Учитель месяца: -основная ценность образования — это познание мира — студенческий портал

Очень часто в наших материалах употребляются термины и сокращения, к которым мы сами настолько привыкли, что нам кажется — все же понимают, о чём речь. А вот если мы спросим любого нашего читателя, выбранного наугад, что такое MOOC или, скажем, «гибридное обучение», нет никакой уверенности, что он ответит. Нужно это срочно исправлять.

Поэтому мы составили небольшой словарик терминов образования XXI века, на который и будем ссылаться в последующих статьях. Многие из них уже будут вам знакомы — просто потому, что современное образование не отрицает педагогической мысли прошлого, а лишь развивает её в условиях цифровой среды.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Расположим их по алфавиту, а сам материал подкрепим фотографиями из школ со всего мира.

Учитель месяца: -Основная ценность образования - это познание мира  - Студенческий портал

Урок физкультуры и гражданской обороны в школе Пекина. Источник: npr.com

1:1BYODe-learning (eLearning)LMSMOOCOERАктивное обучениеАндрагогикаАсинхронное обучениеГеймификация (игрофикация)Дистанционное обучениеДифференцированный подходИгровое обучение (эдьютейнмент)Индивидуальный подходИнклюзивное образованиеИнтерактивностьКогнитивное обучениеКонструкционизмМобильное обучениеМоделирование (симуляция)Неформальное образованиеПеревёрнутый классПерсонализированный подход (адаптивное обучение)ПотокПроблемно-ориентированное обучениеПроектно-ориентированное обучениеСамообучениеСинхронное обучениеСитуативное (контекстное) познаниеСмешанное (гибридное) обучениеСоциальный конструктивизмТаксономияХьютагогикаЦифровое гражданство

Учитель месяца: -Основная ценность образования - это познание мира  - Студенческий портал

Начальная школа г. Гао, Мали, самопровозглашённое государство Азавад. Источник: abcnews

1:1

«Один ученик — один компьютер». Образовательная среда, в которой каждому учащемуся предоставлено одно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон).

BYOD

Дословно — «принеси своё устройство» (Bring Your Own Device). Политика использования собственных устройств на уроке. Из плюсов — сокращение бюджетных расходов и родная привычная среда для обучения; из минусов — проблемы с контролем безопасности и соблюдения учебных требований.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Новое министерство и онлайн-трансляции егэ - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Интересный совместный проект Samsung, Ростелеком и Орфограф, который делает технологию BYOD доступной — «Электронная школа будущего».

e-learning (eLearning)

Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения. Цифровое образование, электронное образование, digital-образование — это всё о нём, об elearning. Близкий по духу термин — EdTech (Education Technology).

Ещё его могут называть сетевым обучением или онлайн-обучением. В основе этой свежей педагогической парадигмы лежит открытость образовательных ресурсов, децентрализация учебной деятельности и использование в этих целях информационных технологий.

Сетевое обучение предполагает создание массовой общей цифровой среды для образования и самообразования.

У нас есть небольшая подборка обзоров на образовательные продукты. А об истории образовательных технологий можно почитать трилогию «Монстры образовательных технологий»: история, идеология, проблемы.

LMS

Источник: https://newtonew.com/school/dictionary-teacher-of-future

Базовые ценности образования

Говоря о базовых ценностях образования, мы будем исходить из того, что они вытекают из двух основных обстоятельств.

Во-первых, из самого по себе удовлетворения от обладания образованием, связанного с тем, что знание отвечает на присущие всем людям импульсы любознательности и открытости к получению новых навыков, знаний и опыта.

Во-вторых, образование обладает существенной инструментальной ценностью, которая помогает в достижении иных, также имеющих значение для человека, ценностей:

  1. Образование выступает в качестве механизма увеличения собственного состояния – обретение лучшего места работы, карьерный рост, высокие заработки, высокий уровень жизни, стабильность;
  2. Образование помогает обрести власть, в том числе и такую ее разновидность, как «власть экспертную». Конечно, стоит отметить, что образование является не единственным условием для обретения этого качества.

Характеристика ценностей современного образования

Ценности образования на сегодняшний день действуют на каждом этапе его развития в виде моральных императивов. Эти ценности – не законы педагогической деятельности, а скорее основания ее самоорганизации и саморазвития, обобщенные представления о желаемом и социально необходимом для человеческого сообщества.

Учитель месяца: -Основная ценность образования - это познание мира  - Студенческий портал

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Ведущие ценности современного образования – это: активность, творчество, гуманизация, толерантность, свобода, динамизм, профессионализм, конкурентоспособность.

Все они, по идее, должны воплощаться не только в содержании и процессе учебной деятельности, но и во внеучебной деятельности студентов так же активно, так как большая часть времени молодого человека посвящена досугу, общению, спорту, развлечениям.

Педагогическое сопровождение трансляции этих ценностей в студенческую среду активно развивается.

Мы рассмотрим следующие базовые ценности образования:

  1. Взаимопонимание – система чувств и взаимоотношений, которая позволяет достигнуть цели совместной деятельности или общения, а также максимально способствует соблюдению интересов всех сторон, участвующих в образовательном процессе;
  2. Выбор – наряду с самоопределением выступает как один из основных принципов личностно ориентированного образования. Ориентация происходит на внутренние резервы и душевный потенциал подрастающего организма;
  3. Добродетель – гуманистические ценности, ориентированные на человека (человеколюбие, другодоминантность, великодушие, забота, доброта);
  4. Защита – выражена в готовности и способности педагога прийти на помощь учащемуся;
  5. Индивидуализм – выражается в наивысшей ценности свободы человека. Отсюда вытекает еще одна ценность – индивидуальность как неповторимое своеобразие личности: каждый обладает своим набором уникальных качеств, которые необходимо развивать в процессе получения образования на всех этапах: начиная с дошкольного, и заканчивая послевузовским.

Ценность образования в конкурентоспособности

На сегодняшний день самый популярный ракурс, с которого многие исследователи и обыватели рассматривают образование – это его роль в повышении конкурентоспособности как общества, так и личности.

Большинство людей отмечают неразрывную связь между уровнем образования и уровнем благосостояния.

Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем выше его шансы получить более престижную и высокооплачиваемую должность.

Замечание 1

Но здесь стоит сделать оговорку: не всегда наличие образования означает, что человек сразу же, в самом начале карьеры будет зарабатывать большие деньги и обретет успех. Здесь все зависит и от личных качеств индивида: его целеустремленность, уверенность, стремление развиваться, любознательность и активность.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/bazovye_cennosti/bazovye_cennosti_obrazovaniya/

Государственная, общественная и личностная ценность образования (стр. 1 из 2)

  • ПРЕДМЕТ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
  • РЕФЕРАТ
  • Тема:
  • «Государственная,
  • общественная и личностная ценность образования.»
  • Оглавление

1.Введение. 2

2.Государственная, общественная и личностная ценность образования. 4

2.1.Личностная ценность образования. 4

2.2. Общественная ценность образования. 5

2.3.Государственная ценность образования. 6

3. Тенденции развития современного образования. 8

  1. 1.Введение
  2. “Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком”
  3. Жак Маритен

Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания — наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в полной мере обеспечивает достаточно определенный и ясно выраженный результат: либо Благо, либо его противоположность.

Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.

В XX веке наметилась тенденция отчуждения образования от человека и общефундаментальных человеческих ценностей.

Бурный научно-технический прогресс способствовал формированию в обществе гипертрофированного представления об абсолютном приоритете технологических и технических достижений над гуманитарными знаниями, вещественного богатства перед духовным содержанием.

В различных социальных сферах на первый план вышли критерии целесообразности, эффективности. Само образование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, навыков, умений, необходимых для освоения технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.

Человеку надлежит приобретать Благо, пишет Платон, оно по справедливости должно быть признано более высоким, чем удовольствие, — это ум, знание, понимание, искусство и прочее в том же роде. Устремленность к миру вечных Идей, отвлечение от повседневной суетности — вот цель истинной жизни.

Осмысливая современные задачи образования, можно констатировать, что развитие духовного потенциала личности не должно сводиться просто к интериоризации объективной духовности.

Оно осуществляется в процессе деятельности человека с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими социально значимыми ценностями.

Погоня за знаниями, информацией, за материальными ценностями диссонирует с генетически заложенной в человеке потребностью в гармоничном развитии. Главная задача воспитания — это соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их признание и развертывание.

Ведь правильное воспитание и обучение, отмечает Платон, пробуждают в человеке хорошие природные задатки, т.е. благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше — и вообще, и в смысле передачи их своему потомству.

«Обратить человека — вовсе не значит вложить в него способность видеть — она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы».

Проблема цели и сути образования действительно разрешается философией (рассмотрение вопросов формирования личности, оптимальной адаптации человека к жизни в обществе, разработки образовательных концепций и программ).

Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Таким образом, человек образованный — это тот, кто знает мир и умеет использовать свои знания.

(Первое предписание философии по Платону — это усердное развитие интеллекта с целью восстановления единства с вечным).

Образование – это единственная технологическая сфера формирования личности человека. По своей сути оно работает всегда на будущее, предопределяя развитие общества в прогрессивном или регрессивном направлении.

Поэтому роль образования в развитии любого общества является определяющей.

Только оно в состоянии переломить негативные тенденции в духовной, нравственной сфере человечества, помочь в поисках смысла человеческой жизни, дать прогрессивные жизненные ориентиры и указать критерии необратимой нравственной деградации человека.

Духовные, нравственные факторы в борьбе созидательных и разрушительных сил всегда стоят на стороне созидательных. И если разрушительные силы в основном стихийны, то созидательные всегда целенаправленны и требуют огромных усилий не только энергетических, но и временных затрат.

Мы не отрицаем личностной ценности образования, глубоко воспринимаем высшую самоценность каждого человека, но при этом уходим от перекосов и крайностей, понимая, что ценность образования не только в развитии личностных качеств, но и общественных и государственных. И только гармония этих качеств может решить вопрос о ценностном образовании.

  • 2.Государственная, общественная и личностная ценность образования
  • В зависимости от ответа, который дается человеком или — более широко — обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.
  • Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:
  • ценности образования как ценности государственной,
  • — как ценности общественной,
  • — как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

2.1.Личностная ценность образования

По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно-ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере «культуры полезности» и «культуры достоинства», — понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым.

Культура полезности или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет «единственную цель… — воспроизводство самой себя без каких-либо изменений …

образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет».

Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности.

Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция».

Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым.

«Старые» ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются «новыми», чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

2.2. Общественная ценность образования

Образование — это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в.

Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Вместе с тем цель образования — развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.

Читайте также:  Узнать об обучении и бизнесе за рубежом можно за один день - студенческий портал

Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства.

Это не просто обуславливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность».

При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Источник: https://mirznanii.com/a/230494/gosudarstvennaya-obshchestvennaya-i-lichnostnaya-tsennost-obrazovaniya

Решу огэ

Задания Д27 C2 № 1765

Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте? Используя текст и знания курса, объясните смысл фразы: «Школа выполняет “заказ” общества».

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования — это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

(по материалам интернет-издания)

1

Задание 21 № 1764

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

  • В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
  • Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
  • 1) роль школы;
  • 2) принципы образовательной политики в РФ;
  • 3) основные направления реформы образования;
  • 4) эффективная модель образования.
  • Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс ·

2

Задания Д28 C3 № 1766

Используя текст, назовите любые четыре принципа современной образовательной политики в РФ. Объясните один любой из них.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы принципы и дано объяснение одного из них, например:

1) гуманистический характер образования (в центре образовательного процесса человек как объект и субъект познания);

2) приоритет общечеловеческих ценностей (в образовательном процессе реализуются ценности добра, красоты, семьи, демократии и т. п.);

3) право личности на свободное развитие (никто не навязывает учащимся жизненные взгляды, ценности, создаются условия для их самоопределения);

4) общедоступность образования (общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, значительное число услуг дополнительного образования бесплатно для всех граждан);

5) внимание системы образования к потребностям обучаемых (в системе общего образования ученикам предлагаются различные предпрофильные и профильные курсы, факультативы, спортивные и творческие занятия и т. п.);

6) светский характер образования в государственных учреждениях (законодательством РФ запрещено преподавание основ любой религии на общеобязательных занятиях в основное учебное время). Может быть дано другое объяснение любого принципа.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс ·

3

Задание 23 № 1767

Какую модель образования автор считает эффективной? Предположите, почему. Используя знания курса, объясните, какая иная модель образования может считаться эффективной.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Позиция автора: «эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации».

Позиция автора может быть приведена в иных, близких по смыслу формулировках.

2. Предположение, например: в современном мире очень важно умение человека самостоятельно работать с информацией, заниматься самообразованием.

Может быть высказано другое предположение.

3. Другое объяснение, например: эффективной является модель образования, обеспечивающая высокое качество знаний учеников, их поступление в вузы.

Может быть дано иное объяснение.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс ·

4

Задание 24 № 1769

В своих выступлениях Президент РФ неоднократно подчёркивал, что доступность качественного образования — залог процветания нашей страны. Приведите два объяснения (аргумента) в поддержку этой идеи.

Пояснение.

  1. Приведены два объяснения (аргумента):
  2. 1) от качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние;
  3. 2) в условиях современного информационного общества требуются хорошо образованные люди, без которых невозможно добиться процветания нашей страны.
  4. Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс ·

5

Задание 22 № 8402

Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте? Используя текст и знания курса, объясните смысл фразы: «Школа выполняет “заказ” общества». Используя текст, назовите любые четыре принципа современной образовательной политики в РФ.

Пояснение.

  • 1. Отличия:
  • а) многообразие подготовки учащихся;
  • б) особые технологии, используемые в процессе занятий.

2. Потребности общества влияют на срок обучения, набор предметов и требования к качеству школьного образования.

  1. 3. Названы принципы и дано объяснение одного из них, например:
  2. 1) гуманистический характер образования;
  3. 2) приоритет общечеловеческих ценностей;
  4. 3) право личности на свободное развитие;
  5. 4) общедоступность образования;
  6. 5) внимание системы образования к потребностям обучаемых;
  7. 6) светский характер образования в государственных учреждениях.

ПояснениеСпрятать пояснение · · Видеокурс · Пояснение.

  • Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  • 1. Отличия:
  • а) многообразие подготовки учащихся;
  • б) особые технологии, используемые в процессе занятий;

2. Объяснение, например: потребности общества влияют на срок обучения, набор предметов и требования к качеству школьного образования.

Может быть дано другое объяснение.

Источник: https://soc-oge.sdamgia.ru/problem?id=1765

Новая система образования в Казахстане

Новая система образования в Казахстане 2019–2020 — этап в создании эффективной учебной модели, цель которой — это повышение функциональной грамотности выпускников. С какими изменениями в системе обучения столкнутся школьники и студенты, расскажем подробнее.

pexels.com

Новая система образования в средней школе Казахстана

Система образования в Казахстане с 2016 года претерпевает изменения. Это неизбежный процесс, обусловленный динамикой развития науки и техники, информационного пространства. Человек должен быть мобильным и результативным, иметь возможность быстро менять профориентацию, быть готовым к освоению меняющихся технологий.

Все это существенно изменило требования к школьному обучению и профессиональной подготовке в вузах. Эффективность индивидуума определяет не количество полученных им знаний, а разнообразие умений и навыков, которыми он овладел, и возможностями их применения.

Действительно, в период интернета нет нужды запоминать множество фактов, дат, событий. Достаточно получить навыки работы с информацией, развить критичность мышления, сформировать умение устанавливать аналогии между фактами и интерпретировать их. Тогда проще менять профессиональные направления, повышать собственную результативность и, следовательно, конкурентоспособность на рынке труда.

Какие же изменения в связи с этим переживает образование Казахстана? Расскажем детальнее о том, что собой представляет реформа, чего ждать школьникам, педагогам и родителям:

  • Обновленное содержание образования во всех классах.

О том, что представляют собой новые подходы к обучению и оцениванию детей, знают родители первоклассников и второклассников. Коснулись эти изменения и учащихся 5-х и 7-х классов. В текущем году к ним присоединились 3-й, 6-й и 8-й классы. Новая программа проходит апробацию и в 4-м классе и старшей школе.

В чем суть обновлений? Согласно новым требованиям, существенно изменился подход к получению учащимися знаний: важно не количество репродуктивной информации, освоенной ребенком, а развитие критического мышления — умения сопоставлять и анализировать факты.

pexels.com

  • Критериальность в оценивании, СОР и электронный дневник.

Критериальное оценивание — это новаторский подход в определении успеваемости ученика. Эта технология позволяет оценить личные достижения учащегося, выявить его сильные стороны и указать те аспекты, над которыми следует поработать.

Критериальность помогает школьнику развивать свои умения и навыки, адекватно рассматривать личные успехи и просчеты. Такое оценивание может проводиться как по определенному виду заданий, которые выполняет ученик, так и по теме, которую изучают на уроке. При этом формальное выражение оценки может быть различным: смайлик, наклейка, надпись, сделанная учителем.

Родителям в этом случае сложно сориентироваться, каковы же успехи ребенка, потому что поточных оценок нет.

Об эффективности усвоения ребенком учебного материала они узнают из показателей контрольного теста, которым завершится изучение той или иной темы.

Этот результат (СОР — суммарное оценивание раздела) имеет процентное выражение, то есть показывает, на сколько процентов ученик справился с заданиями.

Сумма всех СОР за четверть и оценка за четвертную контрольную работу составят результат за четверть. Все эти данные учителя представят в электронном дневнике ученика, который родители могут просмотреть онлайн.

  • Снижение учебной нагрузки и времени на домашнее задание, пятидневка.

МОН РК рекомендует школам уменьшить общее количество часов обучения, то есть снизить учебную нагрузку. Теперь младшая школа будет учиться на 2–3 часа меньше (1–2 и 3–4 классы соответственно), с 5-го по 7-й класс нагрузка снизится на 3 часа, а с 8-го — на 4 часа.

Такое сокращение произойдет благодаря совершенствованию учебных планов и сокращению часов, отведенных для изучения алгебры, казахского и английского языков, национальной истории, литературы и информатики. Будут пересмотрены виды деятельности на уроках физкультуры: дети получат возможность 1 час заниматься хореографией, играть в спортивные игры.

Чтобы разгрузить детей, дать им возможность отдохнуть и восстановиться после напряженного учебного дня, государственный департамент образования Казахстана рекомендует ограничивать количество заданий, выданных на дом:

  1. 20 минут первоклассникам на подготовку чтения и только со второго полугодия.
  2. 50 минут — второклашкам.
  3. 70 минут на выполнение заданий ученикам 3-го и 4-го классов.
  4. 90 минут — для школьников средней школы (5–6 классы).
  5. До 2-х часов будут выполнять домашнюю работу ученики 7–9-х классов.
  6. 2–2 часа 10 минут — старшеклассники.

Такой режим работы снизит эмоциональную и психологическую нагрузку на ребенка и повысит уровень запоминания, усвоения материала.

МОН также рекомендует школам переходить на пятидневную неделю. Это позволит учителям и школьникам полноценно отдохнуть. Кроме того, запрещено выдавать учебные задания детям на каникулярный период. Это время дети посвятят чтению литературы, подготовке проектов, если обучаются в специализированных школах.

  • Больше английского в старших классах.

Министерство образования постепенно внедряет изучение предметов математического цикла и естествознания (химия, физика, биология) на английском языке. Но делать это будут только для старшеклассников и только по решению попечительского совета.

  • Переход на казахский язык обучения и латиницу.

Изменения, которые происходят в национальной гуманитарной стратегии развития общества, коснутся и школы. Постепенно в заведениях, где обучение проходит на русском, будет увеличиваться часть предметов, которые читают на казахском.

В старших классах изучение всех предметов должно вестись исключительно на национальном языке. Кроме того, в школах будет производиться планомерный переход на латиницу.

  • Новые предметы и электронные учебники.

В школьной программе появится новый курс «Основы жизнедеятельности». В рамках литературы и истории дети 5–7-х классов будут изучать краеведение. В некоторых учебных учреждениях при поддержке акиматов вводят курсы робототехники.

Станет проще с учебниками. Разработаны электронные версии, которыми можно воспользоваться с любого гаджета. Это уменьшит вес школьного рюкзака и оптимизирует рабочее пространство школьника.

Реформирование коснется и учителей. Они станут получать выплаты за каждый вид работ, которые выполняют. Уменьшится количество бумажной писанины: педагоги будут готовить и вести только учебно-методическую документацию.

Новшеством стало и распределение государственного финансирования школьного образования. Теперь его размер зависит от количества учащихся. Таким образом, школы будут заинтересованы в повышении уровня обучения.

Подобные усовершенствования нацелены на повышение качества знаний и умений, которые приобретает школьник, на формирование самостоятельной и деятельной личности.

Критериальное оценивание в начальной школе Казахстана

Новая система высшего образования в Казахстане

За годы независимости в Казахстане сформировалась система высшего образования, которая учитывает национальные особенности и международные стандарты. В стране функционируют государственные и частные учебные заведения. Студенты получают двухступенчатое высшее образование — бакалавриат и магистратура.

Поступить в вуз можно, сдав единый вступительный экзамен — ЕНТ и получив грант. Узнайте, что ожидает студентов в связи с проводимыми образовательными реформами:

Многих старшеклассников порадует новость, что в 2019 году государственный заказ (гранты) увеличился на 20 тыс. Это открыло перспективу получения высшего образования перед многими выпускниками школ.

В высших учебных заведениях Казахстана есть специальности, которые мало востребованы среди молодежи. Поэтому ежегодно случается недобор. Профильное министерство приняло решение забирать лицензии у вузов на такие специальности.

Таким образом, будет происходить модернизация высших учебных заведений, сформируются конкурентные профильные направления. Это повлечет за собой улучшение и качества преподавания, и качества знаний, приведет к улучшению материально-технической базы.

  • Антиплагиат для студенческих работ.

Самостоятельность выполнения дипломных проектов, курсовых работ и магистерских исследований в последние десятилетия резко снизилась.

Студенты за редким исключением не проводят самостоятельных исследований, а попросту переписывают чужие работы. Связано это с общедоступностью информации.

Множество научных материалов попадает в интернет и используется студентами без надлежащего оформления, порождая плагиат.

Объем информации, который представлен во Всемирной сети, огромен и выявить «след» чужих работ не всегда представляется возможным.

Поэтому МОН РК разработало систему, с помощью которой будут проверяться все научные изыскания студентов.

С особой тщательностью будут проанализированы на предмет заимствований дипломные и магистерские работы, поскольку именно они дают представление об уровне подготовки специалистов.

pexels.com

Не секрет, что система подготовки на стационаре и заочном отделении разительно отличается. Это касается не только формы обучения, но и объема усваиваемых студентами знаний. На заочном отделении он едва ли достигает 70%, тогда как должно быть 100%.

Именно такое требование к студентам заочной формы обучения предъявлено в 2019 году. Все новшества (программы, формы отчетности и т. д.) коснутся только тех, кто поступит на заочное отделение в текущем году. Те, кто поступил до 2019 года, окончат учебный курс по старым стандартам.

В связи с этими изменениями увеличится доля дистанционного обучения, усовершенствуются формы контроля знаний заочников.

В Казахстане в 2019 году стартовал пилотный проект, согласно которому выпускники некоторых колледжей (46-ти) смогут продолжить обучение в высших учебных заведениях на новых условиях: их переведут на основании результатов оценивания. Этому поспособствует единая система кредитно-модульного обучения.

  • Аттестат для детей с особыми образовательными потребностями.
Читайте также:  Чему учат в школе: онлайн-курсы по основным дисциплинам - студенческий портал

Если раньше ребенку, который имел задержки в умственном развитии, выдавали только справку, то теперь — аттестат с иной, чем у выпускников общеобразовательных школ, серией.

Особенные дети получат возможность поступить в колледж, где смогут приобрести рабочую специальность. Такой подход снимает проблему нарушения прав человека в отношении детей с особыми потребностями и открывает для них перспективы социализации.

akorda

  • Изменения в присуждении стипендии «Болашак».

Стипендия, учрежденная Президентом Казахстана, предоставляет возможность получения научной степени и прохождения стажировки в известных компаниях мира. Чтобы ее получить, необходимо иметь высокий средний балл аттестата и выявить высокий уровень владения иностранным и государственным языками.

В 2019 году снижены требования относительно знания корейского, японского, немецкого и французского языков, но возросли в отношении английского.

Изменения, которые происходят в образовательной системе Казахстана, — объективная необходимость, вызванная динамикой развития науки, экономики и технологий.

Новая реальность выдвигает новые требования к человеку. Он должен быть не просто умным, а креативным, обладать нестандартным мышлением, быть мобильным и динамичным, быстро осваивать все новое.

Человеческий ресурс — залог развития национальной экономики. Поэтому сформировать такого индивидуума — задача обновленной системы образования Казахстана.

Дистанционное обучение в Казахстане: список вузов

Источник: https://www.nur.kz/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane-2018-2019.html

Образование как общечеловеческая ценность

В
самом общем понимании «общечеловеческими»
принято называть сегодня те ценности,
которые сближают духовные устремления
представителей различных культур и
образовательных систем разных стран.

Забота о самосохранении заставляет
сближать позиции и взаимно учитывать
интересы отдельных групп, сословий,
наций, принимать документы, в которых
предпринимаются попытки правового
закрепления ценностей, признаваемых
большинством, в том числе и в области
образования.

Мир
ценностей – это не мир «вещей», он не
поддается рационально-логическому
объяснению, и многочисленные попытки
создания «научной теории ценностей»
пока не увенчались успехом.

Ценности
вычерпываются и впитываются человечеством
из всего контекста культуры.

Ценностные
подходы к осмыслению образования только
начинают предприниматься в современной
философии образования, где различаются
ценности образования (его значимые
приоритеты) и образование как ценность
(отношение к образованию и оценка его
значимости).

Ценностное
отношение к образованию постепенно
вырабатывалось в культурно-историческом
развитии народов, и каждое поколение
осмысливает и оценивает значимость
образования заново.

В культурно-историческом
развитии ценностные ориентации
образования изменялись с преобладания
отдельных функциональных характеристик
образования (ценность грамотности,
просвещенности, естественнонаучного
знания, способов действия и тому подобное)
и до признания самоценности образования,
его роли в целостном развитии личности.

При этом ценностное отношение человека
к миру, мир человеческих ценностей
ускользал от внимания педагогов, став
основой лишь гуманистических моделей
образования.

Уважение
к образованию, стремление к достижению
высокого его уровня признается важнейшей
ценностью современного общества, наряду
с открытостью новому опыту, пониманием
разнообразия мнений и воззрений
окружающих, некоторыми другими
приоритетами.

Это подтверждается
конституционно закрепленным правом
человека на образование во многих
странах мира, Всеобщей Декларацией прав
человека ООН, в Конвенции о правах
ребенка (1989). (Декларация имеет
рекомендательный характер, а конвенция
– соглашение, имеющее обязательную
силу для всех присоединившихся к ней
государств).

Признание образования в
качестве общечеловеческой ценности
подчеркивает общие ценностные приоритеты
образования для различных национальных
образовательных систем.

В соответствии
с Законом об Образовании (1992) основные
идеи вышеназванных документов положены
в основу государственной политики в
области образования в нашей стране.
Главными среди таких идей в области
образования являются:


  • приоритет интересов растущего человека
    перед интересами общества;

  • право каждого человека на образование,
    причем, на обязательное и бесплатное
    начальное образование;

  • обеспечение учебных дисциплин с помощью
    методов, отражающих уважение человеческого
    достоинства учащегося;

  • право на получение образования, содержание
    которого утверждает достоинство
    человека.

Основная
идея – наилучшее обеспечение интересов
растущего человека – выражается в
четырех основных требованиях к обеспечению
его прав: выживание, развитие, защита и
активное участие в жизни общества.

Признание человека высшей ценностью,
а его блага – высшей целью образования
отражено в принципах его гуманизации,
демократизации.

Таким образом,
гуманистическая ориентация образования
признается основой и точкой отсчета в
его организации и построении.

Гуманистическая
ориентация образования – система
приоритетов в деятельности его субъектов,
направленных на развитие личности, ее
способности к осознанному и ответственному
выбору в различных ситуациях
жизнедеятельности на основе ценностей
гуманистической культуры. Гуманистические
ценности образования – его человеческие
смыслы, общественно одобряемые,
реализуемые в образовательной сфере.

Российское
общество находится на переломном этапе
своего развития. Он характеризуется
переоценкой ценностей, критикой и
преодолением того, что мешает дальнейшему
движению вперед.

Высшим гуманистическим
смыслом социального развития становится
утверждение отношения к человеку как
высшей ценности бытия, создание условий
для свободного развития каждого человека.

Человек как критерий оценки социального
прогресса представляет собой
гуманистический идеал происходящих в
стране преобразований.

Поступательное
движение к этому идеалу связано с
гуманизацией жизни общества, в центре
планов и забот которого должен стоять
человек с его нуждами, интересами,
потребностями. Поэтому гуманизация
образования рассматривается как
важнейший социально-педагогический
принцип, отражающий современные
общественные тенденции построения
системы образования.

Гуманизация
– ключевой элемент нового педагогического
мышления, утверждающего полусубъектную
сущность образовательного процесса.
Основным смыслом образования в этом
случае становится развитие личности.
А это означает изменение задач, стоящих
перед педагогом.

Если раньше он должен
был передавать учащемуся знания, то
гуманизация выдвигает иную задачу –
способствовать всеми возможными
способами развитию личности учащегося.
Гуманизация требует изменения отношений
в системе установления связей
сотрудничества учитель-ученик,
преподаватель-студент.

Подобная
переориентация влечет за собой изменение
методов и приемов работы педагога.

Гуманизация
образования предполагает единство
общекультурного, социально-нравственного
и профессионального развития личности.
Данный социально-педагогический принцип
требует пересмотра целей, содержания
и технологии образования.

Образование
– это процесс искусственный, сознательно
организуемый, целенаправленный. Категория
цели является для педагогики центральной
и реализуемой на самых разных уровнях:
от стратегических целей образования –
до конкретного целевого действия
педагога. От того, как будет сформулирована
цель, зависит фактически и вся
образовательная теория и технология
ее реализации.

XXI
век называют веком образования. Ныне
образование рассматривается как
реализация неотъемлемого права человека.
Человек не бывает от природы тем, кем
он должен быть, поэтому он нуждается в
образовании. Человек воспитывает, как
часто выражаются, свою вторую натуру,
вторую природу.

Вопрос в том, какой он
ее сделает? Поднимется ли он всего лишь
чуть-чуть выше своих природных оснований?
Или же овладеет специализированным
знанием, усвоит ценности и науки, и
культуры, и практики? В наши дни мало
кто сомневается в том, что действительное
образование делает человека соучастником
в знании целого.

Образование включает
человека в деяния человечества, а потому
цель образования – человечность.

В
1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная
конференция по проблемам мышления.
Сингапур – страна маленькая, да к тому
же почти напрочь лишенная природных
ресурсов.

Однако страна процветает, а
объясняют это тем, что Сингапур по уровню
общей образованности занимает первое
место в мире. Тем не менее, власти
Сингапура обеспокоены будущим, стремятся
определить новые горизонты образования.

Видят же они их во всемерном внедрении
в образование творческих методов.

Характерная
черта современной мировой ситуации –
неопределенность, многообразие связей.
Чтобы успешно ориентироваться в этих
условиях, требуется нестандартность
мышления, способность к дискуссиям,
отказ от бездумной зубрежки и заучивания.
А это означает, что человеку приходится
много самому работать, не удовлетворяться
готовыми ответами, почерпнутыми из
книг.

Образование
все в большей степени становится
непрерывным, оно берет свое начало в
детстве и устремляется вслед за человеком
в его старость.

Теперь уже всем ясно,
что невозможно раз и навсегда закончить
свое образование: «Век живи – век учись»,
– гласит старинная пословица. В наши
дни она приобретает, однако, новое
звучание. Дело не просто в постоянной
учебе, а в ее умелом налаживании.

На
каком-то этапе, чаще всего после окончания
учебного заведения, человек становится
учителем самого себя, он вынужден
заниматься самообразованием.

Образованный
человек из года в год наращивает свои
усилия, расширяет свою библиотеку,
приобретает и новые интересы. Сплошь и
рядом результаты самообразования
оказываются столь впечатляющими, что
человек, прошедший школу самообразования,
вспоминает свои институтские или
техникумовские достижения с улыбкой.

На
первый взгляд, достаточно полное усвоение
данных разнообразных наук, искусств,
практик – дело абсолютно безнадежное.
Но выход из ситуации есть и состоит он
в своеобразном отказе от многознания
(как часто говорят, многознание не есть
знание).

Человек в отличие от компьютера
не просто накапливает знания, а сворачивает
их, обобщает, выделяет принципы и способы
оперирования с ними. Так поступает и
математик, и физик, и психолог, и социолог,
и вообще каждый человек. Свертку знания
можно провести в любой науке, с любыми
сведениями.

Максимально же емкую свертку
дает человеку философия. Именно в своей
философии человек имеет все присущее
ему ценностное богатство в максимально
концентрированном виде.

В быстро
изменяющемся, насыщенном неопределенностями
и риском мире ничто и никто не ориентирует
человека более действенно, чем философия:
она скрепляет знания человека в единое
целое, без нее знания рассыпаются.

Кажется,
нет такой страны, где были бы довольны
состоянием образования; везде ищут
новые пути, новые ориентиры. В дискуссиях,
похоже, главный из них более или менее
определен.

Речь идет о понимании
образования как ответственности. В
совсем недавнем прошлом цель образования
видели в приобретении хороших,
исчерпывающих знаний.

Идеал правильного
знания был переплавлен затем в идеал
приобретения правильных практических
навыков.

Одной
из наиболее проблемных категорий в
дидактике является содержание образования.
Какой опыт должен обретать человек в
процессе образования, чему его учить и
как воспитывать? Ответ на это вопрос
зависит от ценностных и мировоззренческих
установок педагогического сознания
конкретной эпохи и определяется
представлениями о целях образования:
каждая культура ищет свой вариант
ответа.

Сегодня
в реальной практике сосуществуют
различные представления о содержании
образования – традиционные и
нетрадиционные, но преобладают пока
традиционные подходы к построению
содержания: «предметный
подход»,
способствующий формированию «мозаичной»
картины мира, а не целостному его
восприятию и целостному развитию
личности; учебный процесс отождествляется
с упрощенным воспроизведением логики
науки вне особенностей ее исторического
развития; увеличение количества новых
дисциплин; погоня за объемом знаний и
абсолютизация рационально-логического
мышления; образование сводится к
обучению.

Такое
содержание перестало соответствовать
реалиям культуры и разнообразию
человеческой деятельности, не обеспечивает
свое предназначение – служить эффективной
самореализации человека в современной
культуре. Человечество прошло путь от
постановки вопроса о «своде» знаний в
энциклопедии до превращения этого свода
в технико-информационные системы.

Знания
выводятся за пределы человека в мировую
компьютерную память, их стремительное
умножение и «старение» уже не позволяет
им быть возможным фундаментом развития
личности. Образованность сегодня –
культура мыслей, переживаний, поступков.

Богатство культуры не исчерпывается
наукой, а однобокое развитие
рационально-логического мышления
отнимает у «познающего разума» способность
к интуиции, озарению – обязательных
спутников творчества, тогда как повсюду
от человека требуется инновационная
деятельность, творческий поиск и принятие
решений в ситуациях со многими
неизвестными, ответственность за свой
выбор.

Иначе говоря, само состояние
современной культуры протестует против
рационально-знаниевого характера
образования, но и не позволяет
сосредоточиться лишь на «индивидуальном
бытии» личности в образовании.

Сегодня
крайне обостряется проблема нового
наполнения содержания образования, где
органично сливались бы духовность и
рациональность, обеспечивался бы
личностный способ бытия человека и в
то же время его научно-теоретическое
отношение к миру, стремление понять его
и себя в нем. Таким образом, особую
актуальность имеет проблема создания
условий, обеспечивающих преобразование
внешнего по отношению к личности
содержания образования во «внутренние»
ее силы.

Ценностно-смысловая
направленность такого содержания
выражена в идеях гуманизации и
гуманитаризации, демократизации и
культуросообразности образования. С
реализацией этих идей связаны многие
актуальные проблемы содержания
образования.

  1. Гуманизация
    предусматривает представленность в
    содержании образования не только опыта
    наук, но и опыта других способов познания
    мира, опыта «быть личностью»; тем самым
    обостряется проблема соотношения
    естественных и гуманитарных предметов,
    теоретических и прикладных, обновления
    содержания традиционных предметов и
    введение новых.
  2. Гуманитаризация
    содержания образования нацелена на
    «очеловечивание» самого знания, которое
    должно быть личностно значимым для
    человека, глубоко затрагивающим сферу
    человеческих переживаний; эта проблема
    не имеет ничего общего с механическим
    «вычитанием» естественно – научных
    дисциплин и «прибавлением» гуманитарных:
    духовное измерение есть в любой науке.
  3. Демократизацияобразования
    предусматривает определенные права
    для человека в выборе содержания,
    вариативность и альтернативность
    образовательных программ; в то же время
    обостряется проблема стандартизации
    образования, предотвращения субъективизма
    в построении программ и учебных планов.
  4. Культуросообразностьпредполагает
    «открытость» содержания альтернативным
    трактовкам в изучении предметов,
    общечеловеческим и национальным
    ценностям культуры, отказ от наукообразия
    в отборе и построении образовательных
    дисциплин; проблема глобализации
    содержания образования связана с
    необходимостью развития «планетарного»
    мышления, осознающего неоднородность
    мира и его восприятия, болеющего за
    состояние планеты и происходящего на
    ней, способного понимать другие культуры.
  5. Для
    реализации этих идей нужны глубокие
    изменения в педагогическом сознании,
    в образе мышления и поведения самого
    педагога, в самой структуре содержания
    образования, где должны быть представлены,
    по крайней мере, пять необходимых
    компонентов: когнитивный,
    деятельностно-творческий, аксиологический,
    коммуникативный и личностный.
  6. Когнитивный
    – включает систему знаний о мире, о
    способах и инструментах познавательной
    и практической деятельности, о нормах
    отношения к явлениям жизни в различных
    культурах.

Деятельностно-творческий
обеспечивает
систему практических и интеллектуальных
умений и опыт творчества в различных
видах деятельности. Актуальная проблема
перевода содержания в деятельностную
форму связана с переходом от жестокого
управления деятельностью учащихся к
совместной деятельности и к самоорганизации,
от репродукции – к творчеству.

Аксиологический
компонент – вводит человека в мир
ценностей; опыт ценностного отношения
к миру, себе, другим, к выполняемой
деятельности составляет базовую культуру
личности, которая и определяет меру ее
гуманности, духовности, гражданственности;
вне такого опыта не решается проблема
обнищания души при обогащении знаниями
и умениями. Обретается он переживанием
в совместной деятельности, диалогическом
общении, насыщенных культуросообразными
ценностями.

Коммуникативный
компонент подчеркивает особое внимание
к общению как важнейшему источнику
наполнения содержания гуманистическими
ценностями, как к способу обмена духовными
потенциалами.

Личностный
компонент призван реализовать особую
функцию образования – личностноразвивающую.
В содержании образования для этого
актуализируется опыт самообоснования
своих мыслей, эмоциональных состояний,
поступков; опыт самостоятельного
принятия решений и ответственного
выбора.

Главное в образовании – личностная
вовлеченность человека в этот процесс,
что заостряет проблемы индивидуализации
образования.

Личностная вовлеченность
– это переживание учащимся занятия,
учебного материала, совместной
деятельности, где важен не столько факт,
понятие, проблема, сколько их человеческие
смыслы, субъективное, дополненное
собственным отношением значение; это
иной способ усвоения содержания, иной
способ бытия личности в образовании.

Таким
образом, новое смысловое и структурное
содержание образования не может строиться
на устаревших представлениях, но и не
может решительно отбрасывать опыт
прошлого. Сам стиль мышления сегодня
требует интеграции различных подходов
и культурно-исторических моделей
образования, взаимодополняющих друг
друга на новом уровне.

Лекция
16.

Источник: https://studfile.net/preview/1636010/page:15/

Ссылка на основную публикацию