В россии слишком много выпускников вузов — студенческий портал

По данным Росстата, самый высокий уровень безработных в России в 2017 году наблюдался среди выпускников организаций среднего профессионального образования 2016 года по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Из них не имеют занятости 15,9%. А если рассматривать сельскую молодёжь отдельно, то доля безработных там среди тех же выпускников составила уже 18,8%.

И причина вовсе не в том, что рабочие кадры не нужны компаниям. По данным портала HeadHunter на конец 2018 года, за год спрос на рабочий персонал увеличился на 10%.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

www.globallookpress.com

И дело может быть даже не в отсутствии опыта работы или высокого уровня профессионализма. Работодателю нужны как специалисты высокой квалификации, так и простые рабочие. Например, согласно информации сайтов по поиску работы, сейчас во многих регионах очень востребованы грузчики, комплектовщики, разнорабочие, сборщики корпусной мебели и многие другие специальности.

Причина, как считают работодатели, в том, что молодёжь всё реже выбирает рабочие профессии, строя карьеру в других направлениях, меняя специальность, полученную в колледже.

Однако ещё одна сложность с подбором кадров на рабочие специальности состоит в том, что учащиеся средних специальных учебных заведений, как правило, не готовы к собеседованию с нанимателем, мало знают о том, как написать качественное резюме, когда и куда его направить.

Бывает и так: получая специальность, например, социального работника, ребята ищут вакансии в государственных органах социальной защиты, не зная, что люди с таким образованием могут быть нужны не только там, но и в благотворительных организациях, в службах занятости, обучающих детских и молодёжных центрах или в организациях, занимающихся психологической поддержкой.

Трудоустройство молодёжи со средним специальным образованием – это проблема, к решению которой, по мнению экспертов, нужно подходить с разных сторон. Недостаточно выпустить из стен учебного заведения профессионала (хотя и с этим тоже пока не всё в порядке).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учителя просят доплачивать за проведение егэ - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В рыночных условиях выпускники должны быть полностью готовы к самостоятельному поиску работы, понимать, где и как трудоустроиться в регионе или даже в другой части страны, знать, как правильно провести беседу с работодателем. Это важно даже для временного трудоустройства в целях подработки.

Кстати, вполне возможно, что, попав в компанию в качестве курьера, выпускник среднего специального учебного заведения вырастет там до более высоких должностей.

Конечно, в колледжах теперь есть занятия по составлению резюме, но очень важно ещё научить ребят общаться с разными типами работодателей – с руководителем, с нанимателем из агентства, с типичным кадровиком, грамотно описывать себя и как работника, и как личность. Очень важно хорошо ориентироваться на рынке труда и уметь искать и внимательно читать объявления о найме,

– пояснила Царьграду Оксана Баркалова, главный администратор интернет-платформы «Моя карьера» фонда «Фокус-Медиа», который реализовал уже несколько проектов по развитию навыков трудоустройства на президентские гранты.

Руководители и сотрудники кадровых отделов жалуются на то, что порой в резюме, которые они получают, не указана электронная почта, нет телефонного номера, чётко не описаны навыки. Например, молодой бухгалтер в своё резюме не включает описание уровня владения профессиональными программами, а автомеханик в качестве основного навыка указывает знание офисных компьютерных приложений.

Ребята, которые принимают участие в нашем проекте, сначала порой пишут совершенно стандартные резюме, берут заготовки из интернета, бывают даже вымышленные тексты с указанием несуществующего опыта работы в каком-нибудь ООО «Ромашка».

Для работодателя все такие документы на одно лицо, а уж подвох он определит сразу. Ничего удивительного, что многие ребята не доходят до этапа собеседования. Таким соискателям и надо помогать.

Мы считаем, что выпускники колледжей и техникумов должны гордиться своей профессией и уверенно чувствовать себя при поиске работы,

– считает Баркалова.

Ребята со средним специальным образованием, особенно юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья, по её словам, при поиске работы нередко сталкиваются и с обманом.

Они приходят по объявлению о найме, а лишь потом выясняется, что это фальшивые работодатели и зарплату за раздачу листовок или работу в колл-центре никто платить не собирается.

А иногда оказывается, что по таким объявлениям набирают наркокурьеров или ещё каких-нибудь бедолаг.

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

www.globallookpress.com

Трудоустройство или пособие?

Среди выпускников колледжей и техникумов есть и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты. По статистике, 90% выпускников детских домов идут учиться именно в средние специальные учебные заведения, правда, не все их оканчивают.

Ситуация с поиском работы у таких ребят совсем безрадостная. Предполагается, что, выпустившись из техникума или колледжа, они сразу устроятся на работу. Но они не торопятся это делать, так как сумма пособия, которое они получают первые полгода, если не могут устроиться, доходит до 180 тысяч рублей (в Москве) в месяц.

Что будет, когда пособие закончится, часто никто и не задумывается. Ребята совсем не представляют, как устроен реальный рынок труда, где можно работать, получив, например, профессию повара или флориста. В результате их попытки трудоустроиться могут оказаться безуспешными.

Практически все воспитанники детдомов сознательно отказываются от подработки, чтобы не потерять свой шанс на пособие. Потом человек оказывается без денег, без работы и без перспектив её найти,

– описала ситуацию Царьграду Анна Кочинева, директор фонда «Хранители детства», который помогает подросткам из уязвимых групп сделать осознанный выбор профессии и получить первый успешный опыт работы при поддержке наставника.

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

www.globallookpress.com

По данным исследования Московского государственного психолого-педагогического университета за 2015 год, только 10-15% выпускников детских домов находят стабильную работу.

Остальные живут на социальные пособия государства, скатываются вниз по социальной лестнице, попадают в различные группы риска: употребляют алкоголь и наркотики, нарушают закон или становятся жертвами преступлений, ведут асоциальный образ жизни, не могут содержать семью и, как следствие, отказываются от своих детей, продолжая цикл сиротства.

Один из эффективных путей, чтобы это предотвратить, – привлекать ребят к работе с подросткового возраста, стараться заинтересовать их.

Это делается в форме стажировок на площадках компаний, мотивационных встреч, мастер-классов и, конечно, обучения навыкам трудоустройства.

В итоге ребята могут получить рекомендацию от реальных работодателей, опыт работы в коллективе, а с этим багажом уже гораздо проще устроиться на работу, появляется желание это сделать, формируется видение себя в будущем,

– считает Кочинева.

В целом, ребятам, получающим среднее специальное образование, не хватает не просто понимания того, как и куда можно трудоустроиться, а нередко – и обычных, жизненных навыков.

Многие из них не имеют никаких навыков делового общения, работы в команде, легко поддаются негативному влиянию. Все эти качества хорошо заметны работодателю, порой для этого бывает достаточно нескольких минут собеседования.

Важно, чтобы взрослые, которые обучают и воспитывают ребят, понимали эту проблему и помогали им её преодолеть или привлекали для этого профессионалов.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/kazhdyj-shestoj-bezrabotnyj-pochemu-vypuskniki-kolledzhej-v-rossii-ne-trudoustraivajutsja_197057

Недостаточно высокое образование

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил в среду результаты опроса молодых специалистов, работодателей и в целом взрослого населения страны о качестве высшего образования.

Работодатели и выпускники сошлись во мнении, что качество образования находится на среднем уровне, а практических навыков вчерашним студентам не хватает.

Все респонденты отмечают рост популярности технических специальностей среди молодежи, а также поддерживают усилия Минобрнауки, направленные на лишение неэффективных вузов государственной аккредитации.

Вчера ВЦИОМ опубликовал итоги всероссийского опроса молодых специалистов, работодателей и всего взрослого населения страны (выборка 1,6 тыс. человек). Согласно результатам опроса, абсолютное большинство работодателей (91%) жалуются на недостаток практических навыков у выпускников российских вузов.

Такую оценку разделяют и 56% самих выпускников. С теоретической подготовкой дела обстоят несколько лучше: ее нехватку ощущает лишь четверть молодых специалистов, большинство же считает свои теоретические знания достаточными.

Работодатели готовы с этим поспорить: в низком уровне теоретических знаний уверен каждый второй представитель этой группы респондентов. Лишь 1% нанимателей готов оценить навыки молодых сотрудников «очень высоко».

Сами молодые специалисты более оптимистичны: 48% из них считают, что университетские годы дали им «довольно высокий» уровень образования. 55% работодателей и 56% населения страны оценивают качество подготовки выпускников российских вузов как среднее.

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

Член совета московского отделения «Опоры России» Станислав Супрунов признает определенное недовольство работодателей качеством образования и считает, что в этом виноваты сами вузы, «которые дают слишком широкий спектр знаний, но никакой специализации, которую выпускникам приходится получать уже на рабочем месте».

«Предприниматели ожидают, что выпускники вузов будут устраиваться на работу с практическими навыками, ведь чем профессиональнее будет сотрудник, тем меньше экономических рисков ждет предприятие,— говорит предприниматель, ректор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Джомарт Алиев.

— Вузы дают достаточно теоретических знаний, но я считаю, что стоит пересмотреть программы обучения и на последних курсах делать больший акцент на практику».

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

Исследователи ВЦИОМа заинтересовались взглядами россиян на будущее их детей и внуков, связанное с высшим образованием.

Все опрошенные положительно оценили тенденцию к росту числа специалистов по научно-техническим специальностям: 40% респондентов выразили желание, чтобы их дети получили техническое образование.

Тенденцию к росту популярности технических специальностей положительно оценивает большинство опрошенных россиян (65%), более половины молодых специалистов (58%) и подавляющая часть работодателей (82%). При этом 34% опрошенных считают, что само наличие высшего образования важнее, чем его профиль.

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

Большинство россиян (65%) поддерживает меры по лишению вузов госаккредитации за неэффективную работу.

Напомним, только в 2016 году 11 государственных и муниципальных и 81 частный вуз были признаны неэффективными по итогам ежегодного мониторинга Минобрнауки.

Среди работодателей эти меры поддерживают 80%, почти столько же (74%) — среди молодых специалистов. Только пятая часть россиян и каждый десятый из работодателей и выпускников не поддерживают лишение аккредитации по результатам мониторинга.

«Если человек не хочет учиться, он учиться и не будет, неважно, какой вуз, хороший или плохой. Главное, чтобы сам человек понимал, зачем он учится и что его будет ждать после выпуска,— считает Сергей Вострецов, председатель Объединение профсоюзов России.

— Дети своевременно не получают необходимой информации о ситуации на рынке труда, учатся вслепую и после выпуска вынуждены переквалифицироваться — в этом вся проблема.

Поэтому работодатели и получают специалистов с низким уровнем подготовки — только 35–40% выпускников работают по специальности».

Анна Буренкова, Анастасия Курносова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3037653

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Лутовина К. В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/archive/170/45594/ (дата обращения: 02.04.2020).



С каждым годом вопрос, почему выпускники вузов не работают по специальности, становится все более ощутимым, проблема разрослась настолько, что многие абитуриенты и студенты воспринимают вуз только как способ получить диплом.

Сейчас все реже и реже можно встретить молодых людей, которые ответят положительно на вопрос: «Работаете ли Вы по профессии?». На сегодняшний день спрос на вакансии в разы превышает предложение о трудоустройстве.

В итоге выпускники вынуждены переквалифицироваться на другие профессии и работать в другой сфере.

Большая часть работодателей убеждена, что выпускники не имеют необходимых знаний для реальной работы.

Многие руководители отзываются о вчерашних выпускниках крайне нелестным образом: «Они хотят зарабатывать много, а умеют мало.

Они считают, что диплом — гарантия трудоустройства, что они, выйдя из дверей университета, способны сразу начать профессионально работать. К сожалению, реальность доказывает обратное». [3]

По результатам проведенного опроса больше чем 40 % выпускников вузов признались, что работают не по специальности.

Около 65 % опрошенных отметили главную причину этой проблемы — невостребованность знаний, полученных в вузе. Ведь и по словам министра образования, не более 15 % российских вузов дают действительно качественную подготовку.

Также в пределах страны до сих пор нет качественного прогноза потребности в тех или иных специалистах.

Оказалось, что около 77 % опрошенных поменяли представление о своей профессии, в итоге у выпускников вузов возникает несоответствие ожиданий от профессии и реальности, и более чем половина поступивших уже жалеют о сделанном выборе.

По данным InterstateEducation в России около 55 % людей в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, когда в идеале их должно быть не больше 35 %.

Правительство считает, что России не нужно то количество специалистов, которое российские вузы выпускают сейчас, а мотивировать нужно молодых людей к получению среднего специального образования, в котором сейчас так нуждается рынок труда. [1]

Сравним результаты мировой статистики:

Страна Население свысшим образованием (%) Население со средним специальным образованием (%)
Великобритания 42 20
Канада 54 7
Корея 45 9
Россия 54 5
Исландия 37 26
Португалия 22 21
Испания 35 30
США 44 7
Финляндия 42 9
Германия 27 10
Швеция 39 13
Франция 32 16
Италия 17 33
Китай 10 47

В соответствии с таблицей Россия в первых рядах в плане высшего образования, но так ли это хорошо, как и звучит? Например, Китай, занимает одно из последних мест подобного рейтинга. В Китае только 10 процентов от всего миллиардного населения страны имеет высшее образование, и вузы там — на вес золота, как и сотрудники с «корочкой». Сложно сказать, что в России похожая ситуация.

Что касается среднего специального образования, то здесь лучшие показатели у стран Южной Америки и Китая и ряда европейских государств, по причине ограниченного доступа к высшему образованию. В России же всего лишь около 5 % от населения страны на 2014 год имело среднее специальное образование, когда по мнению правительства эта цифра должна быть в 13 раз больше. [1]

Читайте также:  Трусы с карманом: необычные подходы к шпаргалкам - студенческий портал

Вот тут и возникает проблема- легкодоступность высшего образования. Если в России больше всего специалистов на душу населения в мире, то у нас должна быть лучше всего развита научная деятельность, что явно не соответствует действительности.

Бытует мнение, что многие подростки выбирают свою будущую специальность под давлением своих родителей, но, по нашим данным, всего лишь 6 % опрошенных признались, что выбрали профессию по желанию родителей, 78 % говорят, что сделали выбор самостоятельно, остальные 16 % имели иные причины. Лишь 6 % последовали совету своих родителей, с первого взгляда статистика радует: молодые люди учатся принимать самостоятельные решения, но если задуматься, так ли это хорошо, как кажется? Ведь им едва исполнилось 17–18 лет, как в этом возрасте можно понять, кем ты будешь всю оставшуюся жизнь? Проблема в том, что у абитуриентов нет достоверной информации о том, чем им придётся заниматься по выбранной профессии, и в этой ситуации родители могут лучше знать многие подробности, о которых не упоминают авторы различной профориентационной рекламы.

По результатам опроса более чем 40 % абитуриентов планируют подать документы на юридические, экономические и управленческие специальности.

Если заглянуть в статистику 2009-го года, то 31,2 % выпускников составляли экономисты и управленцы, и по данным Минобрнауки, число юристов и экономистов, которых и так слишком много, только растет.

[2] А ведь сегодня производственные и строительные предприятия испытывают дефицит инженеров, технологов, но почему тогда учебные учреждения в основном выпускают юристов и экономистов? Главных причин несколько: к технарям более жёсткие требования, многие просто-напросто боятся поступать на технические специальности из-за незнания физики и/или математики и это дорогостоящая подготовка. Например, чтобы подготовить экономиста, нужно на каждого студента выделить 10 кв. м вузовских площадей, а инженеру требуется 16 кв. м и ещё специальное оборудование для практических занятий.

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

Абитуриентов попросили описать выбранную специальность в свободной форме. Выяснилось, что в большинстве случаев школьники и абитуриенты не до конца понимают, чем они будут заниматься, когда получат диплом.

Наглядный пример: один из опрошенных планирует поступить на архитектора, описывает свою будущую профессию он следующим образом: «Я хочу поступить на архитектора. Я думаю, что на выходе из института буду заниматься дизайном интерьеров и выполнять интересные заказы клиентов. Для меня работа архитектора — это непрерывный творческий процесс».

Ответ на тот же вопрос уже выпускника вуза: «Поступала в институт с желанием на выходе заниматься дизайном интерьеров. Мне казалось, что работа архитектора есть постоянный поиск решений, попытка совместить идею эскиза с реалиями фактической жизни.

После стало понятно, что выпускники архитектурных вузов (в России) в основном трудятся над изготовлением рабочих чертежей для безвкусного индивидуального или типового жилья. Единственный вариант учиться дальше и долго зарабатывать себе репутацию, чтобы твоё существование было замечено».

В результате получается, что амбициозные и талантливые молодые люди при выходе на работу просто-напросто врезаются в стену современных реалий, чего они совсем не ожидали. В итоге кто-то мирится со сложившейся ситуацией, кто-то уходит в смежную отрасль, где сможет проявить свой талант и лишь единицы выбиваются в творческие лидеры.

В качестве причин выбора той или иной специальности большинство абитуриентов отметили пункты «привлекает образ жизни при данной профессии», «высокий заработок» и все-таки 10 % признались, что планируют просто получить диплом. Интересно, что к профессиям, способным дать высокий заработок, отнесли в основном экономистов, юристов, менеджеров и специальности, связанные с ИТ, а самоутвердиться решили в основном кандидаты в творческие профессии.

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

А что касается причин выбора вуза, 59,5 % ориентируются на качество образования, опрашиваемые отметили, что главный показатель качества образования для них — востребованность полученных знаний. Также поступающие обращают внимание на наличие бюджетных мест и престижность вуза.

Этот ответ показывает глубочайшее непонимание основных задач высшего образования как со стороны абитуриентов, так и со стороны общественного мнения в целом.

Основная задача университетского образования и в традиционном, и в современном понимании — базовая, или фундаментальная, подготовка с тем, чтобы специалист при необходимости смог быстро разобраться в конкретной ситуации из некоей профессиональной области, а вовсе не прикладная сиюминутная востребованность полученных знаний.

В ходе исследования было выявлено несколько причин, почему выпускники вузов не работают по специальности:

  1. Незнание рынка труда. У школьников, абитуриентов, да и у студентов тоже отсутствует понимание нынешней ситуации на трудовом рынке, та информация, которой они владеют, в основном взята из недостоверных источников и принята на веру.
  2. Непонимание цели получения своей профессии. Многие молодые люди выбирают специальность не особо задумываясь, в порыве подростковой амбициозности или легкомысленности, просто за компанию, чтобы не расставаться с друзьями, или в угоду родителям, или наперекор родителям, а позже настигает горькое осознание того, что специальность не по душе.
  3. Несоответствие ожиданий от профессии иреальности. Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе, чем они будут заниматься, если выберут ту или иную специальность, какие обязанности у них появятся, примерная зарплата и т. д., т.п. Причина этого кроется в отсутствие в школьной программе предметов по ознакомлению учащихся с реальными специальностями.
  4. Несформированность личных целей. Многие сегодня действительно не представляют, кем хотят стать и чего достичь в профессии. В молодом поколении отсутствует некий навык планирования собственной жизни. В результате происходит так, что в 21–23 года вчерашний студент оказывается на рынке труда без реальных представлений, что ему делать дальше.
  5. Неприменимость полученных знаний кновым требованиям. Технологии постоянно меняются. Вузы очень неповоротливы в плане обновления устаревших программ обучения. Молодые люди получают образование, которое уже на момент их появления на рынке труда не пользуется спросом. Большинство молодых людей испытывает так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.
  6. Низкооплачиваемость работы. Работа нравится, но она настолько низкооплачиваема, что трудовая мотивация к ней тает с каждым днём. И оставлять такую работу не хочется, но на первый план выходят всё-таки материальные стимулы, связанные с необходимостью содержания себя и семьи.

Литература:

  1. Сколько людей с высшим образованием в мире?// Interstate Education. URL: https://interstate-education.com/2016/10/30/skolko-lyudej-s-vysshim-obrazovaniem-v-mire/ (дата обращения 05.05.2017).

Источник: https://moluch.ru/archive/170/45594/

Вузы слишком много обещают выпускникам

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

Молодые специалисты востребованы, несмотря на отсутствие опыта работы /М. Стулов

Треть из 1152 студентов и выпускников вузов, опрошенных порталом Career.ru, сообщили, что вузы обещали им помощь в трудоустройстве, а четверть сказали, что вуз даже пообещал гарантированное трудоустройство.

Университеты рекламируют многими способами: по словам 57% респондентов, их заманивали престижем учебного заведения, давая понять, что диплом этого вуза обеспечивает преимущества перед другими кандидатами при трудоустройстве.

Почти столько же (56%) отметили, что вузы привлекали их хорошей программой практической подготовки. Еще 44% участников опроса выбрали свой вуз, потому что им обещали беспроблемное трудоустройство по специальности. После поступления в вуз картина изменилась.

73% студентов старших курсов ответили, что не имеют работы, 15% заняты полный рабочий день. Остальные трудятся по гибкому графику или числятся фрилансерами. Лишь 4% ответили, что найти работу им помог вуз.

Молодые специалисты востребованы, несмотря на отсутствие опыта работы: они не испорчены чужой корпоративной культурой, полны сил и энтузиазма.

Большинство крупных компаний охотно принимают на работу вчерашних выпускников и, более того, готовы инвестировать в их развитие и обучение, говорит руководитель программы по привлечению талантов кадрового холдинга «Анкор» Анна Берг.

Только в Москве активно работают с вузами около 200 компаний, привлекая студентов на стажировки и практики, а выпускников – на постоянную работу, добавляет она. Сейчас для молодых специалистов (без опыта работы) на HeadHunter.ru по России опубликовано порядка 45 000 вакансий (11% всех вакансий), уточняет руководитель сайта Career.ru Ирина Святицкая.

51% опрошенных студентов и выпускников сообщили, что вузы не выполнили ни одного из обещаний

По мнению гендиректора компании Sapiens Consulting Святослава Бирюлина, диплом вуза редко гарантирует успешное трудоустройство.

Например, молодых программистов работодатели действительно отбирают в определенных технических вузах, причем уже с третьего курса, так как знают, что если студент проучился три года и не был отчислен, то он чего-то стоит.

Также рейтинг университета может сыграть роль, если абитуриент выбирает узкую специализацию (технолог, инженер конкретного профиля).

Вуз не может и не должен гарантировать трудоустройства, убеждена Берг. По ее мнению, задача университета – обеспечить продуктивное общение студентов с потенциальными работодателями.

Статистика трудоустройства с помощью вузов не показательна: даже если 50% студентов найдут работу с поддержкой университета, они могут разочароваться и сменить работу, а то и специальность, рассуждает Бирюлин.

А если человек 20 лет работает по специальности и сделал карьеру – это результат, считает эксперт.

65%-ный прирост рабочих мест в США за последние 10 лет произошел за счет новых профессий, возражает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов. Считать, что вуз обязан обучать человека конкретной специальности, – пережиток советской системы, полагает он.

Вуз должен заложить в студентов базовые знания, а по какой специальности они будут работать, не важно. Главное, чтобы выпускники были предприимчивыми, активными и умели адаптироваться, подчеркивает Мясоедов. В любом случае молодые специалисты должны уметь представлять себя работодателю и проходить собеседования, говорит Бирюлин.

Но студенты многих вузов не подготовлены к встрече с работодателями, замечает Берг.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/07/28/650868-vuzi-slishkom-mnogo-obeschayut-vipusknikam

Типичный студент

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, каждый второй взрослый россиянин окончил вуз.

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

Сергей Антонов

трижды студент

В Росстате говорят, что сейчас высшее образование в стране получают 4,2 млн человек, из них 2,5 млн — очно. Расскажем, как выглядит среднестатистический студент.

В 2015 году автор книги «Тысяча имен» Евгений Мищенко проанализировал 25 тысяч вступительных заявлений в два крупнейших вуза России — МГУ и СПбГУ, чтобы узнать, какие имена встречаются чаще всего. Оказалось, что самое распространенное имя у абитуриенток — Анастасия, а у абитуриентов — Александр.

Если предположить, что отцу типичной студентки сейчас около сорока, то, скорее всего, его тоже зовут Александром. Получается, что полное имя типичной российской студентки — Анастасия Александровна.

В 2018 году в России насчитывалось 742 вуза. Если считать филиалы отдельно — 1911. Большинство учебных заведений государственные, частных вузов всего около двухсот, учится в них 10% от общего числа студентов.

Море полезных статей о финансахВ вашей почте дважды в неделю. Рассказываем только о том, что касается вас и ваших денег

Анастасия учится на экономе — это самый крупный факультет в МГУ. Вообще, студентов-экономистов в стране больше всего: 12,4%, если верить опросу Высшей школы экономики. На втором месте — юристы: 7,9%. Третье делят специалисты в сфере управления и инженеры: по 4,5%.

По данным ВШЭ, только 2,6% студентов состоят в официальных отношениях, еще 3,8% живут со своим партнером. Узами брака Настя себя связывать не спешит.

Не торопится Анастасия и устраивать свою карьеру: 96% опрошенных студентов не имеют постоянной работы. В то же время периодически подрабатывать они пытаются — во всяком случае на старших курсах.

В 2013 году ученые ВШЭ провели опрос 5 тысяч российских студентов: оказалось, что две трети старшекурсников пробовали совмещать работу и учебу.

Еще одно исследование Высшей школы экономики показало, что те, кто так делает, учатся не хуже одногруппников.

Питаться типичный студент предпочитает в кафе и столовых: если верить мониторингу ВШЭ, 49% опрошенных студентов в рабочие дни едят только в заведениях общепита, еще 20% обедают вне дома два-три раза в неделю.

Алкоголь Настя не пьет: по данным социологов ВШЭ, спиртное употребляют меньше половины опрошенных студентов. Еще типичный студент не курит — как и 90% тех, кто учится в вузах.

Министерство образования и науки с 2013 по 2016 год отслеживало трудоустройство выпускников. Ведомство собирало в вузах списки СНИЛСов дипломников, а потом через пенсионный фонд проверяло, платят ли эти люди отчисления — то есть устроились ли на работу. По такому методу непонятно, по специальности работает бывший студент или нет.

Все эти годы в среднем трудоустраивались три четверти выпускников. Для МГУ этот показатель равен 80%, еще 1% студентов становится ИП. Так что Анастасия, скорее всего, работу найдет.

Останется Настя жить в Москве или уедет в другой город, мы не знаем. Но, по статистике, не менее трети выпускников, получив диплом, задумываются о переезде.

В 2018 году Центр городской экономики КБ «Стрелка» выбрал лучшие города для первой работы выпускников вузов.

Исследователи оценивали уровень жизни, цены на жилье, транспорт, еду и развлечения, возможность найти работу, размеры зарплат и другие параметры. Лидером рейтинга стал Санкт-Петербург. На втором месте Москва, на третьем — Владивосток.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/students-stat/

Как привлечь и удержать способных выпускников ВУЗов

В России слишком много выпускников вузов - Студенческий портал

Что ждут современные выпускники от работодателей? Конкурентоспособных зарплат, доступа к разным технологическим «штучкам», стремительного карьерного роста и т.д. Все это, конечно, замечательно, вот только не каждая компания сможет или захочет предоставлять такие возможности «молодежи».

Как привлечь и удержать способных выпускников, только-только окончивших вуз, предлагая им меньше того, на что они рассчитывают?

Выбирайте нужных людей

Присматривайтесь к тем выпускникам, которых интересует не только размер зарплаты. Может быть, следует пересмотреть политику продвижения своей организации среди выпускников вузов. В идеале нанимать надо тех людей, которых вы знаете и, возможно, уже начали обучать во время их стажировки.

Обратите внимание на тех выпускников, которых вам рекомендовали лично. Укрепляйте и поддерживайте отношения с местными университетами и колледжами, чья репутация, стандарты и идеалы соответствуют представлениям вашей организации. Если вы хотите подать рекламные объявления, сначала следует выбрать подходящее средство массовой информации и четко сформулировать текст своих объявлений.

Заинтересуйте их

Подчеркните наличие нематериальных преимуществ, которые предлагает ваша организация. Если предметом вашей гордости является собственная программа обучения, расскажите о ней. Опишите возможности карьерного роста — не забудьте рассказать о тех выпускниках вузов, которые добились в вашей компании особого положения и высоких результатов.

Рекламируйте даже самые незначительные, казалось бы, «плюсы» — гибкий рабочий график, ультрасовременные технологии и даже свободные места на стоянке. Если у вас есть большая столовая для сотрудников, о ней тоже следует упомянуть. Выпускники — это в недавнем прошлом студенты, поэтому перспектива недорого перекусить для них очень заманчива.

Если выпускники оправдывают ваши ожидания, то вы захотите их удержать, поэтому очень важно увлечь их с самого начала. Грамотно проведенный вводный инструктаж — это верный способ дать им почувствовать себя частью компании с самого первого дня.

Дайте новичку в пару наставника — энтузиаста и преданного компании человека, который щедро готов поделиться своими знаниями и опытом. Представление новоиспеченных сотрудников старшему руководству продемонстрирует ваше намерение считать новых коллег достойным пополнением своей компании.

Учитесь у них Вместо того, чтобы рассматривать выпускников как потенциальную угрозу существующему порядку вещей, лучше поучитесь у них. Используйте их энергию и энтузиазм для достижения своих бизнес-целей.

Инвестируйте в молодых специалистов. Объясните им, что, возможно, не сразу, но со временем их старания обязательно будут вознаграждены. Дайте им ясно понять, что от них вы ждете отдачи и качественно выполненной работы, а со своей стороны будете в них инвестировать.

И, наконец, не забудьте, что иногда все эти правила не работают. Несмотря на все ваши усилия «новобранцы» могут все-таки решить, что для них важнее куча денег, карьерный взлет месяцев через шесть после вступления в должность и возможность раньше уходить с работы, чтобы вовремя добраться домой и не торчать в пробках.

Хитер Кольер, директор Национального совета по практическому опыту работы, рассказал немного об основных проблемах, возникающих при работе с выпускниками.

По его мнению, феномен нового поколения все чаще упоминается в связи со способностью нынешних молодых специалистов выполнять работу.

Существует характерный ряд качеств, выделяющих тех, кто родился после 1980 года, чего нельзя сказать об их предшественниках.

Они выросли в многокультурном, глобализированном мире, где стремительный рост интернета и технологий помог сформировать их образ мыслей, стремления и ожидания.

Оборотной стороной медали для многих работодателей является то, что ожидания этого поколения в вопросах работы часто нереалистичны.

Последнее исследование, проведенное ассоциацией Association of Graduate Recruiters, показало, что работодатели считают их «эгоцентричными», «жадными» и «ненадежными».

Читайте также:  Молодые ученые смогут получить свой первый грант - студенческий портал

Они жаждут высоких зарплат, гибкого рабочего графика и дополнительных льгот. А ждать они совсем не готовы.

  • Работодателям необходимо понять, что мотивирует сегодняшних выпускников вузов, и разработать соответствующие HR-стратегии для привлечения, управления и сохранения молодых специалистов.
  • Вот какие советы дает Хитер Колер:
  • — Подумать о создании различных дополнительных льгот и разработать HR-стратегии, которые обеспечат гибкий рабочий график и дадут возможность проходить обучение, заниматься семьей или даже делать перерыв в профессиональной деятельности;
  • — Предложить возможность сменить сферу деятельности или поруководить короткими проектами с тем, чтобы молодой сотрудник смог определить, что у него получается лучше всего;
  • — Убедить новичков в том, что их руководители всегда доступны, готовы идти навстречу и поддержать и что они заинтересованы в их дальнейшем карьерном росте.
  • Итак, для того чтобы найти идеальных работников среди выпускников вузов, вам необходимо:
  1. Развивать взаимоотношения с вузами и колледжами;

  2. Управлять своими собственными ожиданиями («Чего я жду от выпускника вуза?»);

  3. Обратить внимание на тех кандидатов, которых вам отрекомендовали;

  4. Сделать акцент на нематериальных льготах, которые предлагают в вашей организации;

  5. Провести грамотный инструктаж.

По материалам Personneltoday.

Источник: Astera

Источник: https://hr-portal.ru/article/kak-privlech-i-uderzhat-sposobnyh-vypusknikov-vuzov

Сергей Иванов взялся за образование: вузов слишком много и они готовят не те кадры

ВСЕ ФОТО

Вице-премьер Сергей Иванов считает, что количество вузов в России необходимо сократить и озаботиться качеством образования, так как высшие учебные заведения готовят слишком много управленцев. Об этом Иванов заявил во вторник на заседании коллегии Минобрнауки.

По мнению вице-премьера, нужно вводить более объективные требования к лицензированию и аккредитации вузов и вдумчивее подходить к наделению тем или иным статусом, передает ИТАР-ТАСС.

Как отметил Иванов, из 6 млн российских студентов более 1 млн 820 тыс. — будущие экономисты и управленцы, гуманитариев — еще миллион. В то же время по таким важным специальностям, как приборостроение и оптотехника, обучается чуть больше 50 тыс. человек, будущих специалистов-химиков — 71 тыс., физико-математические науки изучает 87 тыс. человек, радиотехнику — 116 тысяч.

У выпускников вузов скоро возникнут проблемы с трудоустройством, предупреждает Минобразования

При этом, по словам Иванова, нынешние требования к «синим воротничкам» почти такие же, как к инженерам, сообщает РИА «Новости». Речь идет, по сути, о необходимости высшего инженерного образования для квалифицированного рабочего, так как на некоторых станках, стоимость которых достигает миллионы долларов, могут работать только такие операторы, считает вице-премьер.

Как резюмировал Иванов, приведя такую статистику, профессионалов для той самой реальной экономики, о которой постоянно ведется речь, у нас готовится в разы меньше, чем для сферы управления и финансов.

Сейчас в России около 1,5 тысяч вузов и 2200 различных филиалов. В то время, как во всем СССР было лишь порядка 600 вузов, из них — 20-30 университетов. В РФ сейчас 383 университета и 221 академия.

Как отметил вице-премьер, главным критерием жизнеспособности того или иного вуза должна стать его эффективность. Министерству образования необходимо направить свои усилия на интеграцию науки и образования, заявил Иванов.

Также, как заявил Сергей Иванов, надо активнее перенимать мировой опыт, когда на базе университетов, других вузов создаются крупные научные центры, а также различные технополисы, территории науки и бизнес-инкубаторы.

Источник: https://www.newsru.com/russia/17mar2009/ivanov.html

В россии выпускников вузов хотят отправлять на малую родину для работы

С таким предложением выступили в Совете Федерации.

Чуть раньше Владимир Путин провел заседание президентского совета по русскому языку.

И одной из главных тем стало трудоустройство выпускников российских вузов. Оказывается, только 60 процентов из них находят работу по специальности, остальные вынуждены искать счастья в других профессиях.

В Министерстве труда придумали, как решить проблему инновационным способом.

Тарас Зареченец по студенческим меркам совершил невозможное — сразу после получения диплома устроился на работу, еще и по специальности. Сам житель Петербурга везунчиком себя не считает, говорит, просто терапевты в городе очень нужны.

«Врачей мало очень терапевтических — это большая нагрузка, относительно небольшая зарплата, учитывая их трудозатраты, поэтому изначально в терапевты мало идет кто», — отмечает врач-терапевт.

Выбор, хоть и небольшой, есть только в городах-миллионниках, в том числе за счет частных клиник.

В городах поменьше, а тем более в селах, при всем желании работать молодому врачу негде — либо нет служебного жилья, либо оборудования, либо маленькая зарплата, а зачастую всё сразу. Теперь за карьерной лестницей специалистов будут следить.

Минтруд разработал сервис для мониторинга трудоустройства выпускников вузов. А в будущем портал станет для них компасом при поиске вакансий.

На платформе общероссийской базы вакансий «Работа в России» будут реализованы дополнительные механизмы анализа социально-экономического развития регионов в части потребности определенных кадров на ближайшую перспективу и количества вакансий по конкретным специальностям.

Губернаторы такую инициативу поддерживают. Тем более что в советском прошлом система распределения после вузов эффективно снабжала кадрами все уголки СССР. Государство обеспечивало каждому бесплатное образование, а взамен нужно было отработать три года там, где нужно стране.

«Я беру свой опыт, когда молодым специалистом приехал в сельскую местность для того, чтобы посмотреть своих родителей, а там была высокая заработная плата, я тогда получал больше 1000 рублей в советское время, дали квартиру и спустя три года я остался, когда отработал, я остался там», — отмечает губернатор Брянской области Александр Богомаз.

Помимо молодых врачей и учителей этот список эксперты предлагают расширить по отраслевому признаку.

«Если вы готовите лесников, то, конечно, желательно, чтобы эти люди после вуза уезжали в леса, а не оставались в Москве. Или если он закончил губкинский нефтяной институт, желательно, чтобы он не в Москве оседал, а ехал в ХМАО или ЯНАО», — считает директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович.

В Совфеде предлагают действовать иначе — после окончания профильного вуза возвращать готового специалиста на малую родину.

«У него есть некие обязательства, которые он должен выполнить с одной стороны, с другой стороны, будущий работодатель, местные органы власти, они заинтересованы в том, чтобы их кандидатура, получив образование, к ним вернулась, поэтому они создают для него условия», — отмечает председатель комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский.

Экономическая реальность уже заставила многие компании предлагать узким специалистам не только хорошие зарплаты: например, квартиру для всей семьи, обязательно со школой поблизости.

В сельской местности — дом и машину, чтобы ездить, например, к пациентам. Лишь бы желающие нашлись.

Так что главы регионов, которые заботятся о своем рейтинге, будут конкурировать друг с другом, предлагая эксклюзивные условия.

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); window.Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_1518706247114796_475845', params: { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: '190003', puid12: '186107', puid21: 1, extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i

Источник: https://ren.tv/news/v-rossii/475845-v-rossii-vypusknikov-vuzov-khotiat-otpravliat-na-maluiu-rodinu-dlia-raboty

В мировой рейтинг трудоустройства выпускников вошли 13 российских вузов

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости.

Тринадцать российских вузов попали в топ-500 международного рейтинга университетов по трудоустройству выпускников по версии QS (Graduate Employability Rankings), лидером среди вузов РФ стал МГУ имени Ломоносова, сообщили организаторы рейтинга.

Компания QS Quacquarelli Symonds, занимающаяся аналитикой и консалтингом в области образования и карьеры, опубликовала свой рейтинг пятисот ведущих университетов мира по трудоустройству выпускников.

«В рейтинг этого года вошло 13 российских университетов, на два больше, чем в прошлом году… Московский государственный университет имени Ломоносова сохраняет свои позиции (101-110)», — говорится в сообщении, поступившем РИА Новости.

Кроме МГУ в топ-250 также вошел Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), попав в группу мест 181-190. МГИМО расположился в группе 191-200, Высшая школа экономики и МГТУ им. Н.Э. Баумана — в группе 201-250.

Московский физико-технический институт, НИЯУ МИФИ, НИТУ «МИСиС», Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и новички рейтинга — РУДН и Томский политехнический университет — попали в группу 301-500.

«МГИМО стоит на первом месте в индикаторе «Занятость выпускников», который измеряет количество выпускников, работающих полный или неполный рабочий день в течение 12 месяцев после окончания университета», — добавляется в сообщении.

Согласно данным рейтинга, Массачусетский Технологический Институт (Massachusetts Institute of Technology — MIT) сохраняет двойное лидерство: он занимает первую строчку как в мировом рейтинге университетов, так и в данном рейтинге, оттеснив на второе место Стэнфордский университет (Stanford University). На третьем месте — Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.

Кроме того, в десятку лучших вошли Сиднейский университет (4 место), Гарвардский университет (5 место), Университет Цинхуа (6 место), Мельбурнский университет (7 место) и Кембриджский университет (8 место). Университет Гонконга расположился на 9-м месте, 10 место эксперты отдали Оксфордскому университету.

Поясняется, что для отбора лучших университетов для успешной карьеры, QS использует пятиступенчатую методологию, которая охватывает репутацию каждого учебного заведения среди 44 тысяч работодателей по всему миру.

QS выяснил, в каких университетах обучались 29 тысяч особо успешных профессионалов, какие университеты сотрудничают с предприятиями, есть ли представительство работодателя на территории учебного заведения, а также учел привязанный к местности уровень занятости выпускников.

Источник: https://na.ria.ru/20190918/1558830292.html

Нам там не место

В лицеях и гимназиях нас подготовили почти ко всему: ЕГЭ, ДВИ (дополнительные вступительные испытания), перечневые олимпиады, олимпиады всероссийские и международные.

Непрерывная интеллектуальная деятельность, амбиции, знания, бессонные ночи.

Было тяжело, но мы видели перед собой ясную цель — ​поступление в избранный, престижный, непременно «топовый» вуз — ​и трудности на пути к этой цели были нам втайне приятны.

В лицеях и гимназиях нас не подготовили только к болезненному разочарованию, случившемуся с нами после выпуска. Задолго до первой сессии или по просьбам родителей дотерпев до конца первого курса, мы, олимпиадники, стобалльники и медалисты, забрали документы из тех самых избранных, престижных и непременно «топовых» вузов.

Это случилось и со мной, и с моими близкими друзьями. Мы выбрали разные университеты, но чувства разделяем общие. Мы просто не можем найти себе место в выбранном университете или не можем найти университет, в котором для нас было бы место.

«Когда я пришла в лицей, я была абсолютно «голой». Я не знала совсем ничего, только какие-то базовые вещи. В лицее я научилась думать по-другому. Я очень сильно изменилась, для меня открылся новый мир, в котором мне было очень хорошо. Я ожидала, что в вузе меня ждет такой же переворот сознания. Но этого не случилось». (Геля, многократный победитель олимпиад, ушла из НИУ ВШЭ)

Университетская действительность, по контрасту с действительностью лицейской, показалась нам серой. Мы вдруг осознали, что все самое лучшее уже произошло с нами в школе. Мы словно уже пережили пик нашего интеллектуального развития и теперь оказались в тупике.

На лекциях и семинарах мы больше не чувствовали своей принадлежности к процессу «добычи» знаний, одногруппники из коллег превратились в малознакомых соседей по парте, а любимые дисциплины перестали вызывать прежний восторг. Все казалось нам уже слышанным, пройденным и выглядело как жалкий отголосок яркой школьной деятельности.

Мы привыкли к активной работе на семинарах, где в дискуссии хотел участвовать каждый и в споре рождалась истина. Мы привыкли к преподавателям, которые «жили» своим предметом и «заражали» нас своей воодушевленностью. Мы привыкли к интенсивной учебе, где каждый день приходилось в той или иной форме доказывать свой прогресс.

Мы не привыкли учиться по шаблону, вписывать себя в рамки одного учебника и «зазубривать» информацию только для того, чтобы сдать экзамен. Мы не привыкли к «невовлеченности» студентов и педагогов в образовательный процесс.

«С первым вузом у меня не сложилось. Учеба была построена странно и распределена неравномерно. Многие предметы были совсем не нужны или повторяли друг друга. Преподаватель мог прийти на занятие и спросить, что он сейчас ведет. По большинству предметов мы читали только учебники.

Семинары чаще всего проходили в форме докладов — ​можно было получить нормальную оценку на зачете, не зная ничего, кроме текста своего доклада. Важные предметы проходили без экзаменов и давались неоправданно легко. Я не чувствовала никакого развития. Мне казалось, что я постоянно деградирую».

(Саша, призер Всероссийской олимпиады, ушла из МГИМО)

В лицеях и гимназиях нас научили нести ответственность за свой выбор. Осознав свою неудовлетворенность, мы начали усердно рефлексировать и искать причины разочарования.

«Возможно, причина не в том, что я выбрала неправильный факультет или неподходящее учебное заведение. Проблема в том, что университетские знания не меняют меня, а лишь накладываются на фундаментальные лицейские». (Геля, ушла из НИУ ВШЭ)

Но неужели именно такие чувства должно вызывать высшее образование? Если вузы в своем нынешнем состоянии не могут оправдать вложенные в поступление усилия и удовлетворить наши амбиции, то под сомнением оказывается и необходимость в высшем образовании вообще.

В лицеях и гимназиях мы поверили в модель классического (гумбольдтовского) университета. Он задумывался как элитарное место, в которое попадал очень небольшой процент населения.

На основе этой модели и были созданы нынешние ведущие российские школы. Порог вхождения в вуз сейчас, напротив, резко снизился.

Массовый университет не в силах удовлетворить потребности выпускников «гумбольдтовских» школ и дать нам то окружение, которое так нравилось нам в лицее.

«Я не удовлетворен своим вузом. Я скучаю по лицею, по вечной конкуренции ума и амбиций. Картина, которую я наблюдаю каждый день в своем университете, комична до боли. Сплошная карикатура.

Дело не только в качестве обучения, но и в общей атмосфере полной умственной разрухи. Лучшие школы страны подразумевали набор туда исключительно умных и настроенных ребят.

Общий интеллектуальный уровень вуза же сейчас так понизился, что никакого желания оставаться там нет». (Семен, окончил лицей № 1535)

Современная университетская среда с ее немотивированными преподавателями и студентами, устаревшими и «сухими» учебными программами вызывает у нас отторжение. Мы чувствуем себя лишними в этом образовательном звене.

И, быть может, это характеризует не нас, а ту среду, которая сделала нас такими? Может, мы — ​«лишние», потому что невыгодны и неудобны этой среде? «Лишний человек не знает, что ему надо, что ему хочется, но он твердо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так горда и довольна сытая посредственность». (В.Г. Белинский)

Мы не хотим выступать в роли обвинителей этой системы. Мы просто очень растеряны и хотим найти ответы на закономерные вопросы. Это наше желание зачастую вызывает непонимание у взрослых. Наши родители, люди другого поколения, воспринимают эту тенденцию как патологию и губительную эпидемию.

Мы, безусловно, отличаемся от вас. Наши ожидания и требования выше. Мы знаем, что можем получить лучшее, и поэтому не удовлетворяемся посредственным. При этом мы хуже вас справляемся с неожиданными неудачами и разочарованиями, мы не хотим ждать и терпеть. Мы верим, что в постоянном стремлении к лучшему и рождается удовлетворение, но забываем, что удовлетворение невозможно без смирения.

В лицеях и гимназиях нас научили искать выход из трудных ситуаций. Таким выходом стал для нас gap year* и самообразование.

Мы сделали остановку в учебной деятельности, поставили «пробел» в нашей биографии и теперь заполняем этот пропуск самостоятельно.

Этот год нужен нам, чтобы забыть, как хорошо было в школе, снова заскучать по учебе и свыкнуться с тем, что открывать новое теперь будут не нам, а мы сами себе.

А что потом? Многие из наших старших «лицейских друзей» уже пережили этот этап, и их опыт особенно важен для нас.

«У меня тоже был сильный диссонанс. Университет, он в каком-то смысле похож на вокзал. Вы все едете в каком-то направлении и ненадолго встретились. Главное в этом вокзальном беспорядке — ​не потерять себя». (Настя, призер Всероссийской олимпиады, МГУ)

Мы не знаем, что будет потом. Пока мы стоим на перроне, ждем свой поезд и стараемся не потерять себя и друг друга в этой вокзальной суете.

Анна Кулакова, 18 лет, ушла из МГУ

*Gap year — ​год, свободный от учебы и посвященный путешествиям, волонтерской работе и т.п

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/06/09/80831-nam-tam-ne-mesto

Ссылка на основную публикацию