Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики — студенческий портал

В Нижнем Новгороде уже в 11-й раз проводится фестиваль наук, искусств и технологий «Фенист», организованный Федеральным исследовательским центром Институтом прикладной физики РАН. Основная цель фестиваля – популяризация науки, расширение границ восприятия и познания окружающего мира. 

С 23 по 29 сентября 2019 года на двадцати площадках города проходят научно-популярные лекции, выставки, мастер-классы, круглые столы, просмотр и обсуждение научных фильмов. Одним из партнёров «Фениста» является и наш планетарий.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

25 сентября в рамках фестиваля в Большом звёздном зале состоялась традиционная астрономическая конференция, приуроченная ко Дню осеннего равноденствия.

С приветственным словом к учителям и преподавателям физики и астрономии, научным сотрудникам, студентам обратился член-корреспондент РАН, заведующий отделом астрофизики и физики космической плазмы Института прикладной физики РАН Владимир Владиленович Кочаровский.

Пожелав участникам конференции плодотворной работы, он также отметил, что основным партнёром «Фениста» выступает Ассоциация учителей физики и астрономии, при поддержке которой в школы Нижегородской области организованы 25 научно-просветительских десантов с лекциями и играми для учащихся.

Немаловажно, что многие мероприятия фестиваля проходят при участии известных российских учёных и популяризаторов науки из разных городов.

Главным событием первой части осенней конференции стало выступление Анатолия Владимировича Засова – доктора физико-математических наук, профессора Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ.

Анатолий Владимирович – автор (в соавторстве с В. Г. Сурдиным) учебно-методического комплекса по астрономии для 10-11 классов, о котором он подробно рассказал в своём выступлении, посвящённом ключевым вопросам астрономии в школьном курсе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Советы эксперта: как сдать егэ по химии - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Основные задачи астрономического образования, которые выделяет Анатолий Владимирович: повышение научной грамотности, поддержание любознательности к естественным наукам, объяснение задач космической деятельности человека и изучения дальнего космоса. В связи с этим, ключевые направления школьного курса астрономии: объяснение астрономических явлений, космическая деятельность человека и её направленность в будущее, познаваемость мира, эволюция Вселенной.

Профессор также отметил, что современная астрономия и астрономия в школе – понятия нетождественные. Конечно, посещение планетария – неоценимая помощь учителю, однако это не заменит уроков.

В своём выступлении Анатолий Владимирович также коснулся особенностей и сложностей преподавания астрономии, рассказал о некоторых астрономических достижениях современности и прикладных задачах, решаемых с помощью астрономических знаний.

На сегодняшний день астрономия стала многоканальной наукой, заниматься которой интересно, и учителю необходимо постоянно быть в курсе астрономических открытий.

Следующее выступление было посвящено проекту Эйнштейновские школы. Главный эксперт Нижегородского планетария им. Г. М.

Гречко, заслуженный работник культуры РФ, сопредседатель Ассоциации планетариев России Зинаида Павловна Ситкова поздравила коллег с началом астрономической осени и рассказала о столетнем юбилее Международного астрономического союз (МАС), который отмечается в этом году.

В честь этого события по всему миру проводится множество ярких и разнообразных мероприятий, подчеркивающих важность астрономии в качестве инструмента образования, развития и дипломатии.

Одним из таких глобальных междисциплинарных проектов МАС являются школы Эйнштейна. Их программа помогает узнать о текущих исследованиях чёрных дыр и гравитационных волн, а также о том, как общая теория относительности Альберта Эйнштейна (одно из выдающихся достижений физики ХХ века) была подтверждена 100 лет назад во время полного солнечного затмения.

Эйнштейновские уроки, посвящённые чёрным и белым дырам, кротовым норам, гравитационным волнам и собственно космологии можно посетить как в планетарии, так и провести в школе. Ну а финальным глобальным проектом празднования столетия МАС станет проведение в школах 10-17 ноября Дней астрономии, в рамках которых запланированы встречи учащихся с учёными.

Далее научный сотрудник ИПФ РАН Андрей Олегович Перминов рассказал участникам конференции о проведении на базе отдыха ИПФ РАН ежегодного круглого стола учителей физики, астрономии и математики Нижегородской области.

Это мероприятие –неформальное выездное совещание учителей, предназначенное для обмена опытом, встреч с нижегородскими учёными, объединения усилий энтузиастов с целью поиска путей решения проблем современного школьного физико-математического образования и подготовки научно-педагогических кадров.

В рамках круглого стола проходят обзорные лекции ведущих сотрудников академических институтов и вузов, мастер-классы и творческие мастерские, включающие разбор олимпиадных задач, обсуждение особенностей постановки физических экспериментов, семинары, посвящённые актуальным проблемам школьного образования. Любой заинтересованный учитель физико-математического профиля может прислать заявку на участие в круглом cтоле и выступить с темой, которую он считает интересной и полезной для остальных участников.

Следующий спикер – народный учитель РФ, методист Нижегородской радиолаборатории Лев Васильевич Пигалицын, отметивший в этом году 80-летний юбилей, рассказал о созданном им кабинете-лаборатории «Физика нашего мира», в котором можно наглядно демонстрировать различные проблемные эксперименты по физике. Ведь один из важных методов активизации познавательной деятельности – это создание проблемных ситуаций на уроке, требующих от учеников решения.

Об образовательном туризме в курсе физики и астрономии говорила Лариса Михайловна Прохорова – отличник просвещения РФ, учитель физики лицея №87.

В своей презентации она рассказала об экскурсионных программах, поездках с учащимися в Музей космонавтики, Звёздный городок, Саровский музей атомной бомбы, Курчатовский институт, на нижегородские предприятия.

Посещение этих знаковых мест имеет не только образовательное, но и колоссальное воспитательное значение.

Видеообращение к участникам осенней конференции прислал Дмитрий Николаевич Комиссаров – учитель физики г. Лысково, лауреат конкурса «Учитель года-2019». Он поздравил коллег с наступающим Днём учителя, пожелав успехов и творческого вдохновения, и чтобы команда учителей физики с каждым годом становилась всё сплочённее.

Заслуженный учитель РФ, председатель Ассоциации учителей физики и астрономии Тамара Юрьевна Кузьмичёва посвятила своё выступление теме, которая, по её мнению, заслуживает достойного внимания на уроках физики и астрономии.

В своей презентации о магнитных полях на Земле и в космосе Тамара Юрьевна постаралась систематизировать знания по данной теме, рассказав об открытии, карте, инверсиях полюсов магнитного поля Земли, магнитосфере Земли, опыте Эрстеда, магнитных полях других планет Солнечной системы и, конечно, нашей звезды – Солнца.

Заключительным выступлением стало сообщение Алексея Константиновича Киселёва, старшего преподавателя НГПУ им. К. Минина, старшего научного сотрудника Нижегородского планетария им. Г. М. Гречко о Всемирной неделе космоса-2019. Всемирная неделя космоса отмечается с 2000 года.

Она приурочена к двум памятным датам – запуску первого искусственного спутника Земли, выведенного СССР на орбиту 4 октября 1957 года, и вступлению в силу 10 октября 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Ежегодно Ассоциацией Недели космоса в тесном сотрудничестве с Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях выбирается тема Всемирной недели космоса. В 2019 году ею стала «Луна: звёздные врата». Именно в этом году исполнилось 50 лет с момента высадки человека на поверхность спутника Земли.

К 2022 году планируется запуск первого блока орбитальной станции вокруг Луны. Кроме того, с 2009 года ведётся непрерывное сканирование лунной поверхности и с помощью космического аппарата «Лунный орбитальный разведчик» построена «живая» карта Луны.

Также в рамках Всемирной недели космоса 5 октября пройдёт осенний Международный день астрономии. С 1973 года этот праздник по традиции отмечается в период с середины апреля до середины мая в субботу, ближайшую ко дню, когда Луна видна в фазе первой четверти.

В этот день любители астрономии, объединившиеся под девизом «Приобщим людей к астрономии», устанавливают любительские телескопы в многолюдных местах – на улицах, в торговых центрах, парках… С 2007 года День астрономии отмечается ещё и осенью.

Луна в фазе первой четверти – отличный объект для наблюдений, которые можно посетить с учащимися, придя в планетарий, или провести около своей школы.

  • Завершил мероприятие показ короткометражного полнокупольного фильма «Загадки Солнца».
  • Надеемся, что опыт всех спикеров, которым они поделились с участниками конференции, обязательно будет полезен в дальнейшем практическом применении на уроках астрономии.
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал

Источник: http://www.planetarium-nn.ru/news/novosti-planetariya/astronomiya-v-shkole-sovremennyy-podkhod/

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок физики или астрономии по ФГОС»

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал Как спроектировать конспект урока по физике или астрономии, соответствующий новым требованиям стандарта? ФГОС требует построение урока, основанное на системно-деятельностном подходе. То есть в ходе урока учащиеся должны самостоятельно добывать знания, опираясь на универсальные учебные действиям. Поэтому ход урока рекомендуется строить таким образом: мотивирование учащихся на учебную деятельность, актуализация знаний, постановка проблемы, поиск различных путей решения проблемы, решение поставленной проблемы, самостоятельная работа, систематизация знаний, проработка домашнего задания и оценивание. Уважаемые учителя физики и астрономии! Как вы проектируете уроки в контексте нового стандарта образования? Приглашаем вас поделиться опытом разработки конспектов уроков физики или астрономии в рамках бесплатного конкурса всероссийского масштаба «Урок физики (астрономии) по ФГОС». • Бесплатная регистрация и участие • Бесплатные Сертификаты и Дипломы Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 ОРГАНИЗАТОР Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» СПОНСОР СЕРИИ КОНКУРСОВ

Учебный центр «Урок»

Статус Конкурс завершён [?] Зарегистрировалось: 41 из 1000 участников Зарегистрировалось: 7 из 10 членов жюри
Стартовал 11 сентября 2019
Окончание 27 декабря 2019
Расписание

регистрация завершена
приём конкурсных работ до 5 декабря 2019 включительно
оценка работ до 19 декабря 2019 включительно
подведение итогов до 31 декабря 2019 включительно
Победители Один победитель на каждые 10 участников.
Файлы Общие требования к конкурсным работам (37 Кб) Критерии оценки конкурсных работ (32 Кб)
Участие Бесплатное
Задача Разработать и представить на конкурс конспект урока физики или астрономии, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).  Внимание! В этом конкурсе могут участвовать только уникальные разработки (работы, впервые публикуемые в сети). Методические разработки, ранее опубликованные на других интернет-ресурсах под авторством участника, в конкурсе не участвуют.
Участники К участию в конкурсе приглашаются учителя физики и астрономии всех видов школ, преподаватели СПО 1-2 курсов.
Предмет Астрономия, Физика
Классы 5 класс,6 класс,7 класс,8 класс,9 класс,10 класс,11 класс

Призы

  • СПОНСОР ОСЕННЕЙ СЕРИИ
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал
  • Учебный центр «Урок» совместно с ведущими специалистами и экспертами организует и проводит обучающие мероприятия: вебинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, коллективные консультации по широкому кругу тем образовательной проблематики.

Разработчики курсов, лекторы и приглашенные консультанты – ведущие отраслевые специалисты-эксперты с обширным профессиональным опытом. Вебинары Учебного центра «Урок» прошли более 1000 педагогов.

  1. ПРИЗЫ ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
  2. На нашем сайте в открытом доступе выложена большая библиотека вебинаров Учебного центра «Урок» для учителей-предметников, учителей начальных классов, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, преподавателей СПО, методистов, классных руководителей, тьюторов.
  3. Победители смогут получить бесплатно электронный сертификат об участии в одном из вебинарах Учебного центра «Урок».
  4. ВЕБИНАРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Читайте также:  Учителя смогут повысить квалификацию удаленно - студенческий портал

Что ещё выбрать в качестве приза? Листайте каталог вебинаров Учебного центра «Урок».

Условие получения приза

В течение недели со дня завершения проекта, координатор конкурсов отправит победителям сообщение с промо-кодом, предоставляющим 100 % скидку на оплату Сертификата в любом из вебинаров Учебного центра «Урок». Внимание! Срок действия промо-кода ограничен.

Победителям

Участники конкурса, занявшие призовые места, получают Диплом победителя в электронном виде и +200 баллов к личному рейтингу.

Членам жюри

Все члены жюри, которые приняли участие в оценивании конкурсных работ, получают электронный Диплом члена жюри и +100 баллов к личному рейтингу.

Участникам

Все участники конкурса, чьи работы будут приняты к участию, но не займут призовые места, получат электронный Сертификат участника и +15 баллов к личному рейтингу.

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий порталХмелев Сергей Геннадьевич2884

Учитель технологии, Учитель информатики и физикиАстрономия, Труд, Информатика (ИКТ), Физика, Математика, Черчение, Информатика (ИКТ), Технология

Чувашская респ.

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий порталЕлена1030

УчительАстрономия, Физика

Нижегородская обл.

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий порталМалютин Андрей Анатольевич19053

Классный руководитель, Учитель математикиМатематика, Физика, Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Орловская обл.

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий порталКравец Вера Владимировна770

УчительАстрономия, Физика

Краснодарский край

Стать членом жюри Правила отбора в команду судейства

Не завершил оценку работ

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий порталБерлова Наталья Борисовна39

Не принимал участия в оценивании

Колесникова Ксения Евгеньевна73

Не принимал участия в оценивании

владимирович1176

Классный руководитель, Учитель математики и физикиМатематика, Физика

Новгородская обл.

Не отправил конкурсную работу

Иванова Залия Фаритовна252

Свердловская обл.

Не отправил конкурсную работу

Не отправил конкурсную работу

Екатерина Фролова60

Учитель информатики и физикиФизика, Информатика (ИКТ)

Татарстан респ.

Не отправил конкурсную работу

Не отправил конкурсную работу

Свистуленко Наталья Николаевна66

Волгоградская обл.

Не отправил конкурсную работу

Лапшина Екатерина Сергеевна377

УчительФизика

Калининградская обл.

Не отправил конкурсную работу

Не отправил конкурсную работу

Сазонова Анастасия608

УчительМатематика, Астрономия, Информатика (ИКТ), Физика

Иркутская обл.

Не отправил конкурсную работу

Ирина163

УчительГеометрия, Алгебра, Физика, Математика

Оренбургская обл.

Не отправил конкурсную работу

Не отправил конкурсную работу

Айгуль Айратовна581

УчительФизика, Математика

Башкирская респ.

Не отправил конкурсную работу

Irishka Do57

ПреподавательФизика

Нижегородская обл.

Не отправил конкурсную работу

Халатян К.А.10

Не отправил конкурсную работу

Ирина10

Не отправил конкурсную работу

Не отправил конкурсную работу

Морозова Любовь Васильевна14

УчительФизика

Кемеровская обл.

Не отправил конкурсную работу

Комарова Наталья Ивановна18

Не отправил конкурсную работу

Ильина Лилия Вениаминовна10

Не отправил конкурсную работу

Братусь Ирина Васильевна10

Не отправил конкурсную работу

Юлия10

Не отправил конкурсную работу

Всего 20 участников Электризация тел. 8 класс Урок «Система Земля – Луна» Тарасова Марина Владимировна272

УчительФизика, Астрономия

Башкирская респ.

Баркова Ирина Сергеевна245 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по физике на тему «Законы постоянного тока» Сидаш Светлана Андреевна62 Урок физики в 7 классе по теме «Взаимодействие тел. масса». Технологическая карта урока «Скорость. Единицы скорости» Першина А.Р., Прохорова Т.Ю.42

УчительФизика

Пензенская обл.

Методическая разработка урока по физике «Влажность воздуха» Маскалев Александр Дмитриевич33 Урок по физике 7 класс Сила упругости. Закон Гука Саранчина Наталья Анатольевна554

УчительФизика, Астрономия

Тюменская обл.

Урок по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» Игра-квест «Сокровища пиратов». Показать всех участников Координатор конкурсов, 07.11.19 в 13:45 0 Ответить ПожаловатьсяВнимание! Этап регистрации продлевается на 21 день, т.к. на конкурс было зарегистрировано минимальное количество участников.

С уважением, администрация.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/contest/858

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал

Больше всего было волнений среди учителей по поводу того, за счёт какого предмета астрономию введут в школы России. Никто из предметников своими часами жертвовать не хотел. Были разговоры, что отнимут час у иностранных языков.

В пресс-службе департамента образования Иркутска порталу «ИрСити» пояснили, что отнимать часы ни у какого другого школьного предмета в министерстве образования не стали, а просто добавили один дополнительный час в неделю на изучение астрономии.

Согласно внесённым изменениям в действующий государственный образовательный стандарт, астрономия становится обязательным для изучения в школе предметом в 10-11 классах.

Продолжительность курса – 35 часов, то есть курс астрономии можно пройти за один учебный год. По желанию можно и за полгода, если выделять на астрономию 2 часа в неделю.

Есть и другой вариант: изучать астрономию во втором полугодии 10 класса и в первом 11-го.

Администрация школы самостоятельно решает, в каком, 10 или 11 классе, включать астрономию в программу, согласно приоритетам самих учеников. По словам астронома, профессора, директора обсерватории ИГУ Сергея Язева, в 11 классе дети сосредоточены на подготовке к ЕГЭ, поэтому интереса к астрономии у них будет меньше.

В идеале, по мнению учёного, преподавать астрономию в школе нужно в 8-9 классах: во-первых, в это время у детей ещё работает любознательность, тогда как к 11 классу проявляется прагматизм, во-вторых, есть много школьников, которые уходят из образовательного учреждения после 9 класса, а это значит, что с астрономией они никогда не столкнутся.

Учителя не готовы, учебников нет

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал

 https://www.chita.ru

То, что астрономия вернулась в школы России, специалисты называют прорывом в образовании, однако возвращение падчерицы физики проходит «со скрипом».

На данный момент в Иркутске астрономия даётся в 24 школах города из 79. Это значит, что только 24 учителя физики успели пройти переподготовку и могут преподавать астрономию. По информации пресс-службы мэрии Иркутска, в остальных школах курс астрономии будет вводиться по мере готовности самих школ.

Астроном Сергей Язев, который и проводил курсы переподготовки для иркутских учителей, а сейчас дистанционно читает курсы и для педагогов других регионов, заявил, что в Иркутске большой проблемы с подготовкой кадров не возникло, так как в пединституте, который сейчас входит в состав ИГУ, никогда не прекращалось преподавание астрономии и астрофизики будущим учителям физики. То есть сейчас учителям в Иркутске, просто надо освежить и обновить изученное в университете, ознакомиться с новыми астрономическими понятиями. Но в других регионах страны ситуация намного плачевнее.

«Очень много регионов, где астрономия в университетах, пединститутах физикам не преподавалась, также есть проблемы на переподготовках, так как эти курсы просто не кому вести, нет специалистов, ведь астрономией не везде профессионально занимаются. Я сейчас веду онлайн-курсы, дистанционно, учителя меня могут видеть и задавать вопросы в чате», — объясняет Язев.

По оценке иркутского астронома, подавляющее большинство школ страны оказались не готовы к приказу госпожи Васильевой, который вышел летом, слишком мало было времени для подготовки образовательных учреждений. В школах просто не оказалось специалистов, которые могут объяснить детям, как устроена Вселенная.

«Я не очень понимаю, что мешало заранее это сделать. Поэтому во многих школах страны преподавание астрономии начнётся с января, курс разделят на второе и первое полугодие разных классов», — пояснил директор обсерватории ИГУ.

Помимо того, что не во всех школах страны есть учителя, есть ещё огромная, по мнению учёных, проблема, связанная с учебными пособиями. В официальном федеральном перечне есть всего два учебника по астрономии.

Первый – Бориса Воронцова-Вельяминова и Евгения Страута. Воронцов-Вельяминов, который написал учебник в 1960 году XX века, умер в 1994-м. Страут сначала просто обновлял пособие советского астронома, а потом добавился в соавторы.

В 2014 году и он ушёл из жизни.

«Если мы сейчас даже взглянем на оглавление этого учебника, то мы увидим, что он катастрофически не соответствует новому стандарту, в июне утверждённому.

Знаю, что Сергей Борисович Попов из государственного астрономического института имени Штернберга при МГУ давал какие-тодополнения к этому учебнику, которые можно найти где-то в интернете, но насколько это удобно, и как учителя будут добывать эти обновления, я не знаю», — говорит профессор Язев.

Второй учебник, который есть в федеральном перечне, появился там совсем недавно. Он написан профессором астрофизики Виктором Чаругиным в 2017 году.

«В мае на совещании, где обсуждались новые образовательные стандарты по астрономии, Чаругин присутствовал и держал в руках только что изданный учебник.

Я видел этот учебник, его в июле ввели в перечень, книжка гораздо более современная, но, с моей точки зрения, учебник очень сырой, его надо доводить, редактировать, улучшать.

Там есть неудачные обороты, расходятся некоторые данные, любой ребёнок спросит: «А где правильно?». Видно по учебнику, что очень торопились издать его к новому учебному году», — рассказывает иркутский астроном.

Получается, что дети будут изучать астрономию либо по устаревшему учебнику, либо по «сырому».

Учебное пособие, над которым работают местные учёные, в том числе Сергей Язев, будет готово до конца октября. Но по формальным признакам по нему заниматься нельзя, потому что учебник должен пройти методическую экспертизу на федеральном уровне.

«У нас, конечно, есть региональные курсы, которые читаются только в Иркутской области, например, «Байкаловедение» или «История родного края».

И когда затевалось написание иркутского учебника по астрономии, а было это летом 2016 года, ещё до нового приказа и до самой Васильевой, предполагалось, что Иркутск станет первым городом в стране, в котором астрономия вернётся в школы, но в качестве необязательного компонента», — поясняет Язев.

  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал

Черновик иркутского учебника ИА «БайкалПост»

Но всё же местное учебное пособие поступит в школы Иркутска, где уже начали вести астрономию. Сергей Язев отметил, что с учителями будет налажена обратная связь: они смогут создателям рассказать о плюсах и минусах учебника.

«А дальше посмотрим – если он пройдёт апробацию в Иркутске, мы покажем его и на федеральном уровне», — говорит директор обсерватории ИГУ.

По словам Язева, на заседании в Министерстве образования астрономы давали рекомендации министру Ольге Васильевой, какие новые понятия должный появится в обновлённом образовательном стандарте по астрономии.

«В старых программах и учебниках, например, нет таких понятий, как тёмная материя, тёмная энергия, экзопланеты. И нашим коллегиальным решением были высказаны предложения, что именно нужно включить в новый образовательный стандарт по астрономии, и Васильева учла эти предложения, ведь нужно, чтобы курс был современный», — отмечает Сергей Язев.

Если учитывать, что астрономия – это очень динамичная наука: учёные в день открывают по несколько новых астероидов — в идеале учитель должен сам отслеживать новые открытия, чтобы быть в курсе всего происходящего, и учебные пособия должны часто обновляться. Существование тех же экзопланет, о которых сейчас так много говорят учёные, было подтверждено всего несколько лет назад.

Почему астрономия нужна?

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал

ИА «БайкалПост»

Астрономия – основа всего, наука, которая даёт общие понятия не только о далёком (как кажется многим) космосе, но и может объяснить, почему жизнь на Земле устроена именно так, а не иначе.

«Моё убеждение таково, что современный человек, который хочет называть себя образованным, должен представлять себе базисно всё, что касается современных достижений науки: как устроен мир, почему Вселенная расширяется, должен знать, что в ней есть галактики, которые состоят из звёзд, почему звёзды светят. Точно также человек должен знать основы генетики, чтобы понимать, например, принципы наследования», — говорит Сергей Язев.

Астрономия очень обширная, в неё входит и астрофизика, и космография, и история космонавтики. Последнее – немаловажный фактор для изучения в школе.

«Мы должны знать вклад отечественной космонавтики и науки, как граждане страны, потому что у нас много выдающихся достижений.

Был у меня пример, когда я студентам-журналистам давал список из 15 достижений космонавтики с вопросом, какие достижения принадлежат России.

На самом деле все эти достижений относились к нам, но студенты не верили, что всё это может быть нашим, приписывали достижения американцам», — вспоминает профессор.

Некоторые федеральные эксперты выражали точку зрения, что преподавание астрономии актуально только в школах с естественно-научной направленностью. По мнению Сергея Язева, это категорически неправильно.

«Как раз-таки гуманитариям астрономию надо давать в обязательном порядке. Какие-то куски от картины мира естественники получают из физики, геологии, географии, а гуманитарии совершенно этого не знают, к этому не прикасаются», — поясняет астроном.

Профессор подтверждает, что астрономическая грамотность населения страны действительно упала.

«Опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают, что количество людей, считающих, что Солнце вращается вокруг Земли за последние годы существенно выросло. И продолжает расти с каждым годом.

По результатам 2011 года доля так отвечавших людей возросла до 32%. Никто не знает, почему происходит смена времён года, люди не понимают разницы между планетой и звездой, не понимают астрономических расстояний, не знают, что такое затмение.

Много людей, которые доверяют астрологии, а не астрономии», — сетует директор обсерватории ИГУ.

При этом, по его словам, люди, которые раньше хорошо знали астрономию, сейчас стали знать её ещё лучше, так как появилось больше возможностей для изучения с развитием интернета, а вот те, кто астрономией не интересовались и не знали её, ухудшили свои показатели.

Падение астрономической грамотности фиксируется и во время проведения региональной олимпиады школьников по астрономии.

«Бывает, что родители занимаются астрономией с ребёнком, где-тоэнтузиаст-учитель что-то вкладывает в детей. Сохранились школы, которые дотянули до сегодняшнего дня, где астрономия каким-то образом преподавалась в рамках физики. Из Саянска, из Братска на олимпиаду традиционно приезжают сильные ребятишки, потому что там есть учительницы, которые возятся с детьми», — отмечает Язев.

Если специалисты били в набат и требовали вернуть астрономию в школу, сетуя на низкий уровень знаний населения, то есть ли общественный запрос на астрономию, хотят ли люди поднимать свою космическую грамотность?

«Общественный запрос – это хороший вопрос, но сложный. Интерес в общем к астрономии есть. Астрономия – это одна из немногих наук, количество любителей которой существенно превосходит количество профессионалов.

Профессионалов-астрономов мало, их всего-то несколько десятков тысяч человек во всём мире, в России астрономов несколько сотен. Но около такого небольшого ядра профессионалов есть большое количество любителей.

Поэтому я бы хотел надеяться, что общественный запрос есть», — отмечает астроном Сергей Язев.

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/999/

Уроки астрономии в столичной школе: космически интересно и современно — МК

Если звезды зажигаются, ученикам это нужно

В руках у ученицы 4‑го класса Алины Касимовой — планета Уран. Девочка рассказывает своему однокласснику, какая на Уране температура, из чего состоит ядро и когда к ней подлетал «Вояджер‑2».

— На этой планете есть лед и камень, — Алина открывает пенопластовый шар, внутри которого оказывается фиолетовый песок. — И когда они соединились, ядро потухло…

Рядом стоят группы ребят со своими планетами в руках: красным Марсом, бледно-оранжевым, обитым ватой Юпитером, Сатурном с кольцами из картона… Так выглядит урок астрономии в рамках предмета «окружающий мир» в школе №2030. Что может быть нагляднее для детей, чем возможность не просто увидеть планеты на экране, а потрогать их и даже сделать самим?

Читайте также:  Уроки шахмат могут стать обязательными - студенческий портал

— Дети с детского сада интересуются Солнечной системой, планетами, — считает директор школы Наталья Рябкова. — Спрашивают, что такое Луна, что такое Солнце, как устроена наша Вселенная.

И на все эти вопросы мы стараемся ответить в рамках наших предметов: окружающего мира, технологии, географии и непосредственно астрономии. Ведь астрономия — это не только предмет для старших классов.

Элементы астрономии проходят через все образование, они есть и в начальной, и в средней школе. И мы даем детям возможность через проектную деятельность изучать законы Вселенной.

Например, эти дети уже в 4‑м классе в рамках Курчатовского проекта изучают планеты Солнечной системы, участвуют в конференциях и даже собирают из конструктора космические корабли.

В школе №2030 постарались, если говорить языком отчетов, вывести изучение предмета на новый уровень. В жизни это выглядит намного увлекательнее: в одном из коридоров школы стоит конструкция, похожая на шатер. Внутри — настоящий космос, точнее — кино про него. Вместо обычного урока за партами ученики 10‑го класса лежат на полу настоящего планетария и смотрят на звезды…

— Планетарий был реализован Фондом технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий» совместно со школой, — рассказывает директор фонда Антон Бордин. — Он вмещает 25 человек, дети могут смотреть фильмы, изучать астрономию и вообще понимать, что астрономия — это не занудно.

В школе постоянно открыт планетарий. Ученики могут прийти в него на перемене, малыши смотрят мультфильмы о космосе, старшеклассники — научное кино.

— Спрос на этот планетарий среди наших учеников огромный, — рассказывает, на минутку оторвавшись от урока, Валерий Безверхий. — Урок наглядный и интересный, плюс это здорово для сознания — ребенок развивается, восприятие другое.

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики - Студенческий портал Планетарий пользуется огромной популярностью среди учеников.

Сразу и не распознаешь, но рядом с планетарием, прямо в коридоре, проходил еще один урок.

— Ты какие туда данные ввел, он не доедет до точки! — четверо парней склонились над небольшим ноутбуком. На столе перед ними происходит не абы что, а настоящая погрузка важного контейнера на луноход прямо на поверхности спутника Земли. Вот только одна проблема — собранная из конструктора машина никак не хочет точно доезжать до нужного места. Сейчас идет урок технологии.

— Это не просто игра, это то, чем дети могут заниматься, когда вырастут, — объясняет Бордин. — Насколько я знаю, в следующем году запускается лунная программа, и вот дети по аналогии с помощью конструктора «Космическая одиссея» двигают луноходы и запускают ракеты.

Все происходящее больше похоже на игру, но только особенную: чтобы в ней участвовать, нужно знать программирование, физику, астрономию — работать на стыке сразу нескольких предметов.

К слову о междисциплинарных знаниях: в школе №2030 есть конвергентная лаборатория, где собрано оборудование для физики, химии, биологии и географии. При чем тут, казалось бы, астрономия?

— А теперь давайте переместимся на Венеру, — учитель Антон Рыженков стучит пару секунд по клавиатуре, и на экране перед детьми возникает большая желтая планета.

Пятиклашки как завороженные смотрят на экран, а на столе перед ними стоят разноцветные шарики на ножках — модели планет Солнечной системы.

Пока учитель рассказывает о Венере, некоторые украдкой поглядывают на телескоп, стоящий неподалеку.

— Это настоящий телескоп, — рассказывает заместитель директора по содержанию и образованию Лариса Амелина. — Он программируется и может передавать данные компьютеру. Весной и осенью мы выносим его во двор и проводим уроки астрономии на улице.

В лаборатории есть и 3D‑принтер (дети могут сами напечатать модели планет), и метеостанция, которая передает влажность, силу ветра и другие параметры. Работать в такой лаборатории может любой педагог как с малышами, так и со старшеклассниками.

Еще один незаменимый помощник и педагогов, и учеников — проект «Московская электронная школа». Одиннадцатиклассники уже вовсю готовятся к ЕГЭ, и им важно, чтобы информация подавалась четко, ясно и наглядно.

В классе, куда мы заходим, идет урок уже самой настоящей астрономии. Будущие выпускники смотрят на экране короткий фильм о звездах и их происхождении.

Тут же кино сменяется таблицей: ученик выходит к такой современной доске и легким движением руки по сенсорной поверхности заполняет пустые ячейки.

— В «Московскую электронную школу» входят интерактивная панель, компьютер учителя, техника для Wi-Fi и планшеты или другие гаджеты для учеников, — рассказывает Амелина.

 — По сути, учитель работает сразу с несколькими пространствами: на его компьютере одна информация — подсказки для урока, а дети видят на большом экране другую информацию.

Педагог может легко переключаться на другую страницу, потом вернуться: ему не надо ничего стирать с доски.

В школе №2030 29 таких классов-помощников. Учителя уже успели по достоинству оценить роль высоких технологий в обучении.

— Все мы живые люди, я могу заболеть, например, — говорит преподаватель физики Наталья Шудрик. — Но при этом я свяжусь с другим учителем, он откроет в библиотеке «Московской электронной школы» мой конспект и просто продолжит урок.

Источник: https://www.mk.ru/moscow/2018/02/15/uroki-astronomii-v-stolichnoy-shkole-kosmicheski-interesno-i-sovremenno.html

Преподаватель физики и астрономии в СПО

Начать обучение

Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки, узнать о которых вы можете на сайте в разделе «Новости».

Документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право ведения профессиональной деятельности в сфере образования (высылается Почтой России).

Актуальность:

   В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. Таким образом, все более актуальной становится проблема обеспечения качества среднего профессионального образования. К 2020 году отечественное среднее профессиональное образование (СПО) должно перейти на новый уровень.

   Вместе с тем, при многообразных аспектах решения проблемы обеспечения качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также формирование личности студента определяются, прежде всего, личностью самого педагога и уровнем его профессионализма в образовательном процессе по читаемому предмету.

   В соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ 608 Н от 08.09.

2015 Министерства труда и социальной защиты РФ) педагоги (преподаватели) учреждений СПО, при отсутствии педагогического образования, должны иметь «дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения».

  • Цель программы: программа рассчитана на обеспечение освоения обучающимися федерального компонента среднего (полного) общего образования для успешного использования сформированных компетенций в обязательных предметных областях: естественные науки.
  • Задачи программы:
  • — рассмотреть важнейшие этапы становления методики преподавания физики и астрономии и выявить специфику методических концепций и подходов к преподаванию на различных этапах;
  • — создать целостное представление о концептуально-методических подходах к преподаванию физики и астрономии;
  • — ознакомить с основами теоретических и методических знаний по курсу, обеспечивающих грамотное использование средств, форм и методов обучения в практической работе;
  • — познакомить слушателей с новейшими достижениями методики обучения физике и астрономии с применением современных образовательных технологий, тенденциями развития естественнонаучного образования;
  • — освоить системы знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы.
  •  — научить слушателей современным приёмам изложения и освоения понятий и технологий в области астрономии, использованию современных технических средств обучения.
  • Программа предназначена для специалистов СПО при отсутствии педагогического образования.
  • Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.

Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале http://new.in-texno.ru

Требования к образованию слушателя: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Слушатели, имеющие диплом о неоконченном высшем образовании или удостоверение педагогического класса, на обучение не принимаются*. 

*в соответствии с разъяснениями Минобрнауки АК-2453/06 от 25.08.2015, «обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования».

Форма итоговой аттестации по программе: итоговый междисциплинарный экзамен в форме тестирования.

п/п Содержание курса Кол-во часов Контрольное мероприятие
1. Педагогика и психология 44 Зачёт (тестирование)
2 Введение в педагогическую профессию 28 Зачёт (тестирование)
3. ФГОС среднего профессионального образования в контексте государственной образовательной политики 28 Зачёт (тестирование) 
4. Методика преподавания физики 42 Зачёт (тестирование) 
5. Введение. Механика. 42 Зачёт (тестирование) 
6. Строение атома. Тепловые явления. 42 Зачёт (тестирование) 
7. Электромагнитные явления. Квантовая физика. 42 Зачёт (тестирование) 
8. Астрономия как дисциплина 42 Зачёт (тестирование)
9. Астрономические наблюдения и практические занятия 36 Зачёт (тестирование)
10. Развитие представлений о Земле и Солнечной системе 32 Зачёт (тестирование)
11 Физическая природа тел Солнечной системы. Методы изучения светил 32 Зачёт (тестирование)
12. Звезды и звездные системы. Строение Вселенной. Происхождение и развитие небесных тел 32 Зачёт (тестирование)
13 Информационные технологии в преподавании астрономии 32 Зачёт (тестирование)
14 ИКТ-компетенции педагогов СПО  46 Зачёт (тестирование)
Итоговое контрольное мероприятие Экзамен (тестирование)
ИТОГО ЧАСОВ 520

Подробнее о программе и обучении вы сможете узнать в Учебном отделе по тел.: +7 495 105 96 04.

Источник: https://in-texno.ru/programm/professionalnaya-perepodgotovka/prepodavatel-fiziki-i-astronomii-v-spo

Курс профессиональной переподготовки «Астрономия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Уважаемые слушатели! Вашему вниманию представлен курс профессиональной переподготовки «Астрономия: теория и методика преподавания в образовательной организации» с присвоением квалификации «Учитель, преподаватель астрономии».

Курс «Астрономия: теория и методика преподавания в образовательной организации» предназначен для учителей школ, преподавателей профессионального образования.

Преподавание астрономии как самостоятельного предмета, учебной дисциплины с 1 сентября 2017 года стало обязательным в среднем общем и среднем профессиональном образовании.

Курс астрономии характеризуется высокой интенсивностью, на первое место в преподавании выходят содержательные и методические аспекты. Происходит формирование представлений о современной естественнонаучной картине мира.

Изучение астрономии направлено на приобретение знаний об открытиях, определивших современное состояние науки, о строении и особенностях эволюции объектов Солнечной системы, нашей Галактики и Вселенной. Владение знаниями позволит объяснять видимые признаки движения небесных тел, приобрести навыки определения вида звездного неба в соответствии с местоположением наблюдателя и временем наблюдения.

  • В преподавании астрономии в среднем общем и среднем профессиональном образовании происходит не только формирование мировоззрения учащихся, но и активизация познавательной деятельности, в процессе проектной работы развиваются навыки астрономических наблюдений, происходит формирование гражданской позиции и патриотизма, поскольку Российская Федерация всегда занимала лидирующие позиции в освоении космоса и космонавтике.
  • Программа профессиональной переподготовки рассматривает большой круг вопросов, связанных с особенностями психолого-педагогической работы со школьниками и студентами, методологические аспекты деятельности учителя, преподавателя астрономии, а также особенности внедрения инновационных технологий в современных условиях реализации новых образовательных стандартов.
  • Программа профессиональной переподготовки разработана на основе: 

— ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»;

— ФГОС высшего образования по направлению подготовки 03.06.01. «Физика и астрономия»;

— Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

— Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Источник: https://infourok.ru/kursy/astronomiya-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-v-obrazovatelnoj-organizacii

Возвращение астрономии в школу: «космический» энтузиазм и кадровый голод

Решение Минобрнауки РФ вернуть астрономию в число обязательных школьных дисциплин вызвало воодушевление в научном сообществе и системе образования. Большинство экспертов сходятся во мнении, что возвращение астрономии в школьный курс выводит отечественное образование на более высокий уровень. 

Но если ученые строят радужные планы по обновлению учебников и предлагают креативные методы преподавания, руководство школ озабочено более земными проблемами: после 20 лет отсутствия предмета в программе его оказалось некому преподавать. Своими взглядами на возвращение астрономии в школу и пути решения связанных с этим организационных проблем рассказали опрошенные ТАСС эксперты.

К высоким образовательным стандартам

Мы ждали этого почти 20 лет. Астрономия в школе поможет правильному формированию мировоззрения подрастающего поколения. Человека, понимающего, как устроена Вселенная, как работают законы физики на других планетах, трудно сбить с толку и увлечь каким-то мракобесием, –сказал директор Специальной астрофизической обсерватории (САО РАН) Валерий Власюк.

Расширяя горизонты

Академик РАН Валерий Черешнев считает возвращение астрономии в школу «большим прорывом», так как это одна из важнейших междисциплинарных наук. По его мнению, такое решение Минобрнауки – первый шаг, за которым должно последовать появление других обобщающих широких дисциплин.

  • Мировая наука идет к междисциплинарности, нужно и общество к этому готовить, – убежден академик.
  • Валерий Черешнев полагает, что «перед школой стоит очень сложная задача подготовки учителей астрономии, которые могли бы увлечь ребят предметом».
  • – Это вопрос кадров, кадров и еще раз кадров, – заметил он. 

Возрождение специальности

Некоторые вузы уже начинают адаптироваться к новым запросам. В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) в 2017 году открыт набор студентов на направление подготовки «Физика и естествознание», в рамках которого предусмотрен курс астрономии. 

Выпускники этого направления подготовки смогут преподавать и астрономию. На направление выделено 15 бюджетных мест бакалавриата, 80% уже закрыты в первую волну, – уточнили в вузе.

По словам директора института физики, технологии и экономики (ИФТиЭ УрГПУ) Петра Зуева, институт также готов запустить курсы повышения квалификации для учителей астрономии.

Пройти такие курсы смогут выпускники бакалавриата по физике, желающие преподавать астрономию.

Ранее министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявляла, что курс астрономии, который вводится в школах с 1 сентября 2017 года, не будет заканчиваться сдачей ЕГЭ.

Пресс-служба УрГПУ по материалам ТАСС

Источник: https://uspu.ru/news/astronomiya-kotoruyu-zhdali/

Ссылка на основную публикацию