В программе по литературе не хватает произведений о войне — студенческий портал

Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными к судьбе своей страны.

Роль литературы в годы ВОВ

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

Призыв искоренить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» мы слышим в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна», «Бей врага!» В. Инбер И. Авраменко, в очерках Л. Леонова «Слава России».

Особенности литературы во время войны

В программе по литературе не хватает произведений о войне - Студенческий портал

Война заставляла задуматься не только о настоящих проблемах, но и об истории России. Именно в это время появляются работы А. Толстого «Родина», «Петр Первый», повесть «Иван Грозный»,  а также «Великий государь», пьеса В. Соловьева .

Появилось такое понятие, как произведение, написанное «По горячим следам». То есть буквально вчера вечером написанное стихотворение, очерк или рассказ, сегодня мог появиться в печати. Большую роль играла публицистика, так как благодаря ей виделась возможность задеть патриотические чувства русских людей. Как говорил А. Толстой, литература стала «голосом русского народа».

Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов.

Творчество писателей во время ВОВ

Неоспоримым вкладом в общую копилку стало творчество А. Твардовского. Конечно, самое известное из его произведений – поэма «Василий Теркин» стало некой иллюстрацией жизни простого русского солдата. Она глубоко раскрывала характерные черты советского воина, за что и стала горячо любимой в народе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Рост зарплаты учителей и открытие новых школ - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В программе по литературе не хватает произведений о войне - Студенческий портал

Многие произведения советских писателей печатались в главной газете СССР на тот момент – «Красная звезда». Там публиковалось творчество В. В. Вишневского, К. М. Симонова, А. П. Платонова, В. С. Гроссман.

Большую роль играет во время войны и творчество К.М. Симонова. Это и стихотворения «Сороковые», «Если дорог тебе твой дом», «У огня», «Смерть друга», «Мы не увидимся с тобой». Спустя некоторое время после второй мировой был написан первый роман Константина Михайловича «Товарищи по оружию». Свет он увидел в 1952 году.

Послевоенная литература

В программе по литературе не хватает произведений о войне - Студенческий портал

Второй из примеров – М. Шолохов. Им будут написаны такие впечатляющие произведения, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Правда, последний роман так и не считается завершенным. Писать его Михаил Шолохов начал еще в военные годы, однако вернулся к завершению замысла только спустя 20 лет. Но в конечном итоге последние главы романа были сожжены писателем.

Биография легендарного летчика Алексея Маресьева стала основой знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Читая ее, нельзя не восхищаться героизмом простых людей.

Одним из классических примеров произведений о Великой Отечественной войне можно считать роман Ю. Бондарева «Горячий снег».  Написан он был спустя 30 лет, однако хорошо иллюстрирует страшные события 1942 года, происходившие под Сталинградом. Несмотря на то, что бойцов остается всего три, а орудие только одно – солдаты продолжают сдерживать наступление немцев и бороться до победного конца.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Источник: http://xn—-7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/blog/263-literatura-v-vojnu.html

Почему молодежь не знает о войне

В программе по литературе не хватает произведений о войне - Студенческий портал

НЕ ВСЕ ДЕТИ ОДИНАКОВО ПАТРИОТИЧНЫ

Изучение Великой Отечественной войны было одним из самых запоминающихся на любимых мною уроках истории.

Помню, рыдала над дневником Тани Савичевой, который повествовал, как все близкие один за другим умерли в блокадном Ленинграде — весь класс замирал в полной тишине, когда учитель читал нам эти строки.

Помню, как росло в душе непривычное чувство под названием «патриотизм», когда педагог в красках рассказывала, как наши отстояли Сталинград. И до сих пор слово «победа» для меня не пустой звук, каждое 9 Мая я чувствую восторг и восхищение народом, который сумел выстоять в страшной войне.

Раньше была уверена, что иначе и быть не может. Однако недавно узнала, что далеко не все современные школьники знают такие имена, как Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, о писателе Борисе Васильеве и вовсе не слышали. Неужели в школе теперь не изучают Великую Отечественную?

Если у нас на 9 Мая по телевизору некоторые каналы показывают «Рембо», о каком патриотизме может идти речь? Как сейчас снимаются фильмы о войне? Как боевики, как голливудские фильмы!

— Есть такое понятие: «концентрическое историческое образование», — рассказала АП учитель высшей категории из села Грибского Благовещенского района Татьяна Устич. — То есть, до 9-го класса мы должны изучить всю историю — от древности до начала  XXI века.

Изначально  предполагалось, что в 10—11-х классах мы даем то же самое, но более расширенно. Что получилось в реальности? Теперь за 10-й класс — за 70 часов — мы должны изучить все с древнейших времен до конца XIX века — отечественную историю плюс всеобщую.

Это два урока в неделю! А за весь 11-й класс, также за 70 часов, изучаем весь XX век плюс XXI. То есть  я должна отдать 24 часа на всеобщую историю, а все остальное — на нашу.

На всю Вторую мировую войну — с 1939 года по 2 сентября 1945 года — отводится максимум шесть часов. Это просто пшик.

УЧИТЕЛЬСКИЕ ПУТИ К ВОЙНЕ

70

часов отводится на изучение истории с древнейших времен до конца XIX века.

В эти шесть часов учитель должен умудриться вместить не только основные события, сражения и факты, но и дать портреты героев войны. Каждый учитель ищет пути, как рассказать о войне больше и красочнее, используя классные часы, факультативы. Но факт остается фактом — историю школьники знают плохо.

— Несколько лет назад мы проводили опрос в школе — предложили назвать книги о войне, фильмы и героев войны,  — продолжает Татьяна Александровна. — Пролетели почти по всем показателям.

Из фильмов назвали только «В бой идут одни «старики», и то хорошо. Из книг ничего не смогли назвать. Ведь раньше о войне говорили и на литературе, а сейчас программы изменили, и вместо книг о войне читают греческие мифы.

Да, они тоже нужны, но патриотизм такая литература в человеке не воспитывает.

70

часов в 11-м классе изучают историю XX и начала XXI века. 

Я считаю, что проблема в том, что сегодня  нет государственного заказа. До недавнего времени было ощущение, что государство не заинтересовано в том, чтобы воспитывать патриотов. Дошло до того, что слово «патриот» стало ругательным.

А если у нас на 9 Мая по телевизору некоторые каналы показывают «Рембо», о каком патриотизме может идти речь? Как снимаются сейчас фильмы о войне? Как боевики, как голливудские фильмы. Да, есть и достойные, например, «Брестская крепость», но их единицы.

Сельский ребенок в этом плане обделен — деревенские дети очень редко посещают кинотеатр и смотрят то, что идет по телевизору. Об истории нужно говорить постоянно, формировать уважение к своим предкам.

Мы, дальневосточники, сильно обделены: все события той же Великой Отечественной войны происходили далеко от нас, с нашими ценами на авиабилеты хоть что-то посмотреть возможности нет.

ЕГЭ В ПРОЛЕТЕ

Далеко не в пользу современного обучения истории говорят невысокие результаты на экзаменах. Историю для сдачи амурские школьники выбирают довольно часто.

Так, в прошлом году ЕГЭ по истории сдавали 1394 человека, не преодолели минимальный порог 466 человек. Это больше 33 процентов от количества сдававших. Для сравнения — в 2012 году 24 процента не сдали ЕГЭ, а в 2011 — 16 процентов.

В этом году историю сдавали 964 человека, предварительно результаты гораздо лучше прошлогодних.

— По сравнению с результатами ЕГЭ в прошлом году, в этом году историю сдали лучше, то есть количество не преодолевших минимальный порог  почти в два раза меньше, — отметила замминистра образования и науки области Лариса Закирова. — Сто баллов не смог набрать никто, самый высокий результат — 96 баллов в школе №23 Благовещенска. Что касается окончательных итогов и выводов, то они будут сделаны не раньше 30 июня.

Примерно такой же остается общероссийская тенденция: ЕГЭ по истории не могут осилить достаточно много школьников. При этом история является предметом по выбору, ее сдают те, кому предмет нужен для поступления. Причин, почему результаты сдачи ЕГЭ не высоки, много. Причем  нехватка количества часов на изучение сложного предмета далеко не самая главная.

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ УПАЛ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ

— Самые тяжелые ЕГЭ — это литература и история, — отмечает Татьяна Устич. —Запомнить такое количество дат и имен невозможно. Кроме того, теперь в ЕГЭ есть задания с картами и картинками. Например, выпускнику предлагаются четыре фотографии зданий и он должен узнать их.

Учитывая, что дети Дальнего Востока некоторые здания в глаза не видели, даже Кремль, это достаточно сложно. Огромная проблема — отсутствие читательской грамотности. Из-за того, что дети не читают книг в принципе, они не могу даже понять вопрос по ЕГЭ — просто не осмысливают печатный текст. Это общероссийская тенденция.

Общий уровень детей сильно упал, зачастую со старшеклассниками не о чем поговорить как раз из-за того, что они не читают.

Некоторые учителя считают то, что родители и дети подчас легкомысленно относятся к экзаменам, и это становится главной причиной плохих результатов ЕГЭ.

— Добавь хоть тысячу часов на изучение истории, если ребенок сам не заинтересован в сдаче экзамена, ничего не поможет, — убеждена учитель истории школы №6 Благовещенска Оксана Катанюк.

— Мы все чаще сталкиваемся с тем, что ребенок идет в 9-й класс неосознанно — не понимая, какие предметы будет сдавать и куда поступать.

Считаю, что ученик и родители должны понимать, что если ему нужна история, нужно идти в профильные классы, где истории отводится 4 и даже 6 часов, и серьезно готовиться.

Некоторые нанимают репетиторов и на уроки не ходят — зачем это нужно, мол? А репетитор никакой ответственности за результаты ЕГЭ не несет. Что касается того, что уроки истории не формируют личностного отношения, это зависит только от учителя. Если он сам заинтересован, то и отведенных часов хватит для того, чтобы сформировать исторический фон.

МНЕНИЯ

Андрей Анохин, многодетный отец:  «История должна быть не только на уроках»

— Основные события войны в школе изучаются — Сталинградская битва, Курская дуга, но подробностей как таковых нет. Про восстановление страны после войны говорится крайне мало, только факты и как-то мимолетно. Нет ощущения, что страна пережила очень тяжелый период.

На мой взгляд, вся история сейчас дается слишком глобально. Очень много сугубо политических моментов. В принципе вся история дается очень сухо, патриотизм на втором плане. Не хватает человеческих частностей, примеров подвига, самоотверженности. Большая ошибка  преподавать историю не предвзято.

Ребенок еще не в состоянии сам анализировать и делать выводы. В учебниках не формируется отношение к историческим личностям. История должна быть не только на уроках. Не хватает линеек, уборки памятников, закапывания капсул для потомков, как это было раньше.

Книг о войне и патриотизме почти нет — не хватает того же Гайдара, раньше история была в других предметах и за пределами школы. Так и должно быть.

Олег Шеломихин, заведующий кафедрой истории России БГПУ, кандидат исторических наук: «Ребята учатся, чтобы сдать ЕГЭ»

— Сейчас желающих поступить на отделение истории по разным причинам становится меньше, но по сравнению с другими факультетами вуза, отделение по-прежнему одно из самых популярных. Уровень знаний поступающих медленно, но падает.

Думающих, интересных студентов немного. За этим стоит целый комплекс проблем, начиная от отношения к учителю и школе.

Чиновники придумывают новые  экзаменационные формы, что тоже не улучшает образование —  преподаватели вынуждены больше проводить времени  с бумагами, чем участвовать в учебном процесс.

ЕГЭ не очень хорошо стимулирует познавательный процесс — люди учатся, чтобы сдать ЕГЭ, а не за тем, чтобы приобрести какие-то умения и навыки. Также из-за ЕГЭ наиболее успешные выпускники уезжают из области, это перераспределение контингента сейчас очень заметно. 

В программе по литературе не хватает произведений о войне - Студенческий портал

Источник: https://ampravda.ru/2014/06/21/049467.html

4 книги о войне, которые почему-то не проходят в школе

В программе по литературе не хватает произведений о войне - Студенческий порталФрагмент обложки книги Виктор Голявкина «Мой добрый папа». Издательство «Самокат», 2016 год

Война — это не просто «что-то такое, где палят пушки, и мчатся танки, и падают бомбы». Война у каждого своя. Чтобы как следует изучить и понять события середины XX века, нужно посмотреть на них с разных ракурсов. Наш блогер из «Призрачной редакции» сделал подборку из четырёх книг, по которым можно и нужно изучать войну.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

За изучение событий Второй мировой войны в школе отвечает учитель истории. Но и на уроках литературы просто невозможно пройти эту тему стороной.

Душераздирающие рассказы, трогательные стихи, удивительные подвиги и деление на правых и виноватых — это, конечно, хорошо.

Но мы бы хотели предложить взглянуть на трагичные события середины XX века с другого ракурса. Сделать это помогут следующие книги.

1. Гюнтер Грасс, «Траектория краба»

Сюжет новеллы крутится вокруг лайнера «Вильгельм Густлофф», потопленного в 1945 году советской подводной лодкой. История любопытная. Одни исследователи утверждают, что корабль перевозил беженцев и капитан подлодки Александр Маринеско — военный преступник. Другие заявляют, что «Вильгельм Густлофф» был плавучей казармой и советский моряк принял верное решение.

А ещё Гюнтер Грасс говорит о том, что забывать прошлое нельзя, потому что отголоски тех далёких событий до сих пор несут в себе опасность. Это наглядно показывает вторая сюжетная линия.

Кстати, знаменитый педагог Евгений Ямбург назвал новеллу «ценнейшим педагогическим источником». Кто мы такие, чтобы с ним спорить?

2. Ганс Фаллада, «Каждый умирает в одиночку»

Война — это не только драка «стенка на стенку». Война у каждого своя. Роман Ганса Фаллады рассказывает историю немецкой супружеской пары, потерявшей сына на Восточном фронте. Безутешные родители обвиняют во всём Гитлера (вполне справедливо) и начинают распространять в Берлине антиправительственные листовки.

Хеппи-энда в этой истории не ждите. Гестапо поймает героев и казнит их. Самое интересное, что роман «Каждый умирает в одиночку» основан на реальных событиях. Книга хороша тем, что рассказывает о мирных и аполитичных немцах, пострадавших от войны и бросивших вызов системе.

3. Виктор Голявкин, «Мой добрый папа»

Удивительно, что этой повести нет в школьной программе по литературе. Замечательная книга Виктора Голявкина показывает войну такой, какой её увидел семилетний мальчишка, живущий в тылу — в солнечном Баку.

Бесконечно трогательная повесть! Замечательный фильм «Мой добрый папа» с Александром Демьяненко и Людмилой Гурченко в главных ролях почти дословно дублирует авторский текст. Его, кстати, тоже нужно показать школьникам.

4. Джон Стейнбек и Роберт Капа, «Русский дневник»

Лауреат Нобелевской премии в 1947 году совершил путешествие по Советскому Союзу, а компанию ему составил легендарный фотограф. В результате появилась замечательная книга — «Русский дневник».

Читайте также:  Всероссийские проверочные работы: кого и как будут проверять - студенческий портал

Стейнбек честно и с блестящим юмором описал жизнь советских граждан после войны, а Капа сделал пронзительные фотографии (разумеется, часть негативов у него изъяли).

«Русский дневник» — не просто документальная хроника, а настоящий гимн миру и жизни.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/prizrachnaya-redaktsiya/49651-4-knigi-o-voyne-kotoryye-pochemu-to-ne-prokhodyat-v-shkole

Что знают студенты о Великой Отечественной войне?

Позади 22 июня — печальная и трагическая дата в истории нашей страны. В этот день без объявления войны на территорию СССР вторглась фашистская Германия. Так началась Великая Отечественная война.
Фашизм нёс советским народам гибель и рабство. Гитлеровцы воевали под лозунгом: «Русский должен умереть, чтобы жили мы» по принципу: «Перед нами всё цветёт, за нами всё горит».

О Москве Гитлер сказал: «Столица русских должна быть окружена так, чтобы ни один житель — будь то взрослый или ребёнок — не мог её покинуть! Там, где стоит Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа». Ленинград и другие города СССР фашисты тоже намеревались стереть с лица земли вместе с населением.

Славянским народам, и прежде всего русским, было уготовано уничтожение. Всё это было предусмотрено в генеральном плане «Ост», разработанном главным имперским управлением безопасности под руководством Гиммлера.

Чтобы противостоять этой разрушительной фашистской машине, которая покорила страны Европы и обрушилась на нашу страну, потребовалась мобилизация всех сил, нечеловеческое напряжение, полная самоотдача населения всей страны, героизм, мужество и самопожертвование лучшей части народа, чтобы не только отстоять свободу и независимость нашей Родины, но и разгромить зверя — фашизм — в его логове — в Берлине и спасти не только себя, но и всё человечество, и цивилизацию от гибели. Победа далась дорогой ценой. Советский народ потерял в Великой Отечественной войне 27 млн человек, из них замучено фашистами мирных жителей более 7 млн, истреблено около 6 млн советских военнопленных, 4 млн. юношей и девушек были угнаны в рабство в Германию, многие там погибли. Убитые в боях, умершие от ран, пропавшие без вести составили более 8 млн человек. Разрушены были сотни советских городов, свыше 70 тысяч деревень сожжено и уничтожено, остались без крова более 25 млн человек. Вся европейская часть страны лежала в руинах.

В канун этой трагической даты мы провели социологическое исследование среди студентов нашего университета, посвященное теме Великой Отечественной войны.

Предметом нашего исследования стало выяснение того, что знают студенты — молодые россияне, правнуки солдат Великой Отечественной войны о тех трагических событиях, что знают они о фашизме?

В исследовании приняли участие 100 студентов Томского политехнического университета от 17 до 24 лет. Результаты получились следующие.

Отказались отвечать на вопросы 10 человек, заявив, что данная тема их не интересует.

На вопрос о дате и окончании Великой Отечественной войны получены такие результаты: 83 человека написали, что война началась в 1941 и закончилась в 1945 году. 6 человек не смогли ответить на этот вопрос. В одной из анкет было указано, что война началась в 1942 году. Точную дату — 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года назвали лишь 11 респондентов.

Следующий вопрос звучал так: «Какая страна начала военные действия?». 85 человек ответили: «Германия», 4 респондента не смогли ответить на этот вопрос. Один из опрошенных назвал Австрию как страну-агрессора. Фамилию и имя политического лидера Германии — Адольф Гитлер — вспомнили 82 респондента; 8 человек не смогли ответить на этот вопрос. Правильно назвать Верховного Главнокомандующего Советского Союза — И.В. Сталина — смогли 66 человек (66 % от отпрошенных). 8 студентов назвали Г.К. Жукова, 16 человек не смогли ответить на этот вопрос. При ответе на вопрос: «До каких районов дошли немецкие захватчики, окуппировав территорию СССР?» — 30 % студентов ответили: «Не знаю», 48 % сказали — «До Москвы», 3 % — «До Урала», 5% уточнили, что немцы вышли к Волге, 1 заявил, что подошли к Курску. Лишь три студента дали более точный ответ: «Захватчики дошли до Москвы, Ленинграда, Сталинграда и вышли к Кавказу».
На вопрос: «Какие страны покорила фашистская Германия во Второй Мировой войне?» 44% ответили, что не знают. Правильный и полный ответ дать не смог никто. У остальных 46 опрошенных были лишь попытки ответа типа: «Польша» (16%), «Франция» (5%), «Чехословакия» (3%), «Бельгия» (2%), «Австрия» (1 %). У остальных 19 опрошенных ответы были необычные — «Египет», «Испания, Италия», «Голландия, Румыния», «Венгрия», «Финляндия», т.е. большинство из данных опрошенных занесли союзников Германии в список порабощённых гитлеровцами стран. В ответах на вопрос о странах-союзниках СССР в борьбе с немецкими оккупантами 42 респондента указали: США или США и Англия, часть к указанным выше добавили ещё Францию. 48 % не знают ответа на этот вопрос. Следующий вопрос звучал так: «Какие решающие битвы Великой Отечественной войны Вам известны?». На него не смогли ответить 22%. В остальных 78 ответах респондентами были указаны: «Битва под Москвой» (24%), «Сталинградская битва» (22%), «Курская битва» (20%), «Оборона Ленинграда» (11%). Один ответ оказался довольно странным — «Полтавская битва».
На вопрос «Каких военачальников СССР, сыгравших большую роль в Победе в Великой Отечественной войне Вы можете назвать?», были получены следующие ответы: 22% назвали Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского, 20% респондентов вспомнили только Г.К. Жукова; один студент назвал А.М. Василевского и один — И.С. Конева. Кроме того, у некоторых были необычные ответы на вопрос: А.Суворов, Берия, Морозов, Потёмкин, Нахимов, Покрышкин. 40% не дали никакого ответа. Имена известных Героев Великой Отечественной войны не смогли назвать 84% из опрошенных студентов; лишь 6 респондентов вспомнили по одному имени: 2 студента назвали З.Космодемьянскую, 1 студент — А. Матросова, 1 студент — Н. Гастелло, 1 студент –героев-панфиловцев (без указания имен). Лишь один человек назвал 3-х Героев — З. Космодемьянская, М. Джалиль, М. Казей. На вопрос: «Что такое фашизм, и что он нёс народам СССР?» не ответили 24% респондентов, что очень печально. Некоторые ответы опять-таки оказались весьма странными. В частности, ответы были такие: «Фашизм освободил от СССР страны Балтии», или «Фашизм – это беды. Однако…можно извлечь и пользу — благодаря войне, развязанной фашистами, некоторые страны стали сильнее, усилив свою оборону» (2% ответивших). Остальные 74% опрошенных в общих чертах и очень поверхностно, но всё же ответили верно. В частности, 10% пояснили, что фашизм – это идеология расового превосходства арийской расы над остальными нациями, нёсшая всем народам мира и СССР порабощение и уничтожение, а 64% отметили, что фашизм – это война, горе, смерть, слёзы, беды, страх, потеря близких, разруха, голод. На вопрос: «Кто из Вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне?» последовали такие ответы: 5 респондентов ответили, что их близкие не участвовали в Великой Отечественной войне, 85% опрошенных заявили, что их дед или прадед принимал в ней участие, двое указали, что их дедушка и бабушка — участники войны, трое отметили, что многие их родственники полегли на полях сражений в эту войну. 10% на вопрос не ответили. На вопрос: «Какие книги Вы прочитали о Великой Отечественной войне?» Мы получили следующие ответы. 82% опрошенных ответили, что таких книг они не читали, лишь 6% перечислили такие произведения, назвав одно или два из них, как «Молодая Гвардия» (А. Фадеев), «Живые и мёртвые» (К. Симонов), «А зори здесь тихие» (Б. Васильев), «Они сражались за Родину» и «Судьба человека» (М. Шолохов), «Звезда» (Э. Казакевич). Два ответа были абсолютно неверными: студенты причислили романы «Гранатовый браслет» (А. Куприн) и «Война и мир» (Л. Толстой) к произведениям о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Перечислить фильмы, которые студенты смотрели о Великой Отечественной войне, смогли лишь 28 %. Были названы фильмы: «А зори здесь тихие» (14 человек), «В бой идут одни старики» (4 человека), «Семнадцать мгновений весны» (4 человека), «Звезда» (2 человека), «Молодая Гвардия» (2 человека), «Мы из будущего» (2 человека), «Судьба человека» (1 человек). Кроме этого, были названы комедия «Девчата», не имеющая ничего общего с Великой Отечественной войной, и кинофильм «Поднятая целина» (по М. Шолохову), рассказывающая о строительстве колхозов в первые годы коллективизации. 72% опрошенных не смогли назвать ни одного фильма. На вопрос: «Откуда Вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?» респонденты отвечали: «Из СМИ — телевидения, интернета, из кинофильмов, от знакомых» (42 %), лишь 6 человек сказали, что узнавали о войне из рассказов родственников и родителей и 3 человека ответили, что в школе на уроках истории (что является, на наш взгляд, очень плачевным результатом). Остальные 52% не ответили на этот вопрос.

Проведённый нами опрос показал, что знания студентов ТПУ о столь важном событии в истории страны, как Великая Отечественная война, плачевны.

Несмотря на то, что большинство опрошенных — внуки и правнуки ветеранов Великой Отечественной войны, они мало что знают о героических событиях тех дней. Откуда им знать? Молодёжь уже трёх поколений, начиная с 90-х годов была лишена воспитания гражданского самосознания. В школе и в университете в учебных программах по истории России такая важная тема фактически отсутствует, преподаватели не знакомят студентов со столь важной страницей в истории страны. Большинство кураторов ТПУ также не проводят работу в студенческих группах по гражданскому воспитанию и формированию в студентах любви и уважения к своему Отечеству. Старостат ТПУ лишь со следующего учебного года планирует включить патриотическую работу в сферу своей деятельности. А ведь даже наши враги в лице фашистской Германии перед своим разгромом во Второй Мировой войне признали, что Великую Отечественную войну выиграл учитель СССР, т.е. государство, воспитавшее молодое поколение, любящее свою страну и преданное ей, которое стояло насмерть, защищая свою Родину.

Пытаясь исправить сложившуюся сегодня ситуацию по данной проблеме, в ряде вузов страны сейчас стали вводить факультативы по теме Великой Отечественной войны, и это правильно. Мы также хотели бы обратиться к учебному управлению ТПУ поддержать инициативу таких вузов и ввести подобные факультативы у нас.

Кроме того, мы просим Институт кураторов уделить больше внимания такому важному направлению воспитательной работы, как патриотическое воспитание студентов.

Г.М. Иванова, руководитель МПЦ ТПУ «Отечество», доцент ИГНД
В.В. Беккер, зам. председателя МПЦ ТПУ «Отечество», методист ООВР,


А. Казин, студент гр.4А56 МСФ, член совета МПЦ ТПУ «Отечество»

Источник: https://za-kadry.tpu.ru/newspaper/article/view?id=4437

Международный медиапроект "Читаем о войне"

  • Международный медиапроект
    «ЧИТАЕМ О ВОЙНЕ»,
    посвящённый 75-летию Победы
    в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • 1 февраля — 20 декабря 2020 года
  • ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      ЮТУБ-КАНАЛ   ЗАСТАВКА
  • .
  • ВНИМАНИЕ: в медиапроекте принимают участие ролики с чтением прозы!

Проект организован Юношеским центром им. В.Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки.

Цель проекта состоит в том, чтобы привлечь внимания молодежи к огромному пласту книжной культуры, посвящённой войне и побудить ее к чтению.

Книги о войне – трудное чтение, но оно необходимо для понимания нашей истории, для связи поколений. Память о той страшной войне должна сохраняться, а чтение книг помогает не прерваться живой нити, которая объединяет прошлое и будущее. 

Как стать участником проекта?

Нужно прислать организаторам самостоятельно записанный видеоролик продолжительностью 1-3 минуты с выразительным чтением прозаического отрывка из выбранной вами художественной книги о войне по адресу: tendryakovka@ya.ru с указанием темы письма — Конкурс «Читаем о войне».

Подробную информацию об условиях участия в проекте можно узнать на сайте  — http://tendryakovka.ru/?page_id=28033

Участвовать в медиапроекте «Читаем о войне» может любой житель РФ старше 12 лет. Главная задача участников – так прочитать фрагмент  понравившейся книги о войне, чтобы заинтересовать зрителей и вызвать у них желание тоже прочитать эту книгу.

  1. Видеозапись должна содержать следующие элементы:
  2. — представление участника (ФИО, возраст, учебное заведение (если учится), профессию (при желании);
  3. — представление выбранного прозаического произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (название книги, ее демонстрация в кадре, личное отношение участника к прочитанному, объяснение причин выбора именно этого произведения);
  4. — запись выразительного чтения фрагмента выбранного произведения.

К участию в проекте приглашаются библиотеки всех уровней. Именно они могут заинтересовать юных и взрослых читателей произведениями о войне, побудить их к чтению и помочь им рассказать о своем выборе другим людям. Библиотеки должны стать не только центрами реализации медиапроекта на местах, но и в первую очередь проводниками книг о войне и её героях.

Кроме того, по приглашению оргкомитета участниками проекта станут актёры, преподаватели русского языка и литературы, журналисты и деятели культуры.

Проект реализуется в течение всего 2020 года, проходящего под знаком Победы, но особую значимость приобретают ролики, размещённые в преддверии 9 Мая.

Единая заставка всех видеороликов и музыкальное сопровождение медиапроекта сделают его узнаваемым и привлекут внимание пользователей интернета и зрителей официального ютуб-канала проекта — https://www.youtube.com/channel/UCMGFJOMOXYlXLGWYuf_ZJSg

  • Все авторы видеороликов, а также библиотеки, принявшие активное участие в проекте, будут поощрены сертификатами и благодарностями.
  • Мы приглашаем к участию в масштабном социально значимом мероприятии всех заинтересованных людей, которые любят художественное слово, которые готовы способствовать тому, чтобы наши соотечественники читали книги о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Источник: http://tendryakovka.ru/?page_id=28033

Школьная программа по литературе: 5 книг о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война стала величайшим испытанием для русской литературы, которая достойно выполнила свою основную задачу быть летописцем четырёх долгих лет героической жизни фронта и тыла.

Истоки русского национального характера, героизм и сила народа в годы великих испытаний нашли широкое отражение в поэзии, прозе, драматургии. Писатели работали на фронтах войны в чрезвычайно трудных условиях. Художникам слова пришлось действовать не только пером, но и штыком. Они были участниками кровопролитных боёв с захватчиками.

И многие из них так и не вернулись с войны. Подробнее о литературе военного и послевоенного времени читайте в учебнике

В.П.Некрасов (1911-1987), «В окопах Сталинграда»

В 1940-1941 годах писатель Виктор Некрасов служил в Театре Красной армии в Ростове-на-Дону, выступавшем тогда по военным гарнизонам и армейским лагерям. Оттуда попал на фронт, где стал полковым инженером и заместителем командира саперного батальона.

Некрасов прошел почти всю войну, после ранения в Польше в 1945 году был демобилизован в звании капитана. Награждён медалью «За оборону Сталинграда». Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» рассказывает о героическом подвиге людей, оборонявших Сталинград в 1942-1943 годах.

В книге ярко выражены автобиографических мотивы: и лейтенант-сапер Юрий Керженцев, от лица которого ведется повествование, и Некрасов — киевляне, выучившиеся на архитекторов и призванные на службу в армию в качестве военных инженеров.

Боевой путь Керженцева и оценка им происходящих событий отражают личные впечатления автора, воевавшего под Сталинградом и на Украине.

Цитата: «Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Маленькие, как будто незначительные, они как-то въедаются в тебя, вырастают во что-то большое, значительное, становятся как бы символом».

Принять участие в конкурсе «Читаем стихи о Великой Отечественной войне»

В.В.Быков (1924-2003), «Обелиск»

Василь Быков окончил Саратовское пехотное училище и служил в армии с 1942 года. За время войны он участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку, а во время Кировоградской операции был тяжело ранен и даже по ошибке оказался записан как погибший.

Позже Быков с действующей советской армией прошел всю Восточную Европу до самой Австрии и был окончательно демобилизован в звании майора лишь в 1955 году. За свою деятельность в области литературы Быков стал лауреатом Ленинской премии. Одно из самых известных его произведений о Великой Отечественной войне, повесть «Обелиск», была создана в 1971 году.

Книга имеет построение по схеме «рассказ в рассказе» и относится к направлению героической. Персонаж, о котором ведется рассказ — сельский учитель Алесь Мороз — совершает настоящий подвиг, до последнего защищая своих учеников перед немецкими захватчиками и полицаями, хотя заслуженная посмертная слава за столь героический поступок в итоге обходит его стороной.

Повесть отражает достойную жизнь людей, которые даже перед лицом смерти не изменили себе и своим принципам, говорит о тех неизвестных нам подвигах и героях, которые не были занесены в наградные листы и отмечены обелисками.

Цитата: «Жизнь — это миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб. А вы все хотите втиснуть в две-три расхожие схемы, чтоб попроще! И поменьше хлопот. Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно».

Читайте также:  Лайфхак абитуриента: как я сдал егэ по математике на 100 баллов - студенческий портал

Принять участие в конкурсе методических разработок «День Победы»

В.П.Астафьев (1924​-2001), «Пастух и пастушка»

Военную подготовку Виктор Астафьев получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске и, попав на фронт весной 1943 года, воевал в качестве шофера и связиста в гаубичной артиллерии.

Астафьев принимал участие в сражениях на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский фронт, а после тяжелого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Во время боев Астафьев был контужен, лишился глаза.

Его фронтовая биография отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». На основе личных впечатлений Астафьев создал в своих литературных произведениях образ простого рабочего-воина, обезличенного «ваньки»-взводного.

Этого героя обходят награды, ему в обилии достаются наказания, но вместе с тем именно на таких, как он, и держится вся советская армия. Во многом этот образ фронтовика-окопника, привыкшего делить невзгоды со своими боевыми товарищами, Астафьев списал с самого себя и со своих фронтовых друзей.

Среди творчества Астафьева особо выделяется повесть «Пастушка и Пастух», в которой одновременно есть возвышенная сентиментальность, и деревни, и суровый, приземленный быт солдат. С помощью подобного противопоставления автор попытался донести до своих читателей: истинная любовь может случиться даже на войне, пусть при таких обстоятельствах влюбленным и не удастся обрести своего счастья.

Цитата: «Вот что я вам посоветую: не отдаляйтесь от людей, принимайте мир таким, каков он есть, иначе вас раздавит одиночество. Оно пострашнее войны».

Принять участие в акции «Уроки памяти»

С.С.Смирнов (1915-1976), «Брестская крепость»

Писатель Сергей Смирнов окончил школу снайперов под Москвой и ушел добровольцем в истребительный батальон в 1942 году. В тот же год Смирнов окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, и уже с января 1943 командовал взводом 23-й зенитно-артиллерийской дивизии.

Помимо участия в боевых действиях Смирнов также работал литсотрудником в газете «Мужество» 27-й армии. После войны был редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии до 1950 года. Сергей Смирнов внес огромный вклад для увековечивания памяти героев войны.

Его выступления в печати, на радио и телевидении породили массовое патриотическое движение по розыску информации о солдатах, чей подвиг до поры оставался забыт. Именно Смирнов впервые сделал всеобщим достоянием героическую эпопею обороны Брестской крепости, кропотливо собрав материал о ее защитниках.

Сегодня история Брестской крепости широко известна, но когда-то о гарнизоне, который с первых часов войны попал в окружение и сражался в тылу противника, не знал почти никто. Долгое время считалось, что все защитники крепости погибли. Однако Смирнов предположил, что кто-то из бойцов мог выжить — и оказался прав.

Писателю удалось отыскать более трех сотен участников обороны, а документальная повесть «Брестская крепость» (1964) стала итогом его десятилетних изысканий и в 1965 году была удостоена Ленинской премии. За время своей деятельности Смирнов получил от неравнодушных советских граждан более миллиона писем.

Цитата: «Героизм — это воля, побеждающая в себе страх, это чувство долга, оказавшееся сильнее боязни опасности и смерти».

Принять участие в акции «Я вырос на уроках литературы»

М.А.Шолохов (1905-1984), «Судьба человека»

В июле 1941 года Михаил Шолохов, полковой комиссар запаса, был призван в армию и направлен на фронт. За время Великой Отечественной войны Шолохов участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте и под Ростовом на Южном фронте.

В январе 1942 года он получил серьезную контузию при неудачной посадке самолета на аэродроме в Куйбышеве, и эта травма позднее давала о себе знать на протяжении всей жизни писателя. Кроме того, в военные годы Шолохов работал в Совинформбюро, а также был специальным корреспондентом в газетах «Правда» и «Красная звезда».

 Деятельность писателя в эти тяжелые годы была по достоинству оценена советским правительством: в сентябре 1945 года он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Самый известный рассказ Шолохова о событиях войны, «Судьба человека», впервые был опубликован в новогодние дни — с 31 декабря 1956 на 1 января 1957 года — в газете «Правда». Героем произведения Шолохова стал советский солдат, описывающий свою бесхитростную жизнь простого труженика, пережитый им немецкий плен и потерю семьи.

Рассказ основан на реальных событиях: весной 1946 года Михаил Шолохов на охоте разговорился с человеком, который и поведал писателю о своей нелегкой судьбе. А через десять лет, вспомнив об этой встрече, Шолохов за неделю превратил давнюю историю в одно из лучших своих произведений.

Цитата: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?»

Иллюстрация: К.Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/shkolnaya-programma-po-literature-5-knig-o-velikoy-otechestvennoy-voyn/

«Русская литература говорит о безнадеге и тупике. Все рушится, все умрут, все разлюбят»

Историк литературы Алексей Вдовин — о том, почему в школах не изучают современную и иностранную литературу и какими проблемами это чревато

Преподавание литературы в российских школах сегодня напоминает школьную программу Германии рубежа XIX—XX веков. С 1870-х и до нацистских времен школьники Германии изучали литературу только от Нибелунгов и до Гете и Шиллера.

Такая программа была одним из инструментов насаждения арийского и фашистского образа мышления, потому что так усваивалась одна идея, что все свое — лучшее, а все чужое — враждебно.

Горький опыт заставил немцев отказаться от такого подхода, и сегодня литературу в школах Германии изучают не по хронологии, а по темам и проблемам, включая иностранные и современные произведения.

О том, какими еще проблемами чревато отсутствие в школьной программе иностранной и современной литературы и как привить школьникам любовь к чтению, — во второй части интервью «Реальному времени» историка литературы Алексея Вдовина.

Начало — 17 марта.

Алексей, из моего собственного опыта обучения в школе и опыта моих ровесников могу сказать, что есть ощущение, будто русская литература заканчивается где-то в начале XX века. Затем — пустота (если бы я не читала самостоятельно). Какое место современная литература находит в программе?

— С включением современной литературы в школьную программу всегда были проблемы как минимум с 1871 года, то есть с утверждения единой имперской программы по литературе, составленной в период министерства печально известного Дмитрия Андреевича Толстого.

Собственно, проблема в том, что эксперты, составляющие программы, всегда считают невозможным включать современную литературу в списки для чтения. Причины очевидны: это и малая историческая дистанция, не позволяющая оценить, проверен ли текст временем, достаточно ли он классический для изучения.

Это и причина, связанная с подчас политической и социальной заостренностью, злободневностью современной литературы.

Самый яркий пример в истории России — исключение из школьной программы всей современной литературы после Гоголя на 35 лет, с 1871-го до 1905 года.

Интересно, что на фоне других европейских стран конца XIX века такой временной лаг в 30—40 лет — это очень короткий период, не норма, потому что в Англии и Франции лаг составлял 80—100 лет.

В этом смысле ближе всего к русской ситуации устройство школьной программы в Германии и США рубежа XIX—XX веков.

Если же говорить о нашем времени, то школьные программы в современной Германии очень сильно отличаются от русских, и прежде всего по части современной литературы. Там литературу проходят не строго по хронологии, по периодам, а по темам или проблемам, и современная литература 1980—2000-х тоже обсуждается. А не только Гете или Фонтане. И в разных землях страны программы отличаются.

Многим в России полезно понимать невидимую связь между литературой в школе и государственной идеологией или, что еще хуже, пропагандой.

Вообще, немцы твердо усвоили тот горький урок истории XX века, что нельзя основывать изучение литературы только на классике и только на своей.

Дело в том, что с 1870-х и до нацистских времен школьники Германии изучали литературу только от Нибелунгов и до Гете и Шиллера.

Историки давно доказали, что это, вообще говоря, был один из инструментов насаждения арийского и фашистского образа мышления, даже если учителя и эксперты это не осознавали. Его главная идея ведь, собственно, в том, что все свое — лучшее, а все чужое — враждебно.

Так что многим в России полезно понимать невидимую связь между литературой в школе и государственной идеологией или, что еще хуже, пропагандой.

Хотя единая идеология у нас запрещена Конституцией, мы сейчас видим, как единомыслие насаждается, в частности, и через школьные программы по гуманитарным предметам.

Стоит прочесть поправки к ФГОСу по литературе, которые сейчас обсуждает общественность, чтобы в этом убедиться.

Почему в российских школах практически не знакомят с иностранной литературой? Как это можно было бы исправить?

— Никак нельзя исправить. Само рождение и модель литературы в школе, начиная с середины XIX века, не предполагает изучения литератур, отличных от национальной.

Мелкие вкрапления Шекспира или Гете — это счастливые исключения.

До тех пор, пока существуют национальные государства и управляемая государством образовательная система, заточенная под соответствующие цели выращивания лояльных нации граждан, все так и будет продолжаться.

Подчеркну, что я сейчас не говорю, что это плохо или, наоборот, хорошо. Я просто констатирую положение вещей. Они устроены именно так, это факт. Другое дело — его оценивать и выписывать рецепты на будущее.

Хотя единая идеология у нас запрещена Конституцией, мы сейчас видим, как единомыслие насаждается, в частности, и через школьные программы по гуманитарным предметам.

«Литература школе нужна как минимум для какой-то другой задачи, нежели воспитание «русского человека» и гражданина»

Что необходимо изменить в современной методике преподавания в школе, чтобы в детях пробуждался интерес к русской литературе?

— У меня неутешительный ответ: никакие косметические меры не изменят ситуацию по существу. Потому что, повторюсь, вся система литературного образования, начиная с XIX века, создана для строго определенной задачи и, на мой взгляд, крайне сложно ее перенастроить, особенно в той политической ситуации, как сейчас у нас.

Шанс есть только в том случае, если когда-нибудь в нашем обществе учителя, эксперты, чиновники, литературоведы заново договорятся, что литература школе нужна как минимум для какой-то другой задачи, нежели воспитание «русского человека» и гражданина. Пока же такие задачи приоритетны, мы ничего принципиально улучшить в школьной литературе не можем.

Конечно, всегда будут лучшие учителя, которые творят на своих уроках чудеса, но если мы говорим о большинстве, то увы. Тут я не вижу выхода. И еще раз повторю, что дело не в так называемых плохих учителях или ленивых или разучившихся думать детях. Дело совсем в другом.

Почему зачастую школьная программа убивает интерес к классической русской литературе? Можно ли вообще сегодня представить, чтобы человек, который уже не учится в школе или вузе, захотел взять того же «Евгения Онегина» и с удовольствием прочитать?

— Убивает самой идеей классичности, каноничности, неоспоримости. По своей функции — это вода мертвая, а не живая.

Вот если бы больше современной литературы обсуждать, возможно, она бы сыграла роль воды живой. А что касается второго вопроса, то да, думаю, вполне можно представить такого человека.

Но он обитает в основном в трех-четырех самых крупных российских городах. А в остальной России мало его водится.

Конечно, всегда будут лучшие учителя, которые творят на своих уроках чудеса, но если мы говорим о большинстве, то увы. Тут я не вижу выхода.

Молодое поколение сильно привязано к гаджетам. Как преподавание литературы могло бы использовать эту привязанность во благо?

— У меня нет рецепта. Могу только сказать, что в Европе и США преподаватели практикуют специальные задания, которые можно выполнять на уроке как раз с помощью гаджетов. То есть вместо запрета, наоборот, заставить ребят искать с помощью них информацию в Сети, или выполнять тесты, или еще что-нибудь.

Смотреть кино школьники любят больше, чем читать. Как эту любовь можно использовать в изучении литературы? Может, кинокружки, просмотр экранизаций?

— Знаете, я боюсь, что и кино-то они уже особенно не смотрят. А вот видеоблоги в социальных сетях или напрямую в YouTube — это пожалуйста. Так что поезд экранизаций и кино уже давно ушел, годах в 1990-х. Сейчас нужно придумывать что-то связанное с реальностью социальных сетей, фэнтези или фанфикшн.

Вот, скажем, если бы предлагать ребятам написать фанфик по «Капитанской дочке» Пушкина или по «Преступлению и наказанию» — как бы здорово можно было задействовать и их читательское восприятие, и писательские, творческие задатки, которые есть почти у всех.

Когда мы со студентами в курсе «Социологии литературы» обсуждаем феномен фанфиков, я вижу, как загораются глаза. Оказывается, что многие читают и даже пишут фанфики (например, по «Гарри Поттеру»). Для многих это важная часть жизни. Как показывают исследования, и не только для молодежи.

Однако общество и эксперты от литературы стигматизируют фанфики, объявляя их чем-то низкопробным, пошлым. Все гораздо сложнее, и нам всем нужно учиться думать иначе.

Актуальность произведения всегда заметна на двух уровнях — на уровне переклички между политическими или социальными событиями в классической литературе и современности и между эмоциями героев и нашими переживаниями.

«Природа классики такова, что она со временем лишь раскрывает свой смысловой потенциал»

От молодых людей нередко можно услышать, возможно, в силу их необразованности, что русская классика — это старомодно, это неактуально. В чем актуальность для современного молодого человека произведений Достоевского, Пушкина, Толстого?

— Опять же, очень сложно однозначно ответить. Каждый учитель сам на уроке пытается как-то связать содержание романов с тем, что за окном или в душе. Получается по-разному.

Я бы сказал, что актуальность всегда заметна на двух уровнях — на уровне переклички между политическими или социальными событиями в классической литературе и современности и между эмоциями героев и нашими переживаниями.

Ну а дальше каждое произведение по-своему резонирует по этим двум направлениям с современностью.

Мне запомнилась сцена из фильма Дуни Смирновой «Два дня», когда высокий чиновник из Москвы обращается к работникам музея-усадьбы, говоря, что нужно запретить русскую литературу в школах.

Потому что она рождает в людях какие-то несбыточные мечты об идеале, о возвышенных отношениях, о жертвенной любви и прочее.

Но, мол, на самом деле такого они в жизни никогда не встретят, поэтому будут мучиться, все время неудовлетворенные и неспособные посмотреть на жизнь трезво. Я слышала такие мнения не только в кино. Что вы думаете об этом?

— Очередная доведенная до абсурда идея. Где, где, ну покажите мне, в русской литературе XIX века процветают возвышенные идеалы, которые реализовались бы на практике? Таких текстов почти нет. Мышкин никого не спас, Раскольников только начинает воскресать к новой жизни.

Обломов рано умер. У Тургенева вообще счастья нет, а есть лишь долг и служение. Исключение — лишь романы типа «Что делать?» или «Шаг за шагом» Омулевского, но они на периферии внимания сейчас и лишь подтверждают общее правило.

Наоборот, литература русская если о чем нам и говорит, то о безнадеге и тупике.

Все рушится, все умрут, все разлюбят, и даже если Соня в финале «Дяди Вани» повторяет мантру «мы увидим небо в алмазах», то только для того, чтобы зритель еще раз подумал об обратном — о полной безысходности ее и дяди существования.

Природа классики такова, что она со временем лишь раскрывает свой смысловой потенциал, становится лишь крепче, как вино.

— Нередко можно услышать такое суждение, что школьники могут иметь феноменальную память, проглотить много книг из программы, но все те стремления, переживания, идеи, которые мучают героев русской классики, все равно не смогут понять.

— Нет, конечно. Понятно нам всем в школе процентов 30—40 от силы. Ведь природа классики такова, что она со временем лишь раскрывает свой смысловой потенциал, становится лишь крепче, как вино.

ОбществоОбразованиеИсторияКультура

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/92496-aleksey-vdovin-pochemu-v-shkolah-ne-chitayut-sovremennye-knigi

Ссылка на основную публикацию