В рамках обж необходимо изучать киберугрозы — студенческий портал

Истории о серьёзных утечках информации и компьютерных атаках давно перекочевали из голливудских фильмов в повседневные новостные выпуски. И хотя киберпреступления происходят в виртуальном пространстве, их жертвы теряют вполне реальные ценности: персональные данные, деньги и репутацию.

Успевают ли университетские программы за развитием угроз информационной безопасности, зачем рассказывать о компьютерах на ОБЖ и какие возможности для роста открываются у начинающего программиста, объяснил Вениамин Гинодман, руководитель Департамента образовательных инициатив «Лаборатории Касперского».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Вениамин Гинодман

руководитель Департамента образовательных инициатив «Лаборатории Касперского».

Чем занимается специалист по информационной безопасности?

В рамках ОБЖ необходимо изучать киберугрозы - Студенческий портал Кибербезопасность: дополнительные материалы к уроку

Он занимается защитой жизни, здоровья, имущества и чести любого человека. Потому что всё это может подвергнуться атаке и всему этому может быть нанесен значительный ущерб в момент, когда человек сидит перед компьютером или куда-либо вводит свои данные. Сегодняшняя элита преступного мира — не те люди, которые с криками врываются в банки, а те, кто сидит перед компьютером и совершенно спокойно крадёт миллионы. Специалист по информационной безопасности учит быть осторожным в киберпространстве, в которое мы погружаемся всё больше и больше. Ведь для современных молодых людей компьютер — это такая же бытовая техника, какой в моем детстве, например, был холодильник.

«Цифровая гигиена» как школьный предмет

Помимо уроков компьютерной грамотности ребятам нужно объяснять, как они могут защитить себя. 4 года назад я встречался с людьми, которые разрабатывали ФГОС, и советовал им включить большое количество часов по компьютерной безопасности в программу ОБЖ.

Мой внук сейчас учится в шестом классе, и, листая его учебник по ОБЖ, я вижу, как современных подростков учат правильно пользоваться электричеством и ориентироваться в лесу по расположению мха.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  в школах появится единое телевидение - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Получается, что большая часть программы этого важного и нужного предмета заимствована из программы начальной военной подготовки советских времен.

Школьники знают, как надевать общевойсковой защитный комплект и где прятаться от газа зоман, но не знают, что отправлять свои фотографии неизвестно кому нельзя.

Киберпространство — одна из главных опасностей в современном мире. Разумеется, детей нужно к этому готовить.

Что дети знают о вирусах, антивирусах и троянах?

Можно ли предупредить кибертерроризм

Киберпреступники идут впереди: они первыми выпускают свой новый «продукт», после чего специалисты его диагностируют, ловят и обезвреживают. Но тот или иной удар по цели он успевает нанести. Безусловно, это борьба щита и меча, и до светлого дня их паритета нам пока далеко.

Единственная возможность бороться с таким положением вещей — как и с реальным терроризмом — это международная кооперация. Создание «Интернет-Интерпола» — давняя мечта Евгения Касперского, и сейчас, наконец, она начала осуществляться.

Недавно по личному запросу Генерального секретаря Интерпола два наших ведущих эксперта отправились в Сингапур.

В штаб-квартире Интерпола в течение двух лет они будут работать над созданием нового подразделения, которое начнет координировать действия киберполицейских различных стран для борьбы с глобальным хакерством.

Российские хакеры — это бренд. А российские специалисты информационной безопасности?

Наши специалисты по информационной безопасности великолепны и не менее изобретательны.

Например, в феврале 2015 года не было ни одного крупного мирового издания, которое не написало бы, что именно наши профессионалы обнаружили преступную группировку Equation Group, которая занималась кибершпионажем на протяжении почти двадцати лет и затронула пользователей в более чем в 30 странах мира. А один из специалистов, отправившихся в Сингапур, Александр Гостев, поймал знаменитый вирус «Красный Октябрь».

Так что среди нас много достойных людей, которые держат оборону. И ещё больше тех, кто может пополнить наши ряды в будущем: недавно Александр Гостев приезжал рассказать о своей работе школьникам Президентского физико-математического лицея № 239 и познакомился с новым и уже многообещающим поколением.

Немного сумасшедший ролик о беззащитном ребёнке в жестоком мире интернета.

Что нужно, чтобы стать профессионалом кибербезопасности?

Евгений Касперский окончил физико-математическую школу, и совершенно справедливо говорит, что хороший математик легко станет хорошим программистом и вирусным аналитиком. Но не наоборот.

Поэтому путь специалиста security лежит через достойную физико-математическую школу, затем сильный профильный вуз, а после — работу в крупной IT-компании. А они, к счастью, в России продолжают крепнуть.

В рамках ОБЖ необходимо изучать киберугрозы - Студенческий портал Чемпионат для старшеклассников по борьбе с киберугрозами

Хороший показатель развития — появление по всей стране современных технопарков. И дело здесь не столько в их количестве, сколько в качестве.

Я видел технопарк в Казани — это настоящий генератор талантов, место, где толковый девятиклассник может работать, развиваться и обеспечить себе дальнейшую карьеру.

Под Казанью уже запущен Иннополис, целый город со своим университетом, где живут и работают специалисты высоких технологий. Похожие процессы происходят и в Новосибирске.

Мне очень нравятся проекты, которые возникают с чистого листа, как города Бразилиа или Астана, выросшие в чистом поле. У таких целеустремленных замыслов есть все шансы выйти на мировой уровень.

Успевают ли университетские программы за развитием киберугроз?

За последние несколько лет многие хорошие университеты России выделили информационную безопасность как отдельную область знаний: в вузах появились соответствующие отделения и даже факультеты.

Но вот за угрозами они не успевают — это факт. Поэтому университетам необходимо (и сейчас уже начала складываться такая практика) работать в тесном сотрудничестве с компаниями, которые специализируются на security. На мой взгляд, это единственный выход, потому что любое академическое учреждение, даже самое гибкое, в нашей сфере неизбежно остается неповоротливым и инертным.

В рамках ОБЖ необходимо изучать киберугрозы - Студенческий портал Правила приватности: обустраиваем личное пространство в Интернете

Например, 4 года назад Департамент образовательных инициатив «Лаборатории Касперского» пытался делать учебники для старших классов школ и университетов. Но в конечном счете мы были вынуждены отказаться от этой идеи по простой причине:

Учебники устаревают по дороге в типографию! Я говорю абсолютно серьёзно: это пустая трата сил, денег и времени. Обучение в нашей сфере возможно только в интернете, с постоянным обновлением данных.

На путь сотрудничества с университетами встали уже многие IT-компании.

«Лаборатория Касперского» на протяжении нескольких лет организует международную студенческую конференцию, финал которой традиционно проходит в одном из лучших технологических университетов мира.

В прошлом году мы изменили форму конкурса и провели соревнования стартапов. И на этот раз финал состоялся в Массачусетском технологическом институте! Мы стали академическим партнером MIT, и в этом году продолжаем совместную работу.

В России мы сотрудничаем с несколькими элитными технологическими вузами Москвы: МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и двумя факультетами МГУ — мехматом и ВМК. Сейчас мы также ведем переговоры с ИТМО в Петербурге и Университетом телекоммуникаций и информатики в Новосибирске.

Суть нашего взаимодействия заключается в том, что университеты вводят в учебный план курсы по защите информации и ПО, которые разрабатывают специалисты нашего Департамента, ориентируясь на специфику вуза.

Наши сотрудники преподают эту программу студентам в течение семестра на 3 или 4 году обучения, а в финале проводят полноценный зачёт. Обе стороны относятся к этому довольно серьёзно.

Помимо специалистов из Департамента образования над этим курсом работают ребята из Департамента исследования и разработок «Лаборатории Касперского» и нашего спецназа GReAT – Global Research & Analysis Team. Поэтому программа курса постоянно обновляется, и это самое важное.

Конечно, в любых вузах могут учиться заинтересованные студенты, которые самостоятельно отслеживают актуальную информацию в режиме онлайн. Но университеты попросту не могут за ними угнаться, несмотря на то, что потребность в таких специалистах возрастает в геометрической прогрессии! И это мнение не только мое, но и всех российских IT-компаний, которые занимаются компьютерной безопасностью.

Специалисты со школьной скамьи

Мы пока не очень довольны тем, как работаем со школьниками, поскольку наши основные силы всё же сконцентрированы на вузах. Но нам уже удалось провести общегородскую школьную олимпиаду по информационной безопасности на базе физико-математического лицея № 1511 при МИФИ в Москве и физико-математического лицея №239 в Петербурге.

Мы постоянно пытаемся вызвать интерес к нашей области, стараясь помогать талантливым ребятам.

Например, насыщенный свежей и проверенной информацией видеокурс, который по нашему заказу сделал Лекториум, мы адресуем не только студентам, но и старшеклассникам.

С помощью него мы ожидаем собрать сообщество заинтересованных активных ребят. И я абсолютно уверен, что среди них окажутся толковые школьники.

И из крупных университетских центров в Новосибирске, Томске, Казани, и из скромных университетов к нам поступает множество звонков и писем с вопросами об актуальных киберугрозах. Этот видеокурс — наш ответ пытливому человеку любого возраста и места жительства.

22 апреля 2016, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://newtonew.com/tech/cybersecurity-generation

Буллинг, игромания: уроки о киберугрозах ввели на ОБЖ в школах России

10:40 05.02.2020 pixabay.com

По самым скромным оценкам ВОЗ, в России каждый пятый подросток хоть раз подвергался травле в интернете.

В рамках ОБЖ необходимо изучать киберугрозы - Студенческий порталВ школьную программу включат защиту от интернет-травли

Как не стать жертвой мошенников в соцсетях? Защититься от травли в интернете? Не «подсесть» на компьютерную игроманию? Про эти и другие цифровые риски учителя скоро начнут рассказывать школьникам на уроках ОБЖ: появятся и новые учебники, и программы.

О том, как защитить детей от киберугроз, министр просвещения Сергей Кравцов говорил с директором Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлией Шойгу, руководителем общественной организации «Поиск пропавших детей» Вячеславом Телиным и уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области Юрием Тараном.

— Мы должны не утаивать проблемы от детей, а называть вещи своими именами. В учебники необходимо добавить блоки, например, о мошенничестве, игромании, о деструктивном поведении в социальных сетях, — сказал Сергей Кравцов. Также он отметил: будет создан координационный совет по вопросам безопасности и здоровья детей.

Напомним, ранее на встрече с общественностью в Липецке президент Владимир Путин отметил, что необходимо включить в курс школьного обучения вопрос противодействия деструктивным группам в соцсетях. Кроме того, по самым скромным оценкам ВОЗ, в России каждый пятый подросток хоть раз подвергался травле в интернете.

В министерстве просвещения отметили: дорабатывается программа не только ОБЖ, но и предмета «Окружающий мир» для начальной школы: в нее включаются базовые элементы личной безопасности, в том числе правила поведения в сети.

Юлия Шойгу подчеркнула: системная работа идет уже около полутора лет. Акцент сделан на то, чтобы рассказать ребенку, как избежать опасной ситуации.

— Первый блок — информационная кибербезопасность. Этот модуль скорее развивающий и просветительский, нежели контролирующий. Учитывая психологические особенности детей, сложно представить, как мы можем им что-то запретить.

Но мы можем научить их правильно с этой сферой взаимодействовать, — рассказала она. — Второй блок — связанный с социальной психологией. Две яркие темы: как вести себя в конфликтных ситуациях и как противодействовать манипуляции.

Это два модуля, которые в таком варианте появляются впервые.

Источник: РГ

От редакции

Вас травили? Расскажите свою историю 3-00-10.

Источник: https://kurer-sreda.ru/2020/02/05/508451-bulling-igromaniya-uroki-o-kiberugrozax-vveli-na-obzh-v-shkolax-rossii

Методическая разработка занятия «киберугрозы современности: главные правила распознования и предотвращения» (9 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ (КЛАССНЫЙ ЧАС) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

(9 КЛАСС)

  • ФИО, должность
  • Новожилова Наталья Борисовна, учитель математики и информатики
  • Название учреждения
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
  • Форма работы
  • Семинар (работа в группах)
  • Рекомендации к использованию

Тематическое занятие для учащихся 9 класса, на котором рассматривается вопрос позитивных и негативных факторов использования Интернет ресурсов.

В процессе совместного обсуждения и работы в группах учащиеся составляют памятку «Правила безопасного поведения в сети Интернет».

В рамках Всероссийского урока безопасности в сети Интернет в 7 и 8 классе учащиеся знакомились с разными аспектами данного вопроса. В 9 классе занятие носит обобщающий характер.

ЦЕЛИ:

  • расширение знаний о киберугрозах, формирование навыков их распознавания и оценки рисков;
  • привитие навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернет.

ЗАДАЧИ:

  • дать знания об основных рисках использования Интернета и путях их предотвращения;
  • развивать умение формулировать возникшую проблему; находить ответы на поставленный вопрос, развивать умение формулировать собственные мысли;
  • воспитывать информационную культуру личности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Интернет – неотъемлемый фактор существования общества. Ведение (сообщение учителя)

  2. Позитивные факторы использования Интернет (работа в группах)

  3. Обратная сторона использования Интернет – Интернет угрозы внутренние и внешние (работа в группах)

  4. Три группы киберугроз. Обобщение. Составление памятки «Правила безопасного поведения в сети Интернет» (сообщение учителя, работа в группах)

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ноутбук, проектор, экран

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ (КЛАССНЫЙ ЧАС) И СОЗДАНИИ ПРЕЗЕНТАЦИИИСПОЛЬЗВАЛИСЬ МАТЕРИАЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах (Лига безопасного интернета)

  2. Материалы ко Всероссийскому уроку безопасности в интернете (Яндекс)

  3. Киберугрозы и информационная безопасность: тенденции в мире и в России (информационные материалы лаборатории Касперского)

  4. Материалы центра поддержки подростков в киберпространстве — информационного ресурса сетевичок.рф

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ (КЛАССНОГО ЧАСА)

В начале занятия ребята делятся на группы по 4-5 человек

  1. Интернет – неотъемлемый фактор существования общества.

Сообщение учителя СЛАЙД №1, 2,3

Компьютер и Интернет стали неотъемлемым фактором существования общества. Интернет является прекрасным инструментом обучения, развития, развлечения, а также знакомства с опытом других людей.

Сеть предлагает образовательный и полезный жизненный опыт, и потому правильное его использование может значительно расширить кругозор, помочь раскрыть свои способности, найти себя, и даже определиться с выбором жизненного пути – настолько Интернет всеобъемлющ.

  1. Позитивные факторы использования Интернет

  1. Использование Интернета связано со многими позитивными факторами.
  2. Вопрос: Какие положительные стороны Интернет вы можете назвать? СЛАЙД №4
  3. Обсуждение (работа в группах)
  4. Вывод: СЛАЙД №5-6
  5. Самым ценным мне представляется тот факт, что, благодаря Всемирной Сети, толерантность может стать неотъемлемой частью менталитета каждого человека на Земле. Может быть, благодаря Интернету мы сможем до глубины души прочувствовать себя маленькой клеточкой огромного мира, за который почувствуем всем своим существом насущную потребность нести ответственность за все, что происходит вокруг
  1. Обратная сторона использования Интернет – Интернет угрозы внутренние и внешние

) (ответы)

Сообщение учителя СЛАЙД №7

Итак, для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь.

Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью школьника, его духовному и нравственному развитию. (Федеральный закон от 29.12.

2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Сегодня мы с вами систематизируем знания об обратной стороне использования Интернет об Интернет угрозах, умениях предотвратить их, защитится от них, тем самым повысим свою информационную грамотность.

Вопрос: Какие услуги Интернет могут угрожать человеку, его персональному компьютеру, мобильным устройствам? Какие опасности они несут? СЛАЙД №8

Обсуждение (работа в группах)

Вывод: СЛАЙД №9-10

Информационные угрозы сегодня принято подразделять на внешние и внутренние. Причины внешних источников находятся вне наших компьютеров, обычно в глобальной сети. Внутренние причины зависят в первую очередь не от каких-то абстрактных злоумышленников из Интернета, а от персонала, оборудования, программного обеспечения СЛАЙД №11

  1. Три группы киберугроз. Обобщение. Составление памятки.

Сообщение учителя СЛАЙД №12

Для выявления основных проблем и тенденций в области IT-безопасности в корпоративном секторе «Лаборатория Касперского» провела глобальное исследование, в рамках которого были опрошены специалисты, отвечающие за информационную безопасность в компаниях разного масштаба.

Исследование проводилось совместно с агентством B2B International в 14 странах мира, включая Россию. Исследование показало, что 9 из10 компаний сталкиваются с внешними киберугрозами.

Перечисляя киберугрозы, которые представляются им самыми значительными, большинство участников исследования во всем мире ставят на первое место шпионское программное обеспечение и другие вредоносные программы (61%), спамы (56%), фишинговые атаки (24%).

Необходимо обратить внимание, что для рядового пользователя Интернет услугами опасность в первую очередь исходит из социальных сетей и внешних устройств памяти (флеш-память)

  • Задание: Составим основные правила безопасного поведения в сети Интернет, выделив два раздела – защита компьютера и защита личности. СЛАЙД №13
  • Обсуждение (работа в группах)
  • Вывод: СЛАЙД №14-15

Интернет дает нам массу возможностей как замечательный источник коммуникации и информации, обучения и развлечения.

Для того чтобы эффективно использовать этот инструмент, необходимо умело обращаться с ним, соблюдая правила о которых мы сегодня вели разговор, чтобы вовремя разглядеть подводные камни виртуального пространства.

Помните, что закону необходимо подчиняться даже в Интернете, не забывая заботиться об остальных так же, как о себе.

ПАМЯТКА «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Защитите свой компьютер:

  1. Регулярно обновляйте ОС

  2. Используйте антивирусную программу

  3. Создавайте резервные копии важных файлов

  4. Будьте осторожны при загрузке содержимого

Защитите себя в Интернете:

  1. С осторожностью разглашайте личную информацию

  2. Думайте о том с кем разговариваете

  3. Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-kiberugrozi-sovremennosti-glavnie-pravila-raspoznovaniya-i-predotvrascheniya-klass-1448469.html

Глава 1. Основы кибербезопасности. Цели и задачи курса

Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности – от утечек информации до кибертерроризма.

В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема «культуры безопасного поведения в киберпространстве».

В соответствии со «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и рядом других документов в числе многих других задач выделяются:

  1. обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями;
  2. обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.

Безопасность в информационном обществе является одним из основных направлений фундаментальных исследований в области информационных технологий.

Компьютерные технологии применяются при изучении практически всех школьных дисциплин уже с младших классов, поэтому, как указано в «Стратегии развития  отрасли  информационных  технологий  в  Российской  Федерации»:

«Необходимо совершенствовать современную профессиональную подготовку учителей информатики и преподавателей дисциплин в сфере информационных технологий», а значит, и в сфере кибербезопасности.

Киберугрозы существуют везде, где применяются информационные технологии, следовательно, преподаватель любой дисциплины может в профессиональной деятельности столкнуться и со спамом, и с вирусами, и со взломом компьютера и с многими другими проблемами, на которые нужно не только оперативно реагировать, но и насколько возможно уметь предотвращать их появление, а значит, постоянно упоминать в контексте урока различные аспекты организации информационной безопасности. Преподаватель должен иметь представление о современном уровне развития вычислительной техники, информационный сетей, технологий коммуникации и навигации.

Государство считает необходимым расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях.

В качестве одной из организационных мер в обеспечении кибербезопасности определена разработка и внедрение в учебный процесс образовательных организаций разного уровня курса по информационной безопасности, включающего модули по обеспечению кибербезопасности, либо дополнение имеющихся курсов упомянутыми модулями.

Школьная программа должна соответствовать этим целям, поэтому представляется актуальным дополнить модулями по «Основам кибербезопасности» курсы «Информатика», «Окружающий мир (Природоведение)», «Основы безопасности жизнедеятельности» и, возможно, других предметов.

С учетом роста числа угроз информационной деятельности и стремительного развития информационных технологий представляется необходимым включить в ФГОСы соответствующие требования, что позволило бы органически дополнить образовательный процесс новыми модулями без рассогласования с имеющимися учебными планами.

В число требований к результатам подготовки учащихся необходимо включить не только «удовлетворение познавательных   интересов, поиск дополнительной информации», знание «технических устройств (в том числе компьютеров)», умение «искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий», но и знание основ кибербезопасности, умения соблюдать требования кибербезопасности в практической деятельности и организовывать безопасность личного информационного пространства.

Необходимо отметить, что в настоящее время требования ФГОС для уровней начального, общего и полного среднего образования не содержат предметной области «Основы кибербезопасности», но в рамках метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» вопросы информационной безопасности обозначены:

  1. требование формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
  2. умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  3. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и т.п.

Базой курса «Основы кибербезопасности» является модель непрерывного информационного  образования  в  школе,  причем  вопросы кибербезопасности должны постоянно рассматриваться как при изучении информатики, так и других предметов.

Поэтому одна из целей курса – повышение квалификации в области кибербезопасности преподавателей всех дисциплин, в которых так или иначе используются компьютерные технологии.

Наиболее очевидной является возможность дополнения вопросами кибербезопасности уроков информатики, если учебный план школы предусматривает ее изучение в продолжение всего школьного  курса.

  Однако  можно  включить  модули  по  кибербезопасности  в  курсы «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Обществознание», тем более что вопросы организационного и правового обеспечения информационной безопасности хорошо согласуются с имеющимися требованиями к уровню подготовки учащихся.

Задача курса «Основы кибербезопасности» — совершенствование школьного образования и подготовки в сфере информационных технологий, а также популяризация профессий, связанных с информационными технологиями.

Цель изучения «Основ кибербезопасности»  дать общие представления о безопасности в информационном обществе и на этой основе сформировать понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила кибербезопасности во всех сферах деятельности.

Воспитательная цель курса – формирование на качественно новом уровне культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности.

Источник: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/glava-1-osnovy-kiberbezopasnosti-tseli-i-zadachi-kursa

Кибербезопасность: вопросы, проблемы и угрозы безопасности

Понятие кибербезопасности подразумевает под собой совокупность методов, технологий и процессов, предназначенных для защиты целостности сетей, программ и данных от цифровых атак.

Целью кибератак является получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации ее копирование, изменения или уничтожение.

Так же могут служить для вымогательства денежный средств у пользователей или нарушения рабочих процессов в компании.

Кибербезопасность может также упоминаться, как компьютерная безопасность или безопасность информационных технологий.

Почему важно обеспечить кибербезопасность?

В современном мире, каждая из организаций будь это правительственные структуры, финансовые, коммерческие, медицинские и другие — собирают, обрабатывают и хранят огромные объемы личных данных людей, пользователей, клиентов, сотрудников. В основном вся эта информация является конфиденциальной и ее утечка, потеря, хищение может иметь негативные последствия, как для человека, в целом, так и для организации.

В том числе, под кибератакой могут оказаться организации обеспечивающие инфраструктуру города, страны и общества, как такового.

К ним относятся: электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, транспортные структуры и т.д.

В той или иной мере, каждая система взаимодействует с ЭВМ и безопасность этих и других организаций имеет крайне важное значения для полноценного функционирования и жизни общества.

Вопросы и проблемы кибербезопасности

Технических устройств (компьютеров, смартфонов, планшетов и других) становится больше, чем людей, в связи с этим — сегодня крайне необходимо и важно обеспечить эффективные меры защиты информационных технологий.

Кибербезопасность, как и любая другая безопасность требует скоординированных действий всей информационной системы. Проблемы и вопросы, которые включает в себя кибербезопасность:

  • информационная безопасность (сохранение целостности, доступности, конфиденциальности данных);
  • безопасность программ и приложений;
  • тестирование на проникновение;
  • сетевая безопасность;
  • управления рисками организации;
  • мобильная безопасность;
  • система контроля и управления доступом (идентификация, аутентификация, авторизация и т.д.);
  • аварийное восстановление;
  • обучения пользователей, сотрудников и персонала.

Однако, основная проблема заключается в том, что время идет. Технология, характер, и принципы кибератак они меняются и совершенствуются.

В связи с этим, традиционный подход, где акцент делается на защите наиболее важных ресурсов от уже известных угроз, упуская при этом менее важные компоненты — не является эффективным и более того несет в себе большие риски для безопасности, в целом.

Соответственно, просто написать технический документ о рисках для конкретной информационной системы — не является эффективным, поэтому для контроля и повышения уровня защищенности, требуется постоянный мониторинг, анализ и обновления системы кибербезопасности.

По данным Forbes, глобальный рынок кибербезопасности достиг $ 75 млрд. в 2015 году. В 2016, 2017 и нынешнем — 2018 году, он продолжает набирать обороты и, как ожидается, достигнет более $170 млрд. в 2020 году. Этот стремительный и быстрый рост рынка обусловлен множеством технологических инноваций и тенденций, в том числе и постоянно меняющимися требованиями к безопасности.

Основные угрозы кибербезопасности (киберугрозы)

Угрозы безопасности формируются быстрее, чем наше представление о возможном риске в том или ином аспекте системы. То, что раньше не представляло никакой опасности — сегодня может оказаться весьма серьезной и критической проблемой. Тем не менее, есть ряд общеизвестных угроз о которых стоит помнить и применять меры соответствующей защиты для предотвращения их возникновения.

Киберугрозы могут иметь различные формы, основные из них:

  • вредоносные программы (Вид ПО, предназначенный для получения несанкционированного доступа к конфиденциальной информации или нанесения ущерба компьютеру, данным);
  • социальная инженерия (Методы, которые злоумышленники могут применять, чтобы обмануть человека, с целью полчения конфиденциальной информации или несанкционированного доступа к системе информационных технологий);
  • фишинг (Это одна из самых популярных техник кибератаки, которая заключается, в основном, в обмане пользователя путем отправки поддельных электронных писем).
  • вирусы-вымогатели (Основная задача такого программного обеспечения — вымогательство денежных средств, которое осуществляется шифрованием и блокированием доступа к данным или компьютерной системе, в целом, до тех пор, пока выкуп не будет выплачен. В случае выплаты выкупа нет 100% гарантии, что данные и система будет востановленые в исходное состояние); 

Короткий ролик от «Cisco Russia&CIS» о том, как внедряются и работают программы-вымогатели:

В последнее время, популярность набирают автоматизированые атаки. Они более низкие по стоимости, но не менее эффективные и сложные. В результате, стратегия кибербезопасности требует адаптивности, особенно в правительственных структурах и корпоративных сетях, где любое воздействие из вне может иметь разрушительный характер.

В частности, есть вид киберугроз, которые нацелены на государственные, секретные, военные, политические или активы инфраструктурные целого народа какого-либо государства. К таким угрозам относятся:

  • Кибертерориризм (Нападение осуществляется на компьютерные сети или инфраструктуру террористическими организациями, с целью идеологической и политической пропаганды);
  • Кибершпионаж (Вид атаки на информационные технологии, выполняемый путем взлома и вредоносного ПО, для получения секретной государственной, стратегической, политической, экономической и военной информации без предварительного разрешения на ознакомления с этим данными);
  • Кибервойна (Масштабная международная атака, которая осуществляется высококвалифицированными специалистами (хакерами) работающими под эгидой государства. Осуществляется проникновения в стратегически важные информационные системы другой страны, с целью, скомпрометировать конфиденциальные данные, нанести ущерб инфраструктуре, нарушить связь и т. д.).
Читайте также:  Конкурс на медицинские специальности составил 288 человек на место - студенческий портал

Карьера в области кибербезопасности

В настоящее время вопрос защиты информации в компьютерных сетях и мобильных устройствах является актуальным, как никогда прежде. Тема кибербезопасности уже находит свое место и для детей на уроках информатики в школах (проводятся тесты, классный час) и для студентов в ВУЗах, и для поколения более старшего на рабочем месте.

Больше всего вопросов, конечно, у абитуриентов, которые собираются поступать в университет, техникум или колледж и хотели бы связать свою жизнь с защитой информации, а так же у студентов, заканчивающих ВУЗ по направлению кибербезопасности.

Специалисты в области кибербезопасности, по окончанию высшего учебного заведения имеют возможность устроиться на работу в:

  • отдел безопасности государственных структур, банковских и коммерческих организациях;
  • правоохранительные органы;
  • ИТ-компании;
  • в компании занимающиеся производством и продажей компонентов и ЭВМ для защиты информации;
  • службы организации защиты городской инфраструктуры.

Должность, которую могут занимать специалисты в области защиты информационных технологий:

  • инженер-программист системы безопасности;
  • специалист в области криптографии и стеганографии;
  • консультант по развитию систем защиты в организации;
  • инженер-исследователь систем технической безопасности;
  • эксперт по компьютерной безопасности (тестировщик);
  • инженер-проектировщик комплексных систем защиты;
  • специалист по организации и управлению деятельностью службы безопасности;
  • специалист в обеспечение банковской безопасности.

Умения и навыки, которыми сможет обладать выпускник по направлению кибербезопасности:

  • выявление существующих и потенциальных угроз информационной безопасности в компьютерных сетях;
  • мониторинг защиты системы и анализ нарушение;
  • проводить оценку эффективности существующих систем и мер защиты;
  • организовывать и разрабатывать новые системы кибербезопасности;
  • осуществлять техническое обслуживание, контроль и диагностику устройств защиты;
  • применять средства ПО для защиты от несанкционированного доступа и внешнего воздействия на систему безопасности.

Заработная плата специалиста в области кибербезопасности может быть, как и 300$, так и 100 000$ — все зависит от уровня подготовки, умений, знаний и должностных обязанностей.

Книги по кибербезопасности

Тема безопасности информационных технологий является актуальной, интересной, необходимой? Тогда стоит разобраться в ней подробнее, поэтому предлагаем Вашему вниманию ряд книг по кибербезопасности. К сожалению или, к большому счастью, книги на английском языке, поскольку переведенные книги уже сильно устарели.

  1. Practical Reverse Engineering: x86, x64, ARM, Windows Kernel, Reversing Tools, and Obfuscation (2014);
  2. The Practice of Network Security Monitoring: Understanding Incident Detection and Response (2013);
  3. Jeremy Swinfen Green. Cyber Security: An Introduction For Non-Technical Managers (2015);
  4. Jane LeClair,Gregory Keeley. Cybersecurity in Our Digital Lives (2015);
  5. Hacking: The Art of Exploitation, 2nd Edition by Erickson (2008);
  6. Henry Dalziel. Introduction to US Cybersecurity Careers (2015);
  7. Myriam Dunn Cavelty. Cybersecurity in Switzerland (2014);
  8. The Art of Computer Virus Research and Defense (2005);
  9. Reversing: Secrets of Reverse Engineering (2005);
  10. James Graham.  Cyber Security Essentials (2010);
  11. Threat Modeling: Designing for Security (2014);
  12. Android Hacker's Handbook (2014);
  13. iOS Hacker's Handbook (2012);

Как видите по году выпуска, книги выпущены достаточно давно. Даже два года для кибербезопасности — это весьма длительный период времени. Однако, в них есть информация, которая по-прежнему является актуальной и будет такой еще десятки лет. А есть информация, которая будет полезна для общего развития и понимания происхождения тех или иных вещей.

Фильмы и сериалы по кибербезопасности

Также можете скрасить свой досуг за просмотром фильмов посвященных теме безопасности:

  1. Мистер робот (2015)
  2. Кто Я (2014)
  3. Матрица (1999)
  4. Кибер (2015)
  5. Девушка с татуировкой дракона (2011)
  6. Призрак в доспехах (1995)
  7. Тихушники (1992)
  8. Хакеры (1995)

С каждым годом тема кибербезопасности становится все более актуальной и необходимой в современном мире. Для владельцев бизнеса требуется сформировать эффективную политику безопасности информационных технологий.

Для Вас лично — быть в курсе происходящего, т.е.

следить за новостями в сфере защиты информации, а так же не забывать о том, что виртуальный мир, как и реальный — требует внимание к мелочам, даже к тем, который порой кажутся совсем незначительными.

Источник: http://withsecurity.ru/kiberbezopasnost-voprosy-problemy-i-ugrozy-bezopasnosti

Информационная безопасность в курсе ОБЖ

(источник: Гафнер В.В. Информационная безопасностьучеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. — 324 с.)

Информационная безопасность является одним из важных направлений обеспечения личности в современном мире, поэтому считаем необходимым изучать материалы информационной безопасности в рамках курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)

В повседневной жизни часто информационная безопасность  понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой секретной и распространением ложной и враждебной информации. Однако, это понимание очень узкое. Существует много разных определений информационной безопасности, в которых высвечиваются отдельные её свойства. 

  • В утратившем силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информационной безопасностью понималось состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. 
  • В разных источниках приводятся следующие определения:
  • Информационная безопасность – это
  • 1) комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с её доступностью для всех авторизованных пользователей;
  • 2) показатель, отражающий статус защищенности информационной системы;
  • 3) состояние защищённости информационной среды;
  • 4) состояние, обеспечивающее защищенность информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации.

В. И. Ярочкин считает, что информационная безопасность есть состояние защищённости информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.

Достаточно полное определение дают В. Бетелин и В. Галатенко, которые полагают, что

Информационная безопасность – защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Для курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) наиболее пригодно приведённое выше определение.

ИБ не сводится исключительно к защите информации и компьютерной безопасности. Следует различать информационную безопасность от защиты информации.

Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

 Иногда под защитой информации понимается создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных для предупреждения искажения, уничтожения или несанкционированного использования защищаемой информации. 

Международный день защиты информации отмечается 30 ноября с 1988 года. В этот год произошла первая массовая компьютерная эпидемия — эпидемия червя Морриса.

 Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в разных сферах – политике, экономике, обороне, а также на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации.

Субъект информационных отношений может пострадать (понести материальные и/или моральные убытки) не только от несанкционированного доступа к информации, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе.

ИБ зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал.

Безопасность всех перечисленных выше систем следует обзорно изучать в курсе ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Поддерживающая инфраструктура имеет самостоятельную ценность, важность которой переоценить невозможно.

После событий 11 сентября 2001 года в законодательстве США в соответствии с законом «О патриотизме» было определено понятие «критическая инфраструктура», которая понимается как «совокупность физических или виртуальных систем и средств, важных для США в такой мере, что их выход из строя или уничтожение могут привести к губительным последствиям в области обороны, экономики, здравоохранения и безопасности нации». Понятие критической инфраструктуры охватывает такие ключевые области народного хозяйства и экономики США, как национальная оборона, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильные дороги и мосты, тоннели, дамбы, трубопроводы, водоснабжение, здравоохранение, службы экстренной помощи, органы государственного управления, военное производство, информационные и телекоммуникационные системы и сети, энергетика, транспорт, банковская и финансовая системы, химическая промышленность, почтовая служба.

В социальном плане информационная безопасность предполагает борьбу с информационным «загрязнением» окружающей среды, использованием информации в противоправных и аморальных целях.

Объектом ИБ будет считаться информация, затрагивающая государственные, служебные, коммерческие, ин­теллектуальные и личностные интересы, а также средства и инфраструктура её обработки и пе­редачи.

 Также объектами информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть общественное или индивидуальное сознание.

Общественное сознание –совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность.

 На государственном уровне субъектами ИБ являются органы исполнительной, законодательной и судебной власти. В отдельных ведомствах созданы органы, специально занимающиеся информационной безопасностью.

Субъектами ИБ являются органы и структуры, которые в той или иной мере занимаются ее обеспечением.
  1.  Кроме этого, субъектами ИБ могут быть:
  2. — граждане и общественные объединения;
  3. — средства массовой информации;
  4. — предприятия и организации независимо от формы собственности.
  5. Интересы субъектов ИБ, связанных с использованием информационных систем, можно подразделить на следующие основные категории:

Доступность – возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг (сервисов).

Если по тем или иным причинам получение этих услуг пользователями становится невозможным, это наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления: производством, транспортом и т.п.

Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, доступность является важнейшим элементом ИБ.

Целостность –актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)).

Практически все нормативные документы и отечественные разработки относятся к статической целостности, хотя динамический аспект не менее важен. Пример области применения средств контроля динамической целостности – анализ потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.

Конфиденциальность – защита от несанкционированного ознакомления. На страже конфиденциальности стоят законы, нормативные акты, многолетний опыт соответствующих служб. Аппаратно-программные продукты позволяют закрыть практически все потенциальные каналы утечки информации.

Цель мероприятий в области информационной безопасности – защита интересов субъектов ИБ.

Задачи ИБ:

1. Обеспечение права личности и общества на получение информации.

2. Обеспечение объективной информацией.

3. Борьба с криминальными угрозами в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом, отмыванием денег и т.д.

4. Защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз.

5. Формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.

Роль информационной безопасности возрастает при возникновении экстремальной ситуации, когда любое недостоверное сообщение может привести к усугублению обстановки.

Критерий ИБ – гарантированная защищённость информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания. Безопасные информационные технологии должны обладать способностью к недопущению или нейтрализации воздействия как внешних, так и внутренних угроз информации, содержать в себе адекватные методы и способы её защиты.

Источник: http://xn--90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/informacionnaya-bezopasnost-obzh/

Олимпиады по ОБЖ

Уважаемые участники, после прохождения олимпиады можно будет заказать изготовление персонального диплома. Также изготовление диплома можно заказать по ссылке.

Предмет ОБЖ – это обязательный предмет, изучаемый в школьной программе. Тесты и олимпиады по ОБЖ в основном осуществляются для обобщения и расширения знаний по данному предмету. ОБЖ помогает учащимся изучить основы безопасности.

Решение нестандартных заданий помогает учащимся научиться мыслить логично, неординарно, искать различные пути разрешения тех или иных событий, учит правильно принимать решения, которые смогут помочь сохранить жизнь и здоровье человеку. ОБЖ – это некие правила безопасности, на все случае жизни.

Которые должен знать любой ученик. Олимпиады проводятся для закрепления знаний у учащихся и для выведения оценки знаний по данному предмету. Кроме того, олимпиады могут раскрыть таланты учащихся, и неординарные решения учеников, могут позволить по новому взглянуть на ту или иную ситуацию.

Наш портал – это место, в котором вы сможете выявить свои возможности, оценить свой уровень знаний в данном области и подготовиться к реальной олимпиаде.

Олимпиады по ОБЖ 2016-2017 год

Наш педагогический международный портал «Солнечный свет» собрал на данном сайте различные примеры олимпиадных тестов по предмету ОБЖ. В нашем ассортименте представлены тесты за 7-е, 8-е,9-е классы. Любой учитель может использовать данные тестовые задания, для проведения тестовых олимпиад в своих класса.

Ко всем заданиям прилагаются ответы, которые упрощают процесс оценивания учащихся. Наш портал также предлагает любым учащимся использовать материалы для самоподготовки к реальным олимпиадным заданиям. Наличие ответов под каждыми заданием поможет быстро оценить уровень своих знаний и готовности к олимпиаде по ОБЖ.

Используйте данные задания, как тренажер для вашей мозговой активности, так вы сможете быстро и хорошо подготовиться к олимпиаде и сдать ее на УРА! Рекомендуем принять участие в развлекательных творческих конкурсах. У нас вы найдете отличные условия участия, хорошие задания, красочные дипломы и свидетельства.

Лучшие тесты и конкурсы на портале Солнечный свет

Чтобы помочь ученику хорошо подготовиться к участию в олимпиаде по ОБЖ, каждый учитель должен принимать свое участие в подготовке, использовать все различные материалы, которые смогут помочь ученику быстро и качественно подготовиться к предстоящему конкурсу.

На данной странице мы предлагаем вам пройти тесты, созданные на основе разделов по ОБЖ в школьной программе с некоторыми углубленными заданиями. Все тесты приблизительно схожи с теми заданиями, которые вам предстоит пройти на реальной олимпиаде.

Онлайн олимпиады за 2016-2017 год смогут помочь оценить уровень знаний и уровень готовности к реальной олимпиаде. Тесты могут помочь учителю найти быстрый способ подготовки учеников. Каждый тест сопровождается ответами, с помощью которых и ученик и учитель смогут узнать результат знаний.

Ответы также предлагаются в полном виде, что сможет подготовить учащихся к полным ответам, если того требует реальная олимпиада.

Создать диплом за пройденную олимпиаду по ОБЖ

Хотите не только проходить тесты тренируясь, но и получать за это награды, увеличивая свое портфолио? Тогда наш портал вам в этом поможет. Каждый учащийся при сдаче наших олимпиадных заданий может получить красочный диплом или свидетельство.

Диплом каждый создает для себя сам. На сайте представлен ряд различных дипломов, которые вы можете приобрести по совершенно низкой стоимости, оплатив оргвзнос и сдав тест, вы можете незамедлительно создавать и скачивать свои дипломы.

Создав два диплома, третий вы можете получить в подарок.

Источник: https://solncesvet.ru/olimpiada/po-obg/

Ссылка на основную публикацию