10 дней, которые потрясли мир: 1917 год в европейских учебниках — студенческий портал

Статьи

Линия УМК Р. Ш. Ганелина. История России (6-10)

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

История России

Методические разработки для учителей истории по теме «Революция 1917 года»

17 октября 2017 Время чтения: 10 минут

Тема революции 1917 года является сложной даже для научного исторического сообщества. Учителя истории также испытывают трудности с преподаванием данной темы: о чем рассказать? что именно выделить в теме причин и последствий? как постараться быть максимально объективным, даже если внутри есть точное разделение на белых и красных?

Мы постарались собрать несколько фактов, последних новостей из мира науки, методические разработки и рекомендации, чтобы этой осенью на уроках истории в вашем классе не произошло новых революций.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Колонка родителей: ты же девочка! - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Великая российская революция – это единый исторический процесс, лишенный внутреннего деления на «хороший Февраль» и «плохой Октябрь». Это национальная трагедия. В случае победы любой из сторон страна была бы разрушена, а народ ввергнут в Гражданскую войну. На высшем административном и научном уровнях прозвучали призывы ни в коей мере не отмечать столетие революции, так как трагедия праздником являться не может, но деликатно и объективно осветить основные этапы, став выше борьбы сторон.

«1917 год имеет для России сакральное значение. Мы отмечаем столетие не просто Октябрьской революции, но Великой российской революции, таким образом, признавая ее огромное значение и невозможность разделения этого периода отечественной истории».

  • Анатолий Торкунов,  член президиума совета Российского исторического общества, 
  • академик РАН и ректор МГИМО (У) МИД

10 дней, которые потрясли мир: 1917 год в европейских учебниках - Студенческий портал

Празднование 1 мая, площадь Исаакиевского, Санкт-Петербург, 1917 г.

«Это действительно событие, которое изменило ход всей всемирной истории. Более того, есть такое определение, которое я считаю верным, – о том, что XX век в истории человечества был историей России, и именно благодаря и в связи с теми событиями, которые произошли в ней в начале века.

Совершенно теперь очевидно, что революция произошла не по ленинской формуле – как результат деятельности исстрадавшихся, обездоленных войной масс. Последние исследования показали, что потери ВВП России в ходе Первой мировой войны не превосходили потери ее соперников: Австрии и Германии.

Объяснить происхождение революции только экономикой нельзя». Юрий Петров,

член президиума Российского исторического общества, директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук

10 дней, которые потрясли мир: 1917 год в европейских учебниках - Студенческий портал

Встреча на Путиловском заводе в Петрограде во время Революции 1917 года. В феврале 1917 забастовки на заводе стали огнем Февральской революции.

«В советский период в исторической науке было принято рассматривать революционные события 1917 года как последовательную череду революций: сначала Февральская (буржуазно-демократическая), а затем Октябрьская (социалистическая). Однако современная историческая наука трактует эти события как единый революционный процесс, начавшийся в феврале 1917 года.

Это нашло свое отражение в новом историко-культурном стандарте, разработанном Российским историческим обществом в 2014 году и определяющем периодизацию, структуру и содержание курса отечественной истории. Именно этот стандарт лежит в основе всех учебников по истории России, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в школах России».

  1. Сергей Тырин, кандидат исторических наук,  директор Центра общественно-научного образования
  2. объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана-Граф
  3. »

Уроки по революции и уроки революции. Задача учителя

Задача школьного учителя – не бередить рану (хотя современные школьники не так серьезно относятся к теме, как их родители и бабушки с дедушками), а, напротив, примирить различные группы и позиции.

Если у вас в классе произойдет реальное столкновение «красных» и «белых», это негативно отразится на воспитательном и образовательном процессе. Но этот интерес можно использовать и во благо, устроив вполне законные дебаты, разыграв заседания Думы или Временного правительства.

Используйте больше интерактива и обязательно давайте ученикам возможность попробовать себя в роли представителей как той, так и другой стороны – отстаивая определенную позицию, они усвоят материал и увидят обе стороны медали.

Общая задача ученых и преподавателей – уйти от жесткого противостояния и показать, что революция называется Великой не потому, что мы каким-то образом оправдываем ее, а потому, что она похожа по своему историческому следу на Великую французскую революцию.

Любая революция – это национальная трагедия, а потому тема имеет для школьников еще и национально-патриотическое значение, к которому нужно подойти максимально аккуратно.

Многие из них совсем недавно поддерживали Временное правительство.» src=»https://rosuchebnik.ru/upload/medialibrary/d03/d039f6c3afc15499fcf8303ddc5a3c6f.jpg»>

Солдаты приносят присягу на верность Октябрьской революции. 1917 год. Солдаты собрались на площади Зимнего дворца. Многие из них совсем недавно поддерживали Временное правительство.

Конкурс методических разработок «100-летие Великой российской революции 1917 года»

В рамках нашего проекта «Страна с великой историей» в течение прошлого учебного года был проведен конкурс для учителей истории 6–11-х классов. Конкурс проводился в двух номинациях: «Материалы для урока» и «Материалы для внеурочной деятельности».

Мы приводим ссылки на некоторые материалы наших победителей:

Другие материалы вы всегда можете найти в открытом доступе в разделе «Методическая помощь».  10 дней, которые потрясли мир: 1917 год в европейских учебниках - Студенческий портал

Петроградская городская милиция заменила царскую полицию во время Русской революции 1917. Они были временной организацией, сформированной добровольцами, которые в этом случае захватили бронированную машину.

Источники и литература для проведения уроков и разработки проектов по теме

Мы неоднократно сталкивались с вашими вопросами: а что прочитать, чтобы подготовиться к уроку? выдержки из каких источников давать детям для анализа? Мы обратились к Кириллу Андреевичу Соловьеву, доктору исторических наук, одному из создателей нового историко-культурного стандарта.

  1. Булдаков В. П.

    Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2010.

  2. Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. СПб., 2012.
  3. Колоницкий Б. И. Товарищ Керенский: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа» (март – июнь 1917 года). М.: Новое литературное обозрение, 2017.

  4. Критический словарь русской революции. 1914–1921. СПб., 2014.
  5. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / отв. ред. Ю. А. Петров.  М.: Политическая энциклопедия, 2014.
  6. Российская революция 1917 года: власть, общество, культура / отв.

    ред. Ю. А. Петров: в 2 т. М.: Политическая энциклопедия, 2017.

  7. Революция 1917 года глазами современников: в 3 т. М.: Политическая энциклопедия, 2017.

Подобные батальоны создавались Временным правительством исключительно из женщин с целью «пристыдить» мужчин, дезертирующих с полей Первой мировой. » src=»https://rosuchebnik.ru/upload/medialibrary/ceb/ceba7d8a134e3b9f583d355e79cba9eb.jpg»>

Женский батальон Марии Бочкаревой. Подобные батальоны создавались Временным правительством исключительно из женщин с целью «пристыдить» мужчин, дезертирующих с полей Первой мировой. 

Самые сложные вопросы по теме революции и ответы на них вы сможете найти в пособии «Великая российская революция. 10 вопросов», автор которого Александр Шубин – руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии ИВИ РАН. Особенность пособия – адаптация последних научных исследований для использования на уроках отечественной истории в общеобразовательной школе.

  • Вопрос 1. Почему произошла революция в 1917 году?
  • Вопрос 2. Февральская революция – это стихийное восстание или хорошо организованный переворот?
  • Вопрос 3. Что такое Великая российская революция? Как это понятие соотносится с Февральской революцией и Октябрьской революцией?
  • Вопрос 4. Был ли Ленин иностранным агентом?
  • Вопрос 5. Почему либералы и социалисты проиграли борьбу за власть в 1917 году?
  • Вопрос 6. Великая Октябрьская социалистическая революция или Октябрьский переворот?
  • Вопрос 7. Брестский мир – это предательство или необходимость?
  • Вопрос 8. Когда и почему началась Гражданская война?
  • Вопрос 9. Почему победили красные?
  • Вопрос 10. Когда и чем закончилась революция?

Скачать пособие можно ниже. 

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/istorya-revolyuciya-1917-goda-v-rossii/

Алексей Портанский

 ноября (25 октября по старому стилю) исполняется сто лет российской революции, которая получила название Октябрьской. Временное правительство, управлявшее страной после Февральской революции, было свергнуто и власть перешла к большевикам, провозгласившим ликвидацию капитализма и начало перехода к социализму.

Поговорить о том, как осмысление тогдашних событий сказывается на настоящем и будущем России согласился Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

10 дней, которые потрясли мир: 1917 год в европейских учебниках - Студенческий портал

Алексей Портанский

«Россия – не единственная страна, прошедшая через ужасы революции. Но мы – одни из немногих, кто по сей день не пережил, не отрефлексировал память о ней, не осмыслил ее уроки. И потому мы до сих пор, зачастую не сознавая этого, несем в себе глубокую рану от того события, которая не заживает и не позволяет нормально развиваться дальше.

У Анатоля Франса была тетрадь, опубликованная под названием «Суждения господина Жерома Куаньяра». В ней есть такие слова аббата Куаньяра: «Безумие революции в том, что ее целью было водворить на земле добродетель. А когда людей хотят сделать добрыми, мудрыми, свободными, умеренными, великодушными, то неизбежно приходят к тому, что жаждут перебить всех до одного».

Робеспьер и Марат подтвердили верность этой мысли в эпоху Куаньяра. Возможно, и в глубинах своего безумного сознания революционер Ульянов-Ленин тоже тешил себя мечтами о добродетели, однако им никоим образом не суждено было реализоваться.

Напротив, террор был начат фактически с первых лет советской власти, затем подхвачен и невероятно развит другим революционером Джугашвили-Сталиным.

ХХ век оказался страшным для России, что так убедительно показал Александр Солженицин.

И в цепи самых кровавых событий прошлого века Октябрьской революции принадлежит, хотя и хронологически второе после Первой мировой войны место, однако, несомненно первое с точки зрения цивилизационной катастрофы.

Нынешняя власть избегает говорить об этом, и современная пропаганда порой создает ощущение, что страна чудесным образом перенеслась из периода 300-летней Романовской империи сразу в Россию XXI века.

В чем суть этой цивилизационной катастрофы? В декабре 1934 г. лауреат Нобелевской премии русский физиолог Иван Павлов писал главе советского правительства Вячеславу Молотову: «Вы делаете эксперимент.

Эксперимент страшно дорогой (и в этом суть дела), с уничтожением всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни. Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия.

» Именно в этих строках – «уничтожение всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни», – автор и объяснил суть происходящей цивилизационной катастрофы.

Уничтожение трудового крестьянства, вековой основы России, изгнание ученых и интеллигенции, наконец, тотальные репрессии, затронувшие все социальные группы общества (в отличие, кстати, от Германии 1930-х годов) – таковы хорошо известные составляющие этой катастрофы. Но есть более глубокая, о которой вспоминают куда реже.

После 1917 г. большевистская власть сочла, что вера в бога, уважение к частной собственности, многопартийность и свободные выборы – все это должно быть выброшено на «свалку истории». После развала СССР в 1991 г. эти ценности были возвращены – российское руководство при первом президенте Б.Н.

Ельцине провозгласило приверженность универсальным общечеловеческим ценностям. Таким образом, в течение одного ХХ века, начиная с Октябрьской революции, страна два раза меняла базовые ценности (!).

Что само по себе есть колоссальное испытание для любого общества и любого нормального индивидуума, способное уничтожить все его государственные и морально-нравственные основы.

В этом собственно и заключается глубочайшая духовная, нравственная, социальная и в конечном итоге цивилизационная катастрофа страны. Утрачены ориентиры, нет ясных границ между добром и злом.

И потому большинство бед, о которых мы нынче слышим и говорим ежедневно, будь то отсутствие верховенства закона и равенства всех перед ним, двойные стандарты, коррупция, оказываются лишь закономерным следствием этой катастрофы.

В последние годы универсальные общечеловеческие ценности ставятся у нас под сомнение. То есть базовые ценности, похоже, меняются или корректируются уже в третий раз за одно столетие. Можно ли найти еще один пример крупной державы, где происходило бы нечто подобное? Думается, что нет.

Попытки остановить этот разрушительный процесс, безусловно, предпринимались и продолжают предприниматься. Одна из них – десталинизация общества. Однако, и здесь беда в том, что ее никак не удается провести последовательно и до конца, расставив все точки над «i». Но пока этого не произойдет, прогресс в стране, по большому счету, вряд ли будет возможен», – считает Алексей Портанский.

  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Виталий Найшуль
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Владимир Пастухов
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Михаил Баранов
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Глеб Павловский
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Василий Измайлов
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Ярослав Леонтьев
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Юрий Пивоваров
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Григорий Голосов
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Алексей Левинсон
  • 10 дней, которые потрясли мир: к юбилею революции 1917 года. Алексей Макаркин

Источник: https://polit.ru/article/2017/10/30/revolution2/

К юбилею революции 10 дней играли спектакль «десять дней, которые потрясли мир»

10 дней, которые потрясли мир: 1917 год в европейских учебниках - Студенческий портал

Музыку революции молодой режиссер передал великолепно

Матросы с айфонами, два Николая II – черный и белый, гром барабанов, лозунги рабочих и бабушки-экскурсоводы (в том числе бородатые), читающие своим экскурсантам-зрителям разбитую на части петицию рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II. Что удалось одному из самых востребованных героев современного театра Максиму Диденко, про которого шутят, что он может перевести в танец хоть Бабеля, хоть Пастернака, – так это создать ощущение всеобщей толкучки, хаоса, смуты.

Его «Десять дней, которые потрясли мир» не ремейк, но посвящение знаменитому спектаклю Юрия Любимова по мотивам романа очевидца революции Джона Рида. В том спектакле театрального революционера и ровесника революции (Любимов родился в 1917 г.

) больше 50 лет назад актеры в форме солдат и матросов проверяли билеты, накалывая их на штыки.

А в этом – брусникинцы в стилизованных матросках вели хронику происходящих в разных залах событий (все транслируется на экраны) с помощью айфонов – как делал бы, наверно, современный Джон Рид.

Действие спектакля, идею которого предложила вдова Любимова, Каталин, разворачивалось в пространстве выставки «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человечества» в Музее Москвы.

Экспозиция была выстроена по проекту театрального художника Алексея Трегубова, он же выступил художником спектакля Диденко, а за эклектичные костюмы для участников Мастерской Брусникина отвечала Мария Трегубова.

Участвовал в проекте и корифей Таганки Вениамин Смехов, встречающий зрителей-гостей в небольшой комнатке, которого еще надо найти среди тотально разворачивающегося действа. Перемещениями зрителей гротескные бабушки-экскурсоводы управляли лишь в самом начале, и дальше зритель был волен разбираться со стихией спектакля так, как считал нужным.

Те, кто доходил до Смехова, попадали в пространство декорации «Жизни Галилея».

Там Вениамин Борисович читал стихи, травил актерские байки и делился воспоминаниями – так связь театральных революционеров, взрывавших театральный контекст середины прошлого века, и одной из самых прогрессивных трупп сегодняшней Москвы становилась осязаемой.

Но, к сожалению, именно в мой показ Смехова не было (на стуле стояла табличка «Действие начнется через минуту»). Возможно, именно поэтому в этот вечер было ощущение, что пространство Трегубова играет не на стороне спектакля Диденко и прекрасных, технически оснащенных и умеющих, кажется, все на свете брусникинцев.

Масса интересных режиссерских ходов и придумок – от ироничного пиджачного маскарада героев революции, картонные портреты которых были прикреплены к затылкам актеров, а костюмы, соответственно, были надеты задом наперед (во главе, конечно же, Ленин), до агрессивно пилящих дерево двух Николаев (в этот момент звучал весьма мирный дневник Николая II).

От умилительных бабушек-экскурсоводов вначале до трагических в бесконечном замедленном беге актеров в спортивных майках и топиках (революция – дело молодых) в финале. И все это – с молниеносными переодеваниями актеров и потрясающей скоростью переключения актерских регистров прямо внутри тотального и неумолимого действия.

И все-таки не отпускает ощущение, что все это так или иначе было. Жуть, кровь, молодое тело – и в «Конармии» с теми же брусникинцами, и в «Земле» Александринского театра Диденко, интересующийся авангардом начала XX в.

, уже так или иначе исследовал природу жестокости и смуты – той, которая в «Десяти днях» вырвалась за границы сцены и захватила пространство Музея Москвы. Работало ли это на ощущение мозаичности революционных впечатлений – да. Но есть одно «но».

На входе в пространство выставки лозунг из Любимова: «Если художник предсказуем – он не интересен».

К сожалению, новые «Десять дней, которые потрясли мир» – спектакль, отлично сделанный, затягивающий в настроение хаоса, но при этом довольно предсказуемый для всех, кто следит за опытами Мастерской Брусникина и Диденко. И даже музыка Александра Карпова звучала так, что до взгляда на программку была стопроцентная уверенность, что сочинил ее Иван Кушнир, постоянный соавтор Диденко.

Впрочем, возможно, что это впечатление менял Вениамин Смехов, когда зрители, конечно, могли его увидеть.

Источник: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/10/10/737225-desyat-dnei-potryasli-mir

Читать

Джон Рид

Десять дней, которые потрясли весь мир

ПРЕДИСЛОВИЕ К АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ

В.И.Ленин, 1917 г.

Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона Рида: «Десять дней, которые потрясли весь мир», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран.

Эту книгу я желал бы видеть распространённой в миллионах экземпляров и перевёденной на все языки, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата.

Эти вопросы подвергаются в настоящее время широкому обсуждению, но прежде чем принять или отвергнуть эти идеи, необходимо понять всё значение принимаемого решения. Книга Джона Рида, без сомнения, поможет выяснить этот вопрос, который является основной проблемой мирового рабочего движения.

Н.Ленин.

1920 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

«Десять дней, которые потрясли мир» — так озаглавил Джон Рид свою замечательную книжку. В ней необычайно ярко и сильно описаны первые дни Октябрьской революции.

Это — не простой перечень фактов, сборник документов, это — ряд живых сцен, настолько типичных, что каждому из участников революции должны вспомниться аналогичные сцены, свидетелем которых он был.

Все эти картинки, выхваченные из жизни, как нельзя лучше передают настроение масс — настроение, на фоне которого становится особенно понятен каждый акт великой революции.

На первый взгляд кажется странным, как мог написать эту книгу иностранец, американец, не знающий языка народа, быта… Казалось, он должен был бы на каждом шагу впадать в смешные ошибки, должен был бы проглядеть многое существенное.

Иностранцы иначе пишут о Советской России. Они или вовсе не понимают совершающихся событий, или берут отдельные факты, не всегда типичные, и их обобщают.

Правда, очевидцами революции были очень немногие.

Джон Рид не был равнодушным наблюдателем, он был страстным революционером, коммунистом, понимавшим смысл событий, смысл великой борьбы. Это понимание дало ему ту остроту зрения, без которой нельзя было бы написать такой книги.

Русские тоже иначе пишут об Октябрьской революции: они или дают оценку её, или описывают те эпизоды, участниками которых они являлись. Книжка Рида даёт общую картину настоящей народной массовой революции, и потому она будет иметь особо большое значение для молодёжи, для будущих поколений — для тех, для кого Октябрьская революция будет уже историей. Книжка Рида — своего рода эпос.

Джон Рид связал себя целиком с русской революцией. Советская Россия стала ему родной и близкой. Он в ней погиб от тифа и похоронен под Красной стеной. Тот, кто описал похороны жертв революции, как Джон Рид, достоин этой чести.

Н.Крупская.

ДЖОН РИД

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга — сгусток истории, истории в том виде, в каком я наблюдал её. Она не претендует на то, чтобы быть больше чем подробным отчётом о Ноябрьской [1] революции, когда большевики во главе рабочих и солдат захватили в России государственную власть и передали её в руки Советов.

Естественно, большая часть книги посвящена «Красному Петрограду», столице и сердцу восстания. Но пусть читатель помнит, что всё происшедшее в Петрограде — в разное время, с разной напряжённостью, — почти в точности повторилось по всей России.

В этой книге, первой из ряда книг, над которыми я работаю, мне придётся ограничиться записью тех событий, которые я видел и переживал лично или которые подтверждены достоверными свидетельствами; ей предпосланы две главы, кратко обрисовывающие обстановку и причины Ноябрьской революции. Я сознаю, что прочесть эти главы будет не легко, но они весьма существенны для понимания последующего.

Перед читателем, естественно, встанут многие вопросы.

Что такое большевизм? Какого рода политический строй создан большевиками? Если до Ноябрьской революции большевики боролись за Учредительное собрание, то почему впоследствии они разогнали его силою оружия? И если до того момента, как большевистская опасность стала явной, буржуазия выступала против Учредительного собрания, то почему же впоследствии она стала его поборницей?

На эти и многие другие вопросы здесь не может быть дан ответ. Ход революций, вплоть до заключения мира с Германией, я прослеживаю в другой книге «От Корнилова до Брест-Литовска».

[2] Там я показываю происхождение и характер деятельности революционных организаций, развитие и смену народных настроений, роспуск Учредительного собрания, структуру Советского государства, ход и результаты Брестских переговоров.

Рассматривая растущую популярность большевиков, необходимо понять, что развал русской экономической жизни и русской армии совершился не 7 ноября (25 октября) 1917 г., а много месяцев раньше, как неизбежное, логическое следствие процесса, начавшегося ещё в 1915 г.

Продажные реакционеры, державшие в своих руках царский двор, сознательно вели дело к разгрому России, чтобы подготовить сепаратный мир с Германией. Теперь мы знаем, что и нехватка оружия на фронте, вызвавшая катастрофическое летнее отступление 1915 г., и недостаток продовольствия в армии и в крупных городах, и разруха в промышленности и на транспорте в 1916 г.

— всё это было частью гигантской кампании саботажа, прерванной в решительный момент Мартовской [3] революцией.

В первые несколько месяцев нового режима как внутреннее состояние страны, так и боеспособность её армии безусловно улучшились, несмотря на сумятицу, неизбежную при великой революции, неожиданно давшей свободу ста шестидесяти миллионам наиболее угнетённого народа в мире.

Но «медовый месяц» длился недолго. Имущие классы хотели всего-навсего политической революции, которая отняла бы власть у царя и передала её им. Они хотели, чтобы Россия стала конституционной республикой, подобно Франции и Соединенным Штатам, или конституционной монархией, подобно Англии. Народные же массы желали подлинной рабочей и крестьянской демократии.

В своей книге «Благовест России» («Russia`s Message»), представляющей очерк революции 1905 г., Уильям Инглиш Уоллинг [4] даёт прекрасное описание состояния духа русских рабочих, впоследствии почти единодушно выступивших на стороне большевизма:

«Они (рабочие) видели, что даже при самом свободном правительстве, если оно окажется в руках других социальных классов, им, возможно, придётся по-прежнему голодать…

Русский рабочий — революционер, но он не насильник, не догматик и не лишён разума. Он готов к боям на баррикадах, но он изучил их, и — единственный среди рабочих всего мира — изучил на собственном опыте.

Он готов и горит желанием бороться со своим угнетателем, капиталистическим классом, до конца. Но он не забывает о существовании других классов.

Он только требует от них, чтобы в надвигающемся грозном конфликте они встали либо на ту, либо на другую сторону…

Они (рабочие) все согласны, что наши (американские) политические учреждения предпочтительнее их собственных, но они вовсе не жаждут променять одного деспота на другого (т.е. на класс капиталистов).

Рабочие России подвергались расстрелам и казням сотнями в Москве, Риге и Одессе, заключению тысячами в каждой русской тюрьме и ссылкам в пустыни и арктические области не ради сомнительных привилегий рабочих Гольдфильдса и Криппл-Крика…».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=68961&p=1

Революция, которая потрясла мир

В эссе о революции Ани Галшоян, студентки  Юридического института, есть такие строки: «Впервые о Великой Октябрьской социалистической революции я услышала от прадеда по линии отца. Он считал революцию неизбежной; говорил, что главная ошибка социал-демократов и других партий в том, что они не были готовы найти формы и методы движения страны по пути модернизации»…

Ани пишет, что, будучи маленьким ребёнком, не совсем понимала, о чём говорил прадед. А сейчас уверена: о событиях, которые произошли в октябре 1917 года, думают многие. И молодые люди в том числе.

Да, с тех пор прошло сто лет. Но это наша история. Поэтому мы снова и снова дискутируем о причинах революции, её последствиях. Предлагаем взглянуть на это событие ещё раз, посмотрев киноленты разных эпох.

1938 год
Страна: СССР
Жанр: Исторический

Действие фильма происходит в 1917 году. Продолжается мировая война. Солдаты хотят мира, но Временное правительство отправляет всё новые эшелоны с пополнением на германский фронт. Фронтовики направляют своих делегатов  в Петроград с деньгами, собранными для поддержки газеты «Правда».

Их принимает Сталин, которому они рассказывают о положении на фронте. Ленин призывает к вооружённому восстанию. Временное правительство расстреливает мирную демонстрацию, в её рядах оказываются и фронтовики-делегаты. 25 октября 1917 раздаётся залп с крейсера «Аврора».

Над городом встаёт Великое зарево.

1938 год
Страна: СССР
Жанр: драма, исторический

Это третий фильм кинотрилогии («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»). Он рассказывает о первом годе жизни в Петрограде после революции 1917 года. Закаленный в боях большевик Максим назначается комиссаром Государственного банка.

Его чиновники вступают на путь саботажа, рвут и прячут важные документы. С немногочисленным коллективом единомышленников Максиму удаётся навести порядок в делах банка и поставить свою подпись под первой сметой доходов и расходов Советского государства.

1958 год
Страна: СССР
Жанр: драма, историко-революционный

Фильм снят по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Снятый в условиях «оттепели», он впервые вывел на киноэкран образы таких запрещённых фигур революции, как Григорий Зиновьев, Лев Каменев и Лев Троцкий. В 1968 году фильм был «подготовлен к повторному показу», в чёрно-белом варианте, с элементами перемонтажа.

Осенью 1917 года в Петроград нелегально возвращается Ленин. На Невском буржуазия вовсю ругает «немецких шпионов», в Мариинском дворце вездесущий американский журналист Джон Рид допрашивает руководителей предпарламента и временного правительства о судьбах России.

Они наперебой уверяют его в крепости своих позиций, но тем временем на рабочих окраинах красногвардейцы и солдаты уже готовятся скидывать «временных».

И наконец – актовый зал Смольного. Он заполнен до отказа, на трибуне Ленин: «Социалистическая революция, о необходимости которой постоянно говорили большевики, совершилась!»

1988 год
Страна: СССР и Мексика
Жанр: художественный

Гражданская война 1917 года вносит разлад в семью дворян Ольховских.

Глава семьи — врач Алексей Ольховский — сочувствует большевикам, его дочь Тамара — комиссар Красной Армии, брат Анатолий — эсер, младший сын Владимир с первой волной эмиграции покидает Россию и волею судеб остаётся в Мексике навсегда. В новой стране он находит настоящую любовь, наполовину мексиканку, наполовину ирландку Каталину, с которой вместе живёт до самой старости.

1927 год
Страна: СССР
Жанр: художественный

Художественный чёрно-белый немой фильм «Конец Санкт-Петербурга» был снят почти сто лет назад — в 1927 году одним из первых советских режиссеров Всеволодом Пудовкиным.

Это вторая часть историко-революционной трилогии, в которую также вошли фильмы «Мать» и «Потомок Чингисхана».

Лирическая эпопея показывает одного крестьянского парня в центре эпохальных событий 1913 — 1917 годов: Первой мировой, Февральской и Октябрьской революций.

Этому парню, приехавшему из деревни в город Санкт-Петербург, ни режиссеры, ни драматург и сценарист не дали имени, подразумевая, что за образом отдельного человека угадывается весь простой люд, в котором все равны.

Он устраивается на завод, где по глупости своей «сдаёт» зачинщика рабочей забастовки. В попытке добиться справедливости парень оказывается в кутузке, а затем — на фронте, где знакомится с большевиками и их идеологией.

Кино давно утратило идеологическую ценность, но представляет собой несомненный шедевр киноискусства начала прошлого века, имеющий большую значимость для немой советской кинематографии. Большая часть киноленты была снята на зафиксированную камеру.

Не имея возможности передавать атмосферу и эмоции с помощью звуков, создатели делали максимальный акцент на выразительности каждого мгновения, каждого образа, каждой декорации. Лента получилась композиционно выверенной в каждом своём кадре, не содержащем ни одной лишней детали.

Всё сделано настолько достоверно и пронзительно, что некоторые сцены ещё долго будут стоять перед глазами у тех, кто решит смотреть фильм онлайн в хорошем качестве.

Кино будет интересно не только любителям старого кинематографа, но и любителям истории как таковой. «Конец Санкт-Петербурга» можно сравнить с посещением исторического музея — настолько атмосферно и аутентично всё сделано.

Персонажи, типажи, костюмы — как будто сошли с кадров кинохроники — всё отвечает духу того времени.

Пропаганда — неизменный атрибут всех видов советского искусства, тоже может рассматриваться с точки зрения истории: куда же без неё, когда советская власть наконец-то прочно укрепилась на правящих позициях.

Александра Морозова и Анна Иванова

Источник: http://stud.bsu.edu.ru/2017/12/revolyuciya-kotoraya-potryasla-mir/

Фальсификация документов оккупационным режимом США в России

     Анонс:    Фальсификация истории о революции в России. Подделка документов  оккупационным режимом США в России. Фальсификация книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Книга выпущена после 1926 года задним числом — издания якобы 1919 и 1922 год США, Германия.

Текст статьи:

      При написании истории ученый использует различные источники и в первую очередь документы из архивов. Исследователь, как правило, движется от частного к общему. Возможно ли подобное при восстановлении истории России в 20 веке?

Как было показано автором статьи в публикации «Юридическая ответственность за фальсификацию истории. Революция в России 1917 года», история России фальсифицирована в значительной степени. Сделаны выводы, что США захватили Россию 23 февраля 1917 года, а Ленин не является В.И.Ульяновым 1870 г.р. [1].

Это необходимо учитывать. Требуется более внимательное отношение к каждому отдельному документу, прежде чем его использовать, брать за основу при формировании выводов.

Буквально с каждым документом необходимо тщательно разбираться: проводить максимальное количество экспертиз, и только потом использовать как объективный источник.

         В качестве примера автор статьи проведет исследование одного из самых известных документов 20 века о революции в России – книги Джона Рида (John Silas Reed 22.10.1887-19.11.1920) «Десять дней, которые потрясли мир» 1919 г. издания. Для проведения исследования книга была закуплена в США на букинистическом аукционе и доставлена в Россию. Книга полностью соответствует описанию, которое известно в настоящее время: твердая обложка с отделкой тканью зеленого цвета и оранжевыми буквами на лицевой стороне (см. фото 1, 2, 3).

Фото 1, 2, 3. Книга «Десять дней, которые потрясли мир», Джон Рид.

            При осмотре книги не обнаружено повреждений, нет нарушений целостности, все страницы в наличии, а иллюстрации соответствуют перечню. На страницах книги имеются небольшие пометки простым карандашом. Ощущается специфический запах, характерный для книг, хранившихся много лет.

На первых страницах книги имеется иллюстрация в виде рисунка с изображением мужчины и подписью «В.Ульянов (Ленинъ)» (см. фото 4). Имеется стилизованное изображение товарного знака, название издательства, город и год издания.

Фото 4. Изображение В.Ульянова в виде рисунка, название книги, дата и место издания.

На следующих страницах содержится информация об издательстве и защите авторских прав.

Фото 5, 6. Информация о защите авторских прав с 1919 года, правообладатель — компания BONI & LIVERICHT, Inc.

Фото 7. Перечень иллюстраций в книге.

Автором проверен по списку перечень иллюстраций – всё совпадает.

Обращает внимание на себя то, что изображение Ленина представлено в виде грубого рисунка, а изображение Троцкого и даже Церетели представлены фотографиями. На странице книги 308 упоминается депутат от Красной армии Устинов – «Ustinov». В книге указаны и другие не менее известные фамилии в СССР.

Особое внимание обращает на себя написание имени «Владимир Ильич Ленин», а также «Джугашвили-Сталин», (см. фото 8).

Фото 8. В.И.Ленин пишется как «V.Ulianov (Lenin)».

Позже, в 1922 году в печать выходит новое издание книги «Десять дней, которые потрясли мир» того же издательства. В книге появляется предисловие от Ленина (см. фото 9, 10 ).

           Фото 9. Данные издательства в книге 1922 года.

                 Фото 10. Предисловие в книге 1922 года издания.

    В качестве сравнительного материала автор статьи использовал публикации газет начала 20 века и, в первую очередь, американский источник — газету Нью-Йорк Таймс [2].

При сравнении с информацией в газетах, обнаружено различие:

  1. В исследуемый период по 1922 г. включительно, в публикациях указывается лидер большевистской России – «Nicolai Lenin» (см. статью LENIN ORDER STARTS LABOR PARTY HERE). Если книга Джона Рида была опубликована в 1919 году в Нью-Йорке, то журналисты Нью-Йорк Таймс должны были бы знать, что Ленин это Владимир Ильич Ульянов?

  2. Впервые появляется упоминание о том, что Ленин это «Владимир Ильич» в статье «Горький Ленину», опубликованной 7 ноября 1920 года. Пишется на английском языке «Vladimir Ilitch» с одной буквой L (см. статью GORKY TO LENIN).

  3. В январе 1921 года всё внимание общества было привлечено к выяснению личности Ленина в связи с убийством в Москве некоего Карпова (см. статью “Karpoff” Said to Be Nikolai Lenin, Is Dead; Red Autocrat Reported to Have Been Shot).

  4. Указание на то, что Ленин является Ульяновым впервые появляется в печати 25 апреля 1921 года. Обращает внимание на себя особенности написания фамилии Ульянов — «Lenin-Oulianoff» (См. статью HIS PARIS CONCIERGE PAYS TRIBUTE TO LENIN).

  5. Не смотря на перечисленные отдельные публикации, и даже при наличии интриги с фамилией «Карпов», в конце 1922 года пресса продолжает называть Ленина «Николаем». Также, очевидно, подписываются все официальные сообщения Правительства Большевиков (см. статью LENIN ORDER STARTS LABOR PARTY HERE).

Автором статьи приводятся тексты публикаций в газетах того периода.

 GORKY TO LENIN

    Your valuable paper will rentier a signal service to the cause of truth about Soviet Russia if space could be found to publish the following letter written some time ago by Muxim Gorky to Lenin [previously referred to in cable dispatcher]. It ought to silence for good all talk about-the efforts supfcosedly made by the Bolsheviki in behalf of education.    The letter follows:

Источник: https://ant-63.livejournal.com/11695.html

Читать онлайн Восставшая Мексика. 10 дней, которые потрясли мир. Америка 1918 страница 138. Большая и бесплатная библиотека

  • — Я революционер и ещё сорок лет тому назад посвятил всю свою жизнь борьбе за свободу, — отвечал Плеханов.
  • — Всё равно, — заявил рабочий, — теперь вы продались буржуазии.
  • Рабочие уже не знали пионера российской социал-демократии Плеханова!
  • [9.5]

ВОЗЗВАНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

«Гатчинские отряды, обманутые Керенским, сложили оружие и постановили арестовать Керенского. Вождь контрреволюционного похода Керенский бежал.

Армия в её подавляющем большинстве высказалась за решение II Всероссийского съезда Советов и за поддержку созданной им власти. Десятки делегатов с фронта поспешили в Петроград, чтобы засвидетельствовать верность армии советской власти.

Никакие извращения фактов, никакие клеветы на революционность рабочих, солдат и матросов не помогли врагам народа. Рабочая и солдатская революция победила.

Центральный Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов обращается к тем отдельным военным отрядам, которые идут за контрреволюционными мятежниками: сложите немедленно оружие, не проливайте братской крови за интересы кучки помещиков и капиталистов. Каждая новая капля народной крови ляжет на вас. Рабочая, солдатская, крестьянская Россия проклянёт тех, которые ещё хоть одну минуту останутся под знамёнами врагов народа.

Казаки! Переходите на сторону победившего народа! Железнодорожники, почтово-телеграфные служащие — все, как один человек, поддержите новую, народную власть».

К ГЛАВЕ Х

[9.1]

ПОВРЕЖДЕНИЯ КРЕМЛЯ

В Кремле я был лично непосредственно после его бомбардировки и сам осматривал все повреждения.

Малый Николаевский дворец — здание, не имеющее особой ценности, которым лишь иногда пользовались для приёмов одной великой княгини, — служил казармой юнкерам.

Он был обстрелян артиллерийским огнём и, действительно, очень сильно пострадал. Но, к счастью, в нём нет ничего такого, что представляло бы собою особую историческую ценность.

В Успенском соборе пробита брешь в одном из куполов, но снаряд повредил лишь несколько квадратных футов мозаики, покрывающей потолок. Значительно повреждены снарядами фрески на портале Благовещенского собора.

Другим снарядом отбит угол колокольни Ивана Великого.

В Чудов монастырь попало до 30 снарядов, но только один из них пролетел через окно внутрь помещения, все же прочие разорвались, ударившись о прочные кирпичные стены или карнизы крыши.

Испорчены часы на Спасской башне. Троицкие ворота повреждены обстрелом, но их легко ремонтировать. С одной из угловых башен сорвана остроконечная крыша.

Церковь Василия Блаженного осталась нетронутой, точно так же, как и Большой Кремлёвский дворец, в подвалах которого хранятся все сокровища Москвы и Петрограда, и Грановитая палата, где находятся коронные драгоценности. В эти места никто даже не входил.

[9.2]

ОТ НАРОДНОГО КОМИССАРА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

«Товарищи!

…Вы — молодой хозяин страны, и, хотя о многом вам сейчас нужно подумать и позаботиться, вы сумеете защитить и это ваше художественное и научное имущество.

Товарищи! Стряслась в Москве страшная, непоправимая беда. Гражданская война привела к бомбардировке многих частей города. Возникли пожары. Имели место разрушения.

Непередаваемо страшно быть комиссаром просвещения в дни свирепой, беспощадной, уничтожающей войны и стихийного разрушения.

В эти тяжёлые дни только надежда на победу социализма, источника новой, высшей культуры, которая за всё вознаградит нас, даст утешение. Но на мне лежит ответственность за охрану художественного имущества народа…

Нельзя оставаться на посту, где ты бессилен. Поэтому я подал в отставку.

Но я умоляю вас, товарищи, поддержите меня, помогите мне. Храните для себя и потомства красы нашей земли. Будьте стражами народного достояния.

  1. Скоро и самые тёмные, которых гнёт так долго держал в невежестве, просветятся и поймут, каким источником радости, силы, мудрости являются художественные произведения.
  2. Русский трудовой народ, будь хозяином рачительным, бережливым!
  3. Граждане, все, все граждане, берегите наше общее богатство.

Народный комиссар по просвещению А.Луначарский.

3 ноября 1917 г.».

[9.3]

«Вопросник для буржуазии»

  • Район
  • №……
  • Фамилия………………………………………………
  • Имя……………… Отчество…………………………
  • Домовой к-т
  • №……

Адрес………………………………………………………… д. №…… кв. №……

  1. улица или переулок
  2. Пол
  3. Возраст
  4. Имеются запасы
  5. Тканей
  6. Арш.
  7. Готовых вещей
  8. Шт.
  9. Средний месячный
  10. Бельевых
  11. Лёгк. платьевых
  12. (для костюмов)
  13. Тяж. платьевых
  14. (для пальто)
  15. Прочих сортов
  16. Пальто (зимних,
  17. летних и осенних)
  18. Платье и костюм
  19. Смен белья
  20. Пар обуви
  21. Пар галош
  22. Доход
  23. Расход
  24. Месячная плата
  25. За квартиру
  26. За комнату
  27. Даю подписку в том, что показанные сведения правильны и что
  28. карточек в другом месте не получал
  29. Москва, ………………… дня 191… г.
  30. Подпись ……………………………
  31. Печать
  32. домового
  33. комитета
  34. Подпись квартиронанимателя
  35. [9.4]

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ МЕРЫ В ФИНАНСОВОЙ ОБЛАСТИ

Приказ

«В силу предоставленных мне Военно-Революционным Комитетом при Московских Советах Р. и С. Д. полномочий постановляю:

  • 1) Все банки с отделениями, Центральная государственная сберегательная касса с отделениями и сберегательные кассы при почтово-телеграфных отделениях открываются с 9 ноября, с 11 до 1 часа дня — впредь до особого приказа.
  • 2) По текущим счетам и книжкам сберегательных касс выдача производится названными учреждениями совершенно свободно не более 150 рублей на одного вкладчика в течение ближайшей недели.
  • 3) Выдача свыше 150 рублей в неделю по текущим счетам и книжкам сберегательных касс, а равно выдачи с других счетов всяких наименований разрешаются в ближайшие 3 дня — 9, 10 и 11 ноября только:
  • а) Со счетов воинских частей для удовлетворения их нужд; б) для уплаты жалованья служащим и заработной платы рабочим по спискам и табелям, заверенным фабрично-заводскими комитетами или советами служащих и удостоверенными подписью комиссаров или представителей Военно-революционного комитета и районных военно-революционных комитетов.
  • 4) По переводам выдаётся не более 150 рублей, остальные суммы записываются на текущий счёт, выдачи с которого происходят общим установленным настоящим декретом порядком.
  • 5) Всякие другие активные операции в эти три дня воспрещаются.
  • 6) Приём денег на всякие счета разрешается в полном объёме.

7) Представители Финансового совета для удостоверения указанных в п. 3 разрешений заседают с 10 часов утра до 2 часов дня в здании Биржи, на Ильинке.

8) Банки и сберегательные кассы присылают итог дневного кассового листа по окончании операций к 5 часам дня в здание Совета на Скобелевской пл., по адресу Военно-революционного комитета для Финансового совета.

9) Отказывающиеся исполнить этот декрет служащие и управляющие кредитных учреждений всяких наименований, как враги революции и широких народных масс, подвергаются ответственности по всей строгости революционного воздействия. Списки их публикуются во всеобщее сведение.

10) Для контроля в пределах этого декрета операций отделений сберегательных касс и банков районные военно-революционные Комитеты избирают по три своих представителя и объявляют о месте их заседаний.

Источник: https://dom-knig.com/read_470665-138

Ссылка на основную публикацию