатся на платной основе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

По словам ректора РУДН Владимира Филиппова, среди вузов по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые приносят прибыль и университетам, и стране.

Во время вступительной кампании 2017/2018 от иностранных граждан поступило более 96 тыс. заявок на обучение в России.

Согласно установленным государством квотам, на бесплатное высшее образование ежегодно могут претендовать не более 15 тыс. иностранцев.

Таким образом, число заявок в этом году более чем в шесть раз превысило количество доступных бюджетных мест. Такие данные RT предоставило Россотрудничество.

На сегодняшний день для учёбы в российских вузах уже отобраны более 12 тыс. иностранных граждан из 180 государств. Абитуриентам, которые успешно сдали экзамены, но не смогли набрать нужно количество баллов для попадания в квоту, предложили платное обучение. 

В Россотрудничестве отметили, что уже несколько лет подряд наблюдается рост интереса иностранцев к обучению в нашей стране, причём как на бюджетной, так и на платной основах. По сравнению с прошлым годом количество желающих учиться в России выросло на четверть — в кампанию 2016/2017 учебного года, по данным на август, было подано более 70 тыс. заявок.

Также по теме

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал Студент и гражданин: Госдуме предлагают упростить для иностранных студентов получение паспорта за успехи в учёбе

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Математическая вертикаль: у детей разбудят спящие способности - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В Государственную думу поступило предложение упростить процесс получения гражданства иностранными студентами российских вузов, которые…

Дёшево и комфортно 

Чаще всего в Россию приезжают абитуриенты из стран СНГ, в частности Казахстана. Граждане этой страны по международному договору не обязаны проходить процедуру признания аттестата о среднем образовании.

Также обучением в России интересуются в Китае, Вьетнаме, Монголии и Индии. За последние несколько лет выросло число абитуриентов из Сирии.

Связано это с тем, что три года назад в местных школах русский язык стал обязательным для изучения, сообщил RT заместитель директора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки Александр Арефьев.

Он выделил несколько основных причин роста спроса на российское образование.

«Во-первых, в странах СНГ, а именно оттуда приезжают больше всего студентов, сокращается число вузов, где можно обучаться на русском языке.

К тому же из-за разницы валют, начиная с 2014 года, обучаться у нас стало очень выгодно. В среднем это обходится в 3-4 раза дешевле, чем в США или Европе.

При этом значительно улучшились социально-бытовые условия для студентов и увеличилось количество англоязычных программ», — констатировал эксперт.

Арефьев предположил, что очень важную роль в популяризации отечественного образования сыграло и то, что за последние десять лет в стране резко сократилось число случаев проявления национализма и расизма.

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

Сириец Терк Гайс, студент-второкурсник медицинского факультета РУДН, рассказал, что планировал поступать в российский вуз с раннего детства. Любовь к нашему образованию ему привил дядя, который учился здесь ещё во времена СССР. Молодой человек утверждает, что ни разу не пожалел о своём выборе.

Также по теме

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал Юность и будущее: в России пройдёт Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

В октябре в Сочи состоится XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Его участники — молодые люди со всего мира — попытаются…

«Россия — одна из красивейших стран мира, здесь комфортно. К тому же сейчас между нашими странами дружеские отношения. В моём желании поступать меня поддержала семья.

Раньше здесь учился мой дядя, который всегда рассказывал о качестве российского образования. Потом в РУДН поступила и моя сестра.

К сожалению, я окончил школу раньше, чем в сирийских школах ввели русский, и учил язык на подготовительных курсах перед поступлением. Русский язык очень сложный, и учиться на нём непросто», — говорит студент.

Он добавил, что, несмотря на возможные трудности с поиском работы после окончания вуза, планирует остаться в стране.

Для некоторых студентов решающим фактором в выборе страны для обучения становится язык. Студентка МГУ им. М.В. Ломоносова Марго рассказала RT, что приехала в Россию из Китая как раз из-за любви к русской речи.

«Всегда хотела учить русский язык. Он интересный и красивый. Но поступить в университет было сложно, особенно учитывая, что до поступления я учила язык всего год. Вступительные экзамены — история и русский. Было тяжело, но я сдала.

Сейчас я учусь на факультете мировой политики, это курс опять же на русском языке — для иностранца это очень трудно, но интересно. Изначально сложно было и в обычной жизни. Что-то объяснить, куда-то пойти — страшно», — поделилась девушка.

При этом она отмечает, что ещё не определилась, останется ли в России после обучения или вернётся домой.

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

По данным Министерства образования, сейчас в России обучаются около 300 тыс. иностранцев. В Россотрудничестве отмечают, что в основном они выбирают гуманитарный профиль, в частности, большой популярностью пользуются языковедение и литературоведение, но в то же время растёт спрос и на технические специальности.

За «платных» иностранцев 

Лидером по количеству учащихся из других стран, что вполне закономерно, является Российский университет дружбы народов (РУДН). Ректор вуза Владимир Филиппов рассказал RT, что среди учебных заведений по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые в основном учатся на платной основе и приносят немалую прибыль и вузам, и государству.

Также по теме

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал Учебная миграция: в Минобре рассказали, студентов из каких зарубежных стран больше всего в вузах России

Казахстан уже несколько лет является лидером по числу студентов, обучающихся в российских вузах. В 2015—2016 академическом году в…

«Во многих странах мира статья доходов от иностранных студентов является одной из очень важных в национальном бюджете. Например, для Австралии это третья по объёму статья дохода.

Студенты не только оплачивают обучение, но и тратят деньги на проживание. Это существенные суммы и, конечно, конкуренция увеличивается. Университеты борются за то, чтобы улучшить свои показатели в международных рейтингах.

Поэтому особенно ценно, что спрос на российское обучение сейчас растёт», — считает глава РУДН.

По его словам, сегодня Россия входит в десятку государств с наибольшим количеством студентов-иностранцев.

Ректор отмечает, что на государственном уровне реализуется целый ряд программ, призванных в ближайшее время значительно улучшить эти показатели.

В частности, речь идёт о приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который предполагает развитие дополнительных образовательных программ для школьников-иностранцев, будущих абитуриентов.

В утверждённом паспорте проекта говорится, что в случае успешной реализации к 2025 году количество иностранных учащихся в российских вузах достигнет 710 тыс. человек, а прибыль университетов от их обучения вырастет с 84 млрд рублей до 373 млрд.

Также в ближайшее время планируется упростить правила въезда и выезда иностранных студентов, трудоустройства и стажировок во время их обучения в России. По словам главы Ассоциации иностранных студентов в России Аду Яо Никэзы, нынешние нормы серьёзно осложняют жизнь студентов из-за рубежа.

«Кроме теории, которую дают российские вузы, нужна практика, стажировка, до которой иностранцев часто не допускают. Это важная составляющая полноценного обучения.

Есть и другая проблема: срок действия учебной визы длится всего год. Каждый год студент должен стоять в очереди и проходить различные процедуры. Кто не успел — штраф, выдворение.

Не решены проблемы с медицинской страховкой и трудоустройством, чтобы мы могли подрабатывать», — пояснил он.

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

  • © Sergey Kovalev/Global Look Press

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya

Программа «Набор иностранных студентов в приоритетных странах экспорта российского образования»

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

29 ноября 2018 года в Северо — Кавказском институте-филиале РАНХиГС стартовала двухдневная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в рамках модуля «Набор иностранных студентов в приоритетных странах экспорта российского образования».

Программу повышения квалификации проходят руководители и специалисты международных служб образовательных организаций высшего образования СКФО. В их числе представители вузов Ставропольского края, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики.

С приветственным словом к участникам обратилась заместитель директора Северо-Кавказского  интститута  РАНХиГС Алтынай Аджикова, которая отметила  важность выработки комплекса мероприятий по продвижению российского образования на международном рынке образовательных услуг и росту числа иностранных граждан в российских образовательных учреждениях.

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий порталВ первый день обучения участники программы познакомились с современными подходами к рекрутингу иностранных студентов, изучили  основные методы и формы набора иностранных студентов, рассмотрели  организацию приемной кампании в российском вузе: календарный план, контрольные цифры приема, маркетинговую стратегию. Также были приведены маркетинговые исследования приоритетных стран приема и  особенности набора студентов.Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

Лекции-визуализаци для участников программы провела Гульнара Краснова,  главный научный сотрудник Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС. Она акцентировала внимание аудитории на задачи поставленные Президентом РФ.

Число иностранных студентов, приезжающих в Россию в соответствии с проектом по продвижению отечественного образования за рубежом, к 2025 году должно увеличиться в два раза. «Потребуются усилия всех служб института. Предстоит полная перестройка в образовательном процессе, не избежать изменений в материально-технической базе, обязательно возникнет вопрос адаптации.

Также нужно понимать современные тенденции и реалии в вопросах рекрутинга»,- отметила эксперт.

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

«Основной задачей англоязычного сайта института является  выстраивание содержательной коммуникации с зарубежными целевыми группами. Многие сайты российских университетов вполне продвинуты. Однако их наполнение на английском языке оставляет желать лучшего», — резюмировала Гульнара Краснова.

В рамках модуля «Набор иностранных студентов в приоритетных странах экспорта российского образования» участникам предстоит ознакомиться с итогами приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», рассмотреть лучшие практики вузов по набору иностранных студентов. А также сдать очный письменный экзамен по итоговой аттестации.Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

Обучение проводится за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на повышение квалификации работников системы образования в 2018 году.

Справочно: В рамках реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.05.

2017 № 6) Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ проводит повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Источник: http://ski.ranepa.ru/sobytiya/novosti/programma-nabor-inostrannyh-studentov-v-prioritetnyh-stranah-eksporta-rossijskogo-obrazovaniya

Медведев предложил экспортировать российское образование :: Экономика :: РБК

Образование в России должно стать статьей экспорта и привлечь новых талантливых специалистов. Для этого правительство планирует смягчить миграционные законы для иностранных студентов и создать для них комфортные условия

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

Дмитрий Медведев ( Дмитрий Астахов / ТАСС)

Экспорт российского образования должен стать национальной задачей, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев во вторник на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, передает корреспондент РБК.

«Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность заработать для университетов, прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширений культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться», — подчеркнул Медведев.

По его словам, речь идет о глобализации российского образования, и в ближайшие годы конкуренция за иностранных учащихся во всем мире будет усиливаться.

Президиум совета сегодня утвердил паспорт нового приоритетного проекта по экспорту образования. Власти ставят задачу увеличить количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, в три раза — с 220 тыс.

человек в 2017 году до 710 тыс.

в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должно вырасти с 1,1 млн человек до 3,5 млн, сообщили в департаменте проектной деятельности правительства.

По прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов в мире уже к 2025 году может превысить 7 млн человек, а объемы международного рынка образовательных услуг — «это миллиарды долларов», рассказал премьер.

«Американская высшая школа зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее правительство США», — отметил Медведев. Он также подчеркнул, что в США образование является пятой по значимости статьей экспорта.

Россия занимает четвертое—пятое место в мире по экспорту услуг, указал премьер, уступая США, Великобритании, Франции, Германии и Австралии, и делит позиции с Канадой. «В этом смысле наши возможности имеются, но их нужно наращивать», — отметил Медведев.

России в мировой статистике нет

Не ясно, что имел в виду Медведев под приведенными цифрами, но по общему экспорту услуг Россия занимает место в мировом третьем десятке с показателем $50,5 млрд, а экспорт российских образовательных услуг не фигурирует ни в статистике ЦБ, ни в оценках международных торговых институтов.

Банк России составляет свою статистику на основе международной расширенной классификации услуг EBOPS, а там образовательные услуги можно найти в основном в категории «Поездки», частично — в категории «Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха».

Представитель Банка России сообщил, что у ЦБ нет статистики по экспорту российского образования, и посоветовал обратиться в Минобрнауки.

Лидерами по оказанию образовательных услуг иностранцам являются США ($35,8 млрд), Австралия ($14,1 млрд), Канада ($4,6 млрд), Япония ($2,4 млрд), Новая Зеландия ($2,3 млрд), Италия ($1,1 млрд), следует из данных Международного торгового центра (ITC) за 2015 год. Сейчас выручка от экспорта российского образования составляет около 70 млрд руб. в год, следует из справки к проекту (как получена оценка, не сказано), цель — увеличить ее более чем в пять раз, до 373 млрд руб. к 2025 году.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/30/05/2017/592d4f6a9a79471d54c0c2f7

Экспорт образования — новая программа правительства России

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

На основании решения Правительства «О приоритетном проекте «Экспорт образования»» Минобрнауки подготовлен перечень из 39 ВУЗов, которым предстоит первыми начать реализацию данного проекта. Предполагается, что в период с 2017 по 2025 годы в России произойдет существенный приток иностранных студентов.

Правительство Российской Федерации утвердило дорожную карту по приоритетному проекту правительства об экспорте образования, заявила глава Минообрнауки Ольга Васильева в кулуарах восточного экономического форума во вторник, 5 сентября 2017 года.

Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года – во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы:

  • совместных образовательных программ
  • программ на английском языке,
  • развивать онлайн-образование для иностранцев,
  • образовательные туристические маршруты
  • летние программы обучения для иностранцев,
  • а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Также в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую приём и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек.

Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Читайте также:  Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - студенческий портал

В правительстве надеются на увеличение доходов от экспорта российского образования — поступление денег должно вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд руб. в 2025 году.

В реализацию проекта власти готовы вложить 5 млрд руб. Впервые идея об экспорте российского образования была озвучена премьер-министром Дмитрием Медведевым в мае 2017 года. Менее, чем через пять месяцев проект приобрел законченные формы предложен к внедрению.

Источник: https://obrmos.ru/go/go_vys/Articles/go_vys_39.html

Экспорт образования начинается со школы

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза - Студенческий портал

В майском указе Президента России поставлена задача увеличения количества иностранных студентов к 2024 году не менее чем в два раза. Для ее решения необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон, а также создание всемирно узнаваемых брендов Russian International School и Russian Science School, заявил президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников в ходе экспертной дискуссии «Развитие экспорта образования».

Дискуссия состоялась 16 января на Гайдаровском форуме-2020 «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», партнером которого является Группа компаний «Просвещение».

Открывая дискуссию, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков отметил, что еще три-четыре года назад тема экспорта образования в нашей стране воспринималась как экзотика. Теперь же это один из приоритетов государственной образовательной политики. Развитые страны конкурируют за иностранных студентов, и это важная статья экспортного дохода.

Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования РФ, подчеркнула, что иностранным студентам в России необходимо обеспечить не только качественное обучение, но и достойную социализацию. Старший президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич сделал акцент на обеспечении комфортных условий их жизни и учебы в России.

В Томской области и Пермском крае предстоит построить современные межвузовские кампусы с использованием механизмов государственно-частного партнерства – в ближайшее время будет подана частная концессионная инициатива.

Кампусы будут представлять собой современное образовательное пространство со жилыми корпусами, спортзалами, коворкингами, столовыми.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин рассказал, что в 1991 году, когда этот регион был закрытым, иностранцев там не было вообще, теперь же в томские вузы приезжают учиться студенты из 93 стран.

Он подчеркнул, что их привлечение – это не только возможность влияния на ситуацию в других странах с помощью «мягкой силы», но и бизнес. «Я как руководитель региона буду этот бизнес продолжать», — заявил он.

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский добавил, что наличие иностранных студентов в вузе позитивно влияет и на их российских сверстников, получающих опыт общения в международной среде.

По мнению Татьяны Клячко, директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, основной контингент студентов, которых реально привлечь в Россию, — из Азии и Африки. При этом очень важна популяризация российского образования за рубежом, так как основной источник информации – «сарафанное радио».

Президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников подчеркнул, что экспорт образования начинается со школы. Российским вузам нужны хорошо подготовленные и мотивированные студенты, поэтому их отбирать стоит еще в то время, когда они учатся в школах в своих странах.

Михаил Кожевников напомнил, что группа компаний обладает опытом сотрудничества и интеграции образовательных программ с большинством стран СНГ, ведет там работу по оснащению школ и обучению учителей.

Особый интерес учителя и дети проявляют к российским методикам обучения математики, физике, химии, биологии.

Одновременно «Просвещение» способствует тому, чтобы во время учебы в школе потенциальные студенты получали информацию о том, что представляет собой российское высшее образование сегодня.

По мнению президента группы компаний, для успешного экспорта образования нужны узнаваемые бренды. Таковыми могут стать Russian International School (изучение русского языка) и Russian Science School (изучение математических и естественнонаучных дисциплин).

Кроме того, для решения задачи, поставленной в майском указе, необходимо формирование централизованной системы, интегрирующей весь накопленный в нашей стране опыт по экспорту образования. Министерства и ведомства, вузы, институты развития, «Просвещение» как образовательный интегратор должны консолидировать свои усилия в этом направлении, считает Михаил Кожевников.

Источник: https://prosv.ru/news/show/5616.html

Экспорт образования

Российские вузы и колледжи имеют почти 4% иностранных студентов (225 тыс. человек). При этом меньше 0,8% россиян получает высшее образование за границей. Формально ситуация напоминает США и Великобританию, которые также выигрывают от «притока мозгов».

Если рассмотреть ситуацию более детально, то позитивная тенденция характерна для бакалавриата (больше 10% иностранцев), но становится обратной в СПО и на более высоких уровнях образования. Среди аспирантов иностранных граждан всего 5%, в то время как в развитых странах — больше 20%.

Таким образом, приток в Россию человеческого капитала через образование слабо затрагивает два наиболее важных для экономики сектора: квалифицированные работники со средним профессиональным образованием и молодые исследователи.

Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает сопоставимых доходов. Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает 18 млрд долларов в год — Россия менее 1 млрд долларов. Повышению качества и росту количества иностранных студентов

России мешает неоптимальная структура иностранных студентов, отсутствие гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых иностранных магистрантов и аспирантов. Серьезным препятствием является и нехватка кон-курентоспособных условий проживания и учебы даже в ведущих университетах.

Россия опоздала к началу формирования рынка глобальных образовательных продуктов, что создает риски доминирования даже в нашей собственной стране цифровых образовательных ресурсов крупных иностранных провайдеров и массо-вых онлайн-курсов иностранных университетов.

Россия имеет неплохие стартовые позиции на формирующемся глобальном рынке университетского онлайн-образо-вания, но в основном — благодаря инициативе нескольких ведущих университетов.

«До 100 миллиардов долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт».Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года

  • создание условий для массового привлечения иностранных студентов, платеже-способных и с хорошим образовательным потенциалом, через:
  • o создание современных миграционных процедур, системы тьюторского сопровождения образовательных траекторий иностранных студентов от этапа на-бора до выхода на рынок труда, предоставление гражданства России успешно окончившим аспирантуру, постоянного вида на жительство — магистратуру ведущих российских университетов;
  • o запуск комплекса маркетинговых программ и сети агентств, включая специ-альные программы в развивающихся платежеспособных странах;
  • специальные грантовые программы для привлечения талантливых иностранных студентов на уровень магистратуры и аспирантуры в приоритетных технологических областях в партнерстве с российскими технологическими компаниями и научными центрами;
  • повышение в ведущих вузах доли профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава со знанием английского языка до 90% и 50% соответственно;
  • стимулирование создания и развития российскими университетами массовых от-крытых онлайн-курсов на глобальных платформах, таких как Coursera, EdX и т. д.;
  • грантовую и организационную поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов, включая массовые экзамены, учебные программы, образовательно-развлекательные сервисы и платформы;
  • строительство новых и модернизацию действующих кампусов ведущих вузов в соответствии с мировыми стандартами;
  • гранты зарубежным ученым и исследовательским командам, покрывающим в том числе проживание семьи, с целью их привлечения в международные исследовательские центры и центры превосходства, созданные на базе ведущих вузов.
  • Повысится предложение рабочей силы по особенно дефицитным направлениям для российской экономики
  • Вырастут доходы от экспорта образования

На реализацию проекта необходимо 797 млрд руб., из которых 302 млрд руб. — разовые расходы:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Итого за весь
период
Млрд руб. 11,72 138,16 146,90 156,17 166,25 177,33 796,54

Начиная с 2025 года доходы от реализации проекта превышают бюджетные инвестиции.

Ежегодное введение 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема талантливых иностранных граждан потребует 2 млрд руб. в 2019 году, 4 млрд руб. в 2020 году, 5 млрд руб. в 2021 году, 7 млрд руб. в 2022 году, 8 млрд руб. в 2023 году, 10 млрд руб. в 2024 году.

Стимулирование (20-процентная надбавка от уровня средней заработной платы по экономике) знания английского и иного иностранного языка (с целью работы с ино-странными студентами) для не менее чем 1/3 учебно-вспомогательного персонала вузов, принимающих иностранных студентов в 2020 году, потребует 37 млрд руб., 42 млрд руб. в 2021 году, 46 млрд руб. в 2022 году, в 2023 году 51 млрд руб., в 2024 году 56 млрд руб..

Выделение грантов на конкурсной основе для создания и продвижения онлайн-про-дуктов для учащихся всех возрастов на иностранных языках (онлайн-курсов, обра-зовательных онлайн-игр, комплексов облачных ресурсов массовых онлайн-курсов), в том числе на глобальных платформах Coursera и EdX. Всего понадобится по 3 млрд руб. в 2019–2020 годах, по 4 млрд руб. в 2021–2023 годах, 5 млрд руб. в 2024 году.

Строительство кампусов и общежитий потребует 302 млрд руб., из которых 232 млрд руб. пойдет на строительство 5 кампусов и 70 млрд руб. на строительство 25 обще-житий вместимостью 3 тыс. мест.

Расширение практики использования онлайн-курсов и других глобальных ЦОР по-зволит вузам получить дополнительные доходы от их реализации в размере от 2 до 15 млрд руб. к 2024 году. Рассчитанный объем финансирования также позволит обе-спечить 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема иностранных граждан.

Предоставление 2000 грантов на исследования с целью привлечения зарубежных молодых ученых и их исследовательских команд в центры превосходства для 2 тыс.

ученых исходя из стоимости 1 гранта 15 млн рублей, включающей затраты на проживание семьи ученого. Всего на привлечение зарубежных ученых необходимо 161 млрд руб.,из которых 30 млрд руб. в 2020 году, 31 млрд руб.

в 2021 году, 32 млрд руб. в 2022 году, 33 млрд руб. в 2023 году, 34 млрд руб. в 2024 году.

Повышение привлекательности российского образования для иностранных студентов, возможность качественного онлайн-обучения увеличит поток и платных студентов, что позволит нарастать доходы системы в рассматриваемый период до 35 млрд руб.

Повышение привлекательности образовательных услуг для иностранных студен-тов позволит привлечь в систему образования до 300 млрд руб. в 2024 году.

Риски отказа от проекта

При отказе от реализации этого проекта российский экспорт потеряет как минимум 1% своего объема. Более того, Россия недополучит 100 тыс. высококвалифициро-ванных и мотивированных специалистов, что не позволит компенсировать выпа-дающую рабочую силу в связи со старением населения и растущим демографическим вызовом.

Потери для экономики будут особенно существенными, учитывая мультипликативный эффект от расходов иностранных студентов на проживание, питание и досуг в стране. Еще одним потерянным источником доходов станет сокращение внебюджетных поступлений в вузы за счет оплаты сертификатов о прохождении онлайн-курса обучающимися из-за рубежа.

Будут ослаблены инструменты укрепления международных позиций России через «мягкую силу».

Источник: https://www.hse.ru/twelve/part10

В наших вузах сегодня — 240 тысяч иностранных студентов. будет в три раза больше

В программу «Экспорт образования», рассчитанную на срок до 2025 года, вошли 39 вузов. Перед университетами стоит серьезная задача — увеличить число иностранных студентов в три раза.

Где мы возьмем столько? Зачем строить в общежитии бассейн и ресторан? Чем плох Шанхайский рейтинг? Что общего между Салтыковым-Щедриным и инженерным факультетом? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Филиппов, ректор РУДН — одного из вузов, которые вошли в программу.

Владимир Михайлович, в наших вузах учатся 240 тысяч иностранных студентов. Через восемь лет их должно быть больше семисот тысяч. Где их найти?

Владимир Филиппов: 700 тысяч иностранных студентов должны учиться не только в этих 39 университетах. Речь идет в том числе и о дистанционном образовании, и о дополнительном образовании для иностранцев — выпускников российских вузов.

Наши выпускники уезжают повышать квалификацию в европейские страны и обучаются работать уже на другом оборудовании и по другим технологиям, фактически переучиваясь.

Если мы хотим, чтобы какие-то отрасли, например, атомная энергетика, оборонка, ориентировались на наших иностранных выпускников, мы должны создать условия для повышения квалификации.

Кто будет оплачивать им учебу или станем учить бесплатно?

Владимир Филиппов: К сожалению, пока у нашего бизнеса нет такой культуры и средств, чтобы переобучать выпускников-иностранцев. В отличие от частных западных компаний. Поэтому для некоторых отраслей, думаю, нужны и государственные стипендии тем, кто к нам поедет.

Также нужно вести работу среди наших компаний и объяснять, что оплата учебы, прежде всего, это вложения в свой рынок. Еще один источник — иностранные компании. Сотрудник, получивший сертификат, принесет компании больше прибыли. Будут и люди, которые сами заплатят за учебу.

Но взрослый человек не поедет на курсы в другую страну, если ему придется жить в комнате общежития на 3-4 человека. В РУДН готов проект строительства Института повышения квалификации для выпускников российских и советских вузов на тысячу человек.

Это будет современное здание на территории РУДН с хорошими аудиториями, рестораном, бассейном. Группы будут маленькие, по 10-15 человек. В год планируем набирать примерно 70 групп.

Надо себя продвигать, делать сайты вузов не только на русском и английском языках, но и на всех языках ООН

Допустим, я окончила не РУДН, а Воронежский госуниверситет. Смогу я к вам приехать?

Владимир Филиппов: Мы должны принимать на переобучение выпускников любых российских вузов. В РУДН разработано 1600 программ дополнительного образования. Такая многопрофильность позволяет предлагать и междисциплинарные программы.

Но надо знать, что будет востребовано на этом рынке, понимать, в каких странах каких специалистов ждут. Первый проректор РУДН сейчас находится на Мадагаскаре, где много наших выпускников — специалистов горной промышленности.

Может быть, они станут одними из первых слушателей института. В Ливане, Иордании есть наши выпускники-медики и у них есть потребность в повышении квалификации. Мы поняли это по выездным конференциям и семинарам.

Может быть, другим вузам необязательно открывать большой институт, но программы дополнительного профобразования для иностранных выпускников у них быть должны.

Что надо сделать нашим вузам, чтобы вместо Мюнхенского технологического или Хельсинкского университетов студент выбрал Бауманку или РУДН?

Владимир Филиппов: Когда меня на одном из съездов ректоров в очередной раз пытались критиковать за введение системы бакалавров и магистров, на сцену вышел ректор Челябинского госуниверситета Герман Платонович Вяткин и обратился к президенту: «Мы, конечно, лучшие в мире в области высшего образования, но плохо, что они там за рубежом об этом не знают».

У нас хорошее образование по соотношению цена — качество, тут мы конкурентоспособны. Я недавно встречался с ректором Университета города Сальвадор. Инженерное образование в этом вузе стоит 10 тысяч долларов в год. У нас — 3-4 тысячи.

Но нам надо активнее себя продвигать, сравнивать наши и западные вузы по уровню образования и рассказывать студентам, что рейтинги построены в основном на принципах науки, и количества нобелевских лауреатов.

А студент, может, ни разу за время учебы ни одного лауреата и не увидит.

Как себя продвигать? Первое: надо делать сайты вузов не только на русском и английском языках, но и на всех языках ООН — это русский, английский, французский, испанский, арабский, китайский. Второе: надо создавать студентам нормальные бытовые условия.

И не так, чтобы в хорошем общежитии жили иностранцы, а российских селили абы куда. Все это отталкивает людей. Третье: ректорам стоит активнее выступать на международных конференциях и семинарах. К сожалению, наша беда в том, что многие руководители вузов не знают английского.

У меня два языка — английский и французский, я часто выступаю на разных мероприятиях и вижу, как мало ректоров там бывает.

Извините, можете назвать тех, кого видите на международных конференциях?

Владимир Филиппов: Ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, ректора Академии госслужбы Владимира Александровича Мау, ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова.

Много ездят ректоры Санкт-Петербурского университета Николай Михайлович Кропачев, Томского политеха и госуниверситета Петр Савельевич Чубик и Эдуард Владимирович Галажинский.

С трудом наберется 10 ректоров из 900.

РУДН сейчас строит общежитие. В какую сумму обойдется стройка?

Владимир Филиппов: Примерно 700 миллионов, 350 миллионов — наши деньги, а еще половину надеемся получить от минобрнауки. У нас сейчас 14 корпусов, будет пятнадцатый. Общежития приходится строить раз в пять лет — благодаря ЕГЭ постоянно растет число иногородних студентов.

У нас стал проседать инженерный факультет… Мы уволили всех 200 преподавателей и объявили новый конкурс

С рождения ЕГЭ прошло почти 20 лет. Откройте секрет: кто его все-таки придумал? Вы?

Владимир Филиппов: Впервые проблема была обозначена на Всероссийском съезде работников образования в Кремле в январе 2000 года. Пять тысяч делегатов согласились, что есть серьезные проблемы: школам нужен единый измеритель знаний.

Читайте также:  Роман поликарпов: -мы будем говорить с вами о вич, и у нас есть хорошие новости - студенческий портал

Уже после съезда, во время проработки решений, появилась идея соединить выпускной и вступительный экзамены. А название ЕГЭ родилось, когда мы обсуждали этот вопрос с Ярославом Ивановичем Кузьминовым и Виктором Ивановичем Болотовым.

И в докладе на Госсовете в августе 2000 года уже звучало слово «ЕГЭ».

ЕГЭ приняли, бакалавриат и магистратуру одобрили, аспирантуру переводим на полный день. Что дальше?

Владимир Филиппов: Надо поднимать качество образования, вкладываться в оборудование для вузов, инфраструктуру, больше приглашать на работу иностранных преподавателей.

Но им платить надо, как на Западе — не 50 тысяч рублей, а 5 тысяч долларов.

Владимир Филиппов: Помните, у Салтыкова-Щедрина есть фраза: «Они сидели и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном не меняя». Такого быть не может. Хотим что-то изменить — надо платить зарплату. И нашим российским преподавателям удвоить и иностранным, конечно, платить больше, если мы хотим, чтобы были для нас образцом.

Чтобы не ректор сказал нашим преподавателям: «Работайте лучше!», а приехавший коллега. В РУДН пока всего 1,4 процента иностранных преподавателей, это 25 человек, а надо 190. Мы поставили себе такую задачу в «дорожную карту» до 2020 года. Объявляется свободной ставка доцента — ты выноси ее на общий конкурс, и к тебе приедут и индус, и китаец, и араб, и преподаватель из Европы.

1600 программ дополнительного образованипя предлагает РУДН

Вы легко расстаетесь с людьми, которые не очень соответствуют своим должностям в вузе?

Владимир Филиппов: Это как хирургическая операция. Иногда ее затягиваешь, но потом все равно приходится резать… В какой-то момент у нас по показателям стал проседать инженерный факультет.

Закончилось это тем, что мы уволили всех 200 преподавателей и объявили новый конкурс. Сорок процентов ушли из университета. Среди них были и те, кто учил меня.

Да, они проработали 30-40 лет, но они не соответствовали современным требованиям. Претензий было много.

Есть в России нехорошая привычка: люди, которые защитили кандидатскую диссертацию, пытаются тащить свою тему диссертации до конца жизни. А нужна другая культура — готовности к резким переменам в жизни. На западе ребенок часто меняет школу и учится привыкать к новым коллективам.

В России пока низкая мобильность и в перемещении, а значит, и в идеях. Все новое приживается с трудом. Возьмите хотя бы аккредитацию выпускников-медиков.

Иностранцы не обязаны ее проходить, потому что все равно будут сдавать трудный экзамен в своих странах на право заниматься практикой. Но многие соглашаются пройти аккредитацию в России и получить сертификат.

А наши российские студенты недовольны: почему экзамены принимают не их вузовские педагоги? Но не должен принимать экзамен тот, кто учит. Иначе экзамен обесценивается. У нас не все это понимают.

Источник: Российская газета

Источник: https://www.informio.ru/news/id14614/V-nashih-vuzah-segodnja-240-tysjach-inostrannyh-studentov-Budet-v-tri-raza-bolshe

Иностранных студентов умножат на два

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект, который позволит иностранным студентам, обучающимся в России, работать без специальных разрешений. В Госдуме считают, что это поспособствует увеличению числа иностранных студентов в России.

Эксперты считают текущее законодательство, разрешающее иностранным студентам работать только в своих вузах, одним из факторов, сдерживающих развитие образовательного экспорта РФ.

В целом в вузах положительно оценивают инициативу, но при этом надеются, что она не повлияет на учебный процесс.

Законопроект, внесенный председателем Госдумы Вячеславом Володиным и председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко, предусматривает возможность для иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских государственных вузах, работать в свободное от учебы время без получения соответствующего разрешения. Сейчас студенты—граждане других государств могут работать только в течение каникул и только в организациях, в которых они обучаются. В случае принятия закона иностранные учащиеся смогут получить работу на основании трудового или гражданско-правового договора.

«Такие иностранные студенты имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу.

Оно выдается согласно сокращенному перечню документов и без учета квот на выдачу упомянутого разрешения.

Работодатели и заказчики работ освобождены от обязанности иметь разрешение на привлечение и использование указанной категории иностранных работников»,— уточняется в пояснительной записке.

Вячеслав Володин в ходе обсуждения законопроекта отметил, что новые правила позволят «увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в наших вузах и профучилищах».

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров заявил “Ъ”, что считает законопроект «своевременным»: «Мы не должны ставить в неравные условия российских и зарубежных студентов. Закон поможет устранить несправедливость и подготовить более квалифицированных специалистов, а также даст возможность иностранным студентам сделать выбор в пользу российских предприятий»,— считает он.

Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ ЛЭТИ Анастасия Минина, комментируя инициативу, отметила, что «на сегодняшний день иностранным студентам довольно сложно устроиться даже на практику»: «Иногда вузы включаются в решение проблемы, устраивают студентов к себе в лаборатории. Большие сложности возникают у ребят с устройством на практику на предприятия реального сектора, которые в перспективе готовы принять их на работу»,— сказала она “Ъ”.

Проректор по социальным коммуникациям БФУ им. И. Канта Ефим Фидря отмечает, что уровень материального благосостояния семей иностранных абитуриентов «может быть очень разным», и для них «было бы важно иметь возможность зарабатывать в период обучения, тем более что они и так довольно часто получают достаточно много предложений о работе, прежде всего в языковых центрах.

Сейчас законной процедуры их трудоустройства нет». Проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Арсеньев считает, что «нововведение будет способствовать привлечению большего числа иностранных студентов в российские вузы», но «главное — поддерживать баланс и не забывать про учебный процесс»,— заявил он “Ъ”.

Начальник отдела международного рекрутинга Новосибирского госуниверситета Ольга Кузнецова отмечает, что многие иностранные обучающиеся — «достаточно взрослые, особенно на уровне магистратуры и аспирантуры», и им «важно иметь возможность обеспечивать себя во время обучения в России». Часто еще на стадии подачи заявки на обучение иностранные абитуриенты интересуются возможностью работы на время обучения, говорит госпожа Кузнецова.

Проректор ТГУ по международным связям Артем Рыкун заявил “Ъ”, что отсутствие возможности для работы было «одним из факторов, сдерживающих развитие образовательного экспорта РФ». «Наша целевая аудитория — не самые богатые студенты.

Многие хотели бы работать для того в том числе, чтобы оплачивать образование.

Хочется надеяться, что местные подразделения МВД, осуществляющие миграционный учет будут способствовать скорой и полномасштабной реализации данной меры»,— отметил он.

В 2018 году по очной форме в российских вузах обучались 210 тыс. иностранцев. Из них, по сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД России, лишь 859 человек воспользовались возможностью получить в установленном порядке разрешение на работу и трудоустроиться.

Как ранее сообщал “Ъ”, количество заявок на обучение в России от иностранных абитуриентов за последний год выросло примерно на 20%.

Самыми популярными среди иностранцев остаются СПбГУ, РУДН и Казанский (Приволжский) федеральный университет; самые популярные направления — медицина, экономика, менеджмент, стоматология и международные отношения. Чаще всего в Россию едут студенты из арабских и других азиатских и африканских стран, а также из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана.

Также за последний год более чем на 10% увеличилось число китайских студентов, обучающихся в российских вузах. Эксперты связывают прирост с увеличением количества краткосрочных программ и квот для иностранных граждан.

Вместе с тем в августе стало известно, что Минобрнауки издало приказ, ужесточающий правила взаимодействия российских ученых с иностранными коллегами и организациями. Приказ вызвал возмущение научного сообщества.

В Минобрнауки тогда заявили “Ъ”, что документ «носит рекомендательный характер», а в Кремле призвали не «создавать излишества» в правилах, но напомнили, что «зарубежные спецслужбы не дремлют и научно-промышленный шпионаж никто не отменял».

Ксения Миронова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4226395

Экспорт российского образования увеличат в пять раз

Объем средств, полученных от экспорта российского образования, должен вырасти более чем в пять раз и составить 373 млрд рублей в 2025 году. Это следует из проекта «Экспорт российского образования», который был утвержден президиумом совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Чтобы повысить привлекательность российских программ обучения среди иностранцев, правительство разработает и внедрит целевую модель деятельности вузов по экспорту образования, в том числе будут созданы международные службы для поддержки зарубежных студентов, которые появятся во всех вузах страны с 2021 года.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, объемы международного рынка образовательных услуг сегодня составляют миллиарды долларов. И Россия — один из лидеров этого рынка: сегодня РФ с Канадой делят шестое место в мире по экспортным услугам в сфере образования. Лидируют США, затем идут Великобритания и Франция, Германия и Австралия занимают четвертое место.

— Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность заработать для университетов.

Прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширение культурных контактов, привлечение в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые, кстати, в ней могут и остаться, а в известной степени и просто выстраивание долгосрочной политики нашей страны, — заявил Дмитрий Медведев.

По прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов в мире к 2025 году может превысить 7 млн человек.

—  Чтобы выиграть в конкуренции с западными вузами, да и с азиатскими теперь, которые не меньший вес имеют, нужно предлагать по-настоящему уникальные программы обучения в тех сферах, где наша наука и технологии лидируют. А такие сферы есть. И в этом смысле многие технологические виды образования — в сфере точных, естественных, инженерных наук — ценятся за границей, — уточнил председатель правительства.

Для решения поставленных задач было определено три основных направления. Во-первых, усовершенствование законодательства, регулирующего вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуру их въезда и пребывания на территории страны. В частности, нужно скорректировать миграционные законы, сделать их более простыми и лояльными по отношению к зарубежным студентам.

Во-вторых, правительство планирует создать консорциум из ведущих вузов, у которых есть положительный опыт в работе с иностранными студентами. К этой работе будут привлечены ведущие российские корпорации, которые активно работают на внешних рынках. 

В-третьих, необходимо проработать вопросы трудоустройства и стажировок на время обучения и каникул, чтобы иностранные студенты могли учиться и жить в нормальных условиях, работать и отдыхать в России.

— Для того чтобы в полном объеме осуществлять экспорт российского образования, нам необходимо подготовить квалифицированные кадры. У нас есть интересные программы, но большая часть из них преподается на русском языке.

У нас в академии есть англоязычная магистратура, и к нам едут иностранцы, но за этой работой стоит огромный труд найти профильных специалистов и экспертов, которые могут преподавать на английском языке.

Правительство ставит перед собой слишком амбициозные планы, — считает декан факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ирина Колесникова

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, вырастет с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025-м, а количество зарубежных слушателей онлайн-курсов отечественных образовательных организаций — с 1,1 млн до 3,5 млн.

  • В России самообразованием занимается только каждый пятый
  • В России стартовала основная волна ЕГЭ
  • Матвиенко предложила увязать «Десятилетие детства» со стратегическими документами

Источник: https://iz.ru/news/720266

Кампус для иностранных студентов планируют построить в Перми к 2022 г. по нацпроекту

ПЕРМЬ, 30 апреля. /ТАСС/. Студенческий городок для 5 тыс. иностранных студентов планируют построить в Перми к 2022 году в рамках реализации проекта «Экспорт образования» (входит в нацпроект «Образование»), сообщили ТАСС во вторник в пресс-службе министерства образования региона.

«В рамках нацпроекта Пермский край планирует подать заявку на строительство современного кампуса, включая студенческие общежития, который будет необходим не только для успешной реализации проекта «Экспорт образования» . Это один из важных факторов развития конкурентоспособности российского образования», — сказал собеседник агентства.

По словам министра экономического развития и инвестиций края Максима Колесникова, сейчас проект строительства кампуса ведется за счет средств инвестора.

По предварительным расчетам, объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей. «Параллельно правительство Пермского края ведет работу с Министерством науки и высшего образования и ВЭБ.

РФ по предоставлению льготного финансирования для такого рода проектов», — сказал ТАСС министр.

Согласно данным на сайте краевого правительства, проект студгородка предусматривает строительство одного учебного и двадцати жилых корпусов и серии спортивно-досуговых объектов — магазинов, кафе, спортивных площадок.

По данным Минобразования, сейчас в Пермском крае обучаются порядка 2,5 тыс. иностранных студентов, из них более 1,3 тыс.

— в Пермском государственном медицинском университете имени Вагнера (ПГМУ), поэтому первую очередь места в кампусе предоставят им.

Как уточнила ТАСС ректор ПГМУ Ирина Корюкина, в медицинском университете на лечебном и стоматологическом факультетах обучаются представители 27 стран, в том числе Индии, Египта, Нигерии, Судана, Сирии, Алжира, Марокко, Германии, Израиля.

По ее словам, планируется, что на территории построят также бассейн, столовую, библиотеку, четыре аудитории на 500 мест и 37 стандартных классов для преподавания разных дисциплин.

«Мы ожидаем, что через три года в нашем университете будут учиться 3 тыс. иностранных студентов.

Вопрос строительства кампуса — это современный взгляд на высшее образование, тем более такое престижное направление как экспорт российского образования», — отметила Корюкина.

Задачи нацпроекта

Нацпроект «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года. Его общий бюджет составит почти 784,5 млрд рублей.

Планируется, что в результате реализации проекта будет обеспечена глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Куратором проекта назначена зампредседателя правительства РФ Татьяна Голикова, руководителем — министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Согласно федеральному проекту «Экспорт образования», к 2024 году количество обучающихся в российских вузах иностранных студентов должно быть увеличено в два раза. На проектирование, строительство и реконструкцию студенческих городков в рамках «Экспорта образования» предполагается направить из федерального бюджета 102,2 млрд руб. до 2024 года.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/316789

Образование на экспорт. Иностранных студентов в вузах Тюмени становится все больше

18:14 11.02.2019 3746 просмотров

В Тюмени количество иностранных студентов в рамках проекта «Экспорт образования», возможно, будет увеличено в 2 раза. Напомню, программа стартовала в 2016 году и завершится в 2025 Сейчас в России обучается 300 тысяч молодых людей из-за рубежа. Их них 4 тысячи — в тюменских вузах. Почему иностранцы выбирают российское образование, и легко ли привыкнуть к чужой стране?

Пациенты и студенты-медики из Нигерии и Индии друг на друга пока смотрят с удивлением. Первокурсники еще не знают языка. Легко изъясняться не получается. На производственной практике они впервые.

«Я приехал из Индии в Россию, чтобы учиться. Наш университет — это вообще интересно, потому что мы здесь учим много. У нас учителя и преподаватели, они как друзья. В Индии тоже нормально, там платить дорого будет у нас там», — говорит Францис Нельсон, студент ТГМУ, Индия.

С этого учебного года знать русский иностранцам в медуниверситете вообще не обязательно. До четвертого курса преподавать для них будут на английском. Новую программу ввели, чтобы у иностранцев было больше времени адаптироваться. Выигрывает и университет: вуз сможет принять больше студентов.

«На четвертом курсе они продолжат обучение уже на русском языке, потому что начинаются клинические дисциплины», — рассказал Алексей Ефанов, руководитель Центра международного образования ТГМУ. 

А вот Камиле из Колумбии пришлось целый год до поступления изучать русский язык. В Тюмень ее отправила мама, как в один из самых развитых городов России. Хотя это не первое место, где пыталась учиться девушка.

«Я живу здесь пять месяцев, до этого жила во Владивостоке, но мне не очень понравилось, далеко. Я посмотрела через интернет, что ТюмГУ хороший университет.

Позвонила и спросила, как можно поступить здесь», — поведала Мария Камила Гонсалес Парра.

В ТюмГУ самое большое количество иностранных студентов. Около двух тысяч человек. Здесь действует программа по их адаптации. Приезжие студенты проводят совместные вечера, помогают друг другу в быту.

Координатором ребят из Узбекистана стала третьекурсница Мафтуна. В Тюмень приехала из Ташкента, чтобы в будущем налаживать туристическое сотрудничество двух стран.

Пока не привыкла только к холоду, даже в помещении в берете.

«Единственный минус, да, это холод, но к нему можно тоже привыкнуть, человек ко всему привыкает. Для нас высшее образование стоит на первом месте, поэтому для получения образования неважно, куда мы поедем», — объясняет Мафтуна Исраилова.

Всех студентов по приезду обеспечивают общежитием. Это главное условие иностранцев. Ради образования они готовы многим пожертвовать. Труднее всех приходится вьетнамцам. Не могут привыкнуть к местной еде. «Я часто кушать мясо, овощи, рис, много риса. Но в России, я смотрю только хлеб, очень много», — вздыхает Лам Нгуен Хоант.

И тем не менее, желающих учиться у нас меньше не становится. Через пять лет количество иностранных студентов, по прогнозам Минобрнауки, вырастет в два раза.

«Тюменское время»

Источник: https://sitv.ru/arhiv/news/obrazovanie-na-eksport-inostrannyx-studentov-v-vuzax-tyumeni-stanovitsya-vse-bolshe/

Ссылка на основную публикацию