Как правильно общаться с людьми с инвалидностью — студенческий портал

Участники инклюзивного проекта Everland, люди с инвалидностью — дизайнер Роман Акинин, психолог Татьяна Редина и копирайтер Александра Кожевникова, — создали инструкцию, как лучше общаться с особыми людьми. В ней вы найдёте основные ситуации, которые могут вызвать дискомфорт или недопонимание.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

О — общение

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

Н — не страшно

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

П — помощь

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

С — спрашивай

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

У — уважение

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

Л — личное пространство

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

Д —диалог

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

В — внимание

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

О — общение

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

Источник: https://Lifehacker.ru/2017/02/07/lyudi-s-invalidnostyu/

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Особенности поступления в вуз для людей с инвалидностью

По данным отчета Минобрнауки, в 2016–2017 году в российских вузах обучались 19,5 тысячи людей с ограниченными возможностями. Они составляют менее 1 % от общего числа всех студентов. К сожалению, не все граждане владеют полной информацией о своих правах и льготах. Но мы исправим эту ситуацию. Сегодня мы подробно расскажем о том, как абитуриенту с инвалидностью поступить в вуз.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

Не все знают о своих правах и льготах

Интересный факт! Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, потерял в детстве сначала зрение, а чуть позже слух. Но это не помешало ему стать автором большого числа научных работ, а также разработать несколько уникальных методик по работе со слепоглухими людьми.

Кто имеет право на льготы и привилегии

Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:

  • инвалидность I и II группы;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.

Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.

Особенности сдачи ЕГЭ

Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Олимпиады для абитуриентов в ноябре - студенческий портал

Оценим за полчаса!

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:

  • копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
  • справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.

Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.

На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.

Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности

Для незрячих:

  • Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
  • Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
  • Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.

Для слабовидящих:

  • Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
  • Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
  • Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.

Для глухих и слабослышащих:

  • Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
  • Предоставляются услуги сурдопереводчика.

Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.

Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.

Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

На экзаменах людям с инвалидностью могут помогать ассистенты

Какие есть льготы при поступлении

Для вас установлены следующие виды льгот:

  • Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
  • Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
  • Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.

Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.

Как выбрать вуз

В соответствии с Законом об Образовании № 273 во всех образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия для обучения лиц с инвалидностью. Но на практике далеко не все вузы оснащены должным образом. Перед подачей документов узнайте, есть ли необходимые условия в выбранном вами вузе. Сделать это можно на сайте или по телефону приемной комиссии.

Фонд социальной помощи студентам «СтудФонд» создал на своем сайте карту доступности вузов. Там вы найдете информацию о том, в каких учреждениях есть пандус, лифты, указатели, специально оборудованные туалеты и возможность вызвать дежурного. Также вам поможет выбрать вуз портал инклюзивного образования.

Например, хороший опыт работы с инвалидами имеет МГППУ. У них на сайте есть вся доступная информация. Они выделяют специальный автобус для незрячих студентов. В вузе организовано их сопровождение другими студентами. Также вуз обеспечивает 100%-е трудоустройство для своих выпускников с инвалидностью.

Интересный факт! Около 25 % космических разработок создано глухонемыми инженерами, выпускниками Бауманки.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

У образовательных учреждений должен быть паспорт доступности

Требования к оснащенности и штатной укомплектованности

В здании вуза должны быть:

  • Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
  • В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
  • Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.

Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.

Требования к наличию специальных средств для обучения, в зависимости от заболевания

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата нужны компьютеры, оборудованные:

  • специальной клавиатурой (виртуальной; с большими кнопками и накладками, разделяющими клавиши; сенсорной);
  • головной или ножной мышью;
  • выносными кнопками;
  • джойстиком или роллером.

Для слабовидящих и незрячих:

  • компьютерная техника и учебники с системой Брайля (точечно-рельефный шрифт);
  • звуковое воспроизведение материалов;
  • программа экранного увеличения.

Для слабослышащих:

  • звукоусиливающая аппаратура;
  • беспроводные технологии передачи звука (FM-системы);
  • мультимедийный проектор или телевизор;
  • электронная доска;
  • документ-камера.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

В штате вуза должны быть сотрудники, которые будут работать с особенными студентами

Возможность дистанционного обучения

Если вы относитесь к маломобильной группе инвалидов, то можете выбрать обучение-онлайн. Доступно оно не во всех вузах.

При дистанционном обучении составляется индивидуальный план обучения, предоставляются все необходимые материалы. Вы сможете получать консультации от преподавателей в онлайн-режиме, общаться с другими студентами с помощью чата. Онлайн-обучение – платная услуга, но большинство вузов предоставляют людям с инвалидностью скидки. Например, МОСИ дает скидку в 40 %.

нашу статью «Дистанционное высшее образование – кому и зачем?» 

Какие документы нужно собрать при поступлении в вуз

Пока на льготных основаниях вы можете поступать только в один вуз и на одну специальность. Однако в этом году планируется принять новый закон, по которому люди с инвалидностью смогут подавать документы на бюджет в пять вузов и на три специальности.

Для поступления вам нужно предоставить:

  • паспорт и копии первых страниц и места регистрации, стр. 13 при наличии воинской обязанности;
  • аттестат;
  • 2 фотографии 3 x 4;
  • военный билет (для военнообязанных);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • документ, подтверждающий ограничения по здоровью, справку об инвалидности.

Обратите внимание, с 2018 года предоставление заключения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения не требуется (ФЗ № 93 от 01.05.2017). Требование вузами таких справок незаконно.

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

Дистанционное образование можно получать не выходя из дома

Не бойтесь заявлять о своих правах. Верьте в себя и получайте профессию своей мечты.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/how-to-enter-a-university-with-people-with-disabilities/

Как корректно общаться с людьми с инвалидностью

Инструкция для тех, кто никогда не общался с людьми с инвалидностью, и не знает, как себя с ними вести

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий портал

— Нужно ли спрашивать разрешение, если я хочу помочь?

— Если вы видите незнакомого человека с инвалидностью, не кидайтесь к нему на помощь, если вас не попросили помочь. Если считаете, что помощь нужна, сначала спросите, можете ли вы чем-то помочь.

У хорошо знакомых людей разрешения можно не спрашивать, а просто предложить: «Давайте я вам помогу».

Так можно говорить и в тех ситуациях, когда вы видите, что человеку явно нужна помощь, например, при переходе через дорогу.

— Чего точно делать не стоит?

Не стоит молча хватать незрячего, стоящего у перехода, и тащить за рукав через дорогу. Или также молча в метро подходить к незрячему и тащить к подошедшему поезду. Вы собьете человека с толку, ему, может быть, нужно в противоположную сторону.

  • Если человек с инвалидностью отказывается от помощи — не настаивайте на ней.
  • — Можно ли при знакомстве жать руку человеку с инвалидностью?
  • — Да, это вполне допустимо, даже с теми, кому трудно двигать рукой, или с теми, кто пользуется протезом.
  • — Как общаться с человеком, который плохо видит или не видит совсем?

— При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. 

Если это случайно встреченный на улице или в магазине незрячий, и вы видите, что ему нужна помощь, подойдите, поздоровайтесь, скажите, что хотите ему помочь. Постарайтесь, чтобы при этом ваш голос звучал доброжелательно. Незрячие люди очень восприимчивы к голосам окружающих и часто по ним узнают многое о человеке.

— Если рядом с человеком с инвалидностью есть сопровождающий, может, лучше общаться через него?

— Если вы, например, обращаетесь к  незрячему человеку, который нормально слышит, а с ним сопровождающий, то обращаться надо напрямую к незрячему.

Самая распространенная ошибка — в присутствии инвалида (любой категории) обращаться к его сопровождающему и задавать вопросы о нем в третьем лице: «А где он живет? А он работает? А что он любит? А как он сегодня себя чувствует?» Если человек не слышит и общается через переводчика, вопросы тоже надо формулировать, обращаясь к неслышащему.

Читайте также:  Вожатых будут готовить в педагогических вузах - студенческий портал

— Если я общаюсь с человеком на инвалидной коляске, мне говорить стоя или лучше присесть?

— Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. Главное — не опирайтесь на коляску, это личное пространство.

— Как привлечь внимание неслышащего человека?

— Самое простое — помахать ему рукой. Как правило, неслышащие люди сразу это замечают.  Если вы сидите за столом, можно постучать по столу, это тоже привлекает внимание.

— Правильно говорить человеку на инвалидной коляске — «поезжайте» или «идите»?

— Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь». Человек ездит на машине или поезде, а на коляске — ходит.

— А что если я случайно скажу «увидимся» незрячему человеку? Нужно извиниться?

— Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Ничего особенного в этом нет. Очень часто даже незрячие от рождения люди сами говорят: «Я смотрел в Интернете» или «Посмотрим, как получится». Это просто общепринятый словесный оборот, и вряд ли он может кого-то обидеть. 

— А если я все равно не понимаю, как правильно себя вести?

— В целом, если вы не уверены в правильности своего поведения, не бойтесь задавать вопросы. Человек с инвалидностью будет чувствовать себя намного комфортнее, если вы, вместо того чтобы нервничать, прямо спросите, не обидит ли его тот или иной ваш поступок. 

Инструкция составлена вместе с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» и главным редактором журнала  «Ваш собеседник» Натальей Кремневой. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

Источник: https://takiedela.ru/2017/03/kak-korrektno-obshhatsya-s-lyudmi-s-inva/

10 правил общения с людьми с инвалидностью

Как правильно общаться с людьми с инвалидностью - Студенческий порталУ меня часто интересуются, особенно те, кто редко со мной общается, а есть ли какие-то незыблемые правила в общении с инвалидами. Тем, с кем общаемся, часто такие мысли даже не приходят в голову — они знают, что обидеть меня сложно. Например, я не обижусь на фразу: «Жень, а пошли пообедаем». Я не буду в истерике поправлять человека: «Пошли?!?! Я же не могу ходить!!! Как ты мог такое предложить?!»

Но всё же многие привычные всем слова и фразы могут и оскорбить. Например, такие сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун» — они вроде привычные, но обижают.

Я часто слышу, как мама, объясняя своему ребенку, увидевшему меня на инвалидной коляске, говорит: «Тетя болеет».

Нет —  я болею, когда у меня сопли и температура, а на коляске я потому, что не надо ездить в машине с пьяными водителями и обязательно пристегиваться ремнем безопасности.

Сейчас многие журналисты употребляют словосочетание «человек с ограниченными возможностями». Меня это совсем не возмущает, главное, что СМИ поднимают тему инвалидности. Но многие мои, так сказать, друзья по несчастью, недовольны.

Поэтому легче и правильнее говорить: человек с инвалидностью. Или колясочник, или слабозрячий или слабослышащий, или с синдромом Дауна или с аутизмом (но никак не больной аутизмом).

А вообще не надо стесняться спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

А вот 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:

  1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.
  5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Что бесит больше всего:

 — Когда начинают помогать, не спросив, как правильно, и если ты начинаешь объяснять, как сделать лучше — обижаются! Типа я не оценила порыв помощи!

— Когда стараются перевести тему, считая, что меня она может расстроить. Например, выбор горнолыжного курорта, покупка новых туфель на высоком каблуке или секс. Типа, инвалидам это недоступно, поэтому и говорить об этом не стоит. Чушь)))

— Когда тебе начинают жаловаться на жизнь… Чувак, посмотри на меня и поблагодари Господа за свои мелкие неприятности!

У меня одно правило поведения с людьми с инвалидностью: быть естественным и общаться на равных. Если у человека нет ноги — это не значит, что у него нет мозгов.

Евгения Воскобойникова

https://tvrain.ru/

Источник: https://nnd.name/2019/04/10-pravil-obshheniya-s-lyudmi-s-invalidnostyu/

Как вести себя с людьми с инвалидностью Инструкция Евгении Воскобойниковой, автора книги «На моем месте. История одного перелома» — Meduza

Инцидент на телешоу «Минута славы» с танцором Евгением Смирновым (судьи проекта Рената Литвинова и Владимир Познер предложили ему «не эксплуатировать» инвалидность), вызвал новые дискуссии, как правильно общаться с людьми с такими особенностями. Что можно, а чего нельзя говорить человеку с инвалидностью, нормально ли в его присутствии обсуждать его ситуацию и говорить о том, что он может или не может делать? «Медуза» попросила журналистку телеканала «Дождь» и писательницу Евгению Воскобойникову, передвигающуюся на инвалидном кресле последние десять лет, рассказать, как вести себя с людьми с ограниченными физическими возможностями — чтобы никто не чувствовал себя неловко.

1. Развивайте в себе эмпатию

Мы часто не замечаем проблемы (и не задумываемся об их важности), когда они не касаются нас самих или наших близких. Что-то там рассказывают про онкологию, у кого-то там ВИЧ, а кто-то передвигается на коляске — но «меня-то это не касается». Игнорировать таких людей и их потребности — значит создавать для них некомфортную и даже жестокую среду.

К тому же от трагедий, к сожалению, никто не застрахован. Конечно, хорошо бы, чтобы ничего подобного ни с кем из нас не случалось, — но если случится, лучше оказаться в мире, который встретит вас и ваши особенности дружелюбно и с пониманием, а не с агрессией или равнодушием.

Представить, каково приходится каждый день, например, слабовидящим людям, не так сложно — достаточно просто на два часа завязать глаза.

Коротко. Важно задумываться, как живется людям с инвалидностью, а не игнорировать их.

2. Попробуйте пообщаться

Те, кто никогда не общался с людьми с инвалидностью, в первый раз часто испытывают стеснение. И стесняются они не того, что человек выглядит необычно или говорит не совсем понятно.

Зачастую люди стесняются самих себя. Вдруг они со стороны будут выглядеть глупо или сделают что-то не так? Например, пытаясь разговаривать медленнее или предлагая помочь перейти дорогу.

Эти комплексы легко устранимы, стоит лишь раз первому начать общение.

Коротко. Не стоит избегать общения с людьми с особенностями.

3. Разговаривайте на равных

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Если человек на инвалидной коляске, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забудьте назвать себя и пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь.

Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).

Коротко. Постарайтесь сделать так, чтобы человеку с инвалидностью было комфортно с вами общаться.

4. Не демонстрируйте жалость

Жалость, сочувственные замечания или интонация всегда ставят человека с инвалидностью на ступень ниже говорящего.

И даже если ты сам, имея инвалидность, уверен в себе, непрошеное сочувствие постороннего человека может очень сильно повлиять на самооценку. Никогда не надо разговаривать с человеком с инвалидностью, пытаясь его утешить или вселить надежду.

«Ну ничего, врачи обязательно что-нибудь придумают!» — я слишком часто слышу эту фразу, но еще ни разу она меня не поддержала.

Коротко. Не нужно проявлять непрошеного сочувствия к человеку.

5. Но будьте готовы помочь

Пытаясь удержаться от жалости и никого не обидеть, не бросайтесь в другую крайность — не делайте вид, что не замечаете инвалидность или считаете ее неважной. Многим людям с инвалидностью нужно не только понимание их потребностей, но и физическая помощь: открыть или придержать дверь, помочь зайти в общественный транспорт или спуститься по ступенькам.

Часто они не просят о ней, потому что стыдятся или не хотят обременять. Но иногда помощь и не нужна, поэтому никогда ее не навязывайте, ведь не стоит судить о потребностях человека по его внешнему виду. Поэтому для начала обязательно нужно вежливо спросить, не нужно ли помочь и если да, то как и чем именно.

Не стоит катить колясочника на скорости через дорогу, приговаривая: «Не бойся, ты в надежных руках!»

Коротко. Помогать нужно с умом, обязательно поинтересовавшись, нужна ли ваша помощь.

6. Не «защищайте» детей от информации об инвалидности

Часто родители, чей ребенок видит непохожего на него человека, начинают выдумывать небылицы — чтобы максимально просто, не вдаваясь в подробности, объяснить ребенку, с чем он столкнулся. Звучит это примерно так: «Просто тетя болеет».

Но правильнее потрудиться и объяснить ребенку, почему эта тетя так выглядит, почему такие люди бывают и как к ним нужно относиться, как с ними общаться. Что их не нужно воспринимать как плохих, больных или бесполезных.

Это важно: так у ребенка не будет пробелов в ответе на этот вопрос, он не будет «отводить глаза» и стараться не замечать людей с инвалидностью, не будет шокирован или возмущен, увидев на улице человека без одной ноги.

Коротко. Нужно объяснять детям, что люди бывают разные, но это не делает кого-то хуже или лучше.

7. Чаще улыбайтесь друг другу

На Западе принято улыбаться и иногда даже здороваться с незнакомым человеком, у которого есть видимые сложности — будь то инвалидное кресло или отсутствие руки. Меня, например, это гораздо больше поддерживает, чем банальные фразы. По крайней мере, улыбка всегда поднимает настроение. Радует и то, что за последние пару лет я такие улыбки все чаще вижу и в России.

Коротко. Улыбка всем поднимает настроение!

Источник: https://meduza.io/feature/2017/03/12/kak-vesti-sebya-s-lyudmi-s-invalidnostyu

Корректно или неловко? Пройдите онлайн-тест и узнайте, умеете ли вы общаться с людьми с инвалидностью так, чтобы никого не обидеть

Вы испытывали неловкость или смущение в ситуации, когда хотели предложить помощь человеку с инвалидностью? В Международный день инвалидов, который отмечается 3 декабря, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы предлагает пройти онлайн-тест и узнать, умеете ли вы корректно общаться с людьми с особенностями физического или ментального здоровья. А главное — получить ценные советы, которые помогут избежать неловких ситуаций.

В тесте представлены 13 распространенных ситуаций, в которых может оказаться любой человек. Насколько корректно будет предложить помощь человеку в инвалидной коляске или слепому? Как объяснить ребенку на детской площадке, почему другой малыш с особенностями может быть замечательным другом, хотя и непривычно выглядит? Можно ли протянуть руку для рукопожатия человеку с протезом?

«Иногда в такие моменты мы смущаемся, начинаем суетиться, настаивать на помощи, тем самым ставим в неловкое положение человека в инвалидном кресле или с другой физической особенностью.

А ведь это базовые навыки общения: разговаривать на равных, не акцентировать внимания на особенностях и различиях, не стремиться „насильно“ помогать, — рассуждает начальник Управления по информационной политике и социальным коммуникациям столичного Департамента труда и соцзащиты Наталья Цымбаленко. — Этим тестом мы хотели бы привлечь внимание людей к культуре и этике взаимодействия с людьми с инвалидностью, чтобы наше общество стало толерантнее относиться ко всем, кто выделяется на общем фоне. Мы очень хотим, чтобы в Москве развивалось социальное волонтерство — а это невозможно без умения открыто и легко общаться с совершенно разными людьми».

Пройти тестирование несложно: прочитайте описание ситуации и выберите один вариант ответа, который кажется вам наиболее правильным. Вы сразу же получите подсказку, насколько корректен ваш ответ.

В конце система подсчитает ваши баллы и выдаст рекомендации.

Поделитесь своим результатом в социальных сетях, чтобы как можно больше людей смогли также «проработать» подобные ситуации и прокачать свои навыки взаимодействия.

Справочно.

Международный день инвалидов отмечают в мире в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года. Его цель — интеграция людей с инвалидностью во все сферы общественной жизни, привлечение внимания общества к проблемам людей ограничениями по здоровью.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник: https://dszn.ru/press-center/news/2647

Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет

Вы наверняка слышали, что вместо слова «инвалид» очень часто используют выражение «человек с ограниченными возможностями». Но при этом почти никто не замечает, как обидно звучит это сочетание.

Читайте также:  Ключ к неуспеху: почему выпускники провалили эссе по английскому - студенческий портал

Кого из нас можно смело назвать  человеком с неограниченными возможностями? Супермены, которые с разбегу взлетают на 10 этаж, живут только на киноэкранах, а гении, за 2 минуты решающие любые жизненные или предметные задачи,  встречаются не так часто…

Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей — ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведём себя по отношению к другим людям.

Слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный», «даун», «дебил» и т.п.

Людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России было предложено написать, какие ассоциации вызывает у них то или иное выражение. Результаты опроса были довольно неожиданными: распространённое понятие «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обречённости, с понятием «цепи».

Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Слова «паралитик», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают унизительную жалость. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость. «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемым поведением и опасностью и, как следствие, вызывают страхи.

Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах.

Мы предлагаем вам не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а рекомендации, которые могут помочь установить контакт и снять неловкость, которая неизбежно возникает, когда впервые сталкиваешься с чем-то незнакомым, а также избежать оскорбительных высказываний по отношению к этим людям.

Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» — вызывают вполне нейтральные ассоциации. Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд надуманными.

Но выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов, как отрицательных, рисующих образ «жертвы», так и положительных образов «героя», так как героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как жалость и снисходительность.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, не создающие стереотипы ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы
Человек с инвалидностью Человек с ограниченными возможностями; больной; искалеченный, неполноценный; калека; с дефектом здоровья.
При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности
Человек без инвалидности Нормальный/здоровый
Человек на коляске Прикованный к инвалидной коляске; паралитик; парализованный.
«Колясочник» — приемлемо в среде общения людей с инвалидностью.
Инвалидность с детства Врождённый дефект; увечье; несчастье.
Имеет ДЦП; человек (ребёнок, дети) с ДЦП Страдает ДЦП; болеет ДЦП; «дэцэпэшник».
Человек, перенёсший полиомиелит/имеет инвалидность в результате аварии Страдает полиомиелитом/от последствий полиомиелита; жертва болезни/аварии.
Человек с особенностями развития/с особенностями в развитии; человек с ментальной инвалидностью; с особенностями ментального развития. Отсталый; умственно не полноценный; с задержкой/ отставанием в развитии; с интеллектуальной недостаточностью; имбецил; дебил.
Ребёнок с особенностями развития. Слабоумный; «тормоз»; с задержкой/отставанием в развитии.
Дети с особыми образовательными потребностями. Школьники-инвалиды.
Человек/ребёнок с синдромом Дауна. С болезнью Дауна; даун; «монголоид»; «даунята».
Человек с эпилепсией. Эпилептик; припадочный; страдающий эпилептическими припадками.
Человек с особенностями психического развития; человек с особенностями душевного или эмоционального развития. Псих; сумасшедший; люди с психиатрическими проблемами; душевнобольные люди; люди с душевными или эмоциональными расстройствами.
Незрячий; слабовидящий человек; с инвалидностью по зрению. Слепой; совершенно слепой; слепой, как крот.
Неслышащий/глухой; слабослышащий человек; с инваоидностью по слуху; пользующийся жестовой речью. Глухой как пень; человек с нарушением слуха; человек (ребёнок) с остатками слуха; глухонемой.

Источник: http://pedcollege.com/?page_id=8099

10 правил общения с людьми с инвалидностью | НЕ ИНВАЛИД.RU

У меня часто интересуются, особенно те, кто редко со мной общается, а есть ли какие-то незыблемые правила в общении с инвалидами.

Тем, с кем общаемся, часто такие мысли даже не приходят в голову — они знают, что обидеть меня сложно. Например, я не обижусь на фразу: «Жень, а пошли пообедаем».

Я не буду в истерике поправлять человека: «Пошли?!?! Я же не могу ходить!!! Как ты мог такое предложить?!»

Но всё же многие привычные всем слова и фразы могут и оскорбить. Например, такие сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун» — они вроде привычные, но обижают.

Я часто слышу, как мама, объясняя своему ребенку, увидевшему меня на инвалидной коляске, говорит: «Тетя болеет».

Нет —  я болею, когда у меня сопли и температура, а на коляске я потому, что не надо ездить в машине с пьяными водителями и обязательно пристегиваться ремнем безопасности.

Сейчас многие журналисты употребляют словосочетание «человек с ограниченными возможностями». Меня это совсем не возмущает, главное, что СМИ поднимают тему инвалидности. Но многие мои, так сказать, друзья по несчастью, недовольны.

Поэтому легче и правильнее говорить: человек с инвалидностью. Или колясочник, или слабозрячий или слабослышащий, или с синдромом Дауна или с аутизмом  (но никак не больной аутизмом).

А вообще не надо стесняться спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

А вот 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:

  1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.
  5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Что бесит больше всего:

— Когда начинают помогать, не спросив как правильно, и если ты начинаешь объяснять как сделать лучше — обижаются! Типа я не оценила порыв помощи!

— Когда стараются перевести тему, считая, что меня она может расстроить. Например, выбор горнолыжного курорта, покупка новых туфель на высоком каблуке или секс. Типа, инвалидам это недоступно, поэтому и говорить об этом не стоит. Чушь)))

— Когда тебе начинают жаловаться на жизнь… Чувак, посмотри на меня и поблагодари Господа за свои мелкие неприятности!

У меня одно правило поведения с людьми с инвалидностью: быть естественным и общаться на равных. Если у человека нет ноги — это не значит, что у него нет мозгов.

Источник Tvrain.ru

Рубрики

ЛюдиМониторинг СМИНовостиОбщество

код для сайта или блога

Источник: http://neinvalid.ru/10-pravil-obshheniya-s-lyudmi-s-invalidnostyu/

Правильное общение с людьми инвалидами — правила и нюансы

На тему общения с людьми написано немало книг, статей и заметок в журналах. Научиться общаться с людьми является одним из главных приоритетов человека в жизни.

Но если человек не такой, как все, общение может быть уже затруднено только пристальным вниманием к нему.

Как подобрать правильное общение с людьми, которые являются инвалидами? Как не обидеть их случайно оброненной фразой? Данная статья расскажет, как можно общаться с инвалидами, не задевая их чувства собственного достоинства.

Практически все люди, не имеющие дела с инвалидами, не знают как с ними общаться, а зачастую и как помочь им в общественном месте. Многие начинают заметно нервничать и теряться, если приходится взаимодействовать с человеком, у которого ограничены возможности.

И разговаривая с таким человеком, необходимо учитывать несколько правил, касающихся только его заболевания. Инвалидность бывает разная. Принято подразделять ее на физическую, психическую и умственную.

Физически ограниченные люди испытывают трудности при передвижении, могут быть с плохим зрением или совсем его лишены и с нарушениями слуха, а также возможны нарушения со стороны внутренних органов и обмена веществ. Умственная инвалидность подразумевает людей с задержкой развития и проблемами общения, а также испытывающие затруднения в речи или немые.

Психические расстройства включают в себя не только психические заболевания, но и нарушения памяти, внимания, воли, эмоций и восприятия действительности.

Выбор редакции:   Как перестать думать о прошлом и открыть дверь в будущее?

Основные правила общения с инвалидами

Пожалуй, самым верным и единственным правилом будет быть естественным и непринужденным в разговоре и общаться с инвалидом на равных.

Но все же есть такие слова, при употреблении которых можно оскорбить человека с ограниченными возможностями.

Признание инвалида равным

Общение должно быть непринужденным. При встрече необходимо пожать руку даже такому инвалиду, у которого протез вместо руки. Если рук нет, то можно погладить по плече.

Тактильный контакт для людей с ограниченными возможностями очень важен.

Не показывать жалость

Большинство инвалидов живет обычной жизнью. Они привыкли к своему заболеванию. Не следует помогать человеку, если он сам не просит помощи. Инвалиды могут почувствовать оскорбление или раздражение от навязчивости.

Поставить себя на место инвалида

Не следует общаться с инвалидом снисходительно и свысока. Не надо зацикливаться на его инвалидности, несмотря на то, какое у него заболевание.

Почтительность

Инвалиды требуют уважения не просто потому что они ограничены в способностях, а потому что они тоже люди. Необходимо сосредоточиться на индивидуальности и личности, а не на заболевании человека. В этом случае будет целесообразно применять правило: относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

Общение с инвалидами, ограниченными в физических возможностях

Общение с инвалидами-колясочниками

Необходимо помнить, что инвалидная коляска является личным неприкосновенным пространством, поэтому не нужно на нее наклоняться и наваливаться и самовольно передвигать. Такое же правило применимо и для костылей человека. Есть люди, которые передвигаются с помощью костылей, но используют коляску для более быстрого передвижения и экономии сил.

Если человек о чем-то просит, сидя в коляске, то необходимо присесть, чтобы глаза были на уровне его глаз.

При движении не следует трогать коляску и помогать человеку, если он сам об этом не попросил.

Люди, ограниченные в физическом плане, обычно не имеют других нарушений. Лучше об этом прямо спросить, не стесняясь.

Общение с людьми, имеющими плохое зрение

Следует помнить, что совсем слепых людей очень мало. Чаще всего инвалиды имеют различные нарушения зрения.

Не нужно хватать человека за руку, сильно сжимать ее и тащить его за собой при движении. В своей речи можно употреблять слово “смотреть”, для незрячего человека оно означает “осязать руками”.

Общение с людьми с нарушением слуха

При общении с человеком нужно смотреть прямо на него, так как для таких людей важна мимика собеседника. Не следует кричать. Говорить надо спокойно, точно проговаривая слова и используя жесты.

Выбор редакции:   Интроверт, кто это?

При общении с людьми с нарушением слуха и зрения необходимо обращаться к самому человеку, а не к его помощнику.

Общение с людьми, с умственными нарушениями

Общение с людьми с нарушением речи

При общении очень важен визуальный контакт, поэтому нужно смотреть в гала такому человеку. Когда он говорит, не надо поправлять, перебивать, необходимо терпеливо выслушать его.

Следует помнить, что затруднения в речи не являются показателем низкого интеллекта, потому что такие люди очень много читают и достаточно хорошо образованы в силу своих недостатков в общении.

Общение с людьми с задержкой развития

Очень схоже с общением с ребенком лет 7-9. Однако, жизненный опыт взрослого человека с задержкой развития такой же как и у здорового взрослого.

Говорить нужно четко, односложно. Если человек не понимает, то необходимо повторить столько раз, сколько нужно, не раздражаясь.

Общение с людьми с психическими заболеваниями

Следует помнить, что говорить с такими людьми надо спокойно, точно определяя все нюансы. Люди с психическими нарушениями достаточно самостоятельны и активны. У них нет проблем в понимании речи, а уровень интеллекта такой же, как и у здоровых людей.

Человек с ограниченными возможностями является частью общества, и здоровые люди должны сделать их жизнь легче.

Видео по теме:

Источник: https://womee.ru/pravilnoe-obshhenie-s-lyudmi/

Ссылка на основную публикацию