Важные навыки, которым нужно учить в вузе — студенческий портал

Увидеть собственную фамилию в списке принятых на первый курс – радостное событие для вчерашнего школьника. Однако мало поступить в вуз – надо еще и благополучно закончить его. А это не так просто, как кажется: ведь учеба в вузе сильно отличается от учебы в школе.

И для того, чтобы стать успешным студентом и не «вылететь» на первых же сессиях, придется овладеть новыми навыками. Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Школьников обычно воспринимают как детей, а студент – это уже по сути взрослый человек, будущий специалист. И эта перемена статуса влечет за собой серьезное изменение отношения к самому процессу обучения.

В школе детей «учат», прилагая все усилия к тому, чтобы ребенок освоил обязательную для всех программу хотя бы в минимальном объеме, вытягивают «на троечку», проводят воспитательные беседы с родителями и так далее.

В университетах и академиях же успешность обучения – личное дело каждого студента.

Хочешь учиться – будь отличником и получай повышенную стипендию, не хочешь – отчислим за академическую задолженность (то есть несданные зачеты и экзамены).

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Если в школе двойка за год, недопуск до итоговой аттестации или «заваленные» ЕГЭ – это чрезвычайное происшествие, за которое директор учебного заведения будет отвечать в РОНО, то в вузе отчисление – обычное дело, а зарплата преподавателей никак не зависит от того, какие оценки будут стоять в экзаменационной ведомости студента.

Неудивительно, что далеко не всем первокурсникам удается в итоге добраться до диплома: в среднем в российских вузах отчисляют около 15% студентов (а на технических специальностях в некоторых учебных заведениях число «вылетевших» может доходить и до 40-50%). При этом большинство отчислений приходится на первый год обучения – это, как правило, те студенты, которые не сумели вовремя адаптироваться к новым условиям. А многие школьные отличники в вузах «скатываются» на тройки – по той же причине.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сравнить вузы и выбрать для поступления свой - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Чтобы успешно сдать первые сессии, начинающему студенту сразу же надо привыкнуть к некоторым особенностям учебы в высшем учебном заведении.

  1. Отсутствие текущего контроля. Во многих вузах посещаемость лекций не контролируется или почти не контролируется, кроме того, преподаватели могут задавать «домашние задания», которые потом не проверяют. Да и на семинарских занятиях и практикумах часто есть возможность «отсидеться» в уголке, не участвуя в обсуждении. Эта кажущаяся свобода подталкивает к тому, чтобы пропускать занятия и «забивать» на домашние задания – в итоге, когда надвигается сессия, приходится судорожно наверстывать упущенное и «сдавать хвосты». А такую нагрузку по всем предметам сразу могут выдержать далеко не все.
  2. Резкое возрастание уровня сложности и темпов подачи материала. В школах материал адаптируют к возрасту учащихся, тщательно «дозируют», оставляют время на повторение пройденного. В вузе этого не происходит: информация дается «по-взрослому». Объемы знаний, которые даются в рамках семестрового курса, гораздо выше; специальной терминологии – на порядок больше. И, даже если в школе вам прекрасно давалась, к примеру, химия – это еще не гарантия того, что вузовский курс пойдет так же легко. При этом почти на каждой специальности найдется несколько «занудных» предметов, которые требуют мучительной зубрежки: инженеры страдают над сопроматом, а языковеды – над исторической грамматикой.
  3. Большой объем самостоятельной работы. В вузах объем учебной работы, который надо проделывать самостоятельно, обычно гораздо выше «школьного», так что для того, чтобы быть успешным студентом, придется много заниматься не только в учебных аудиториях, но и за их дверями. При этом часть заданий может оказаться весьма объемными, и иногда на подготовку к семинару, коллоквиуму или написание семестровой работы  придется потратить не один час –  а порой и не один день. Зато активная работа на занятиях и успешное и своевременное выполнение текущих заданий может серьезно облегчить жизнь в сессию – в вузах распространена практика освобождения успешных студентов от сдачи зачетов и экзаменов по отдельным предметам. Оценка в таких случаях может ставиться «автоматом».
  4. Учебник – не всегда «палочка-выручалочка». Если в школах дети учатся по учебникам, и каждый урок соответствует определенным его разделам, то программа, которую преподаватель «дает» в вузе (и которую потом спрашивают на экзаменах) далеко не всегда напрямую соотносится с рекомендованным учебным пособием. Многие педагоги читают свои авторские курсы, и основным источником для подготовки становятся конспекты лекций; другие – предлагают солидный объем обязательной к изучению литературы, включающей не только учебную литературу и научные статьи, монографии и так далее.
  5. Более спокойное поведение преподавателей. В вузах обычно принято относиться к студентам уважительно (они все-таки взрослые люди). Как ни странно, это тоже может вызвать проблемы у вчерашних школьников. Если школьник привык к резкости учителей, и концентрируется на учебном процессе только после включения «командного тона»  –  то «доброта» профессорского состава может подействовать расслабляющее. Однако, если преподаватель не повышает голоса на лекциях и не отчитывает студентов – это не означает, что на экзамене он не спросит «на все сто».

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Для того, чтобы справиться с потоком информации и адаптироваться к новым условиям обучения, первокурснику придется самостоятельно освоить несколько жизненно важных для любого успешного студента навыков.

  • Самодисциплина. Постоянно «держать себя в руках», исправно посещать занятия, через силу зубрить «нудные» предметы, самостоятельно «отрабатывать» пройденный материал, не откладывая на потом – все это потребует серьезных усилий воли. Но теперь контролировать ваш процесс обучения – это ваша задача, и никто не сделает ее за вас.
  • Тайм-менеджмент. Учитесь планировать собственное время – школьная привычка откладывать всю «домашку» на последний вечер в вузовских условиях до добра не доведет, особенно если вы еще не можете точно рассчитать, сколько времени вам нужно на подготовку к семинару, зачету или экзамену по тому или иному предмету.
  • Работа на лекциях. С непривычки очень сложно сохранять внимание на протяжении полутора часов непрерывного изложения «нового материала». Учитесь слушать, освойте навыки скоростного конспектирования, используйте самостоятельно придуманные знаки-сокращения для терминов. Не пытайтесь успеть записать речь преподавателя дословно, старайтесь сразу же выделять главное, «упаковывать» информацию в схемы и таблицы. Отмечайте в конспекте непонятные для вас места и задавайте уточняющие вопросы в конце лекции, не откладывая на потом. Если темп подачи материала слишком высок для вас – первое время записывайте лекции на диктофон и расшифровывайте их дома.
  • Чтение  «по диагонали». Это очень полезный навык, особенно если списки дополнительной литературы объемны. Учитесь «выхватывать» глазами главное, бегло просматривая остальное, пишите краткие конспекты ключевых моментов.
  • Умение строить отношения с окружающими. Явная заинтересованность в учебе и уважительное отношение к преподавателям обеспечат доброжелательное отношение к вам на занятиях и на экзаменах; дружеские связи с однокурсниками помогут в учебе (вместе «грызть гранит науки» и веселей, и эффективней), а добрые приятели со старших курсов помогут «найти подход» к преподавателям или объяснят непонятное. А вот привычка «подкалывать» преподавателей или демонстрировать свое интеллектуальное превосходство до добра не доведет.
  • Умение расслабляться. Несмотря на то, что первый курс – самое тяжелое для студента время, нельзя с утра до ночи беспрерывно заниматься зубрежкой. Отдых, общение с однокурсниками, дружеские вечеринки, затягивающиеся до утра… Студенческое время без всего этого немыслимо. И, как утверждают психологи, такое «бурное» поведение в свободное от учебы время способствует лучшему усвоению больших объемов информации. Однако тут главное – не переусердствовать.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

И еще один важный студенческий навык – это не терять уверенность в себе и не вешать нос после первых же неудач. Да, учеба в университете может оказаться такой напряженной, что «ужасные нагрузки» в одиннадцатом классе покажутся санаторным режимом.

Но важно помнить, что человек ко всему привыкает – и ко второму курсу большинство студентов «втягивается» в новый учебный режим и жить становится гораздо проще. Кроме того, не стоит забывать и старую поговорку о том, что сначала студент работает на зачетку, а потом уже зачетка – на студента.

И поддержать репутацию успешного студента будет уже гораздо проще, чем создать ее.

  • Войти на сайт
  • или

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-927403-kak-stat-uspeshnym-studentom-v-vuze

Чему учат в западных вузах, а в российских — нет

Учёба в иностранном вузе и работа в международной компании — это то, что многие родители считают идеальным будущим ребёнка. Но обычного школьного аттестата и баллов ЕГЭ для этого мало.

В РАНХиГС реализуется программа двойных дипломов Global Governance and Leadership, которая даёт возможность получить второй диплом во Франции.

«Мел» разобрался, что входит в учебные программы иностранных вузов и можно ли получить те же знания и навыки в России.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Сильная языковая подготовка

Высокий уровень английского — обязательное условие при устройстве на квалифицированную работу за границей. Чаще всего этот фактор играет решающую роль: кандидат может подходить по всем остальным параметрам, но если он плохо знает английский, шансы попасть в компанию близки к нулю.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Учёба на английском языке — это постоянная практика, общение с носителями и знание профессиональной терминологии. Пройти собеседование в международную компанию выпускникам иностранных вузов, как правило, гораздо проще.

«В России в большинстве случаев не учат разговаривать на английском, только правильно писать и читать, а это не самое важное. Главное — общаться с коллегами и понимать указания руководства. Иначе, попав в интернациональную компанию, ты будешь чувствовать себя ужасно», — Натали Гореткина, freelance PR & Influencer Marketing менеджер.

Чем больше языков знает кандидат, тем выгоднее его положение среди конкурентов. Поэтому за границей студенты чаще всего, кроме основного, учат ещё один язык по выбору— например, немецкий, испанский, итальянский.

Основные языковые тесты, которые нужны для поступления и трудоустройства за границей:

  • IELTS (International English Language Testing System) — стандартизированный тест на знание английского языка, необходимый при поступлении в вузы Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канады. Срок действия результатов — два года.
  • TOEFL (Test of English as a Foreign Language) — стандартизированный тест на знание английского языка, необходимый при поступлении в вузы США и Канады. Также принимается в некоторых университетах Европы и Азии. Не признаётся Великобританией и не подходит для получения британской учебной визы. Срок действия результатов — два года.
  • CAE (The Cambridge Advanced Exam) — тест по английскому языку, разработанный подразделением ESOL (English for Speakers of Other Languages) Кембриджского университета. Признаётся работодателями и университетами в Великобритании. Срок действия результатов теста не ограничен.
  • CPE (Certificate of Proficiency in English) — следующая ступень после CAE. Соответствует уровню С2 и подходит для тех, кто владеет английским на уровне, приближенном к носителям языка. Принимается при поступлении в аспирантуру и докторантуру в университетах по всему миру. Срок действия результатов теста не ограничен.
  • BEC (Cambridge English: Business Certificate) — тест на знание делового английского, подтверждающий умение использовать язык в работе. Срок действия результатов теста не ограничен.

Подготовка к международной магистратуре

Второй пункт почти напрямую связан с первым.

Если после окончания бакалавриата студент хочет продолжить обучение в магистратуре в одном из ведущих мировых университетов, его ждёт сдача GMAT, GRE или другого международного экзамена, проверяющего базовые знания по профильным предметам.

При этом сами вопросы могут быть не такими сложными, как их формулировка, — студенту потребуется некоторое время, чтобы вникнуть в то, как привычные понятия переводятся на английский язык, и разобраться в том, что требуется делать в заданиях.

Тесты по общим и профильным предметам:

  • GMAT (Graduate Management Admission Test) — тест, который используется в качестве одного из критериев отбора в бизнес-школах, особенно для приёма на программу MBA (Master of Business Administration). Срок действия результатов теста — пять лет.
  • GRE (The Graduate Records Examinations) — тест, необходимый для поступления на любой курс последипломного образования в университеты США, Австралии, Канады. Проверяет базовые школьные знания по предметам. Существует общий тест (general) и специализированный (subject) — по физике, химии, математике. Первый ограничивается школьной программой, второй может охватывать программу до третьего курса университета. Срок действия результатов теста — пять лет.
Читайте также:  Большая реформа спо и сокращение числа бюджетных мест в вузах - студенческий портал

Дружеское общение с профессорами и лекции бизнесменов

За границей студенты перенимают опыт у специалистов своей области. В первую очередь — у своих руководителей и профессоров.

«Мы из первых уст узнали о специфике работы политиков и топ-менеджеров из разных секторов экономики. Многие спикеры давали ценные советы и рассказывали истории из жизни о мотивации, эффективности, постановке целей.

Интересно было узнавать, что волнует успешных людей в повседневной жизни, что для них важно.

Эти воркшопы помогли мне понять, чем я сама хочу заниматься и где вижу себя через десять лет», — рассказывает студентка третьего курса Global Governance and Leadership Иза Виноградова.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Кроме того, учиться можно у ведущих политиков, бизнесменов, экспертов, консультантов и практиков. Университеты регулярно приглашают специалистов, чтобы те поделились со студентами историями успеха и профессиональными секретами в рамках лекций или простых встреч. В результате обучение строится на реальных кейсах и примерах конкретных компаний.

Ежегодная практика в международных компаниях

Почти все зарубежные учебные программы включают практику в компании.

Найти место студент может сам, но чаще всего у престижных университетов есть большое количество внутренних ресурсов и связей с крупными компаниями, готовыми пригласить студентов на стажировку.

При этом стажировка обычно максимально приближена к реальной жизни и работе. Студенты видят всю кухню бизнеса изнутри, изучают, как устроены процессы.

«За неполные два года обучения на программе Global Governance and Leadership я успел пройти практику в Deutsche Management Akademie Niedersachsen (Германия), в рамках которой я познакомился с работой предприятий крупного и среднего бизнеса.

На втором курсе у меня также была возможность поработать в банке — „Первый Дортрансбанк“. Несмотря на то что эти практики были совершенно разными, у меня не возникало проблем с выполнением требований.

Я считаю, мне помогло два фактора: общий международный уклон и высокие стандарты программы GGL», — говорит студент второго курса GGL Валерий Саблин.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Во многих зарубежных вузах студентов с первых курсов учат искать работу и устраиваться на неё, рассказывают, как проходят собеседования и как нужно к ним готовиться, а также регулярно проводят «ярмарки карьеры» на территории университета.

«С первого курса нас учат правильно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, большое внимание уделяется невербальной коммуникации — языку тела, также мы тренируем темп и манеру речи, громкость голоса, интонацию и чёткость произношения.

На первый взгляд кажется, что в этом нет ничего сложного, но на самом деле это очень важные навыки, которые позволяют чувствовать себя уверенно и комфортно на любом интервью», — говорит студент третьего курса GGL Арсений Филякин.

«Моё обучение в США было очень прикладным. Нам устраивали тренировочные собеседования с консультантами (очно и по скайпу), которые помогали определить свои сильные стороны и научиться себя преподносить. Нас учили, как готовиться к самому собеседованию.

Так, я, например, всегда знала, что накануне важно изучить всю информацию о компании, в которую идёшь, заранее составить список вопросов рекрутеру и продумать свои ответы», — Ксения Кулик, старший менеджер по корпоративным коммуникациям Mint BBDO Group Russia.

Опыт работы с людьми из разных стран

За границей студенты привыкают общаться с людьми из разных стран и учатся находить с ними общий язык в совершенно разных ситуациях. Этот навык крайне важен для тех, кто собирается строить карьеру в крупной международной компании с интернациональной командой.

«Больше всего хотелось бы отметить участие в программе обмена с Карлтонским университетом в Канаде, где я провёл семестр. Знания и навыки, полученные на программе GGL, позволили быстро стать частью международной студенческой среды, а также успешно закончить семестр.

Обучение за рубежом дало мне не только новые знания, но и расширило мой кругозор, я познакомился с новой для меня североамериканской культурой и нашёл новых друзей. Пребывание в Канаде помогло мне понять, где я хочу в будущем продолжить своё обучение.

Думаю, что опыт, полученный на программе Global Governance and Leadership, и участие в международных стажировках и программе обмена — это отличный вклад в моё будущее», — рассказывает студент третьего курса GGL Тимур Шамов.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Англоязычная программа бакалавриата РАНХиГС Global Governance and Leadership готовит специалистов мирового уровня для государственной гражданской службы, бизнеса и международных организаций.

Обучение проходит на английском в РАНХиГС (1–3-й курсы) и American Business School of Paris (4-й курс).

Выпускники получают два диплома — государственного образца РАНХиГС при Президенте РФ и бакалавра бизнес-администрирования (BBA).

Источник: https://mel.fm/vuzy-mira/9578463-double_diploma

9 навыков, ради которых стоит получить высшее образование

Несмотря на современный культ самообразования, пользу высшего образования нельзя полностью отрицать. Конечно, у многих вузов есть масса недостатков: устаревшие программы обучения, недостаточная техническая оснащённость, отсутствие актуальных специальностей и высококлассного преподавательского состава.

При этом высшее образование приносит значительно больше пользы, чем можно себе представить. Кто-то может возразить, но это не значит, что для общей массы людей высшее образование окажется совсем бесполезным. Просто кто-то способен развиваться без полученных в университете или институте навыков, а кто-то — нет.

Что же даёт высшее образование?

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий порталdiego_cervo/Depositphotos.com

1. Умение искать и находить

Значительная часть современных высших учебных заведений редко дают студентам полный объём необходимой для освоения информации.

Чаще всё сводится к общим методам и принципам, а поиск конкретных сведений ложится на плечи студентов. Это считается недостатком.

Но поиск информации в современном мире, вычленение необходимого среди цифрового шума — один из самых важных и сложных в освоении навыков.

2. Умение самостоятельно обучаться

Но информацию мало найти — её нужно обработать, понять и преобразовать в нужную форму. Часто для этого требуются не только значительные усилия с применением уже полученных навыков, но и обучение чему-то новому.

Причём эти необходимые умения могут не входить в образовательную программу и на первый взгляд никак не относиться к изучаемой специальности.

Так что чаще всего человек с высшим образованием способен воспринимать и обрабатывать любую информацию.

3. Умение контролировать себя самого

Студенты считаются самыми безалаберными членами общества. Но ведь на самом деле объём работы, которую выполняют студенты, огромен. И для того, чтобы получить диплом, придётся научиться соблюдать сроки и добиваться высокого качества выполнения разнообразных задач.

4. Умение работать в команде

Именно в сфере высшего образования человек вынужден сотрудничать с другими. Эффективно и качественно. Именно здесь приходится разделять массу текущих задач для того, чтобы хоть как-то сдать всё. К тому же многие виды работ предполагают обязательное выполнение в коллективе — например, лабораторные работы.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал racorn /Depositphotos.com

5. Умение общаться с самыми разными людьми

В отличие от обычной жизни, где человек всегда может спрятаться от нежелательного общения, завершить обучение в высшем учебном заведении без контактов с людьми не получится. Даже при заочной форме обучения приходится контактировать как минимум с сотрудниками университета.

При дневной форме обучения студент вынужден общаться с одногруппниками почти постоянно. Именно поэтому университетская дружба — самая крепкая, на всю жизнь, что в дальнейшем даёт большие возможности. Обратите внимание, сотрудники многих компаний (известных это тоже касается) какое-то время учились вместе.

Даже если кто-то из них и не получил диплом.

6. Умение работать под руководством

Умение эффективно работать под чьим-либо руководством — редкое, но очень полезное качество, особенно в начале карьеры. Умение впитать чужой опыт приходит не сразу.

Но исключительно с помощью гайдов и инструкций в интернете, без личного общения, невозможно научиться многим необходимым вещам.

Есть опыт, который передаётся только невербальными методами, — и получение такого опыта очень важно.

7. Умение выступать перед публикой

В вузе придётся выступать публично. Конечно, можно спрятаться за спинами, но семинары и конференции неизбежно подталкивают к выступлениям. Правило простое: хочешь успешно завершить обучение — участвуй в научной и общественной жизни, активно учись.

Для этого необходимо выходить к аудитории и говорить, при этом убедив публику, что тема текущего доклада очень важна. Навык актуализировать совершенно пустую информацию, подать её красиво и не провалиться при выступлении — очень, очень полезен в жизни.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий порталmonkeybusiness/Depositphotos.com

8. Умение работать над неинтересным проектом

В жизни приходится сталкиваться с самой разнообразной работой. К сожалению, именно при получении высшего образования становится понятно — ни одно интересное дело не обойдётся без занудства.

За 4–6 лет обучения человек привыкает к этому, учится терпеть и преодолевать собственную скуку.

Как правило, это приводит к большей усидчивости — а как без неё на работе, пусть даже любимой и интересной?

9. Умение ставить цели

Постановка целей — очень сложный навык, и без него высшее образование получить очень и очень сложно. Всегда существует выбор: отдохнуть, погулять или выполнить то или иное задание.

Чаще всего задач значительно больше, чем времени, и это заставляет правильно расставлять приоритеты. Да, подобный навык можно получить и на работе.

Но именно во время учёбы в высшем учебном заведении появляется возможность (чаще всего реализуемая незаметно для себя) развить умение работать в многозадачном режиме, выбрав правильный ориентир.

А что вы думаете о высшем образовании? Оказалось ли оно для вас полезным или, напротив, помешало в жизни?

Источник: https://Lifehacker.ru/higher-education/

Чему должны учить студентов современные университеты

В ближайшие годы профессии турагента, переводчика, библиотекаря, курьера, почтальона и даже токаря и фрезеровщика могут вовсе исчезнуть.

Обучение все чаще будет идти по Интернету, переучиваться придется каждые два года, а слово работодателей станет решающим на выпускных экзаменах в вузах.

По данным опроса ВЦИОМ, сегодня 47 процентов россиян считают, что выпускникам вузов все сложнее найти работу по той специальности, которую они получили: нет мест или выпускники не соответствуют требованиям.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Министр Ольга Васильева рассказала, что ждет школы, колледжи и вузы

91 процент работодателей уверены, что у студентов слишком мало практических умений. Это признают и сами выпускники: 56 согласны с тем, что практики им остро не хватает. Как подготовить к новым требованиям школьников и студентов? Какие профессии должны давать колледжи и вузы?

— Каждые два года объем знаний, накопленных человечеством, удваивается. Будут исчезать самые массовые профессии — водитель, продавец. Уже сейчас создана крупнейшая торговая компания в мире, которая не имеет продавцов.

В ней задействованы только почтовые работники, — рассказал на парламентских слушаниях, посвященных стратегическому планированию в сфере образования, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Кто будет нужен? В частности, специалисты по искусственному интеллекту, 3D-технологиям, появятся новые профессии на стыке разных дисциплин. Востребованы будут специалисты по реверсивному инжинирингу, инженерии космических систем, технологии композитов, прототипированию. Понадобятся эксперты для оценки онлайн обучающих программ. В минобрнауки задумались о стратегическом планировании.

Средства получат региональные вузы и колледжи с профессиями из топ-50

Как пояснила замминистра образования и науки Валентина Переверзева, в декабре этого года министерство подготовит прогноз научно-технологического развития, идет разработка отраслевой стратегии развития образования, которая по плану должна появиться в начале 2018 года. Что станет главным в ближайшие годы?

В педвузах могут ввести выпускной квалификационный экзамен

— Развитие условий для непрерывного образования, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности работников, изменение образовательных программ под перспективные направления научно-технологического развития, — назвала самые важные задачи Переверзева.

Иными словами, принцип «где родился — там и пригодился» для молодежи устарел. Человек должен быть готов учиться, переучиваться, менять профессию и место жительства. Фраза «двадцать лет на одном месте» будет из разряда фанстастики.

Минобрнауки готово поддерживать рублем региональные вузы. К концу декабря будет ясно, какие из 121 вуза получат, как опорные, финансирование на свое развитие. Поддержка опорных вузов продолжится и впредь.

Квалификационный экзамен в университетах может стать обязательным для всех выпускников.

Много нареканий звучит к колледжам и техникумам, которые выпускают не тех рабочих, которые нужны современной России. Далеко не все колледжи готовят ребят по перспективным профессиям из топ-50. Есть проблемы с развитием государственно-частного партнерства, без которого образование не сможет жить и развиваться.

— По результатам конкурса 44 региона в 2018 году получат субсидии на модернизацию региональных систем среднего профобразования, в том числе — для подготовки кадров по специальностям топ-50, — рассказала замминистра Валентина Переверзева.

56 процентов студентов считают, что в вузах не хватает практических занятий

В школах около 20-25 процентов — неуспешные дети, которые с трудом находят себе место в жизни. «Надо учиться с ними работать», — предложила экс-министр образования Московской области депутат Госдумы Лидия Антонова.

Важные навыки, которым нужно учить в вузе - Студенческий портал

Какие вузы позволят получить хорошую работу после выпуска

По идее учить педагогов, как работать с разными группами детей должны институты повышения квалификации. А там зарплата сотрудника — 50 рублей в час. Кто пойдет за такие деньги? Вот иногда и получается, что педагогов учат люди, чья квалификация гораздо ниже, чем у самих школьных учителей.

— Когда-то китайцы говорили: если твой план на один год — сажай рис, если на 10 лет — выращивай деревья, если на всю жизнь — воспитывай детей. Одна из самых серьезных задач ближайших лет — воспитание, — согласен с ней ее коллега по Госдуме Олег Смолин.

  • Чтобы образование готовило тех людей, которые нужны экономике, и служило социальным лифтом для самых достойных, надо тратить на него 7 процентов валового национального продукта, а не 3, 6 как сейчас.
  • — Мировой опыт показывает — чем больше стране нужна модернизация, тем выше должны быть расходы на образование, — уверен Олег Смолин.
  • А зарплата педагогов должна привязываться не только к средней по региону, но и к средней по стране.
  • Между тем

Сегодня начинается финал Первого чемпионата WorldSkills Russia по профессиональному мастерству среди студентов вузов. В соревнованиях примут участие более 400 конкурсантов — бакалавров и специалистов из 77 вузов страны.

Студенты будут соревноваться по шести блокам профессий.

Это информационные и коммуникационные технологии, искусство и дизайн, производство и инженерные технологии, строительство и строительные технологии, транспорт и логистика, социальные и персональные услуги.

Среди них есть и профессии будущего. Например, лазерные технологии, управление беспилотными летательными аппаратами, 3D-моделирование для компьютерных игр, интернет вещей.

По итогам этого соревнования будут подготовлены изменения в вузовские стандарты, а все финалисты смогут объективно оценить свои шансы на трудоустройство. Ведь оценивать их будут работодатели.

Источник: https://rg.ru/2017/11/26/chemu-dolzhny-uchit-studentov-sovremennye-universitety.html

Человек нового поколения: чему надо учить современных студентов

Классическая система университетского образования становится неактуальной. Студентам поколения Z все меньше хочется сидеть в аудитории и заниматься «наукой ради науки». Им интереснее накапливать практический опыт и по возможности не только в стенах alma mater. Современные технологии это позволяют. Но готовы ли сами университеты к таким переменам?

Сегодня, когда знания почти на 100 процентов обновляются каждые 5-6 лет, а в дальнейшем будут обновляться еще быстрее, традиционная вузовская парадигма профессионального образования, сложившаяся в XIX-XX веках, себя исчерпала. О том, что университетская система во всем мире не соответствует потребностям рынка и не удовлетворяет сегодняшних студентов, сейчас не говорит только ленивый.

На одной из последних конференций AACSB International (ассоциация университетских школ бизнеса) громом среди ясного неба прозвучало заявление о том, что некий университетский стартап под красивым названием «Университет Минерва», созданный в 2011 году, существующий исключительно в дистантной форме и преподающий все что угодно, если это востребовано на рынке, за последние пять лет «отъел» у американской университетской системы высшего образования почти 20% поступающих студентов.

Читайте также:  В число лучших гуманитарных вузов мира вошли 5 российских университетов - студенческий портал

А в 2016 году «Университет Минерва» пошел в атаку на Лигу плюща: Гарвард, Принстон, Йель и т. д.

 Вывел на рынок дистантные бакалаврские программы, где за четыре года обучения студенты обязаны объехать семь городов мира и поработать там над прикладными проектами.

В этих программах нет теории, но много практики. Конкурс при поступлении на программу сразу достиг почти 60 человек на место. И это показательно.

Обычно у нас говорят, что новые вузы, тренинговые и консалтинговые компании, дающие практические знания и работающие как онлайн, так и офлайн, — это дешевое, низкокачественное обучение.

Но надо признать тот факт, что на смену поколениям X и Y приходит поколение Z. Мы можем сколько угодно сетовать и сокрушаться, но это поколение не любит бумажной книги, не склонно читать сложные тексты объемом больше 5-6 страниц.

Оно мыслит дискретными образами из комиксов, крайне прагматично, склонно к гедонизму и стремится к интересной жизни. И мы должны чаще вспоминать, что университеты, профессора и исследователи существуют для студентов, а не наоборот.

И это новое поколение студентов хочет, чтобы знания, полученные ими в университете, помогали им лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.  

Что же нужно, чтобы эта волна новых требований и технологий, которая вот-вот придет в Россию и обрушится на наше образование, не стала для нас, как это уже бывало не раз, полной неожиданностью? 

Традиционная модель университета слишком привыкла к неторопливой трансляции старых знаний, накопленных предшественниками; к занятию наукой во имя науки, вне связи с требованиями практики. Теперь же главной задачей вузов становится не дать глубокие знания, а научить студентов брать их самостоятельно. Научить студентов учиться.   

Ускоряющиеся темпы технологических и экономических изменений должны будут породить ускоренные форматы обучения, при которых трансляция старых знаний почти полностью переместится из аудиторий в интернет; что пропорция между аудиторными и внеаудиторными занятиями радикально изменится в пользу последних, где студенты в рамках командных проектов станут работать над проблемами, актуальными для их будущих работодателей.    

Недавнее исследование, проведенное AACSB вместе с консалтинговой компанией Deloitte, говорит о растущем разрыве в знаниях и навыках между выпускниками большинства вузов мира и потребностями крупнейших современных компаний.

Оказывается, выпускникам современных вузов не хватает таких навыков, как способность к критическому мышлению, умение формулировать проблемы и решать их самостоятельно, а не по подсказке.

Бизнес ожидает от молодых сотрудников уверенного владения новыми технологиями, умения работать в команде, быстро адаптироваться к переменам, обладать способностью работать в кризисных ситуациях. Ну и, конечно же, иметь хорошие профессиональные знания и навыки.

Характерно, что похожий список я видел 15 лет назад в интереснейшем исследовании, проведенном компанией «Норильский никель». В исследовании утверждалось, что вузовская система страны в целом обеспечивает весьма высокий профессиональный уровень выпускников.

И основные сложности в их адаптации к практической работе связаны отнюдь не с отсутствием узкопрофессиональных знаний, а с неумением работать с людьми, брать на себя ответственность, самостоятельно и критически мыслить, принимать решения, наконец использовать полученные профессиональные знания на практике в нелинейных ситуациях.

Как следствие, полагаю, университеты должны перейти на более практически ориентированное обучение и шире использовать возможности технологий. А при формировании своих программ обучения активнее взаимодействовать с крупными корпорациями — потенциальными работодателями.

Хорошее высшее образование может опираться как на глубокое знание в области математики, так и на знание гуманитарных дисциплин без математики вообще. Важнее другое: приобретая навыки учиться, критически мыслить, участвовать в командной проектной работе, студенты обеспечивают себе возможность успешно реализоваться в самых разных областях.

Известно, что самые успешные карьеры в мире обычно делались «по зигзагу»: люди меняли места работы, нередко и профессии в среднем каждые 7-9 лет.

Хорошее высшее образование дает знания и навыки для обучения в течение всей жизни, дает драйв и стремление искать свое новое, активное место в изменяющемся мире, найти его и состояться как яркая личность, чей талант и знания всегда востребованы обществом.

Источник: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/362033-chelovek-novogo-pokoleniya-chemu-nado-uchit-sovremennyh-studentov

Семь навыков, которые необходимо выработать перед поступлением в университет

В школе порою может возникнуть ощущение, что придется учиться в ней всю жизнь. Но не успеешь оглянуться, как уже у тебя в руках результаты ЕГЭ и аттестат о среднем общем образовании.

Самое время собирать необходимые документы и подавать их в вузы.

Все экзамены уже сданы, осталось лишь дождаться решения приемной комиссии, но знания — это далеко не единственное, что тебе понадобится в университете.

1. Учись самостоятельно

По сравнению со школой университет поначалу может показаться настоящей вольницей – проверочные работы приходится писать только два, а то и один раз в семестр, посещаемость никто особо не контролирует.

Но очень скоро ты обнаружишь, что если преподаватель не допрашивал тебя на каждом занятии и, возможно, даже не знает тебя в лицо, это не помешает ему спросить с тебя по всем пройденным в семестре темам на экзамене.

Контролировать учебный процесс в университете – на 9/10 твоя собственная задача.

А потому лучше всего уже со школьных лет привыкать добывать знания самостоятельно. Помни, что в их получении заинтересован в первую очередь ты, ведь именно тебе предстоит их использовать в будущем, а не твоим родителям и учителям.

Если ты чего-то не понял – не стесняйся переспросить. Если преподаватель не контролирует посещаемость – это не повод не приходить.

Если домашних заданий не задают – все равно потрать немного времени, чтобы перечитать конспект лекций и освежить материал в памяти перед следующим занятием.

2. Грамотно распределяй время

Второй пункт напрямую вытекает из первого. В университете тебе часто будут давать задания сроком на несколько месяцев – написать курсовую, сделать лабораторную работу и т.д.

При этом скорее всего, никто не будет контролировать процесс выполнения, преподавателей будет интересовать только наличие работы к назначенному числу.

Словом, они будут ожидать, что ты самостоятельно составишь план работы над заданием и будешь методично его придерживаться в течение длительного времени – как взрослый, ответственный человек.

Так не разочаруй их!Навыки тайм-менеджмента понадобятся тебе не только при написании работ, но и во время подготовки к экзаменам. Вспомни, как было тяжело в школе, когда ты откладывал всё «на потом» и в воскресенье приходилось засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить задания, которыми ты пренебрегал на неделе. Думаешь, будет легче, когда за день до экзамена придется наверстывать материал за полгода?

3. Научись ориентироваться на местности

Довольно неочевидный навык для первокурсника, но это только на первый взгляд. В школе добраться до нужного помещения обычно не составляет труда. Найдя кабинет географии в пятом классе, ты с 95-процентной уверенностью будешь знать, что работать с глобусом и атласами ты будешь там же до самого выпуска.

В университетах ситуация совершенно иная, в их зданиях запутаться гораздо проще. Одни, такие как МГУ, имеют поистине огромные корпуса, что делает поиск нужной аудитории среди буквально сотен других нетривиальной задачей.

Другие, как, например, СПбГУ, располагаются в исторических зданиях, которые не раз перестраивались изнутри, вследствие чего они обладают настолько запутанной системой расположения и маркировки помещений, что новичкам не обойтись без карты. Ситуация усугубляется тем, что занятия периодически переносятся из одной аудитории в другую.

Причем об этом заранее можете не знать не только вы, но даже ваш преподаватель. И не забывайте, что в один день занятия вполне могут проходить в разных корпусах, раскидных по городу (скажите спасибо отделу расписаний).

Чтобы перестать постоянно врываться на чужие лекции, следуй нашим нехитрым советам. Возьми себе за правило приходить на занятия заранее, как минимум за пять минут. Изучи планировку всего университета, а не только нужных тебе в данный момент кабинетов. Ведь никогда не знаешь, какое собрание займет вашу законную аудиторию на следующей неделе и куда придется в спешке перебираться.

Не секрет, что престижные вузы есть далеко не в каждом городе. Если ты хочешь получить качественное высшее образование, то скорее всего, тебе придется переехать в столицу или в один из крупных региональных центров.

Помимо необходимости соответствовать высоким университетским стандартам (ведь ты не единственный талантливый выпускник, приехавший покорять мегаполис, – здесь таких 2/3) тебе придется столкнуться с массой бытовых проблем: где купить продуктов, чтобы не разориться, и как приготовить их, чтобы не испортить сразу все; как постирать одежду, чтобы она не превратилась в бесформенную робу и была готова в срок; как, наконец, вывести тараканов из своего блока в общежитии. И как при этом всем находить время на сон, учебу и развлечения.

Чем больше практических навыков ты получишь до поступления в университет – тем больше времени ты сможешь посвятить непосредственно учебе.

Да, возможно, ты из тех счастливчиков, что могут учиться в университете, оставаясь при этом в родительском доме. Но не забывай, что рано или поздно его все равно придется покинуть.

Да и в любом случае, после достижения тобой 18 лет ты с удивлением заметишь, что мама с папой больше не стремятся ловить каждый твой чих и ждут от тебя большей самостоятельности.

5. Развивай коммуникативные навыки

В школе налаживание дружеских отношений со сверстниками и преподавателями – вещь желательная, но далеко не обязательная.

Излишняя замкнутость может заставить тебя чувствовать себя в школе неуютно, но она по большому счету никак не повлияет на то количество информации, что ты получишь, – педагоги и классный руководитель постараются разжевать тебе (или твоим родителям) все, что нужно, каким бы необщительным ты ни был.В университете дела обстоят несколько иначе.

В отличие от школы, тебя здесь не знают в лицо, для большинства преподавателей ты – просто строчка в ведомости. Молчаливым сидением в углу ты не завоюешь ничей интерес. А вот если ты, напротив, постараешься получше познакомиться с преподавателями и другими студентами, то это может принести немало пользы.

Какой? Учителя будут готовы уделить тебе гораздо больше времени: растолкуют непонятную задачу, подробно ответят на дополнительные вопросы во время занятия, предложат интересную тему для курсовой или диплома, да и в целом будут относиться к тебе куда лояльнее, чем к основной массе студентов.

Мы ни в коем случае не говорим о каком-то заискивании или подхалимаже – большинство преподавателей довольно быстро отвергнут такие дешевые попытки понравиться. Просто запомни, что для того, чтобы они перестали видеть в тебе лишь строчку в ведомости, ты тоже должен перестать видеть в них лишь подпись в зачетке.

Общение с сокурсниками также может значительно облегчить тебе жизнь. Как уже говорилось выше, жизненно важная информация в университете может распространяться по далеко не самым очевидным каналам.

Тебя вполне может не быть рядом, когда преподаватель будет говорить, что на следующей неделе занятий не будет, завкафедрой объявит, что сессия начнется на неделю позже, а на двери повесят объявление, что столовая на месяц закрыта.

Однако об этом наверняка станет известно кому-то из твоих сокурсников, и он/она обязательно сообщит об этом тебе. Если будет помнить о твоем существовании.

6. Пойми, что нужно именно тебе

Если ты поступил именно туда, куда и хотел, то поначалу университет покажется тебе настоящим раем по сравнению со школой. Больше никаких ненужных предметов, отныне занятия только по специальности и только тому, к чему лежит душа! Спешу тебя огорчить: в бакалавриате, помимо вездесущей физкультуры, тебя настигнет масса обязательных для всех вузов предметов.

Даже если ты намереваешься посвятить всю свою жизнь авиастроению или палеонтологии, ты обречен сдавать зачеты (а иногда и экзамены) по философии, экономике, ОБЖ и прочим дисциплинам, никак не связанным с твоим родом деятельности.

Также через некоторое время (для кого-то это будет пара месяцев, для кого-то – пара лет) тебя посетит мысль, что, возможно, то, чему тебя учат в университете, – это не совсем то, что тебе понадобится в работе после выпуска. И здесь от тебя потребуется умение четко расставлять приоритеты.

Приналечь на учебу, чтобы получить максимум знаний в имеющихся условиях? А может, лучше уже сейчас устраиваться на подработки и стажировки по специальности, а на университетские занятия отвести лишь минимум времени? Может быть, стоит уже в самом начале подыскать себе толкового научного руководителя и вместе с ним работать над перспективной темой? Или лучше по-быстрому написать диплом для галочки, а свободное время посвятить самостоятельному изучению действительно важных для будущей работы дисциплин, которые в университете не преподают? Решать тебе, и для каждого отдельного студента здесь будет свой правильный ответ.

7. Не бойся все переиграть

В 17–18 лет не всегда можно однозначно определить, чем ты хочешь заниматься в жизни. А вот в 20–21 картина становится уже более четкой, по крайней мере ты точно можешь понять, чем ты НЕ хочешь заниматься. И даже если в эту категорию попадает твоя нынешняя специальность, отчаиваться еще рано.

Отбросим те случаи, когда ты не хочешь продолжать учиться потому, что тебе лень, – тут едва ли кто-то в силах тебе помочь. Но если на середине обучения в бакалавриате ты вдруг понял, что квантовая физика тебе совсем не подходит и ты не готов посвятить ей остаток жизни, то не поздно все переиграть.

Конечно, здесь есть множество факторов, которые ты должен учесть: перспективы твоей будущей профессии, ее доходность, твои объективные возможности получить образование по желаемому профилю.

Постарайся уже со школьной скамьи привыкнуть к мысли, что в конечном итоге ты – именно ты, а не твои родители, сверстники или кто-то еще – сам должен решать, какое образование тебе нужно, и нести ответственность за свое решение. И если в первый раз оно было неверным – лучше честно признать это.

Главное помни, что для того, чтобы начать все сначала, у тебя еще достаточно времени, а для того, чтобы получать знания, которые тебе не нужны, – уже нет.

Текст подготовил Лев Никитин.

Источник: https://www.examen.ru/news-and-articles/news/sem-navyikov-kotoryie-neobxodimo-vyirabotat-pered-postupleniem-v-universitet/

Ссылка на основную публикацию