Почему егэ вызывает такой стресс и как с ним справиться — студенческий портал

Был один из дней того лета, когда я и все одноклассники ждали результатов ЕГЭ. Позвонила подруга: «Ты еще не знаешь?» — воскликнула она. «Что?» — с замиранием сердца спросила я. «Результаты по математике» — внезапно ее голос погрустнел.

«Нет… А сколько у меня?» — сказала я. После долгой паузы подруга ответила: «Ну… тебе не хватило одного балла, чтобы сдать».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В голове закрутилось слайд-шоу из картинок, похожих на кадры из грустных фильмов: одноклассникам вручают аттестаты, а я стою на улице — по лицу текут слезы и дождь; сверстники поступают в вузы, а я начинаю карьеру дворника в 16 лет; я иду по улице, а родители прижимают к себе детей и пугают: «Это та девочка, которая не сдала ЕГЭ»… Продолжить красочное самобичевание помешал голос подруги: «Поверила что ли? Я пошутила! Ха-ха-ха».

Когда в 16-18 лет ты сдаешь выпускной экзамен, то кажется, что он определяет всю твою будущую жизнь. Груз ответственности может привести к нервным срывам и депрессии, при этом итоговый результат экзамена способна испортить случайность.

IMC поговорил с выпускниками разных лет, о том, какие эмоции они переживали перед ЕГЭ, чего больше всего боялись и как советуют справляться со стрессом нынешним старшеклассникам, которые еще продолжают сдавать экзамен до конца июня или уже смотрят с опаской в будущее, которое случится одно лето спустя.

Также мы попросили педагога и психолога рассказать, почему ЕГЭ вызывает страх, как с ним справиться и что делать родителям, чтобы помочь ребенку.     

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

5 историй выпускников: от идеального экзамена до тяжелой депрессии  

Евгений Селезнев, окончил школу в 2014 году

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Возвращается женщина: «Бланков нет, извините. Перечеркивайте свое сочинение и пишите апелляцию, чтобы пересдать экзамен». Я очень расстраиваюсь, потому что повторить такой же вариант будет невозможно.

Пересдачу ставят через две с половиной недели. Вместо подготовки, я поехал с семьей в Казань отдыхать. Купался в аквапарке и смотрел на всякие тупые статуи.

Когда вернулся, то уже ничего не мог делать, у меня было чувство, что я уже все сдал. Находился в апатии. Очнулся за день до экзамена, всю ночь решал КИМы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Минобрнауки рф отчиталось о статусе приоритетных проектов - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Пришел на пересдачу, мне дают вариант и там то, чего я больше всего не хотел в своей жизни: «Война и мир» и «Матренин двор». Это просто худшее комбо.

Видимо, я как-то очень энергично начал писать сочинение, потому что мне сказали: «Бланка второго нет, постарайтесь уместить сочинение на этом». Я говорю: «Как?». Женщина отвечает: «Пишите между строк, на полях.

Второй раз подать апелляцию вы не сможете». Я пытался втиснуть буквы в каждый квадратик этого бланка, писал до последней минуты, у меня чуть не вырвали листок из рук.

В общем, напорол какой-то чуши, получил чуть больше 70 баллов.

Я думаю, что ЕГЭ пугает своей формой проведения. Самая крутая форма экзаменов — творческие испытания в университетах. В школе должно быть что-то простое как зачет — все должны его получить и спокойно гулять.

А получается, что экзамены в школе — это запредельный уровень строгости и серьезности. К ним начинают готовить с 7 или 8 класса.

Это нагнетание — к тому же в возрасте, когда люди еще толком не знают, чем хотят в жизни заниматься — ни к чему хорошему не приводит.

Тем, кому еще предстоит сдать ЕГЭ, я бы пожелал сделать кучу подсказок, но не нести их на экзамен, чтобы не создавать себе новых стрессовых ситуаций.

Полина Гунба, окончила школу в 2018 году

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Чем ближе становился ЕГЭ, тем чаще у меня начинались истерики. Я могла зареветь во время выполнения домашки, во время обеда, во время чистки зубов…  Нервы вообще не выдерживали. Думаю, это связано с большим объемом заданий и с паникой перед поступлением — я долго ругалась с мамой по поводу направления.

Перед ЕГЭ по английскому я дала себе установку, что если получу меньше 80 баллов, то забуду про лингвистику и даже документы туда подавать не буду. В итоге английский сдала неплохо, а вот результаты по истории заставили меня рыдать целый день, потому что они были отвратительными — попался ужасный вариант.

Думаю, что проблема ЕГЭ заключается как раз в форме проведения экзамена и отношении преподавателей к нему, превращая проверку знаний в кошмар и лотерею. Если бы нас не пугали этим всю жизнь, то мы бы спокойнее все восприняли. Плюс у меня каждый раз тряслись руки при заполнении бланков, потому что я боялась поставить какую-нибудь точку за пределами рамки бланка.

По-моему, этот экзамен заставляет учеников мыслить шаблонно, в университете нас до сих пор переучивают и говорят, что можно креативить.

Я бы пожелала выпускникам спокойнее относиться к экзаменам, не слушать людей, которые говорят им не сдавать какие-то предметы и давать себе отдыхать.

Марина Говзман, окончила школу в 2010 году

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Сейчас ЕГЭ мне кажется какой-то дикостью: все эти клише, «автор считает, и я с ним согласна…» и так далее. На этом экзамене вообще не все зависит от тебя: а если машина что-то не так прочтет, а если ее поведет не туда, если что-то еще… То есть я могу думать как угодно гениально, но должна писать по единой форме, к тому же аккуратно. А ведь у многих гениев был дико неразборчивый почерк.

В школе нам постоянно говорили про все это. Я уже не помню, что именно, но сама атмосфера была душная и тягостная. Даже во взрослом возрасте мне несколько раз снилось, как я сдаю ЕГЭ.

Михаил Волокитин, окончил школу в 2014 году

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Первым был ЕГЭ по литературе. Он прошел гладко: я решил все за час до конца, перепроверил и ушел. Когда через две недели пришли результаты, я чуть не умер. 63 балла из 100. Я узнал об этом на свадьбе родственников, и всем пришлось вместо того, чтобы поздравлять новобрачных, успокаивать меня. Я чувствовал себя тупее всех на свете. Мама, кажется, думала про меня то же самое. Но при этом настаивала на апелляции.  

На следующий же день приходим в школу, чтобы обсудить результат с завучем, а она говорит: «Не надо подавать апелляцию, главное, что сдал». Я прошу ее показать сканы бланков с ответами, но их не еще не было в школе.

В итоге мы не стали обжаловать результаты. Через несколько дней увидели сканы: до экзаменационной комиссии не дошли мои ответы на часть B. От этого и низкий балл. А срок подачи апелляции уже прошел.

В итоге мне не хватило десяти баллов, чтобы поступить на бюджет.

Сейчас я понимаю, что никогда не пропущу вечеринку из-за подготовки к экзамену и что всегда буду спорить с кем бы то ни было из-за сомнительных для меня результатов. По крайней мере, пока сам не буду в них на сто процентов уверен.

Екатерина Пономарева, окончила школу в 2018 году

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Вторая ситуация произошла в день, когда я получила результаты по английскому. Нужно сказать, что все учителя относились к нам с пониманием и старались помочь. Единственный преподаватель, от которого не было никакой поддержки — мой учитель по английскому. Мы не прорешали ни одного теста, ни одного пробного по английскому, преподаватель даже забыл день сдачи экзамена. Все ученики, естественно, готовились с репетиторами.

Я не рассчитала на сверхвысокие баллы, но и настолько отвратительные не ожидала получить. Тогда я поняла, что бюджетное место в университете не получу.

Я не знала, что делать, весь день провела в панических атаках, хотела что-то сделать с собой… Никогда-никогда даже не думайте о таком! Экзамены — это всего лишь этап, от которого не зависит дальнейшая ваша жизнь.

Ваша жизнь зависит именно от вас, все есть и будет возможность получить высшее образование, всегда можно пересдать экзамены!

Преподаватель о том, почему бояться экзамена — это естественно

Екатерина Пирожок, преподаватель СУНЦ и образовательного центра Quant

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

О естественном страхе

Идея о том, что школьники боятся ЕГЭ — такая же естественная, как то, что студенты боятся сессии, выпускники — ГОСов, а жених с невестой — свадьбы. Это просто какая-то точка невозврата, ответственное дело, результат которого сложно исправить.

А испытывать страх или по крайней мере волнение перед ответственным делом — это вроде как нормальная человеческая реакция. Если ребенок готовился, то это не боязнь того, что ты не знаешь, это вот как раз естественная, чисто психологическая реакция.

Дело не конкретно в ЕГЭ, а в том, что, к сожалению, школы, дети, родители и учителя «накручены» всеобщим хайпом, поднимаемым из-за экзамена.

Здесь очень много замешано: и показатели школ, и маркетинговые стратегии образовательных центров, и интересы родителей, которые хотят сэкономить на обучении в вузе.

Все это давит на ничем не защищенного от этого информационного шума ребенка, которого нужно — на самом деле — просто оставить в покое и дать ему возможность принимать решения и отвечать за них. Вот тогда это не только экзамен, но и хорошая, здоровая школа жизни.

А не нездоровый страх за то, что что-то пойдет не так. Да, все может пойти не так. Но тогда уже сложившуюся ситуацию нужно разбирать, а не помещать ребенка, которому и так забот хватает, в ад ежедневными вопросами «А ты готовишься?», «А ты на сколько сдашь?», «А давай наймем репетиторов по 10 часов в неделю по каждому предмету?..».

Не очень хорошо, что представление о подготовке к ЕГЭ — это «натаскивание» на тесты.

Во-первых, заданий с вариантом ответа там стало не так уж и много, а во-вторых, я, например, стараюсь своим детям дать больше, чем требует ЕГЭ: учу их писать тексты, даю задания сложнее, чем есть в экзамене, не всегда придерживаюсь только «егэшного» формата.

И вот как раз эта практика в том числе помогает снять стресс — ты не зацикливаешь ребенка на одном и том же, а просто интересно рассказываешь о полезных вещах, которые в том числе и для экзамена пригодятся.

В любом случае неотъемлемая часть процесса — девочки в слезах, мальчики в панических атаках, ссоры с родителями, друзьями и учителями.

Но это нормально для любого ответственного события — показать свою слабость и свое волнение. Потому что сил не всегда хватает. И времени.

Я бы вообще в курс, например, ОБЖ включила тайм-менеджмент и целеполагание и обучение полезному отдыху, потому что это, черт возьми, экономит детям жизненные силы!

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

О собственном опыте

Когда я училась в школе, то уже попала и в экспериментальную группу ОГЭ (тогда еще ГИА), и ЕГЭ сдавала.

Первую половину года я толком ничего не делала, во второй половине читала книжки по предметам, прорешивала тесты из книжек несколько раз в неделю (не очень часто, скажу честно), было какое-то (тогда сравнительно небольшое) количество тестов в интернете и задания в формате ЕГЭ, которые давали школьные учителя. Нельзя сказать, что весь год я переживала. Ближе к экзаменам появился мандраж: я сидела за книгами, пила глицин (по рецепту врача, если что; дети, не занимайтесь самолечением), и только об экзаменах и думала. Очень сильно влияло давление со стороны школы (все должны сдать хорошо) и со стороны одноклассников, которых тоже охватила предэкзаменационная паника, а дальше это все просто собиралось, как снежный ком.

Сейчас этот опыт очень помогает. Я знаю, на что стоит обращать внимание, накопила кучу лайфхаков. Потом, думаю, как-то интуитивно проще перенимать опыт человека, который успешно прошел испытание, а не того, кто никогда этого не делал.

Как вести себя на экзамене

  • Внимательно читать формулировки;
  • грамотно распределять время;
  • не оставлять неотвеченных заданий;
  • аккуратно заполнять бланки. 

Ничего сверхъественного. А бояться или не бояться — тут я посоветовать не могу. У всех индивидуально организм работает: кто-то в стрессе, например, лучше справляется с задачами.

Советы психолога выпускникам и родителям

Анна Исупова, семейный психолог, специалист по работе с детьми и подростками, основатель Семейного центра при Уральском институте гештальта и проекта #ХорошаяШкола

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

О причинах стресса

Тему ЕГЭ поднимают и дети, и родители. Старшеклассники, ходящие к нам на программы развития личности, в течение учебного года обсуждают эту тему не один и не два раза.

Дети остро переживают бессмысленность части заданий и проверку дисциплин тестовым способом. Они испытывают серьезное давление со стороны школы, а многие и со стороны родителей.

Все это накладывается на и так непростой возрастной период — кризис подросткового возраста.

Родители, обращающиеся за помощью к психологу по поводу ЕГЭ, задаются вопросом, как помочь ребенку справиться с эмоциональной и умственной нагрузкой и как замотивировать заниматься лучше. Часто родители поддаются тревожным настроениям учителей в школе и начинают преувеличивать значимость экзамена.

Напомню, что смысл подросткового возраста заключается в отделении от родителей, в этот период контакт между детьми и родителями без того напряженный. Высокие ожидания и давление порой приводят к увеличению дистанции и взаимным обидам.

Поэтому к нам часто обращаются, когда доверие уже утеряно и нужно каким-то образом восстанавливать отношения, тем самым, кстати, значительно повышая шансы на успешную сдачу экзаменов.

Подросток, у которого за спиной крепкий родительский тыл, теплые отношения, не тратит энергию на решение конфликтов и может больше сил уделить подготовке.

Стресс от экзаменов у каждого свой и у каждого основные факторы разные. Для кого-то самое серьезное испытание — оправдать родительские надежды. И тогда не важно — ЕГЭ это или письменныйустный экзамен в университете.

Кого- то страх провала сковывает настолько, что сложно сосредоточиться и просто прочитать задание. Кому-то невыносимы досмотры, видеокамеры. Экзамены в любой форме становятся стрессом задолго до самого события.

И к моменту сдачи дети обычно имеют уже огромный груз настолько разного стресса, что порой сложно разобраться, что же самое главное.

Разумеется, атмосфера ЕГЭ не может не добавлять трудности. Это сложно: знать, что на тебя всегда смотрят, испытывать ограничения, бояться пошевелиться. Но ребята справлялись бы с этим легко, если бы не было всего остального. И наоборот.

Советы родителям

  • Поддерживать и еще раз поддерживать. Быть опорой и той средой, где встретят с пониманием и теплом. Сохранять и развивать отношения. Это более выигрышная стратегия, чем бросить все силы на получение заветных ста баллов и потом потерять любимого ребенка на долгие годы.
  • Помогать сориентироваться в планах на будущее, спланировать график занятий, найти нужных учителей, учебники, курсы. Все остальное ребенок сделает сам. Это его жизнь, его ответственность и его первое взрослое испытание. Как надо, что будет если и какие ошибки совершают подростки — об этом им каждый день говорят в школе. Нет смысла добавлять еще и дома. Ребенок просто закроется и не будет слушать.

Советы старшеклассникам

  • Конечно, готовиться. Составить план занятий и сделать качественную работу. Не важно, что предмет может быть неинтересным. Ведь выбора сдавать или не сдавать — нет. Поэтому из этой ситуации важно взять пользу для себя: научиться запоминать и систематизировать информацию, планировать свой день, находить и исправлять ошибки, искать недостающих объяснений. Отвечать за свою жизнь. И в будущем это пригодится.
  • Обращаться к взрослым за помощью и поддержкой. Если становится очень трудно, просить родителей найти вам психолога. Обратиться хотя бы к школьному, если такой специалист есть в вашей школе. Не забывать, что вы больше, чем механизм подготовки к ЕГЭ. И даже если случится самое страшное — это никак не показывает, кто вы на самом деле. Результат ЕГЭ никак не определяет личность человека и даже его будущее.

школьные фотографии — Марина Молдавская / IMC; фотографии героев в школьном возрасте, преподавателя и психолога предоставлены из личных архивов.

Источник: https://itsmycity.ru/2019-06-21/vypuskniki-uchitel-ipsiholog-obstrahah-sryvah-pristupah-izza-ege-isposobah-ihpreodole

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Поступление в вуз всегда огромная эмоциональная встряска для вчерашних школьников. Учебный стресс характеризуется повышением умственных нагрузок и кардинальной сменой образа жизни.

Чтобы студент справился с симптомами стресса и предотвратил их проявление в будущем, необходимо разобраться в причинах их появления.

Халатное отношение к своему психическому здоровью может привести к серьёзным проблемам с работой внутренних органов и сопротивляемостью иммунитета.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Учебный стресс у студентов

Причины стресса

Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов к самостоятельной жизни и ответственности.

Смена обстановки

Одним из главных факторов, который влияет на психофизическое состояние студента, является резкая смена обстановки и круга общения. Для несформированной личности это становится мощнейшим ударом.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Что приводит к стрессу?

Молодые люди сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к стрессу:

  • проживание в общежитии, съёмной комнате или квартире в другом городе;
  • ослабление родительского влияния и контроля;
  • необходимость заботиться о себе самому;
  • смена круга общения и интересов;
  • материальные трудности.

Все эти проблемы могут выбить из колеи человека, делая его уязвимым и для других неприятностей.

Часто стресс может возникать и на фоне недопонимания или конфликтов с соседями по комнате или одногруппниками.

Читайте также:  Специальности для тех, кто хорошо рисует - студенческий портал

Физические и умственные нагрузки

Когда подросток поступает в вуз, он сталкивается с повышением требований. Информации к изучению даётся больше и нередко её приходится искать самому. Кроме повседневных умственных нагрузок, нужно отметить переживания об экзаменах. Длительное эмоциональное напряжение выливается в затяжной стресс. Он может возникать по следующим причинам:

  • нарушение режима дня;
  • увеличение умственной нагрузки;
  • страх перед неудачей;
  • волнение по поводу сдачи экзаменов, курсовых, зачётов и т. д.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Большие умственные нагрузки

Если студенту плохо даётся какая-то дисциплина, то шанс получить эмоциональный сбой гораздо выше.

Подростки, страдающие синдромом «отличника», часто страдают от боязни не соответствовать ожиданиям окружающих.

Другие факторы

Наряду с общими для всех студентов причинами стресса, могут быть и субъективные. В зависимости от образа жизни список факторов может значительно меняться. На психофизиологическое состояние студентов влияют:

  • неправильное, несбалансированное питание;
  • отсутствие полноценного отдыха и сна;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;
  • изменения в личной жизни;
  • конфликты со сверстниками или преподавателями и др.

Виды стресса

В зависимости от того, что вызвало стресс, и какой результат был получен, выделяют два вида стресса. Он может быть позитивным и негативным. Позитивный стресс возникает при условии, что человек однажды уже попадал в подобную ситуацию и благополучно вышел из неё. Также это может быть наличие поддержки и одобрения от окружающих или получение достаточно ресурсов для решения проблемы.

Негативному стрессу студент подвергается, если не может выполнить работу или задание и не имеет возможности это изменить. Такой вид хуже влияет на нервную систему и физическое состояние человека.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Стресс влияет на физическое состояние человека

Фазы стресса

Первая реакция, которая возникает у студента на внешние раздражители – это волнение. Этот период называется фазой тревоги и способствует мобилизации всех защитных сил организма.

Следующая фаза стресса – сопротивление. На этом этапе организм в состоянии самостоятельно справляться с трудностями.

После длительного воздействия стресса на организм человека наступает фаза истощения, когда студент не в состоянии бороться с проявлениями стресса и полностью попадает под его влияние.

Симптомы

Связанный со студенческими годами стресс может влиять не только на эмоциональное состояние человека, но и наложить отпечаток на его здоровье в целом. Подвергаясь психологическому напряжению, студент чувствует упадок сил, апатию, ухудшения аппетита. Также могут появляться головокружение или сильные головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и тахикардия.

Студент хуже усваивает информацию, что угнетает его ещё больше. Он становится раздражительным и вспыльчивым. Большинство этих симптомов могут быть спровоцированы другими болезнями и расстройствами.

Борьба с учебным стрессом

Развитие формирования стрессоустойчивости у студентов играет огромную роль в его профилактике. Т. к. изменить условия жизни и учёбы сложно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния.

Необходимо пересмотреть своё отношение к происходящему, отсеять волнения по поводу ситуаций, которые невозможно изменить. Также важно давать выход негативу. В этом поможет методика для развития стрессоустойчивости у студентов:

  1. Дневник. Записывая все свои мысли и переживания на бумагу, человек освобождается от влияния негатива. Через время рекомендуется перечитывать свои записи и стараться анализировать их.
  2. Занятие спортом. Физические нагрузки не только хорошо влияют на эмоциональное состояние студентов, но и делают организм более сильным и здоровым.
  3. Эмоциональная разрядка. Такая методика развития стрессоустойчивости помогает быстро справиться с проявившимися симптомами стресса. Можно боксировать грушу или кричать.
  4. Смена обстановки. Улучшить эмоциональный фон поможет смена обстановки. Для этого необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно пойти в поход с палаткой или съездить в другой город.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

Такая эмоциональная разрядка подготовила коллектив к новому учебному году с новыми силами

Такие упражнения способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также бороться с уже появившимися симптомами. Помимо этого, организму нужен полноценный отдых и сон.

Борьба со стрессом перед экзаменом

Особое внимание стоит уделить ситуациям, когда студент испытывает стресс перед экзаменом. Это мешает ему сосредоточиться и подготовиться.

Главной причиной такого психического всплеска являются проблемы в усвоении материала или пропуск занятий. Необходимо исправно посещать лекции, учить материал и выполнять все заданные преподавателями работы. Но и это не всегда помогает.

Слишком эмоциональные личности могут нервничать, даже если полностью готовы к сессии.

Одним из действенных вариантов является приём слабых успокоительных средств, если на это нет противопоказаний. Это могут быть отвары из мяты, ромашки и пустырника или же спиртовой настой валерианы. Их приём способствует повышению стрессоустойчивости у студентов, но начинать нужно минимум за две недели до экзаменов. Отрицательной стороной является то, что препараты могут вызывать сонливость.

Студенту во избежание стресса рекомендуется наладить режим дня. Постоянный недосып и переутомление только усугубляют ситуацию. Также хорошо помогают занятия спортом. Если такой возможности нет, то можно ограничиться пешими прогулками.

Заключение

Разрушительного воздействия стресса можно избежать даже при самом загруженном графике учёбы. Если поддерживать свой организм здоровым, то ему будет проще справляться со стрессом в критических ситуациях. Врачи также рекомендуют приём комплексов витаминов и минералов.

Это также сможет наладить психофизическую картину студента. Стоит отказаться от вредных привычек и бесполезной траты времени. Организму, особенно в период повышенной умственной активности, нужен полноценный сон, сбалансированное питание и периодическая смена обстановки.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/faktory-v-processe-ucheby-studentov.html

Что такое школьный стресс и как с ним бороться

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

Анастасия Пахомова, психолог

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца.

Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время.

Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги.

Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе.

Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет.

Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс.

Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно.

Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4.

Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

Анастасия Пахомова, психолог

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал «Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга.

Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением.

Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше.

Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний.

Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Анна Симонова, нейропсихолог

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны.

Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой.

Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно.

У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование.

Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

Источник: https://profi.ru/media/chto-takoe-shkolniy-stress-i-kak-s-nim-borotsya

Как справиться со стрессами во время учебы

  • Песенка о том, что «от сессии до сессии живут студенты весело», похоже, безнадежно устарела
  • О том, как принять на себя студенческую «шинель» и справиться со стрессами во время учебы в вузе, наш разговор с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Теоретическая и прикладная психология» Тольяттинского госуниверситета Валерией Пантелеевой.
  • Вольница

— Не будешь ходить в людные места во время эпидемии гриппа, не поймаешь инфекцию. Не пройдешь сессию, не поймаешь стресс?

— Ну, конечно, сессия — это всегда оценка, а любая оценка — это стресс. Он может быть меньшим или большим. Я помню, для меня самой стрессовой была первая сессия.

Потому что я просто не знала требований университета и не могла оценить своих способностей уже не на фоне школьников, а на фоне студентов, таких же, как я.

Тут еще надо сказать, что стрессом может стать не только сессия, но и вообще само обучение в высшем учебном заведении.

— Как же так, Валерия? Поступил в университет, и вроде бы счастье привалило?

— Первый — адаптационный — период традиционно рассматривается как время, которое может стать стрессом. И одной из причин тут является сама сложившаяся система образования.

— Слишком резкая вилка между классом и курсом?

— Да, школьная и вузовская системы различаются. И скорее нужно говорить о неготовности школьника к тому, что вуз — это совсем другое существование. Иной стиль жизнедеятельности. В школе твой день был полностью расписан, и все было очень регламентировано. В вузе все окажется иначе.

Современная система обучения в вузе построена по принципу 30 на 70. То есть тридцать процентов аудиторной работы, семьдесят — самостоятельной. Может оказаться, что учебные пары будут даже не каждый день. Появляются свободные дни.

И если вчерашний школьник привык, что его загружали извне, то он первое время просто не знает, что с новой полной свободой делать. У него создается впечатление, что учеба в вузе — полная вольница.

Он может гулять в «Парк Хаусе», ходить в кино.

Кризис

— Новая свобода пока воспринимается как посыл к чему-то точно хорошему. Как минимум эмоционально. Но потом…

— А потом наступает сессия.

— И с ней стрессы? Валерия, давайте тогда разберемся, что такое стресс вообще и стресс на фоне вузовской жизни?

— А я бы вообще ушла от понимания стресса и рассматривала бы весь студенческий период как кризисный.

— Интересно. Сколько же у нас есть всяких признанных кризисов: кризис седьмого года брака, кризис среднего возраста, кризис…

— Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.

— Положительный стресс — все равно стресс? Есть моменты, которые тоже вредят здоровью, усложняют состояние человека?

— В любом случае, гормональные изменения при этом в некоторой степени сходны. Но если негативные стрессы отравляют «продуктами распада», то этот стресс мобилизует и даже вдохновляет.

Не отвлечься на переживания

— Сам по себе студенческий период — переходный. В психологии профессионального самоопределения есть такое понятие, как ведущая деятельность. Это то, что обеспечивает и проявляет развитие личности. Ведущая деятельность школьника — учебная, во взрослой жизни — профессиональная. В студенчестве учебно-профессиональная.

И везде при этом будет разная мотивация, разная система ценностей, разные настройки. В студенческой период возможны два вида кризиса. Первый — в период адаптации, когда человек пришел изучать какую-то профессию. Он думает: «Сейчас я буду лечить людей или, допустим, синтезировать интересные химические соединения».

Читайте также:  Курсы для психологов: от коучинга до песочной терапии - студенческий портал

А вместо этого ему начинают давать теорию, в которой все научные понятия абстрактны. Эти первые дисциплины, как правило, не имеют прямого отношения к выбранной специальности. И человеку становится сомнительно, туда ли он попал. Он задается важными вопросами: когда же будет интересно, когда я буду профессионалом.

— Как быть?

— Вот это сложное состояние можно преодолеть, если студент включается в научную работу с младших курсов. Работает в какой-то исследовательской группе, ведет научное исследование реферативного типа или пишет курсовую работу по профилю. Не для того, чтобы просто отписаться, а чтобы действительно изучить тот вопрос, которому он хотел бы себя посвятить в будущем.

— То есть так он отчасти приближает себя к мечте, которая привела его в вуз?

— Да. И тут как раз, если он находит себе научного руководителя и начинает с ним работать в интересующей его сфере, у него разрешается этот кризис. Главный момент на начальных курсах — «не улететь». Не отвлечься на переживания, не потерять интерес к учебе.

К работе

— А кризис номер два?

— Второй кризисный период — у выпускников. Им нужно переходить на следующий вид деятельности. Надо искать работу, начинать работать. А они боятся этого, испытывают неопределенность, могут быть не готовы к этому. Если они писали курсовые лишь бы сдать, у них и связей никаких нет.

Потому что во время той работы ты выходишь на реальные предприятия, на реальных людей. Возникают связи, устанавливаются отношения, ты как-то себя показываешь. А если ты этого не делал, то получается, что ты в шоке, потому что ты вновь не знаешь, что делать.

И тогда ты можешь подумать: «Да ладно, я еще в магистратуре останусь, продлю свое детство».

Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно. Готового специалиста нигде, ни в одной стране мира не выпускают. Ни в Японии, ни в Америке. В Японии, например, учатся для того, чтобы наладить профессиональные связи, а потом с этими связями карьеру сделать. Это даже одна из их традиций.

Пожизненно учиться

— Выпускник вуза выходит на рынок труда вначале как разведчик?

— По крайней мере, еще студентом он должен зайти на какой-нибудь работный сайт и там зарегистрироваться. И посмотреть, какие есть вакансии, которые хорошо оплачиваются, и чем они отличаются от тех вакансий, которые обещают мало. Там будут перечислены компетенции, которыми нужно овладеть во время учебы в институте.

А если эти компетенции не дадут в разжеванном виде, нужно прийти к ним самостоятельно. Рынок труда — и это мировая тенденция — сейчас очень неустойчивый, и профессии устаревают очень быстро, и спрос на них меняется. Пожизненный наем есть только в Японии. Но не факт, что пожизненный наем на работу — это хорошо.

Потому что, по слухам, министр труда Японии умер от… переутомления на рабочем месте.

— Как же мы от Японии далеки…

— В наше время в любой стране не один раз выбирают профессию. Надо быть готовыми к тому, что придется пожизненно учиться и перепрофилироваться.

Социальный приют?

— Валерия, получается, что между кризисом начала студенческой жизни и кризисом финала в вузе очень уж маленькая прослойка. Студент должен быть счастлив хотя бы на третьем курсе?

— Да, когда он наконец понял: ура, так вот оно — то самое, за чем я сюда пришел!

— В этом смысле среда играет роль? Например, как ему повезло или не повезло с группой?

— Да. Бывают группы сильные, а бывают болотистые. Ну никакие. Придешь туда, и работать трудно. Не раскачаешь, ничего им не нужно. Что греха таить, сейчас нередко начальная ступень высшего образования — это, грубо говоря, — социальный приют.

— Вот как?

— Бывает, что дети закончили школу, работать их пока не возьмут, им рано, они просто ходят в институт, как ходили в школу, и отсиживают там пары. Косички заплетают, в телефончиках сидят. Зато если группа сильная и в ней люди ориентированы на профессию, там точно есть драйв. Там преподаватель заряжается от студентов, а студенты — от преподавателя. Они интересуются, привносят новое.

Пилюля от стресса

— Валерия, так есть лекарство от кризиса?

— Самоопределение — вот главное лекарство. Если человек знает, что хочет, то он это преодолеет. Да, есть сложности с каким- то предметом, не строятся отношения с преподавателем. Но человек, который знает, зачем он пришел в вуз, воспринимает это не как проблему, а как задачу. Есть такая формула — « я это делаю для того, чтобы». Чтобы приблизиться к своей мечте. Чтобы стать тем, кем я хочу.

Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно.

Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться - Студенческий портал

фото: «Площадь Свободы»

Наталья Харитонова, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru

Источник: https://augustnews.ru/kak-spravitsya-so-stressami-vo-vremya-ucheby/

5 опасных ошибок, вызывающих стресс при подготовке к ЕГЭ

Как школьникам избежать стресса при подготовке к экзаменам? Необходимо четко ставить цели и придерживаться плана подготовки! Что еще? Узнайте в нашей статье.

Конец учебного года сулит выпускникам школ только одно – приближение государственных экзаменов. От одного слова у педагогов волосы на голове встают дыбом (об участии педагогов на экзаменах и оплате их труда уже написано немало — даже и законопроект придумали власти).

Но не надо забывать, что сложнее всего детям. Молодой организм труднее переносит стрессовые ситуации, особенно если сталкивается с ними впервые. Для учеников период ЕГЭ и ОГЭ — важная ступень в жизни, которую обязательно необходимо преодолеть. И чаще всего охватываемая паника и волнение за результат сбивают с толку выпускников и мешают хорошей подготовке.

В первую очередь, учителям необходимо положительно настроить учеников к предстоящему испытанию и помочь им избежать ошибок, которые чаще всего провоцируют стресс и плохую подготовку к ЕГЭ и ОГЭ:

  • Помню, когда ЕГЭ только появилось, о нём сразу же рассказывали «страшные истории». О том, как на экзамене сложно, как на нём совершенно невозможно списать, да что там, в туалет тебя сопровождают, чуть ли не до унитаза!!! Эти жёсткие правила, о которых каждый день рассказывали учителя, наводили ужас на учеников, особенно на плохо успевающих. Представьте себе, каково это — готовиться к сдаче экзамена с постоянным страхом? Лучше успокоить учеников и обязательно отметить, что низкие баллы на экзамене – это ещё не конец света. В каждой ситуации можно найти выход.
  • Вторая ошибка – отсутствие плана подготовки. Многие подростки в силу своей неопытности не могут чётко организовать свою деятельность. Результат — рассеянность и плохая подготовка к экзаменам. И чем ближе важный день, тем больше ученик понимает, что не успел многое выучить. Во избежание ошибок, важно всем вместе разобрать примерный план подготовки, чтобы по нему каждый смог составить свой индивидуальный распорядок изучения материала к экзамену.
  • Зная, что списать на государственном экзамене невозможно, многие отказываются от шпаргалок. А зря. Лучше написать лишний раз нужный материал на маленькой бумажке (именно написать, а не напечатать), чтобы было больше шансов запомнить и систематизировать необходимые знания в голове. И если школьник даже не воспользуется подсказкой, само её присутствие в укромном месте прибавит решительности и придаст спокойствия.
  • Обычно в подготовительный этап подростки теряют чувство времени, от чего нарушается режим сна. Это может отрицательно сказаться на психоэмоциональном состоянии человека. Объясните ученикам важность сна. Засыпать необходимо не позже 22:00 часов, чтобы максимально отдохнуть и набраться сил. А в случае бессонницы, можно выпить лёгкое успокоительное: пустырник или валерьянку.
  • Ещё одна ошибка при подготовке к экзаменам – это отсутствие физических нагрузок. Ученики подолгу сидят за учебниками и в результате сильного утомления единственное, что им приходит на ум, – плюхнуться на диван и ничего не делать. К сожалению, это не совсем правильное решение. Наоборот, ученикам необходимо сменить умственную нагрузку на физическую. Недолгая пробежка, комплекс расслабляющих или кардио упражнений способны расслабить и успокоить умственную активность, насытив головной мозг кислородом.

Все эти пять ошибок легко можно исправить, если дать ученикам верный совет.

Также важно отметить, что к самому дню экзамена необходимо готовиться с вечера: приготовить одежду, собрать документы, взять шоколадку для поднятия настроения и небольшую бутылку воды.

В предэкзаменационный период главное не терять самообладание и показать выпускникам своё спокойствие, тогда и они будут меньше волноваться и будут готовы пройти этот важный этап в жизни вместе с вами.

Желаем всем успеха!

Источник: https://zen.yandex.com/media/gazeta_pedagogov/5-opasnyh-oshibok-vyzyvaiuscih-stress-pri-podgotovke-k-ege-5cbf02a21d497b00af3f8a76?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3788251030.444.1578835708690.92655&integration=publishers_platform_yandex

Синдром ожидания ЕГЭ: почему школьники сходят с ума из-за экзаменов?

На прошлой неделе прохожие на улице Перерве на юго-западе Москвы обнаружили труп подростка. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов установили, что 18-летний молодой человек покончил с собой. По информации СМИ, одиннадцатиклассник плохо учился в школе и не готовился к предстоящим единым государственным экзаменам.

Это уже не первый подобный трагический случай.

Многие специалисты уверены, что чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, приводят к эмоциональному срыву, c которым подростки не всегда в состоянии справиться.

Подростковый психолог Инна Драчёва называет его синдромом ожидания ЕГЭ. Он, по словам специалиста, может поразить абсолютно каждого школьника. Причем в последнее время количество страдающих нервным расстройством увеличивается с пугающей скоростью.

А ведь раньше таких проблем с нервами у подростков точно не было. Психолог уверяет: причин здесь множество. Одна из них: детей пугают экзаменами с 4-го класса.

И те на подсознательном уровне готовят себя к тому, что в будущем им придется несладко. Другая – в том, что во время ЕГЭ ребенок, по сути, остается один на один с листком бумаги.

А раньше экзамены принимали устно и у детей была возможность беседовать с экзаменатором. Присутствие человека рядом так или иначе успокаивало.

Вот что рекомендуют делать психологи, чтобы ваш ребенок не стал жертвой синдрома ожидания ЕГЭ. Запомните правило трех восьмерок: 8 часов в день нужно уделять сну (самый здоровый – с 23 часов). Вторая восьмерка – это работа и учеба. Сюда включите и все занятия с репетиторами. И не смейте их перекидывать на третью восьмерку – эти часы нужно выделять ребенку на личную жизнь.

Что думают известные люди России и Карелии?

Георгий Амусин, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:

– До сих пор эта процедура не имеет необходимого психологического обеспечения. Потому что получить справку о щадящем виде сдачи – это не значит быть свободным от всего того напряжения, которое ситуация с ЕГЭ дает детям, родителям и, конечно, специалистам. Нервничают все: ученики, учителя, родители.

И в таком состоянии они находятся даже не несколько дней, а несколько месяцев. Если молодой человек, подросток принял решение уйти из жизни, и в фабуле этого решения звучит тема ЕГЭ, для меня как врача это повод действительно разобраться, а все ли сделано для того, чтобы экзамен был пережит достаточно корректно.

Ситуация с ЕГЭ ведь начинает напрягать уже с самого начала учебного года. Детям все время твердят: «Вас ждет ЕГЭ. У вас будет ЕГЭ. Нужно готовиться к ЕГЭ». А это напряжение как раз следовало бы убрать, чтобы ученики воспринимали саму экзаменационную тему как нечто интересное и необходимое.

Есть категория детей, так сказать, суперответственных. Они-то как раз и бывают супертревожными. И, наверное, выражаясь медицинским языком, нужно выделять их в особую группу риска и работать с ними индивидуально, снимая эту тревожность.

Дети должны чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей и педагогов, не надо им задавать высоких планок, надо подготовить к их преодолению.

Светлана Петрухина, психолог Центра кризисных состояний детей и подростков:

– Нужно воспитывать ребенка более стрессоустойчивым. Причиной суицида может послужить все, что является для ребенка важным. Думаю, что винить одного человека в том, что ребенок таким образом отреагировал, не надо. Если учитель пошел на такой шаг, то у него должны быть основания.

В любом случае здесь ответственность и родителей, и учителей. Но эмоциональное состояние ученика должны отслеживать в первую очередь родители, а потом уже педагоги. Было бы замечательно, если бы психологическое состояние детей отслеживали и школьные психологи.

Особенно в выпускных классах.

Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях:

– Несдача школьником единого госэкзамена может спровоцировать суицид, поэтому необходимо менять отношение к ЕГЭ на государственном уровне. Я занимаюсь экстремальными ситуациями и не согласен, что связи между самоубийствами подростков и ЕГЭ нет. Ажиотаж вокруг ЕГЭ слишком большой.

Это похоже на массовый психоз, истерию. Учителя боятся, семья боится, все страхи семьи и школы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Но вместо того чтобы ребенка поддержать, и школа, и семья, как правило, загоняют его в угол.

А если еще впереди маячит армия, о которой мы пишем нелестные слова, то провал на экзамене – это провал поступления в вуз, это провал дальнейшего получения образования, это завтра надо собирать вещи и идти в военкомат.

Многомерность таких факторов влияет на то, что провоцирующим фактором самоубийства и является госэкзамен.

Марина Чибисова, доцент факультета социальной психологии МГППУ:

– Для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам. Нужно продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником.

Я советую выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение. При этом не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. О того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается.

Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых – все это очень важно.

Также нужно избегать кардинальных перемен в прическе и гардеробе. Лучше прийти на экзамен в привычной одежде, с привычной стрижкой и привычными вещами, потому что в ситуации стресса новый момент может очень сильно повысить тревогу.

Ирина Умняшова, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России:

– Больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников.

Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам.

Родителям следует оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов.

Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор – продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии.

Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ – сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.

Источник: https://gubdaily.ru/arxiv/sindrom-ozhidaniya-ege-pochemu-shkolniki-sxodyat-s-uma-iz-za-ekzamenov/

Ссылка на основную публикацию