Учитель месяца: -разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к уроку — студенческий портал

TALKS Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий порталВ формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения на тему преподавания истории России в школе.

Мне кажется, что есть старые и новые проблемы. Старые проблемы связаны с тем, что история — это дисциплина, где от личности учителя зависит практически все. Увлечь — это главная задача любого преподавателя. Но в случае с преподаванием истории это может быть задачей первостепенной важности, потому что историю можно преподать очень скучно и очень интересно, особенно в нашей стране, где история замечательная и, кроме того, не спадает живейший интерес к историческим знаниям, который поразительным образом отличает Россию от многих других стран.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Все русские крупные писатели увлекались историей и имели на нее свой собственный взгляд. Например, литератор Карамзин сначала изобрел новый литературный язык, а потом написал «Историю государства Российского».

И такой интерес очень характерен для русской среды. Но при этом, как ни странно, историю никто не знает, потому что она всегда является предметом идеологических манипуляций.

Поэтому официальной истории не верят, а вместо нее изобретают свою.

И все это, к сожалению, сказывается на качестве преподавания истории в школе, потому что если учитель адекватный, то, конечно, он будет преподавать честно и увлекательно. С другой стороны, таких учителей не так много, а от них зависит все.

Кроме того, важно понимать, о чем мы говорим: просто о средней школе или о спецклассах с уклоном в историю. Там, конечно, обстановка другая, но и требования иные. В спецклассах перед учителями-историками стоит проблема внести в головы детей новейшие достижения исторической науки, а, в отличие от математики, они имеют тенденцию со временем меняться.

В одно время считается, что Александр Невский — герой Руси, в другое — что он предатель, скользкий человек, пытавшийся договариваться с татарами и так далее. И все это выплескивается на головы детей. Что с этим делать, не всегда понятно. Может быть, спасением было бы, если бы учитель истории в школе имел бы опыт творческой научной работы.

Это сразу поменяло бы его перспективу и адаптацию материала, который он передает детям.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Создан национальный центр компетенций в области цифровой экономики - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий порталПрямая речь: Федор Успенский

Но, к сожалению, и этого у нас в стране немного, а, учитывая такой усиливающийся идеологический фон, со временем будет все меньше.

Я боюсь, что в ближайшее время произойдет усреднение знаний, прославляющих Россию, которую, вообще говоря, и без этого есть за что прославлять, но есть и за что ругать.

Сейчас все негативное будет отсекаться как неудобное, а все позитивные клише, штампы и стандарты будут наполняться новыми смыслами и каким-то образом помещаться в головы детей.

Тем не менее меня поражает, что интерес к истории у школьников по-прежнему довольно силен. Судя по моей среде, по детям коллег или каких-то людей из смежных дисциплин, все-таки на исторический факультет люди идут охотно.

И судя по студентам исторического факультета Высшей школы экономики, с которыми я имею дело, существует огромный интерес к истории.

Они не так много знают, и тут их не за что винить, но в рвении, драйве и охоте к познанию им не откажешь.

Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. Как правило, ее сводят к ЕГЭ. Но ЕГЭ лишь функция, сам по себе он очень мало что значит. Всего лишь еще одна форма контроля знаний. Но, к сожалению, ЕГЭ становится самоцелью.

То есть подготовка к сдаче ЕГЭ зачастую представляется единственной целью изучения истории в школе. Напомню, что история по-прежнему выполняет в школьном курсе три основные задачи: мировоззренческую, образовательную и воспитательную.

А если все свести к подготовке и сдаче ЕГЭ, то ни одна из этих трех задач решена не будет.

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий порталФеномен внезапности во Второй мировой войне

Вот все это приводит к тому, что интерес ученика к истории в школьном курсе приобретает явно выраженный, я бы сказал, гипертрофированно утилитарный, функциональный характер.

Это, конечно, подготовка к ЕГЭ, я это сам хорошо вижу на примере своей работы, когда еще в 10 классе интерес к истории достаточно традиционный, познавательный, а вот в 11 классе он становится сугубо утилитарно-функциональным.

Как решать эту проблему? Возможностей для этого достаточно много, но подготовка единого учебника по истории отнюдь не панацея. Прежде всего, учебник — это материал, некий инструмент, технология, которая находится в распоряжении преподавателя.

Главное — это не учебник, а то, что должно происходить на уроке — коммуникационное событие. В его рамках и осваивается необходимый материал, который предусмотрен учебным планом. Сам по себе учебник коммуникационное событие не обеспечивает.

Все решает, конечно, новая методика и методология изучения истории. И, разумеется, личность Учителя.

Когда-то в советское время у нас существовали высокопрофессиональные методические школы. И вот к этому опыту нужно возвращаться. Чтобы это состоялось, необходимо формирование нового набора внутрикорпоративных ценностей профессионального преподавательского сообщества.

В настоящее время они подменяются повышением заработной платы, что само по себе, безусловно, необходимо, но далеко не достаточно. Нужно мотивировать труд преподавателей в области разработки новых методик.

А это задача творческая, и решать ее нужно в творческой атмосфере профессионального взаимодействия.

На мой взгляд, как и в любом другом деле, в деле преподавания истории в школе очень многое зависит от людей, конкретнее от преподавателя.

Если преподаватель из урока в урок будет говорить: «Открываем учебник и читаем параграф» — мало того, что историю знать никто не будет, ее и любить никто не будет, потому что это скучно.

История — это же человеческая жизнь. В зависимости от возраста и задач ее можно рассказывать как сказку, а можно постараться объяснить причинно-следственные связи исторических событий.

Кроме того, сейчас у преподавателя масса технических возможностей для привлечения визуальных материалов, которые облегчают и углубляют восприятие. Можно и презентацию сделать, и фрагмент из фильма показать.

Но в любом случае все это надо сделать так, чтобы было интересно. А возможно это, только если предмет интересен самому преподавателю.

История несет в себе такое количество культурного багажа, которое обязан освоить любой человек, что относиться к ней как к ненужному предмету нельзя. И, наверное, можно и нужно объяснять школьникам, зачем вообще изучают историю.

У любого педагога трудности связаны с возрастом тех, кому он адресует свой предмет. И еще, конечно, многое зависит от учебников. С одной стороны, преподавателям истории было ужасно трудно, когда развалился Советский Союз и исчезла определенность мнений. Что хочешь, то и говори.

А иногда у преподавателя и мнения-то своего не было, он читал так, как привык, как в учебнике написано. С этой точки зрения единый учебник облегчает задачу. Но совершенно необязательно, что каждый преподаватель в этом едином учебнике найдет ту точку зрения, которая соответствует его собственной.

Поэтому я с трудом представляю себе, как это возможно вообще — единый учебник написать. Единый набор фактов — можно. А единый набор интерпретаций — нет. В принципе, вполне можно обойтись и без него.

Опять же в том случае, если преподаватель заинтересован в предмете и ему хочется передать свои знания детям.

Я преподаю историю в вузе. Но я работаю с первокурсниками и вижу, кто приходит к нам из школы. Общая проблема касается не только истории, она касается вообще, видимо, всего школьного образования. Выпускники школ приходят на первый курс института совершенно не умеющими думать.

Соответственно, они не могут ни устно, ни письменно выражать свои мысли, если даже вдруг они есть. Почему? А потому что у нас ЕГЭ, а ЕГЭ — это в основном тесты. Их учат не рассуждать и высказывать свое мнение, а галочки ставить в правильном месте. Может быть, для математики, физики, химии такая система подходит.

Но в гуманитарных предметах это просто недопустимо.

Хорошо, что вроде бы опять вводят сочинение. Литературу последние годы тоже проходили, ориентируясь на ЕГЭ, внимательно русскую классику никто не читал. Результаты плачевны: дети вырастают черствыми, прагматичными, не замечающими «высокое».

Когда вопрос касается истории, это все всплывает, потому что им приходится объяснять, что декабристы не слабоумные идиоты и что крепостное право — это не хорошо. В общем, с такими чисто этическими проблемами история и историки тоже сталкиваются.

Ведь все гуманитарные предметы взаимосвязаны. Корень же зла, мне кажется, лежит именно в том, что школа выпускает человека, наделенного некоторой суммой знаний и навыков, но главного навыка — думать самостоятельно — не вырабатывает.

Я считаю, что введение ЕГЭ привело просто к катастрофическим последствиям.

Я думаю, что главная проблема — это отсутствие понимания, зачем нужно историческое образование в школе. Если вы не знаете цели, то вы не можете сформулировать ни то, каково должно быть содержание образования, ни то, какова должна быть методика подачи материала. Как бы по умолчанию предполагается, что знать надо все.

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий порталОсобенности либерализма в РоссииНет смысла доказывать, что это невозможно. Необходим принцип отбора информации, а его нет.

Причем из этого проистекает то, что модель образования оказывается чрезвычайно консервативной. Она воспроизводит учебник советской эпохи, но, естественно, лишена при этом концептуального насыщения этой модели.

И в итоге получается, что реализуемая модель на самом деле не решает никаких проблем и не может быть интересной для школьника. Она предельна архаична. Представляет собой своего рода ритуал, где одни воспроизводят старую схему, другие ее почему-то должны заучивать.

А по большому счету никому это не нужно. В этом и есть главная проблема.

Единый учебник по истории уже давно есть. Если посмотреть на те учебники, которые имеются сейчас в продаже, по которым учатся школьники, они мало чем отличаются друг от друга. И нельзя сказать, что в современной учебной литературе есть принципиально разные точки зрения, разные модели, разные концепции. Мне кажется, что проблема «многоголосия» учебной литературы в значительной мере надумана.

Источник: https://postnauka.ru/talks/29997

В ногу со временем: школа глазами учителей

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий портал

m24.ru/Роман Балаев

Учебный год закончился, а значит, пора подводить итоги. В прошлом месяце корреспондент m24.ru узнавал, как изменилась школа в глазах детей. Теперь очередь за учителями. Влияют ли новые технологии на успеваемость школьников и как за последние годы изменились функции педагога – читайте в материале.

Наталья Вячеславовна Гуськова, ГБОУ №13 49. Учитель начальных классов

Школа меняется, бесспорно. Во многом стало проще технически выполнять какие-то задания и поручать их детям. Хотя в нашей школе нет такого масштабного оснащения, как в других школах, у нас не везде есть интерактивные доски и так далее, но из-за того, что дети знакомы как раз со своими гаджетами – у всех есть и компьютеры, и ноутбуки, и смартфоны, – стало проще работать.

И творчески получается работать, и дети с удовольствием осваивают знания вместе с техническими новшествами. Потому что молодежь более подкована в этом всем, это не доставляет им никаких трудностей. И они с удовольствием учатся, идут в ногу с техническим прогрессом.

Не могу сказать про успеваемость, так как в первом классе у нас не было оценок. Тут главное то, что у детей сохраняется интерес к школе.

Ни для кого не секрет, что начальная школа вообще этим не страдает, дети учатся с удовольствием. И что-то происходит с ними чуть-чуть позже. Вот мы пытаемся выяснить, на каком этапе они теряют интерес к знаниям – когда знания становятся оторванными от жизни?

«Учитель теперь организатор, который должен ставить проблемные вопросы, продумывать все с точки зрения современности»

В начальных классах такой проблемы нет. Дети с удовольствия учатся, выполняют все работы. Они очень любят индивидуальные проекты, подключают к этому родителей, родственников.

И если сравнивать мой класс сегодня с прошлым выпуском, первые с удовольствием делают то, что для предыдущих ребят было новинкой.

Например, интервью взять, анкету создать, какие-то памятки или же подготовить для обучения собственные схемы и наглядные пособия.

Учителю остается внедряться и через детей воспринимать окружающую обстановку. Функции учителя меняются. Если раньше педагог должен был рассказать и проверить, то сейчас нужно направлять детей, идти вместе с ними.

Учитель теперь организатор, который должен ставить проблемные вопросы, продумывать все с точки зрения современности. Потому что многие знания доступны сейчас и без учителя: интернет, поездки с родителями – а дети привозят из своих путешествий целый багаж знаний.

Учителю приходится развиваться и быть каждый год разным, чтобы дать те знания, которые ученики больше нигде не получат.

Если говорить про свой класс, то приятно и отрадно осознавать, что нет у них какого-то одного предмета, которым бы увлекались все вместе. Многим ближе математику, кому-то русский язык, большое количество детей любят окружающий мир.

Я это связываю с интересом к жизни, потому что окружающий мир – это предмет обо всем. То, что дети сейчас видят, и какие возможности им дает школа – дорогого стоят.

Например, если в голове у детей откуда-то возникли проекты, значит им это интересно.

У нас мальчик в этом году настолько углубленно изучал, как и что движется, что вдруг у него возник вопрос: а может ли вода стать источником топлива для ракеты. И вот он проводил свое исследование. Конечно, пришел к выводу, что это невозможно, но, тем не менее, когда изучал это, много дополнительной информации разузнавал, структурировал, ребятам показывал.

Такие вещи ничем незаменимы. Они хоть в программе и не стоят, но методы проектной деятельности, которыми сейчас овладевают все учителя по новым государственным стандартам, позволяют расширить процесс и сделать его интересным, подвижным в ногу со временем.

Конечно, еще рано им выбирать профессию, но есть те, кто уже о чем-то мечтают. Например, есть у нас в классе Слава Дунаев. Он очень любит камни, это у него с первого класса, и все ребята знают о его хобби.

Не могу с уверенностью сказать, геологом он будет или нет, но ему уже сейчас кажется, что он будет с этим связан. Он и рассказывает ребятам то, чего нет в программе. Они его слушают, готовят свои проекты.

Он организует игры какие-то и ребята видят, что это очень интересно, когда человек влюблен в какое-то дело.

Есть девочки, которые ручным трудом занимаются, им кажется, что они будут шить, вязать. Если говорить о новых профессиях, то мальчикам очень хочется быть связанными с IT-технологиями. Космонавтами хотят стать, но это единицы. Нет такого, как раньше, когда мальчики – летчики, девочки – балерины. Компьютерные направления очень их интересуют.

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий портал

m24.ru/Михаил Сипко

Ольга Анатольевна Назарова ГБОУ №13 49. Классный руководитель 5 класса

Школа меняется в мире технологий и это естественный процесс. Для детей это данность. Если мы к этому привыкали, то для детей это нормальное существование.

Естественно, изменился и образовательный процесс, и сами дети. Но я не считаю, что это изменение, как многие думают, к худшему, что дети стали зомбированными с этими гаджетами. Нет, если умело использовать информационные технологии, то можно и с гаджетами работать. Это интересно, увлекательно и они только будут помогать образовательному процессу.

Сложно судить, от чего повышается успеваемость – от внедрения технологий в образовательный процесс или нет, но мне кажется, это является вспомогательным средством для современного урока. Без проектной деятельности, без использования интерактивной доски, а соответственно без почты, без интернета сложно представить современный урок.

Мы, педагоги, должны соответствовать потребностям детей, их уровню. Правда, не всегда то, что ученики владеют гаджетами, говорит о том, что они умеют ими правильно пользоваться. Ребят тоже нужно учить этому – добывать правильную информацию, выбирать самое нужное из огромного потока.

Все зависит от того, для чего используется гаджет. Если только как средство развлечения и досуга, тогда да, он мешает и успеваемости, и личностному росту в целом.

Читайте также:  На что жалуемся: общественная палата собирает отзывы о егэ - студенческий портал

А если он используется с умом, и ребенка научили правильно пользоваться гаджетом в целях добычи информации, создания какого-то продукта, той же презентации, видеоролика, тогда это только способствует улучшению образовательного процесса и улучшению успеваемости. Поэтому все должно быть в меру и все должно быть с умом.

Сейчас я мало могу представить свой урок без интерактивной доски, потому что я активно использую все эти технологии и внедряю проектную деятельность, а это требование современного урока.

Конечно, я могу и веду уроки без интерактивных досок, но это будет уже не столь наглядно, зрелищно, эффективно и продуктивно. Всегда должно быть сочетание и того, и другого урока. Мне интерактивная доска очень нравится и очень помогает.

Мы уже столько интересных проектов сделали с ее помощью.

«Роль педагога меняется. Теперь мы скорее направляющая сила, нежели наставническая»

Известно, что учитель сейчас не столько наставник, не столько человек, который передает знания, он скорее учит и направляет. Он должен направить ребенка так, чтоб тот смог сам добыть информацию, неважно, по какому предмету и направлению. Мы должны научить их учиться. Поэтому роль педагога меняется. Теперь мы скорее направляющая сила, нежели наставническая.

До этого я выпустила 11-классников, которые поступили в лучшие университеты страны и выбрали разные профессии – начиная от дипломата и заканчивая дизайнером. Выбор профессии зависит от личности и характера, наклонности и способности ученика.

Сейчас у меня немножко другой класс. Много детей творческих, которые занимаются живописью, музыкой, актерским мастерством. Вот сейчас дети в классе более творческой направленности, как мне показалось.

Это зависит и от особенности ребенка, и от среды, и от семьи.

Если, например ребенок изначально растет в творческой семье, предположим ,бабушка – художница (есть у меня такая девочка в классе), то конечно же, он вырастает на этом и у него проявляются такие способности. Но не обязательно.

Все зависит еще и от склада ума – есть дети только интеллектуальные, математические, гуманитарные, творческие. Это нормально. С этим интереснее работать.

Я в этом году проходила много курсов по IT- технологиям, участвовала в конкурсе и стала финалисткой. Я поняла, что детей всегда можно заинтересовать, но все должно быть дозированно, в меру.

Все-таки, большую роль играет личность учителя – сможет ли он этим заразить, сможет ли он правильно использовать технологии. Например, не просто из урока в урок смотреть ту же экранизацию как наглядное пособие – это не совсем интересно. А, предположим, сделать видеоролик по сказкам Пушкина или проект о поэзии, – это интересно, продуктивно и значимо.

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий портал

m24.ru/Михаил Сипко

Учитель химии лицея №1580 Кубышев Сергей Сергеевич. Классный руководитель 11 класса

В мире высоких технологий школа меняется, меняются и дети. Но не могу сказать, что вижу сильные изменения в своих учениках. У нас школа при МГТУ имени Баумана, поэтому я не уверен, что гаджеты повлияли именно на учебный процесс.

Конечно, в быту дети ими пользуются, и пользуются гораздо быстрее и активнее, чем мы. Но это нормальный тренд, дети более восприимчивы ко всему новому. То есть, если нам с классом нужен какой-то адрес в Москве, когда мы идем на экскурсию, дети находят его гораздо быстрее, чем я.

«Роль учителя должна меняться от трансфера знаний к организации самостоятельной работы учащихся, владению этими знаниями»

У нас достаточно классический подход к образованию, и сказать, что в каждом классе есть интерактивные доски и уроки проходят только с ними, – нельзя. На мой взгляд, это правильно, потому что многие задачи в высокой математике, высокой физике нужно решать с детьми мелом на доске. Для младшей школы, наверное, процесс информатизации – вещь более наглядная и более уместная.

Роль учителя должна меняться от трансфера знаний к организации самостоятельной работы учащихся, владению этими знаниями. В нашем лицее так было всегда. У нас очень большую роль играет самостоятельная работа, и мы всегда существовали на неформальных взаимоотношениях с учениками, поэтому нам даже проще, чем другим школам.

У нас из года в год в районе 65-75 процентов поступают на различные факультеты МГТУ имени Баумана. Остальные дети обычно идут на похожие факультеты других вузов. В основном они выбирают точные, естественные науки.

Несколько человек уходят в биологию, химию, в гуманитарные институты, поступают на экономические факультеты Высшей школы экономики, но в сравнении с выпуском в 420 человек – а в этом году именно столько выпускников, – это считанные единицы.

Почти вся моя жизнь в школе – это уже эпоха ЕГЭ. Успеваемость – это ежедневная работа. ЕГЭ – это разовый текст. Я, например, к ЕГЭ по своему предмету отношусь очень положительно.

Потому что если ты химию не знаешь, ты ЕГЭ по химии не сдашь. Он проявляет знания всех детей по всей стране. У нас в школе стандартно высокие показатели ЕГЭ. По всем предметам в среднем мы имеем выше 70 баллов.

Довольно много стобалльников по русскому языку, математике, информатике, физике.

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю - это то, на чем держится интерес к уроку  - Студенческий портал

m24.ru/Игорь Иванко

Учитель английского языка школы № 1494 Мухина Евгения Львовна. Под своим руководством выпустила 11 класс

Разумеется, дети изменились. Как не меняться, если вместе со временами года меняется мир вокруг них. И школа пытается соответствовать этому миру – миру цифровых технологий. Высоких технологий.

Что касается материальной базы школы, то сейчас появились интерактивные доски, видеосистемы, медийные связи и установки. А дети лучше нас во всем этом разбираются. Они гораздо быстрее адаптируются к этому.

Успеваемость детей зависит от многих факторов: от самого ребенка, от окружения, в котором он находится вне школы. Если речь идет об учебном процессе, очень многое зависит от учителя, от учебной программы, которую он выбирает и предлагает, насколько он пытается коррелировать учебный материал, соответственно тому, что есть вокруг. Словом, то, что называется идти в ногу со временем.

Если делается такой апгрейд, педагог понимает, что без технологий уже нельзя, и правильно это подает, то ребенок видит в гаджетах уже не только средство развлечения, нот и то, что позволяет ему познавать. Я думаю, что во многих школах это делается успешно.

При этом функции самого учителя, я думаю, никогда не изменятся. Есть две крайности во взгляде на образование с использованием высоких технологий. Есть позиция, что учителей никто, никогда и ничто не заменит, и не нужны никакие технологии. И есть позиция, что учителей с легкостью можно заменить любым гаджетом или другим новым технологическим средством или процессом.

«Если педагог понимает, что без технологий уже нельзя, и правильно это подает, то ребенок видит в гаджетах уже не только средство развлечения, нот и то, что позволяет ему познавать»

Я думаю, что ни то, ни другое не верно. Учитель обязателен как лицо эмоциональное. Человек – представитель того же вида, что и ученики, который находится в классе, говорит с ними на одном языке. Контакт эмоциональный, контакт живой души никогда не будет заменен средствами техническими. Но технические средства могут весьма облегчить и ускорить процесс обучения.

Если говорить о выборе учениками профессий, а я могу судить по своим детям, которых я только что выпустила, то уклона в какую-то одну сторону нет. В любом классе, любом микросоциуме, любом сообществе есть люди, склонные к инженерно-технической деятельности, а есть люди, склонные к занятиям гуманитарным.

У меня в классе часть детей увлеклась компьютерными технологиями – они выбирают что-то, связанное с информационным полем. Часть детей интересовалась математикой и выбирала соответствующие вузы.

К сожалению, в моем классе не было детей, которые выбрали бы биологию или медицину. Но в школе их достаточное количество. Многие дети выбирают языки и гуманитарные направления. Может быть, по сравнению с прошлыми годами, меньше детей идут в юриспруденцию.

Источник: https://www.m24.ru/articles/obrazovanie/01072016/109145

Особенности урока истории в старших классах

Надо подчеркнуть, что концентрическая система преподавания истории позволяет
эффективнее учитывать возрастные и познавательные возможности и интересы
учеников. Так, на первой ступени (5-9-е классы) целесообразно использовать
линейный подход.

Учительская практика показала, что ученики основной школы в
целом не в состоянии усвоить исторические знания, «поданные» не линейно, а,
например, проблемно или «большими блоками». В то же время именно эти
методические конструкции наиболее эффективны в старшей школе.

Одной из основных
задач учителя истории основной школы является «погружение» в эпоху, в
историческую ситуацию, показать историю в образах, ярких картинах, эмоционально
окрашенную (но по возможности деидеологизированную).

Преподавание в старших классах позволяет опираться на уже имеющиеся знания
учеников, полученные в основной школе не только по истории, но и иным
гуманитарным наукам; усилить аналитическую сторону изучения предмета. Тут
преобладание вопроса «почему» над «что, где, когда» значительно.

Необходимо,
максимально отойдя от учительского монолога, организовать всевозможные
диалоговые формы обучения, вводить элементы обсуждения проблем, дискуссий или
полемики, анализируя различные точки зрения по данной проблеме, подключая
элементы историографии. В старших классах исторический документ может быть не
столько иллюстрацией того или исторического сюжета, сколько объектом анализа,
источником познания истории.

Практика преподавания истории в старших классах показывает три основные
модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование
преподавания курсов: российской и всеобщей истории, истории и обществознания;
проблемное преподавание истории.

Во втором концентре предпочтителен проблемный подход со сквозным изложением
той или иной проблемы в рамках данного периода, эпохи, века и т.д., допуская
«забегание» вперед, значительное «укрупнение», «блоковую подачу» материала.

Целесообразно изучать прежде всего не последовательный ряд однотипных событий,
что является предметом изучения узких специалистов, а неординарных, поворотных
событий, бифуркаций.

Наиболее эффективной представляется конструкция обучения,
предусматривающая не традиционный порядок, при котором учитель объясняет новую
тему, а затем дает задание на дом, а «обратный» порядок, при котором сначала
выделяется проблема, вопросы, дается задание по сбору информации (анализ
учебного материала, источников, дополнительной литературы и т.д.), а затем
только учитель организует обсуждение данной проблемы в классе. При этом сначала
ставить вопрос: что (что именно) происходит, затем как (каким образом)
происходит (происходило)? Сначала общий взгляд на процесс и поворотные моменты
и только затем в зависимости от степени необходимости — детализация. Он
позволяет изучить, например, не последовательно идущие события, а наиболее
важные проблемы века, эпохи и т.д. Например, при изучении истории ХIХ века
можно вычленить такие проблемы: 1. самодержавие и самодержцы ХIХ века; 2.
крестьянский вопрос в ХIХ веке; 3. особенности модернизации России в ХIХ веке и
др.

При подготовке к уроку в 10-11-х классах учителю необходимо четко знать,
какие знания ученик старших классов должен иметь (учитывать обязательный
минимум содержания исторического образования в основной школе, т.е.

«базовые знания»)
и быть способным их актуализировать; четко ориентироваться в учебниках и
учебных пособиях по истории для старшей школы, осознавать их достоинства и
недостатки, выбирать тот или иной учебник, исходя из педагогической ситуации
школы; иметь представление о научной проблематике, оценках, спорах, касающихся
темы урока, и, исходя из этого, выделять вопросы, задания, требующие
ученического исследования; четко представлять, какие дополнительные знания,
информацию по проблеме учитель должен дать ученикам, или предложить
самостоятельно добыть из литературы, источников, для того чтобы иметь
относительно полное представление о проблеме и быть способными ее обсуждать,
иметь свою точку зрения; выбрать те формы, методы, технологии обучения, которые
адекватны выделенной проблеме, возможностям, способностям, интересам учеников.
При организации проектного метода обучения можно предложить выбор методов,
технологий, средств обучения самим ученикам.

Исходя из этого, при подготовке к
урокам учителю необходимо спланировать следующие шаги:

ВСПОМНИТЕ — «основа» — т.е. те
знания, которые учащиеся должны донести из основной школы.

ОБДУМАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТЫ
«расширение» — т.е. те дополнительные знания, которые учащиеся получают по
данной проблеме в старшей школе.

ПОДУМАЙТЕ — «углубление» — т.е.
выделение проблем, вопросов, требующих осмысления, анализа, обсуждения.

Целесообразно не расширять объем информации, даваемой на уроке, а учить
старшеклассников самостоятельно ее добывать, наращивать работу с историческим
документом, большим кругом таких источников, как картины, карты, графики,
афиши, карикатуры и др. Меняется роль учебника истории. При преподавании в
старших классах целесообразно использование многочисленных дополнительных
материалов, при котором учебник создает фон изучения темы или играет справочную
роль.

Учебное обеспечение преподавания
истории в старшей школе

Три модели преподавания не одинаково
снабжены учебниками и пособиями.

Источник: http://www.ug.ru/method_article/348

Психологический анализ деятельности учителя и ученика

Рассмотрим каждый из компонентов структуры урока. Первый этап урока – организационный. Внешняя сторона этой части достаточно проста: учитель входит в класс после звонка. Ученики встают на своем рабочем месте. Учитель здоровается и предлагает ученикам сесть. Но зададимся вопросом: какова цель данной части урока?

Цель учителя – подготовить ученика к учебной деятельности на уроке.  Цель ученика – подготовиться к учебной деятельности.  Внешние условия:

  • • не все ученики встали, часть продолжают разговаривать, они еще психологически отсутствуют на уроке;
  • • у ряда учеников на партах (столах) находятся предметы, не связанные с учебной деятельностью на данном уроке;
  • • ученики не успокоились после предыдущего занятия по физической культуре;
  • • учеников задержал на перемену учитель, ведущий предыдущий урок;
  • • ряд учеников отсутствует на уроке;
  • • ученики возбуждены по неизвестной учителю причине;
  • • в классе беспорядок, доска исписана, нет мела, не принесены карты, на столах отсутствуют тетради, учебники и другие материалы, необходимые для урока.
  •  Внутренние условия – учитель обязан моментально оценить всю ситуацию (распределенное внимание) и принять решение о своих действия в зависимости от внешней ситуации. Следовательно, он должен:
  • • обладать способностью принимать решения в условиях дефицита времени;
  • • помнить, с каким классом он имеет дело в настоящий момент (долговременная память);
  • • сохранять спокойствие (эмоциональная устойчивость), располагать набором воздействий на класс и отдельных учеников (навыки организаторской деятельности);
  • • быстро реагировать на нештатную ситуацию (быстрота реакции);
  • • уметь входить в положение учеников (быть терпеливым, уважать учеников);
  • • знать, на кого можно опереться в поддержании дисциплины (индивидуальный подход, долговременная память);
  • • обладать чувством юмора, уметь перевести нештатную ситуацию в шутку, одновременно строго соблюдать педагогические требования (настойчивость).

Второй этап урока – опрос учащихся по заданному на дом материалу.

 Цель учителя – определить, на сколько ученики усвоили материал предыдущего урока, как этот материал усвоили отдельные ученики, стимулировать учебную активность учеников, выяснить трудные места и вернуться к их объяснению (опрос должен быть обучающим), установить понимание текущего материала в контексте всего изучаемого содержания учебного материала, выяснить, как ученики понимают прикладное значение изученного, имеет ли изучаемый материал личностный смысл, подготовить к восприятию нового материала. Цель ученика – проверить себя, усвоил ли он материал предыдущего урока и получить ответ на вопросы, которые у него возникли в процессе выполнения домашнего задания.  Внешние условия:

  1. • не все ученики подготовились к уроку, не все поняли предыдущий материал;
  2. • крайний случай – никто из учеников не в состоянии дать удовлетворительный ответ, ученики затрудняются привести примеры, не видят связи с предыдущим материалом, не видят личностного смысла учения, ученики стараются, но их ответы носят характер механического заучивания;
  3. • ученики заинтересованы изучаемым материалом, просят дать дополнительный материал;
  4. • в классе наблюдается конкуренция за похвалу учителя, положительные оценивания;
  5. • ученики подсмеиваются над неправильными ответами одноклассников;
  6. • отсутствует взаимовыручка, не чувствуется коллектива, духа сопереживания.
  7. Внутренние условия – учитель должен:  видеть многоплановость данной части урока (быть компетентным в проведении опроса);  знать индивидуальные особенности учеников;  помнить, кто из учеников и как владеет материалом его предмета (знать «сильных» и «слабых» учеников);  дифференцированно подходить к оценке ответов с учетом индивидуальных особенностей (быть компетентным в оценивании);  уметь мобилизовать активность всех учащихся (не допускать ситуации, когда один отвечает, а все остальные занимаются своим делом или скучают), этому способствует качественно распределенное внимание;  на основе выборочного опроса и наблюдения уметь составить представления о том, как материал усвоен всем классом;  суметь в процессе опроса дополнительными ми пробудить интерес к изучаемому материалу, показать его личностный смысл (мотивация учебной деятельности);  в случае обнаружения, что часть учащихся не усвоили материала, принять решение о дальнейшем ходе урока, изменить намеченную ранее программу деятельности (крайний случай – отказаться от изучения нового материала, посвятив все время материалу предыдущего урока);  в случае проявленного учениками интереса к изучаемому материалу, дать совет, к какой литературе следует обратиться;  обеспечить объективное и доброжелательное оценивание;  обладать умением вызвать сопереживание учеников за успехи отдельного, конкретного ученика;  опрос индивидуальный проводить так, чтобы он носил черты коллективной деятельности (а не провоцировал на подсказки).
Читайте также:  Тактика поступления: что важно знать при выборе вуза - студенческий портал

Следующим этапом урока является изучение нового материала.

Цель учителя – поставить ученикам цель, связанную с освоением нового материала; перевести эту цель в учебную задачу, добиться изменения и понимания цели и задачи учениками; организовать учебную деятельность учеников в соответствии с поставленной целью и задачами; добиться понимания нового материала в контексте целого восприятия учебного предмета, показать практическую значимость этого материала; продолжить работу по развитию способностей ученика и формированию социально значимых качеств. Цель ученика – освоить новый материал через решение задач, поставленных учителем. Внешние условия:

  • • не все ученики готовы к восприятию нового материала;
  • • имеется определенный дефицит времени;
  • • ученики не видят личностного смысла в изучаемом материале;
  • • у учеников может быть другая точка зрения (в первую очередь по гуманитарным дисциплинам), отличная от точки зрения учителя;
  • • для понимания материала желательно выстроить содержательный визуальный ряд;
  • • наблюдаемые в жизни факты противоречат тому, что должен утверждать учитель (сеять разумное, доброе, вечное).
  • Внутренние условия – учитель должен:  владеть материалом, располагать различными методами его изложения, быть компетентным в постановке учебной цели;  иметь ответ на вопросы учеников, в первую очередь на другие версии понимания значения изучаемого (неидеологизированное мышление);  иметь нравственную позицию, позволяющую ответить на реплику: «Вы нас учите, а в жизни все не так»;  иметь широкую общекультурную подготовку;  уметь по ходу объяснения выяснять, все ли понимают ученики;  опираться на сильные стороны учеников (индивидуальный подход);  владеть современными информационно коммуникативными технологиями, знать словарный запас учеников, используя новые понятия, давать им разъяснение, общаться с учащимися на понятном для них языке, постоянно помнить о целях развития способностей и формирования личностных качеств;  подводить учащихся к самостоятельной постановке учебных целей и осознанности всей учебной деятельности (развивать качества рефлексивности), обеспечивать понимание задачи, результата и способа деятельности, уметь анализировать неправильные ответы;  помнить, что основная часть знаний получается в процессе решения или для решения практической задачи;  уважать ученика, его точку зрения.

Следующим этапом урока является закрепление учебного материала.

Цель учителя – убедиться в том, что ученики поняли учебный материал и усвоили путь, который они прошли для этого; добиться того, чтобы ученики осознали степень понимания учебного материала, способствовать его закреплению (то, что понято, должно быть заучено), дать рекомендации по самостоятельной работе с новым учебным материалом.  Цель ученика – убедиться, что он понял учебный материал; если не понял, то что, какие моменты; поставить вопросы учителю на свое понимание нового материала (его непонимание).  Внешние условия – возможны две ситуации:

• все ученики поняли новый материал;

• часть учеников не поняли новый материал.

Внутренние условия – учитель должен: еще на этапе объяснения констатировать разную степень усвоения учебного материала (рефлексия), опираясь на «сильных» учеников (знание класса), и попробовать вернуться к наиболее трудным моментам (опыт преподавания предмета), проверив усвоение на «слабых» (организует коллективную деятельность). Возвращаясь к отдельным моментам, попытаться выяснить причину непонимания, найти аналогии, примеры из старого материала, включить новый материал в контекст жизненного опыта учащихся (общекультурная компетенция);  проанализировать неправильные ответы (предметная компетенция), что является важнейшим моментом достижения понимания;  добиваясь понимания учебного материала, иметь в виду, что в ряде случаев в науке (литературе, истории и др.) нет единой точки зрения (толерантность, неидеологизированное мышление учителя).

Точки зрения могут быть разные, но любая из них должна требовать доказательств (формирование научного мышления).

Заключительный этап урока – задание на дом.

Цель учителя – сформировать у ученика программу самостоятельной работы дома по освоению нового материала урока; задать критерии самопроверки, которые будут свидетельствовать, что ученик освоил материал.

Цель ученика – на основе понимания достигнутого на уроке освоить новый материал в соответствии с заданием учителя, критериями самопроверки. Внешние условия:

  1. • разная степень усвоения нового материала в классе;
  2. • разная мотивация на его доработку дома; различные домашние условия для самостоятельной учебной деятельности.
  3. Внутренние условия – учитель должен:  правильно понимать данный этап урока;  знать индивидуальные особенности учеников.

Хрестоматийным является разделение учащихся по мнемическим способностям – быстроте и прочности запоминания. Учащийся, который быстро запоминает, может уйти с урока с убеждением, что он все знает и не уделит должного внимания домашней работе. Но у него высокая быстрота запоминания сочетается с быстрым забыванием.

В результате на следующем уроке при опросе он окажется в сложном положении.

Учащийся, который медленно запоминает, но при необходимой работе запоминает прочно, оказывается в другой ситуации: на уроке при повторении пройденного материала он не может активно участвовать в работе, ему надо еще поработать над запоминанием дома.

У учителя может сложиться впечатление, что он плохо работает на уроке, что ведет к неадекватной оценке. Но если этот ученик правильно работает над домашним заданием, то у него формируются прочные знания. Это только одна из иллюстраций индивидуальных особенностей, которые обязан учитывать учитель, давая задание на дом.

Реально же можно утверждать, что учитель должен индивидуализировать самостоятельную работу, задавая разные программы самостоятельной деятельности. Не менее важно учитывать и условия домашней работы. Но здесь учитель должен работать не столько с учеником, сколько с его родителями.

Проведенный анализ педагогической деятельности позволяет установить профессионально важные качества учителя, включающие способности, навыки, знания, личностные качества. Способности лежат в основе знаний и навыков, так как благодаря им формируются профессиональные навыки и осваиваются знания. Эти способности будут рассматриваться как профессиональные.

Анализ совместной деятельности учителя и ученика показывает всю ее сложность, позволяет с новых позиций посмотреть на цели, которые должен реализовывать педагог в своей деятельности, и ученик, получая образование.

Закончить этот раздел мне хотелось бы словами Плутарха, который писал, что у нас (греков) для каждой добродетели есть свой бог и только «никого из богов или демонов не касается забота о воспитании и образовании сменяющих друг друга урожаев детей и юношей, что нет бога, который имел бы попечение довести растущего человека до добродетели и не позволил бы ему уклониться или отойти от добрых задатков в его природе вследствие дурного окружения и отсутствия руководителя». Эту миссию должен выполнить педагог. И оценивая всю сложность его деятельности, можно сказать: «Трудно быть богом».

Мы рассмотрели педагогическую деятельность прежде всего с позиции целеполагания. Именно принятие цели превращает и учителя, и ученика в субъектов образовательного процесса.

Вопрос о целеполагании является главным вопросом в концепции субъект-субъектных отношений в образовании.

Компетентность в целеполагании – одна из главных детерминант успешности педагогической деятельности и формирование этой компетентности должно стать одной из основных задач педагогического образования.

Источник: https://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2017-08-03/psikhologicheskiy-analiz-deyatelnosti-uchitelya-i-uchenika

Привитие учащимся интереса к урокам истории

  • Привитие учащимся интереса к урокам истории
  • Игнатьева Анастасия Олеговна,
  • учитель истории МБОУ «Стемасская ООШ»

Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на уроке мы имеем дело с детьми разного уровня подготовленности, разного вида уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории у подростков очень значима и актуальна. От интереса зависит всё — начиная от эффективности заканчивая качеством обучения. Основным путем осуществления решения данной проблемы, на наш взгляд, является использование различных методов и приемов активизации учащихся на уроке, оно в свою очередь ведет к укреплению познавательного интереса у учащихся. А это и есть наша цель.

Познавательный интерес учащихся — явление многогранное, сложное, подкрепленное различными мотивами. Это основа основ учебной деятельности. Интерес всегда осознан, бескорыстен, приоритетен. И поддержание его необходимо для устойчивого внимания учащихся к предмету.

Под влиянием интереса, подростки без особого труда овладевают глубокими историческими знаниями, умеют устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Интерес способствует эффективному протеканию интеллектуального, эмоционального, волевого развития подростков.

История – область знаний, интерес к которой пробуждается у детей весьма рано. С бабушкиных сказок, с повествований об Илье Муромце в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом. Тайны прошлого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости.

Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации – задача учителей истории.

Эта задача решается не только на уроках, но и в процессе активного участия школьников в работе факультативов, кружков, клубов.

Традиционные формы урока у большей половины класса вызывают скуку, и они резко теряют интерес к теме уже в начале занятия. Процитируем применительно данной теме древнюю мудрость «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно конечно усадить за парту учеников, добиться идеальной дисциплины, но это совсем не означает, что вы пробудите в детях интерес. Это все зависит от внутренней мотивации, без нее освоение знаний не будет полноценным.

Желание самому ученику «напиться из источника знаний»- вот важная ступень в формировании интереса к изучаемому предмету, а оно в свою очередь ведет к успешной учебной деятельности.

Интерес должен вызывать не только само содержание материала, но и сам процесс приобретения знаний: изучать и делать выводы, анализировать, обобщать, преодолевать трудности в учебной работе.

В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок понятия «познавательный интерес». Наиболее полная характеристика данного понятия, на наш взгляд, дана в следующем определении: «Познавательный интерес – это мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности».

На наш взгляд, проблема формирования интереса у учащихся к истории является одной из актуальных проблем современной школы.

Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т.п. – задача учителей истории.

Система школьного образования содержит громадный потенциал, позволяющий научить подростков уважать прошлое и настоящее своей Родины, любить свой край, быть добрее, уважать себя и других.

Нам известно, какую сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьников интерес к нему. Поэтому, когда педагог вызывает интерес к своему предмету у ученика, он так же мотивирует его на изучение этого предмета. Тем самым повышается уровень усвоения учениками предмета и формирование новых навыков.

История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно – следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления.

К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем. История неразрывна, связана с обществознанием, политологией, экономикой и другими науками. История связана с повседневной жизнью.

  1. Анализ уроков
  2. На своих уроках я веду работу по формированию интереса к истории, используя:
  3. — мультимедийные средства: анимированные карты сражений, благодаря им дети не только понимают данное сражение, но и лучшего его запоминают;
  4. — презентации — для удобства демонстрирования детям изображений, которых нет в учебнике; демонстрации карты; визуализирование заданий перед выполнением работы

— обязательное использование работы с текстом учебника (т.е. дети самостоятельно читают тот или иной пункт) для того что бы они усвоили основной ход истории; работа с документом плюс проблемное задание (самостоятельное чтение документа детьми либо мое комментирование или его объяснение).

— различные виды бесед (заключительное, повторительно-обобщающая, эвристическая, беседы по картине вызывают у учащихся особый интерес) во время беседы проверяются не только ранее усвоенные знания или полученные во время урока. Но они также стимулирует мыслительную деятельность учеников, развивают их речь.

— отбор самого материала: детям не интересен сухой фактологический учебный материал книг, недоступный для их понимания, слово учителя, а еще и создание им картины при помощи слова способствует формированию интереса у детей. При отборе учебного материала учитывались возрастные особенности учащихся. Использовались интересные факты из истории.

— разного рода проблемные задания и вопросы все это заставляет детей думать, размышлять, активизироваться, искать и отбирать материал.

-разного вида наглядность: работа с картами и картинами, так как именно наглядность ученики лучшего всего воспринимают. Это прямое столкновение с историей, которую дети могут увидеть в движении.

-устные приемы обучения, такие как повествование, описание, объяснение, картинное описание, характеристики которые делали урок наиболее красочным. Все это делает урок не только насыщенным, разнообразным и интересным, но и еще и урок быстро и мгновенно пролетает, что так любят дети, все это также нацеливает детей на работу, стимулирует их активную интеллектуальную деятельность.

Выводы

Работая над проблемой формирования познавательного интереса у учащихся к истории, мы изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность преподавания истории в школе, содержание понятия «познавательный интерес», изучили методы и приемы формирования познавательного интереса.

Разнообразие методов позволяет учителю выбрать наиболее эффективные. На уроках истории выбор метода или формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, от возможности школы.

Применение наглядных пособий, практических заданий, умелое сочетание их со словесными методами повышает активность учащихся на уроке, способствует развитию познавательных процессов и навыков самостоятельной работы и поиска информации.

В результате аналитической и практической работы мы подтвердили положения о том, формирование интереса к истории у подростков зависит от уровня высокой мотивации к предмету, а этому способствует применение различных оригинальных методов и приемов на уроках с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, повышающих уровень познавательной активности школьников. Поддержанию высокой мотивации и интереса к предмету способствует интеллектуальная и волевая и эмоциональная сторона, познавательного интереса, составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

Нам удалось подтвердить гипотезу о том, что процесс формирования познавательного интереса у подростков будет наиболее эффективным, если: использовать разнообразные оригинальные методы, приёмы и подходы к формированию познавательного интереса к истории у подростков.

Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у школьников состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями. Занимательность, новизна, яркость, парадоксальность объяснения материала по истории способствует усилению роли активизации внимания, оно ведет к высоким результатам усвоения материала.

Творческие задания, проблемные вопросы, использование индивидуальной и групповой работы, использование элементов современных образовательных технологий, конкурсная методика, игровая деятельность на уроке — всё это очень важно для формирования интереса у подростков.

Наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов и форм организации обучения, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.

Источник: https://compedu.ru/publication/privitie-uchashchimsia-interesa-k-urokam-istorii.html

Ссылка на основную публикацию