Young d: чему и зачем учиться на пенсии — студенческий портал

Непрерывное образование — не просто модное словосочетание, а суровая необходимость в мире постоянных технологических и социальных изменений. И это касается всех возрастов. Пожилым людям, шагнувшим в XXI век, стоит осознать: от готовности учиться новому напрямую зависит качество их жизни.  

Недавно мы писали о том, как привычка и возможность учиться помогают людям третьего возраста оставаться социально и экономически активными: быть конкурентоспособными на рынке труда, пользоваться современными технологиями и сохранять здоровье.   

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Важность образования в пожилом возрасте осознаётся правительствами многих стран. В 2002 году в Мадриде был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения, согласно которому предоставление пожилым людям доступа к образованию является важным условием их интеграции в жизнь общества. 

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал

Не стоит думать, что с возрастом у человека не остаётся ничего, кроме воспоминаний.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий порталВ курсе дела: старческая деменция

Россия тоже взяла на себя обязательства по выполнению Мадридского плана, и в 2016 году у нас появилась своя Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. В ней есть пункт, посвящённый обучению пожилых людей.

Там отмечается, что пожилым людям должны быть предоставлены возможности для профессионального образования, обучения по использованию информационных ресурсов и развития неформального образования в клубах по интересам и народных университетах.

 

При этом авторы стратегии признают, что система непрерывного образования в России только начинает формироваться. Похоже, у государства нет в этом направлении чёткой политики.    

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Фестиваль -wow! how? : восемь часов науки - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Но готовы ли сами пожилые учиться? На этот вопрос отвечает информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны», опубликованный в марте 2017 года.   

Согласно данным опросов, в непрерывном образовании участвуют 30% населения России от 25 до 64 лет. Ключевые мотивы участия — профессиональные, связанные с желанием сохранить текущую работу или сделать карьеру на нынешнем рабочем месте.   

Люди предпенсионного и пенсионного возраста, не помышляющие о карьере, теряют заинтересованность в том, чтобы чему-либо учиться.

Если возрасте от 25 до 34 лет в непрерывном образовании участвует 23% взрослого населения, постепенно этот показатель снижается: в 35-54 года он составляет 18-19%, в 55-64 года — всего 8%.

В странах Евросоюза показатели гораздо выше: согласно опросу 2011 года, в непрерывное образование вовлечены 27% населения в возрасте 55-64 года .  

Главной причиной неучастия россиян в непрерывном образовании оказались вовсе не материальные барьеры или нехватка времени, а отсутствие сформированной потребности и осознанной необходимости в обучении.

«Лично мне это вообще не нужно для моего развития», — сказали 34% тех, кто не занимается своим образованием во взрослом возрасте. Ещё 27% считают, что у них просто не было предпосылок и нужды по работе учиться чему-то новому. И эти объяснения одинаково распространены как у молодых, так и у пожилых.  

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал

Компьютерные курсы неизменно пользуются популярностью среди пожилых людей в Европе и России.  

Получается, что отсутствие внутренней мотивации учиться у россиян старшего возраста — не меньшая проблема, чем несформированная государственная политика по этому направлению.  

Но обратимся к практикам — людям, кто, не взирая на вышеперечисленное, создаёт для старшего поколения возможности учиться и наполнять свою жизнь новыми смыслами. Тем более что практики уверены: потребность учиться есть у всех — только не все о ней догадываются. 

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий порталКакое будущее у медицинской генетики в России?

В Советском союзе была своя система непрерывного образования. В 1947 году по инициативе учёных было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое в 1963 году было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». 

Целью общества была «передача передовых научных знаний от специалистов к народу». Для этого в разных уголках страны действовали отделения, которые организовывали образовательно-просветительские лекции для взрослых людей. Активисты сотрудничали с советскими предприятиями, на базе которых и проходили лекции, поэтому с аудиторией проблем не было.

Так получилось, что после распада Советского Союза именно региональные организации общества «Знание» взяли на себя роль просветителей среди пожилых. Одним из первопроходцев в этом деле стала руководитель региональной организации в городе Орёл Татьяна Михайловна Кононыгина.

Татьяна Михайловна рассказывает, что в 1990-е годы пожилые люди оказались в особенно уязвимом положении: происходящие в стране изменения никак не вписывались в их картину мира, а они сами с трудом находили себе место в новой стране, не имея знаний по экономике, праву, предоставленные сами себе. Чтобы как-то им помочь, в 1997 году орловское «Знание» открыло Университет третьего возраста — курсы, которые могли бы дать пожилым людям опору в интересных и необходимых для них сферах.  

Университет оказался неожиданно популярным среди целевой аудитории: по одному объявлению в местной газете отозвалось 700 потенциальных «студентов». Запросы у них были предсказуемые: обучение компьютерной грамотности, садоводству (так как многих «кормили» свои участки) и, главное, — общение.

Татьяна Кононыгина говорит, что сферы интересов пожилых людей за 21 год работы курсов немного изменились: прежней популярностью пользуется только компьютерная грамотность, а место садоводства заняли английский, живопись и танцы. Но осталось главное — желание общаться и потребность в учёбе как таковой. И потребность эта не зависит от возраста и состояния здоровья. Самой старшей слушательнице курсов 90 лет.

Подобные Университеты третьего возраста появились и в других городах России, их организаторы во многом вдохновлялись опытом Немецкой ассоциации народных университетов, существующей с 1953 года и ведущей активную международную деятельность.   

Свой практический опыт Татьяна Михайловна решила подкрепить научными аргументами.

В 2004 году она защитила кандидатскую диссертацию «Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы», в которой исследовала опыт других стран и перспективы развития этого направления в России.

Кроме того, она предложила свой проект Концепции геронтообразования в Российской федерации, который был одобрен участниками первого Всероссийского форума «Образование пожилых людей», прошедшего в Орле в 2005 году.  

Татьяна Кононыгина подчёркивает, что организация образования среди пожилых людей требует междисциплинарные знания по психологии, медицине, геронтологии.

Даже для того, чтобы создать эффективные компьютерные курсы для старшего поколения, нужен системный подход: понимание особенностей усвоения новой информации (вряд ли будут эффективными трёхдневные курсы), физических особенностей (может понадобиться специальная техника, учитывающая особенности зрения, мелкой моторики), психологии и так далее.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал

Особенность образования для пожилых людей в том, что они сами должны задавать вектор, чему и как учиться: они обладают для этого достаточным жизненным опытом и пониманием своих целей.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий порталРаньше было лучше (на самом деле нет)

Отсутствие системного подхода — главная проблема различных государственных инициатив по образованию для пожилых. Все эти инициативы оказываются «на плечах» социальных служб, у которых в регионах нет подготовленных кадров для такой работы.  

Целенаправленно герагогов (специалистов по обучению пожилых людей, по аналогии с педагогами и андрагогами) никто в России не готовит. Но энтузиасты из общества «Знание» и Университетов третьего возраста активно делятся своим практическим опытом на конференциях и в Интернете.

Опыт Университетов третьего возраста показывает, что пожилые люди имеют потребность не только получать новые знания, но и делиться своими.

Поэтому большая часть преподавателей здесь — из числа пенсионеров, и участники сообщества постоянно меняются ролями учеников и учителей. Каждому есть, чему поучить других: английскому, правовой грамотности, рукоделию и так далее.  

Орловские активисты понимают, что образование может быть прекрасной почвой для неформального, живого диалога поколений. Общение с молодёжью для «стариков» — это возможность быть в курсе актуальных процессов, освоить новые технологии, и, что важно, делиться своими воспоминаниями.

А для молодёжи пожилые люди — это обладатели большого профессионального и биографического опыта, а ещё совсем другого опыта общественной деятельности. Поколениям есть чему поучиться друг у друга, но для этого нужно, чтобы их встречи происходили на подходящих для диалога площадках. Время официальных мероприятий в актовых залах прошло.

Им на смену должны прийти совместные праздники, разговорные кафе, обучающие курсы.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал

Людям разных поколений всегда есть, что рассказать друг другу и чему друг друга научить. Но для этого нужно уметь общаться.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий порталАкедия: синдром потери смысла

В России наблюдается скорее даже не конфликт «отцов и детей», а пропасть между поколениями. Общению друг с другом надо учиться, но у российских молодых людей нет никакого представления о преклонном возрасте. «Стареть нас никто не учит. Все говорят, что за молодыми — будущее. Но ведь на самом деле наше будущее — старость. Только культуры старости у нас нет», — говорит Татьяна Кононыгина.

Со своей стороны преподаватели Университета третьего возраста стараются проводить образовательные мероприятия в школах города, чтобы открыть детям ценность опыта старшего поколения, организуют встречи молодых и старых, тренируются со своими «студентами» в искусстве воспоминаний.

Да-да, вспоминать и рассказывать о своей жизни так, чтобы другим было интересно тебя слушать — тоже большое искусство.

Как бы то ни было, как практик Татьяна Кононыгина видит, насколько образование в зрелом возрасте важно для самих пожилых людей.

Они приходят учиться исключительно по своей инициативе и для своего удовольствия — и этот самостоятельный выбор очень важен в ситуации, когда общество видит в пожилых пассивных получателей пенсий и помощи от близких.

Обучение даёт возможности для общения, для преодоления социальной изоляции. Интеллектуальная и физическая активность оказываются эффективными средствами в борьбе со старческими недугами.

Сама Татьяна Михайловна, имея полное право уйти на пенсию, не готова расстаться со своим детищем-университетом и продолжает работать. К слову, желание работать — вовсе не редкость среди людей пенсионного возраста.  

Уязвимое положение людей старше 45-50 лет на рынке труда оказывается в фокусе различных социальных проектов. И один из способов улучшить ситуацию — продвижение идей и создание возможностей образования для взрослых.  

Согласно законодательству, человек пенсионного возраста, уволенный по сокращению, не может встать на учёт на Биржу труда как безработный и не может быть направлен от центра занятости на учёбу для получения дополнительного профессионального образования. А самостоятельно оплатить обучение, имея в качестве дохода только пенсию, способны немногие.

  Пенсионеры, желающие работать, не всегда могут «обновить» свои профессиональные компетенции или овладеть новой профессией, в которой они хотели бы себя реализовать.  

На эту проблему обращает внимание АНО «Центр развития социальных технологий». Один из проектов этой некоммерческой организации — Центр новых возможностей, — направлен на содействие в трудоустройстве людей пенсионного и предпенсионного возраста. 

Директор «Центра развития социальных технологий» Алла Рекова говорит, что именно необходимость профессиональной переподготовки часто становится камнем преткновения для успешной карьеры пожилых людей.

Для того, чтобы решить эту проблему, в Центре стали подходить к вопросу профподготовки предельно индивидуально.

Соискателю помогают определиться с его потребностями и заключают договор о прохождении обучения с конкретной организацией, которая готова подготовить конкретного человека, да ещё и стать в будущем его работодателем. Обучение пожилого человека оплачивает Центр.

На реализацию программы «Комплексный подход к обеспечению занятостью пенсионеров и людей пенсионного возраста» в 2018 году был получен президентский грант, предполагается, что за год Центр отправит на дополнительное профессиональное образование около 100 человек.  

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий порталВосточные традиции и современная наука в поисках спонтанности

По наблюдениям Анны Арзамасовой, координатора исследовательской программы «Больше, чем трудоустройство» центра социальных инициатив Impact Hub Moscow, количество дипломов об образовании, полученных в молодости, никак не спасает от безработицы в предпенсионном возрасте. Исключения составляют лишь сферы, в которых традиционно ценятся опыт, приобретаемый с возрастом, и квалификация: медицина, академическая деятельность, некоторые отрасли промышленности.  

Если ваша профессия не предполагает наличие докторской степени, чтобы идти в ногу со временем — полученный 30 лет назад диплом о высшем образовании вряд ли защитит вас от эйджизма работодателя.

А вот готовность учиться в зрелом возрасте — необходимое условие для того, чтобы работать на любимой работе, пока есть силы и собственное желание, или освоить совершенно новый вид деятельности. 

Исследовательская группа программы «Больше, чем трудоустройство» отмечает, что проблема вовлечения пожилых людей в активную деятельность, — будь то образовательную или трудовую, — требует комплексного подхода.

Пожилым людям так называемого «поколения сэндвич», зажатым между необходимостью поддерживать выросших детей и ухаживать за престарелыми родственниками, для образования или работы необходимо свободное время, которого у них зачастую нет. Никакие образовательные программы им не помогут, если не развиты патронажные службы, которые возьмут заботу о немощных родных на себя.

Если в обществе сам факт старости и проблемы, связанные с возрастом, стигматизируются, сложно ожидать открытой среды для самореализации людей преклонных лет.   

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий порталЧтобы больше пожилых людей могло выучить иностранный язык, освоить новые технологии или вдруг заняться творчеством, обществу нужно комплексно подходить к решению проблем.

Тем не менее, наблюдается интересная тенденция: последнее время некоммерческие проекты, направленные на поддержку старшего поколения, инициируются весьма молодыми людьми, при этом опытные деятели непрерывного образования полны энтузиазма и готовы делиться знаниями. Можно надеяться, что личного желания и взаимного интереса представителей разных поколений хватит для того, чтобы сделать единичные успехи массовым явлением.  

Источник: https://newtonew.com/culture/kak-uchatsya-v-rossii-te-komu-za-50

Студенты на пенсии: кто они и зачем учатся

Уже несколько лет в Набережных Челнах работает Университет третьего возраста при НГПУ. Он выпускает студентов старше 50 лет. Сейчас тут абсолютно бесплатно обучаются 155 человек. На днях в учреждении состоялся очередной выпускной, 42 возрастных студента получили дипломы. «Челнинские известия» пообщались с ними.

Стала учить немецкий, чтобы чаще ездить к дочери в Германию

Нина Мерзлякова второй год учится в Университете третьего возраста на факультете немецкого языка, до выпускного ей остается еще год. Этот язык она выбрала потому, что ее дочь живет в Германии, и Нина периодически ездит к ней в гости.

Основное образование Нины Мерзляковой — Московский инженерно-экономический институт, сейчас она работает в издательстве. Признается, что всегда имела много увлечений, в том числе спорт и танцы. 

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал Нина Мерзлякова

«Всегда хотела стать ближе к Германии, узнать об этой стране больше. В школе учила английский язык. Считаю, чем больше знаешь языков, тем легче общаться, лучше будет работать память, расширяется кругозор. Сейчас есть много возможностей для путешествий, и как хорошо, когда можешь понимать язык в чужой стране без чьей-то помощи», — говорит студентка.

Занятия у студентов в Университете третьего возраста проходят раз в неделю, поэтому важно заниматься дома, студентка уделяет самостоятельному изучению 2-3 часа в день. 

«Немецкий один из самых сложных языков, раньше его терпеть не могла, казалось, он грубый. Но внуки говорят на немецком, хотя и русский знают, поэтому поменяла свое отношение», — признается Нина Мерзлякова. 

Нина Мерзлякова планирует в дальнейшем продолжить обучение на факультете английского языка и ИЗО.

Студентка стала репетитором по английскому языку

Ирина Зайцева учится на втором курсе Университета третьего возраста, изучает английский язык. Она уже применяет свои знания на практике – занимается с детьми.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал Ирина Зайцева

Она работает педагогом дополнительного образования, много лет назад окончила училище культуры в Елабуге. Несколько лет назад она посещала курсы английского языка, поэтому пришла в университет уже не новичком.

«Мне посоветовали взять троих детей, у которых нет возможности оплачивать занятия, я согласилась сделать это доброе дело, и для детей польза, и для себя. Так, занималась с второклассником, у него были тройки по английскому, сейчас он ударник. Я была так горда, когда мне сказали, что у моего ученика в школе повысилась успеваемость», — делится Ирина Зайцева.

Зарабатывать деньги на своих знаниях, считает женщина, у нее не получится. Поэтому она продолжит заниматься с детьми исключительно бесплатно. 

Читайте также:  Для выпускников с нарушениями зрения создают подходящие условия на экзаменах - студенческий портал

«В молодости я хорошо знала английский, потом дополнительно учила его, но владею им не настолько, чтобы брать за уроки деньги», — говорит Ирина Зайцева.

Ближе к пенсии открылся талант художника

Лариса Якбарова пришла в Университет третьего возраста пять лет назад, то есть она училась там два раза. Таких студентов, как она, которые выпускаются, а потом приходят учиться снова, много. Теперь челнинка осваивает изобразительное искусство.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал Лариса Якбарова

«Всегда хотела научиться рисовать, чувствовала, что мне это надо. Всю жизнь проработала в снабжении, в строительстве. Поэтому я так рада, что сейчас, в зрелом возрасте, воплотила свою давнюю мечту. Лучше поздно, чем никогда», — признается Лариса Якбарова.

За время учебы, студентка уже принимала участие в четырех выставках со своими картинами, одну ее работу даже купили. Она рисует в классике, любит городские пейзажи, холст и масло. А любимой работой стал портрет внучки. 

Чтобы поступить на факультет изобразительного искусста никаких вступительных экзаменов сдавать не нужно, главное – желание. Большая часть учебы – это практика, сначала учат рисовать карандашом, потом акварелью, затем маслом. 

«Думаю, после окончания пойти учиться на языки. Мой муж тоже пробовал со мной на ИЗО, но ему не понравилось. В основном здесь учатся женщины, мужчины стеснительные. Сейчас постоянно рисую дома, включаю компьютер и смотрю мастер-классы», — рассказывает Лариса Якбарова. 

Слесарь пошел получать свое первое в жизни высшее образование

Александр Клевцов окончил первый курс факультета немецкого языка. Он тоже пришел учиться уже во второй раз. Первый раз ему не хватило времени, чтобы хорошо выучить немецкий. Признается, что если делать большие перерывы в учебе, все быстро забывается, память уже не такая, как в молодости. 

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал Александр Клевцов

«Моя покойная жена была российской немкой. Поэтому мне всегда хотелось выучить этот язык. Делаю это исключительно для себя. В школе вообще изучал французский, но ничего не помню», — рассказывает Александр.

Сейчас студент на пенсии, можно сказать, что это его первое образование. Когда-то, окончив школу, он сразу пошел на завод работать слесарем. 

P.S. Университет третьего возраста в НГПУ работает совместно с ПФР. Для учебы в НГПУ принимаются заявления от неработающих пенсионеров, необходимо подать его на вахту или в 204 кабинет. Прием заявлений новых слушателей осуществляется в августе, обучение начнется в октябре. Вопросы по телефону: 74-79-40.

Источник: http://chelny-izvest.ru/news/education/studenty-na-pensii-kto-oni-i-zachem-uchatsya

Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо

Ученые различных направлений (психологи, геронтологи, антропологи) имеют разный взгляд на величину возраста начала старости. И большинство из них выбирают период 60-65 лет. Социально-экономические показатели перехода к началу старости — это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Старость в общественном восприятии становится синонимом отставания от эпохи.

Исторически к пожилым людям в обществе относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этим во многом определялся — и, к сожалению, исчерпывался статус пожилых людей в социуме.

  • Сегодня он претерпевает существенные изменения, связанные:
  • — с увеличением темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;
  • — с изменением функциональной грамотности населения, что снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;
  • — с введением законодательно закрепленного пенсионного возраста, ассоциирующегося с представлениями о снижении физической и интеллектуальной трудоспособности пожилого человека. Прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;
  • — с возрастной дискриминацией, разделяющей людей по возрасту на особые группы, имеющие разные возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество;
  • — изменением структуры семьи, приводящей к разрыву традиционных связей между поколениями.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал

Я СУЩЕСТВУЮ!

В связи с этим особое значение приобретает вопрос социализации в пожилом возрасте. Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, стремятся впитывать новое и приносить пользу другим людям.

Их отличает более выраженная вера в себя, что косвенно влияет на разрушение социального стереотипа старости.

В рамках этого типа социализации пенсионеры завязывают новые контакты, дружеские связи, в их жизни появляются новые занятия, новые интересы и способности.

Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно – успешного) мешает старикам адекватно воспринимать настоящее; тем самым, возможности для их внутреннего развития сужаются, растет неудовлетворенность жизнью.

Обучение в пожилом возрасте ориентирует на первый тип социализации, отражающий идею гармонизации отношений пожилого человека с миром и с самим собой. Каждый человек имеет свою мотивацию к обучению новому.

И важным аспектом, определяющим мотивацию к обучению у пожилого ученика, является соотношение внешней и внутренней мотивации.

«Внешняя» представляет собой результат стимулирования качественно выполненной работы (карьерный рост, повышение зарплаты и т.д.).

«Внутренняя» мотивация – фактическая возможность повышения самооценки, основанная на понимании значимости изучаемого. И это не позволяет ему бросить учебу на полпути, сделать что-либо вполсилы.

Реже встречается такой вид мотивации, при котором обучение превращается в самоцель, когда приобретение знаний осуществляется ради самих знаний; здесь человек приобретает удовлетворение от самого процесса учебы.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал

«ОНИ» ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?

Ученые определили следующие факторы, влияющие на мотивацию к учебе в пожилом возрасте:

* социальные отношения: человек приходит на учебу, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.

*внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя чьему-то совету. Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он «здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», тогда сам процесс учебы позволит пожилому ученику на личном уровне осмыслить свои ресурсы и прояснить мотивационную сферу.

* стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь сообщества. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у который уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации этот опыт будет крайне полезен и другим обучающимся.

* личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь.

* Стремление избежать чего-либо, например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе). Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят «в прошедшем времени», уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе.

* Учеба ради учебы, потому что сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых учеников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив у них часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению.

А Я ПРОСТО ХОЧУ ПРОДЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Также многие пожилые «студенты» рассматривают обучающие центры как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним дополнительно усиливает мотивацию их обучения.

Уже давно ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости и долголетию способствуют открытость новым идеям, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

«Новый пенсионер»

См. начало темы:

Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо?

Источник: https://www.pencioner.ru/news/ucheba/zachem-pozhilym-uchitsya-ili-mne-eto-ochen-nado/

Young Old: чему и зачем учиться на пенсии

Население стареет: уже сегодня каждый четвертый человек в стране — пенсионер. При этом образ жизни, запросы и потребности людей старшего возраста стремительно меняются.

Теперь, уйдя на заслуженный отдых, люди озадачены тем, как сохранить социальную, профессиональную и умственную активность.

Татьяна Дроздова, создатель и руководитель лаборатории Young Old, рассказала, как устроено образование для людей старшего возраста и почему так важно развивать это направление.

Dwayne Madden / Flickr / CC BY 2.0

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий портал В современном мире возрастные границы очень расширились. Какой возраст теперь считается «пожилым»? Можно ли сказать, что во всех странах эти условные границы одинаковые, или это зависит от уровня жизни и социальных возможностей?

На то, как мы ощущаем возраст, влияет несколько факторов: прежде всего, конечно, то, как мы воспринимаем себя, но не только. Вся окружающая среда: родственники, члены семьи, коллеги, работодатели, то, как о старости говорят медиа, тональность, с которой ее обсуждают в обществе, законодательство — все это тоже оказывает на нас воздействие.

Формально точкой отсчета является пенсионный возраст, но и он не одинаковый в разных странах. Люди выходят на пенсию все позже — в среднем в 60-65 лет. А сейчас есть тенденция к еще большему увеличению пенсионного возраста — до 67 лет.

Именно этот период жизни, 60-75 лет, западные исследователи и классификация ООН называют «young old», то есть «молодые пожилые». Впрочем, в некоторых развивающихся странах «пожилым» человека начинают считать значительно раньше — уже после 50 лет.

Здесь имеет значение и средняя продолжительность жизни: понятно, что если в Средние века люди умирали в 40-45 лет, то в 30 лет они уже находились преклонном возрасте.

Культурные особенности тоже играют роль: старость — это время, когда от активной жизни принято переходить к меньшему участию в жизни сообщества.

К сожалению, наша страна пока ближе к развивающимся — уже после 55 человек воспринимается как стареющий. От него ждут «жизни на пенсии»: считается, что он должен закончить карьеру и посвятить себя внукам. При этом часто его собственные родители еще живы и тоже требуют ухода и помощи.

Расскажите о проекте Young Old. Почему вы решили обратить внимание именно на аудиторию 50+?

Проектная лаборатория Young Old — это сообщество экспертов, которые изучают проблемы старшего возраста и создают решения для того, чтобы улучшить жизнь пожилых. Значительная часть нашей работы — это образование для людей старшего возраста, а также просветительские мероприятия: лектории, проектные лаборатории, медиапроекты.

В октябре в культурно-образовательном пространстве «Охта Lab» (Санкт-Петербург) стартует проект Young Old, который включает в себя открытый лекторий и проектную лабораторию. Там будут читать бесплатные лекции по социологии, культурологии и психологии. Преподаватели — сотрудники РАН, СПбГУ, Института им. Мечникова, МАРХИ и др.

У Young Old есть канал в «Телеграм», который рассказывает, как стареть «правильно» и почему пожилые люди могут быть ценным ресурсом в разных областях.

Ведь население России стареет: каждый четвертый в стране — пенсионер. Людей старшего возраста не просто становится больше — меняются их запросы и образ жизни.

Наша задача — представить старшее поколение в качестве потенциального заказчика социальных, образовательных и бизнес-проектов.

Сильная сторона возраста — эмоциональная стабильность, коммуникационный опыт, умение найти общий язык с разными людьми

Зачем человеку, который уже, можно сказать, на пенсии, учиться?

Дело в том, что работа и учеба не только означают финансовое благополучие, но и «отвечают» за социальную активность и круг общения. Именно в профессиональной жизни и во время учебы создается так называемый круг слабых связей: сообщество друзей, знакомых, коллег. После ухода на пенсию этот круг сужается, что негативно сказывается на качестве жизни.

Физиологические процессы, которые протекают в мозгу в момент достижения цели, важны с точки зрения когнитивного здоровья: ставя учебные или рабочие задачи и пытаясь их разрешить, организм вырабатывает вещества, которые замедляют старение нервной ткани. Вот почему, отказавшись от привычных задач, люди могут столкнуться с резким когнитивным старением.

Образование для тех, кому за 50 и за 60, может быть разным: обучение современным навыкам, повышение квалификации в рамках специальности или получение новых знаний для того, чтобы найти новую работу, возможность превратить свое хобби в профессию или просто получить знания, которые помогут в повседневной жизни.

Какие качества человек теряет, а какие приобретает с возрастом?

По нашим наблюдениям, у тех, кому за 50, есть качества, позволяющие им конкурировать с молодыми. Взрослый человек гораздо лучше понимает собственные задачи, ему легче ответить на вопрос о том, зачем, чего ради он действует.

Мне кажется, что сильная сторона преклонного возраста — эмоциональная стабильность, коммуникационный опыт, умение найти общий язык с разными людьми, развитая эмпатия. Отличительной чертой пожилых россиян является способность жертвовать своими интересами ради других. Такое качество достаточно опасно для самого человека, но это важный ресурс для общества.

Людям старшего возраста присуще стратегическое видение, долгосрочный взгляд на рабочие процессы, ответственность и стабильность. Ну, и, конечно, у них есть жизненный опыт.

планировать свою старость лучше всего заранее

Есть какие-то особенности в организации обучения для пожилых?

Проектируя такое образование, нужно понимать, что внутри сегмента «50–55+» есть много подсегментов. И это разные целевые аудитории.

Например, онлайн-курсы подойдут для «молодых пожилых», которые достаточно активно пользуются интернетом. Есть также подсегмент «средних» и «старших» пожилых — и у них другие возможности и потребности.

Так, в группе тех, кому за 90, надо учитывать специфические проблемы — например, болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона.

Социализация и общение тоже являются важной частью образования и досуга для людей старшего возраста. Поэтому необходимо дать таким студентам возможность общаться вне занятий и создать для этого условия. Нужно учитывать, что память и скорость принятия решений с возрастом замедляются.

Преподаватель должен обладать авторитетом, но при этом в его взаимоотношениях со студентами должна отсутствовать иерархия: все должны быть равноправными носителями знаний. Пожилые люди хорошо воспринимают интерактивные форматы, с удовольствием решают практические задачи.

И для них важен материальный результат — артефакты, то, что можно унести домой, показать родственникам и друзьям.

Какие образовательные возможности сегодня есть у пожилых людей?

Мы недавно создали несколько онлайн-курсов на платформе «Активный возраст» — это своего рода «Coursera для пожилых». Они посвящены нескольким темам: как выработать стратегию старости, как сохранить конструктивные отношения в семье, как не остановиться в профессиональном развитии и вести активную социальную жизнь.

Что касается работы для пожилых людей, будем честны, предложений на рынке труда не так много: если пенсионеры и находят работу по специальности, то, как правило, идут на понижение. Врачи становятся нянями, педагоги — репетиторами, и так далее.

Но можно сделать основным делом и монетизировать свое хобби или заняться общественной работой — например, стать районным активистом, старшим по подъезду или председателем ТСЖ. Это здорово — научиться хорошо делать то, что крупные организации делают плохо и только за большие деньги. У нас даже есть отдельный курс «Как сделать город лучше».

Речь в его рамках идет о самых разных вещах: от раздельного сбора мусора до благотворительности. Можно даже создать собственный социальный проект.

Другой курс мы посвятили здоровью, чтобы рассказать о доказательной медицине, о том, как фильтровать информацию, распознавать шарлатанов и конструктивно общасться с врачами.

Еще один курс посвящен современным технологиям: мы рассказываем, как решать повседневные проблемы с помощью смартфона и интернета, искать старых друзей и одноклассников, планировать досуг.

Подобное обучение не должно проходить формально — «нажмите такие-то кнопки, передвиньте курсор». Нужно, чтобы студенты решали конкретные жизненные задачи.

Вообще, хотелось бы заметить, что планировать свою старость стоит заранее: думать, какие профессии и умения будут востребованы, какой запрос есть в обществе, какие навыки после выхода на пенсию помогут вам самореализоваться, чем бы вы хотели заниматься. Ну, и, конечно, создать финансовые «подушки безопасности», изучить возможности: пенсионные фонды, страхование, инвестирование и т. п.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5571

Стать студентом после 50-ти. Зачем учиться перед пенсией?

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии - Студенческий порталПенсионная реформа обострила проблему трудоустройства пожилых людей. С чем сталкиваются при поиске работы жители Ставропольского края и республик СКФО и какую помощь предлагает государство – в материале «АиФ-СК», передает stav.aif.ru.

Только опыта недостаточно

Увеличив пенсионный возраст, законодатели отнесли работников, которым остаётся пять лет до пенсии, к новой категории — предпенсионеры.

У них может быть богатый опыт работы, но они, например, не владеют компьютером или их профессия не пользуется спросом.

Чтобы помочь таким людям найти себя на рынке труда, центры занятости по федеральному проекту «Старшее поколение» открывают курсы переподготовки и повышения квалификации.

На Ставрополье за этот год должны обучить 900 человек — женщин 53-55 лет и мужчин 58-59 лет. В столице края им предлагают освоить профессии оператора котельной и слесаря-электрика, охранника и водителя, повара и кондитера. Из более сложных специальностей можно выбрать курсы для операторов ЭВМ, бухгалтеров, графических дизайнеров, управляющих персоналом. Оплачивает обучение государство.

В Нальчике курсы для предпенсионеров пока только планируются, но уже больше 200 человек записались на них. Больше всего желающих стать пользователями персонального компьютера, поварами, бухгалтерами, психологами, медсёстрами и санитарами.

«Безработных среди них пока нет, все трудоустроены. Но для того, чтобы не потерять работу, им нужны дополнительные навыки. От своего работодателя они приносят справку, что будут заняты по полученной специальности», — пояснили в городском центре занятости.

В Чечне тоже наибольшим спросом пользуются компьютерные курсы. Но есть и такие специфические направления, как обучение егерей.

«В республике созданы рабочие места в заповеднике, поэтому потребовались такие специалисты, — рассказал начальник отдела профориентации и профобучения департамента по вопросам занятости населения минтруда Чечни Шедид Абубакаров.

— Если человек решил приобрести навыки в совершенно новой для себя области, это только приветствуется. Мы обязаны обеспечить занятость, как минимум, 85% выпускников курсов, поэтому заранее договариваемся с работодателями».

«Никем не могу устроиться»

Ставропольчанка Марина Александровна много лет учила детишек в школе русскому языку и литературе, потом давала частные уроки. Сейчас учеников у неё маловато, и она вывесила на разных сайтах своё резюме, в школу возвращаться не хотела бы.

«Я дистанционно прошла за свой счёт курсы отельера, и мечтаю работать в гостиничном бизнесе, — говорит она. — В резюме честно указываю, что опыта по этой специальности нет, и никто не приглашает на работу. А в центр занятости за помощью я обратиться не могу, потому что прописана в другом районе».

Читайте также:  Трусы с карманом: необычные подходы к шпаргалкам - студенческий портал

Снабженцу Сергею Зубенко 59 лет. Работу ищет с января. «Кем я только не пытался устроиться. По моей специальности вакансий вообще нет. Для тяжёлых работ, типа грузчика, возраст не тот. Хотел водителем категории «В» пойти, а мне говорят: «Вам тяжело будет».

Готов был ехать в Москву экипировщиком воздушных судов, а там, оказывается, только женщин берут. Я уже думал пойти в фрезеровщики, потому что в молодости 15 лет работал по этой специальности. Но с тех пор 20 лет я не фрезеровал, и меня не берут в мебельные цеха. Охранником хотел поработать, но там нужна лицензия.

К тому же мне сказали, что 14 часов на ногах я вряд ли выдержу. Ни дворником, ни кладовщиком не могу устроиться. По ста адресам уже отправил, наверное, своё резюме, и всё без толку. Пенсионный возраст подняли, а работать негде.

Очень переживаю, потому что за коммунальные услуги надо платить, кредит гасить, а денег нет», — сетует Сергей Михайлович.

Он обращался в центр занятости, чтобы пройти переобучение, но ему отказали, потому что он зарегистрирован индивидуальным предпринимателем и не считается безработным, хотя фактически доходов ИП не приносит.

Ещё один 59-летний соискатель, инженер по эксплуатации зданий и сооружений Николай Петров, полагает, что его проблема не в возрасте, а в экономической стагнации, из-за которой и молодым устроиться на работу непросто.

Обучиться и пойти работать охранником или оператором котельной он считает ниже своего достоинства. «Работать оператором котельной? Да это неинтересно. Потенциал-то у меня гораздо выше.

Я последние 15 лет проработал на руководящей должности, и когда мне предлагают должность инженера с обязанностями сантехника и электрика, я отказываюсь. Учиться? Так я владею всеми строительными специальностями. Компьютер прекрасно знаю, — говорит он.

— И даже если я освою новую профессию, какую зарплату предложат новичку? Конечно, доведённый до отчаяния человек будет готов на всё, на это и рассчитывают».

Перед пенсией – в бизнес

Есть ещё один способ собственного трудоустройства — стать бизнесменом. Краевой фонд поддержки предпринимательства помогает начинающим, даже если им далеко за 50.

«Специалисты фонда консультируют новичков, приглашают на образовательные семинары, бизнес-тренинги, мастер-классы, курсы повышения квалификации, конференции, форумы, круглые столы. Им помогают разработать бизнес-план и собрать пакет документов, с которым можно обратиться за господдержкой», — напоминает министр экономического развития Ставропольского края Сергей Крынин.

В крае есть те, кто занялся бизнесом в пожилом возрасте. Галина Шестун за несколько лет до пенсии открыла своё дело по продаже медицинского оборудования. Правда, с самой этой сферой была очень хорошо знакома, проработала в ней полжизни.

«Такое дело, связанное со специфическим товаром, торгами, аукционами, предпенсионеру без опыта, конечно, не освоить, — полагает она. — Но когда мне было 55 лет и меня сократили, я готова была даже полы мыть, потому что содержать меня было некому. Тогда я вполне могла бы переучиться на новую специальность. Сейчас уже вряд ли. В этом году мне будет 70».

Геннадий Терещенко тоже начал своё дело до выхода на пенсию, но и сегодня в свои 68 бросать его не собирается. Он делает биотопливные котлы и топливо для них — гранулирует солому, лузу подсолнечника и опилки.

«Я заметил, что люди, которые уходят на пенсию, быстро деградируют, сильно переживают из-за того, что оказываются ненужными, часто болеют. Я считаю, пока есть силы, надо работать, — говорит он. — Своё дело можно открыть в любом возрасте. Хотя бы выращивать что-то и продавать с огорода».

Мнение эксперта

Руководитель PR-службы популярного сайта вакансий Алёна Манохина:

«Как показывает анализ вакансий и резюме, с отказами при приёме на работу сталкиваются 20% соискателей старшего возраста. Работодатели полагают, что пожилые недостаточно эффективны. Поэтому на собеседовании нужно излучать оптимизм, активность, уверенность в своих силах и не думать о закате профессиональной деятельности.

«Возрастные» соискатели чаще ищут работу в области бухгалтерского учёта, производственной и транспортной сферах. Они готовы рассматривать вакансии с частичной занятостью, а также надомную работу и сменный график. Мужчины претендуют на вакансии сторожей или вахтёров, а женщины готовы идти нянями, горничными, помощницами по хозяйству.

Рассчитывать на успех они могут там, где важен не столько профессиональный, сколько жизненный опыт. Это особенно актуально для бухгалтеров, юристов, репетиторов.

Не так важен возраст и в сфере продаж, где всегда большой объём открытых вакансий и всё зависит от желания зарабатывать.

Часто пожилых приглашают на должности консультантов, администраторов, диспетчеров такси или курьерской службы».

Комментарий

Руководитель Пятигорского центра бесплатной юридической помощи Ассоциации юристов России Анатолий Голец:

«В Пятигорский центр с начала года обратились восемь предпенсионеров: артисты, врачи, учителя. Они интересовались, имеют ли право на досрочную пенсию.

За людьми, которым осталось не более пяти лет до пенсии, сохраняются льготы и меры социальной поддержки, положенные пенсионерам: бесплатные лекарства и проезд на общественном транспорте, скидка на оплату ЖКХ. Кроме того, работодатель должен предоставлять им два дня с сохранением зарплаты на диспансеризацию.

Единственное исключение — налоговые льготы. Их дают с учётом прежних границ пенсионного возраста, то есть для большинства людей — 55 или 60 лет, кроме тех, кому была положена досрочная пенсия. Чтобы их получить, надо обратиться в налоговую инспекцию и представить документ, выданный Пенсионным фондом».

Официально

Для предпенсионеров в Государственной инспекции труда по Ставропольскому краю открыта «горячая линия» по телефону 8(8652)37-13-96. Чаще всего жалобы поступают на увольнения или отказы в приёме на работу. В 2018 году семи обратившимся инспекция помогла восстановиться на рабочем месте.

Особого порядка для увольнения или сокращения предпенсионеров нет. Зато внесены изменения в Уголовный кодекс, по которым предусмотрена уголовная ответственность за необоснованные увольнения или отказ в трудоустройстве таких людей.

«Если вас не хотят принимать на работу, у работодателя нужно затребовать письменный отказ с обоснованиями, пусть даже будут выдвигаться другие причины, и с этой бумагой можно будет обращаться в госинспекцию, прокуратуру или суд, — рекомендуют в трудинспекции. — Если вас сократили, пишите жалобу, и мы проверим, насколько это было законно: уведомили ли за два месяца до сокращения, исследовали ли, кто имеет преимущественное право остаться, спросили ли мнение профсоюза?».

Источник: https://socialnaya-podderzhka.ru/news/stat_studentom_posle_50_ti_zachem_uchitsja_pered_pensiej_125180/

Стать студентом после 50-ти. Зачем учиться перед пенсией?

Пенсионная реформа обострила проблему трудоустройства пожилых людей. С чем сталкиваются при поиске работы жители Ставропольского края и республик СКФО и какую помощь предлагает государство — в материале «АиФ-СК».

Только опыта недостаточно

Увеличив пенсионный возраст, законодатели отнесли работников, которым остаётся пять лет до пенсии, к новой категории — предпенсионеры.

У них может быть богатый опыт работы, но они, например, не владеют компьютером или их профессия не пользуется спросом.

Чтобы помочь таким людям найти себя на рынке труда, центры занятости по федеральному проекту «Старшее поколение» открывают курсы переподготовки и повышения квалификации.

На Ставрополье за этот год должны обучить 900 человек — женщин 53-55 лет и мужчин 58-59 лет. В столице края им предлагают освоить профессии оператора котельной и слесаря-электрика, охранника и водителя, повара и кондитера. Из более сложных специальностей можно выбрать курсы для операторов ЭВМ, бухгалтеров, графических дизайнеров, управляющих персоналом. Оплачивает обучение государство.

В Нальчике курсы для предпенсионеров пока только планируются, но уже больше 200 человек записались на них. Больше всего желающих стать пользователями персонального компьютера, поварами, бухгалтерами, психологами, медсёстрами и санитарами.

«Безработных среди них пока нет, все трудоустроены. Но для того, чтобы не потерять работу, им нужны дополнительные навыки. От своего работодателя они приносят справку, что будут заняты по полученной специальности», — пояснили в городском центре занятости.

В Чечне тоже наибольшим спросом пользуются компьютерные курсы. Но есть и такие специфические направления, как обучение егерей. «В республике созданы рабочие места в заповеднике, поэтому потребовались такие специалисты, — рассказал начальник отдела профориентации и профобучения департамента по вопросам занятости населения минтруда Чечни Шедид Абубакаров. — Если человек решил приобрести навыки в совершенно новой для себя области, это только приветствуется. Мы обязаны обеспечить занятость, как минимум, 85% выпускников курсов, поэтому заранее договариваемся с работодателями».

«Никем не могу устроиться»

Ставропольчанка Марина Александровна много лет учила детишек в школе русскому языку и литературе, потом давала частные уроки. Сейчас учеников у неё маловато, и она вывесила на разных сайтах своё резюме, в школу возвращаться не хотела бы.

«Я дистанционно прошла за свой счёт курсы отельера, и мечтаю работать в гостиничном бизнесе, — говорит она. — В резюме честно указываю, что опыта по этой специальности нет, и никто не приглашает на работу. А в центр занятости за помощью я обратиться не могу, потому что прописана в другом районе».

Снабженцу Сергею Зубенко 59 лет. Работу ищет с января. «Кем я только не пытался устроиться. По моей специальности вакансий вообще нет. Для тяжёлых работ, типа грузчика, возраст не тот. Хотел водителем категории „В“ пойти, а мне говорят: „Вам тяжело будет“. Готов был ехать в Москву экипировщиком воздушных судов, а там, оказывается, только женщин берут. Я уже думал пойти в фрезеровщики, потому что в молодости 15 лет работал по этой специальности. Но с тех пор 20 лет я не фрезеровал, и меня не берут в мебельные цеха. Охранником хотел поработать, но там нужна лицензия. К тому же мне сказали, что 14 часов на ногах я вряд ли выдержу. Ни дворником, ни кладовщиком не могу устроиться. По ста адресам уже отправил, наверное, своё резюме, и всё без толку. Пенсионный возраст подняли, а работать негде. Очень переживаю, потому что за коммунальные услуги надо платить, кредит гасить, а денег нет», — сетует Сергей Михайлович.

Он обращался в центр занятости, чтобы пройти переобучение, но ему отказали, потому что он зарегистрирован индивидуальным предпринимателем и не считается безработным, хотя фактически доходов ИП не приносит.

Ещё один 59-летний соискатель, инженер по эксплуатации зданий и сооружений Николай Петров, полагает, что его проблема не в возрасте, а в экономической стагнации, из-за которой и молодым устроиться на работу непросто. Обучиться и пойти работать охранником или оператором котельной он считает ниже своего достоинства. «Работать оператором котельной? Да это неинтересно. Потенциал-то у меня гораздо выше. Я последние 15 лет проработал на руководящей должности, и когда мне предлагают должность инженера с обязанностями сантехника и электрика, я отказываюсь. Учиться? Так я владею всеми строительными специальностями. Компьютер прекрасно знаю, — говорит он. — И даже если я освою новую профессию, какую зарплату предложат новичку? Конечно, доведённый до отчаяния человек будет готов на всё, на это и рассчитывают».

Перед пенсией — в бизнес

Есть ещё один способ собственного трудоустройства — стать бизнесменом. Краевой фонд поддержки предпринимательства помогает начинающим, даже если им далеко за 50.

«Специалисты фонда консультируют новичков, приглашают на образовательные семинары, бизнес-тренинги, мастер-классы, курсы повышения квалификации, конференции, форумы, круглые столы. Им помогают разработать бизнес-план и собрать пакет документов, с которым можно обратиться за господдержкой», — напоминает министр экономического развития Ставропольского края Сергей Крынин.

В крае есть те, кто занялся бизнесом в пожилом возрасте. Галина Шестун за несколько лет до пенсии открыла своё дело по продаже медицинского оборудования. Правда, с самой этой сферой была очень хорошо знакома, проработала в ней полжизни.

«Такое дело, связанное со специфическим товаром, торгами, аукционами, предпенсионеру без опыта, конечно, не освоить, — полагает она. — Но когда мне было 55 лет и меня сократили, я готова была даже полы мыть, потому что содержать меня было некому. Тогда я вполне могла бы переучиться на новую специальность. Сейчас уже вряд ли. В этом году мне будет 70».

Геннадий Терещенко тоже начал своё дело до выхода на пенсию, но и сегодня в свои 68 бросать его не собирается. Он делает биотопливные котлы и топливо для них — гранулирует солому, лузу подсолнечника и опилки.

«Я заметил, что люди, которые уходят на пенсию, быстро деградируют, сильно переживают из-за того, что оказываются ненужными, часто болеют. Я считаю, пока есть силы, надо работать, — говорит он. — Своё дело можно открыть в любом возрасте. Хотя бы выращивать что-то и продавать с огорода».

Мнение эксперта

Руководитель PR-службы компании HeadHunter Алёна Манохина:

«Как показывает анализ вакансий и резюме, с отказами при приёме на работу сталкиваются 20% соискателей старшего возраста. Работодатели полагают, что пожилые недостаточно эффективны. Поэтому на собеседовании нужно излучать оптимизм, активность, уверенность в своих силах и не думать о закате профессиональной деятельности.

«Возрастные» соискатели чаще ищут работу в области бухгалтерского учёта, производственной и транспортной сферах. Они готовы рассматривать вакансии с частичной занятостью, а также надомную работу и сменный график. Мужчины претендуют на вакансии сторожей или вахтёров, а женщины готовы идти нянями, горничными, помощницами по хозяйству.

Рассчитывать на успех они могут там, где важен не столько профессиональный, сколько жизненный опыт. Это особенно актуально для бухгалтеров, юристов, репетиторов.

Не так важен возраст и в сфере продаж, где всегда большой объём открытых вакансий и всё зависит от желания зарабатывать.

Часто пожилых приглашают на должности консультантов, администраторов, диспетчеров такси или курьерской службы».

Комментарий

Руководитель Пятигорского центра бесплатной юридической помощи Ассоциации юристов России Анатолий Голец:

«В Пятигорский центр с начала года обратились восемь предпенсионеров: артисты, врачи, учителя. Они интересовались, имеют ли право на досрочную пенсию.

За людьми, которым осталось не более пяти лет до пенсии, сохраняются льготы и меры социальной поддержки, положенные пенсионерам: бесплатные лекарства и проезд на общественном транспорте, скидка на оплату ЖКХ. Кроме того, работодатель должен предоставлять им два дня с сохранением зарплаты на диспансеризацию.

Единственное исключение — налоговые льготы. Их дают с учётом прежних границ пенсионного возраста, то есть для большинства людей — 55 или 60 лет, кроме тех, кому была положена досрочная пенсия. Чтобы их получить, надо обратиться в налоговую инспекцию и представить документ, выданный Пенсионным фондом».

Официально

Для предпенсионеров в Государственной инспекции труда по Ставропольскому краю открыта «горячая линия» по телефону 8 (8652) 37-13-96. Чаще всего жалобы поступают на увольнения или отказы в приёме на работу. В 2018 году семи обратившимся инспекция помогла восстановиться на рабочем месте.

Особого порядка для увольнения или сокращения предпенсионеров нет. Зато внесены изменения в Уголовный кодекс, по которым предусмотрена уголовная ответственность за необоснованные увольнения или отказ в трудоустройстве таких людей.

«Если вас не хотят принимать на работу, у работодателя нужно затребовать письменный отказ с обоснованиями, пусть даже будут выдвигаться другие причины, и с этой бумагой можно будет обращаться в госинспекцию, прокуратуру или суд, — рекомендуют в трудинспекции. — Если вас сократили, пишите жалобу, и мы проверим, насколько это было законно: уведомили ли за два месяца до сокращения, исследовали ли, кто имеет преимущественное право остаться, спросили ли мнение профсоюза?».

Источник: https://news.rambler.ru/other/42088898-stat-studentom-posle-50-ti-zachem-uchitsya-pered-pensiey/

Обучение для пенсионеров

Учиться никогда не поздно. Но можно ли устроиться на новую специальность пожилому человеку после обучения?

Пенсия — это время не только для отдыха, но и для самосовершенствования. Многие пенсионеры не могут сидет без дела и идут учиться. Иногда просто для себя, но иногда пенсионеру требуется обучение с последующим трудоустройством. Разберемся, где может учиться пожилой человек, сколько будет стоить такое обучение, и есть ли реальный шанс найти работу по новой специальности.

Учеба для пенсионера

В России нет возрастных ограничений на получение образования. Это значит, что человек любого возраста может стать студентом и даже школьником, если у него возникнет такое желание. Это прямо указано в статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Право и возможность получить образование дается всем, независимо от:

  • половой принадлежности;
  • национальности и расы;
  • возраста и здоровья.

Ограничение на получения образования может быть наложено только в судебном порядке. Но к пенсионерам это, очевидно, не относится. Поэтому, если желание есть, можно пойти не только на какие-то курсы, но и поступить в вуз, колледж, ПТУ или техникум. Правда, в некоторых учебных заведениях учиться нужно долго, да и трудоустройство после них совсем не гарантировано.

Но, такая возможность пригодится военным пенсионерам и всем остальным, у кого есть право на пенсию по выслуге лет. Ведь на заслуженный отдых они выходят рано, а специальность имеют узкую и неприспособленную для гражданской жизни. Поэтому, для таких молодых пенсионеров даже существуют специальные государственные программы переобучения с последующим трудоустройством.

Курсы или полноценная учеба?

Когда пенсионер решает изменить свою специальность, чтобы продолжить работать после выхода на заслуженный отдых, перед ним встает очевидный вопрос: пойти на полноценную учебу и окунуться в студенческую жизнь целиком на несколько лет, или же сэкономить время и пойти на курсы.

Чаще всего, именно из-за дефицита времени пожилые люди выбирают второй вариант. Такие курсы по переподготовке пенсионеров часто организуют региональные центры занятости. На них пенсионеры конечно не смогут получить ученую степень или стать специалистами в сфере высоких технологий.

Набор специальностей, как правило, достаточно скромен и прозаичен:

  • продавец;
  • социальный работник;
  • кладовщик;
  • секретарь;
  • парикмахер.

Если у пенсионера есть профильная специальность бухгалтер, он может стать экономистом. Повар может получить образование кондитера или, к примеру, модного сейчас сушиста. Врач или медсестра могут стать массажистами. Также можно получить навыки сиделки.

Срок обучения на таких курсах минимальный: от 72 часов до 9 месяцев. Обучение бесплатное, а главное после него предлагают работу. При этом в такие места, где пенсионеров реально берут.

Конечно, существуют и платные курсы, в том числе при кадровых агентствах, также с последующим трудоустройством. Но ведь не все работодатели согласны трудоустраивать лиц пенсионного возраста.

Так что, через центр занятости надежнее, если конечной целью действительно является новая работа. И да, для некоторых граждан жизнь на пенсии в 55 или 60 лет действительно только начинается.

Переподготовка пенсионеров-силовиков

Как показывает статистика, трудоустроиться уволенному из силовых структур пенсионеру не так просто. С удовольствием таких граждан принимают на работу только в различные охранные структуры. Но количество таких мест ограничено. Поэтому для тех, кто уволился со службыв пор выслуге лет предусмотрены государственные гарантии:

  • внеконкурсное поступление на факультеты переподготовки и повышения квалификации;
  • приоритетное право в трудоустройстве самих военных пенсионеров и членов их семей в государственные учреждения;
  • поддержка и содействие в трудоустройстве.

Существуют даже специальные факультеты и курсы переподготовки увольняемых военнослужащих — проблем с образованием не возникнет, было бы желание.

Для того, чтобы получить информацию о таких курсах и других учебных заведениях новоиспеченному военному пенсионеру нужно обратиться в центр занятости или военкомат по месту своего проживания.

Там не только дадут необходимую информацию, но и помогут с устройством на учебу.

Подписывайтесь на наш канал

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/598181c0256d5c589a7d4c20/5b7579c79dce6b00aa88c186

Ссылка на основную публикацию