Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников — студенческий портал

Роль школьного учителя в жизни человека сложно переоценить.

Однако сопровождающие эту профессию высокая ответственность, эмоциональная нагрузка и не слишком привлекательные зарплаты становятся причиной того, что педагогов постоянно не хватает, хотя они все время нужны.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов.

Стратегическая задача

Повышение социального статуса российских учителей, крайне важное для привлечения молодых и амбициозных специалистов, — одна из главных задач национального проекта „Образование”. Качество образования напрямую зависит от высокой квалификации педагогов.

Положение учителей в обществе россияне оценивают в среднем на 3 балла из 5 возможных, свидетельствуют данные прошлогоднего опроса ВЦИОМ. При этом почти каждый десятый (9%) респондент считает, что профессия учителя не входит в число престижных.

Тем не менее, по оценке опрошенных порталом экспертов, профессия педагога становится в России все более востребованной.

Но предстоит еще решить массу различных проблем — как социально-экономических, так и морально-психологических, — для того чтобы повысить ее престиж и справиться с кадровым дефицитом.

Со школьной скамьи

Опыт стран с самыми успешными сегодня системами образования (Сингапур, Китай и другие) показывает, что престиж профессии педагога формируется еще в школе, рассказала заместитель директора центра социализации и персонализации детей Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ Ирина Пастухова. По ее словам, в первую очередь нужна эффективная система профессиональной ориентации школьников, предоставление им возможности попробовать силы в качестве вожатого или помощника учителя.

„Конечно, в младших классах общеобразовательной школы возможно только ситуационное понимание ребенком своих внутренних ресурсов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Но уже тогда можно выявить и поддержать тех, кто проявляет склонность к педагогической деятельности”, — говорит Пастухова.

Она считает, что уже в средней и старшей школе можно создавать ориентирующие специальные педагогические классы, организовывать волонтерские отряды, проводить конкурсы.

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал Валерий Матыцин/ТАСС

Пастухова полагает, что процесс выбора профессии стоит поддерживать с самого детства, поскольку успехи будущего педагога напрямую зависят от того, насколько осознанно тот предпочел специальность. Человек должен быть уверен в том, что сможет справиться с серьезными физическими и психологическими перегрузками, и обладать необходимыми для этой работы качествами.

„Если мы говорим о престиже профессии учителя, то образовательная система должна формировать модель собственного воспроизводства”, — считает эксперт аппарата Общероссийского профсоюза образования кандидат педагогических наук Раис Загидуллин. По его словам, нацпроект „Образование” стоит расширить проектами организации педагогических классов.

Руководитель образовательной программы „Педагогическое образование” института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров согласен с тем, что в школах должно появиться раннее профориентирование, но в возрождении педагогических классов, существовавших в 1980–1990-е годы, он необходимости не видит.

Харизматичные лидеры и цифровое образование

По оценке Ирины Пастуховой, сейчас будущих работников сферы образования готовят 339 вузов. При этом, согласно данным министра просвещения РФ Ольги Васильевой за май 2019 года, России не хватает примерно 10–11% педагогов.

Эксперты считают, что для решения проблемы нехватки учителей необходимо не только администрирование, но и мотивация молодежи с учетом современных тенденций в образовании.

В частности, директор института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ) Айдар Калимуллин считает, что нужно усилить предметную подготовку учителей в вузе.

„Это боль современной школы, — заявил он порталу. — Ситуация с качественными и количественными показателями учителей в области математики, физики, химии и биологии достаточна критична”. По словам Калимуллина, необходимо вернуться к практике распределения студентов, обучающихся на бюджетной основе, так как иначе в перспективе страна может остаться без учителей по многим школьным предметам.

Кроме того, по его словам, в условиях растущей нехватки учителей необходимо увеличивать бюджетный прием на заочные места.

Калимуллин также указал на важность подготовки учителей широкого профиля для сельских школ. „В реальности это уже и происходит, когда учителя преподают по три-четыре предмета, но часто они к этому бывают не готовы.

Это надо принять и помочь им в этом”, — отмечает эксперт, напоминая о том, что уже с 2020 года в российских регионах стартует реализация программы „Земский учитель”, предусматривающая 1 млн рублей компенсации поступившему на работу в сельскую школу учителю.

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал Владимир Смирнов/ТАСС

Раис Загидуллин считает, что педагогическим вузам в целом необходима дополнительная финансовая и ресурсная поддержка, и предлагает систему „опорных” высших учебных заведений этого профиля.

По идее эксперта, такие вузы могли бы модернизировать свою учебную базу и создать новые качественные образовательные программы, в том числе цифровые, которые бы позволили учителям улучшить качество работы и повысили бы престиж педагогов.

По словам Ирины Пастуховой, также крайне важно, чтобы поступивший в педвуз студент не разочаровался в сделанном выборе.

„Только харизматичные преподаватели и непрерывная педагогическая практика в различных формах, в том числе и за рамками образовательного процесса, позволят студенту обрести индивидуальный стиль обучения и овладеть столь широким кругом необходимых современному учителю компетенций”, — заявила она.

Учатся на педагога, но становятся ли им?

В августе глава Минпросвещения рассказывала, что лишь 70% поступивших на педагогические специальности получают дипломы и только половина выпускников „доходит до школы”.

Опрос экспертов показал, что ситуация с привлечением молодых кадров в школы зависит от региона. Некоторые представители вузов видят рост востребованности профессии учителя и возросшую осознанность ее выбора у абитуриентов, другие, наоборот, отмечают падение ее престижа и популярности.

Так, Айдар Калимуллин рассказал, что в последние годы бюджетный набор в педагогические вузы растет. На сегодняшний день в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 тыс. студентов, а ежегодно из стен вуза выпускаются 2 тыс. человек. При этом в последние годы примерно половина абитуриентов поступает на платную форму обучения.

„Последние 10 лет для педагогического образования была характерна такая ситуация, когда в педагогические вузы приходили далеко не лучшие выпускники школы. К счастью, в КФУ ситуация изменилась за последние два-три года. Ряд абитуриентов выбирает педагогическую профессию сознательно”, — сообщил он.

Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. В вузе отмечается достаточно высокий конкурс, причем на программы как бакалавриата, так и магистратуры.

„В нашем вузе выстроена система сопровождения и отслеживания наших выпускников. По итогам мониторинга, около 87% выпускников с дипломом педагога успешно трудоустраиваются. Правда, в основном в городские школы”, — добавил Калимуллин.Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал Сергей Бобылев/ТАСС

Проректор Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Иван Романчук сообщил, что его вуз за последние пять лет принял на обучение по направлению „Образование и педагогические науки” более 3,5 тыс. студентов.

При этом средний балл поступающих на педагогическое направление составил от 62 до 74.

„Это достаточно высокий балл, и он говорит о целенаправленном, осознанном выборе абитуриентами своей будущей профессии”, — считает он.

„В последние годы наметился небольшой рост среднего балла абитуриентов. Мы видим, что в педагогику теперь почти не идут случайно, «потому что легко поступить», и по другим подобным причинам. Абсолютное большинство абитуриентов делает вполне осознанный выбор”, — добавила директор школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Оксана Мартыненко.

С другой стороны, заместитель директора Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И.

Лобачевского Александр Пряников рассказал, что по итогам прошедшей приемной кампании на внебюджетные места по многим направлениям поступили всего два-три человека, в лучшем случае — пять.

„Большинство наших выпускников идут работать по специальности, но окончательно остается в школах очень малое количество людей. Примерно через год они перестают там работать, иногда самые приверженные профессии специалисты уезжают на работу в Москву”, — посетовал он.

Денежный вопрос

По данным ВЦИОМ, 55% россиян называют маленькую зарплату основной причиной, по которой молодые люди не становятся учителями. Действительно, те представители вузов, которые заявили порталу о повышении востребованности профессии учителя, сообщали также о достижении „достойного уровня” зарплат педагогов в их регионе, и наоборот.

„Мы проводим исследования среди своих студентов по вопросу, насколько привлекательна для них карьера в педагогике, и видим достаточно ожидаемую картину.

Они, конечно, понимают, что учитель — это не та профессия, которая помогает человеку обогатиться, но вместе с тем им хочется иметь элементарные гарантии того, что зарплата будет позволять жить достойно”, — рассказала Оксана Мартыненко.

По ее словам, на сегодняшний день в Приморском крае этот вопрос решен, стартовые зарплаты молодых учителей помогают им успешно начать карьеру.

„Престиж профессии учителя снижается в последние годы по ряду причин, среди которых одно из ключевых мест занимают недостаточный уровень оплаты труда, отсутствие социальных гарантий и материальной поддержки молодых учителей”, — заявил в свою очередь Александр Пряников.

„Хотелось бы, чтобы учитель получал достойную зарплату”, — подчеркнул Олег Федоров. При этом он отметил, что сейчас предпринимаются большие усилия для решения этого социально-экономического вопроса.

„Так, базовая зарплата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата по экономике региона.

Кроме того, наличие стимулирующей части зарплаты позволяет руководителям экономически мотивировать преподавательский корпус”, — пояснил представитель института образования НИУ ВШЭ.

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал Виктор Драчев/ТАСС

Эксперты подчеркнули, что необходимо решать и другие вопросы материального характера, которые бы позволили повысить социальный статус учителей. Это касается таких социальных гарантий, как предоставление жилья, компенсация отдыха, улучшение условий труда, что, в частности, включает в себя снижение „бумажной нагрузки”.

„Когда 30% времени учителя уходит на непрофильную деятельность — заполнение отчетов и бесконечные проверки, — то, конечно, люди, которые по призванию шли учить детей и общаться с людьми, начинают разочаровываться в выбранной профессии, и происходит процесс психологического выгорания”, — заявил Федоров.

Повышение квалификации и карьерный рост

По мнению экспертов, росту престижа профессии педагога может содействовать развитие сети постдипломного образования и создание в России четкой системы продвижения учителей по карьерной лестнице.

Так, в пресс-службе Московского педагогического университета (МПГУ) привели пример Сингапура, где разработана модель профессионального роста учителей (TGM). Она стимулирует преподавателей постоянно учиться, брать на себя ответственность за профессиональный рост и личное благополучие.

Пять желаемых результатов TGM таковы: специалист по этическому воспитанию (ethical educator), компетентный профессионал (competent professional), способный учиться вместе с учениками преподаватель (collaborative learner), локомотив развития ученика (transformation leader) и связующее звено коллектива (community builder).

„В России учитель — это человек, у которого практически нет горизонта карьерного роста, — рассказал Олег Федоров. — Из 100 педагогов два-три могут стать завучем, один — директором, и на этом карьера заканчивается”.

По его словам, таким образом возникает необходимость выстраивания другой модели профессионального роста.

„И здесь внедрение к концу 2020 года национальной системы учительского роста педагогических работников в рамках нацпроекта «Образование» может стать решением этой задачи. Когда у нас будут вводиться новые должности старшего учителя, ведущего учителя, учителя-наставника, это может создать условия для повышения привлекательности профессии”, — считает эксперт.

По мнению Федорова, российская система постдипломного педагогического образования на протяжении последних лет переживает очень серьезный кризис.

„На нее выделяется огромное количество денег, но вопрос, насколько эффективно они расходуются, остается открытым”, — заявил он и пояснил, что повышение квалификации, как правило, не является адресным, а носит нормативный характер, то есть сводится к толкованию новых образовательных стандартов, нормативных документов и предметных концепций. По его словам, система не работает с профессиональными запросами конкретного учителя, у которого зачастую нет возможности выбрать учреждение для обучения. „Как правило, это одно-единственное региональное учреждение повышения квалификации, и, к сожалению, не факт, что профессионализм его специалистов каждые три года повышается”, — добавил Федоров.

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал Владимир Смирнов/ТАСС

Федеральный проект „Учитель будущего” нацпроекта „Образование” предполагает организацию системной работы по непрерывному развитию профессионального мастерства учителей и существенному обновлению содержания программ повышения квалификации.

Этому, в частности, будет способствовать развертывание федеральной сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

„Возможность в удобной форме получать непрерывное профессиональное образование — это один из важных факторов карьерного роста”, — считает Александр Пряников.

Оксана Мартыненко в свою очередь отмечает важность для молодых учителей вопроса оснащенности и качества школьного пространства.

„Молодым учителям, как и любым современным молодым людям, хочется работать в хорошо обустроенных школах, где, в частности, можно использовать цифровые технологии”, — рассказала она.

По словам Мартыненко, это дает молодым специалистам возможность самореализации и позволяет получать удовольствие от работы, так как они понимают, что делают ее качественно.

„Нацпроект «Образование» во многом как раз об этом — о развертывании цифровой среды для школ, строительстве образовательных учреждений нового поколения, и эти аспекты тоже влияют на повышение престижа профессии учителя”, — считает она.

Создание положительного образа

Александр Пряников сетует, что в СМИ и социальных сетях часто выводят на передний план негативную информацию об учителях, в то время как о положительных примерах почти никто не говорит.

„Необходимо предпринять шаги по формированию позитивного социального имиджа учителей. Материалы, освещающие современность педагогической деятельности, работу молодых учителей, педагогические конкурсы, социальные акции, окажут позитивное влияние на отношение общества к профессии учителя”, — уверены в пресс-службе МПГУ.

Читайте также:  Безумные каникулы: школьникам разрешили отдыхать больше трех дней - студенческий портал

Олег Федоров отмечает, что в обществе сложился стереотип об учителе как работнике сферы услуг и сформировалось потребительское отношение к его деятельности, что необходимо менять. Этому может, по мнению эксперта, поспособствовать появление хороших фильмов о работе педагогов.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/nuznye-no-nedoocenennye-kak-povysit-prestiz-professii-ucitela

65% россиян считают профессию учителя непривлекательной

Источник: Фонд Общественное Мнение

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал

К таким выводам пришли специалисты Фонда «Общественное мнение». Профессия учителя на сегодняшний день непривлекательна, уверены 65% россиян. Значительно меньше распространено мнение, что профессия учителя сейчас привлекательна: его разделяют только 23% участников опроса.

34% россиян (а среди молодых граждан 45%), – за то, чтобы учителя занимались только образованием. Однако 62%, три четверти людей старшего возраста, вменяют учителям в обязанность еще и воспитывать школьников. 

  • Россиянам задавали следующие вопросы:
  • Как вы оцениваете качество современного российского школьного образования в целом – как хорошее, среднее или плохое?
  • хорошее — 13%;
    среднее — 42%;
    плохое — 33%;
  • затрудняюсь ответить — 12%
  • Как вам кажется, в последнее время качество российского школьного образования улучшается, ухудшается или не меняется?
  • улучшается — 12%;
    ухудшается — 37%;
    не меняется 33%;
  • затрудняюсь ответить — 18%
  • Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя привлекательна или непривлекательна?
  • привлекательна — 23%;
    непривлекательна — 65%;
  • затрудняюсь ответить — 12%

Одни считают, что учителя должны заниматься только преподаванием. Другие считают, что учителя, помимо преподавания, должны заниматься воспитанием учеников. Какая точка зрения вам ближе?

  1. должны заниматься только преподаванием — 34%;
    должны заниматься ещё и воспитанием учеников — 62%;
  2. затрудняюсь ответить — 4%
  3. Вспомните, пожалуйста, ваши школьные годы: был ли у вас учитель, который повлиял на ваши взгляды, убеждения, которого вы могли бы назвать «учителем жизни», или такого учителя не было?
  4. был — 66%;
    не было — 31%;
  5. затрудняюсь ответить — 3%
  6. Как вы думаете, если бы вы получили педагогическое образование и работали в школе, то вы могли или не могли бы стать хорошим учителем?
  7. я работаю (работал) школьным учителем — 5%;
    не мог бы — 38%;
    мог бы — 37%;
  8. затрудняюсь ответить — 20%
  9. Как, по вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?
  10. отлично и хорошо — 42%;
    удовлетворительно — 31%;
    плохо и очень хорошо — 10%;
  11. затрудняюсь ответить — 17%

В опросе приняли участие 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов.

Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на этот материал с друзьями!

Источник: https://www.uchportal.ru/news/2019-10-13-814

Большинство россиян считает, что начинать сексуальное просвещение лучше всего в средних классах школы — Интернет-журнал «Лицей»

По данным ВЦИОМ, 63% участников опроса считают, что лучшее время для сексуального просвещения молодежи – средние классы школы (5-9 классы).

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал m.1777.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о половом просвещении молодежи.

Большинство россиян (61%) считает, что центральным вопросом в половом воспитании молодежи должна стать нравственная сторона ранних сексуальных отношений и воспитание чувства ответственности за свои поступки (в 2014 г. — 57%).

Выросла доля россиян, считающих приоритетными в сексуальном просвещении донесение информации о средствах и методах предупреждения венерических заболеваний (53%) и средствах и методах предупреждения беременности (46%).

В 2014 году центральными в сексуальном просвещении эти темы считали 44% и 41% россиян соответственно.

Еще 43% респондентов выступают за то, чтобы центральными темами в сексуальном просвещении были вопросы влияния ранней сексуальной жизни на собственное здоровье и здоровье будущих детей (рост с 34% в 2014 г.

) и влияние добрачных сексуальных отношений на создание семей, дальнейшую сексуальную жизнь (36%).

Каждый четвертый опрошенный (27%) утверждает, что центральной темой в сексуальном просвещении должен стать вопрос влияния ранних сексуальных отношений на получение образования и приобретение профессии, хотя в 2014 г. эту тему упоминал каждый пятый (19%).

Беседы с родителями по-прежнему являются для россиян наиболее приемлемым и эффективным способом сексуального просвещения молодежи (47%). На втором месте в этом вопросе у наших сограждан стоят консультации у врачей-специалистов (37%), причем эта доля выросла с 31% в 2014 г.

Доверие как к способам донесения информации о сексуальной жизни к специальной научно-популярной литературе выросло с 26% в 2014 г. до 36% в 2018 г. А вот специальные учебные курсы продолжают терять свои позиции: если в 2014 г.

к такому виду сексуального просвещения склонялись 40% опрошенных, то в 2018 г. – 30%.

Большинство респондентов (69%) считают, что о методах контрацепции в школах должны рассказывать врачи и медицинские работники (77% среди 18-24-летних). Еще 23% назвали школьных психологов.

При этом почти две трети (63%) участников опроса считают, что лучшее время для сексуального просвещения молодежи – средние классы школы (5-9 классы).

 Среди тех, кто полностью поддерживает появление программ сексуального просвещения в школах эта доля достигает 80%.

Еще четверть (24%) опрошенных полагает, что лучшее время для знаний подобного рода – старшие классы (38% среди тех, кто скорее не поддерживает появление в школах программ сексуального просвещения).

  • Лишь 3% респондентов ответили, что об этом вообще не нужно рассказывать.
  • Большинство россиян (68%) допускают возможность беседы со своими детьми, как настоящими, так и будущими, на тему полового воспитания.
  • Источник: wciom.ru

Источник: https://gazeta-licey.ru/news/72930-bolshinstvo-rossiyan-schitaet-chto-nachinat-seksualnoe-prosveshhenie-luchshe-vsego-v-srednih-klassah-shkolyi

«К хорошему не приведет»: от чего страдают школы

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал

Газета.Ru

Нехватка молодых учителей, отсутствие свободы выбора для детей и полностью нарушенная система финансирования: с этими проблемами российские школы вошли в 2020 год. При этом стандарты образования, одобренные Министерством просвещения, заставляют страдать от чрезмерной нагрузки и скуки не только учеников, но и педагогов. «Газета.Ru» поговорила с экспертами о задачах, которые, по их мнению, нужно решить новому министру просвещения Сергею Кравцову.

Почему учителя не занимаются детьми

России не хватает молодых учителей. Согласно данным за 2019 год, которые ранее приводила экс-министр просвещения Ольга Васильева, количество преподавателей, не достигших пенсионного или предпенсионного возраста, колеблется в пределах 11-13% от общей доли педагогического сообщества. Как пояснил «Газете.

Ru» заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Борис Чернышов, сейчас проблема подготовки и привлечения молодых специалистов в школу является одной из основных в сфере образования.

«Начинающим педагогам еще в процессе обучения нужно давать возможность приходить в школы и оценивать свои возможности, а также среду, в которой им предстоит работать.

Кроме того, нам давно необходимо озаботиться улучшением условий, в которые попадают педагоги — в первую очередь, они не должны заниматься заполнением журналов и прочих бумаг.

Сейчас вся эта бюрократия буквально крадет время у учителей, а потом мы сталкиваемся с такими проблемами как буллинг, жестокие нападения школьников друг на друга и на преподавателей. Все это идет из-за недостатка внимания к детям в начальной школе», — уверен Чернышов.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этой проблемы он считает появление в школах новой должности — специалиста, который будет разбираться только с бумагами, при этом не затрагивая процесс обучения детей.

«Должна быть создана такая инфраструктура в школах, чтобы учитель приходил туда и занимался только своими непосредственными обязанностями — обучением и воспитанием. Единственное, в чем можно было бы расширить сферу его деятельности, — это детская психология на профессиональном уровне. В особенности курсы по ней пригодились бы учителям начальной школы», — считает депутат.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в свою очередь предложила повышать квалификацию учителей, так как сейчас далеко не во всех школах начальное образование позволяет детям получить необходимые для дальнейшей жизни навыки.
«Очень важную роль играет умение работать в команде, критически и креативно размышлять, видеть варианты решения поставленных задач, обосновывать их. Эти навыки мы сейчас в недостаточной степени формируем в начальной школе. Поэтому нужно думать, как в современных условиях, не перегружая и без того уставших школьников, трансформировать форматы работы с ними. Просто сидение за партами и изучение предметов ни к чему хорошему нас не приведет», — уверена Абанкина.

Финансирование растет, а учителя недовольны

Отдельное внимание российским школам стоит уделить вопросу цифровизации обучения, уверены эксперты. Такой подход к образовательному процессу будет включать в себя не только активное использование интернет-ресурсов, но и технологии работы в дополненной реальности.

«Безусловно в дело пойдут и новые возможности коммуникаций, которые могли бы проникнуть в школу и предоставить возможности для самостоятельной работы школьников. Те же гаджеты, которые у нас так яростно пытаются запретить, нужно включать в процесс обучения. Это серьезная задача, там есть определенные риски, но с другой стороны цифровизация идет очень высокими темпами, поэтому убегать от нее бессмысленно», — считает Абанкина.

По мнению Бориса Чернышова, развитие технических возможностей будет способствовать постепенному переходу российских школ к междисциплинарному подходу — когда дети изучают не ряд явлений в рамках одного предмета, а одно явление с помощью нескольких предметов.

«Условно говоря, над одним проектом могут в режиме онлайн работать сразу несколько школьников. При этом они могут разделить обязанности — кто-то хорошо может хорошо провести исследовательскую работу, кто-то обработать информацию, а кто-то выдать итог. Эту историю нужно развивать и дальше. Для большинства школьников это может стать способом познания мира, которое будет проходит через разные предметы. Этот подход наиболее прозрачный и жизненный», — подчеркнул депутат.

При этом для учителей обновленный подход к обучению детей не должен строиться на одном энтузиазме, уверены специалисты в сфере образования.

По мнению Абанкиной, оплата труда должна расти соразмерно увеличению нагрузки. В регионах средняя зарплата учителя составляет порядка 15–30 тыс. рублей в месяц, в Москве она доходит до 70–90 тыс.

Но даже эти цифры выглядят совсем не привлекательно на фоне колоссального объема работы.

Как отметил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, в современной системе образования наблюдается настоящий парадокс — увеличение объемов финансирования приводит к негативному результату.
«Это видно по тому, как администрируется указ президента о заработной плате учителей. Деньги выделены огромные, а психологический климат в учительском сообществе становится только хуже. А все потому что на фоне постоянно растущей нагрузки финансовая мотивация оказывается недостаточной и недовольство властью только растет», — подчеркнул Адамский в разговоре с «Газетой.Ru».

По его мнению, Министерство просвещения как регулятор создания условий для школ сейчас абсолютно не выполняет свои функциональные обязанности: оно не влияет ни на объем поступающих средств, ни на механизм расходования денег, ни на его эффективность. В связи с этим появляется большой разрыв между финансированием и качеством образования.

«Основания проблема нашего образования — это нормализация финансовых потоков, потому что сейчас национализированный бюджет составляет примерно 2,76 триллионов рублей при необходимых 3,6. Кроме того, учитывая то, через какой ряд преград деньги проходят прежде чем попасть в регионы, по данным разных источников, от первоначальных цифр убывает около 30%», — рассказал собеседник издания.

По словам Адамского, за последние три года из сферы начального и среднего образования полностью исчезла «управляемость», так как государство значительно отстранилось от позиции ее регулятора.

«Из-за этого в принципе исчезла общая система оплаты труда учителей. Ее по факту просто нет — у нас как минимум три действующих алгоритма выплат, однако не действует ни один. Сначала была погоня за средней зарплатой, потом началась погоня за нагрузкой, и в итоге ни о каком значении системы оплаты труда как механизме качества образования, мотивации учителей у нас не идет речи. Надо сначала условия создавать, а потом ставить задачи», — подчеркнул эксперт.

Система образования не интресна ни школьникам, ни учителям

Недовольны собеседники «Газеты.Ru» остались и новым проектом федерального государственного образовательного стандарта, обязательного для всех школ и детских садов. Министерство просвещения одобрило его 28 ноября минувшего года, однако, по мнению специалистов, его ни в коем случае нельзя принимать.

«Это архаичный пыльный вариант, который приведет к колоссальной перегрузке учеников за счет заучивания огромных массивов информации. Учебный материал, как известно, подобен газу — он занимает все предоставленное ему пространство. Вот методисты и напихали в стандарт все, что посчитали нужным. Выучить это невозможно, прочитать тоже, — отмечает Александр Адамский. — И при этом каждый год хотят проводить аттестацию по всем предметам. Какое уж тут развитие, внеурочная деятельность, цифровая грамотность — все будут гнаться только за высокими результатами на бумаге».

На архаичность ФГОС указал и депутат Борис Чернышов. По его словам, вычислять наиболее верные пути развития сферы образования нужно путем проб и ошибок, а не стоять годами на одном и том же месте.

«Для современного образования полностью опираться на стандарты, которые были актуальны еще в царское время, совершенно недопустимо. Мы видим, что сейчас происходит с системой образования — она уже давно не интересна ни школьникам, ни учителям. Было бы неплохо привлечь самые выдающиеся школы из регионов, пообщаться с их учителями и директорами и предоставить им возможность участия в написании ФГОС», — предложил депутат.

Кроме того, принимать участие в обсуждении вопроса стандартов образования должны и сами школьники, уверен Чернышов. Каждый из них должен понять, что конкретно его не устраивает в системе обучения, а специалисты должны сделать выводы на основании этих размышлений.

«ФГОС в нынешнем виде только закручивает гайки в увеличении нагрузки на учащихся в процессе освоения предметов. Мне кажется это не перспективно. Поддержка осознанного выбора предметов учениками, который делается при помощи учителей-наставников, чрезвычайно важна», — согласилась с коллегой Абанкина.

Она также подчеркнула, что школьникам нужно предоставлять возможность самостоятельно выбирать предметы для изучения не только в своей школе, но и в других учреждениях.

Тем не менее, по мнению Адамского, прежде чем переходить к таким мерам, необходимо для начала обеспечить жизнедеятельность системы образования в России. Для этого уже сейчас нужно начинать работу по продумыванию и осмыслению методологии нового поколения ФГОС, который наконец поставит точку во всех спорах.

«Только для создания новых мест для учеников потребуется как минимум шесть триллионов рублей, что в три раза больше существующего бюджета. А мы третий год тратим на споры о том, включать в программу Шолохова или Пастернака», — заключил специалист.

Источник: https://news.rambler.ru/education/43548957-k-horoshemu-ne-privedet-ot-chego-stradayut-rossiyskie-shkoly/

Самое интересное в блогах МК

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников - Студенческий портал

Хотелось бы поговорить по поводу педагогов в наших школах, колледжах и так далее. Совсем недавно соцсети облетело видео, снятое в одном из районов, где ученик практически открыто издевается над преподавателем, который безуспешно пытается выставить его за дверь. Другие ученики в это время посмеиваются и снимают происходящее на смартфоны. И подобное не может не вызывать тревогу.

На мой взгляд, в последнее время у нас появилась очень странная тенденция: учащиеся школ, студенты, да и просто дети, в какой-то момент стали обладателями практически неограниченного количества прав.

И сегодня к тому же появилась весьма многочисленная категория взрослых (в основном из числа родителей этих чад), которые еще и стремятся права эти постоянно защищать. А вот у учителей почему-то остались только обязанности, права же, наоборот, как-то по-тихому и постепенно отобрали.

Например, теперь не приветствуется на ученика повысить голос, да даже сделать замечание: это ущемляет его права и может нанести психологическую травму.

Честно говоря, я с улыбкой отношусь к подобному, вспоминая, как во времена, когда я был школьником, за какие-то провинности на уроке вполне можно было от некоторых учителей получить указкой в лоб. И ничего, мы вроде бы выросли без психологических травм и не потеряли веру в человечество.

О своих правах мы тогда не знали, а свято верили аксиоме: «Учитель всегда прав, даже если он не прав – смотри пункт первый». Так что учителя для большинства из нас были непререкаемыми авторитетами.

А сейчас, мне кажется, мы в головах детей вообще посеяли сомнение: нужно ли вообще слушать взрослых? Не буду тут расписывать про преемственность поколений и как уважали родителей мы или наши родители своих… Просто мне не совсем понятно, к чему такое отношение может привести. Наверное, как минимум, к банальному отсутствию авторитетов и зацикливании на себе, то есть на ложном мнении, что весь мир крутится исключительно вокруг тебя и абсолютно все вокруг тебе должны, а ты же – никому и ничего.

А теперь, собственно, о самих учителях. Я сам вырос в семье преподавателей и с детства видел, насколько тяжел их труд. Более того, уже со школы я понимал, насколько неадекватно этот труд оценен материально. Но многие учителя работали за идею, понимая, что их старания в итоге приносят пользу. Не знаю, есть ли сейчас у современных педагогов такое осознание, надеюсь, что еще осталось.

И вот такие инциденты, как описанный выше, когда ученик явно ни во что не ставит учителя, да и просто старшего, – это, на мой взгляд, плоды той самой подмены понятий и непонятной передачи прав и обязанностей.

Но вот пришли хорошие новости. Госдума решила-таки встать на защиту учителей. Начата работа над проектом, повышающим статус педагога. Согласно концепции, учителей хотят защитить от давления, физического насилия, оскорблений и других проявлений неэтичного поведения учеников. Целью проекта стало желание подчеркнуть социальную значимость преподавателей.

Надеюсь, что наши высокоуважаемые депутаты не будут долго раздумывать над этим законопроектом и примут его в ближайшее время.

Но вопрос тут еще и в том, как защитить учителя от родителей, которые часто бывают недовольны тем, что их чадо не оценено по достоинству, или от тех, кто на ночь глядя считают своим долгом позвонить преподавателю с вопросом о домашнем задании или с претензиями к методам школьного обучения.

Это с моей стороны не голословные заявления – по этому поводу я общался не с одним преподавателем, и ситуация практически везде одинакова. Всегда найдется одна, две или даже больше матерей, которые считают, что учительский труд не знает ограничений во времени, а попросту исчисляется круглыми сутками.

Нам бы нужно уважать учителей, воспитателей в детском саду, я бы даже сказал преклоняться перед ними за их труд, но, как говорится, что-то пошло не так… Сегодня их принято обвинять в недостаточной внимательности к каждому ребенку, в неумении найти свой подход абсолютно к каждому ученику… Но возможно ли это вообще? Реально ли это сделать человеку, ежедневно работающему на износ и выкладывающемуся перед целым классом детей? Конечно, и среди преподавателей есть разные люди, с разным подходом к работе, с разными принципами и требованиями как к себе, так и к окружающим. Все мы люди, со своими хорошими и плохими сторонами.

Но опять же, вспоминая свое детство, наши родители почему-то практически всегда в любом спорном вопросе доверяли и вставали на сторону учителя. Почему? Может быть, для того, чтобы правильно воспитать?

просмотров: 5404

Источник: https://www.mk.ru/blogs/posts/zashhitim-uchiteley-nuzhdayutsya-li-prepodavateli-v-shkolakh-v-zakonodatelnoy-podderzhke.html

Школа должна образовывать и воспитывать

Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя.

Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова

Подростки ведут себя хорошо, когда им это выгодно, а в остальных ситуациях исходят из своих интересов, рассказали завлабораторией мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных и научный сотрудник лаборатории Елена Новикова в докладе «Место духовно-нравственного образования и воспитания в школьной программе обучения». Любовь, добро и милосердие для школьников – прежде всего инструменты, с помощью которых можно извлечь некие бонусы, например, поощрение со стороны родителей или учителей. Такое поведение учеников отчасти оказывается следствием сокращения воспитательной работы в школе. Она или почти не ведется, или превращается в формальность.

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются.

Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками.

При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Родители, подчеркивая роль семьи в воспитании ребенка, тем не менее, видят в качестве второго значимого «ментора» именно школу. Более трех четвертей респондентов среди родителей (77%) считают, что именно школа должна воспитывать детей. В то же время, лишь половина (49%) родителей согласны с тем, что школа действительно влияет на формирование личности подростка.

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие, пишут Аржаных и Новикова.

Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме.

Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, на взгляд педагогов, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм. Это плохо влияет на учебу, добавляют авторы доклада.

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

Весьма тревожным симптомом состояния общества, по мнению авторов доклада, оказалось распределение ответов на вопрос: «Насколько сегодня в обществе ценятся любовь к ближнему, милосердие, справедливость и достоинство?» Эти ценности девальвировались в обществе – таков был ответ половины (50,1%) родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Исследователи измерили и потребность родителей в том, чтобы вернуть в мир детей четкие нравственные установки. Респондентам предложили оценить справедливость двух высказываний: «Сегодня детям, в первую очередь, нужно прививать прагматичные, рациональные правила поведения» и «Детей нужно, прежде всего, воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности».

Источник: https://iq.hse.ru/1775215.html

Большинство россиян считают, что учеников к ЕГЭ должна готовить школа

Более половины россиян, дети которых оканчивают школу в этом или в следующем году, уверены, что к сдаче ЕГЭ учеников должны готовить в школе. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru.

В том, что именно школа должна осуществлять основную подготовку школьников к сдаче ЕГЭ, убеждены 65% респондентов, однако большинство из них уточняет, что многое зависит от желания самого ребёнка, а также от его родителей: «Ребёнок должен сам стремиться к знаниям, поскольку кроме учёбы от него практически ничего не требуют»; «В школе надо хорошо учиться все десять лет, тогда ЕГЭ — не проблема»; «Если появятся вопросы — помогут родители».

Однако в способностях школьных учителей уверены далеко не все родители: «То, что к ЕГЭ должны готовить в школе, — это бесспорно. Но наши школы уже давно перестали давать какие-либо знания. Знания можно получить только за деньги».

По мнению 43% участников опроса, для успешной сдачи ЕГЭ школьнику необходимо дополнительно заниматься с преподавателями.

«Даже если ребёнок может и стремится заниматься самостоятельно, не стоит отказываться от дополнительных занятий с преподавателями»; «Помогут частные репетиторы», — комментируют они.

Четверть респондентов (25%) уверена, что школьнику под силу подготовиться к ЕГЭ самостоятельно, конечно, если «ребёнок уверенно знает предмет» и стремится получить хорошие результаты.

Но даже если старшеклассник успешно справляется с подготовкой, школьные учителя и родители всё равно должны контролировать процесс: «Дома ребёнок должен выполнять задания самостоятельно, а в школе — разбирать ошибки и проверять результаты»; «Ему должны помогать родители».

Стоит отметить, что, по мнению значительного числа респондентов, в подготовке к итоговому экзамену хороши все средства: «курсы при институте, дополнительные занятия в школе, персональные репетиторы». По их словам, «необходимо использовать все возможные формы подготовки к ЕГЭ, тогда шансов на максимально высокую оценку будет больше».

В свою очередь среди родителей, выбравших вариант ответа «другое» (4%), многие убеждены, что «в большинстве случаев ЕГЭ не показывает знаний ученика», следовательно, «нужно отменить ЕГЭ как единую форму экзамена для поступления в вузы». Некоторые респонденты и вовсе предлагают «разогнать Министерство образования и вернуть старые программы обучения».

Затруднились с ответом 6% участников исследования. Большинству из них также не нравится существующая норма проверки знаний учеников. «Необходимы кардинальные изменения в системе образования», — считают они.

Материал предоставлен Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru

Источник: https://www.sch2000.ru/employees/news/20/1042/

Должна ли школа воспитывать?

  • Только 2,9% опрошенных считают, что школа должна научить детей уважительно относиться к другим людям.
  • По мнению экспертов, все это приводит к тому, что дети не получают необходимых навыков, которые бы позволили им стать успешными в будущем.
  • Как показало исследование, почти четверть учителей не верит в возможность развития критического мышления ребенка, а 37% считают, что креативность – это врожденное качество.
  • По мнению большинства педагогов, их главная задача – дать знания (80%), но заинтересовать ребенка предметом считает нужным только половина (53%).
  • Главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова полагает:

Функция школы – пробудить интерес к урокам.

По ее словам, успех современного человека зависит от коммуникативных навыков, креативности мышления, способности критически оценить огромный объем информации и выбрать то, что нужно для дела, а также от умения действовать самостоятельно и вместе с другими людьми. Все это может дать школа.

  1. «Если в школе заведено дружелюбно здороваться с уборщицей, с вахтером, с директором, то ребенок привыкает относиться одинаково хорошо к людям независимо от их возраста и положения», – объясняет Мария Добрякова.
  2. Директор московской школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский уверен: данные о том, что половина педагогов не считает нужным заинтересовать детей своим предметом, весьма сомнительны.
  3. «Не исключаю, что речь идет о маргинальной части учительства, которой платят маленькую зарплату, над которой довлеет административный ресурс дурного директора и которая собачится с родителями».
  4. Ефим Рачевский подчеркнул, что в воспитании и обучении ребенка семья имеет не меньшее значение, чем школа.

Есть не только профнепригодные учителя, но и профнепригодные родители.

«Что-то толковое можно сделать только при взаимодействии школы и родителей. Умная школа не закрывает перед семьей бронированные двери, а умные родители видят в учителях союзников, а не врагов», – полагает Рачевский.

Однако председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец считает результаты опроса ожидаемыми.

«Сегодня учитель – это исполнитель, оказывающий образовательные услуги, ни в каких регламентах его воспитательные функции не прописаны.

В сознании родителей сформировалось отношение к учителям как персоналу, которому можно в любой момент предъявить претензии.

Администрация школы, как правило, пытается избавиться от учителя, которым недовольны», – отметила эксперт.

По ее мнению, выход из ситуации – повышение престижа профессии учителя. И речь не только об увеличении зарплаты, но и об изменении массового сознания.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/6/14/upbringing/3629-dolzhna_li_shkola_vospityvat

7 непривычных школьных подходов, которые заставляют многое переосмыслить

  • 15 обладательниц длинных волос поделились проблемами, о которых остальные даже и не догадываются
  • 20+ особенностей жизни в Индии, которые лишают туристов дара речи
  • 14 неловких ситуаций, в которые попадает каждый второй турист, отправляясь в Азию
  • 6 стран, где жилье у моря стоит дешевле, чем квартира на отшибе наших мегаполисов
  • Пользователи сети поделились своими отзывами на котиков, которых они случайно встретили на улице
  • 20 человек, на чьем месте вы точно не захотели бы оказаться
  • 19 крутых мам и пап, которые, кажется, познали дзен
  • 13 кадров, которые обезоружат создателей хорроров. Ведь на них раскрыты главные кинотрюки
  • 10 украшений, истории которых хранят немало пикантных подробностей
  • 10 новых запретов, о которых надо знать в 2020 году, чтобы не попасть в неловкую ситуацию за границей
  • 9 жестких правил жизни, которые больно бьют по женскому самолюбию
  • Как в реальности выглядели 11 женщин, красоту которых известные художники воспевали в картинах
  • 18 примеров рекламы, создатели которой пошли вразнос
  • 12 стран и городов, которые туристы напрасно считают скучными (И теряют массу впечатлений)
  • 20+ доказательств того, что в любой работе есть место капельке абсурда
  • 20+ доказательств того, что если бы соцсети существовали 50 лет назад, то их покорили бы своей харизмой наши бабушки и дедушки

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/7-shkol-raznyh-stran-mira-kotorye-znayut-kak-vospitat-yunyh-geniev-1766565/

ВЦИОМ: Большинство россиян не хотят, чтобы их дети работали школьными учителями

Большинство россиян с теплотой вспоминают школьных учителей (78%). Еще 15% не вспоминают своих педагогов. 6% говорят, что эти воспоминания им неприятны. 2% затруднились ответить.

Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в 42 регионах России в канун Дня учителя.

Треть россиян не общаются со своими педагогами после окончания школы (33% опрошенных). В равных долях (по 22%) респонденты ответили, что поддерживали контакт первое время после школы, но сейчас нет, или поддерживали долгое время, но сейчас нет, или же поддерживают до сих пор. Почти каждый третий (33%) не общался с педагогами после завершения школьного образования. 2% затруднились ответить.

Только 23% наших соотечественников уверены, что учитель — вполне престижная профессия. 35% склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна, 38% считают, что это обычная профессия, и непрестижной ее назвать нельзя. 4% затруднились ответить.

Респонденты в возрасте от 60 лет и старше чаще называют профессию учителя «вполне престижной» (31%).

Чем ниже самооценка материального положения россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя сегодня непрестижна: об этом заявляют 41% россиян с низкой самооценкой материального положения и 29% наших соотечественников с высокой самооценкой материального положения соответственно.

Почти половина россиян уверены, что, работая учителем, нельзя жить нормально в материальном смысле (48%). Еще 35% наших соотечественников склонны думать, что эта профессия и не слишком удачная, и не слишком проигрышная с точки зрения заработка.

Почти каждый десятый (11%) полагает, что эта профессия позволяет устроить свою материальную жизнь успешно. 6% затруднились ответить. То, что, работая учителем, невозможно жить нормально в материальном смысле, чаще отмечают жители средних и крупных городов (58% и 52% соответственно).

Москвичи и петербуржцы, а также жители маленьких городов наиболее склонны считать, что с этой профессией можно вполне успешно устроить материальную жизнь (16% и 15% соответственно).

Чем ниже уровень образования россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя позволяет устроить успешно материальную жизнь: 17% опрошенных с высшим или неоконченным высшим образованием «против» 9% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.

Большинство россиян не хотели бы видеть своих детей школьными учителями (64%). Такую профессию для своих детей желают лишь 17% наших соотечественников. 19% затруднились ответить.

Москвичи и петербуржцы чаще остальных респондентов отмечают, что хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем (26%), а жители средних городов, напротив, в большинстве не желают видеть своих детей учителями в школе (74%).

Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они отмечают, что профессия учителя нежелательна для их детей: 47% опрошенных с начальным или неполным средним образованием «против» 68% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.

В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Источник: https://news.novgorod.ru/news/vciom-bolshinstvo-rossiyan-ne-khotyat-chtoby-ikh-deti-rabotali-shkolnymi-uchitelyami—37610.html

Ссылка на основную публикацию