Создан национальный центр компетенций в области цифровой экономики — студенческий портал

Организация создана в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации, в том числе путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, а также координации взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти

Контроль за реализацией программы и утверждение планов мероприятий

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Рассмотрение проектов планов мероприятий и представление на рассмотрение Комиссии

Координация исполнения планов мероприятий и представление Комиссии одобренных подкомиссией планов

Готовит предложения в проект плана мероприятий и предложения по внесению изменений в план мероприятий. Участвует в проведении оценки эффективности реализации Программы

Обеспечивает сбор предложений в проект плана мероприятий, готовит проект плана мероприятий. Выполняет план мероприятий в рамках своей компетенции

Формирует и координирует деятельность рабочей группы, определяет и координирует деятельность центра компетенции. Проводит оценку эффективности реализации Программы. Готовит предложения по основным направлениям развития цифровой экономики

Система управления реализацией Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Утверждает программу и Планы мероприятий

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Егэ на носу: куда бежать - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Организует работы по реализации программы и Планов мероприятий

Осуществляет мониторинг и контроль реализации программы и Планов мероприятий

Правительственная комиссия

Осуществляет контроль за реализацией программы и утверждает планы мероприятий

Рассматривает проекты планов мероприятий и представляет их на рассмотрение Комиссии

Федеральные органы исполнительной власти

Координируют исполнение планов мероприятий и представляют Комиссии одобренные подкомиссией планы

Ано «цифровая экономика» — площадка для диалога бизнеса и государства

Формирует и координирует деятельность рабочей группы, определяет и координирует деятельность центра компетенции

Проводит оценку эффективности реализации Программы

Готовит предложения по основным направлениям развития цифровой экономики

Подробнее о функциях организации

Подготовка предложения по внесению изменений в функциональную структуру

Осуществление мониторинга на информационных ресурсах органов государственной власти Российской Федерации и органов ЕАЭС нормативных правовых актов, принятие которых может оказать влияние на выполнение планов мероприятий, и направление результатов мониторинга в подкомиссию

Взаимодействие с бизнес-, научно-образовательными и иными сообществами и выявление их потребности в области цифровой экономики

Осуществление мониторинга развития цифровой экономики и цифровых технологий, формирование форсайтов и прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий, а также подготовка предложения по основным направлениям развития цифровой экономики

Осуществление поддержки «стартапов» и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной и инвестиционной акселерации

Определяет стратегию развития

Оценивает эффективность реализации программы и Планов мероприятий

Формирует контент программы и Планов мероприятий

Готовит предложения в проект плана мероприятий и предложения по внесению изменений в план мероприятий. Участвует в проведении оценки эффективности реализации Программы

Обеспечивает сбор предложений в проект плана мероприятий, готовит проект плана мероприятий. Выполняет план мероприятий в рамках своей компетенции

Окончил Киевское суворовское военное училище, Московскую военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова. Проходил службу на различных должностях в Министерстве обороны Российской Федерации. Награжден медалью Министерства обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть» II степени.Руководил реализацией высокотехнологичных проектов в медиа индустрии, включая собственные проекты. В компании «Майкрософт Россия» работал по медиа направлению и направлению развития облачных сервисов. Награжден Microsoft Circle of Excellence Award. На должности директора по развитию бизнеса холдинга «Медиа Группа Украина» (SCM), отвечал за развитие новых направлений бизнеса и ключевые интернет-проекты холдинга. Возглавлял Департамент развития отрасли информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Руководил разработкой «Стратегии развития отрасли информационных технологий». На должности заместителя директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив руководил работой по Национальной технологической инициативе. Член Комитета по стратегическому планированию АО «Российская венчурная компания». Окончил НИЯУ «МИФИ» по специальности «Физика металлов» с красным дипломом. Параллельно с аспирантурой получил дополнительное образование по специальности «Финансовый менеджмент. Руководил различными проектами в области корпоративного управления, анализа деятельности и публичной отчетности организаций Госкорпорации «Росатом».

В Агентстве стратегических инициатив отвечал за продвижение планов мероприятий («дорожных карт») Нейронет, Хелснет, Технет Национальной технологической инициативы, а так же за продвижение программ развития прорывных «сквозных» технологий перспективных рынков.

Заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образовани. Награжден Благодарностью за успехи в работе, врученной Помощником Президента РФ А.Р.

Белоусовым.

Высшее образование получил в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина, с отличием окончил Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «Финансы и кредит». Работал в ОАО «Газпромгеофизика» (ОАО «Газпром»). Работал в различных должностях в Федеральной антимонопольной службе. В Министерстве экономического развития РФ в должности заместителя директора Департамента курировал вопросы развития конкуренции. На должностях директора департамента, вице-президента ОАО «Универсальная электронная карта» руководил блоком стратегии развития общества, занимался финансовыми и административными вопросами. Во ФГУП «Почта России» руководил департаментом платёжных сервисов, а также занимался созданием платёжной инфраструктуры государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. На должности начальника Управления систематизации и классификации информации в социально-экономической области Федерального казначейства отвечал за обеспечение деятельности Подкомиссии по систематизации и кодированию технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области Правительственной комиссии по использованию информационных технологий, а также созданием государственной информационной системы «Единая информационная среда».

Имеет классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса.

Окончил с отличием Пензенский государственный университет, факультет «Радиоэлектроника» по специальности «Радиотехника». Повышал квалификацию в Высшей школе корпоративного управления при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специализации «Организация и управление компанией». Трудовой путь начал с должности старшего лаборанта кафедры «РТиРЭС» Пензенского государственного университета. В ПАО «МегаФон» прошел путь от простого инженера до Руководителя технического направления проекта «Универсиада 2013». В АО «МегаЛабс» возглавлял направление по развитию M2Mпродуктов для B2B и B2G рынков, где при его участии были выведены на рынок решения для клиентов на базе М2М/IoT технологий. В составе комитета по Науке и техническому регулированию при НП «ГЛОНАСС» принимал участие в создании ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». После возращения в ПАО «МегаФон» занимал позицию Советника директора по взаимодействию с органами власти, отвечал за проекты в рамках Национальной программы «Цифровая экономика». Руководил тематической рабочей группой «Промышленный интернет» при формировании «дорожных карт» по сквозным цифровым технологиям. В составе рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации «дорожной карты» Национальной технологической инициативы «Автонет» инициировал ряд предложений, в частности, по переводу путевых листов и транспортных накладных в электронный вид. В НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» исполнял обязанности вице-президента по направлению НТИ. Окончил Тверское Суворовское училище, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Награжден медалью «За отличие в военной службе» III степени. Проходил военную службу в Главном управлении Генерального Штаба Министерства обороны Российской Федерации на различных должностях в различных подразделениях. При непосредственном участии реализованы высокотехнологичные проекты в интересах Минобороны России. Проходил государственную гражданскую службу в Счетной палате Российской Федерации на различных должностях, участвовал в развитии международного сотрудничества, в том числе по линии IT аудита. Принимал непосредственное участие в проверках профильных министерств, предприятий оборонно-промышленного комплекса и субъектов Российской Федерации. В Администрации городского округа Химки координировал предпринимательскую деятельность в должности заместителя начальника управления. Руководил бизнес структурами в сфере развития высокотехничных проектов по защите информации и ипортозамещению. Успешно локализовал производство оборудования для нужд оборонно-промышленного комплекса на территории Российской Федерации. Окончил Хабаровскую государственную Академию экономики и права по специальности Финансы и кредит. Проходил военную службу в органах безопасности на различных должностях. На должности заместителя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России модернизировал содержание высшего образования, в том числе приведение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. Также сопровождал работу федеральных учебно-методических объединений по реализации ведущими работодателями и их объединениями согласованной стратегии участников отношений в сфере образования. Будучи заместителем директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России, обеспечивал разработку и реализацию ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Награжден почетной грамотой Министра образования и науки Российской Федерации. Имеет классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса. Окончил факультет информационных технологий Московского государственного института электроники и математики.В компании И.С.П.А. – Инжиниринг прошел путь от рядового менеджера до заместителя Руководителя бизнес-направления и занимался внедрением цифровых технологий в крупнейших российских телевизионных компаниях, таких как НТВ, НТВ+, ВГТРК, телеканал Эксперт и других. Многие из реализованных проектов предполагали цифровую трансформацию классических процессов телевизионного производства, включая бизнес-процессы создания и выпуска новостных программ, внедрение цифровых архивов и создание полностью «цифрового» новостного делового канала Эксперт. Продолжил свою карьеру на стыке медиа и информационных технологий в российском представительстве корпорации Майкрософт, где отвечал за взаимодействие с индустрией медиа.

В Минкомсвязи России на позиции заместителя директора Департамента развития отрасли информационных технологий отвечал за вопросы развития и импортозамещения в отечественном ИТ.

Окончил Марийский государственный технический университет по специальности «Государственное и муниципальное управление». Работал заместителем начальника управления организационно-информационного обеспечения администрации г.Кирова и заместителем директора МБУ «Кировский МФЦ». Возглавлял Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления». Руководил департаментом информационных технологий и связи Кировской области. С июля 2015 по сентябрь 2017 года занимал пост министра информационных технологий и связи Кировской области, отвечал за реализацию региональных ИТ-проектов в сфере госуслуг, образования и отраслевых направлениях. За время работы неоднократно награждался ведомственными и государственными наградами за профессионализм и высокие результаты, в т.ч. Правительства и Законодательного Собрания Кировской области. Окончил факультет Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова. Второе высшее экономическое образование получил в Школе Бизнеса при МФТИ.В начале трудовой карьеры разрабатывал драйвера для ГЛОНАСС, биржевых роботов, писал скрипты и проводил нагрузочные тесты. В должности руководителя проектов работал в компаниях Альфа-Банк, MicrosoftConsulting, Астерос и ЛАНИТ. Реализовал более 30 проектов в сферах digital/IT, банкинг, телеком и государственном секторе.Руководил реализацией проектов по цифровизации и созданию инновационных продуктов в роли директора направления в Ростелекоме. Отвечал за проекты в рамках национальной программы «Цифровая экономика».Имеет сертификаты PMP, PME, ITIL.Является автором и экспертом курсов по управлению проектами и продуктами в Нетологии. Учредители автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал

Состав наблюдательного совета

Состав наблюдательного совета организации «Цифровая экономика» (АНО)*

* – должности членов наблюдательного совета указаны на момент формирования состава

Помощник Президента Российской Федерации

Председатель совета директоров Общества с ограниченной ответственностью «ЕСН»

Исполнительный вице-президент по юридическим вопросам ПАО «Вымпел-Коммуникации»

Директор по особым поручениям Государственной корпорации «Ростех»

Генеральный директор, ООО Яндекс

Генеральный исполнительный директор ООО «Мэйл.Ру Груп»

Председатель Правления Фонда «Сколково»

Член Правления, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС»

Читайте также:  Колонка родителей: деньги на ветер - студенческий портал

Заместитель Председателя Внешэкономбанка

Первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом»

Заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк

Председатель совета директоров ООО «Рамблер Интернет Холдинг»

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Директор ЗАО «1С»

Президент ПАО «Ростелеком»

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»

Член совета директоров ПАО «МегаФон»

Ано «цифровая экономика» использует в организации работы лучшие профессиональные решения и сервисы российских разработчиков

Контакты

+7 (495) 587-04-77office@data-economy.ru121205, г. Москва, территория Инновационного центра «Сколково», Большой бульвар, дом 42, строение 1, офис 1328

Источник: https://data-economy.ru/organization

«Цифровое» образование: пусть никто не останется лишним

В исторически короткий период — охвативший, фактически, всего два века — мир пережил три промышленных революции, всякий раз сталкиваясь с острым кадровым дефицитом.

Неважно, о каких именно специалистах шла речь — инженерах-путейцах, энергетиках или программистах: каждый новый виток технологического прогресса требовал быстрого и эффективного ответа со стороны системы образования.

Сегодня мир стоит на пороге четвертой — «цифровой» — революции, а значит, возникает необходимость внедрения новых — цифровых — образовательных технологий.

Система образования — один из наиболее консервативных социальных институтов, что обусловлено естественным традиционализмом самого общества.

С одной стороны, эти качества позволяют системе (и обществу) сохранять внутреннюю целостность, обеспечивать надежный трансфер традиционных ценностей, с другой — именно консервативность мешает системе образования гибко реагировать на запросы экономики, залог эффективности которой заложен в инновациях, то есть в постоянном обновлении.

Сегодня человечество с удовольствием пользуется плодами прогресса — информационной доступностью, цифровыми сервисами и услугами, неограниченными коммуникационными возможностями, одновременно испытывая очевидную тревогу при виде изменений, которые несет с собой глобальная цифровизация, требуя ограничить ее распространение, но и принимая в штыки любую инициативу регуляторов.

Тем не менее, подобная реакция общества на глобальные перемены, происходящие во всех сферах жизни, — естественна и, более того, единственно возможна. Однако ровно таким же естественным процессом является широкое внедрение цифровых образовательных инструментов — не по чьей-то злой воле, а потому что мир изменился.

Новый мир ставит перед социумом и государством новые вызовы и требует адекватных ответов.

«Преимущество ситуации и ее ужас состоят в том, что границ цифровизации не существует.

Нет ни одной сферы деятельности, которую нельзя было бы полностью перевести „в цифру“, — подчеркивает спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

— Нам только предстоит определить границы между человеческим и технологическим, между приватностью и безопасностью. „Цифра“ становится вопросом политическим, и те, кто еще несколько лет назад был ярым сторонником цифровизации, сегодня обязаны задуматься об ограничителях».

Один из наиболее очевидных вызовов — кадровый вопрос. Как сказано выше, цифровизация проникает всюду, в первую очередь затрагивая производство и сферу услуг.

 Профессии, казавшиеся совсем недавно вечными, либо исчезают, либо требуют от исполнителя новых навыков.

Мало того, однажды полученная «цифровая» специальность требует постоянного обновления знаний и актуализации компетенций — чтобы успеть за трансформацией рынка труда.

По оценкам экспертов «Ворлдскиллс Россия», к 2030 году кадровый дисбаланс в мире превысит 1,4 млрд человек, а потери мировой экономики от несоответствия квалификации работников запросам рынка труда достигнут 5 трлн долларов. Речь идет не только о выпускниках вузов и колледжей. Изменения, приобретающие лавинообразный характер, ударят по представителям всех возрастных категорий, в первую очередь по людям, уже получившим образование.

Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал

Источник: The Future of Jobs Report 2018, Международный экономический форум

Меры, предпринимаемые государством в этой области, с одной стороны, несут вынужденный характер, а с другой — направлены на то, чтобы использовать энергию, возникающую при смене экономической формации, для повышения уровня жизни граждан, а также создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Ведь перемены — это не только новые вызовы, но и новые возможности.

Национальные проекты, разработанные на основе Майского указа Президента, содержат ряд инициатив, направленных на повышение качества и доступности образования на всех уровнях: от дошкольного и школьного до профессионального, высшего и дополнительного.

В частности, нацпроект «Образование» включает несколько федеральных проектов, прямо декларирующих эти цели.

При этом, начиная со школьного уровня, особое внимание уделяется широкому внедрению образовательных подходов, основанных на современных информационных и коммуникационных технологиях.

«Решение кадрового вопроса в условиях формирования цифровой экономики подразумевает не только подготовку специалистов в области информационных технологий.

Уже сегодня цифровая составляющая интегрирована в базовые процессы самых разных секторов — от промышленности до медицины, — отмечает Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков. — Рынок технологий быстро меняется, и университетам необходимо не просто учитывать эти изменения, а предсказывать их.

Развитие образовательных программ должно идти с учетом глобальных вызовов времени. Мы не можем игнорировать эти вызовы, нужно искать самые современные практики для того, чтобы давать на них ответы».

Значит ли это, что учителей и преподавателей заменит планшет или смартфон? Вовсе нет. Точно так же, как появление цифрового дневника не отменило необходимости его проверять, а электронных классных досок — писать на них.

Внедрение цифровых образовательных инструментов в вузах и колледжах также не предполагает отмены традиционных занятий в аудиториях или лабораториях. На сегодняшний день речь идет лишь о включении элементов онлайн-обучения — электронных курсов, симуляторов и т. д. — в образовательные программы.

В основе лежит принцип смешанного обучения: современные технологии позволяют повысить эффективность преподавания за счет большей визуализации материала, помогают развить личностные качества студентов — умение планировать, самодисциплину, чувство ответственности.

При этом учащиеся из самых отдаленных регионов получают доступ к онлайн-курсам, которые подготовлены и сопровождаются профессорами ведущих университетов страны, а преподаватели — возможность постоянно актуализировать содержание лекций.

Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал

Подобный подход находит понимание как со стороны образовательного сообщества, так и со стороны обучающихся.

Согласно данным социологического исследования «Восприятие онлайн-обучения», проведенного компанией «Айфорс», оператором ВЦИОМ, в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», 87% студентов вузов и СПО, а также 76% преподавателей позитивно относятся к образовательным онлайн-технологиям.

Из числа опрошенных представителей компаний-работодателей положительно к этому относятся 73%, а 68% согласны с тем, что развитие онлайн-обучения — одно из ключевых условий решения задачи по модернизации образования.

Нельзя сказать, что цифровизация образования — это процесс, инициированный исключительно сверху. По данным Yandex и «Нетологии», в обществе существует устойчивый и растущий спрос на получение новых знаний и компетенций с помощью электронных курсов.

По данным проведенного этими компаниями совместного исследования, средний чек россиян за курсы, тренинги и мастер-классы в интернете год от года увеличивался более чем на 20%, а оборот рынка онлайн-образования — более чем на 60%.

Однако при этом возникает насущная необходимость сформулировать некие общие и понятные потребителю стандарты качества, создать систему оценки образовательного контента — с помощью экспертного сообщества, работодателей и самих слушателей онлайн-курсов.

Создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики - Студенческий портал

Источник: The Future of Jobs Report 2018, Международный экономический форум

Еще одним важным направлением цифровизации образования является воспитание у школьников и студентов стремления к саморазвитию.

Принцип непрерывного образования в течение жизни предполагает, что учащийся осознает его необходимость, овладевает знаниями не из-под палки, а потому что хочет и умеет учиться.

Понятно, что новые подходы, ориентированные на развитие таких навыков, рождаются в самой системе образования, а затем поддерживаются и масштабируются государством.

«Сегодня НИТУ „МИСиС“ готовит ученых и инженеров будущего, лидеров цифровой экономики, обладающих развитыми „мягкими“ навыками, глубоким пониманием актуальных технологий, способных в совместной работе решать важнейшие научно-технологические задачи национального и глобального масштаба.

Разработки, которые ведутся в наших лабораториях и центрах, направлены на решение самых актуальных задач, стоящих перед академическим и бизнес-сообществом: в области квантовых технологий и вычислений, биомедицины и биоинженерии, рационального ресурсоиспользования, создания новых материалов и поиска инженерных решений для проектов уровня MegaScience, — рассказывает ректор НИТУ „МИСиС“ Алевтина Черникова. — Чтобы оставаться востребованным в быстроменяющемся мире, современный специалист должен быть мотивирован на постоянную самореализацию и готовность учиться непрерывно».

Минобрнауки России уделяет большое значение поддержке инициатив университетов, направленных на развитие и внедрение новых образовательных технологий.

В 2015 году восемь ведущих вузов страны — МФТИ, ВШЭ, УрФУ, МГУ, НИТУ «МИСиС», ИТМО, СПбГУ и СПбПУ — создали Национальную платформу открытого образования, где сегодня размещены более 400 онлайн-курсов, разработанных преподавателями этих университетов.

В 2016 году был дан старт реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» («СЦОС в РФ»), паспорт которого был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию.

Цель проекта — создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.

В рамках проекта создан и проходит апробацию портал-агрегатор online.edu.ru, объединяющий около 40 образовательных платформ и предлагающий слушателям более тысячи онлайн-курсов по десяткам направлений подготовки.

Слушателями могут быть как студенты вузов и колледжей, реализующих образовательные программы, которые частично осваиваются с использованием онлайн-курсов, так и любой желающий — вне зависимости от возраста и имеющегося образования. В настоящее время в проекте принимают участие более 120 организаций высшего образования и свыше 40 — среднего профессионального.

В качестве пользователей ресурса зарегистрировано около миллиона студентов и других слушателей, которые прошли обучение на онлайн-курсах, представленных на портале, свыше четырех с половиной миллионов раз.

Отдельная большая работа ведется в области подготовки преподавательских кадров.

На базе десяти университетов страны открыты Региональные центры компетенций в области онлайн-обучения, где уже прошли профессиональную подготовку тысячи сотрудников образовательных организаций.

Как свидетельствуют данные исследования «Айфорс», у 77% опрошенных преподавателей вузов и у 49% преподавателей колледжей уже имеется опыт участия в разработке и применении онлайн-курсов.

«Региональные центры компетенций в области онлайн-обучения, установившие множественные связи с вузами и колледжами на местах, сегодня исполняют роль коммуникационного узла, проводника новых идей и подходов, обладают определенным кредитом доверия со стороны образовательного сообщества, —отмечает Председатель Координационного совета РЦКОО Александр Волков.

— Руководители образовательных организаций осознают, что изменения, связанные с широким применением цифровых образовательных технологий, подразумевающие персонализацию обучения, возможность выбора студентами индивидуального трека развития, неизбежны. Но существующая система консервативна.

Главный вызов, стоящий сегодня перед вузами, — найти верный путь реализации этих решений».

Стоит подчеркнуть, что онлайн-обучение — это лишь один из аспектов процесса цифровизации профессионального и высшего образования. Впереди большое количество планов и инициатив, предусмотренных федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Динамично изменяющийся рынок труда, характерный для постиндустриальной экономики, требует от системы образования внедрения новых подходов для реализации принципа обучения каждого человека на протяжении всей его жизни. И возможность строить персональные траектории развития — не только профессионального, но и личностного — имеет принципиальное значение.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4171063

В мгу создан национальный центр компетенций в области цифровой экономики

Главная задача центра — обеспечить научное и научно-методическое сопровождение цифровой экономики в России и подготовить необходимые кадры. Центр начнет работать в качестве полноценного подразделения осенью 2017 года

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова создан Национальный центр цифровой экономики. Главная задача центра — обеспечить научное и научно-методическое сопровождение цифровой экономики в России и подготовить необходимые кадры. Центр начнет работать в качестве полноценного подразделения осенью 2017 года.

В послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости ускоренного развития цифровой экономики в России.

На заседании попечительского совета МГУ 25 января 2017 года ректор Виктор Садовничий выступил с инициативой создания центра, призванного решить обозначенные президентом задачи.

В июне 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме подчеркнул важность развития цифровой экономики, поскольку она позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики и производства.

«Сейчас правильная линия взята на создание цифровой экономики в России. Московский университет обладает большим потенциалом по этому вопросу, мы привлекли хороших ученых, в том числе академиков, и в ближайшее время сможем дать конкретные результаты.

Основой цифровой экономики станут Big Data – большие данные, базы данных. Надо видеть сотни миллионов, даже, миллиарды показателей.

И тогда можно уже с помощью математических методов моделирования более точно прогнозировать развитие экономики», — отметил Виктор Садовничий.

В состав Межфакультетского координационного совета центра вошли деканы и директора 16 факультетов и институтов МГУ, представители руководства ряда других крупных научных и научно-образовательных организаций, органов государственной власти. Новый междисциплинарный центр открыт для сотрудничества.

Задача специалистов центра — создать методические материалы и программы, на базе которых факультеты МГУ и других университетов подготовят нужные кадры. По словам Игоря Соколова, в центре будут сосредоточены специалисты в области цифровой экономики и информационных технологий.

«Термин «цифровая экономика» — далеко не новый. Многие понимают под этим термином самые разные вещи.

Главное — это всеобщее глубокое проникновение компьютеров в экономику, в экономику в широком смысле — промышленное производство, сельское хозяйство, культура, спорт, обучение, наука», — сообщил научный руководитель центра, заведующий кафедрой информационной безопасности факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ, директор Федерального исследовательского центра «Информатика и управление», академик РАН Игорь Соколов.

Сотрудники центра уже подготовили предложения по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), разработке и проведению международных конференций, посвященных внедрению цифровых технологий, значимых как для России, так и для ЕАЭС в целом.

В мае 2017 года сотрудники центра приняли участие в конференции, посвященной развитию мирового рынка интернета вещей (устройств, так или иначе подключенных к сети, которые собирают данные и обмениваются ими): от smart-часов до беспилотных автомобилей. Специалисты наметили перспективы развития интернета вещей в России. 

В ближайших планах центра: разработать методические материалы, на базе которых различные факультеты подготовят специалистов, способных вести цифровую экономику, использовать ее преимущества и достижения. Кроме того, центр планирует тесно сотрудничать со специалистами транспортной логистики.

«У нас началась новая гонка — гонка создания экономики нового типа, цифровой экономики. Если мы опоздаем, то, по-видимому, нам трудно будет сохранить и промышленный, и научный суверенитет, ну а дальше встает вопрос о государственном суверенитете. Это действительно серьезно», — отметил Игорь Соколов.

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/v-mgu-sozdan-natsionalnyj-tsentr-kompetentsij-v-oblasti-tsifrovoj-ekonomiki

Кадры в эпоху цифровой экономики

Современную жизнь уже не представить без «цифры». Умные дома и города, онлайн-шопинг и банкинг, каршеринг, удаленная работа. Но человеку только еще предстоит раскрыть потенциал цифровой экономики, мы в самом начале новой эры.

Перед миллионами людей стоит задача найти свою нишу и научиться использовать преимущества цифровизации себе во благо, без опасения, что однажды их заменят роботы или искусственный интеллект.

Кроме того, должны появиться новые кадры в этой сфере и лидеры, которые будут развивать ее дальше.

Современный мир благодаря растущей роли цифровой экономики проходит через стадию радикальной трансформации. Технологии и инновации, которые лежат в ее основе, готовились в течение нескольких десятилетий и теперь они перешли в стадию быстрого глобального распространения.

Уже сейчас уровень проникновения «цифры» в большинстве регионов России, согласно индексу «Цифровая Россия», превышает 60%, а в наиболее продвинутых регионах перевалил уже за 75%.

Во всем мире развитие цифровых технологий неизбежно, и это коренным образом влияет на образ жизни миллионов. Буквально все сферы экономики либо уже стали цифровыми, либо движутся к этому.

Даже в такой сфере как сельское хозяйство, которая, казалось бы, совсем «земная» на полях появились роботизированные тракторы, состояние посевов проверяют беспилотники, надои коров контролируются автоматическими цифровыми устройствами.

Передовая робототехника, искусственный интеллект, Интернет вещей, облачные вычисления, аналитика больших данных и трехмерная (3D) печать – это далеко не полный перечень благ, что дает нам цифровой прогресс. И его развитие зависит исключительно от человека, обладающего необходимыми знаниями и квалификацией.

Мировой ВВП ежегодно недополучает $5 трлн по причине низкой производительности труда.

Невозможность найти достаточное количество кадров с нужной квалификацией по мере перехода стран к цифровой экономике стала одной из главных проблем на рынке труда, гласят данные совместного доклада BCG, Росатома и WorldSkills «Массовая уникальность – глобальный вызов в борьбе за таланты». В России квалификационную яму оценивают в 33,9 млн человек.

Эксперты указывают, что в сегодняшнем мире весь технологический цикл может измениться всего за 2,5 года. И не успевающая адаптироваться к этим стремительным изменениям рабочая сила – большая проблема для развитых стран.

В следующие 10 лет процесс перейдет в фазу массированной цифровизации отраслей, вырастет потребность в ИТ-специалистах, говорится в исследовании Фонда интернет-инициатив (ФРИИ).

Читайте также:  Дорогие учителя: сколько зарабатывают в школах - студенческий портал

Для успешной реализации программ цифровизации количество ИТ-специалистов в России должно сравняться по объему с другими странами — так, доля ИТ-специалистов от занятого населения в США составляет 4,2%, в России — лишь 2,44%.

Также внедрение цифровых технологий вызовет необходимость массового обучения кадров «традиционных» профессий ИКТ-навыкам: этот процесс затронет до 3,76 млн. чел в течение 10 лет. Снизится востребованность низкоквалифицированного труда.

До 6,7 миллионов рабочих мест могут быть сокращены в России через 10 лет — такой прогноз в ФРИИ сделали на основе текущей динамики изменения занятости в стране, а также исследования потенциала автоматизации труда, проведенного McKinsey Global Institute.

Наиболее высоким потенциалом сокращения обладают профессии, связанные с рутинным трудом: рекрутеры, бухгалтеры, операторы колл-центров, банковские клерки, аналитики.

По оценкам BCG, к 2025 году мировое трудоспособное население будет на 63% состоять из нынешней молодежи: 26% — из поколения Z и 37% — из миллениалов.

В то же время, ФРИИ насчитывает, что в России из-за демографической ямы и низкой рождаемости к 2027 году доля «молодых специалистов» — наиболее социально и экономически активного населения в возрасте 20-29 лет — снизится на 29% и составит 7,8 млн. чел.

Цифры говорят сами за себя: то, что мы вложим сегодня в молодых людей, больше всего отразится на будущем экономическом благополучии страны.

Полторы тысячи участников декабрьского рабочего интенсива «Зимний остров», прошедшего в Сочи, попытались найти ответы на вызовы технологической революции и цифровизации экономики.

4 дня эксперты от государства, бизнеса и образовательных институтов работали над выработкой общего видения, согласованием общих планов и поиском инструментов для решения глобальной задачи цифровой экономики – нехватки профессиональных кадров.  Объединил усилия более 600 участников организатор Кадрового трека «острова» Университет 2035, за которым закреплен статус Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций в области цифровой экономики «Университета 2035», программный директор Кадрового трека «Зимнего острова»:

«Сегодня подготовка кадров идет не в ногу с изменениями технологий, а уровень цифровой грамотности населения не соответствует требованиям «цифрового» общества. Главный вызов рабочего интенсива —  в сжатые сроки ответить на запросы бизнеса и снять самые проблемные барьеры в части подготовки кадров и развития человека в условиях цифровой экономики».

По словам Подольского, в рамках 20 проектировочных сессий (стримов) экспертам предстояло найти решения для трех ключевых направлений.

Во-первых, в горизонте 5-10 лет для обеспечения кадрами экономики необходимо уже сегодня перестраивать систему образования и заниматься развитием и поддержкой талантливых школьников и студентов в области математики, информатики и технологий цифровой экономики.  

Во-вторых, все слои населения должны быть готовы к использованию новых технологий. Повышение уровня массовой цифровой грамотности не просто улучшит качество жизни населения и сократит цифровое неравенство, но и повысит его экономическое благосостояние. Так преподаватель английского из региона с базовыми цифровыми навыками работы уже сегодня может обучать учеников по всей России.

И, в-третьих, как можно быстрее нужно начать обеспечивать экономику профессиональными кадрами. Острая потребность в таких специалистах требует создания условий для их ускоренной или даже опережающей подготовки. Специалисты в области управления и анализа данных, разработчики мобильных приложений и комплексных платформенных решений – кадровый «фундамент» цифровой экономики.     

Запросы промышленности были выведены в отдельное направление «Кадровые сервисы для промышленности по обеспечению процессов цифровой трансформации».

В нем приняли участие представители крупнейших российских компаний – «Росатома», РЖД, «Сибура», «Элемента», ЧТПЗ, «Р-Фарм», «Ростелекома», НЛМК, концерна «Калашников» и ряда других. Проектные решения разрабатывались под конкретный запрос каждой из компаний.

Но во многом эти запросы были общими: важность быстрого и качественного подбора специалистов на новые «цифровые» направления и необходимость переобучения сотрудников для ротации кадров в связи с автоматизацией и цифровой трансформацией бизнеса.

Участники стрима спроектировали такие сервисы, как конструктор идеального наставника, для создания которого необходимо провести оцифровку опыта взрослых специалистов, сервис для массового входа граждан в цифровое пространство на базе существующей инфраструктуры (МФЦ, ЦЗН, продуктовые магазины, отделения Почты России и т.д.) для создания цифрового резюме, цифровой профессиональный навигатор и цифровой ликбез.

Руководитель департамента по реализации программы «Будущее белой металлургии» Группы ЧТПЗ Алексей Смирнов:

«Реализовать новое видение компании невозможно без компетентных и вовлеченных сотрудников, владеющих навыками работы в цифровой среде. Особенно важна про-активность и компетентность HR- и бизнес -партнеров, сопровождающих трансформационные процессы».

Самую большую команду привезла на «Зимний остров» госкорпорация «Росатом». 

Один из лидеров цифровой трансформации поставил своей целью протестировать на «острове» новый курс  для руководителей по применению технологий искусственного интеллекта на промышленных предприятиях и ускоренный курс по подготовке специалистов мирового уровня – product-менеджеров по управлению жизненным циклом цифровых продуктов.  За 4 дня обучение в режиме интенсива прошло более 150 человек.

Директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева:

«Мы ожидаем, что после мероприятия наши сотрудники вернутся на предприятия отрасли воодушевленными новыми идеями, вооруженными новыми знаниями, и главное — нацеленными на активное участие в создании цифровой экосистемы и построении эффективной цифровой экономики России».

Актуальным запросом для всех участников «острова» стал поиск решений для долгосрочного прогнозирования потребности в новых кадрах.

Каждому человеку важно понимать, какие компетенции нужно «обновить», чтобы оставаться востребованным на протяжении всей профессиональной карьеры, компании заинтересованы в быстром подборе кадров, вузам важно знать, чему учить студентов сегодня, чтобы они были востребованы работодателями завтра, государство заинтересовано в оценке рынка труда будущего и  анализе эффективности средств, затраченных на кадровое обеспечение цифровой экономики.

Барьер на пути решения этих задач –  отсутствие механизмов мониторинга «длинных траекторий» развития человека. Вот почему задача создания цифрового профиля для сбора и обмена данными об образовательных и профессиональных достижениях человека и построения его персональных траекторий развития в условиях цифровой экономики стала сквозной для всей программы рабочего интенсива.

Протоколы обмена данными между различными участниками глобальной системы образования и рынка труда, признание работодателями результатов независимой оценки, схемы пилотного тестирования «цифрового паспорта» знаний и опыта человека и сервисов поддержки персональных траекторий развития – по всем вопросам эксперты Кадрового трека подготовили решения, обсудили барьеры с регуляторами рынка, договорились о единых стандартах хранения и обмена данных для формирования цифрового профиля человека.

Работы над проектами продолжатся в рабочих группах Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики. 

Спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков:

«Важны не столько проекты, сколько люди, которые эти проекты представляли. Наша с вами обязанность состоит в том, чтобы мы включили авторов представленных идей в рабочие группы. Мы рассматриваем их как кадровый актив, а дальше уже жизнь покажет, что из проектов и как мы реализуем».

Практическим результатом четырехдневной работы Кадрового трека стали 18 проектов. Они вошли на интерактивную карту решений, чтобы продемонстрировать связь между проектами, сквозными сервисами и ключевыми показателями федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», запланированными на 2024 год:

Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов:

«На «Зимнем острове» нам предложили решения, которые напрямую соответствуют целям федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», — максимально быстро и эффективно подготовить страну к новой цифровой реальности — и лягут в основу модели профилей компетенций и построения персональной траектории развития граждан.  Наиболее жизнеспособные из них должны быть проработаны и учтены в планах федерального проекта на 2020-2021 годы».

Среди проектов интенсива участники разработали предложения в области дистанционной занятости, цифровой грамотности, образовательных технологий (Edunet), персональных траекторий развития и кадровых сервисов.

Так, в области образования участники Edunet стрима вышли с предложением сформировать рабочую группу по новым образовательным технологиям при Министерстве науки и высшего образования и Министерстве просвещения.

Она не только займется разработкой предложений для развития рынка, но и в перспективе поможет тестировать образовательные решения и сертифицировать их для внедрения в учебных заведениях.

Речь, в частности, идет о технологиях с применением дополненной, виртуальной реальности, а также об образовании при помощи нейроинтефейсов.

Быстрое развитие технологий рождает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки, и уже к 2025 году индустрия мирового цифрового образования преодолеет отметку в $500 млрд. У России есть шансы занять не менее 4% глобального рынка EdTech к 2035 году и войти в число лидеров по новым образовательным технологиям.

Еще одно из актуальных предложений участников интенсива состоит в создании портала для дистанционного трудоустройства населения. По задумке «островитян», портал будет представлять собой «надстройку» над порталом «Госуслуги».

И работники, и работодатели смогут там зарегистрироваться и оформить свои трудовые отношения. При этом весь документооборот будет осуществляться только в электронном виде. Эта инновация будет интересна работающим на «удаленке».

А по оценкам экспертов «Острова», к 2023 году доля сотрудников, работающих дистанционно, составит 10% от трудоспособного населения страны, то есть семь миллионов человек.

Ожидается, что на портале ежегодно будут подписываться около 50 млн документов. Сервис может начать работать уже в 2021 году. Помимо разработки самой платформы, реализация проекта обеспечивает снятие нормативно-правовых барьеров, мешающих появлению дистанционной занятости в России.

Руководитель Центра обслуживания по управлению персоналом «Гринатом» (ГК «Росатом») Мария Галкина:

«В нормативной базе все еще сохраняется бумажный документооборот, несмотря на то, что работодатель и работник уже могут удаленно с помощью электронной подписи подписывать трудовой договор.

Однако работодатель до сих пор должен отправить работнику оригинал документа заказным письмом.

Как учитывать рабочее время, как обеспечивать охрану труда сотрудника, который работает не в офисе, а удаленно, — эти моменты мы учли при подготовке предложений по изменению нормативной базы».

Главный тренд цифровой экономики состоит в том, что она затронет и людей совершенно «нецифровых» профессий. К 2024 году через различные программы повышения цифровой грамотности должны пройти не менее 10 миллионов человек.

Среди важных инициатив для повышения качества жизни людей в цифровой среде, участники Кадрового трека предложили создать специальную платформу, на базе которой люди смогут не только бесплатно обучаться, но и самостоятельно оценивать свои компетенции и выстраивать траекторию личного профессионального (карьерного) развития.

Подобное тестирование будет чем-то похоже на сдачу норм ГТО. В декабре 2019 года Университет 2035 запустил в пилотном формате бесплатный образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф. Инициативу поддержали «Мегафон», «Ростелеком», РЖД, «Эр-Телеком», «Сибур ИТ», Академия Ростеха, НИУ ВШЭ, РОЦИТ, «Почта России» и аналитический центр НАФИ.

Они предоставили первые «уроки» и приняли участие в разработке пилота.

Гражданам, которым цифровые навыки нужны в профессиональной деятельности, выдадут персональные цифровые сертификаты на бесплатное обучение по сквозным направлениям НТИ.

Путь профессионального развития им подскажет искусственный интеллект, после того, как проанализирует личный профиль участника. В уходящем году пилотный проект был запущен в 5 регионах.

Его участники смогли пройти диагностику, получить рекомендации по выбору программы допобразования и сертификат на ее бесплатное прохождение. 

Всего в 2019 году возможность развития востребованных на рынке труда компетенций с помощью цифровых сертификатов получили 5 тысяч граждан России. А к 2024 году улучшить профессиональные компетенции или получить «вторую цифровую профессию» смогут не менее 1 миллиона человек.

Цифровая трансформация затронет также представителей органов власти и профессионалов цифровой отрасли, в том числе лидеров управления, основанного на данных (CDO) и директоров по цифровой трансформации (CDTO).

Во всех федеральных округах открыли Центры проектов и практик по управлению, основанному на данных, и до конца 2019 года 5000 сотрудников органов власти, ведомств, государственных компаний, государственных корпораций, бюджетных и иных организаций (CDO) прошли обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Также за год 8500 человек в составе руководства федеральных и региональных органов власти, участников проектных офисов по цифровому развитию прошли очное обучение по программам CDTO, и еще 5000 дистанционно.

Главным результатом государственных усилий станет повышение конкурентоспособности, возможности самореализации и развития российских граждан в течение всей жизни.

Возможности непрерывного развития должны быть доступны гражданам всех возрастов: подрастающему поколению и молодым специалистам станет легче понять чему учиться сегодня, чтобы быть востребованным на рынке будущего, люди среднего возраста на любом этапе карьеры смогут найти свое место жизни: оценить свои компетенции, повысить квалификацию или получить вторую «цифровую профессию», у старшего поколения, если оно научиться использовать цифровые ресурсы и технологии, появится возможность качественной и достойной жизни. 

Источник: https://ria.ru/20191230/1562653998.html

Цифровая экономика

Центр компетенции по реализации федерального проекта «Нормы регулирования цифровой среды»

Приглашаем принять участие в экспертной работе в составе Центра компетенций, а именно:

  • В работе Тематических рабочих групп;
  • В подготовке и обосновании имеющихся правовых барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики;
  • В подготовке предложений в технические задания на разработку нормативных правовых актов по направлениям работы тематических рабочих групп;
  • В подготовке предложений по корректировкам и внесениям изменений в разработанные проекты нормативных правовых актов.

Заполнить анкету эксперта Заполнить форму барьера

  • Привлечение исполнителей по мероприятиям Плана осуществляется на конкурсной и возмездной основе.
  • Привлечение исполнителей по мероприятиям Плана осуществляется на конкурсной и возмездной основе.
  • Привлечение исполнителей по мероприятиям Плана, заинтересованных в самостоятельной разработке нормативных правовых актов на условиях инициативы;
  • Участие в работе Центра компетенций в качестве экспертов.

Заполнить анкету эксперта Заполнить форму барьера

  • Цифровая среда доверия ТРГ 6 (6 вех)
  • Электронный гражданский оборот ТРГ 6 (6 вех)
  • Оборот данных ТРГ 6 (6 вех)
  • Защита интеллектуальной собственности ТРГ 6 (6 вех)
  • Финансовые технологии ТРГ 6 (6 вех)
  • Налогообложение ТРГ 6 (6 вех)
  • Стандартизация ТРГ 6 (6 вех)
  • Судопроизводство и нотариат ТРГ 6 (6 вех)
  • Отчётность и контрольно-надзорная деятельность ТРГ 6 (6 вех)
  • Интеграция с ЕАЭС ТРГ 6 (6 вех)
  • Совершенствование нормотворчества и гос. управления ТРГ 6 (6 вех)
  • Национальная система управления данными (НСУД) ТРГ 6 (6 вех)
  • Отраслевое регулирование ТРГ 6 (6 вех)

Источник: https://sk-portal.usetech.ru/economics/

Ссылка на основную публикацию