Что думали об учебе представители -страдающего средневековья ? — студенческий портал

Европейское высшее образование — продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.

Университетская иерархия

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал Были ли Средние века тёмными?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.

С течением времени это вылилось в появление учёных степеней: статусы школяра, бакалавра и магистра были сходны по смыслу со статусами ученика, подмастерья и мастера в цехах.

Перейти с одной ступени на другую запросто было невозможно: желающим предлагалось специальное задание. И если для ремесленников таким заданием было создание «шедевра» — лучшего образца изделия, то для членов научной гильдии — демонстрация знаний.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Источник: Wikimedia Commons

После того как студент постигал «семь свободных искусств» и сдавал экзамен, он мог претендовать на степень бакалавра, а после защиты диссертации — магистра искусств.

Магистр уже мог продолжить обучение на одном из высших факультетов, после окончания которого получал докторскую степень.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В цдх прошел московский день профориентации и карьеры - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Непрерывное обучение могло длиться 20 лет, что с учётом средневековой продолжительности жизни занимало добрую её половину.

Устройство университетов

Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов.

Наиболее востребованными в Средние века были юристы — из-за развития практики письменного законодательства — и богословы — благодаря расширению влияния христианства.

Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Урок анатомии, 1491 г.

Источник: outlook.wustl.edu

Так что любой средневековый университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и артистический (факультет «свободных искусств») — подготовительный. На артистическом факультете студенты постигали тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем квадриум (арифметику, геометрию, астрономию и гармонику), после чего поступали на один из трёх старших факультетов.

Примечательно, что юридические и медицинские факультеты до сих пор сохраняют привилегированное положение, а получение соответствующих специальностей влечёт зазубривание большого количества теории в лучших традициях средневековья.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал Между небом и землёй: телесность в Средние века

Аналогом современных студенческих братств были «нации», на которые делились факультеты. Члены «наций» сообща отстаивали имущественные и образовательные интересы, организовывали неформальную студенческую жизнь, помогали друг другу в беде.

Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники.

Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу).

Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.

Научное бродяжничество

Академическая мобильность сегодня — университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.

Образование было универсальным.

Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.

Учёные степени признавались во всех вузах христианского мира. Кроме того, в Средние века студенту было гораздо проще отправиться в другой город и лично познакомиться с интересующим его учёным, нежели разыскать рукописи его лекций.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Источник: earlymedievalarchaeology.co.uk

Путешествия между университетами ради научных знаний были настолько распространены, что возник даже особый тип средневековой богемы, занимавшейся «научным бродяжничеством», — голиарды.

Костяк голиардов составляли студенты, обучающиеся от случая к случаю в разных местах и противостоящие феодализму с его стремлением закрепить каждого человека за конкретным делом и местом.

В среде голиардов зародился студенческий гимн всех времён «Гаудеамус», прославляющий профессоров, вино и студенческую свободу.

Особый статус научного сообщества

Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика — соединение христианского богословия и логики Аристотеля.

На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.

В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Источник: news.stanford.edu

Во многих странах студенты и учёные были освобождены от уплаты налогов, воинской повинности и вообще от всех видов деятельности кроме интеллектуальной. Это формально уравнивало их с аристократией.

Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал Комфорт вместо свободы, мораль вместо терпимости

Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия.

Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения.

Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.

Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.

Прообразы лекций и семинаров

Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с ми и разъяснениями.

Чтение лекций под диктовку не поощрялось, если не было запрещено вовсе.

Изучаемые тексты были достаточно объёмными. К примеру, теологам читали Библию, медикам — труды Авиценны и Гиппократа. Перед началом занятия лектор, как правило, давал обзор трудов автора и изучаемой книги, доказывал подлинность текста. Для облегчения преподавания начали создаваться «суммы» — сборники ключевых мыслей книг с ми, аналоги хрестоматий.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Источник: medieval.berkeley.edu

Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров.

Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах.

Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов — последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Источник: npr.org

В ходе диспута необходимо было соблюдать моральный кодекс и христианский канон. Резкие и бранные выражения предписывалось заменять нейтральными типа «недопустимо» или «не является истинным».

Тем не менее, нередко диспуты переходили в драки, иногда с применением палки — непременного атрибута студента. Возможно, с этим связано появление крылатого выражения «argumentum ad baculum» — «аргумент к палке».

Чем-то вроде современных конференций были диспуты «о чём угодно» (кводлибеты), которые могли продолжаться неделями. На них часто обсуждались темы, имеющие фривольный или злободневный политический характер. Излюбленной, к примеру, была тема «О верности проституток клирикам».

Средневековый посвят

Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.

Яркий пример инициации — обряд «Сбивание рогов». Обряд символизировал прощание с деревенским невежеством. Бакалавры унижали студента-новичка, которого именовали «быком» — агрессивным и нечистым животным. Средневекового абитуриента избивали, привязывали к его голове самодельные рога, а затем обламывали их.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Встреча докторов в Парижском университете, XVI в.

Источник: Википедия

В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! («Итак, будем веселиться, пока мы молоды!»)

Начиная с создания первых университетов студенчество вело подчёркнуто гедонистический образ жизни. И если члены «учёного цеха» не корпели над книгами, то непременно праздно шатались по городу или распивали вино, дискутируя о насущном.

Попойки были атрибутом учёности.

К примеру, согласно уставу Сорбонны, штрафы за поведение измерялись мерами вина, а выражение «напоить по-богословски» существовало и в Новое время. Тогда же была заложена традиция проведения пиршеств после присуждения учёной степени за счёт новоиспечённого бакалавра или магистра.

Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.

В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента.

Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды.

Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.

Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни — всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.

Источник: https://newtonew.com/culture/medieval-roots-of-modern-university

Суровые студенты Средневековья: как проходила самая масштабная в истории студенческая драка

В студенческой среде драка — вполне обычное явление. Что поделать, дело-то молодое — поспорили, подрались и помирились, а затем снова идут по аудиториям грызть вместе гранит науки.

Но так это происходит в наши дни. В Средневековье и нравы были другими и студенты более суровыми.

Одна из студенческих драк, произошедшая в XIV столетии в Великобритании, была настолько масштабной, что вошла в историю.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

На днях была годовщина студенческой драки, а точнее побоища, начавшегося 10 февраля 1355 года в Оксфорде и стоившего жизни без малого сотни граждан королевства. Это печальное событие в университетском городе помнят и оно даже увековечено памятным знаком на месте, где разворачивались события.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Оксфордский университет

К середине XIV века Оксфорд представлял собой образец уникального симбиоза. Здесь на небольшой площади уживались горожане, студенты из разных концов Европы и солидный профессорский коллектив.

Каждый был занят своим делом — ученые мужи стремились вдолбить в головы студентам науки, сами студенты пытались почерпнуть из кладезя их мудрости, а местные жители были рады, что масса приезжих оставляет в их лавках и тавернах звонкое золото.

Как обитатели университетского кампуса, так и жители славного Оксфорда, были совсем не дураки выпить. А, как известно, где алкоголь — там рано или поздно жди неприятностей. Стоит отметить, что конфликты между студентами и горожанами иногда случались, но обычно все заканчивалось разбитыми носами и порванными сюртуками.

Читайте также:  16 лет и много месяцев: общество вечных подростков - студенческий портал

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

В Средние века студенты пользовались дурной славой

Трагедия произошла в День святой Схоластики Нурсийской в популярной, благодаря низким ценам, таверне «Свиндлсток». Несколько студентов, из которых история сохранила имена Роджера де Честерфилда и Уолтера Шпрингехеуса, пришли в заведение, расположенное в самом центре города, чтобы почтить память уважаемой святой.

Немного выпив, компания начала возмущаться качеством поданного алкоголя и закуски. Особенно агрессивно себя вели именно Роджер и Уолтер, которые пошли на прямой конфликт с владельцем таверны Джоном Кройденом. В ходе спора в хозяина «Свиндлсток» полетели бокалы и все, что было под руками у распоясавшихся юнцов.

Адекватные посетители растащили начинавшуюся драку и компанию пьяных студентов выставили за двери заведения. На этом история могла бы и закончиться, если бы инцидент не получил огласку и не дошел до мэра Оксфорда. Чиновник не удовлетворился объяснениями ректората и потребовал выдачи хулиганов для суда и примерного наказания.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Современные студенты Оксфорда и в подметки не годятся головорезам, учившимся в стенах «альма матер» несколько веков назад

Важно упомянуть, что без позволения ректора привлечь к ответственности студентов на законных правах не получалось. В те времена учащиеся университета подчинялись лишь его законам и юрисдикция городских властей на них не распространялась. Ректор отказал посланнику мэра и в этот момент все опять могло прекратиться.

Но, к сожалению, студенты, почуяв надежный тыл университетского начальства, окончательно потеряли совесть.

Виновники беспорядка в «Свиндлстоке», во главе с де Честерфилдом и Шпрингехеусом, заявились шумной гурьбой в ратушу и принялись оскорблять мэра и его помощников.

Совершенно естественно, что нашлись сознательные горожане, готовые заступиться за «отцов города». Толпа оксфордцев высыпала на улицы с дубинками и камнями, чтобы проучить наглецов.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Открытка начала XX века, изображающая побоище в Оксфорде

Под крики «Драка! Драка! Бей быстро, бей сильно!» жители города напали на студентов и завязалось настоящее побоище.

С двух сторон постоянно прибывало подкрепление, а кроме подручных предметов в ход пошли мечи и ножи.

Небольшой город превратился в настоящее поле брани, так как с каждой стороны участвовало несколько сотен человек. Драка длилась почти двое суток, не затихая ни на минуту и ее жертвами стали 93 человека.

Так как на стороне жителей города был явный численный перевес, досталось больше всего школярам. Они потеряли 63 человека убитыми, против 30 жертв со стороны горожан. Такими глупостями как подсчет раненных в те времена вообще не заморачивались — очевидно, что их было на порядок больше.

Такая серьезная трагедия привела к разбирательству в высоких инстанциях, на уровне графства. Совсем неожиданно, виноватыми признали горожан во главе с мэрией, а потерпевшей стороной университет. Строго наказывать никого не стали, но присудили мэру и его помощникам выполнять особый обряд покаяния.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Площадь, на которой располагалась таверна «Свиндлсток». На ее месте сейчас банк «Сантандер», угол которого виден слева.

С тех пор каждый год, 10 февраля, мэр города и другие крупные чиновники должны были совершить «искупительную прогулку» — пройти по городу без головных уборов, а в конце оплатить университету символический штраф в 5 шиллингов и 3 пенса. То есть за каждого убитого студента, город платит всего по 1 пенни. Обычай существовал 470 лет, пока в 1825 году очередной глава Оксфорда не проигнорировал шествие и штраф.

Формально же указ о вине мэра действовал аж до 1955 года. Официальное примирение городских и университетских властей произошло также 10 февраля и сопровождалась присвоением мэру почетной ученой степени, а вице-канцлеру университета — звания почетного гражданина Оксфорда.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Мемориальная доска

Здание таверны «Свиндлсток» украшало центр города до начала XVIII века и было снесено из-за ветхости. В настоящее время на этом месте стоит здание банка, одну из стен которого украшает мемориальная табличка, напоминающая о некогда культовом для студентов заведении.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=1122324

Неподсудность, связи с дурными женщинами и защита диплома кулаками: какой была студенческая жизнь в Средневековье

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Первые высшие учебные заведения возникли на Востоке, в этом деле исламский мир опередил христианский. Европа в начале Средних веков тяжело переживала развал Римской империи и последовавшее за ним Великое переселение народов — массовые миграции IV–VII веков, в ходе которых перемешались самые разные культуры и сформировался более привычный и знакомый нам облик Европы.

Процесс это непростой и зачастую кровавый: пока европейцы делили между собой континент и начинали строить на руинах Рима новые королевства, им было совсем не до университетов. Науки и образование на несколько столетий пришли в упадок.

У мусульман же университеты имелись уже в VIII–X веках.

Единственной христианской высшей школой в то время был Константинопольский университет, основанный в середине IX столетия. Однако историки обычно не называют его первым европейским вузом. Он напоминал скорее римский атеней и философские школы глубокой древности, чем современный университет и, кроме того, достаточно быстро стал церковным учреждением.

Словом, это был «мостик» между античным образованием, мало похожим на наше, и светским средневековым — предтечей современного.

Католический мир в это время довольствовался более-менее организованным церковным обучением и, например, школами права, которые уже выдавали дипломы от собственного имени (у мусульман подобное не практиковалось). Но пока это трудно было назвать «университетом» — скорее, такие заведения напоминали современные бизнес-школы, куда приходят за дополнительной квалификацией в зрелом возрасте, уже имея образование.

Первый же настоящий университет Европы открыл свои двери в 1088 году в итальянской Болонье. Его студентом позже станет, например, Николай Коперник.

Первые университеты Европы

Болонский университет также вырос из школы права; этому способствовали конфликты между Ватиканом и Священной Римской империей (будущей Германией). Императоры и папы для решения своих споров нуждались в хороших юристах, причем желательно — лояльных, а потому активно поддерживали развитие образования на севере Апеннин.

Почему именно Италия? Ответ очевиден: ближе к развалинам Рима было проще восстановить и систему образования, и все прочие аспекты культуры. Неслучайно эпоха Возрождения начнется именно здесь, хоть и гораздо позже.

К числу первых европейских университетов относится и еще один итальянский, располагавшийся в Модене. Он был основан в 1175 году, но позднее закрылся, как и некоторые другие вузы той эпохи. Большинство же, включая Болонский, работает по сей день.

Италия, однако, была не единственным очагом возникновения высшего образования в Европе. Уже в середине XII века начала свою работу парижская Сорбонна, а когда вскоре оттуда по политическим причинам отчислили всех англичан — открылся и знаменитый Оксфорд.

В XIII веке в Европе насчитывалось уже примерно 15 университетов. Оксфорд получил извечного конкурента в лице Кембриджа, во Франции подхватили тренд Тулуза и Монпелье, целых три университета появилось на раздробленном пока Пиренейском полуострове (Лиссабон, Саламанка, Мадрид).

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

А далее процесс стал лавинообразным: в XIV веке откроется порядка 25 университетов, в следующем столетии — и того больше.

Лидерство на протяжении всего Средневековья будет удерживать Италия, однако немало вузов появится во Франции, Германии, Испании.

Такую роскошь, как собственные высшие учебные заведения, теперь могут позволить себе и поляки, и чехи, и скандинавы, и даже шотландцы — казалось бы, сравнительно отсталая страна.

Новые университеты часто возникали даже не потому, что такая необходимость назрела в конкретном городе, а из-за конфликтов преподавателей с коллегами или властями: когда профессорам что-то не нравилось, они нередко просто собирали вещи и уезжали в другое место — их услуги востребованы везде! Правители соседнего города могли оказаться куда сговорчивее.

Почему приведенные цифры немного условны и делаются оговорки «около», «примерно»? Дело в том, что ни один из упомянутых университетов не возникал на пустом месте — все они вырастали из мелких, разрозненных школ, существовавших в городе ранее.

Процесс слияния этих школ в единую образовательную систему, чей диплом ценился максимально высоко, разумеется, был длительным. Порой нельзя точно сказать, когда именно тот или иной университет стал настоящим высшим учебным заведением, выпускник которого получал значительные привилегии — например, мог официально преподавать науки в любом уголке Европы.

К эпохе классического Средневековья число университетов значительно выросло. Все они были светскими заведениями и не имели прямого отношения к церкви. Выдавались дипломы, существовала система кафедр и знакомых всем нам научных степеней, учебный год делился на семестры. Словом, все это уже похоже на современный университет — но только на первый взгляд.

Как был устроен средневековый университет

Само по себе понятие «университет» не связано именно с образованием: из Рима наследовали традицию говорить так о любой корпорации, организованном союзе каких-либо деятельных людей.

Высшие учебные заведения средневековой Европы поначалу именовались «генеральными школами».

Любопытно, что если для нас «школяр» — это студент, то в английском языке аналогичное слово теперь обозначает ученого.

Но мы не станем усложнять: ниже будем называть вузы «университетами», а их студентов — «школярами».

Если говорить именно об учебе, то чаще всего университет был устроен по принципу, который впервые ввели в Сорбонне. Обучение делилось на две ступени. Изначально все школяры поступали на факультет так называемых семи свободных искусств, которые «искусствами» в нашем понимании не были: в список входили базовые науки.

Студенты изучали грамматику, логику и риторику, а затем переходили к алгебре, геометрии, музыке и, что особенно интересно, астрономии — вопреки распространенному убеждению, что ее в Европе не было чуть ли не до Коперника.

Опционально в программу могли включаться и другие дисциплины — тут мало что изменилось со времен Античности.

Большинство студентов останавливалось на получаемой по окончании этого факультета степени бакалавра или магистра искусств (во многих западных странах последняя присуждается до сих пор). Меньшинство же шло дальше, поступая на один из трех старших факультетов.

Ими были юриспруденция, богословие (теология) и медицина.

Что касается последней, то здесь следует разрушить еще один стереотип: принято считать, что в Средние века систематизированный научный подход во врачебном ремесле отсутствовал, — на деле же, как видим, таких специалистов выпускал каждый университет.

Не меньшее удивление у многих может вызвать и наличие в списке предметов богословия: что бы ни говорили об отношении средневековой церкви к науке, любой дипломированный теолог по умолчанию уже был знаком с базовыми науками, включая пресловутую астрономию. И тратил на них несколько лет, между прочим.

Самым престижным обычно был юридический факультет: даже многие деятели церкви оканчивали именно его, а вовсе не теологический.

Но при этом де-факто наиболее влиятельным внутри университета часто оставался факультет искусств: на нем обучалось больше всего студентов, а еще здесь был самый многочисленный преподавательский состав. Ректоры обыкновенно выходили именно оттуда.

Структурно же университеты представляли собой корпорацию, не зависящую напрямую от местных властей или церкви, а ведущую с ними диалог.

Устроено все могло быть по-разному. Где-то (например, в Париже) высшими образовательными учреждениями управляли их магистры, где-то школяры сами нанимали преподавателей, фактически будучи хозяевами своей альма матер.

Городские власти обычно очень деятельно поддерживали университеты: ведь вузов пока было мало, а вот желающих получать образование в средневековой Европе хватало — это сулило хорошие жизненные перспективы.

Так что город, в котором имелось престижное учебное заведение, начинал быстро расти — польза очевидна!

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Вузы даже получали особые привилегии.

К примеру, во многих городах студенты и преподаватели не подлежали обычному суду, а сами выбирали, кто и как должен рассматривать их дела.

В итоге некоторые конфликты разбирал и выносил по ним решения лично папа римский.

Входящие в университетскую корпорацию студенты, магистры и профессора крепко держались друг за друга, яростно отстаивая свои права и интересы.

В этом деле у них, как уже отмечалось выше, имелся прекрасный козырь: никто не хотел, чтобы школяры и преподаватели покинули город. Ведь они играли важную роль в экономике.

Поговорим теперь о самих студентах.

Кто учился в средневековых вузах

В наше время ступени образования довольно жестко привязаны к возрасту, так что слишком юных или седовласых студентов можно встретить нечасто. В Средневековье же все было иначе.

Первые экзамены по семи свободным искусствам обычно разрешалось сдавать уже с 14 лет, так что в университет нередко отправляли детей, как сказали бы мы сейчас, младшего школьного возраста. Например, будущий отец международного права Гуго Гроций стал студентом Лейдена в 11 лет, а один из родственников герцога Мантуи учился в Болонье с 10 (это, пожалуй, предел).

С другой стороны, совершенно нормальным считалось и начать образование в зрелом возрасте. Игнасио Лойола, будущий основатель ордена иезуитов, стал студентом в 35 лет. А великий философ Эразм Роттердамский получил диплом и вовсе после 40 (впрочем, у него уже было великолепное монастырское образование).

Словом, в Средние века вы могли бы спокойно поступить почти в любом возрасте, избежав косых взглядов. В одной аудитории сидят подростки и седеющие мужи? Это норма.

Вопреки сложившемуся стереотипу, женщины в Средневековье вполне могли получить высшее образование — хотя рады им были и не в каждом университете. Но например, в той же Болонье первые студентки появились уже в XII веке.

Более того, Дота д’Аккорсо и Доротея Букка в этом учебном заведении даже преподавали. Последняя около 40 лет руководила медицинским факультетом.

Тем не менее абсолютное большинство школяров, конечно, были мужчинами — эпоха эмансипации еще не наступила.

Имело ли значение происхождение? Может быть, только избранные обладали правом получать высшее образование? Никак нет.

Единственным цензом был финансовый: обучение и проживание требовало расходов, и не каждый мог себе позволить такую роскошь. Как зачастую бывает и сегодня.

Не нужно думать, впрочем, будто стоило это уж очень дорого: во многих университетах половина студентов происходила из простонародья (семей зажиточных крестьян и ремесленников, желавших своим детям доли получше).

А вот аристократы не стремились в университеты, предпочитая домашнее образование, — их доля всегда оставалась небольшой.

Никаких сословных ограничений не было вовсе, так что университет превращался в социальный лифт — разве что двери высших школ иногда оказывались закрыты для евреев. В остальном же поступить мог практически любой.

И тут мы переходим к самому интересному.

Радости студенческой жизни: пьянки, драки и «дурные женщины»

Итак, университет объединяет сотни и тысячи школяров. В основном это молодые парни, вдали от отчего дома, при каких-никаких деньгах — не на последние ведь их отправили учиться, скорее всего. Притом у школяров, можно сказать, особое правовое положение в городе: случись что — разбираться будет магистрат, а не суровые власти.

Как вы думаете, к чему это может привести? Совершенно верно: жили студенты Средневековья едва ли не веселее, чем современные.

Масштабы студенческого пьянства поражают воображение: в любом городе с университетом школяры неизменно делали львиную долю выручки местным трактирам. Пили зачастую прямо на занятиях — особенно в тех университетах, что управлялись самими учащимися.

Диспут с преподавателем (обязательная часть экзамена) мог закончиться дракой — так сказать, «защита диплома» в прямом смысле слова.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Чрезвычайно ценной клиентурой были студенты и для проституток всех мастей — жриц любви, промышлявших в средневековых городах на легальном положении, не упускавших возможности подработать актрис бродячих театров и сотрудниц все тех же трактиров. В письмах родителей болонских школяров (а их до нас дошло немало) постоянно всплывает тема «дурных женщин», увлечение которыми мешает учебе.

В немецком труде «Предписания и наставления школярам» содержится рекомендация студентам ходить в баню лишь два раза в год с разрешения преподавателя.

Неподготовленный читатель может вспомнить в связи с этим максиму о «немытой Европе», но здесь имеется в виду другое — посещение дам легкого поведения, многие из которых трудились как раз в таких общественных заведениях, — и опять же прослеживается явная параллель с современностью.

Причины этого порока, кстати, вполне естественные. Несмотря на то, что университеты были светскими учреждениями, в Средние века получение научных знаний воспринималось как некий сакральный процесс, и в какой-то степени школяры приравнивались к клирикам.

По этой причине им, как правило, строго запрещалось жениться. Оставалось удовлетворять известные потребности иным способом.

Услуги такого рода студентам были доступны. К примеру, при разборе дела о поножовщине между учащимися Болонского университета и местными гражданами в начале XIV века школяр уличил оппонентов в том, что

«они держат в своем доме дурных женщин, которые отдаются всем, кто пожелает, за деньги, а именно за один болонский гросс».

А примерно в то же время украденный проституткой у другого школяра плащ оценили в целых 240 гроссов.

Знаменитые эпизоды массовых беспорядков с участием студентов есть в хрониках почти каждого университетского города Европы. Молодежь была горячей и чувствовала безнаказанность.

Например, в Париже в 1200 году произошла неприятная история: немецкие студенты устроили дебош в трактире, на место прибыли стражи порядка, и в ходе настоящего уличного боя несколько школяров погибло. Дело дошло до самого короля Франции, который именно тогда вынужден был предоставить студентам особый правовой статус — иначе они бы просто покинули Сорбонну.

Подливали масла в огонь и студенческие землячества: съезжаясь в крупные университеты со всей Европы, школяры стремились держаться поближе к своим. Эти сообщества, формировавшиеся по географическому признаку, далеко не всегда находились в приятельских отношениях друг с другом — хотя против внешнего врага неизменно выступали единым фронтом.

Горожанам выходки студентов тоже порой надоедали — и они давали отпор: в Кембридже однажды устроили настоящий погром «кампуса» с многочисленными жертвами, а в Кельне имел место кровавый конфликт между ремесленным цехом бондарей и школярами местного знаменитого университета (в котором, кстати, был деканом один из авторов «Молота ведьм»). Иногда студенты формировали настоящие банды, терроризировавшие местное население, что приводило к созданию отрядов самообороны, как это случилось, например, в Вене (университет здесь появился в 1365 году).

Читайте также:  10 способов помочь подростку справиться со стрессом - студенческий портал

Высшие учебные заведения постоянно пытались вводить правила, ограничивающие разгульный образ жизни школяров, но подобные меры редко помогали. Впрочем, отдых отдыхом, но прежде всего школяры все-таки учились: именно выпускники средневековых университетов заложили основы Возрождения и Реформации католической церкви. Пусть в процессе получения образования они и были очень далеки от святости.

Лучшим заключением будет цитата из письма болонского студента своему отцу, написанного в XIII веке. Родитель договорился о браке отпрыска со знатной дамой, а потом решил отозвать сына из университета. На что школяр ответил отказом, пояснив его изумительно просто и емко:

«Глупо оставлять университет из-за женщины, ибо жениться можно всегда, а знания, один раз потерянные, не восстанавливаются».

Источник: https://knife.media/medieval-students/

Жизнь средневековых студентов — Статьи

Порки и наказания

Многие студенты начинали учебу в еще совсем нежном возрасте. Например, в Парижском университете на факультете искусств держать экзамены бакалавра разрешалось с 14 лет. Встречались и великовозрастные ревнители наук. Например, Эразм Роттердамский лишь к 30 годам начал систематическую учебу.

Основу образования составляло, конечно, знание латинской грамматики. Эту премудрость будущие студенты должны были постигнуть до университета — в грамматической школе или с частными учителями. Школярам жилось несладко.

Эразм Роттердамский сравнивал школы с застенками: главными инструментами обучения учителя считали розги, треххвостую плетку и линейку. Спокойная жизнь не была обеспечена и индивидуальным ученикам. Наказывали всех, даже принцев (юного Людовика XIII пороли до пятнадцати лет, хотя он тогда уже был королем).

Исключение составляли только наследники английского трона, рядом с которыми всегда были «мальчики для битья».

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал Средневековые студенты на барельефе. (wikipedia.org)

Наказания не прекращались и в университете. Доминиканский монах, философ и педагог Винсент из Бове в трактате о воспитании государей приводит следующий список «орудий принуждения»: окрики, увещевания, розги, хлысты и т. п. В Колежже Монтегю в ходу были пинки, затрещины, таскание за волосы и уши: последний прием якобы способствовал улучшению памяти ученика.

Жили обычные студенты в нищете. За учебу и за право сдать экзамены надо было платить большие деньги. Для того, чтобы получить степень бакалавра, нужно было отучиться четыре года или даже пять лет.

Именно поэтому многие студенты предпочитали учебу в провинции, где срок сокращался до трех лет.

В XVI веке в Париже сдать экзамен на степень магистра искусств стоило примерно 60 ливров, на степень доктора медицины — 880 ливров, доктора богословия — тысячу ливров, неслыханную по тем временам сумму.

Традиция посвящать новичков в студенты появилась еще во времена Средневековья. В руководстве для школяров конца XV века «Manuale Scolarium» описывается, кто неотесанного юнца, больше похожего на животного, нужно было превратить в подобие человеческого существа.

На деле новичка подвергали издевательским процедурам: заставляли полоскать рот жидкостью из отхожего места, били, щипали, стригли тупыми ножницами, обрезали ногти, пихали в рот всякую дрянь и при этом задавали коварные вопросы типа «Сколько блох входит в меру?».

Если юнец отвечал «не знаю», то получал пощечину со словами: «Дурак, они не входят туда, а выпрыгивают оттуда».

Вырвавшись из-под контроля, студенты наслаждались свободной жизнью и часто забывали об учебе.

Чем только не занимались школяры в учебных аудиториях — всем, чем угодно, кроме учения! Однажды во время учебы будущего поэта Ричарда Корбета в начале XVII века в Оксфорде в классе выпивали.

Один из студентов заснул, и Корбет — между прочим, он тогда уже был магистром искусств, а то и бакалавром — изрезал ножницами его превосходные шелковые чулки.

Воровство трупов

Но временами стремление к учебе было даже чрезмерным, настолько, что правительству приходилось вводить определенные запреты. Например, студенты часто не удовлетворялись практическими занятиями по изучению анатомии, и по ночам тайком воровали трупы на кладбищах для самостоятельного изучения.

По легенде, Везалий, будучи в Париже, каждую ночь ходил воровать трупы на кладбище Невинных и к виселице на Монфоконе. Точно так же поступали во времена Платтера студенты в Монпелье. У них повсюду, вплоть до монастырей, были свои люди, предупреждавшие о похоронах.

Кутежи и веселье

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал Студенческая пирушка, иллюстрация к «Фаусту». (wikipedia.org)

Непросто было обуздать и стремление студентов к веселью. В «Справочнике превосходного студента» 1495 года перечисляется всё, что было запрещено учащимся: проводить ночь (которая начинается в восемь-девять часов вечера зимой и в девять-десять часов летом) вне дома, забавляться по воскресеньям с мирянами (студенты считались клириками), купаться по понедельникам, слоняться по рынку по средам, отсутствовать на заутрене, дремать на мессе, пропускать вечерню, драться с малышней, марать книги во время службы, производить беспорядки, говорить глупости, рубить деревья, мешать палачу, когда он исполняет свои обязанности, декламировать комедии в церкви и на кладбище. А уж с пристрастием юношей к алкоголю и вовсе сладу не было! Очевидно, список составили на основе практических наблюдений.

Источник: https://diletant.media/articles/32180492/

Свобода и любопытство: что было позволено и что запрещалось средневековым студентам и преподавателям

Представление об академической свободе едва ли можно проследить дальше немецких университетов XIX века, где под влиянием более ранних идей эпохи Просвещения появляется представление о том, что преподаватель обладает особыми свободами, в том числе свободой ведения дискуссий и постановки вопросов. Однако ни в Российской империи, ни в СССР академических свобод в немецком или французском понимании не было. А в Средние века даже само это слово наполнялось другим содержанием и весь контекст — правовой, моральный, научный — был иным.

Так что можно попытаться отыскать в средневековых университетах зачатки современных идеалов свободной университетской жизни, а в философских, схоластических, богословских и риторических текстах — элементы представлений об интеллектуальной свободе ученого. Но я предлагаю пойти другим путем и попробовать реконструировать средневековое наполнение понятия свободы.

Университет

В эпоху Высокого Средневековья (примерно с XI по XIV век. — Прим. T&P) и до конца XV столетия еще нет четкого определения университета. Сам этот феномен появился на пересечении трех понятий.

Первое — schola — широко использовалось в XI–XII веках и могло применяться как к существующим монастырским, так и к появляющимся светским школам, где изучались право и медицина. Оно также встречается в Библии, в «Деяниях святых апостолов», где говорится о проповеди Павла в некоей школе.

Второе — studium generale. Исследователи часто предлагают рассматривать его как синоним университета. На самом деле в XI–XII веках слово studium означало процесс, учебу. К началу XII столетия у него появляется дополнительное новое значение — совокупность школ одного города.

С распространением этого понятия происходит его осмысление правоведами, и появляется причудливый гибрид studium generale — некая всеобщая школа, учебный центр, имеющий право присвоения степеней, которые будут признаваться за его территорией.

С этим связано латинское понятие liсentia — разрешение на преподавание, подтвержденное высшей властью (обычно епископом), которое требовалось начиная с XII века.

И третье понятие — собственно университет. Слово universitas первоначально обозначало некую общность — например, общность правил в классическом римском праве. Постепенно им стали называть сообщество людей, обладающих некой формой самоорганизации.

Под это определение попадали сообщества школяров, магистров, существовавшие примерно с того же времени, когда началось странствие за знанием. На этом этапе, когда речь идет уже именно о корпорации, одним из распространенных понятий оказывается universitas magistrorum et scholarium.

Позже, в XIII–XIV веках, появляется понятие universitas studii — корпорация университета какого-то города.

Какой университет был первым — вопрос зыбкий. В Болонье считают, что первым был Болонский университет, основанный в 1088 году, хотя дата выбрана очень условно. Не без оснований можно считать, что первым был Парижский университет, хотя Оксфорд тоже возник примерно в то же время, в конце XI — начале XII века.

Эти три первых университета, к которым чуть позже присоединился Монпелье на юге Франции, не были кем-то специально основаны. Они стали образцовыми моделями университета, и все прочие центры, которые назывались университетами, позже основывались по их образу и подобию.

Да и сама идея, что университет может быть «основан», возникла не сразу. В понятии studium заложена мысль о существовании центров, славных своей ученостью, в которые надо ехать, чтобы учиться медицине, праву, богословию, искусству.

В XIII веке все более ясной становится идея, что университет можно основать, перенести привилегии, традиции и формы знания, зародившиеся стихийно, в любое место. Кроме того, в ходе ссоры с горожанами студенты сами могли уйти в другое место и основать там новый университет.

Так, например, появился Кембридж, частично вышедший из Оксфорда.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Факультет

Слово «факультет» обозначало некий раздел знания. Существовала иерархия знаний с высшими факультетами богословия, права и медицины и низшим факультетом искусства.

Факультеты осмыслялись не как социальная структура, а как единая матрица, способная охватить все базовые проблемы общества. Современного вопроса о соотношении теоретических и прикладных дисциплин в университете средневековые люди просто не поняли бы, потому что знания были призваны охватить все, что можно помыслить.

Например, в «Великой хартии привилегий», дарованных Университету Коимбры в Португалии, король утверждает, что он основал университет, потому что жители государства должны богословием спасать души; руководить этими душами должны знатоки экономического права; за справедливостью должны следить знатоки гражданского права, а за телами подданных — медики.

В свою очередь, представители факультета свободных искусств должны следить за подготовкой к высшим факультетам.

Эта система проецирует представление о том, что свобода университета не подразумевает «особого пути», что университет является органичной частью города наравне с Церковью и всеми другими органами государства.

Вольности и привилегии

Одна из двух частей свободы, о которой говорили в Средние века в университетах, — понятие libertas scholastica. Это не интеллектуальная свобода, а вольность, обладание особым правом, которое обеспечено некоей высшей властью.

Но это определение скорее риторическое, чем правовое: можно много говорить о вольности корпорации, этого самого studium или школы, но эти свободы дополняли общее право, в котором ничего касающегося университетов, школ и магистров не было.

Как привилегию можно рассматривать само право преподавания где угодно. Другая распространенная привилегия связана с тем, что большинство студентов и преподавателей были клириками и для нахождения на учебе им требовалось отсутствовать в приходе, к которому они относились.

Одна из первых свобод, которую формулирует император Фридрих I Барбаросса в середине XII века, — это свободный проезд к университету.

Дальше появляются судебный иммунитет и личная защита короля, освобождение от большей части налогов, право подачи прошений в римскую курию (главный административный орган Святого Престола и Ватикана. — Прим.

T&P) и прерогативы для получения бенефициев (пожалований, часто в виде земельного участка либо доходной должности при храме. — Прим. T&P). Привилегированность одной из городских групп не могла не приводить к разнообразным и порой довольно жестоким конфликтам между университетами и горожанами.

Но при всех его вольностях у средневекового университета не было своего пространства, студенты занимались в арендованных зданиях и в церквях. Поэтому во время основания новых университетов или дарования привилегий недавно основанным короли подробно описывали, как свобода корпорации должна реализовываться пространственно.

Например, в грамоте короля Арагона Хайме II, устанавливающей статус Университета Льейды в 1300 году, правитель указывает на то, что в местах проживания докторов, магистров и школяров королевские должностные лица не могли производить розыск преступников, за исключением самых тяжких преступлений, караемых смертной казнью.

А король Диниш I Португальский в грамоте, дарованной им Университету Коимбры (основанному в Лиссабоне, но переехавшему из-за конфликта с горожанами), просит рыцарей, оруженосцев, пажей, танцовщиц, акробатов и актеров даже близко не подходить «к домам школяров или докторов ни ради проживания, ни ради пропитания».

Французские и итальянские правоведы много писали о том, что университетский квартал должен быть освобожден от дурного соседства кожевников и других ремесленников, связанных с шумом и неприятными запахами.

Но все это выполнялось плохо, и школяры селились там, где получалось. У городской корпорации тоже были свои привилегии, которые могли сталкиваться со свободами университетов.

Сообщество

В XIII–XIV веках постепенно появляется идея, что высшей школе все-таки нужна корпорация, некое сообщество. Эта мысль встречается, например, в «Семи Партидах», правовом тексте короля Кастилии и Леона Альфонса X Мудрого.

В одном месте там есть пассаж о том, что ученым людям необходимы братства, «ибо они собираются ради благого дела и являются чужаками из различных мест».

В другом говорится, что у этого сообщества должен быть свой руководитель, ректор, который «должен наказывать и поощрять школяров, чтобы они не сбивались в шайки и не участвовали в стычках… и вели жизнь достойную и добрую».

Университетские сообщества можно разделить на две группы. Первая — это модель школы, где магистры и преподаватели обладают властью над учениками и даже могут их судить (хотя за тяжкие преступления все равно должны передавать их высшим властям). Эта система построена на строгом подчинении авторитету учителя.

Вторая — сообщество равных людей, собравшихся для какой-то цели и решивших помогать друг другу. Руководителем такой корпорации был один из студентов. Доктора и магистры в вопросах организации обучения должны повиноваться студенческому собранию, которое могло запретить читать лекции неугодному или неквалифицированному преподавателю.

Школяры, приезжавшие в город и пытающиеся обладать студенческими привилегиями, должны были подчиняться сообществу и участвовать в общих собраниях.

Университет как сообщество обладал не только свободой и привилегиями, но также честью и славой. Дурная или добрая, она очень важна для корпорации, поэтому сообщество регулировало даже одежду.

Магистры и доктора должны были одеваться «в свое полное облачение», читающие лекции бакалавры — «в достойное платье длиной до пят», а остальные школяры должны были носить одежду «до середины голени».

Также школярам было запрещено держать в доме ловчих животных или общаться с «подозрительными женщинами».

Основой сообществ еще в XI веке, когда они еще не были привилегированными, были клятвы. Обладатели степеней клялись читать лекции, школяры клялись уважать магистра и помогать ему, а также что-то даровать корпорации после своей смерти.

Что думали об учебе представители -страдающего Средневековья ? - Студенческий портал

Любопытство магистров

Другой аспект свободы средневековых университетов — это свобода воли, или, можно сказать, интеллектуальная свобода.

В богословских дискуссиях обсуждались два типа свободы такого рода: libertas libera (свобода делать зло) и libertas liberata (свобода делать добро).

Кроме того, магистр — значит учитель, а, например, в Евангелии от Матфея сказано, что учитель один — Христос. Эти проблемы имели последствия и для университетских корпораций.

Главной опасностью для свободной учености стала идея ложных учителей, а осуждение ложного знания было тесно связано с проблемами свободы и любопытства.

Человек обладает свободой воли, может делать все что угодно и однажды может захотеть узнать что-то такое, что ему знать не обязательно. В средневековой культуре это осуждалось,

считалось, что бесконечное любопытство может завести неизвестно куда. Богослов IV века Пелагий, как и многие его современники, осуждал философские споры и интерес к Аристотелю и Аверроэсу, считая, что гордыня, обман и любопытство приводят к страшным последствиям.

Регулирование излишне опасных мыслей в университетах выражалось в ограничениях, связанных с практикой диспутов. Конечное решение исходило от самой корпорации: так, магистры факультета искусств ограничивали своих коллег в высказываниях по богословским вопросам. Правда, в данном случае мы имеем дело скорее не с проблемой гордыни, а с вопросом профессиональных границ.

С темой свободы и несвободы в университетах также связана проблема преподавания — и здесь тоже можно найти примеры, связанные не с боязнью ереси, а с корпоративными ограничениями. Например, в грамоте середины XIV века Университету Коимбры король запрещает школярам и бакалаврам преподавать вне университета что-либо, кроме азов латинского языка, ради сохранения его монополии на знание.

Важно, что высших церковных иерархов опасность массовых ересей всегда волновала больше, чем спорные рассуждения отдельных крупных богословов. Ученые считают, что ни для Пьера Абеляра, ни для Иоахима Флорского осуждение их работ никаких суровых последствий не имело.

Самый известный и трагичный случай осуждения университетского деятеля за ересь — сожжение Яна Гуса — был исключением из правил.

По мнению исследователей, столь серьезное ограничение интеллектуальной свободы, приведшее к казни, было скорее следствием самоуверенности самого Гуса.

Таким образом, если сегодня мы видим в свободе преимущественно благо и добродетель, то в Средние века это понятие было более многогранным и менее однозначно положительным даже для самих представителей университетской культуры.

Литература

  • Courtenay W.J. Inquiry and Inquisition: Academic Freedom in Medieval Universities: Church History. 1989.
  • McLaughlin M.M. Intellectual Freedom and Its Limitations in the University of Paris in the Thirteenth and Fourteenth Centuries. New York: Arno, 1977.
  • Peters E. The Matter of Curiosity: Libertas Inquirendi and the Vitium Curiositatis in medieval thought, Travellers, Intellectuals, and the World Beyond Medieval Europe / Ed. J. Muldoon (The Expansion of Latin Europe, 1000–1500). New York: Routledge, 2016.
  • Thijssen J.M.M.H. Censure and Heresy at the University of Paris, 1200–1400. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1998.
  • Аврелий Августин. О свободе воли.
  • Документы по истории университетов Европы XII–XV вв. Воронеж, 1973.
  • Уваров П.Ю. Университет // Словарь средневековой культуры. М., 2007.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17272-svoboda-i-lyubopytstvo-chto-bylo-pozvoleno-i-chto-zapreshchalos-srednevekovym-studentam-i-prepodavatelyam

Ссылка на основную публикацию