Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе — студенческий портал

Учитель  – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.

10 апреля 2018

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача. Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.

Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Потерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим?  Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» 
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Одна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия.  Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.  
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Слишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий –  это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.  Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу!
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Коллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша.
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал В зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса. Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки.  Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву.
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Это очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства.    Использовать юмор в классе нужно и можно, но это самый настоящий талант. Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Опоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам.
Читайте также:  Лайфхак: подробная инструкция, как сдавать егэ - студенческий портал
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Учебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты.  Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна. Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео!
Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. 

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/10-oshibok-uchitelya-na-uroke/

Учитель из будущего. Министр просвещения Васильева — про нового педагога и сильную школу

Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе - Студенческий портал Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева Пресс-служба Минпросвещения России

Национальный проект «Образование», реализация которого стартовала в начале этого года, призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российской школы. Министр просвещения России Ольга Васильева в интервью ТАСС рассказала о главных трудностях, с которыми пришлось столкнуться на ранних этапах реализации нацпроекта, об уже достигнутых успехах, а также о том, почему школьники тратят на домашнее задание по шесть часов в день и какие трансформации ждут единый госэкзамен в ближайшем будущем.

— Ольга Юрьевна, расскажите про ход реализации нацпроекта «Образование». Понятно ли уже, где будут наибольшие сложности, а где уже есть очевидные успехи?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

— На сегодняшний день, я считаю, нацпроект полностью по задачам отвечает ожиданиям людей.

Цели у нас глобальные. Первая — повышение, точнее, возвращение нашей конкурентоспособности, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования, по оценкам международных исследований. Вторая цель — воспитание гражданина, гармонично развитой личности на основе тех великих традиций, которые имеет наша страна.

Кроме усовершенствования учебных программ и обновления образовательных стандартов нам нужно, чтобы педагог развивался и повышал свою квалификацию. Неслучайно мы сделали федеральный проект «Учитель будущего» в рамках нацпроекта.

Мы поможем нашим учителям пройти качественную переподготовку, и они прекрасно понимают важность и необходимость этой работы.

Сегодня уже не материально-техническая база волнует людей, а именно качество подготовки. Вопросы собственно к тому, кто учит, чему учит и как учит.

— Расскажите про успехи, которых уже удалось достичь с начала реализации нацпроекта.

— Общий объем субсидий для регионов в 2019 году составил более 64 млрд рублей. Это хорошая сумма для начала, для старта.

Мы не просто раздаем деньги, а ставим цели перед губернаторами.

Это проектный подход: показать результат, поднять качественный уровень образования, сделать большой рывок.

Ведь мы строим не просто школьные стены, а школы с полным оснащением, где будут учить будущих граждан, на плечи которых ляжет вся ответственность за будущее страны. Главы субъектов понимают все это и идут нам навстречу.  

— Вы сказали о непрерывном образовании учителей, повышении квалификации. Цифровая образовательная среда требует от школьного учителя постоянного развития. Но бюрократическая нагрузка, которая ложится на их плечи, делать этого не дает. Как работает министерство в этом направлении?

— Во-первых, вы знаете, что учитель — главное и незаменимое звено в системе образования. И о какой бы образовательной цифровой среде мы ни говорили, мы все равно соглашаемся с тем, что нам требуется развитие в первую очередь для учителя.

  • Зачем мы используем цифровую среду?
  • Прежде всего мы должны освободить учителей от того количества бумаг, которое сегодня есть.
  • Мы подготовили изменения в федеральный закон «Об образовании», которые существенно сократят эту отчётную нагрузку
  • — Насколько престижен сейчас труд педагога?
  • — Тяжелые 1990-е годы, страшные слова о том, что «образование — это услуга».

Не могут культура, образование и медицина быть услугами. Я всегда говорю, что есть три сакральные профессии, точнее служения: священник, врач и учитель.

Я как историк могу вам подтвердить, что цивилизации расшатывались и рушились, если отношение к этим трём профессиям существенно менялось в худшую сторону.

Получается так, что в 1990-е годы учителям сказали: «Раз вы даете мне услугу, то я могу с вас спрашивать». А дальше — интернет, гаджеты.

Снимаем на видео любую вещь, которая кажется нам предосудительной, выкладываем тут же в Сеть, и любой педагог подвергается давлению со всех сторон.

30 лет назад я и подумать не могла, что дома возможно обсуждать учителя. Сейчас это не просто обсуждение, это рассказы про то, кто хороший, а кто плохой. И это тоже меняет общественное сознание в отношении образа учителя. При этом я не говорю, что всё идеально, мы, конечно, должны подтягивать и профессионализм молодых учителей, мы должны им помогать сохранить искру.

И третий момент, который я хочу обозначить. Я считаю, что в этом процессе «ученик — родитель — учитель» должны быть чётко поставлены рамки, за которые заходить уже не стоит.

Например, если сейчас посмотреть на наших коллег в Казахстане, то там принимается закон о статусе учителя, который проходит общественное обсуждение. Эти проблемы обсуждаются во всем мире, не только у нас.

Но я всё же считаю, что престиж профессии учителя за последние годы, преломив негативную тенденцию, начал крепнуть и расти.

В чём залог успешного педагога?  

— Всё начинается со студенческой скамьи и желания. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно направить много сил на подготовку.

— Четырёх лет бакалавриата для этого мало?

— Мало. Нужна магистратура в очно-заочной форме.

Поймите, учитель — это фигура, которая должна стоять на пьедестале.

Помогать раскрыть талант каждому своему подопечному. Как делал великий Лев Давидович Ландау? Он по субботам собирал учеников и рассказывал о музыке, приглашал музыкантов для того, чтобы его молодая поросль расширяла свои интеллектуальные границы.  

Читайте также:  Советы эксперта: как сдать егэ по английскому на 100 баллов - студенческий портал

Сделать урок интересным, увлечь ребенка — немалое искусство. У малыша большие ожидания от школы, но многое зависит от выстраивания процесса.

Иногда уже к пятому или седьмому классу происходит выгорание, ребенок может сказать, что не хочет ходить в школу. Потому что стало неинтересно. В то же время я знаю много прекрасных учителей, которые так рассказывают, например, про греко-персидские войны, что дети потом дома всю семью собирают и с помощью пластилина показывают, как войска продвигались.

В педагогике должны работать люди, которые этим живут.

— Ольга Юрьевна, закончился досрочный период ЕГЭ, скоро начнётся основной. Ожидается ли трансформация ЕГЭ? Будут ли какие-то нововведения в ближайшие годы?

— Единый госэкзамен, без преувеличения, ждёт вся страна. Скажу, что он должен и будет совершенствоваться, отвечая на все вызовы времени. Сегодня мы постепенно переводим его в компьютерную форму. Информатику, например, уже таким образом можно сдать. Думаем также о том, чтобы цифровые технологии могли быть и на физике, но это ещё на стадии обсуждений.

Второе очень важное направление — это включение в контрольные измерительные материалы заданий, направленных на оценку практических навыков. Акценты будут на информационную грамотность, креативность, на командную работу. Знаете, например, исследователи PISA отмечают, что нашим детям необходимо усилить навыки работы в команде, что раньше нам было присуще.

— Стали индивидуалистами?

— Да, стали индивидуалистами. Но это ни плохо ни хорошо. Просто такая данность. Конечно, есть хорошие примеры и плохие. Один из тяжелых — социальное одиночество.

Часто виртуальная реальность заменяет и взрослую обычную жизнь. Им тяжело говорить, тяжело общаться, этому тоже надо учиться. Мир же поменялся. То, что было невозможно представить 20 лет назад, сейчас стало реальностью.

Поэтому здесь как раз вторая цель — воспитание человека.

Ещё пример индивидуализма. В одной из школ как-то спросила учительницу, может ли ребёнок поделиться тетрадкой с соседом, если она у того закончилась? Учительница молодая, удивилась вопросу. В мою практику это считалось нормальным. Ну нет у тебя тетради, закончилась, ты просишь соседа, и он тебе тетрадку достает.

— Вы еще также говорили о создании национального рейтинга школ. Стоит ли директорам бояться этого рейтинга? И когда он появится?

— К любому рейтингу следует относиться осторожно, потому что каждый рейтинг имеет своего автора и свои цели. Прежде всего, итоги любого рейтинга должны основываться на принципах независимой оценки, и проводить их должны агентства, общественные организации.

Работа над этим идет, потому что рейтинг сам по себе — это хороший инструмент в оценке качества образования. Мы сейчас обсуждаем с регионами подходы, позиции и, самое главное, критерии. Но ещё раз повторяю, что оценивать должны не мы, а независимые экспертные и общественные организации на основе качественных критериев.

— Но министерство потом получит итоги этого рейтинга. И какая реакция будет?

— Никакого желания кого-то «бить» по итогам рейтинга нет.

Хороший пример — та же самая цифра.

Для чего она нам нужна? Создав личный кабинет ученика, собрав туда из доступных нам источников информацию о том, как ребенок учится, какие кружки посещает, какие у него оценки, мы сможем определить, где у него провалы в учёбе и какая помощь нужна. Или какая помощь нужна учителю, если проблемы у школьника наблюдаются достаточно долго. То же самое и с рейтингом.

— Ольга Юрьевна, когда будет готов и внедрен культурный норматив для школьников?

— Мы сейчас на стадии обсуждения. Думаю, что это вопрос самого ближайшего времени. Благодарны нашим коллегам из Минкультуры за такую инициативу. Я считаю, что образование без культуры невозможно, но главное здесь другое.

Раньше была чёткая синхронизация с программой по литературе и репертуаром детского театра. Прочитав, допустим, «Горе от ума», ты обязательно ещё смотрел и спектакль. Сегодня всё иначе.

Года два назад я была в одной из центральных школ и разговаривала с тремя десятиклассниками. Для меня это было, пожалуй, одно из сильных потрясений в начале моей деятельности. Стоит школа, напротив театр, в который они никогда не ходили.

Нам нужна синхронизация репертуара детских театров и программы по литературе.

— Сколько сегодня должен ученик посвящать этому времени?

— Не знаю, сколько должен. Когда росло мое поколение, то у нас у каждого был абонемент в филармонию. Правда, уже даже мои дети это называли «пыткой искусством». Но благодарны сейчас, став взрослыми.

Мой классный руководитель обязательно два раза в четверть водила нас в театр. И у нас даже химия раз в неделю в девятом классе проходила в Политехническом музее. Здесь многое тоже зависит от учителя.

Спросите, зачем ей это было нужно? Она вкладывала душу в это дело, поэтому и мы отвечали взаимностью.

Нашим детям сегодня необходимо укреплять культуру чтения. У нас хорошая читательская грамотность в начальной школе, это подтверждают международные исследования PIRLS. В пятом классе уровень падает, к девятому мы вообще забываем про функциональное чтение.

Ребенок должен прочитать страничку и двумя тезисам пересказать содержание. А он сидит часами и не может этого сделать.

Вот вам пример. Недавно мама одна ко мне пришла и поделилась, что сын тратит на домашние задания по шесть часов в день.

Если ребенок не понимает, что он делает, то это все в пустоту.

— Недавно министерство сообщило о новых проектах федеральных государственных образовательных стандартов. Какова ваша позиция? Что нового они могут привнести в школу?

— Стандарты — это база, на которой строятся любые вариации. Действующие стандарты недостаточно конкретизированы.

Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны. В новых же ФГОС все детально сформулировано, а результаты конкретизированы. И становится понятно, что ребенок должен знать в ходе изучения каждого предмета. Появляются разбивки годовые, модульные.

И главное, что новые ФГОС направлены на создание единого образовательного пространства. Потому что сейчас получается так, что, например, ребенок приезжает из Казани или Дальнего Востока в школу другого региона и попадает в совершенно иную историю. Потому что каждая школа учится по своему плану. Так не должно быть.

— Когда ФГОС будут приняты, это окончательная версия?

— Сейчас идет стадия общественного и экспертного обсуждения, пройдет детальный анализ, затем рабочая группа при необходимости внесет поправки, если они будут. Это максимально приоритетная задача для нас и для всей системы образования, рассчитываем закончить уже осенью.

— Ольга Юрьевна, сегодня продолжаются дискуссии вокруг федерального перечня учебников. По вашему мнению, почему?

— В целом идет обсуждение содержательной части образования. Это ключевое понятие национального проекта «Образование». В это обсуждение включены все стороны, потому что понимают, что от качества учебника зависит многое. Мы хотим четко разделить правообладателя и эксперта, который оценивает учебник. Поэтому мы разработали новые правила формирования ФПУ.

Главная цель — максимально улучшить качество школьной учебной литературы через подходы к экспертизе, через требования к экспертам.

Только таким образом на выходе мы дадим возможность нашим детям читать в учебниках то, что актуально, научно обосновано и соответствует реалиям сегодняшних дней. Кто-то это принимает, кто-то нет.

— Произошло сокращение перечня. Многие говорят, что это означает и сокращение вариативности?

— Есть понятие вариативности, а есть понятие квазивариативности. Допустим, почему мы говорим, что нужны стандарты и их обновление?

Потому что стандарт — это то, ниже чего упасть нельзя. Школа должна писать учебный план на основе минимума, который есть. На основе доступного и качественного минимума. В ФПУ как раз этот минимум и собран. А творчество? Оно должно быть всегда.

— Недавно вы предложили отказаться от конкурсной системы при выборе поставщика питания в школы. Что делает министерство в этом направлении?

— Министерство хочет вместе с Роспотребнадзором посмотреть, что происходит со школьным питанием, которое зачастую оставляет желать лучшего. Мы знаем, как регионы обеспечивают горячее питание, двухразовое питание, какие суммы.

К сожалению, подходы разные. У нас есть понимание, что если механизмы закупки питания могут снижать качество, значит, нужно что-то менять, возможно, сокращать участников процесса и оставить только качественных поставщиков.

Беседовал Кирилл Борискин

Источник: https://edu.gov.ru/press/1392/uchitel-iz-buduschego-ministr-prosvescheniya-vasileva-pro-novogo-pedagoga-i-silnuyu-shkolu

Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования

Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа!

Ю. П. Азаров

Во все самые сложные периоды развития отечественного образования предназначение учителя оставалось неизменным — быть носителем духовности, культуры и творчества.

Творчески работающий учитель всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал.

А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Демократизация современной школы обострила потребность в творческой самореализации педагога.

В ее основе — стремление самих учителей к креативности, которая является императивом творческого саморазвития. Осуществляя саморазвитие личности через творческую самореализацию, учитель сможет добиться профессионального признания в интересах личности, общества и государства.

С позиции философии творчество — деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.

В центре внимания ученых-психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д.

Педагогика творчества — наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Главными признаками творчества являются (по М. М. Поташнику):

  • —        создание нового или существенное усовершенствование известного;
  • —        оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
  • —        взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» [8, с.12]

Таким образом, педагогическая деятельность сегодня — это проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности.

Отсюда можно утверждать, что творческим педагогом является тот, кто обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Все это и является базовыми компетенциями профессионального стандарта современного педагога.

  1. Осознание педагогом степени своего мастерства и идеальных моделей, являющихся синтезом науки и практики, преломленных через собственную индивидуальность, должно служить ориентиром для формирования самостоятельной профессиональной позиции творческого, новаторского характера.
  2. К истокам развития педагогического самосознания следует отнести три компонента:
  3. —                   знание о себе как о специалисте;
  4. —                   эмоциональное отношение к себе как педагогу-профессионалу;
  5. —                   оценка себя как специалиста.

При этом самооценка, выполняя регулирующую роль в процессе совершенствования педагогического мастерства, возможна лишь тогда, когда опирается на некоторое «рассогласование» между самооценкой и идеальным представлением об учителе [4, с.36].

Таким образом, для педагогического самосознания мало знать, что и как нужно, мало уметь — здесь надо принять общие и частные общественные цели, выраженные на языке педагогики, как внутренне присущую установку личности, направление ее деятельности.

Доктор педагогических наук Ю. П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. «Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела — технологией.

Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении.

Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы» [1, с.18].

Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Поэтому, можно смело утверждать, что компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших условий, управляющих механизмом совершенствования педагогического мышления и его основного показателя, педагогического самосознания, по праву можно признать установку на самообразование, т. е.

готовность учителя к совершенствованию деятельности, направленную на удовлетворение актуальной потребности в творчестве.

В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности учащихся.

Вот почему осознание и принятие современным педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся — непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога.

В свете изложенного выше, творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик.

При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность современного учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. С другой стороны, должна существовать такая организационная форма работы, которая позволит самим учителям, объединившись, оформлять, удерживать и корректировать нормы педагогической деятельности в соответствии с гражданским заказом и стандартом образования, созидая объективную систему показателей качественной деятельности педагога-мастера, педагога-творца, педагога-инноватора. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Литература:

1.                  Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.

2.                  Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект 4-е изд. — М.: 5 за знания, 2008. — 352 с.

3.                  Гусинский, Э. Н. Современные образовательные теории [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. — М.: Университетская книга, 2004.

4.                  Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.

5.                  Паринова Г. К., Черняева Т. Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5

6.                  Профессиональный стандарт педагога. Независимое сетевое педагогическое издание «Учительская газета». URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 07.07.2015).

7.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

8.                  Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2000–448 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая действительность, педагогическое самосознание, самостоятельная профессиональная позиция, компонент творчества, ребенок, создание нового, педагогика творчества, современный педагог, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, учитель.

Читайте также:  Преподаватели иностранных языков поедут за границу - студенческий портал

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8550/

Готовы ли мы к новым стандартам?

Если внимательно вчитаться в основные положения ФГОСов нового поколения, то становится понятно – перед нами не реформа образования, а настоящая революция, меняющая роли всех участников образовательного процесса. Учитель из единственного источника информации должен превратиться в модератора и фасилитатора, ученик в исследователя, родитель — в тьютора. Готовы ли мы, учителя, родители, администрация школы, к таким переменам?

При том, что идея, заложенная в новом поколении ФГОС, в принципе правильная – надо не давать знания ученикам, а учить их самостоятельно эти знания добывать, то есть «учить учиться», осуществлять эту реформу-революцию предлагается только учителям.

У общества запроса на новые подходы к образованию нет. Какая основная претензия, которую предъявляют к учителю дети и их родителя? «Она плохо объясняет».

Еще ни разу не видела родителя, который пришел в школу с просьбой: «Научите моего ребенка самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, мыслить, заниматься проектной деятельностью». 

Новые требования ФГОС предъявляет и к родителям, теперь их роль сводится не просто к контролю за выполнением домашнего задания и редким посещением родительских собраний.

Теперь родитель – полноправный участник образовательного процесса, он вместе с ребенком готовит доклады и рефераты, участвует во внеурочной деятельности, помогает делать проекты и многое другое. Это все, конечно, здорово, но, увы, таких родителей – единицы.

У большинства – общение с ребенком ограничивается традиционным вечерним вопросом: «Уроки сделал?» Приходится констатировать — на сегодняшний момент родители наших учеников не готовы к своим  новым социальным ролям.

Вот еще один пример, ярко иллюстрирующий тот запрос на образование, который предъявляет учителю социум. С какой просьбой приходят родители к репетитору, за что они готовы платить немалые деньги? «Подготовьте моего ребенка к ЕГЭ,» — просят родители. Опять же, не научите его учиться, а натаскайте на решение типовых задач государственного тестирования.

И здесь бросается в глаза еще одно неразрешимое противоречие, заложенное в нашей системе образования. Идеи ФГОС об индивидуальной траектории развития каждого ученика, о получении метапредметных и личностных результатов образования прямо противоречат сложившейся системе оценки в форме  единого государственного экзамена.

  Было бы еще не так страшно, если бы этот экзамен был один – в конце 11-го класса, но есть еще и ОГЭ, а также  многочисленные, как мне кажется, с каждым годом увеличивающиеся тестирования на каждом этапе обучения. Что от нас, учителей, хочет администрация? Хороших показателей тестирования, высокого качества, стопроцентной обученности.

ФГОС же требует обеспечения  для ребенка благоприятных условий для развития личности. И что делать учителю?

Источник: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/01/10/gotovy-li-my-k-novym-standartam

Преподаватели литературы выступили против новых стандартов, по которым школьникам придется изучить за пять лет 235 произведений

Учителя литературы в открытом письме обратились к Министерству образования и науки с требованием не утверждать новый образовательный стандарт, по которому школьникам за пять лет придется изучить 235 произведений. На сайте Гильдии словесников начался сбор подписей под обращением. Через некоторое время после публикации письма из Минобра пришла информация об отмене заседания — его перенесли на более поздний срок.

В письме говорится, что сегодня, 19 марта, Минобрнауки проводит заседание, на котором планирует принять новые образовательные стандарты.

Подготовленные ведомством документы «перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», указано в обращении.

«Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений. Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно», — уверены преподаватели литературы.

По мнению учителей, в программе нет литературы, популярной среди детей, в том числе современной и написанной для подростков.

Кроме того, новый стандарт грубо нарушает права детей, которые до шестого класса уже проучились по действующему стандарту, и нарушает закон об образовании и антимонопольное законодательство, так как предполагает безальтернативность учебника и рабочих программ по всей стране, отмечают словесники.

Произведения жестко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему, говорится в письме.

  • Авторы обращения требуют отказаться от жесткого распределения произведений по годам обучения и невариативного, неструктурированного списка, продолжить развитие литературного образования в рамках Примерной основной образовательной программы, а для дальнейших реформ провести масштабные исследования, мониторинги и по-настоящему публичные общественные консультации.
  • На момент выхода материала под письмом поставили подписи 277 школьных учителей, методистов и преподавателей вузов.
  • Обсуждение новых стандартов спешно перенесли

Немногим позднее 19 марта стало известно, что после публикации обращения Минобразования отменило заседание совета, на котором планировалось обсудить новые образовательные стандарты. «Отменили и перенесли по просьбе членов совета, которые хотят лучше подготовиться к заседанию», — официально заявили «Коммерсанту» в ведомстве. Новую дату обсуждения назначат позже.

Отметим, по теме школьной программы в СМИ время от времени появляются различные комментарии и заявления, в том числе довольно курьезные.

К примеру, в сентябре 2016 года президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества российской словесности Людмила Вербицкая предложила исключить из школьной программы роман Льва Толстого «Война и мир», а также некоторые произведения Федора Достоевского как слишком сложные. Взамен, по ее мнению, стоило бы занять школьников изучением Библии.

А недавно, в середине февраля 2018 года, Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева отличилась идеей создать список «правильных» книг для чтения в детсадах и воспитания «человеческой основы».

В 2013 году Министерство образования и науки РФ составило и разослало в регионы список из 100 книг, рекомендованных к прочтению российским школьникам. Создание такого списка было инициировано еще в 2012 году на тот момент премьером РФ Владимиром Путиным.

Основу списка составила проверенная временем, но не вошедшая в школьную программу классика, но были там и неоднозначные произведения, такие как «Три речи» православного философа Ивана Ильина.

В то же время на последнем этапе формирования списка сотрудники администрации президента РФ убрали из него произведения Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Николая Заболоцкого, Александра Солженицына и Андрея Белого.

Источник: https://www.newsru.com/russia/19mar2018/literatura.html

Читать не вредно. Программа по литературе не устраивает учителей

Образовательный стандарт по литературе, апробация которого начинается в 2013 году, оказался в центре критики: Минобразования и Российская академия образования посчитали, что в старших классах нужно проходить Людмилу Улицкую, а не Николая Лескова. В споре между классиками и современниками обнаружилось и еще несколько тревожных тенденций.

Очередной конфликт вокруг реформы образования разгорелся в январе после появления в книжных магазинах Москвы и ряда других российских городов новой программы по литературе, которая составлена Российской академией образования (РАО).

Методичка, собранная, по словам авторов, с учетом новых образовательных стандартов (Львова С. И., Ланин Б. А. и др. Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования. М.

, 2013), перечисляет в алфавитном порядке классиков и современников, которых школьники должны будут проходить на уроках литературы.

К этой тоненькой книжке невозможно не отнестись со всей серьезностью: именно РАО проводит рецензирование всех школьных учебников, которые затем становятся обязательными для школ. Перечисленные в методичке произведения являются, как сказано в тексте, «ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяет инвариантную (обязательную) часть содержания образования».

Стоит отметить, что сам федеральный образовательный стандарт по русскому языку и литературе впервые в истории старшей школы не подразумевает того, что называется «программа», то есть списка обязательных к прочтению книг.

ФГОС оперирует содержательными понятиями («чувство», «патриотизм», «воспитание гуманизма»), а Министерство образования, которое никак не объясняет подобные нововведения, оказалось недоступным для комментариев, как и сама РАО. О новом стандарте известно вообще не слишком много.

«В соответствии с законодательством РФ в области образования новый стандарт в старшей школе во всех образовательных учреждениях начнет вводиться с 2020 года.

Вместе с тем по желанию или по мере готовности общеобразовательные учреждения могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в апробационном режиме, если в них созданы все необходимые условия – кадровые, материально-технические, организационные, финансово-экономические и другие, с 2013 года», – цитирует заявление ведомства РИА «Новости».

Важными нововведениями стандарта являются сокращение часов на преподавание (в 10–11-х классах – с 210 до 140), а также сливание русского языка и литературы в один предмет, который так и называется «Русский язык и литература». При этом обязательным является ЕГЭ только по языку, что очевидным образом ставит литературу в подчиненное положение.

Зато вырос список авторов, которых придется изучать школьникам, и именно вокруг этого списка и разгораются основные баталии.

В перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского «Тихого Дона» теперь можно знать лишь «избранные главы» (не объясняется какие).

Из программы исчезают «Медный всадник» Александра Пушкина, «Петербургские повести» Николая Гоголя, чеховские рассказы «Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», а также «Одесские рассказы» Исаака Бабеля.

Все эти тексты стали достоянием углубленного изучения литературы.

Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.

Ради кого происходит это расчищение? Ради введенных в школьную программу в качестве обязательных романов «Generation П» Виктора Пелевина и «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой.

Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля (чье включение в список вообще никем и никак не объяснено), прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова, Фазиля Искандера (все они перенесены из программы углубленного изучения) и Юрия Рытхэу.

Газете ВЗГЛЯД не удалось получить никаких комментариев ни от Министерства образования, ни от РАО, но, реконструируя логику предложенного списка, можно догадаться, что реформа школьного образования в части литературы ориентирована на ее «осовременивание». Один из чиновников ведомства, просивший не называть его имени, в частной беседе отметил, что «никто уже классиков не понимает, все это от современного школьника далеко, пусть будет Лукьяненко, хоть что-то прочтут».

Не согласны с таким подходом школьные учителя, которым не до конца понятны методика формирования списка и включенные в него произведения.

Валерия Лазарева, кандидат педагогических наук, методист, учитель литературы одной из школ новосибирского города Кольцово, в комментарии газете ВЗГЛЯД отметила, что проблема школьной литературы не только в исключении Лескова.

«Я работаю в старших классах, – рассказала Лазарева. – ЕГЭ есть, а стандартов нет, творится абсолютная неразбериха».

Не очень понятны учителю и мотивы включения в список некоторых текстов. «Список составлен по алфавиту, Пелевин и Пушкин стоят там рядом.

Стандарт апробируют на пилотных школах, и я бы меньше всего хотела под эту апробацию попасть. 10-й класс – он самый насыщенный, там Достоевский, там Толстой, а количество часов сокращают.

В 11-м классе – «Казус Кукоцкого» Улицкой, он меня добил: там об абортах, зачем это нужно?»

Лазарева объяснила, как, по ее мнению, можно включать современных писателей в курс русской литературы: «Из Виктора Пелевина – чтобы познакомиться с его произведениями – в контексте антиутопий XX века можно включать «Затворника и Шестипалого», это, по крайней мере, логично».

«А убрать Лескова и включить Эппеля – если в этом и есть логика, то она преступная», – подвела итог Лазарева.

Отметим, что точка зрения Лазаревой была поддержана всеми учителями литературы, с которыми удалось побеседовать газете ВЗГЛЯД. Ни одного сочувственного отклика найти так и не удалось.

Методологические сложности

Проблемой, впрочем, является не только примерный перечень обязательной литературы, но и сам принцип его формирования.

Алексей Федоров, кандидат филологических наук, заведующий редакцией литературы издательства «Русское слово», учитель литературы гимназии № 1516, в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил, что недоумение вызывает тот факт, что список обязательной литературы исчез из стандарта.

«Для литературы список дидактических единиц особенно важен, он и есть – главное, а все остальное – технология. В этом году впервые литература осталась без содержания, а ведомство устранилось от проблемы наполнения образования», – пояснил Федоров.

Он также рассказал о сложностях, с которыми столкнутся учителя: «В отличие от стандарта, опубликованная примерная программа документом не является, она предлагает некий образец – это теоретически, формально.

Однако никаких других ориентиров для составителей авторских программ, которые ложатся в основу учебников, просто нет. Представленная программа оказалась настолько вопиющей, что показала, в чем была опасность новых ФГОСов. Нет широкой экспертизы и обсуждения.

Примерная программа сделана авторским коллективом и выдана с претензией на то, что этот список и есть обязательные для всех произведения».

«Будем надеяться, что появится менее экстремальный вариант, – заявил Федоров, – однако то, что именно этот вариант появился первым, говорит о грустных тенденциях».

В свою очередь главный редактор сайта «Русский обозреватель» Егор Холмогоров полагает, что тенденции и впрямь не слишком обнадеживают.

Во-первых, пояснил Холмогоров, «обращает на себя внимание продолжающаяся ползучая дерусификация школьной программы»: «Под сокращение попали именно те авторы, которые наиболее полно представляют русское национальное сознание: Лесков, Алексей Толстой, Василий Белов, Николай Рубцов. Замена их на некого Эппеля, о чьем существовании я узнал только сегодня (и ни капли этого не стыжусь), – это столь очевидная пощечина общественному вкусу, что никаких объяснений этому, кроме циничной насмешки, я не вижу».

Во-вторых, по словам эксперта, налицо тенденция не к «осовремениванию» литературы, а к ее «оскучнению»: «На нововключенных текстах, по большей части не только непристойных, но и занудных чуть более чем полностью, не вырастишь не только гражданина, патриота и порядочного человека, но даже циника и негодяя-постмодерниста. Мы получим разве что резкое сокращение популяции мух – на уроках литературы они будут дохнуть со скуки от Улицкой. А значит, будет недокорм воробьев, а значит, увеличение популяции саранчи. И придется включать в программу уже Пушкина: «Саранча летела, летела и села, сидела-сидела, все съела и вновь улетела».

И, наконец, в-третьих, Холмогоров отметил общую тенденцию в составлении разнообразных списков последнего времени. Напомним, что в январе школьникам уже предложили сто российских и советских киношедевров, а также сто произведений русской литературы для самостоятельного изучения.

«Эти списки нужны педагогам для формирования их сознания и отношения к предмету, а также для диагностики ими соцзаказа власти. И вот тут диагноз очень нехороший, – заявил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД. – Все списки последнего времени пишут какие-то секты.

Список фильмов – шестидесятники, список ста книг – секта евразийцев, мечтающая убедить детей, что Россия – это Орда (туда попали, например, последний раз издававшиеся в 70-х эпосы «Олонхо» и «Джангар», зато куда-то снова исчез Василий Белов).

Список книг по программе писали, как вижу, переводчики с виагрой, забывшие, что детям в их возрасте виагра еще не нужна. Они вполне все могут сами».

Источник: http://www.nios.ru/node/9503

Ссылка на основную публикацию