Все течет: кто и зачем каждый год -сливает егэ — студенческий портал

В этом году исполнилось 10 лет со дня введения единого госэкзамена. Сейчас в вузы Москвы и Петербурга поступают 70% иногородних студентов, хотя до появления ЕГЭ их было всего 25%. Но перемены в системе образования продолжаются.

На круглом столе «Известий» эксперты рассказали о сокращении на четверть списка олимпиад, дающих право поступления в вузы, и разработке многобалльной системы оценок взамен пятибалльной. А осенью всех учащихся старших курсов СПО ждут проверочные работы по русскому языку и математике.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Если результаты окажутся низкими, то выпускники техникумов могут лишиться возможности поступать в вузы без сдачи ЕГЭ.

Талантам из провинции — зеленый свет

«Известия»: Каковы были основные причины введения ЕГЭ?

Виктор Болотов, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, академик РАО, «отец ЕГЭ»: Закон «Об образовании» 1992 года дал большую свободу и вузам, и школам. Лейтмотив был таков: «Денег не дадим, дадим свободу».

И вузы, и школы по-разному использовали этот ресурс свободы. Появились договорные школы, где выпускные экзамены совпадали со вступительными экзаменами. Появились регионы, где число золотых медалистов выросло в 3–4 раза. Тогда золотая медаль давала преимущество при поступлении.

На вопрос, почему так происходит, ответ был один: «У нас так растет качество образования».

Все течет: кто и зачем каждый год -сливает  ЕГЭ - Студенческий портал

ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Страдают все: 1 сентября в instagram - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Виктор Болотов

Вузы начали принимать абитуриентов только по своим каналам, а ректоры приносили в Министерство образования заявления так называемых медалистов: «Прощу пренят миня, золотого медалиста». В вузах Москвы и Санкт-Петербурга было лишь 25% студентов из провинции, хотя в советские времена всё было наоборот: 75% со всего СССР, 25% — москвичи и ленинградцы .

Эта ситуация не устраивала ни родителей, ни профессуру вузов, ни общество, ни государство. Поэтому была общая установка: изменить правила выпускных и вступительных экзаменов, добавить им объективности и дать возможность талантливым ребятам из других городов, из сельской местности поступать в ведущие вузы России.

Именно это было основной причиной введения ЕГЭ.

К концу завершения эксперимента по введению ЕГЭ цифра изменилась. В вузы Москвы и Питера стало поступать 65–70% иногородних студентов. По итогам введения ЕГЭ выросла доступность высшего образования для ребят из удаленных районов. Это показывает статистика Росстата, а не отчеты министерства или Рособнадзора.

Анзор Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора: Когда были обычные выпускные экзамены, школам и регионам сказали: «Берите свободы, сколько хотите». Ее взяли в искаженной форме и начали злоупотреблять.

После введения ЕГЭ снова понадеялись на порядочность образования и дали свободу регионам: каждый регион отвечает за проведение экзамена.

При этом тут же государство привязало к показателю оценки губернатора и главы муниципального образования средний балл ЕГЭ. Мы убрали это.

Виктор Болотов: Трехлетняя борьба понадобилась, чтобы убрать этот показатель. Как вы думаете, что делает губернатор, увидев, что у него низкий показатель по ЕГЭ? Он звонит министру и говорит: «Так, чтобы через год было всё в порядке».

«Известия»: Александр Борисович, вы видите абитуриентов и студентов первого курса. Они как-то изменились за десять лет?

Александр Безбородов, и.о. ректора РГГУ: ЕГЭ как государственный инструмент состоялся, вышел из стадии эксперимента. Сейчас это очень заметно. ЕГЭ стал олицетворением и показателем качества единого образовательного пространства в стране.

Казалось бы, РГГУ, в основном, ориентированный на Москву вуз, а и в нем изменилось соотношение столичных и нестоличных студентов. Последних процентов 15 прибавилось.

Для нас это и серьезная проблема — мест в студенческих общежитиях не всегда хватает, приходится искать резервы.

Тест без «угадайки»

«Известия»: Когда только появился ЕГЭ, много претензий было к тестам. Сейчас ситуация изменилась?

Александр Безбородов: Создание контрольно-измерительных материалов (КИМ) — это научная и методическая дисциплина благодаря тому, что существует и централизовано работает Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Измерители совершенствуются, они очень чутко настраиваются на общество. Например, в тестах была убрана «угадайка».

Все течет: кто и зачем каждый год -сливает  ЕГЭ - Студенческий портал

ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Александр Безбородов

Анзор Музаев: Тот же КИМ по истории сформирован так, что шпаргалку писать бессмысленно. Легче выучить, чем сидеть и заниматься ерундой, а потом пытаться что-то вытащить на экзамене.

Все забывают, что КИМ составляют действующие учителя школ и преподаватели вузов по всей стране. В течение года идет формирование заданий. Когда мы очередного критика слушаем, то просто отправляем ему задания: «Почитайте, сами порешайте». Люди живут стереотипами, они КИМы в глаза не видели, но критикуют. За эти годы КИМы прошли серьезную эволюцию!

Виктор Болотов: ЕГЭ по гуманитарному блоку – большая работа предметников, в том числе и высшей школы. Начинался ЕГЭ с предметных комиссий, которые принимают экзамены в ведущие московские вузы, и лучших школьных методистов. Они садились за один стол и договаривались. Математики и физики договорились быстро, а с гуманитариями был долгий и тяжелый процесс.

Экзамен для избранных

«Известия»: С ЕГЭ была еще одна серьезная проблема — утечки.

Анзор Музаев: Да, в 2013 году критиков ЕГЭ прибавилось из-за утечки и «ЕГЭ-туристов».

Виктор Болотов: Очень большой вред был нанесен ЕГЭ, когда Москва делегировала почти все полномочия по безопасности проведения экзамена субъектам. Доверие стало резко падать. Появились блатные пункты проведения ЕГЭ, куда привозили «правильных» детей. Но Рособрнадзор смог за три года переломить эту ситуацию.

Анзор Музаев: Всё зависело от порядочности и погруженности регионального министра в эту проблему. Кто-то начал формировать списки «особых» детей.

«Известия»: И появились стобалльники из ряда регионов…

Виктор Болотов: Это происходило по всей стране. Думаете, в Москве было лучше?

Анзор Музаев: Во всех регионах были списки, но масштаб бедствия был разный. Где-то пропускали десять, а где-то тысячу человек. Это зависело от отдельного управленца в образовании. Тогда начались перекосы, а в 2013 году ко всему этому добавилась утечка, и поднялась волна возмущения.

Все течет: кто и зачем каждый год -сливает  ЕГЭ - Студенческий портал

ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Анзор Музаев

«Известия»: Как удалось переломить ситуацию?

Анзор Музаев: Поменяли руководство в Рособнадзоре. Мы в августе 2013 года попросили всех представить предложения, что надо менять в ЕГЭ. За три недели поступило 36 тыс. пожеланий. Из них многие дублировались. В течение 2–3 лет всё вводилось, начиная с сочинения.

Кроме изменения в содержании, о котором нас просили, появилась устная часть по иностранным языкам. Организовать сдачу на компьютерах очень дорого, но мы к этому идем. Пожеланий было много, но абсолютно все требовали: если этот экзамен единый, условия должны быть равными для всех.

Александр Безбородов: Система безопасности очень серьезно отрабатывалась, мы видим это изнутри.

Анзор Музаев: В этом году мы ввели полномасштабную технологию печати в пунктах проведения экзамена (ППЭ). Мы экономим огромные средства, потому что уже не отправляем тонны контрольно-измерительных материалов, а лишь один зашифрованный диск. Задания распечатывают на месте. Помимо экономии, это и обеспечение информационной безопасности.

С олимпийским задором

«Известия»: Помимо ЕГЭ, есть еще один путь в вуз — олимпиады. От этого не будут отказываться? Ведь олимпиады тоже не очень прозрачный инструмент.

Анзор Музаев: Никто не будет отменять поступление через олимпиады. Но на днях заседал Российский совет олимпиад школьников, и перечень олимпиад, результаты которых учитываются при поступлении, был сокращен на четверть. В проект документа вошли 72 олимпиады по различным профилям, а в прошлом году их было 97.

Виктор Болотов: На ученом совете «Вышки» обсуждали вступительные экзамены и перечень олимпиад. Наши коллеги по предметным факультетам говорят: «Этим олимпиадам мы верим, а вот этим не верим», — из списка, утвержденного в Минобрнауки. То, что идет сокращение, совершенно правильно.

Анзор Музаев: В прошлом году Рособрнадзор проверил все олимпиады. Сравнили, сколько победителей и призеров олимпиад подтверждают порог в 75 баллов. В ряде олимпиад число не преодолевших порог превышает 35%.

Виктор Болотов: Ведущим вузам дали право проводить свои предметные олимпиады, чтобы они могли отбирать детей из этой элиты. Но вот ректор СПбГУ Николай Кропачев недавно заявил, что ему хватает баллов ЕГЭ, чтобы отобрать абитуриентов. Всероссийскую олимпиаду они берут, но своей не проводят. А это один из лидирующих университетов.

А ректор МФТИ Николай Кудрявцев много лет назад мне говорил, что делал бы добавку к баллам ЕГЭ за законченную музыкальную школу, за спортивный разряд. Если школьник смог получить высокий балл по физике и математике и одновременно окончить музыкальную школу или получить разряд, значит, он умеет организовывать свою жизнь. А что нужно студенту на первом курсе? Самоорганизация прежде всего.

«Известия»: Сейчас вырос процент выпускников 9-х классов, которые уходят в СПО. Не стали ли СПО обходным путем в вузы?

Анзор Музаев: Половина набора в вузы — выпускники среднего профессионального образования. Это в основном региональные вузы, когда ректору необходимо соблюсти контрольные цифры приема. Всё из-за того, что бюджетных мест слишком много.

Александр Безбородов: Но если уменьшить количество бюджетных мест, нужно корректировать штатное расписание преподавателей, и тогда люди оказываются на улице.

Виктор Болотов: Наши исследования показывают, что есть несколько причин, по которым дети уходят в СПО после 9 класса.

Первая часть организована прежде всего родителями с неплохим социально-экономическим статусом. Они видят, что ребенок не сдаст ЕГЭ: он плохо учится в школе и никуда не поступит.

Они сами его направляют в техникум, чтобы он поступил в вуз, минуя ЕГЭ, подбирают техникум по профилю. Таких много.

Вторая часть — дети, которые идут в СПО сами после 9-го класса. Они хотят быстрее стать самостоятельными. Это надо поддерживать. Нужно, чтобы выбор СПО был сознательным.

Анзор Музаев: Осенью мы планируем провести срезы по русскому языку и математике, и, возможно, еще одному из предметов, так как в стенах СПО продолжают изучать общеобразовательные предметы. Это будет во всех субъектах, почти во всех СПО. Мы возьмем старшие курсы.

«Известия»: Если результаты будут низкими, то выпускникам СПО придется сдавать ЕГЭ для поступления в вуз?

Анзор Музаев: После того как мы получим результаты срезов, сделаем выводы и обсудим, нужны ли дальнейшие шаги.

Нововведения для выпускников

«Известия»: Нужно ли, помимо ЕГЭ, развивать другие формы аттестации?

Анзор Музаев: Мы серьезно работаем в этом направлении. Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования, экзамен в 9-х классах (ОГЭ). Имея результаты ЕГЭ, ВПР и ОГЭ, мы прекрасно видим уровень вранья в конкретной школе. Есть школы, в которых все отличники по ВПР и ОГЭ, но в ЕГЭ у них почему-то провальная ситуация.

«Известия»: Каков процент таких школ?

Анзор Музаев: По стране — больше 400. А всего школ в России свыше 40 тыс. Самое интересное, 200 с лишним школ продолжают эту линию. Мы им указали еще в прошлом году, в региональные министерства отдали списки, дали задание поработать с этой школой, посмотреть, что происходит. Но они и во второй раз показывают, что занимаются приписками.

Виктор Болотов: Я сам был на совещании представителей субъектов федерации. «По ЕГЭ такие результаты, по ОГЭ такие. Прокомментируйте, пожалуйста, почему по ОГЭ в два раза лучше, чем по ЕГЭ?» Стыд и краска на лицах. Три года боролись.

Я противник ВПР в том виде, в котором их сейчас проводят. Я за то, чтобы на федеральном уровне разрабатывали примерные материалы для переводных экзаменов по каждому классу и каждому предмету. Но ничего не изменится, если не будут созданы нормальные внутришкольные системы оценивания. Школа должна научиться сама объективно проводить и итоговое и текущее оценивание.

«Известия»: Есть и другая проблема. Пятибалльная система несовершенна и неудобна.

Виктор Болотов: Она позавчерашняя.

«Известия»: Может быть, ее надо менять?

Виктор Болотов: Безусловно. И ЕГЭ, и ОГЭ — не пятибалльные системы, основанные на «вычитании» — чем больше отступил от канона, тем ниже отметка, они накопительные.

Мы в свое время делали работы по переходу на многобалльные системы. Был большой проект по 12-балльной системе.

Стобалльная в школе не пойдет, потому что отличать 55 от 57 учителю без специальных психометрических процедур нереально. В школе на самом деле сейчас четырехбалльная система — кол никому не ставят.

При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы.

«Известия»: Обсуждается ли сейчас отказ от пятибалльной системы?

Виктор Болотов: Да, обсуждается. Но для изменений нужно прежде всего повышение квалификации учителей.

Анзор Музаев: Там очень много работы. Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания.

«Известия»: Какие внутришкольные инструменты должны появиться?

Виктор Болотов: У нас есть ассоциация школ, которая занимается созданием критериально-ориентированных систем оценки в школе. Любой серьезный учитель хочет не тройку по сочинению ставить, а оценивать компетенции ученика. Понимать, чего хватает, а чего нет.

Мы выходим на популярные сегодня 4 «К»: креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Это навыки XXI века, которые активно обсуждает бизнес. Провели опросы, чего не хватает выпускникам высшей школы. Бизнес говорит: «Неумение работать в командах». Мы не умеем критически относиться к информационному потоку, который падает с экранов, страниц газет, про интернет уже не говорю.

«Известия»: В школе учат написанному верить.

Виктор Болотов: Еще хуже. У подавляющего большинства задач есть только один правильный ответ, а у учителя есть еще вопрос: «Ты все условия задачи использовал?» Школа ориентирует на шаблон.

Читайте также:  Планы на неделю с 30 октября по 5 ноября - студенческий портал

Какое критическое мышление? Какая креативность, если делай по образцу — и у тебя будет всё в шоколаде. Коммуникация. Сколько говорит ученик во время урока? Минуту? И то вряд ли. Помимо предметных знаний, пора начинать измерять «мягкие навыки».

Сейчас предлагают использовать название «универсальные компетенции».

Президент поставил задачу в майском указе — войти в десятку стран с лучшими системами образования. По начальному образованию в рейтинге PIRLS мы уже в десятку входим. В TIMSS мы тоже входим десятку — предметные знания более или менее в порядке.

Мы превзошли средние показатели ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по PISA, потому что до этого мы были ниже среднего. Это не десятка, а примерно 30–40-е место. Но надо учесть, что остальные страны на месте не сидят. Все бегут, все поднимаются.

В PISA не такие задания, по которым мы сегодня учим в школе: все условия надо использовать, один правильный ответ. Должны быть и некорректные задачки, у которых есть несколько решений. PISA четко связана с 4 «К». Там измеряется цифровая грамотность, умение работать в кооперации. Нам придется менять задания в ЕГЭ и ОГЭ. Кое-какие шаги уже сделаны, но, на мой взгляд, слишком маленькие.

«Известия»: Каких нововведений стоит ждать ближайшие годы?

Анзор Музаев: Со следующего года вводим в русский язык устную часть, но она будет не в ЕГЭ. Она будет являться допуском к итоговой аттестации в 9-х классах.

В феврале была международная конференция, на которой мы обсуждали будущее — экзамен 2030. Эту дату выбрали, потому что его сдавать будут дети, которые пошли в школу в прошлом году или в этом году идут в первый класс.

Есть интересные предложения и от Москвы, и от Санкт-Петербурга, отдельных новаторов. Москва хочет презентовать нам модель экзамена, на котором можно использовать телефон, компьютер, интернет.

Молодой человек покажет умение работать с данными, критическое мышление.

В ближайшие 2–3 года мы планируем ввести ЕГЭ по информатике на компьютерах, чтобы уйти от жестких рамок бумажной формы. Со следующего года добавляется ЕГЭ по выбору — китайский язык. В 2022 году будет обязательный ЕГЭ по иностранному языку.

Источник: https://iz.ru/771617/elena-loriia-elena-ladilova-roman-kretcul/ege-bolshie-peremeny

В интернет слили ответы на егэ по математике и химии. в рособрнадзоре утверждают, что этого не было — наука на tj

После каждого экзамена ведомство заявляет, что ЕГЭ прошло «штатно» и без утечек.

Фото Кирилла Калинникова, РИА «Новости»

С 1 июня в России стартовали Единые государственные экзамены (ЕГЭ). В конце мая и в начале июня в интернете появились ответы на ЕГЭ по математике и химии. Школьники подтверждают, что задания на экзамене совпали с опубликованными ответами или полностью, или отличались лишь цифрами в примерах.

По мнению Рособрнадзора, выпускников «троллят» информацией о сливах, а все экзамены проходят без нарушений и утечек.

Сливы заданий

Математика

Фото со страницы Дмитрия Гущина во «ВКонтакте»

31 мая преподаватель математики Дмитрий Гущин рассказал, что в сеть утекли материалы ЕГЭ по математике. На тот момент экзамен ещё не прошёл, но, по словам Гущина, ответы были в соцсетях уже неделю.

Вы, может, удивитесь, а может, и нет, но каждый год перед ЕГЭ по математике мне присылают задачи из будущего экзамена. Каждый раз они оказываются подлинными. Я к этому уже привык.

Но вот сегодня, несколько часов назад, прислали почти всю вторую (сложную) экзаменационную часть. Ту самую, за которую можно получить больше всего баллов. Все задания в нескольких вариантах.

Одним должно достаться одно, другим другое.

Нет, я не рад. Надеюсь, что я буду рад завтра, когда выяснится, что эти задачи не имеют никакого отношения к настоящим экзаменационным заданиям.

1 июня Гущин написал, что утечка заданий подтвердилась. По словам учителя, школьники с Дальнего Востока, из Сибири, Петербурга и Москвы сообщили, что столкнулись на экзамене с теми же заданиями.

Не одно или два — в сборке 30 (!) прототипов каждого из самых трудных заданий 13-18 экзаменационного варианта. По-разному составляя их друг с другом и меняя в заданиях числовые данные, можно получать сотни экзаменационные задач, которые и оказались на экзамене.

В разговоре с «Медузой» Гущин отметил, что утечка могла начаться с Урала. Первый зафиксированный случай, по его словам, произошёл 28 мая.

В действительности — хотя пока нет окончательного подтверждения — даже 26 мая, когда выпускнице из Екатеринбурга пришли эти задания. По её словам, она два дня у себя их держала и 28 мая отправила в беседу [во «ВКонтакте»]. Пока она не признаётся, откуда их получила.

Пишет, что готовилась к экзамену, ей скинули варианты, посоветовали прорешать, она эти варианты скинула в чат, где присутствуют 200 человек, чтобы сверить решения. А оттуда их распространили по социальным сетям.

Педагог обратил внимание, что в слитых вариантах оказались задания из разных регионов. По его словам, утечка произошла либо в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) или Федеральном центре тестирования (ФТЦ) — там все варианты собраны до того, как их разобьют по часовым поясам и направят в регионы.

Однако из-за того, что «формулировки заданий в итоговых экзаменационных вариантах были чуть-чуть изменены», есть версия, что утечка произошла на этапе разработки — в ФИПИ. В ФТЦ, по словам педагога, приходят «уже выверенные экземпляры для тиражирования». Однако, по сравнению с предыдущими годами, утечки стали массовыми и задания появились в открытом доступе.

Химия

Фото со страницы Дмитрия Гущина во «ВКонтакте»

Вечером 4 июня Гущин рассказал, что произошёл слив заданий ЕГЭ по химии. По его словам, что «жёлтый листок» с заданиями «где только ни размещён». Учащиеся рассказали, что многие задания были доступны в интернете ещё до экзамена, утверждает Гущин.

В 2018 году в ЕГЭ по химии ввели задачи на электролиз, на опубликованном педагогом «жёлтом листке» восемь заданий на эту тему. Именно они оказались в тесте, который прошёл 4 июня.

Всё точно то же самое, что, например, с 13-ми заданиями этого года на ЕГЭ по математике. Составители первый раз за 10 лет придумали задания на использование формулы синуса суммы. В утекших материалах, о которых я писал раньше, все 13-е задания без исключения были на эту формулу.

Откуда школьники берут слитые задания

Во «ВКонтакте» по запросу «ответы ЕГЭ» в основном обнаруживаются закрытые группы. В самом крупном открытом сообществе «ЕГЭ ОГЭ 2018 ответы» в открытом доступе публикуются различные шпаргалки, формулы, прототипы заданий и учебные видео. TJ обратился за комментарием к администратору сообщества, но не получил ответа на момент выхода заметки.

TJ также обнаружил сообщество «Поступашки — Олимпиады, ЕГЭ и ДВИ». В нём 1 июня появилась «полная версия» заданий, которые публиковал Гущин.

Администратор сообщества Михаил Громов рассказал TJ, что участники или публикуют всё анонимно, или присылают ему в личные сообщения.

По его словам, «вся эта информация свободно ходит по интернету и любой желающий может найти все эти задания минут за 20 максимум».

За достоверность никто не отвечает. Но, к сожалению, уже два раза, а именно на профильной математике и химии, она оказалась достоверной. Все варианты совпали.

Школьница из Свердловской области подтвердила в разговоре с TJ, что «жёлтый листок» с ответами по химии гулял по интернету. Она отметила, что возможно его фотографию отправляли в тематические группы с заданиями ЕГЭ, но не смогла вспомнить, в какие именно. По словам девушки, она наткнулась на задания случайно.

Пользователь «ВКонтакте», утверждающий, что продаёт выпускникам задания для ЕГЭ, рассказал TJ, что школьники создают в соцсети тематические конференции, после чего собирают деньги и покупают готовые задания на всех. По его словам, цена варьируется от 200 рублей до тысячи и зависит от «наглости продавца».

В х к публикациям Гущина во «ВКонтакте» действительно есть ссылки на соответствующие конференции. Продавец отметил, что школьники в основном ищут ответы во «ВКонтакте», так как на форумах слишком высокие цены.

Он же продаёт задания тем, кто «сам обращается к нему», но при этом в х сообщает, какие материалы у него есть.

Эти задания мне прислали с Украины. На связь вышел некий человек под ником «GaZone» и предложил мне купить тексты за 3000 гривен.

Он сказал, что задания он получил от друзей из Крыма, человек достаточно значимый в этих кругах, я уже пользовался его услугами в 16 и 17 годах.

В х редактор TJ также обнаружил бота для Telegram, который якобы публикует сливы и варианты заданий к ЕГЭ. При нажатии на кнопку «Сливы» бот отправил несколько фотографий и скриншотов с прорешанными вариантами ЕГЭ по химии, однако относятся ли они к 2018 году — неизвестно.

Скриншот бота

Возможные варианты текстов по русскому языку также появились на сайте 4ege. В х пользователи отмечают, что некоторые из вариантов были на пробных экзаменах, из-за чего не могут войти в реальные.

На сайте Change.org появилась петиция с требованием провести расследование в отношении слитых заданий и создать резервный день сдачи ЕГЭ для тех, кто «стал жертвами утечки ЕГЭ». Автор отметил, что петиция создана «исключительно выразить личное мнение автора» и ни к чему не агитирует.

Реакция Рособрнадзора

31 мая, после публикаций о сливе ЕГЭ по математике, на сайте «Вести образования» появилась статья с заголовком «Сдающих ЕГЭ троллят фейками об утечках».

В ней приводились цитаты из публикации Дмитрия Гущина, а также официальный комментарий заместителя главы Рособрнадзора Анзора Музаева.

Он утверждал, что группа мониторинга интернет-ресурсов «не зафиксировала в сети подлинных экзаменационных материалов».

«Медуза» обратила внимание, что в исходной версии заметки также была цитата директора некоммерческой образовательной организации «Московский центр непрерывного математического образования» Ивана Ященко. Позднее цитату удалили, но она сохранилась в кэше.

Никакой утечки не было. В Сети опубликовано много подобной информации, и не только Гущиным, мне сегодня прислали три десятка разнообразных публикаций, я не помню на память имена авторов. Это привычная ситуация.

На сайте Рособрнадзора после ЕГЭ появляются лишь сухие сообщения, в которых Музаев также утверждает, что экзамены по истории, химии и математике прошли без сбоев, утечек и в штатном режиме.

«Медузе» в Рособрнадзоре сообщили, что ЕГЭ по математике 1 июня прошёл в штатном режиме, фактов утечек не зафиксировано. Там добавили, что «меры контроля, применяемые при разработке и доставке экзаменационных материалов, позволяют полностью исключить их утечки в последние пять лет».

Публикации материалов, якобы являющихся каким-то образом полученными заданиями реального ЕГЭ, появляются в социальных сетях перед каждым экзаменом. Специальная группа мониторинга интернета фиксирует такие публикации на тысячах ресурсов и передает их на соответствующую поверку.

В 2018 году не зафиксировано ни одной публикации заданий реальных экзаменационных вариантов ЕГЭ по математике в Сети до начала экзамена. Материалы, опубликованные на [странице Гущина] «ВКонтакте», также не соответствуют ни одному из вариантов, которые были предложены участникам ЕГЭ.

2 июня «Медуза» получила письмо школьника из Татарстана, который также сдал ЕГЭ по математике. Выпускник сообщил изданию, что у него совпали задания во второй части теста: «изменилась лишь пара цифр, не меняющих ход решения».

Многие школьники в тематических сообществах и в х к публикациям Гущина также писали, что их задания совпали со слитыми вариантами. Некоторые подтвердили, что в заданиях изменились цифры, однако кто-то говорил о полном соответствии.

Источник: https://tjournal.ru/science/71803-v-internet-slili-otvety-na-ege-po-matematike-i-himii-v-rosobrnadzore-utverzhdayut-chto-etogo-ne-bylo

Егэ опять "слит". виновным назначили учителя, рассказавшего об утечке

31 мая в сети появилось сообщение о том, что случилась утечка заданий для единого государственного экзамена по математике.

На следующий день после экзамена стало ясно, что задания на ЕГЭ частично совпали с тем, что появилось в сети за несколько дней до сдачи.

Аналогичная ситуация произошла с экзаменом по химии: школьники подтверждают, что слитые задания частично совпали с реальными вариантами ЕГЭ. Теперь Рособрнадзор планирует подать в суд на учителя, который предал огласке эту историю.

Учитель математики из Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Учитель года – 2007» Дмитрий Гущин за день до экзамена рассказал во ВКонтакте об утечке заданий для ЕГЭ по математике.

В сеть попала вторая экзаменационная часть, за которую можно получить больше всего баллов.

На следующий день эта информация подтвердилась: задания из слитого варианта действительно встречались на экзамене.

2 июня Гущин попросил людей в сети ВКонтакте помочь Рособрнадзору и написать в х к посту, какие вопросы из слитого варианта встречались в разных регионах.

На эту просьбу ответили более 400 человек: в среднем у учеников совпадали по 4–6 заданий, цифры или детали формулировок могли отличаться, а само условие заданий оставалось тем же.

Например, по словам Дмитрия Гущина, в слитом варианте учеников просили доказать, что угол между прямыми 90 градусов, а на экзамене – что прямые перпендикулярны. Часть заданий совпала дословно, часть с некоторыми отличиями.

– Надо понимать, что это уникальные задания, – говорит Гущин. – Даже если предположить, что все возможные задания по математике уже когда-то где-то встречались, по теории вероятности такая подборка не могла быть составлена случайно.

Невозможно точно угадать, какие задания из многих тысяч всевозможных заданий достанутся завтра на экзамене.

На мой взгляд, сейчас Рособрнадзору очень важно не заниматься ежедневным опровержением того, что материалы попали к школьникам, а всерьез задуматься о том, каким образом задания для разных часовых поясов могли оказаться в одном и том же списке, который попал в интернет.

Радио Свобода поговорило с семью школьниками из разных регионов: все они подтвердили, что некоторые экзаменационные задания совпали с тем, что они нашли в сети. По просьбе школьников их имена изменены в тексте.

Дмитрий из Комсомольска-на-Амуре подтвердил Радио Свобода, что типы заданий на экзамене были схожи с теми, что оказались в «слитом» варианте, и отличались только цифрами, тогда как в официальных подготовительных вариантах некоторых задач не было вообще:

– Некоторые задания, которые были на экзамене, я раньше во время подготовки встречал всего пару раз. А некоторые вообще впервые увидел только на экзамене.

Не могу сказать, что я прорешал все варианты, доступные для подготовки в банке заданий ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений, отвечает за подготовку заданий ЕГЭ. –​ РС), но я прорешал точно не меньше 50 вариантов.

И тем не менее, на экзамене мне попались задания, которые я раньше не встречал. Получается, что человек, который полгода готовился к экзамену, оказался меньше готов, чем тот, кто посмотрел варианты за день до экзамена.

Сергею из Владивостока на экзамене встретились пять заданий из слива, причем, по его словам, совпадение было колоссальным. Каждый номер задания соответствует определенной теме, к которой может относиться множество задач разных типов.

Какой из них войдет в экзаменационный вариант – неизвестно, и это может оказаться редкая задача, которая почти не встречается в тренировочных базах. По словам Сергея, в этом году такая ситуация произошла с 17-й задачей, которая соответствует теме «Вклады и кредиты».

На экзамене по этой теме попалась задача про дифференцированный платеж, но с некоторой дополнительной особенностью, которую не учли подавляющее большинство выпускников. А те, кто смог посмотреть задания заранее, были готовы к такому повороту.

Читайте также:  От травли - к пластическому хирургу - студенческий портал

С этим столкнулись многие школьники в разных регионах: Мария из Ижевска рассказала Радио Свобода, что такие же экзаменационные задания не встречались ей ни в одном тестовом варианте, по которым готовятся школьники. А со слитыми заданиями у нее совпали условия задач.

Аналогичная ситуация произошла и на ЕГЭ по химии. Юлия из Омска рассказала Радио Свобода, что после экзамена она узнала от другого школьника о сливе заданий и ответов к экзамену в телеграм-канале.

Когда она зашла туда, то действительно нашла ответы на математику, химию и историю. По химии у Юлии полностью совпала вторая часть: и задания, и решения. По ее словам, «слив» был опубликован за сутки до экзамена.

Карина из Санкт-Петербурга также узнала про «слив» уже после экзамена: ей отправили ссылку на пост в группе «Поступашки» ВКонтакте, где за день до экзамена опубликовали варианты и ответы шести последних заданий по химии. У Карины с ними совпали практически все экзаменационные задачи.

В частности, на экзамене было задание на электролиз – впервые за всю историю ЕГЭ. Карина не встречала это задание ни в одном тестовом варианте ФИПИ, а в «слитых» вариантах эта задача удивительным образом была предугадана. «Слитые» задания также полностью совпали в экзаменационных вариантах в Салехарде.

– В основном, химия – это предмет для поступления в медицинские вузы, – говорит Карина. – И там огромный конкурс на бюджет, поступает много людей с максимальными баллами за экзамен. Утечка позволила некоторым людям заранее подготовиться. А при поступлении в медицинский разница в несколько баллов решает многое.

Задания в группе «Поступашки» были опубликованы учеником томского лицея №8 Владиславом Талыневым, который тоже в этом году сдавал ЕГЭ по химии.

На вопросы других участников беседы о том, где он взял эти документы, Владислав ответил в таких выражениях, цитирование которых запрещает Роскомнадзор.

Позже Владислав оставил в х номер своей банковской карты с предложением поблагодарить его.

Тем временем, Рособрнадзор отрицает утечку заданий перед экзаменом и планирует подать в суд на Гущина. По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, информация, озвученная учителем, могла быть провокацией.

– Рособрнадзор говорит, что «слива» не было, – объясняет Гущин, – потому что «слив» – это когда полностью опубликован экзаменационный вариант или когда задания совпадают с точностью до буквы. Они говорят, что все эти задания типовые и были опубликованы заранее в открытом банке. Это некоторое лукавство. Я не готов спорить о значении слова «слив».

Я говорю о том, что накануне экзамена школьникам дали список из 30 заданий, значительная часть которых совпала с тем, что они встретили на экзамене. Часть заданий дословно, некоторые с незначительными, непринципиальными отличиями. Этих заданий не было в открытом банке.

И конечно, школьник, который успел их решить заранее, обладал значительным преимуществом перед тем школьником, который увидел эти задания на экзамене впервые.

Гущин также предполагает, что все нити ведут в ФИПИ, так как формулировки опубликованных заданий стилистически и пунктуационно отличаются от тех, которые были в экзаменационных вариантах.

– Судя по тому, что формулировки некоторых опубликованных заданий совпали с экзаменационными дословно, а некоторые, совпадая по сути, незначительно отличались, можно сделать вывод, что в сеть попали варианты, который еще не прошли финальную правку.

Это значит, что они утекли до момента тиражирования в Федеральном центре тестирования. Поэтому надо думать о том, как они хранятся в Федеральном институте педагогических измерений, как у них обеспечивается безопасность данных, в том числе компьютерная.

Я думаю, что нити ведут туда.

После того как информация об утечках была предана огласке, в сети появилась петиция с предложением провести расследование этой ситуации и назначить резервный день для сдачи.

В х к постам про сливы даже появлялось предложение потребовать отмены результатов экзамена и назначить повторный экзамен.

Дмитрий Гущин считает, что утечки заданий меняют отношение школьников к учебе в худшую сторону, снижая их мотивацию учиться.

Утечки дают им совершенно неверный ориентир. Они понимают, что не надо вкладываться в учебу

– Главная проблема даже не в том, что определенное количество школьников списало экзамен. Это безусловно плохо, когда недобросовестный ученик поступает в вуз, а тот, кто долгие годы к этому готовился, но получил на несколько баллов меньше, не поступает.

Это большая личная трагедия и для детей, и для их родителей, и для учителей. Но еще большей проблемой является общий настрой учеников, которые сейчас еще учатся в школе. Утечки дают им совершенно неверный ориентир.

Они понимают, что не надо вкладываться в учебу, потому что в конце победит не тот, кто много работал, а тот, кому удалось накануне экзамена найти задания и решить их с репетитором.

Источник: https://www.svoboda.org/a/29283422.html

"Утечки есть и будут". Секреты организации бизнеса на ЕГЭ

2013-05-30T11:12+0400

2020-03-01T10:28+0300

https://ria.ru/20130530/940293967.html

«Утечки есть и будут». Секреты организации бизнеса на ЕГЭ

https://cdn22.img.ria.ru/images/94018/80/940188079_0:86:2868:1710_1036x0_80_0_0_16a70bf3917f5cd8dbd3d76b8e06a461.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Дмитрий Виноградов

https://cdn21.img.ria.ru/images/90252/49/902524986_184:0:1045:860_100x100_80_0_0_e4efb09c11704f249fa6675446f804dd.jpg

МОСКВА, 30 МАЯ, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.

Торговцы ответами на задания ЕГЭ утверждают, что получают их от разработчиков и организаторов экзамена. Для покупателей это шанс поступить в один из престижных вузов.

Чиновники грозят нарушителям наказаниями, но этот сезонный бизнес упорно напоминает о себе из года в год.

Накануне экзамена по информатике, истории и биологии, который проходит 30 мая, в сети появились КИМы (контрольно-измерительные материалы) по этим предметам.

Алло, мы ищем таланты!

Единому государственному экзамену в этом году исполняется 10 лет, и каждый год его проведение не обходится без скандалов. Например, 27 мая, когда вся страна сдавала русский язык, школьники с Дальнего Востока выложили в интернет фотографии экзаменационных листов – КИМов. Таким образом, они оказались доступны школьникам из Центральной России еще до начала экзаменов.

Выкладывание КИМов превратилось уже в настоящий бизнес: в интернете работают специально созданные сайты, предлагающие КИМы и правильные ответы на вопросы ЕГЭ за сутки-двое до экзамена.

Создатель одного из сайтов, предлагающих скачивать «настоящие» КИМы с ответами согласился на условиях анонимности рассказать РИА Новости, как устроен его бизнес. О себе он говорит лишь, что живет в Краснодарском крае, только что закончил 11 класс и как раз сам сдает ЕГЭ. В интернете он работает под ником «Предмет КДРович» (от слова КДР – Краевая диагностическая работа, то есть олимпиада для школьников краевого уровня). Свои первые шаги в этом бизнесе он делал, торгуя ответами на задания олимпиад.

Скачивание на его сайте бесплатное: «Предмет КДРович» неплохо зарабатывает на рекламе. Ближайшие бизнес-планы «предпринимателя» – раскрутить сайт, улучшить функционал и после этого сделать доступ к ответам платным.

В том, что его «услуги» будут востребованными, «Предмет КДРович» не сомневается. Сейчас на его сайт ежедневно заходит около 100 тысяч человек. Кроме того, «Предмет КДРович» рассказывает, что создал свое группу в одной из социальных сетей. В ней уже 107 тысяч человек. Для сравнения: экзамен ЕГЭ по русскому языку писало около 760 тысяч человек.

Накануне первого экзамена, в 0:44, администратор группы пишет: «Народ, вы чего? давайте быстренько спать!» и получает 2066 комментариев.

  • Вузы России: навигатор абитуриента — 2013 >>
  • Навигатор абитуриента: учреждения среднего профобразования >>
  • Как вопросы и ответы попадают в интернет

Сайт «торговца» уже сейчас предлагает подписчикам вопросы по математике. Где берет вопросы и ответы сам «Предмет КДРович»?

«Присылают», – скромно поясняет он. На сайте «Предмет КДРович» происхождение заданий объясняет намеками: «Создают задания и задачи разные люди, которые являются командой разработчиков и создателей заданий, как для ГИА (Государственная итоговая аттестация, аналог ЕГЭ для выпускников 9-го класса, – РИА Новости), так и для ЕГЭ. Сама группа небольшая и численность разработчиков ограниченно, но есть различные помощники и обслуживающий персонал, который в несколько раз превышает численность разработчиков. Каждый из этих людей… имеют постоянный доступ к заданиям и ответам».

«С русским у меня плохо, я типичный технарь», – извиняется «Предмет КДРович» за большое количество ошибок на сайте.

Задания и ответы на экзамен по русскому языку на этом сайте были выложены уже 26 мая в 15-00 по московскому времени – то есть за день до начала экзамена.

«Вы все еще думаете, что от момента создания данных заданий и ответов к ним, до получения их учениками, никто не смог увидеть их и, к примеру, скопировать?» – задает риторический вопрос читателям своего сайта «Предмет КДРович».

И тут же рекламирует свой сайт: «Впрочем, очень сложно найти по-настоящему надежного человека, который владеет такой информацией.

Чаще всего люди обманывают покупателей и отдают им не актуальные задания и ответы, которые не имеют веса… Поэтому будьте бдительными, доверять следует крупным группам и сайтам».

«Главная причина всех утечек: продажность и плохая информационная безопасность, – говорит организатор схемы. – Утечка есть и будет».

Как объясняют утечки официальные лица

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов на Общественном совете выдвинул свою версию того, как КИМы попадают в интернет еще до экзаменов. По его мнению, информация поступает из удаленных сел, куда материалы для экзаменов доставляют заранее – на компакт-дисках и на бумаге. Недобросовестные учителя копируют их.

Одна из участниц разработки КИМов по английскому языку в интервью РИА Новости категорически опровергла причастность разработчиков к утечке. «Эта группа очень узкая, там люди со степенями и статусами. Рисковать своим положением неизвестно ради чего мы не будем», – заверила она.

По ее предположению, утечки могут происходить, например, в типографиях, где печатают КИМы – «между моментом, когда КИМы разработаны и моментом, когда они в бумажном варианте поступают в школы, проходит достаточно много времени». Кроме того, ей известны случаи, когда пакеты с КИМами вскрывались в школах по инициативе учителей и руководителей школ – «а потом по чердакам и подвалам сидят хорошие учителя и прорешивают эти задания». Делается это, по ее мнению, потому, что рейтинг и самих школ, и даже руководителей регионов зависит от среднего балла по ЕГЭ.

Обмануть обманщика

Выпускник одной из московских школ Василий рассказал РИА Новости, что в его классе покупка КИМов с якобы правильными ответами носила массовый характер. «В интернете есть масса сайтов, форумов и групп соцсетей, где свободно продаются и КИМы, и ответы», – говорит Василий. Естественно, школьники имеют ко всему этому свободный доступ.

Впрочем, те, кто идет на обман организаторов, и сами часто становятся жертвой обмана – мошенники продают им за большие деньги ненастоящие КИМы и неверные ответы, а хакеры под видом экзаменационных листов предлагают скачивать на свои компьютеры вирусы.

Чтобы не потратить свои деньги зря, да еще и не остаться в день ЕГЭ без верных ответов, школьники ищут надежные источники, имеющие выходы на кого-то причастных к организации экзаменов. Как утверждает Василий, его одноклассники такой выход нашли. «Надежный» комплект КИМов с ответами стоит 40-80 тысяч рублей. Для одной семьи это слишком дорого, поэтому на их покупку скидываются целыми потоками. Так поступили и одноклассники Василия – по его словам, в «проекте» участвовало около 40 выпускников. «Согласитесь, это гораздо дешевле, чем сдавать честно, недобрать балл и потом учиться в вузе на платной основе», – объясняет выпускник.

Единый экзамен для мошенников

День ЕГЭ – это проверка не только знаний выпускников, но и достоверности тестов и точности ответов, попавших в сеть.

Как рассказывает торговец «Предмет КДРович», часть «В» (та, в которой нужно дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел) в этих билетах полностью совпала с той, которая была затем на экзамене. Ответы тоже оказались правильными.

А вот в части «А» (тестовые задания, в которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырех предложенных) оказались разночтения – по интернету гуляло несколько вариантов вопросов, в итоге на экзаменах вопросы были скомбинированы из разных вариантов.

Уже сейчас в х сообщества можно найти ссылки на вопросы будущего ЕГЭ по математике. «Пока мы не можем говорить об их достоверности», – предупреждают своих клиентов организаторы сайта. По словам «Предмета КДРовича», об утечке уже известно в министерстве, и он слышал, что задания сейчас срочно меняют.

Сам Рособрнадзор неоднократно заявлял, что размещенные в интернете предложения о продаже ответов на задания ЕГЭ являются мошенническими. Любые обвинения в адрес разработчиков об их причастности к «утечкам» в ведомстве отрицают.

Впрочем, опыт показывает, что найти «зерна» в наводняющих накануне экзаменов интернет «плевелах» все-таки можно. Если с правильными ответами в интернете могут возникнуть проблемы, то КИМы найти проще. «Садишься с родителями или репетиторами, и решаешь их заранее. На экзамене получаешь сто баллов», – говорит Василий.

Как избежать стресса во время ЕГЭ >>

Как использовать полученные ответы

Однако полученные правильные ответы, которые обычно сводят в таблицы, еще нужно использовать. Ученики их распечатывают, копируют в сотовый телефон, либо выкладывают куда-то в интернет, чтобы во время экзамена подсмотреть. Правда, телефонами на экзаменах пользоваться запрещено, а во время сдачи первого экзамена – ЕГЭ по русскому языку – уже были случаи, когда школьников выгоняли, обнаружив телефон.

11-классник Василий поделился с РИА Новости секретами мастерства современных школяров. «Некоторые пользуются старыми методами, бумагой – пришивают таблицы с ответами к внутренней стороне пиджака, приклеивают к подошве или прячут в носок. Самые продвинутые паяют электронную плату, которую вставляют в часы».

«Предмет КДРович» на своем сайте дает совет под названием «Шоколад – сила знаний»: нужно нарисовать на оборотной стороне шоколадки таблицу с правильными ответами.

Затем запечатать и открывать уже на экзамене, отламывая от нее по нужному кусочку: обычно сердобольные учителя не против того, чтобы проголодавшиеся ученики на экзаменах немного подкрепились. Улики можно уничтожить.

«Но все же кто-то из наблюдателей может попросить сдать шоколадку, а это лишит ученика всяческой шпаргалки», – предупреждают организаторы сайта.

«Накануне экзамена нас пугали мерами безопасности – мол, везде будут камеры, а сигнал сотовых будут глушить.

На деле все оказалось не так страшно – на входе стоял маленький металлоискатель, и если он пищал, то можно было сказать, что это монетки в кармане.

В нашем классе на 15 человек было два проверяющих, которые время от времени гуляли по аудитории и проверяли скорее на наличие сотового», – говорит Вася. Все, кто хотел списать, по его утверждению, это сделал.

Как и сколько на этом зарабатывают недобросовестные торговцы

«Предмет КДРович» не скрывает, что занимается этим «бизнесом» с целью заработка. На его сайте крутится реклама «фирм», готовых написать рефераты под заказ.

Угрызений совести юноша не испытывает. «Мы лишь одни из многочисленных площадок, где это опубликовали. Я лично против утечек, но это есть. Поэтому возьмут у меня или у других – разницы нет, так что пусть лучше у меня. Если ведро дырявое, то одной дыркой больше, одной меньше…».

По мнению администратора-торговца, властям надо бороться «не со следствием», а с причиной – технически можно отслеживать, откуда идет «слив». По его оценке, в Москве как раз это делается хорошо, а вот в регионах «беда» – не хватает специалистов.

  1. Доход одних из своих крупных конкурентов, крупного и популярного сайта, представляющего правильные ответы за деньги (скачивание ответов по ЕГЭ 2000 рублей за один экзамен, ГИА – 1000 рублей), «Предмет КДРович» оценивает в 10 миллионов рублей за сезон.
  2. Чем кормить подростка во время экзамена >>
  3. Как будут наказаны народные умельцы

В Рособрнадзоре настаивают: организаторы подобных схем и сайтов виновны в разглашении информации ограниченного доступа (статья 13.14 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), пункт 4.1 статьи 15 закона «Об образовании»). К этой информации и относятся КИМы (контрольно-измерительные материалы, то есть бланки вопросов).

Закон «Об образовании» говорит по этому поводу, что сведения, содержащиеся в КИМ, относятся к информации ограниченного доступа, и что лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, несут ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений. При этом в период проведения экзамена к ответственным лицам относятся и те, кто сдавал ЕГЭ.

КоАП говорит, что разглашение такой информации лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 4 до 5 тысяч рублей.

Эксперты замечают по этому поводу, что эта норма дает основания привлечь к ответственности именно тех, кто и сам имеет отношение к системе образования и к организации экзаменов. Людей, которые взялся организовывать различные «схемы» со стороны, привлечь к ответственности будет сложнее.

Также в Рособрнадзоре напоминают, что пункт 9 статьи 15 закона «Об образовании» запрещает участникам ЕГЭ и лицам, привлекаемым к его проведению, иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники, в том числе калькуляторы. Наказывают за это штрафом: для граждан – в размере от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, для юрлиц – от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.

Источник: https://ria.ru/20130530/940293967.html

Ссылка на основную публикацию