Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? — студенческий портал

Через пять лет количество бюджетных мест в вузах уменьшится на 17%, при том что количество абитуриентов увеличится на 15% – такие данные приведены в докладе правительства Федеральному собранию. То есть, если в 2019 году количество абитуриентов составляет почти 714 тыс., а количество бюджетных мест чуть больше 518 тыс., то к 2024 году разрыв существенно увеличится – почти 824 тыс. абитуриентов и 432 тыс. мест.

Специалисты, которые поддерживают эту меру, уверяют, что таким образом взращивается конкуренция, начинается «охота за талантами». Например, в «Сколково» уверены, что не только потенциальный работодатель, но и даже некоторые учебные заведения согласятся платить за учебу талантливого кадра.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Поддержать студентов готовы и крупные компании, и сами университеты.

Например, ИТМО, МИФИ, ВШЭ, Тюменский госуниверситет и другие вузы принимают на платное отделение способных ребят с высокими баллами и сами же оплачивают их обучение полностью или частично», – уверены сколковские специалисты. Более того, там считают, что не все выпускники школ обязаны поступать в вузы – дескать, профессиональные навыки ценятся больше.

И если на словах это, может быть, звучит не так плохо, то на деле все может оказаться, как всегда, куда хуже, уверен доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. В своем тг-канале «Антискрепа» он так прокомментировал эти планы и заявления:

«Все отсылки на мифические гранты или обучение за счет будущего работодателя – детский лепет. Мир движется в направлении бюджетного получения компетенций, и только Россия считает, что зарабатывать нужно на всем, включая будущее страны».

Чем чреваты планы правительства и как скажутся они не только на студентах, но и на стране в целом – своим мнением об этом в беседе с Накануне.RU поделился Никита Кричевский.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал

  • – На ваш взгляд, к чему приведет такой рукотворный разрыв между абитуриентами и бюджетными местами?
  • Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал– Это приведет к деградации страны – не только пресловутой экономики, но в первую очередь госуправления и социальной сферы.
  • – Почему?
  • – Я уже говорил, что мир движется в направлении бесплатного, то есть бюджетного высшего образования, например, в Японии и некоторых других странах всерьез рассуждают о всеобщем высшем образовании, о максимальном увеличении уровня компетенций для населения, особенно молодого.

Мир, особенно молодежь, движется в направлении самореализации, индивидуальной реализации, когда проектом становится не корпорация, не государство, не фирма, а человек сам по себе.

Это всеобщая тенденция, она проявляется и в экономике, ведь крупнейшие корпорации сегодня ассоциируются с именами создателей (в качестве примера – Илон Маск, Джеф Безос, Джек Ма и прочие) – то есть это люди, которые сделали себя сами и на этом базисе построили свою империю.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 7 по 13 августа - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Это проявляется и в политике. В последние годы во множестве стран лидерами государств стали люди, которые прежде, вроде бы, особого отношения к политике не имели, либо пришли в нее недавно: это и Хорватия, и Словакия, и Армения, и Украина, и Канада, и даже Франция отчасти, та же Америка.

Дональд Трамп никогда не имел непосредственного отношения к политике, он всегда был бизнесменом. И доверие людей сегодня проецируется на личность, на фигуру. Естественно, эта фигура должна обладать сопоставимым уровнем компетенций – соответствующим образованием и полученными знаниями.

Потому что высшее образование – это не только и не столько знания, сколько умение мыслить, делать выводы, это анализ ситуации, продвижение тех или иных решений, поиск кратчайшего пути по достижению цели. Это естественно развивает интеллектуальные способности человека. Вероятно, прикладные индустриальные знания остались в прошлом веке.

– Они уже неактуальны?

– По большому счету, они стали неактуальными уже где-то в середине 90-х. Особенно это имеет отношение к развитию интернета, когда ваш уровень дохода напрямую зависит от того, насколько хорошо вы можете себя преподнести в интернете, в сетях, в работе.

В этой связи естественно было бы ждать от нашего родного государства увеличения вложений (не инвестиций – это неправильное слово, в человека нельзя инвестировать) в расширение доступа к бюджетному высшему образованию. Но на практике получается так, что столичные вузы недостатка финансирования испытывать не будут, а сокращение бюджетных мест пойдет в первую очередь за счет регионов.

Вузы в Москве, как и прежде, будут получать достаточно финансирования, будут постепенно повышать свои ценники, а региональные – будут испытывать как проблемы с финансированием, так и с небюджетными студентами, поскольку в регионах, естественно, более остро стоит проблема снижения реальных доходов, по сравнению со столицами. Под столицами я подразумеваю не только Москву и Питер, но и Свердловск, Сочи, Краснодар, Новосибирск, Тюмень – крупные города-миллионники.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал

– Насколько это критично и во что это выльется?

– Это выльется в снижение общего уровня грамотности – финансовой, экономической, инженерной, поведенческой – в регионах это будет способствовать оттоку молодежи в столицы, расширению мегаполисов, в первую очередь, естественно, Москвы. Выхолащиванию человеческих ресурсов с территорий, деградации территорий, а вместе с этим деградации страны в целом.

– То есть слова о том, что работодатель или сам университет будет платить за таланты – это лишь красивые слова?

– Дело в том, что сегодня у предприятий нет свободных средств для того, чтобы финансировать чье-то обучение.

Те, кто выдвигают подобные теории, мыслят категориями 12-15-летней давности – тогда это было актуально и действительно было распространено – это я как бывший завкафедрой говорю – но распространено примерно с третьего курса.

Приходили «охотники за головами», смотрели не на человека, а на его успеваемость, его прилежание, брали на карандаш и некоторым даже предлагали заключить контракты.

Сегодня интереса к этому нет, поскольку, если мы ищем таланты, нам выгодно взять готового специалиста. Например, после вуза или переманить его откуда-то большей зарплатой, нежели чем обращать внимание на подготовку, ведение специалиста, например, с первого курса.

К тому же человек может быть талантлив в какой-то одной узкоспециализированной квалификации, а по другим он может испытывать серьезные проблемы – это касается и школы, и вуза.

Например, у человека развито аналитическое мышление, человек хорошо умеет считать, находить какие-то «подводные камни» в той или иной специальности, но при этом по каким-то дисциплинам он может иметь очень серьезные проблемы.

Такой специалист будет неинтересен потенциальному работодателю, поскольку, например, по юриспруденции он может получать «тройки», а по теории вероятности, по матанализу может быть круглым отличником.

Но его таланты будут иметь отношение, например, к организации производства, но не к изучению юридических тонкостей. Это очень серьезная проблема, поскольку значительная часть тех, кто сегодня добился успеха в бизнесе, либо не имеет высшего образования вовсе, либо получили его уже в процессе трудовой деятельности.

– Это же коснется, наверное, и самих вузов каким-то образом?

– Это повлияет на уровень профессорско-преподавательского состава. Иными словами, сегодня при таких зарплатах в вузах очень немногие молодые специалисты пойдут работать по специальности, по преподаванию тех или иных дисциплин. Будут это делать разве что ради получения или кандидатской степени, или докторской, или звания профессора. В последнем случае это я.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал

– Из слов специалистов «Сколково» получается, что высшее образование становится привилегированным – для тех, кто умеет договариваться, у кого есть деньги? Остальным его получать необязательно?

– Ну, договариваться – это не совсем верно, а вот когда у тебя (а точнее, у твоих родителей) есть деньги – это в точку.

Что касается специалистов «Сколково», то они живут в своем придуманном мире и, конечно, всерьез не задумываются о путях развития России как государства.

То есть для того, чтобы крутить проволоку для их экспериментов, действительно, высшего образования не нужно. Но в масштабах страны, в масштабах нации, чем выше у нации компетенции, тем быстрее и эффективнее она развивается.

А у них узкоспециализированный подход, который имеет отношение непосредственно к их деятельности. А в Китае, например, в некоторых университетах появляются такие специальности, как стюардесса. И это высшее образование.

Потому что стюардесса – это не только умение красиво присесть перед пассажиром, это и основы психологии, основы медицины, основы летного дела – то есть это целый комплекс знаний. Еще одна специальность, которая в Китае очень популярна, это оператор беспилотных летательных аппаратов.

Казалось бы, о чем тут говорить? А на самом деле китайцы уделяют операторам дронов огромное внимание, потому что за дронами будущее. У нас же не знают, как к этой истории подступиться – это какие-то самоучки.

Самоучки, все знания которых упираются в миникатастрофы, сродни той, которая была с дроном «Почты России», который разбился об первое же попавшееся здание.

Во всем мире все более востребована специальность, которую дает вуз – это социальный работник. У нас в стране единственный специализированный вуз РГСУ, который готовит социальных работников, причем готовит по устаревшим лекалам и до сих пор нет четкой программы по подготовке таких специалистов.

А социальный работник, особенно по работе с пожилыми людьми, – это все более и более востребованная профессия в Европе, в Китае, в других странах. У нас этого нет.

Почему? Все очень легко объяснить – потому что государство не выделяет достаточно средств для этого, иными словами, оно в этом не заинтересовано. Оно заинтересовано в том, чтобы привлечь, например, французскую компанию для обустройства дома престарелых, месяц пребывания в котором обходится в 15 тыс.

евро. И эта французская компания сегодня активно продвигается на российскую социальную почву, естественно, людьми не последними в нашем государстве.

Повторюсь, в Китае эта специальность – номер один, в Европе тоже номер один. Не инженер, не филолог, не какой-то специалист, программист, а именно социальный работник.

Потому что деньги у государства, правительства есть, и они, естественно, заинтересованы в повышении жизненного уровня пожилых людей.

И только в России на это по-прежнему не обращают внимания, потому что нет компетенций не только внизу, но и в сфере высшего образования. И это пролонгированная, можно сказать, деградация общества.

То есть то, что началось в 90-х годах, и немного притормозилось в 2000-е, сегодня снова набирает обороты. Это, естественно, не может не тревожить и не вызывать протест.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/115260/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал

У вузовских дипломов незавидная судьба: если они не пригодились по прямому назначению, то остаются забытыми в кипах других документов, убранных далеко на полки. Школьные аттестаты еще иногда достаются — чтобы пожурить чадо за очередную тройку и поддержать родительский авторитет. Между тем массовизация и доступность высшего образования набирает свои обороты во всем мире. Где–то процесс идет уже вовсю, а где–то виднеется в перспективе.

В России тоже стремятся «высоко образовать» как можно большее число граждан. И в целом картинка выглядит неплохо. По статистике ОЭСР за 2018 год, среди россиян в возрасте 25–34 лет высшее образование имеют 62,7%.

Больше только в Корее (69,6%). На третьем месте стоит Канада, где образованной молодежи 61,8%, за ней следует Япония с 60,7%. В среднем по странам ОЭСР доля молодых людей с высшим образованием составляет 44,5%.

С ростом востребованности высшего образования набирает все больший вес ключевой рыночный актор — предложение. Те, кто не нашел себе места в эшелонах студенческой элиты — то есть среди самых одаренных и упорных, коих с радостью принимают лучшие университеты, — могут за конкретную сумму обеспечить себе место в аудитории.

Как показывает мониторинг качества приема в вузы ВШЭ за 2018 год, платник не равен бюджетнику. В СПбГУ зачисленные на бюджетные места имеют средний балл 91,8, а зачисленные на платные — 79,7.

ВШЭ в Петербурге берется бесплатно учить за 90,5 балла, а за деньги — за 78,8. Или, например, в ИТМО — 90,2 балла против 75,1.

Такую «скидку» платным абитуриентам делают все вузы, но в общей массе их все же меньше бюджетников.

Корни такой дихотомии объяснимы: если свое место на студенческой скамье не заработано умственным трудом, то оно может быть оплачено — наличными или по карте. Денежный знак служит студентам в том числе и оберегом от отчисления на всем протяжении учебы. Тогда как учащиеся на бюджете испытывают все теории «Ночи перед экзаменом» на практике.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал

«В системе российского высшего образования платное обучение действительно исходно возникало как образование для неудачников, которые не справлялись с поступлением на бюджетные места, — говорит профессор факультета социологии и философии Европейского университета Михаил Соколов. — Ситуация, однако, изменилась в последние годы, во многом в связи с введением ЕГЭ. ЕГЭ сделал иерархию вузов гораздо более отчетливой, вдобавок к этому увеличив студенческую мобильность за счет возможности подачи документов в несколько вузов сразу. В итоге самые популярные университеты могут выбирать не только среди претендентов на бюджетные места, но и среди платников. В свою очередь, появился обширный класс людей, готовых платить за самое престижное образование, вместо того чтобы бесплатно получить просто престижное».

Предел вливаний

Соотношение студентов на платных местах к бюджетным в российских вузах примерно 40 на 60%.

Но пространство, отводимое в академических стенах под платников, стабильно растет: в последние годы оно прибавило 15%.

В правительственных прогнозах к 2024–му число бюджетных мест сократится на 17%, а масса абитуриентов, напротив, вырастет на 15%. Конкурс составит 1,9 человека на место — тогда как сейчас он равен 1,4.

В Петербурге статистика подтверждает тенденцию. Так, в СПбГУ в общей массе зачисленных первокурсников за последние 3 года доля платников увеличивается. Если в 2017 году их было 38% от всех зачисленных, то в 2019 году — уже 41%.

«В государственных и муниципальных вузах число платников и бюджетников в 2019 году практически сравнялось, — говорит директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

— Еще года три назад число платных студентов заметно превышало число тех, кто учился на бюджете. Сократилось, причем резко, число частных вузов и, соответственно, количество в них студентов. При этом общее число студентов сокращается по демографическим причинам.

Что касается стоимости обучения, то она постепенно растет, поскольку увеличивается норматив подушевого финансирования, который государство выделяет на обучение каждого бюджетного студента.

Кроме того, снизилось число заочников, которые в основном учатся на платной основе, а стоимость очного обучения существенно выше. Когда государство увеличивает бюджетное финансирование в расчете на одного студента, оно надеется, что в вузах будет повышаться качество обучения.

До определенного момента это так, потом это правило перестает работать. Но в любом случае улучшается техническая оснащенность учебного процесса, а также денежные вливания влияют на комфортность обучения, на зарплаты преподавателей».

Готовых меньше

Исследовательский холдинг «Ромир» провел в этом году опрос россиян на тему их готовности платить за образование. Выяснилось, что у опрошенных в приоритете дети — за их обучение готовы платить 31% опрошенных, правда, в 2015–м таких было 38%. Инвестировать в собственное согласились 9% респондентов (против 14% в 2015–м).

В ответе на вопрос «За какое обучение вы готовы платить?» у опрошенных в фаворитах первое высшее. Оплатить его детям готовы 67% (в 2015–м таких было 79%), а себе самому — 29% (против 30%). Между тем на 14% за 4 года подскочила готовность россиян вложиться в повышение квалификации.

«Во времена тревоги люди стремятся снизить свои жизненные риски, в том числе за счет образования, — считает декан педагогического университета штата Калифорния и ведущий научный сотрудник Института образования ВШЭ Александр Сидоркин.

Читайте также:  Рост зарплаты учителей и открытие новых школ - студенческий портал

— Возможен шум в данных, например, понятие «второе высшее образование» заменяется магистратурой, и непонятно, что люди имеют в виду. Могут быть и демографические тренды.

Например, сокращение численности молодежи с сохранением того же количества бюджетных мест в вузах может привести к снижению конкуренции за них».

Согласно Росстату и Единой межведомственной информационно–статистической системе (ЕМИСС), за последний год цена обучения выросла в России на 15–20%. В мае 2019–го семестр обучения в государственных и муниципальных вузах страны в среднем обходился в 68,9 тыс. рублей. Это на 19% больше, чем годом ранее (58 тыс. рублей).

Подорожала и учеба в негосударственных университетах: с 46,3 тыс. до 55,2 тыс. рублей. Средняя стоимость получения высшего образования в вузах Петербурга сегодня составляет 150 тыс. рублей.

При этом, по данным Северо–Западного ГУ Центробанка, в СЗФО плата за обучение в этом году повысилась только на 7,4% против 18,2% в прошлом году.

В Санкт–Петербургской государственной академии ветеринарной медицины цена в сравнении с 2018 годом выросла на 11% — до 214 тыс. рублей. «Это на 99,8% соответствует стоимости обучения бюджетного студента, установленной вузу учредителем в соответствии с госзаданием. Уровень спроса на платное обучение остался прежним, при этом вырос средний и проходной балл ЕГЭ в 2019 году».

В СПбГУ стоимость обучения за год поднялась на 4,3%, в Политехе — на 5%, а в Университете им. Мечникова — более чем на 30%. «Стоимость обучения в Санкт–Петербургском политехническом университете Петра Великого повышается каждый год на процент инфляции, рекомендованный министерством науки и образования РФ.

Интерес к обучению на договорной форме остается актуальным из года в год, количество заявлений не уменьшается. Но если посмотреть на количество зачисленных, то за последние 3 года наблюдается небольшое уменьшение.

И в первую очередь это связано с увеличением минимального проходного балла по общеобразовательным дисциплинам, которые являются вступительными испытаниями при поступлении», — говорит ответственный секретарь приемной комиссии университета Петра Великого Виталий Дробчик.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/10/29/Po_karmanu_i_diplom

Отраслевые ВУЗы: как увеличить финансирование?

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал

На сегодняшний день в финансировании учреждений высшего образования наблюдается явная диспропорция. Так, финансирование на одного студента сельскохозяйственного вуза составляет 67 тыс. руб. в год, на подготовку одного врача тратится 90 тыс. руб. в год, учителя – около 170 тыс. рублей. Причина в отраслевой принадлежности вузов: специалистов в области сельского хозяйства готовят в высших учебных заведениях при Минсельхозе, педагогические университеты подчиняются Минобрнауки, медицинские – Министерству здравоохранения… Эту и другие проблемы обсудили на парламентских слушаниях на тему: «Совершенствование механизмов финансирования отраслевых вузов», которые провёл Комитет Госдумы по образованию и науке., Проблемы отраслевых вузов обсуждали на парламентских слушаниях впервые за 25 лет.

Выступая на слушаньях, первый заместитель министра образования и науки Валентина Переверзева отметила, что при формировании подходов к объемам государственного задания вузов на 2018 год было принято во внимание мнение отраслевых министерств и рабочих (межведомственных) групп, удалось найти способы совершенствования финансирования отраслевых вузов.

Сформированные подходы позволяют обеспечить рост финансирования данных вузов по государственному заданию по сравнению с 2017 годом. Валентина Переверзева отметила, что дополнительно повысить финансирование позволит решение трех системных проблем.

Первая из них — это недостаточный уровень средств, выделенных на повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с майскими указами Президента РФ. Вторая — это недостаточное финансирование госзадания вузов. В проектировании бюджета сокращены расходы высших учебных заведений на оплату коммунальных услуг, уплату налогов, текущий ремонт.

И третья проблема — увеличение средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт учебных заведений. Ранее вопрос недостаточного финансирования отраслевых вузов был поднят депутатами Государственной Думы, которые выявили дифференциации выделения средств ведомственным учреждениям высшего образования.

Больше всего вопросов у парламентариев было к учебным заведениям министерства сельского хозяйства, министерства транспорта, министерства спорта, министерства здравоохранения и министерства культуры. По итогам обращения парламентариев, Правительство выделило «отраслевикам» дополнительное финансирование в размере 26, 8 миллиарда рублей.

Однако этих средств не хватит, чтобы залатать все дыры в бюджете вузов. Почти пять лет отраслевым университетам не индексируют затраты на коммунальные платежи. Учитывая, что многие учреждения располагаются в старинных зданиях, половину транша съедают расходы на капремонт. Кроме того, вузы испытывают дефицит в оборудовании.

Всего 24 медицинских вуза из 46 имеют собственную медицинскую базу, студентов остальных учат на симуляторах, что не лучшим образом сказывается на подготовке будущих врачей. Театральным вузам требуются свои площадки, аграриям — топливо и сельхозтехника и так далее…

Сейчас эти проблемы будут частично решены в связи с усилением финансирования образовательных учреждений этих ведомств. Так, вузам Министерства культуры финансирование увеличат на 130 млн. руб.

, Министерства здравоохранения – на 1,087 млрд. руб., Министерства сельского хозяйства – на 1,41 млрд. руб., Росрыболовства – на 280 млн. руб., Росавиации – на 960 млн. руб., Росморречфлота – на 570 млн. руб.

, Министерства спорта – на 410 млн. рублей. 

«Сегодня недофинансирование по-прежнему сохраняется, — подытожил глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. — Но это далеко не единственная претензия участников слушаний в адрес Минобрнауки. В прошлом году ведомство ввело отраслевые корректирующие коэффициенты, согласно которым распределяются дотации из бюджета.

Одним из таких коэффициентов являются результаты ЕГЭ, из-за чего сельхозвузы, где этот коэффициент традиционно невысокий, обречены всегда быть в аутсайдерах. Наконец, Минобрнауки лишило многие отраслевые вузы права готовить непрофильных специалистов: юристов и экономистов, из-за чего количество абитуриентов резко сократилось, а следовательно уменьшилось финансирование.

Ведь согласно принципу подушевого финансирования, деньги в учреждение образования идут следом за учащимися. Хотя было бы логично, если бы подготовкой юристов в области железнодорожного транспорта, или в области сельского хозяйства занимались отраслевые вузы».

Ещё одна проблема, озвученная в стенах Госдумы, в настоящее время единственным источником средств на содержание и обновление технической базы являются внебюджетные средства отраслевых вузов, чего явно недостаточно. Необходимо в рамках государственного задания выделять средства на содержание и оснащение учебно-экспериментальной базы с учётом отраслевой специфики.

Высвободившиеся небюджетные средства вузов при этом будут направляться на дополнительное материальное стимулирование преподавателей и на иные цели развития.

Участники слушаний были едины в понимании необходимости увеличения объёмов финансирования высшего образования, в первую очередь – отраслевого, обеспечивающего подготовку кадров для реального сектора экономики РФ.

Прозвучало предложение консолидировать усилия в вопросе обращения к Правительству по дополнительному финансированию.

На сегодняшний день вузы только за штрафы по сумме предписаний должны заплатить 51 миллиард рублей ! Притом, что на капремонт всех высших учебных заведений выделено всего 2 миллиарда рублей.

Несмотря на различие в финансировании, идея собрать все вузы под крышей одного ведомства – Минобрнауки – отклика у участников парламентских слушаний не нашла.

Участниками парламентских слушаний стали депутаты Государственной Думы, ректоры вузов, эксперты, представители министерств и ведомств.

Среди них: директор Департамента финансов Минобрнауки Андрей Зарубин, заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова, представители ректорского корпуса отраслевых вузов: Первого московского медицинского госуниверситета — Петр Глыбочко, Российского университета транспорта (МИИТ) — Борис Лёвин, Российского экономического университета — Виктор Гришин и многие другие.

Вернуться назад или поделиться

Источник: http://www.stolichnoe-obrazovanie.ru/news/962-otraslevye-vuzy-kak-uvelichit-finansirovanie

Финансирование отраслевых вузов вызвало обеспокоенность

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал

Изначально авторы документы указывали на ситуацию вокруг аграрных вузов. Вместе с тем, после обсуждения спикер Вячеслав Володин сообщил, что депутаты сошлись во мнении о том, что проблема касается всех отраслевых университетов. Наибольшую обеспокоенность у парламентариев вызвала ситуация вокруг вузов, находящихся в ведении Минздрава. В связи с этим Володин обратился к думским комитетам с предложением проработать проект постановления по данной теме.

Итогом обсуждения стало обращение, в котором депутаты указали на рост дифференциации финансирования отраслевых университетов. Еще одной проблемой, по мнению парламентариев, является подготовка в вузах по специальностям, не входящих в его основную специализацию.

Особенное внимание авторы документа обратили на вузы Минздрава, Минсельхоза, Микультуры, Минтранса и Минспорта. В частности, парламентарии привели в пример уменьшение финансирования аграрных вузов в 2017 году по сравнению с предыдущим на 1,23 млрд. рублей.

Университеты, подведомственные Минкультуры, соответственно, получили в этом году на 1,1 млрд. рублей меньше, чем в предыдущем.

Дефицит финансирования, в свою очередь, может привести к срыву выполнения госзаданий, проблемам с оплатой коммунальных услуг, ремонтом учебных корпусов и общежитий, заявили депутаты.

Проанализировав причину усиления дифференциации финансирования в отраслевых вузах по ряду специальностей, авторы обращения пришли к выводу о том, что нормативы финансирования на одного обучающегося существенно отличаются.

В вузах, находящихся в ведении разных ведомств, эта разница может быть в два и более раз.

При этом парламентарии указали на тот факт, что при определении нормативов финансирования не учитывается конкретная специфика отраслевых вузов, и существенные материальные затраты на образовательный процесс.

В частности, авторы документа обратили внимание на то, что подготовка определенных специалистов требует закупки дорогостоящего оборудования, содержания земельных участков, сооружения учебно-опытных подразделений и т.д.

Так, в Минздраве указали, что норматив для медицинских вузов не учитывает необходимость содержания в исправном состоянии высокотехнологичного лабораторного и медицинского оборудования, клинических подразделений, а также практический подготовки учащихся.

В итоговом документе парламентарии призвали провести дополнительный анализ нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности с тем, чтобы внести необходимые коррективы. 

Источник: https://www.vedu.ru/news-finansirovanie-otraslevyh-vuzov/

Госдума выразила обеспокоенность ситуацией с финансированием отраслевых вузов

17.02.2017 19:27:22 Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? - Студенческий портал В пятницу, 17 февраля, в повестку нижней палаты парламента был включен проект обращения депутатов к Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву по вопросу обеспечения качества образовательной деятельности вузов аграрного профиля. При обсуждении порядка работы палаты первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков обратил внимание коллег, что эта же проблема касается и других отраслевых вузов, в частности, медицинских, в сфере культуры, транспорта. В связи с этим он предложил думскому комитету по образованию расширить рассматриваемый проект постановления и «в целом обсудить проблему финансирования в отраслевых вузах». Председатель Госдумы Вячеслав Володин, в свою очередь, назвал ситуацию с финансированием отраслевых вузов «вопиющей», поручив профильным комитетам изучить данную проблему и подготовить новый, расширенный проект постановления до завершения сегодняшнего пленарного заседания.

Доработанный проект обращения был рассмотрен парламентариями в ходе вечернего пленарного заседания. В итоговой версии обращения депутаты выразили обеспокоенность «происходящим в системе российского образования усилением дифференциации финансирования образовательной деятельности» отраслевых вузов, а также организацией подготовки в них «по отдельным специальностям, направлениям подготовки, не совпадающим с их основным направлением образовательной деятельности». В наибольшей степени это касается вузов, находящихся в ведении Минсельхоза, Минтранса, Минкультуры, Минздрава, а также Минспорта РФ, говорится в документе.

По его словам, депутаты «справедливо забили тревогу по в общем-то частному вопросу, преподавании экономики и права в непрофильных отраслевых вузах».

«Конечно, это преподавание – благо, — признал Никонов. — Прежде всего, потому, что нужны специалисты – юристы, экономисты, представляющие специфику отрасли.

Их можно готовить в университетах, но трудно, и выпускники университетов вряд ли поедут на село. Поэтому надо их готовить в специализированых учреждениях. Безусловно, эти специалисты востребованы в большинстве мест.

В ряде регионов это вообще единственный способ дать образование экономическое, юридическое или менеджерское».

«Поэтому все это нужно, плюс, это выгодно для большого количества сельхозвузов и не только. Это единственный источник внебюджетных средств. Они у нас не избалованы часто бюджетными средствами», — добавил глава комитета по образованию и науке.

«При этом, надо себе отдавать отчет и в том, что существуют и проблемы, — отметил он. — Те претензии, которые есть у Рособрнадзора, тоже нельзя сбрасывать со счетов, как незначимые. Потому что это, на самом деле, проблема качества образования».

«Потому что есть федеральные государственные образовательные стандарты не только в школе, но и в вузах.

И, скажем, для юриста этот стандарт одинаков для юрфака Санкт-Петербургского федерального университета, который заканчивали у нас Президент и премьер, и для любого филиала сельскохозяйственного вуза.

Согласитесь, что в Санкт-Петербурге эти стандарты выдержать проще, чем в сельскохозяйственных вузах», — пояснил Никонов.

«Преобладает заочное образование, преподавательский состав часто на стороне. Для заочников отсутствует часто производственная практика. Это все абсолютно реальные вещи. Более того, есть вот какая проблема.

Знаете какой процент студентов сельхозвузов осваивают профильную специальность, имеется в виду, сельское хозяйство и рыбное хозяйство? 41%. Следующие 24% — это экономика, управление и юриспруденция. Но дальше – это психология, дизайн, социально-культурная деятельность, социология, языкознание и литературоведение.

Мне очень также нравится теология, изучаемая в некоторых аграрных вузах. Конечно, с этим тоже надо разбираться», — добавил глава комитета.

По его словам, Председатель палаты «совершенно правильно перевел обсуждение в плоскость системной проблемы отраслевого образования». В нашей стране половина вузов, грубо, относится к системе образования и науки, половина вузов – отраслевые.

При этом отраслевые вузы, очевидно, сталкиваются с проблемой привлечения дополнительного финансирования. «Никакого шанса выиграть хоть какой-либо грант Министерства образования и науки и поправить свое материальное положение у них нет.

Шанса стать федеральным, опорным, научно-исследовательским у них нет, и никогда не будет.

Для своих министерств эти отраслевые вузы тоже являются пасынками, потому что с министерств спрашивают за продукцию, с них не спрашивают за качество подготовки специалистов», — пояснил Никонов.

«И поэтому финансирование по остаточному принципу идет и по линии Министерства образования и науки, и по линии профильных министерств. Именно на эту проблему мы обращаем внимание в этом постановлении, — отметил глава комитета.

— И в результате, действительно, финансирование вузов Министерства образования и науки оказалось гораздо выше, чем медицинских вузов, или, тем более, сельскохозяйственных вузов, хотя подготовка в медицинских или сельхозвузах стоит достаточно дорого».

По мнению Никонова, главное – выравнивание нормативов подушевого финансирования и совершенствование методики расчета нормативов финансирования на реализацию образовательных программ.

«Мы считаем, что было бы очень полезно в отраслевой программе развития сельского хозяйства нашей страны специально предусмотреть развитие сельскохозяйственных вузов. Необходимо создать в нашей стране территориальный образовательный кластер», — заявил глава комитета Госдумы по образованию и науке.

По его словам, подобные образовательные кластеры очень неплохо работают в некоторых регионах, когда «объединена региональная отраслевая наука, соответствующее учебное заведение и производство, которое заинтересовано в этих выпускниках и которое само вкладывает в образовательные и научные проекты».

Кроме того, надо развивать собственные научные школы. «Все нам говорят – надо готовить специалистов именно в области экономики сельского хозяйства. Но в самих этих вузах не преподают экономисты сельского хозяйства, а часто это просто экономисты или просто юристы, а не юристы, которые разбираются в этом предмете. Нужно создавать свои отдельные школы», — подчеркнул Никонов.

Очень важное направление — целевой прием и особенно целевое обучение. «Целевой прием сейчас преобладает. Почти 90% у нас обучающихся в целевом порядке, это целевой прием. А что такое целевой прием? Это выпускник школы, который не добирает баллы в ЕГЭ, чтобы поступить по обычному приему. Он заключает договор целевой, неизвестно, как будет учиться и через 4-6 лет он придет на производство.

А целевое обучение – это когда вы заключаете договор с теми, кто себя уже проявил на старших курсах, с теми же самыми условиями. И при этом, если на целевой прием есть квоты, против которых выступает справедливо аграрный комитет, на целевое обучение никаких квот нет. Заключайте, если решается проблема обеспечения кадров, а не устройства абитуриентов для нужных людей», — сказал Никонов.

«Конечно, спасение – это применение сетевой формы реализации образовательных программ, которые сейчас разрешены законом об образовании», — добавил парламентарий.

«Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддержит принятие этого обращения, которое поможет России оставаться крупной образовательной державой и уже аграрной сверхдержавой. Я просто напомню, мы экспортеры продовольствия номер один в мире», — заключил Никонов.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, со своей стороны, подчеркнул, что «большинство вузов относится к ведению Министерства образования, и те стандарты, которые сегодня достигнуты в этой области по финансированию на одного студента, значительно выше».

По его словам, в обращении Госдумы речь идет о тех отраслевых вузах, которые как раз в советское время финансировались в разы лучше. Это вузы Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства, Министерства транспорта.

«Сейчас самое большое количество вузов, которые имеют отношение к Министерству образования, у них ситуация намного лучше, чем у тех, кто раньше имел это финансирование», — отметил Володин.

Читайте также:  Подать документы в вуз через -почту россии - студенческий портал

«Мы должны отдавать себе отчет: на подготовку врачей должно тратиться значительно больше средств.

И, тем более, мы видим, наши ведущие университеты эти средства получают и развиваются, а вузы системы здравоохранения, их чуть более 50, оказались на уровне 72 тысяч на одного студента.

Притом что вузы Министерства образования порядка 170 тысяч на одного студента. Представьте себе соотношение», — заявил Председатель Госдумы.

Вячеслав Володин также отметил, что данная тема «объединила и комитеты, и депутатов».

По итогам рассмотрения Госдума единогласно приняла обращение к Правительству РФ. Документ поддержали 416 депутатов.

Источник: http://www.er-duma.ru/news/gosduma-vyrazila-obespokoennost-situatsiey-s-finansirovaniem-otraslevykh-vuzov/

Отраслевые вузы попали под сокращение

Руководство Иркутского государственного аграрного университета (ИрГАУ) сокращает 30% персонала (более 300 человек). Вуз уже задолжал преподавателям 36 млн руб.

Учредитель вуза Минсельхоз РФ объясняет увольнение сокращением бюджетов подведомственных образовательных учреждений в 2016 году. Но по данным Минобрнауки, финансирование ИрГАУ, как и число его студентов, осталось на уровне 2015 года.

По мнению экспертов, проблемы отраслевых вузов говорят о необходимости реформы, но пока никто не знает, какой именно.

Министерство сельского хозяйства РФ подтвердило «Ъ» «оптимизацию штатной численности сотрудников» в подведомственном Иркутском государственном аграрном университете. Врио ректора ИрГАУ Олег Шваенко 10 марта подписал приказ о сокращении штата всех подразделений организации на 30%.

Таким образом ликвидируются «целые отделы» университета. Депутат заксобрания Иркутской области Алексей Козюра уже назвал сокращения «чрезвычайной ситуацией»: «В первую очередь они коснутся преподавателей пенсионного возраста и тех, у кого нет ученой степени».

В Минсельхозе «Ъ» пояснили, что решение обусловлено уменьшением финансирования ИрГАУ на 29,8% по сравнению с 2015 годом: «В соответствии с письмом Минфина России от 30 декабря 2015 года доведенные Минсельхозу России лимиты бюджетных обязательств на осуществление финансового обеспечения подведомственных образовательных учреждений были существенно сокращены». Кроме того, чиновники заявляют о снижении нормативных затрат на обучение одного студента в Иркутской области, которые рассчитываются по методике Минобрнауки. В связи с этим «руководство университета принимает все меры для выполнения госзадания в рамках доведенных бюджетных ассигнований, в том числе осуществляет оптимизацию штатной численности сотрудников учреждений», сообщили в пресс-службе ведомства.

ИрГАУ основан в 1934 году, всего в вузе 1025 сотрудников. Финансовые проблемы у вуза начались в ноябре прошлого года, когда преподавателям перестали выплачивать зарплату. С января студентам перестали начисляться стипендии. Задолженность вуза перед сотрудниками оценивалась в 36 млн руб.

«По итогам 2015 года при бюджете в 310 млн руб. задолженность, которая сформировалась в учреждении, составляет 385 млн»,— заявлял ранее Олег Шваенко. По фактам задержек выплат прокуратура начала проверку.

В Минсельхозе «Ъ» заявили, что «нарушения в финансово-экономической деятельности вуза были допущены бывшим ректором университета» Геннадием Такаландзе. В середине февраля 2016 года врио ректора был назначен проректор по экономике ИрГАУ Олег Шваенко.

В Минсельхозе сообщили, что на сегодняшний день «задолженности по заработной плате за ноябрь и декабрь 2015 года полностью погашены», оставшиеся выплаты вуз произведет «в ближайшее время».

В Минобрнауки считают, что сокращение штата никак не связано с распределением бюджетного финансирования.

«В 2016 году при формировании ФЗ о федеральном бюджете на 2016 год Минсельхозу на цели образования и науки были доведены объемы бюджетных ассигнований на уровне 2015 года, что при неизменном контингенте обучающихся не должно приводить к снижению финансирования»,— говорится в ответе ведомства на запрос «Ъ».

По данным Минобрнауки, объемы финансирования и количество студентов в ИрГАУ остались на прежнем уровне, а показатели нормативно-подушевого финансирования, на которые ссылается учредитель (Минсельхоз.— «Ъ»), регулирует он сам.

Чиновники и работодатели все чаще жалуются на проблемы отраслевых вузов.

Так, министр транспорта РФ Максим Соколов написал письмо в Совет федерации (СФ), где заявил, что из отраслевых госпрограмм изъяли все средства на госзадания в сфере научной деятельности и стратегические программы развития ведомственных вузов.

На февральских слушаниях в СФ заместитель руководителя Россвязи Дмитрий Панышев посетовал, что для вузов связи «сокращен или упразднен бюджетный прием на специальности, считающиеся непрофильными».

Вице-президент РЖД Дмитрий Шаханов считает, что политика Минобрнауки «не учитывает специфики отраслевого образования». «У абитуриентов многих отраслевых вузов удручающе низкие результаты ЕГЭ, это страшно, когда речь идет о специальностях, от которых зависит жизнь людей»,— заявил замминистра образования и науки Александр Климов.

Специализированные вузы появились в начале ХХ века и были «адекватно встроены в плановую экономику» СССР, в 1990-х годах они естественным образом стали многопрофильными, а сейчас назрели изменения в системе, рассказал «Ъ» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

«Существует три варианта развития: вернуть их в исходное специализированное состояние, оставив в подчинении профильных ведомств; повысить качество образования в многопрофильных учреждениях, которыми они стали, и тоже оставить в профильных ведомствах; или отдать все вузы как многопрофильные в управление Минобрнауки»,— считает господин Фрумин. По его словам, единого мнения на этот счет в экспертном сообществе нет, но мировой опыт говорит о том, что доля многопрофильных вузов в системах образования растет. Аргументом за первый вариант является заинтересованность отраслевого работодателя в подготовке профильных кадров.

Анна Макеева; Екатерина Еременко, Иркутск

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2939405

Дефицит «бюджета»: бесплатных мест в вузах станет меньше

К 2024 году число бюджетных мест в российских вузах сократится на 17% по сравнению с 2019-м. Такой прогноз представлен в докладе правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования, с которым ознакомились «Известия».

При этом абитуриентов, напротив, станет больше на 15%, поэтому шансы получить высшее образование за счет государства значительно уменьшатся.

Сокращение бюджетных мест связано с уменьшением их числа преимущественно в региональных вузах, уверены опрошенные «Известиями» эксперты.

Заграница поможет

В докладе представлен прогноз суммарной численности выпускников школ и иностранных абитуриентов и контрольных цифр приема на бюджетные места по годам до 2024-го.

Из него следует, что последний показатель в 2017 году составлял 575,7 тыс. мест, затем он вырос до 597,6 тыс. и к 2019-му снизился до 518,4 тыс.

В 2020 году прогнозируется его дальнейшее снижение на 2% и далее на 4% ежегодно — до 432,4 тыс. бюджетных мест в 2024-м.

Число же выпускников школ и иностранных абитуриентов, напротив, будет планомерно расти примерно на 2–5% в год, говорится в докладе. В 2019-м их будет 713,8 тыс. человек, а к 2024 году — уже 823,8 тыс. Таким образом, конкурс на «бюджет» в среднем может составить 1,9 человека на место вместо нынешних 1,4. В итоге шансы поступить на бесплатное отделение сократятся примерно на четверть.

Чем обусловлено сокращение бюджетных мест в вузах, в правительственном докладе не указано. В пресс-службе Минобрнауки оперативно не ответили на этот вопрос «Известий».

Увеличение же числа поступающих главным образом связано не с демографическим фактором (увеличением численности заканчивающих школу), а с целевым ростом числа иностранных абитуриентов.

Рост количества студентов из других государств как минимум вдвое — до 425 тыс. человек — предусмотрен нацпроектом «Образование».

— Но это не значит, что конкурс для российских студентов будет выше, потому что количество иностранных увеличится, — уточнили в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой, курирующей вопросы социальной политики.

— Иностранные студенты в конкурсе на бюджетные места не участвуют. Иностранные граждане обучаются в России по отдельной квоте правительства либо на платной основе.

Контрольные цифры приема российских студентов рассчитываются исходя из численности российских граждан не менее 800 на 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

В некоторых вузах при этом не подтверждают грядущее сокращение бюджетных мест. Например, в СПбГУ в этом году смогут обучаться за счет государства 2009 студентов и 1130 — на договорной основе, сообщили в пресс-службе университета. В прошлом году количество мест составляло 1972 и 1675 соответственно.

В НИУ ВШЭ с учетом трех кампусов количество бюджетных мест на этот год увеличилось на 8,2% — с 3026 до 3275 мест. В следующем году также ожидается некоторый рост, рассказали «Известиям» в пресс-службе университета.

Помимо большого количества обычных бюджетных мест, в «Вышке» есть устоявшаяся практика приема на места за счет средств вуза — например, в прошлом году по этой схеме приняли 337 человек.

Такое происходит на новых программах, где в текущем году нет бюджетных мест или их очень мало, а также там, где большинство или даже все бюджетные места занимают олимпиадники.

В Московском физико-техническом институте (МФТИ) не наблюдается тенденция к сокращению количества бюджетных мест, заявил заместитель проректора по учебной работе и довузовской подготовке института Денис Дмитриев.

Напротив, в 2019 году контрольные цифры приема незначительно увеличились: в бакалавриате — на 16, а в магистратуре и аспирантуре — на 7.

В 2020-м количество бюджетных мест в МФТИ увеличится примерно так же, сказал специалист.

В свою очередь, проректор по учебной работе МИСиС Вадим Петров утверждает, что на уровне бакалавриата и специалитета число бюджетных мест не изменилось, а набор в магистратуру сократился по некоторым направлениям на 3–5%.

Столица талантов

Тенденция сокращения бесплатных мест прослеживается в основном в региональных вузах: в бюджетах субъектов не хватает средств, пояснил «Известиям» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

— И это создает проблему. Перспективная молодежь будет уезжать в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, чтобы учиться в федеральных учреждениях, где бюджетные места будут. Немногие из них вернутся домой. Соответственно, поднимать экономику депрессивных регионов будет некому, и это тревожная тенденция, — считает специалист.

По его мнению, необходимы дотации из федерального бюджета для увеличения числа бесплатных мест в региональных вузах.

— Ведь именно депрессивные регионы больше всего нуждаются в лучших специалистах. Их проблематично привлечь из преуспевающих субъектов. Поэтому нужно сделать так, чтобы перспективная молодежь не уезжала, а имела возможность выучиться дома и затем внести вклад в развитие своего региона, — уверен Сергей Комков.

На ситуацию с сокращением бюджетных мест стоит смотреть шире, призывает абитуриентов директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская. Сейчас активно развиваются различные механизмы субсидирования: премии, гранты, стипендии, напомнила она.

— Поддержать студентов готовы и крупные компании, и сами университеты. Например, ИТМО, МИФИ, ВШЭ, Тюменский госуниверситет и другие вузы принимают на платное отделение способных ребят с высокими баллами и сами же оплачивают их обучение полностью или частично. Гонка за талантами началась. Чем вы перспективнее, тем больше желающих инвестировать в ваше развитие, — отметила специалист.

Тем не менее ожидать снижения платы за обучение в вузах никаких оснований нет. Оборудование, организация практических занятий и лекции ведущих экспертов стоят дорого, а запросы студентов и ожидания будущих работодателей непрерывно растут, отметила Ольга Назайкинская.

Не все выпускники школ должны обязательно поступать в университеты, подчеркнула она. Часто качественное профобразование позволяет быстрее достичь успехов в профессии и карьере.

Действительно, даже при найме молодых специалистов без опыта работы работодатели ставят диплом на пятое место, подтверждает исследование сервиса Rabota.ru. Определяющими факторами для юного кандидата рекрутеры отмечают soft skills (79%) и hard skills (47%).

Справка «Известий»

В этом году приемная кампания в российских вузах стартовала 20 июня. До 13 июля университеты проводят дополнительные испытания для абитуриентов. Принимать документы от поступающих закончат 26 июля, а 27-го уже опубликуют списки абитуриентов с их баллами.

Чтобы попасть в «первую волну» поступивших, нужно окончательно определиться с вузом и подать оригиналы документов до 1 августа. 3-го числа вузы должны обнародовать списки поступивших. До 6 августа университеты будут принимать оригиналы документов у абитуриентов «второй волны», приказы об их зачислении опубликуют 8 августа.

Источник: https://iz.ru/891457/anna-ivushkina/defitcit-biudzheta-besplatnykh-mest-v-vuzakh-stanet-menshe-na-chetvert

Медицинские вузы далеки от казны

Сейчас разница в финансировании в расчете на одного обучающегося в вузах, находящихся в ведении разных федеральных органов государственной власти, может различаться в два и более раза.

На эту несправедливость депутаты указали на заседании Госдумы 17 февраля, когда было принято соответствующее обращение в правительство.

Правда, в первоначальной редакции документа речь шла только об аграрных вузах, однако спикер нижней палаты Вячеслав Володин заявил, что проблема намного шире и касается по сути всех отраслевых вузов. Особенно «кричащей» он назвал ситуацию с финансированием вузов, подведомственных Минздраву.

В результате Комитет по охране здоровья Госдумы направил еще одно обращение, к вице-премьеру Ольге Голодец, отдельно по медицине.

Как полагают парламентарии, на подготовку врачей государство должно тратить больше средств.

И настаивают на дополнительном анализе распределения специальностей, направлений подготовки по установленным стоимостным группам и размеров применяемых по ним корректирующих коэффициентов.

Средства, выделяемые Минздраву РФ из федерального бюджета на образование, тыс. руб

Вузы, как и школы, финансируются исходя из количества обучающихся. Каждое ведомство определяет базовый норматив, то есть минимальную сумму на обучение и поправочные коэффициенты.

Правда, для вузов предусмотрены еще и разные повышающие коэффициенты, они не для всех одинаковы — где-то больше, где-то меньше. Есть целевые субсидии, гранты. Но не все, конечно, их получают.

Поэтому в итоге в разных вузах разная финансовая ситуация», — прокомментировал «МВ» заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Леонид Огуль.

Элита и рабочие лошадки

Как уточнил депутат, поток финансирования может различаться и в зависимости от специальности.

Так, например, по таким направлениям, как медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, затраты на обучение одного студента составляют сейчас 120-130 тысяч рублей в год.

По другим медицинским специальностям — общей врачебной практики, терапии, педиатрии, анестезиологии-реаниматологии – чуть более 70 тысяч рублей. Это, так называемая вторая стоимостная группа.

При этом базовая сумма в 76,7 тысячи рублей не учитывает затраты на практическую подготовку будущих медиков, то есть не покрывает реальных затрат на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами. И вуз вынужден выходить из ситуации за счет платных студентов.

«В итоге больше знаний и опыта получит тот студент, вуз которого может позволить себе собственные клинические базы и лаборатории. Но среди медицинских вузов, подведомственных Минздраву, таких 29 из 47.

Отсюда и неравенство в качестве подготовки медиков, при том, что диплом врача у всех одинаковый», — уточняет Леонид Огуль.

Отдельно в послании Ольге Голодец затронут вопрос обучения непрофильным специальностям. «Нормальная логика подсказывает, что если вуз отраслевой, то и готовить он должен студентов на отраслевые специальности, то есть вузы Минздрава должны готовить врачей, а не делать из себя университеты и академии.

То же самое по вузам Минобра — учителей, а не всех подряд. В последние лет 20 реформа вузовского образования привела к тому, что все то, что раньше называлось институт, то есть было отраслевым вузом, расширило специальности, по которым готовят студентов, и стало университетом или академией.

Не знаю точно, но, скорее всего, это было связано в бОльшим финансированием и статусом, что позволяло получить больше студентов и денег. Естественно, что профессиональная подготовка по непрофильным специальностям не могла быть столь же хорошей, как по традиционным профильным.

В итоге — общее снижение качества образования», — считает директор Департамента управления и развития персонала медицинского холдинга «СМ-Клиника» Татьяна Григоренко.

По мнению экспертов, надо увеличивать финансирование профильных специальностей. Тогда у вузов была бы мотивация для сокращения непрофильных и перевода их в соответствующие вузы.

Сплошные минусы

Между тем на днях было опубликовано постановление правительства, в соответствии с которым финансирование ведущих российских университетов уменьшено почти на треть.

Речь идет о вузах, которые входят в программу «5-100», направленную на продвижение отечественных образовательных учреждений в сотню лучших университетов мир.

Правда, из профильных вузов Минздрава этом списке только Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

Согласно документу, финансирование ведущих университетов России из программы «5-100» в 2017–2019 годах будет сокращено на 12,7 млрд рублей.

В следующем году дотации вузам сократятся до 10,6 млрд рублей, в 2018 году — до 10,2 млрд, а в 2019-м — до 10 млрд рублей.

В предыдущем постановлении правительства от 16 марта 2013 года говорится, что в 2017 году и в последующие два года на поддержку вузов должно выделяться по 14,5 млрд рублей.

При этом министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что базовое финансирование вузов в рамках государственного задания не сокращалось, не был урезан и стипендиальный фонд, а вузовская наука, наоборот, получит денег больше, чем планировалось.

Источник: https://medvestnik.ru/content/articles/Medicinskie-vuzy-daleki-ot-kazny.html

Ссылка на основную публикацию