10 способов помочь подростку справиться со стрессом — студенческий портал

Наиболее часто повышенная тревожность встречается у подростков в возрасте 13-18 лет. Особенно сильный уровень стресса они испытывают во время учебного года. Показатели в разы превышают взрослые! И большинство из подростков не получают при этом никакого лечения. Что способствует таким высоким показателям подросткового стресса?

  • Школа/Домашнее задание;
  • Родители/Семья;
  • Общественная жизнь/Дружба;
  • Время;
  • Внеклассные мероприятия/Спорт.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Мы живем в условиях сумасшедшей гонки за успехом, не удивительно, что современные подростки подвержены стрессу даже больше, чем взрослые. Им приходится сталкиваться с огромным количеством вызовов, а практических навыков, как бороться со стрессом, у многих из них нет.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Молодежь, которая не знает здоровых методов преодоления трудностей, может прибегать к деструктивным методам, таким как употребление наркотиков, самотравмирование, распущенность и другим импульсивным и рискованным способам поведения.

Как мы можем помочь подросткам снизить стресс? Ответ на этот вопрос исходит не от какого-либо академика или научного источника. Ответ кроется в абсолютно простых истинах.

Три основных способа борьбы со стрессом и тревожностью

Питание

Тело нуждается в топливе, чтобы выжить, и плохое топливо приводит к снижению производительности. Исследования показывают, что когда подростки испытывают стресс, они часто выбирают для простоты и удобства нездоровую пищу.

Глядя на статистику ожирения, наши подростки более нездоровы сегодня, чем когда-либо прежде. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, число детей с ожирением в Соединенных Штатах выросло более чем в три раза с 1970-х годов.

В настоящее время один из пяти детей школьного возраста (в возрасте 6-9 лет) имеет ожирение.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

С другой стороны, лучше хоть какое-то топливо, чем никакого. Некоторые подростки не едят вообще во время стресса. По данным Американской психологической ассоциации почти 23 процента подростков пропускали прием пищи в прошлом месяце из-за стресса, а 39 процентов из них делают это регулярно как минимум раз в неделю.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Колонка родителей: деньги на ветер - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Сон

Сон является еще одним отличным способом нейтрализовать тревогу и стресс. К сожалению, подростки спят меньше, чем 8-10 часов в сутки, как рекомендовано специалистами. 

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Итак, чтобы отдохнуть и расслабиться, очень важно высыпаться!

Физические упражнения

Физические упражнения дают множество бонусов, таких как улучшение настроения, повышение энергии и уменьшение стресса. Учитывая это, остается загадкой, почему так много людей не занимаются спортом регулярно.

На самом деле, исследование показало, что только 20 процентов молодежи делают зарядку или занимаются спортом один раз в неделю, остальные не делают этого вообще.

Что же делают подростки, чтобы уменьшить стресс? По данным исследования, точно не физические упражнения.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Выяснилось, что чем выше уровень стресса подростка, тем больше времени он проводит онлайн. В среднем 3,2 часа каждый день. Для сравнения – тинейджеры, которые не подвержены или имеют низкий уровень стресса, сидят в сети около 2 часов ежедневно. По данным Американской психологической ассоциации сидячий образ жизни усугубляет ситуацию и может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Для того, чтобы помочь им, мы должны вернуться к истокам, обеспечив здоровое питание, сон и физические упражнения. Без удовлетворения этих базовых потребностей трудно противодействовать стрессу и беспокойству. Ключ к здоровому образу жизни – это возврат к основам самосохранения.

  • Источник
  • Похожие посты
  • Оставить комментарий

Источник: https://mamsy.ru/blog/kak-pomoch-podrostku-spravitsya-so-stressom/

Как помочь подростку справиться со стрессом

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Галина Дятлова.

1. Что такое стресс

Прежде, чем я расскажу вам, какую помощь подросткам и детям мы можем оказать в преодолении стресса, мы обсудим, что же такое стресс. В быту мы часто называем так ситуации, когда нервничаем.

Но научное понятие стресса шире.

Стресс – это неспецифическая реакция организма на новые обстоятельства, к которым организм еще не успел приспособиться и выработать подходящую программу реагирования.

Эти новые обстоятельства могут быть двух типов: Физические: голод, жажда, холод, жара, воздействие вредных веществ, шум и т.п. Психологические: угроза, скандал, неожиданное событие (необязательно плохое, крупный выигрыш в лотерею — тоже стресс).

Характерно для стресса то, что независимо от обстоятельств – жара это или страх – организм будет реагировать одинаково — выбросом гормонов стресса.

Если вы никогда не сдавали экзамены, то будете сильно волноваться перед первым экзаменом. Это может быть столь сильное волнение, что трудно думать, трудно сосредоточиться. В ушах звон, в голове пустота, сердце стучит… Но к десятому экзамену, скорее всего, вы приспособитесь. И хотя некоторое волнение будет, но уже совсем не такой силы.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Когда однотипная ситуация повторяется несколько раз, организм уже знает, как на нее реагировать.

В случае жары – вы начнете больше потеть, чтобы отдать лишнее тепло, начнете искать воду и более прохладное место. В случае голода вы начнете искать пищу. В случае скандала будете думать, как из него выйти с наименьшими потерями.

  • В случае экзамена вы сможете быстро сосредоточиться и включить мозги, вместо того, чтобы волноваться.
  • Ромео и Джульетта уже будут знать, что их утешит в горе, пойдут плакать к друзьям и подругам, займутся чем-то, чтобы отвлечься, а через некоторое время начнут искать новую любовь.

Т.е. вырабатывается специфическая программа реагирования на ситуацию определенного типа.

Кстати, вы, наверное, теперь не удивитесь, что у подростков так часто бывают стрессы. Ведь они выходят во взрослую жизнь и практически каждый день сталкиваются с новыми ситуациями. Впервые едут куда-то без взрослых, впервые влюбляются, выбирают профессию… Все впервые. Как же тут обойтись без стресса!

Хронический стресс приводит к депрессии, снижению иммунитета и другим заболеваниям.

Вы можете удивиться: если утверждается, что стресс – это реакция на новые обстоятельства, то откуда же берется хронический стресс? Да и пример с той же жарой странный, все и так потеют и ищут прохладное место. Но ответ есть.

Хронический (неконтролируемый) стресс возникает если: 1. Мы не можем приспособиться к новым обстоятельствам (например, не удается достаточно снизить температуру тела потоотделением); 2. Не можем их избежать (найти прохладное место);

3. Не можем их предсказать (чтобы подготовиться и запастись водой, например).

2. Как мы реагируем на стресс

Смещенная активность.

В состоянии стресса все мы начинаем вести себя не вполне адекватно. Биологи называют это «смещенной активностью». Что-то случилось, нужно что-то делать, но я не знаю, что именно поможет в этой новой ситуации.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Зная это, мы можем более снисходительно отнестись к поведению детей и подростков в стрессе. Они пытаются помочь себе как умеют.

  1. Кроме того, надо учитывать, что у подростков них еще не полностью сформированы участки мозга, отвечающие за самоконтроль и логическое мышление (они окончательно созреют только к 19 – 21 году), а при этом новизны и, следовательно, стрессов, в их жизни гораздо больше, чем у взрослых.
  2. Тип реагирования на стресс
  3. Существует два типа поведения в стрессе: Тип А: дерись или убегай; Тип Б: затаись, замри.

Каждый человек склоняется к одному из этих двух типов реагирования. У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки в определенных ситуациях.

Поведение типа А свойственно лидерам, они стараются взять ситуацию в свои руки и решить все по-своему. Это очень помогает в ситуациях достаточно предсказуемых, когда человек может повлиять на ситуацию. Но в неконтролируемых ситуациях у людей с типом А стресс усиливается, они справляются с ним хуже, чем люди с типом Б.

Люди с поведением типа Б, наоборот, лучше приспосабливаются к неконтролируемым ситуациям. Они стараются переждать неприятности, избегают принятия решений, следуют за лидером.

Они могут более гибко приспосабливаться к ситуации, когда от них мало что зависит, меньше разрушаются от этого.

А вот в ситуации, когда необходимо принять решение, людям с типом Б будет значительно труднее, их стресс будет усиливаться.

Важно понимать свой тип реагирования на стресс. Его невозможно изменить, он заложен генетически. Поэтому важно правильно выбрать область деятельности, чтобы не слишком разрушаться от неподходящей ситуации.

Например, если человеку присущ тип Б, если он не лидер от природы, то он может взять на себя роль лидера, если жизнь его заставит. И даже будет с ней какое-то время успешно справляться, но уставать будет гораздо сильнее.

И наоборот, человек с лидерскими качествами (тип А) будет хуже переносить ситуации, которые он не в силах контролировать. Например, если окажется в жестком подчинении и будет вынужден играть по непонятным ему правилам.

  • Разумеется, ярко выраженные типы А и Б встречаются редко, но все мы имеем большую склонность к тому или иному типу поведения.
  • Конечно, это важно учитывать при профориентации.
  • И разумеется, необходимо развивать в себе гибкость реагирования на разные ситуации.

Недаром в молитве немецкого богослова Карла Фридриха Этингера говорится: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».

Также важно понимать и то, как быстро вы сможете справиться со стрессом. Ведь у кого-то реакция бурная, но короткая. Уже через несколько часов человек приходит в себя и может адекватно реагировать на ситуацию. А другой реагирует не столь выражено, но гораздо дольше приходит в норму.

В качестве примера вспомните, как разные дети реагируют на новую среду, например, начинают ходить в детский сад. Один малыш громко рыдает, льет слезы, топает ногами и не дает маме уйти, но уже через полчаса весело играет с другими детьми. А другой тихо идет в группу, но не ест, не играет, плохо спит, может даже начать писаться.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Ваша работоспособность будет снижена, вы еще в стрессе.

3. Как уменьшить стресс?

Все советы по преодолению стресса исходят из того, что стресс – реакция на новизну. Чем богаче и разнообразнее у человека жизненный опыт, тем реже он сталкивается с новизной, у него много готовых программ реагирования на разные ситуации.

Чтобы снизить стресс от предстоящей ситуации, нужно уменьшить новизну и неопределенность. Давайте рассмотрим это на примере предстоящего экзамена.

1. Узнать все, что возможно. Узнайте, в каком помещении он проходит, кто его будет принимать и т.п. Если это в незнакомом месте – стоит съездить туда заранее, посмотреть.

Узнать, в какое время будет проходить экзамен, какова его процедура, что можно, и что нельзя брать с собой. Какие возможности воспользоваться шпаргалкой, телефоном и т.п. Поговорить с теми, кто сдавал этот экзамен раньше.

Чем меньше неопределенность, тем спокойнее, тем меньше стресс.

2. Подготовить себя и к успеху, и к неудаче. Я уже говорила, что стресс от позитивного события может быть не меньше, чем от негативного. Важно, как сильно изменится наша жизнь. Вы знаете, что свадьба, например, по уровню стресса стоит рядом с разводом?

Иметь запасной план – прекрасный способ уменьшить стресс. Если меня постигнет неудача, что я буду делать дальше? Ведь жизнь на этом не заканчивается. Например, если я не наберу на экзамене достаточно баллов, что буду делать? Куда пойду работать или учиться? Какую пользу смогу извлечь из такого исхода? А если поступлю, то как изменится моя жизнь? Что я буду делать в этом случае? Ведь моя жизнь тоже изменится.

Читайте также:  Минобрнауки рф отчиталось о статусе приоритетных проектов - студенческий портал

Говорят, если у тебя есть много разных желанных целей, то множество ветров будут тебе попутными.

3. Снизить важность события. Если вы оцениваете событие как чрезвычайно важное, от которого зависит вся ваша дальнейшая жизнь, то волноваться будете гораздо больше, стресс будет сильнее.

Это можно сравнить с тем, как человек идет по доске, лежащей на полу, и как – по доске над пропастью. Если человеку кажется, что плохой результат экзамена – это крушение всех его жизненных планов и надежд, стресс будет гораздо сильнее. Именно поэтому так важно иметь запасной план.

  1. На наших тренингах для подростков по преодолению стресса мы учим ребят множеству способов снизить стресс, в том числе с помощью уменьшения важности события.
  2. Один из таких методов называется «Определение масштаба события» Этот метод помогает отличить неприятность от настоящей катастрофы, неудачу от разрушения всей жизни.
  3. Начертите таблицу из трех колонок.
  1. В левую колонку запишите негативные события, которые могут произойти в человеческой жизни в порядке уменьшения значимости: собственная смерть, смерть близкого человека, увечье, тюремное заключение и т.п.
  2. В правую колонку напишите конкретную неприятность, которая вас сейчас беспокоит.
  3. В среднюю колонку напишите, чему можно научиться, встретившись с этой неприятностью.
  4. Сравните эти три колонки.

После того, как все колонки заполнены, вы сможете понять реальную значимость события, о котором переживаете, оценить его масштаб в жизненной перспективе. Как правило, этот метод позволяет отнестись к событию спокойнее.

  • Желаю вам меньше стрессов и только от позитивных событий!
  • Поделитесь, как справляетесь со стрессом вы?

Источник: https://pkh.ru/books/preodolenie-stressa-pomoshch-podrostkam.html

Как помочь подростку справиться со стрессом

Современные подростки находятся в постоянном стрессе. Взросление, отношения со сверстниками, учеба, неопределенность будущего, меняющееся тело, отношения в семье, ситуация в мире — проблемы реальной жизни внезапно обрушиваются на плечи вчерашних детей, и у них не всегда есть силы и средства, чтобы разобраться во всем самостоятельно.

Задача родителей — поддержать своих колючих, но растерянных подростков и научить их использовать здоровые механизмы борьбы со стрессом и решения проблем, которые они смогут применять и в будущем. Итак, как родители могут помочь своим подросткам справляться с напряжением взрослой жизни?

Вы же уже поняли, что бессмысленно учить детей чему-то, чего вы сами не делаете? Здесь этот принцип тоже работает: самый эффективный способ научить детей бороться со стрессом — показать правильный личный пример.

Конечно, никто не идеален, и нет ничего смертельного в том, что вы иногда позволяете себе наотмашь хлопнуть дверью, наорать на неработающий кран или засесть за сериалом в компании бутылки вина и пачки чипсов.

Однако важно, чтобы ваши подростки видели и другое поведение. Например, когда вы оптимистично подходите к решению проблем и стараетесь находить выход даже из тех ситуаций, которые на первый взгляд кажутся безнадежными. Да, вы можете выкрикнуть пару ругательств в процессе, но будьте настойчивыми и уверенными в себе — дети должны видеть, как вы способны разбираться со сложностями.

Важно заботиться о себе — причем не только для вас, но и для ваших детей. Покажите, что вы берете время «для себя», когда устали или перенервничали, покажите, как вы заботитесь о себе и даете себе отдохнуть. На примере вашей семьи продемонстрируйте, что уставать и расстраиваться — это нормально, потому что у каждого есть возможность взять паузу и восстановиться.

Не всегда решение конкретной проблемы можно найти интуитивно — это навык, которому тоже нужно учиться.

В случае с подростками это нередко заключается в предоставлении им возможности разобраться в своих вопросах самостоятельно, но иногда этого бывает недостаточно.

Например, если перед вашим ребенком стоит большая и сложная проблема, вы можете помочь ему препарировать ее на несколько маленьких задач и решать их по порядку.

Не нужно стремиться решить все проблемы за своих подростков — это им не поможет. Однако держать руку на пульсе и включиться, чтобы предложить свою посильную помощь — обязательно.

Помогите подростку разбить на этапы подготовку сложного доклада или обсудите с ним возможные способы решения конфликтной ситуации с начальством.

Будьте рядом и рекомендуйте конструктивные методы, которые используете сами, и постепенно ваши дети научатся решать свои проблемы более осмысленно и структурированно.

Иногда лучшим способом решить проблему является отказ от ее решения.

Конечно, такой метод следует применять в редких случаях, но здесь ваша задача — научить ребенка замечать, когда проблема забирает у него слишком много времени, сил и внимания, и не стоит того, чтобы продолжать ей заниматься.

Некоторые проблемы просто невозможно решить (или невозможно решить в данный момент), а потому их надо отложить в сторону (на время или навсегда) и заняться чем-то более реалистичным.

Некоторый стресс может быть даже полезен — находясь в состоянии пикового напряжения мы способны совершать революционные прорывы и достигать невиданных высот. Однако постоянный стресс не идет на пользу никому и может приводить к целому букету психологических и физиологческих проблем.

Поэтому родителям важно показать своим подросткам, как экологично и эффективно справляться со стрессом, и как заботиться о себе в тяжелые периоды (а лучше, конечно, всегда). Здоровое питание, режим сна, физические упражнения и прогулки на свежем воздухе — это просто, но уже значительно помогает снизить уровень повседневного стресса.

Научите детей выражать свои эмоции и давать им выход. Подросток может эмоционально разрядиться при помощи компьютерных игр, активных занятий спортом, общения с друзьями или творчества. Помогите своим детям найти способы сбросить стресс и отвлечься, даже (особенно!) если через неделю их ждет важный экзамен.

Совмещение перечисленных способов поможет подросткам легче справляться со стрессом и отточить эти навыки к тому моменту, когда они станут самостоятельными взрослыми.

10 способов помочь подростку справиться со стрессом - Студенческий портал

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/kak-pomoc-podrostku-spravit-sa-so-stressom

10 способов помочь подростку справиться со стрессом

10 способов как помочь подростку справиться со стрессом

Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы ваш ребенок мог справляться со стрессом, ему необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

Тревожность

Обратите внимание вашего ребенка на такой момент. Если его внимание постоянно занимает мысль, например «Я беспокоюсь о…, меня беспокоит…»; если он постоянно делает непроизвольные движения такие, как покручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу, это признаки нервозности. Ребенок должен научиться следить за собой, распознавать их.

Обращение за помощью

Ребенок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам, о том как у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Планирование

Научите ребенка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть

Научите вашего ребенка находить время на отдых. Помогите ему сделать список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.

Анализ поражений

Если ваш ребенок потерпел в чем-то неудачу, научите его извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя «Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать и ничего у меня не получается.» он должен реально смотреть на вещи «Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил». Это поможет ему в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.

  • Полноценный сон и хорошее питание
  • Ваш ребенок должен знать, сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться
  • Избавление от негативных эмоций

Как помочь ребенку избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя. Можно посоветовать ему завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

  1. Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного
  2. Научите вашего ребенка ставить реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.
  3. Приоритеты

Когда день вашего ребенка представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научите его из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить назавтра то, что можно сделать сегодня.

Физические упражнения

Спорт укрепляет организм ребенка, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить вашего ребенка к активным видам деятельности неважно будет ли это бег плавание или просто ходьба. Пусть он выберет сам на свое усмотрение.

Источник: https://multiurok.ru/files/10-sposobov-pomoch-podrostku-spravit-sia-so-stries.html

Занятие для подростков по профилактике стресса "В ладу с собой"

Занятие с элементами тренинга «В ладу с собой»

Романцова И.И., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

  • Цель: профилактика стрессовых состояний в подростковой среде.
  • Задачи:
  • 1. Познакомить учащихся с понятием “стресс” и его проявлением;
  • 2. Изучить воздействие стресса на организм человека;
  • 3. Повысить уровень информированности детей о факторах, влияющих на протекание стрессовой реакции;
  • 4. помочь осознать собственное состояние в стрессовых ситуациях;
  • 5. сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

6. Изменить отношение детей к сложным ситуациям жизни.

  1. Категория участников: от 13 до 15 лет.
  2. Количество участников: 10-20 человек.
  3. Время проведения: 40-60 мин.
  4. Ход занятия
  5. Здравствуйте, ребята.
  6. Сегодня у нас с вами будет тренинг «В ладу с собой», на котором мы обсудим, что такое стресс, какие стадии проходит стресс в своем развитии, какие существуют способы преодоления стресса.
  7. А для начала давайте с вами познакомимся.
  8. Упражнение «Поход»
  9. Цель: знакомство ведущего с участниками.

Инструкция: Каждый участник, по-очереди, должен называть свое имя и то, что Он возьмет с собой в поход. Ведущий говорит, идет этот участник в поход или нет. Участники, которые поняли логику, не должны говорить об этом до конца мероприятия. Смысл в том, чтобы предмет начинался на ту же букву, что и имя участника.

Теоретический блок

Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособление к изменениям среды.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия (можно попросить участников привести примеры из своего опыта). Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.

  • Далее участники обсуждают, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния: злость; страх; грусть; апатия.
  • Примерные варианты выводов:
  • – злость — мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
  • – страх — сигнализирует об опасности;
  • – грусть — побуждает нас задуматься;
  • – апатия — дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Конечно, все мы реагируем на стрессы по-разному: кто-то справляется с ними легко, а кому-то это достаточно сложно. Но если рассмотреть общий принцип адаптационной реакции организма, то окажется, что на любой стресс протекает по одной и той же схеме.

В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение.

Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги.

  На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации.

Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации.

 Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам.

Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь.

В крайних случаях может наступить смерть.

Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности.

Это так называемый «эустресс». Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение.

Это «дистресс».

Упражнение «Стаканчик»

Цель: моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации, выявление типичных реакций на стрессовые ситуации.

Инструкция: Ведущий ставит на ладонь бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее “Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза).

В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите”.

На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.

Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Ваше состояние сейчас какое?” Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Возможно проведение параллели переживания “здесь и сейчас” на ситуации общения:

  • Когда возникают такие же чувства?
  • Кто ими управляет?
  • Куда деваются потом?
  1. Заключительная фраза ведущего этого упражнения: “То, что вы сейчас пережили — это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми”.
  2. – Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
  3. Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного. 

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) 

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.) 

Физиологическая сторона тревожности. 

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом.

Читайте также:  Рособрнадзор презентовал модель устной части гиа-9 по русскому языку - студенческий портал

Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы.

Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 

Мозговой штурм «Списки»

Цель: выявление значимых для группы стрессов

Инструкция: ведущий просит учащихся составить списки тех ситуаций и переживаний, которые можно оценить как стрессовые. Далее составляется рейтинговый список для группы.

Какими способами люди преодолевают стресс?

Люди обычно пытаются преодолеть стресс тремя способами:

  • изменение своего восприятия проблемы;
  • изменение ситуации, вызвавшей проблему;
  • пытаясь справиться со стресс-реакцией, порожденной проблемой.

Мозговой штурм «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др.).

  • (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…) 
  • – Итак, у нас получилось 2 колонки. 
  • – Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? 
  • – Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? 
  • Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами). 

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? 

Вывод: Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье.

Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему.

(Учитель также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри).

Упражнение «Пересадка сердца»

Цель: — развитие толерантности при ответственном выборе; — развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.

Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.

Священник, 27 лет.

Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.

Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.

Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.

Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.

  1. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  2. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  3. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
  4. По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

Ведущий: «При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку.

А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям».

Теоретический блок

Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.

Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.

Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.

  • Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга:
  • Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”.
  • Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.
  • Для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила.
  • “Беспроигрышный метод решения споров”

1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Упражнение «Мусорное ведро«

Цель: повышение эмоционального фона группы, профилактика депрессивных состояний.

Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

После чего, по желанию, участники могут рассказать, что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем, посередине круга, ставится мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

Рефлексия

Источник: https://infourok.ru/zanyatie-dlya-podrostkov-po-profilaktike-stressa-v-ladu-s-soboy-1296872.html

Дети тоже могут накапливать стресс. И мы знаем 10 способов помочь им справиться с переживаниями

  • 10 комиксов о том, как выглядят отношения с котом в первые дни совместной жизни и через год
  • 74-летняя певица случайно запустила мировой челлендж, который уже стал главным трендом 2020 года
  • 16 товаров, которые только японцы могли додуматься засунуть в торговые автоматы
  • 11 российских звезд, которые резко помолодели. Теперь фанаты узнают их с трудом
  • 20+ ляпов на киноафишах, которые привлекли внимание зрителей больше, чем сами фильмы
  • 10 опасных животных, которых мы напрасно считаем милыми и беззащитными
  • 16 раз, когда грозные животные доказали, что тоже умеют быть лапочками
  • Фанат кино выискивает секреты съемок фильмов. Многие режиссеры предпочитают о них молчать
  • 12 секретов, которые производители продуктов питания не расскажут даже своей маме
  • 19 человек, которые рискнули сменить прическу и теперь вне себя от счастья (А кто-то кипит от возмущения)
  • Мамы рассказали, почему не отдали своих детей в общеобразовательные школы. И ни разу об этом не пожалели
  • Если вы бегаете по своей жизни кругами с криками: «Я ничего не успеваю», то прочтите это
  • 14 вещей, на которые не тратятся богатые люди, а бедные ради них готовы влезть в долги
  • 18 неожиданных особенностей турецкого быта, с которыми сталкиваются эмигранты (А туристам о них даже не говорят)
  • 19 крутых хитростей, которые кажутся безумными, но вам захочется их повторить
  • 20+ раз, когда забота о посетителях и клиентах на деле превзошла все ожидания

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-prostyh-sposobov-pomoch-rebenku-spravitsya-so-stressom-v-nachale-uchebnogo-goda-1879315/

10 способов помочь ребенку справиться со стрессом

Дети подвержены стрессовым ситуациям не меньше, чем взрослые. В различное время года меняются физические нагрузки, возникают психологические факторы, которые влияют на самочувствие.

Начало школьного года может послужить причиной изменения поведения. Режим, отличный от привычного, приводит к усталости. Некогда веселый бодрый ребенок становится вялым и апатичным. Родители могут помочь ребенку справиться со стрессом.

Существуют несколько простых, но действенных способов.

Творческий подход и самовыражение

Однообразие и рутина пагубно сказываются на эмоциональном состоянии. Взрослый, придя с работы, хочет расслабиться, отдохнуть, сменить обстановку. Точно так же и дети, отсидев целый день в школе, нуждаются в отдыхе, развлечениях. Недостаточно поставить парту или письменный стол, где ваше чадо будет учить уроки.

Ребенку необходимо дополнительное пространство для игр и прочего креатива. Позвольте малышу быть самим собой: рисовать, вырезать, лепить, танцевать. Если нет возможности выделить больше места, прячьте школьные принадлежности после выполнения домашней работы.

Это позволит почувствовать, что учеба закончена и можно отдаться любимому делу.

Объясните ребенку, как бороться со стрессом

Если вы видите, что ребенок грустный и подавленный, нужно поговорить об этом. Выясните, обижают ли его в школе, какие предметы даются сложно. Узнав суть проблемы, научите справляться с неприятной ситуацией. С учебой можно помочь самостоятельно или нанять репетитора.

Психологическое насилие в школе – не редкость, поэтому необходимо поддержать и посоветовать, как себя вести с обидчиками. Не обязательно глубоко вдаваться в рассуждения. Ребенку больше понравится ваша личная история из детства, на примере которой можно подать ценный урок.

Подготовьте ребенка к трудностям

Лучшее оружие борьбы со стрессом – моральная подготовленность. Это особенно важно для первоклашки. Ребенок не знает, с чем он может столкнуться в новой обстановке и как ему действовать.

Поэтому рассказывайте заранее, что такое школа, приводите интересные примеры, объясните, зачем это нужно. Важно подавать информацию в разумном количестве, как позитивные моменты, так и негативные. Если настроить ребенка только на веселье, малейший конфликт может стать причиной стресса.

В то же время, не зацикливайтесь на плохом, отвечайте на вопросы по мере их поступления.

Расскажите ребенку, как расслабиться в стрессовой ситуации

Дети эмоциональны, поэтому часто ведут себя хаотично и непредсказуемо. Простые приемы могут помочь ребенку в конфликтной ситуации. Расслабление – не решение проблемы, но это позволит избежать драки в школе, если возникла словесная перепалка.

Обучите мысленно считать до 10, делать несколько глубоких вдохов или просто вспоминать любимое занятие, место, близких. Увлекшись на несколько минут, ребенок будет воспринимать проблему уже не так остро.

Узнайте о чувствах, которые он испытывает в той или иной ситуации, чтобы оказать поддержку.

Обучите ребенка разбираться в собственных чувствах и правильно их выражать

Понимать свои чувства человек учится с годами. То, что кажется нам элементарным, может быть непонятным для детей. Чтобы разъяснить значение эмоций ребенку, говорите о том, что вы чувствуете.

Как объяснить сложные понятия? Максимально простым языком. Приводите примеры из собственной жизни, из детства, с работы. Осознавая эмоции правильно, ребенок будет действовать адекватно ситуации.

Позвольте выпустить пар во время разговора, интересуйтесь его ощущениями.

Узнайте, что интересно вашему ребенку

Всевозможные гаджеты открывают детям доступ к различному контенту. Ограничить ребенка от них полностью не получится. Даже по телевизору он может увидеть нежелательные вещи, которые отражаются на психике. Проследите за тем, какие мультики ему нравятся, какие сферы интересуют. Постарайтесь не смотреть агрессивные боевики, психологические триллеры при малыше.

Дети ищут общения в социальных сетях, сейчас это абсолютно нормально. Важно объяснить, что стоит писать, какие фото выкладывать. Определенная информация может стать причиной насмешек не только одноклассников, но и посторонних людей. Научите малыша, что слишком личные подробности лучше не выставлять на всеобщее обозрение. Также расскажите, как реагировать на агрессию в сети.

Заинтересуйте ребенка музыкой

Занятие музыкой – не только отличное хобби. Оно позитивно сказывается на эмоциональном состоянии, развивает мышление. Учеными доказано, что музыка способна уменьшить стресс.

Запоминание мелодий развивает память, а изучение музыкальной грамоты позволяет структурировать понятия. Таким образом, позитивные моменты отразятся на учебе в целом. Станет легче считать, учить стихи наизусть.

Намного приятнее, если ребенок после школы будет разучивать песню, нежели играть в видеоигры.

Запретите гаджеты перед сном

Существует прямая связь между нехваткой сна и появлением стресса. Вечерние просмотры в постели затягивают не только детей, но и взрослых. Порой мы просто не можем выключить захватывающий сериал, а утром жалеем об этом. Ребенку еще сложнее отказаться от интересного.

Любимая игра на планшете может увлечь на несколько часов. Важно организовать режим, чтобы ребенок сам понимал, во сколько выключить гаджет. Запретное вызывает интерес, поэтому чрезмерный контроль не приведет к успеху.

Позвольте несколько раз лечь поздно и почувствовать неприятную усталость в школе, а затем объясните все на живом примере.

Используйте приспособления для борьбы со стрессом

Специальные приспособления помогут предупредить стресс и помочь справиться с последствиями. Джанин Халлоран придумала «чемоданчик», в котором хранятся дорогие ребенку вещи.

Это могут быть ракушки с отдыха на море, принадлежности для рисования, фотографии, комиксы, – все индивидуально по предпочтениям.

Открывая такую коробку, малыш погружается в приятные воспоминания, отвлекается и расслабляется.

Можно купить или нарисовать карточки с приятными советами, например «сделай несколько глубоких вдохов», «сходи на прогулку с друзьями», «почитай книжку». Если привлечь ребенка к созданию списка того, что он любит, получится неплохое развлечение.

Вдохновляйте своим примером

Дети во многом берут пример с родителей, поэтому важно показать, что вы умеете справляться со стрессом. Проявляйте терпение, выдержку, ведите себя вежливо. Не хамите в транспорте, очереди в магазине, решайте проблемы культурно и деликатно. Ребенок будет впитывать ваше поведение и моделировать решение стрессовых ситуаций в своей жизни.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/10/10-sposobov-pomoch-rebenku-spravitsya-s/

Ссылка на основную публикацию