Егэ по астрономии не будет — студенческий портал

Минобразования России заявило о введении с 1 сентября обязательного изучения предмета

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

У каждой школы есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета.

Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее — в материале «Реального времени».

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива.

В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

ЕГЭ по астрономии не будет - Студенческий портал

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике. Фото petrsu.ru

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  На естественнонаучной олимпиаде российские школьники завоевали шесть золотых медалей - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Егэ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в егэ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го.

Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета.

В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

ЕГЭ по астрономии не будет - Студенческий портал

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого — этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин.

Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу.

Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.

ЕГЭ по астрономии не будет - Студенческий портал

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами — из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды.

Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников.

Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.

Читайте также:  Заочники получают меньше тех, кто учился на очном - студенческий портал

ЕГЭ по астрономии не будет - Студенческий портал

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место.

Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», — говорит завкафедрой.

С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции.

Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта — изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер.

Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/72752-s-1-sentyabrya-v-shkolah-vvoditsya-astronomiya

Возвращение астрономии в школу: «космический» энтузиазм и кадровый голод

Решение Минобрнауки РФ вернуть астрономию в число обязательных школьных дисциплин вызвало воодушевление в научном сообществе и системе образования. Большинство экспертов сходятся во мнении, что возвращение астрономии в школьный курс выводит отечественное образование на более высокий уровень. 

Но если ученые строят радужные планы по обновлению учебников и предлагают креативные методы преподавания, руководство школ озабочено более земными проблемами: после 20 лет отсутствия предмета в программе его оказалось некому преподавать. Своими взглядами на возвращение астрономии в школу и пути решения связанных с этим организационных проблем рассказали опрошенные ТАСС эксперты.

К высоким образовательным стандартам

Мы ждали этого почти 20 лет. Астрономия в школе поможет правильному формированию мировоззрения подрастающего поколения. Человека, понимающего, как устроена Вселенная, как работают законы физики на других планетах, трудно сбить с толку и увлечь каким-то мракобесием, –сказал директор Специальной астрофизической обсерватории (САО РАН) Валерий Власюк.

Расширяя горизонты

Академик РАН Валерий Черешнев считает возвращение астрономии в школу «большим прорывом», так как это одна из важнейших междисциплинарных наук. По его мнению, такое решение Минобрнауки – первый шаг, за которым должно последовать появление других обобщающих широких дисциплин.

  • Мировая наука идет к междисциплинарности, нужно и общество к этому готовить, – убежден академик.
  • Валерий Черешнев полагает, что «перед школой стоит очень сложная задача подготовки учителей астрономии, которые могли бы увлечь ребят предметом».
  • – Это вопрос кадров, кадров и еще раз кадров, – заметил он. 

Возрождение специальности

Некоторые вузы уже начинают адаптироваться к новым запросам. В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) в 2017 году открыт набор студентов на направление подготовки «Физика и естествознание», в рамках которого предусмотрен курс астрономии. 

Выпускники этого направления подготовки смогут преподавать и астрономию. На направление выделено 15 бюджетных мест бакалавриата, 80% уже закрыты в первую волну, – уточнили в вузе.

По словам директора института физики, технологии и экономики (ИФТиЭ УрГПУ) Петра Зуева, институт также готов запустить курсы повышения квалификации для учителей астрономии.

Пройти такие курсы смогут выпускники бакалавриата по физике, желающие преподавать астрономию.

Ранее министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявляла, что курс астрономии, который вводится в школах с 1 сентября 2017 года, не будет заканчиваться сдачей ЕГЭ.

Пресс-служба УрГПУ по материалам ТАСС

Источник: https://uspu.ru/news/astronomiya-kotoruyu-zhdali/

Решу егэ

Задание 24 № 9324

  • Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.
  • Наименование звездыТемпература, КМасса (в массах Солнца)Радиус (в радиусах Солнца)Расстояние до звезды (св. год)
    Альдебаран 3500 2,5 43 65
    Альтаир 8000 1,7 1,7 17
    Бетельгейзе 3600 15 1000 650
    Вега 9600 2 3 25
    Капелла 5000 3 12 42
    Кастор 10400 2 2,5 50
    Процион 6600 1,5 2 11
    Спика 22000 11 8 260
  • Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера.
  • 1) Температура поверхности и радиус Бетельгейзе говорят о том, что эта звезда относится к красным сверхгигантам.
  • 2) Температура на поверхности Проциона в 2 раза ниже, чем на поверхности Солнца.
  • 3) Звезды Кастор и Капелла находятся на примерно одинаковом расстоянии от Земли и, следовательно, относятся к одному созвездию.
  • 4) Звезда Вега относится к белым звездам спектрального класса А.
  • 5) Так как массы звезд Вега и Капелла одинаковы, то они относятся к одному и тому же спектральному классу.

Решение.

1) К красным сверхгигантам относят звёзды с низкой температурой (3000—5000 K) и большим радиусом (200—1500 радиусов Солнца). Бетельгейзе попадает в эту категорию.

  1. Утверждение 1 верно.
  2. 2) Температура на поверхности Проциона (6600 К) больше, чем на поверхности Солнца (6000 К).
  3. Утверждение 2 неверно.

3) Звёзды одного созвездия находятся на небольших угловых расстояниях друг от друга. Расстояния звёзд до Земли не влияют на разбиение их по созвездиям.

  • Утверждение 3 неверно.
  • 4) Рассмотрим фрагмент классификации звёзд по спектральным классам:
  • Спектральный классТемпература, КМасса (в массах Солнца)Радиус (в радиусах Солнца)
    B 10000—30000 18 7
    A 7500—10000 3,1 2,1
    F 6000—7500 1,7 1,3
  • Учитывая массу, радиус и температуру, заключаем, что Вега попадет в спектральный класс A.
  • Утверждение 4 верно.
  • 5) Температуры поверхностей Веги и Капеллы сильно различаются, они относятся к различным спектральным классам.
  • Утверждение 5 неверно.
  • Ответ: 14

Ответ: 14|41

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2018 по физике.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.4.2 Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности

Источник: https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=385

Егэ по астрономии: образовательные каналы в помощь

Версия для печати

некоммерческий образовательный проект о космосе, объединяющий в себе сайт и YouTube-канал. На канале регулярно проходят прямые трансляции космических запусков, публикуются ролики NASA и Европейского космического агентства и собственные ролики канала. Например

Вебкаст от NASA и ESO расскажет нам, какие открытия позволил совершить человечеству запущенный 27 лет назад телескоп имени Хаббла!
Бесконечна ли Вселенная?
Чёрные дыры и физика высоких энергий

Постнаука

У Постнауки конечно же есть отдельный плейлист, посвященный астрономии

Анатолий Засов — Эволюция галактик.
Темная материя — Дмитрий Казаков. Что такое микромир и макромир? Из чего состоит темная материя? И что такое WIMP?
Анатолий Засов — Внегалактическая астрономия. Какова история открытия Туманности Андромеды? И какие общие свойства у всех галактик?
Анатолий Засов — Квазары

Роскосмос ТВ

Официальный канал Телестудии Роскосмоса. Плейлисты: Ученые о космосе (Лекции и интервью) и Интересные факты о космосе, энциклопедии «Космонавты» и «Конструкторы»

Звезда по имени МКС — Документальный фильм телестудии Роскосмоса к 20 летию Международной космической станции.
Млечный Путь столкнется с Андромедой. 
Урок из космоса.Физика невесомости — Совместный проект Роскосмоса и Минобрнауки России. Космонавты с борта МКС рассказывают о проявлении законов физики в условиях невесомости.

Ускоренный курс. Астрономия на канале Узнать

Введение в астрономию. Ускоренный курс. Астрономия. #1 серия

QWERTY

Плейлист Заметки астронома — секреты легендарного пулковского астронома и другие научно-популярные видео

Профессия звездочёт: чем занимаются астрономы на самом деле?
Что, если Земля ускорит вращение в 10 раз?
Теория струн для чайников

Наука 2.0

Плейлисты про космос — Путеводитель по Вселенной, про космос, Год на орбите, Космические факты

Топлес

Плейлист Космос — Сложные вещи простым языком.

Как оттолкнуться от пустоты?

Первый космический — «Космо»

Познавательный канал о тайнах и загадках вселенной

Что происходит, когда планеты встают в ряд?
Что с нами будет на скорости света?
Как летит время во вселенной?

Космос Просто

Видео о космосе простым языком

Как появилась Солнечная система? Почему она “плоская”? Откуда мы это знаем? Небулярная гипотеза
Формы галактик
Великий Аттрактор / Гравитационная аномалия? Что притягивает галактики?

Ridddle

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.» (К. Циолковский)

Планеты на которых «могут жить» люди
Самое опасное явление в космосе
Самая странная планета во всем космосе

Канал Это [Интересно]

Космос — Это [Интересно]!

Сборник Звезды
Сборник Загадки солнечной системы
Сборник — Звезды и жизнь во Вселенной

Vert Dider

Перевод и озвучка научно-популярных материалов.

Почему Земля вертится?
Сколько времени нужно для взрыва сверхновой? [Fraser Cain]
Как попасть в космос без ракеты? [Fraser Cain]

Hubble

Что такое ВСЕЛЕННАЯ на самом деле? (теория струн)

Zемлякова

Плейлист Астрономия на пальцах

Астрономия на пальцах: подвижная карта звездного неба

Источник: https://usperm.ru/publication/ege-po-astronomii-obrazovatelnye-kanaly-v-pomoshch

Астрономия: какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить. Все комбинации ЕГЭ для специальности Астрономия

Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на специальность «Астрономия» в вузы России. Все комбинации ЕГЭ, которые требуются при поступлении на направление с указанием вузов России, в которых нужна эта комбинация и ссылками на них, где вы сможете найти проходные баллы, места и стоимость обучения

Page 2

Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на специальность «Астрономия» в вузы Екатеринбурга. Все комбинации ЕГЭ, которые требуются при поступлении на направление с указанием вузов Екатеринбурга, в которых нужна эта комбинация и ссылками на них, где вы сможете найти проходные баллы, места и стоимость обучения

Page 3

Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на специальность «Астрономия» в вузы Казани. Все комбинации ЕГЭ, которые требуются при поступлении на направление с указанием вузов Казани, в которых нужна эта комбинация и ссылками на них, где вы сможете найти проходные баллы, места и стоимость обучения

Page 4

Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на специальность «Астрономия» в вузы Москвы. Все комбинации ЕГЭ, которые требуются при поступлении на направление с указанием вузов Москвы, в которых нужна эта комбинация и ссылками на них, где вы сможете найти проходные баллы, места и стоимость обучения

Page 5

Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на специальность «Астрономия» в вузы Санкт-Петербурга. Все комбинации ЕГЭ, которые требуются при поступлении на направление с указанием вузов Санкт-Петербурга, в которых нужна эта комбинация и ссылками на них, где вы сможете найти проходные баллы, места и стоимость обучения

Page 6

Карьера после окончания специальности «Астрономия» в вузе Санкт-Петербурга. В целом у каждого человека есть десятки и сотни путей дальнейшего развития. Вопрос в том, как вы сможете применить свои навыки, однако если брать путь в рамках рынка труда, то на этой странице мы попытались его описать

Page 7

Карьера после окончания специальности «Астрономия» в вузе Москвы. В целом у каждого человека есть десятки и сотни путей дальнейшего развития. Вопрос в том, как вы сможете применить свои навыки, однако если брать путь в рамках рынка труда, то на этой странице мы попытались его описать

Page 8

Карьера после окончания специальности «Астрономия» в вузе Казани. В целом у каждого человека есть десятки и сотни путей дальнейшего развития. Вопрос в том, как вы сможете применить свои навыки, однако если брать путь в рамках рынка труда, то на этой странице мы попытались его описать

Page 9

Карьера после окончания специальности «Астрономия» в вузе Екатеринбурга. В целом у каждого человека есть десятки и сотни путей дальнейшего развития. Вопрос в том, как вы сможете применить свои навыки, однако если брать путь в рамках рынка труда, то на этой странице мы попытались его описать

Page 10

  • Комбинация ЕГЭ 1
  • ЕГЭ
  • Математика
  • Русский язык
  • Физика

Специальность Астрономия в вузах Екатеринбурга

Направление ФГОС Астрономия (03.05.01) в вузах (университетах, институтах) Екатеринбурга. Астрономия в нашем каталоге специальностей представлена 1 вариантом обучения в Екатеринбурге. Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть эти варианты.

Узнайте больше о будущей карьере и зарплате выпускников, посмотрите специализации, чтобы выбрать нужный профиль обучения по специальности. Посмотрите профессии, которые вам будут доступны после окончания этого направления в вузе Екатеринбурга.

Читайте также:  Система учительского роста: что ждет педагогов - студенческий портал

Также важно знать комбинации предметов по специальности Астрономия, чтобы сдать правильные предметы ЕГЭ.

Page 11

  1. Комбинация ЕГЭ 1
  2. ЕГЭ
  3. Математика
  4. Русский язык
  5. Физика

Специальность Астрономия в вузах Казани

Направление ФГОС Астрономия (03.05.01) в вузах (университетах, институтах) Казани. Астрономия в нашем каталоге специальностей представлена 1 вариантом обучения в Казани. Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть эти варианты.

Узнайте больше о будущей карьере и зарплате выпускников, посмотрите специализации, чтобы выбрать нужный профиль обучения по специальности. Посмотрите профессии, которые вам будут доступны после окончания этого направления в вузе Казани.

Также важно знать комбинации предметов по специальности Астрономия, чтобы сдать правильные предметы ЕГЭ.

Page 12

  • Комбинация ЕГЭ 1
  • ЕГЭ
  • Математика
  • Русский язык
  • Физика
  • Вступительные

Специальность Астрономия в вузах Москвы

Направление ФГОС Астрономия (03.05.01) в вузах (университетах, институтах) Москвы. Астрономия в нашем каталоге специальностей представлена 1 вариантом обучения в Москве. Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть эти варианты.

Узнайте больше о будущей карьере и зарплате выпускников, посмотрите специализации, чтобы выбрать нужный профиль обучения по специальности. Посмотрите профессии, которые вам будут доступны после окончания этого направления в вузе Москвы.

Также важно знать комбинации предметов по специальности Астрономия, чтобы сдать правильные предметы ЕГЭ.

Page 13

  1. Комбинация ЕГЭ 1
  2. ЕГЭ
  3. Математика
  4. Русский язык
  5. Физика

Специальность Астрономия в вузах Санкт-Петербурга

Направление ФГОС Астрономия (03.05.01) в вузах (университетах, институтах) Санкт-Петербурга. Астрономия в нашем каталоге специальностей представлена 1 вариантом обучения в Санкт-Петербурге. Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть эти варианты.

Узнайте больше о будущей карьере и зарплате выпускников, посмотрите специализации, чтобы выбрать нужный профиль обучения по специальности. Посмотрите профессии, которые вам будут доступны после окончания этого направления в вузе Санкт-Петербурга.

Также важно знать комбинации предметов по специальности Астрономия, чтобы сдать правильные предметы ЕГЭ.

Источник: https://vuzopedia.ru/spec/176/kakie-ege-sdavat

Астрономия снова в школе. Кто ее теперь преподает и как

Несмотря на то, что астрономию никогда официально не запрещали в российских школах, ее внезапное возвращение стало для учителей, детей и их родителей настоящим сюрпризом – и не для всех приятным. Подробнее о курсе астрономии и связанных с ним тонкостях читайте в нашей статье.

Из истории вопроса

В царской России. Впервые курс астрономии в учебных заведениях ввел Петр Великий. С тех пор в течение трехсот лет предмет являлся отдельной наукой в рамках учебной программы. 

Все началось, когда в 1699 году в Москве по указу царя появилась Школа математических и навигацких наук. Это было первое учебное заведение в России, где преподавали астрономию. Специально для нее в 1692–1695 гг.

построили Сухареву башню, где оснастили обсерваторию.

С этого момента наука о небесных телах стала обязательной дисциплиной в технических учебных заведениях (для моряков, военных, инженеров, специалистов горного дела, учителей для других школ, архитекторов и пр.). 

В ХIХ веке в Российской империи астрономии («космографии») уделялось повышенное внимание, она преподавалась на высочайшем уровне. Обучение носило дифференцированный характер и интегрировалось с курсом физики.

То, что астрономию в течение 100 лет изучали в средних учебных заведениях – уникальный факт в мировой педагогике. При этом преподаватели были абсолютно свободны в выборе методики, дидактических пособий, учебной программы и средств обучения.

Благо, выбор был богатейшим. 

В СССР. В первые годы советской власти преподавание астрономии существенно ухудшилось. Но уже в конце 30-х годов эта наука вернула свои позиции.

С 1932 года астрономия в Советском Союзе являлась самостоятельным предметом, в учебном плане на нее отводилось 35 часов.

Изначально ее главное предназначение было идеологическим: формирование научного мировоззрения учащихся для борьбы с религиозными взглядами. 

Настоящий астрономический бум случился в СССР на рубеже 50–60-х гг. с началом космической эры. Главучтехпром выпускал новые наглядные пособия и ТСО (технические средства обучения), как отдельная наука появилась методика преподавания астрономии, широко использовались межпредметные связи.

В 1980–90-е годы интерес к науке о небесных телах в образовательных структурах постепенно пошел на спад, она начала исчезать из школьных программ – в том числе, и из-за недостатка финансирования. 

В современной России. В постсоветской России в 1993 году астрономию окончательно убрали из списка обязательных предметов. То есть официально ее никто не запрещал. Она просто осталась на уровне вариативных дисциплин, которые могли включаться в учебный план на усмотрение школьной администрации и по желанию учащихся и их родителей. 

В качестве позитивного примера можно привести школу в селе Ново-Чечкабы в Татарстане. Ее директор на собственные средства купил телескоп, в который показывал детям звезды. Постепенно интерес к науке усиливался.

На полученный грант школа купила гораздо более мощный телескоп, оборудовала кабинет астрономии, в котором дети занимались по вечерам – ведь официально науки о звездах в учебном плане не было.

В результате ученики этой сельской школы неоднократно становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии. 

В большинстве же остальных учебных заведений дети получали лишь элементарные знания о космосе в начальной школе, на уроках по окружающему миру. Да еще осталось буквально полсотни посвященных астрономии страниц в учебнике по физике для старших классов.

В частности, в разделе «Механика» движение небесных тел объяснялось с помощью законов механики, показывалось значение этих законов для развития космических исследований.

В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» школьники знакомились с Солнечной системой, звездами, происхождением и движением небесных тел, масштабами Вселенной, объяснением космических явлений через законы физики. В общем, для полноценного знакомства с предметом явно маловато.

Результаты такого пренебрежения к науке оказались весьма печальными. Согласно проведенному ВЦИОМ в 2011 году социологическому опросу, треть взрослых россиян (32 %) считают, что это именно Солнце вращается вокруг Земли. В 2007 году так думали 28 % наших соотечественников.

Кроме того, 20 % россиян в 2011 году считали, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца всего за один месяц. Четырьмя годами ранее этого заблуждения придерживались 14 % россиян.

Сложно в такое поверить, правда? И это в стране, которая первой запустила на орбиту искусственный спутник Земли и первой отправила человека в космос!

Современное положение

И вот астрономия вернулась в школы. О необходимости такого шага заявила на пресс-конференции министр просвещения Ольга Васильева 21 сентября 2016 года.

На заседании Минобрнауки 3 апреля 2017 года она напомнила о том, что «в школьной программе с этого года вводится курс астрономии. Учителя физики готовы к тому, что будут читать этот предмет отдельно.

Никаких изменений в часах не происходит».

Пожалуй, главная претензия родителей заключается в следующем: у детей и так мало времени на подготовку к ЕГЭ, а тут еще целый час в неделю отдавать астрономии. Однако эти претензии напрасны: несколько заданий по астрономии в обязательном порядке включены в ЕГЭ по физике, так что изучение науки о звездах необходимо. 

Приказ № 506 существовавшего еще тогда Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 года утверждает астрономию в качестве обязательного школьного предмета  в системе ФГОС.

Федеральный образовательный стандарт при этом дополнили отдельным разделом по общей астрономии базового уровня. Стоит отметить, что связанные с этой наукой сведения остаются в курсе физики.

Просто при изучении астрономии они изучаются намного более подробно.

Все решает школа

В официальном учебном плане на изучение астрономии отводятся те же самые 35 часов, что и в советской школе. То есть по одному часу в неделю в течение стандартного учебного года. При этом школьная администрация решает, когда именно проводить занятия: второе полугодие 10-го класса вкупе с первым полугодием 11-го класса либо захватить 11-й класс целиком.

Есть еще третий способ. Его можно считать наиболее краткосрочным и интенсивным: два часа в неделю в течение первого полугодия в 11-м классе. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Кроме того, школы самостоятельно решают, за счет сдвига каких предметов астрономия будет введена в учебное расписание.

Естественно, перераспределение часов должно быть сделано не в ущерб другим дисциплинам. 

Школа сама выбирает учебно-методический комплект, по которому будут проходить занятия. Решающее слово остается за учителем-предметником. Федеральный перечень учебников предлагает два основных пособия от разных издательств: «Дрофа» и «Просвещение». Естественно, педагог может разнообразить курс дополнительными цифровыми материалами и электронными ресурсами.

«Просвещение» предлагает созданный буквально за несколько месяцев и явно сыроватый еще учебно-методический комплект В. М. Чаругина «Астрономия», который рассчитан на 36 учебных часов в 10–11-х классах. Но основным все же считается учебник для 11-го класса «Астрономия. Базовый уровень» Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К.

Страута, изданный «Дрофой». Точнее, переизданный. Эту книгу Воронцов-Вельяминов написал еще для десятиклассников Советского Союза, и с тех пор она выдержала 17 переизданий. Но ведь наука не стоит на месте! Письмо № 194/08 Минобрнауки от 20 июня 2017 года содержит тем не менее рекомендацию именно этого учебника.

Оно и понятно: возвращение астрономии в школьную программу было настолько стремительным, что участники образовательного процесса оказались просто не готовы к этому. Нет современных учебников, квалифицированных преподавателей, учебной программы. Все это нужно было подготовить всего за несколько месяцев.

Сроки удалось соблюсти, но, увы, за счет качества. 

Не все школы обладают достаточной материально-технической базой для знакомства учащихся с современным уровнем развития астрономии как науки.

И, конечно, не все учебные заведения имеют в шаговой (или хотя бы транспортной) доступности планетарий. А ведь именно его рекомендуется посещать классу в течение учебного года для работы над некоторыми темами.

Как вариант – в некоторых регионах возможно использование мобильного планетария. 

Естественно, возникает вопрос, кто будет вести новый (точнее, хорошо забытый старый) предмет. В подавляющем большинстве школ дипломированного астронома-предметника нет. Появится ли такая специализация в педвузах, неизвестно. Ну а пока, очевидно, за дело возьмутся учителя физики: их предметные компетенции ближе всего к астрономическим вопросам.

На курсах повышения квалификации (переподготовки на учителя астрономии) предусмотрены 36 часов занятий для преподавателей физики и 72 часа для преподавателей естественнонаучного цикла (учителей математики, географии).

Ощутимая разница! Впрочем, по закону директор может на свой страх и риск оставить преподавателя астрономии без всяких дополнительных курсов, если уверен в его квалификации и не боится вопросов со стороны проверяющих органов. 

Что на выходе

Согласно программе, во вновь вернувшемся курсе астрономии старшеклассники изучат:

  • эволюцию человечества в восприятии Вселенной, роль астрономии в развитии цивилизации,
  • практическое значение астрономических исследований, специальное оборудование, связь небесных координат и географического положения, созвездия, основы измерения времени,
  • развитие отечественной космонавтики и прикладной технологии спутников Земли,
  • развитие мировой космонавтики, достижения в исследовании космоса,
  • основы практической астрономии, методы астрономических исследований, эффект Доплера, закон Стефана-Больцмана, электромагнитное излучение,
  • законы движения небесных тел, законы небесной механики,
  • законы Солнечной системы, ее строение и природу тел (Луны, астероидов, метеоров и метеоритов, болидов, комет), суть геоцентрической и гелиоцентрической систем, законы Кеплера,
  • Солнце и звезды, их характеристики, внутреннее строение и источники энергии, происхождение химических элементов, солнечно-земные связи,
  • мегагалактики и галактики (в том числе нашу Галактику – Млечный Путь), теории их происхождения, состав и структуру, строение и эволюцию Вселенной, закон Хаббла, реликтовое излучение, черные дыры.

Такое построение курса позволяет добиться межпредметных результатов, что соответствует новым стандартам.

Чтобы проконтролировать уровень усвоения знаний, учитель может использовать (помимо устных опросов) тесты, презентации, доклады и рефераты, практические работы с применением астрономического календаря и карт звездного неба.  Всероссийские проверочные работы (ВПР) по астрономии ожидаются ориентировочно в 2020 году.

Однако способ проконтролировать знания по этому предмету уже есть. Вопросы по астрономии входят в список заданий контрольно–измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике. Отдельного ЕГЭ по астрономии вводить не планируется.

Поскольку астрономия входит в число обязательных предметов по ФГОС, то оценка по ней идет в аттестат абсолютно всех одиннадцатиклассников. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/cherez-ternii-k-zvezdam/

Ссылка на основную публикацию