Слияние вузов снижает их конкурентоспособность — студенческий портал

Глобализация, интеграционные процессы в Европе актуализировали необходимость повышения конкурентосособности национальных систем образования. Изменения затронули содержание образования, средства и методы обучения, управленческие механизмы, систему оценки качества образования, систему профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Ни для кого не секрет, что на первых позициях всех известных рейтингов вузов почти всегда находятся университеты Америки или Англии и совершенно нет представителей России. Поэтому Правительство Российской Федерации и Министерство образования и науки учредили проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100» был запущен в прошлом году в рамках реализации положений Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одна из целей, обозначенных в документе, — вхождение к 2020-му году не менее пяти российских вузов в топ-100 мировых университетов-лидеров (согласно международным рейтингам ARWU, QS, THE).

Планы проекта амбициозные, особенно если учесть, что даже самые влиятельные российские вузы редко входят в топ-200, а в последнее время и вовсе теряют позиции в двух рейтингах «большой мировой тройки». Так, если МГУ в 2010-м году занимал 74-е место в авторитетном Шанхайском рейтинге (ARWU), то в этом году университет оказался на 84-ой позиции.

СПбГУ стабильно занимает места в третьей сотне рейтинга. А в списке одного из самых влиятельных и глобальных рейтингов Quacquarelli Symonds (QS) МГУ занимает сейчас 120-ю позицию, в то время как в 2011-м году был на 112-м месте. Как считают специалисты, это во многом связано с разными методиками работы российских и американских/европейских вузов.

Например, QS учитывает при оценке университетов качество научной работы, перспективы трудоустройства, качество преподавания, а также цитируемость публикаций.

И если по количеству лауреатов Нобелевской премии ведущие вузы страны ещё могут конкурировать с западными университетами, то количество статей в «Nature&Science» и индекс цитирования остаются слабыми местами.

Некоторые представители Минобрнауки отмечают: «В России пока слабо стимулируют учёных за публикации в международных научных журналах… Кроме того, проблема в том, что российские научные журналы, даже самые серьезные из них, не включены в международную базу Web of Science».

Чтобы изменить ситуацию и вывести как можно больше российских высших учебных заведений в топ-100 мировых образовательных рейтингов, правительство наметило ряд шагов, среди которых формирование группы ведущих университетов для участия в проекте «5/100», разработка плана мероприятий по развитию выбранных вузов, организация мер государственной поддержки вузов-участников программы, а также создание благоприятных условий для развития долгосрочных конкурентных преимуществ российских университетов.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечает: «Конкурировать с топовыми университетами мира сложно и дорого. Так что это вызов для ведущих российских университетов: они должны сильно измениться в течение очень короткого срока.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как управлять временем: советы психолога - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Система высшего образования в семь раз должна увеличить число преподавателей со степенями ведущих мировых вузов, в восемь раз — число статей в международных журналах. Мы должны создать среду, чтобы к нам приезжали зарубежные студенты.

Это значит, что 20–30% курсов должны быть англоязычными. Должен быть англоязычный штат, современные общежития».

Направления Проекта 5-100 имеют условное обозначение и четкое описание. Итак, рассмотрим их подробнее:

«Интеграция». Расширение международного присутствия и укрепление репутации вузов в мире за счет интеграции в международное сообщество, развития академической мобильности и контроля репутации вузов за рубежом.

Целью международного сотрудничества вузов России с вузами других государств является улучшение качества предоставляемого образования российскими вузами, предоставление возможности российским студентам повысить свою квалификацию в зарубежных учреждениях, развивать международные культурные контакты.

«Образование». Повышение востребованности образовательных программ вузов на международном уровне за счет развития двухдипломного образования, совместных образовательных программ и открытых он-лайн курсов.

«Наука». Рост качества и объемов НИОКР, выполняемых вузами.

«Кадры». Привлечение в вузы ученых мирового уровня, перспективных молодых научно-педагогических работников и высококвалифицированных администраторов.

«Кампус». Создание необходимых условий в кампусе для реализации направлений «Интеграция», «Образование», «Кадры», «Наука».

Со времени запуска программы прошло несколько лет, до её завершения также еще много (6 лет), но и сейчас есть определенные результаты.

В первую очередь, главным событием программы за время её существования стало проведение открытого конкурса среди университетов на получение государственного финансирования мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Из 36 допущенных к конкурсу претендентов (всего заявок было 54) Совет по обеспечению конкурентоспособности российских вузов выбрал 15 университетов. Конечно, предпочтение отдавалось вузам, у которых есть реальный потенциал для достижения целей проекта.

Так, среди критериев, которыми руководствовались представители совета при выборе лучших университетов, — уровень развития научной деятельности вузов, вовлечённость вуза в международный академический рынок, привлекательность образовательных программ для абитуриентов, а также позиции университетов в международных рейтингах и т.д.

Среди вузов-победителей можно отметить следующих:

  1. Дальневосточный федеральный университет;
  2. Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт»;
  3. Национальный исследовательский технический университет «МИСиС»;
  4. НИУ «Высшая школа экономики»;
  5. НИЯУ «МИФИ» и др.

Всего 15 университетов, которые при финансовой поддержке правительства на протяжении нескольких ближайших лет будут разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению своей конкурентоспособности. Для организации успешного сетевого взаимодействия вузов-участников программы создана ассоциация «Глобальные университеты». Ожидаемые результаты Проекта к 2020 году:

  • – вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (рейтинг университетов мира Times Higher Education, всемирный рейтинг университетов QS, академический рейтинг университетов мира ARWU);
  • – не менее 15% иностранных студентов от общего числа обучающихся в каждом вузе;
  • – не менее 10% иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

Дмитрий Викторович Ливанов (Министр образования и науки Российской Федерации в 2012-2016 гг.) прокомментировал создание данного проекта: «Задача вхождения в рейтинги не является самоцелью. Самое главное — выстроить новое качество исследований и преподавания в российских университетах».

Сегодня в рамках этой инициативы вузы обмениваются опытом, рассказывают о лучших практиках своего университета, разрабатывают совместные предложения для Минобрнауки по улучшению работы проекта «5/100», а также занимаются реализацией совместных проектов. Координатором сетевого взаимодействия является НИУ ВШЭ.

Принципы организации международной деятельности университета в рамках описанной программы могут должны быть следующими:

  1. Приоритетность. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии международного сотрудничества объясняется, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.
  2. Равноправность партнёров. Каждый университет в рамках заключенного соглашения имеет равные права и возможности в получении выгод от такого сотрудничества, то есть иметь общую информационную вазу, равные квоты на студенческий обмен, равнозначные условия при получении услуг аналогично предоставленным и т.п.
  3. Гостеприимство. Это главный принцип международного сотрудничества. Любому иностранному студенту и преподавателю должно быть оказано радушие, дружелюбие, осведомленность, расторопность, расчет времени, гибкость, вежливость, стабильность, личный контакт с гостем, внушение доверия, превзойденные ожидания гостя.
  4. Непрерывность. Этот принцип означает, что программы международного сотрудничества должны постоянно продляться, совершенствоваться, для того, чтобы желающие поступить в вуз могли рассчитывать на то, что н а определенном этапе обучения они смогут принять участие в международном обмене, совместных исследованиях, получат доступ к информационным ресурсам и т.д.
  5. Ступенчатость управления (увеличение количества участников). Иерархическая структура управления проектами в области международного сотрудничества необходима для четкого разграничения сфер ответственности, обязанностей и компетенций. При этом очень важно, чтобы соблюдался принцип № 2.
  6. Системность. Этот принцип предполагает согласованность действия сторон, наличие определенной общей материальной базы, квалификации, языка общения).
  7. Результативность. Этот принцип будет достигнут при условии соблюдения всех предыдущих, и он определяет насколько эффективно и перспективно международное сотрудничество вузов.

Таким образом, представленные принципы согласуются с нормами международного права, которые включают в себя основополагающие принципы и нормы поведения субъектов международных отношений, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств. Так, принципы международного права, как некая юридическая константа, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств. В данном случае они дополнились спецификой образовательной отрасли.

Возникли сложности с написанием реферата, курсовой, дипломной работы? Не пройти систему антиплагиата? Поможем.

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал

Проверить свою работу на оригинальность.

  • Рассмотрение спортивных споров в США
  • Рассмотрение спортивных споров Спортивной комиссией при ТПП РФ
  • Арбитраж как способ разрешению спортивных споров
  • Понятие спортивных споров в законодательстве РФ и США
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Культура второй половины XX в.
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Международные отношения после Второй мировой войны
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Страны Латинской Америки после Второй мировой войны
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Индия и Китай во второй половине XX в.
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Крушение колониальной системы
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Страны Восточной Европы после Второй мировой войны
  • Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал
  • Развитие советской культуры

Архивы Выберите месяц Апрель 2020  (6) Март 2020  (129) Февраль 2020  (44) Январь 2020  (53) Декабрь 2019  (5) Ноябрь 2019  (5) Октябрь 2019  (44) Август 2019  (65) Июль 2019  (52) Июнь 2019  (14) Май 2019  (2) Апрель 2019  (14) Март 2019  (36) Февраль 2019  (49) Январь 2019  (90) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (74) Октябрь 2018  (156) Сентябрь 2018  (17) Август 2018  (58) Июль 2018  (37) Июнь 2018  (8) Апрель 2018  (14) Март 2018  (8) Февраль 2018  (37) Январь 2018  (95) Декабрь 2017  (37) Ноябрь 2017  (30) Октябрь 2017  (12) Сентябрь 2017  (20) Август 2017  (93) Июль 2017  (8) Июнь 2017  (73)

Источник: https://vuzru.ru/realizatsiya-proekta-povysheniya-konkurentosposobnosti-rossijskih-vuzov-na-mezhdunarodnom-urovne/

Объединение университетов снижает конкурентоспособность

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность».

На основе статистических показателей, а также результатов опросов десятков тысяч студентов, выпускников, преподавателей, ученых и работодателей он составляется уже в шестой раз.

Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: – Нам предстоит колоссальная образовательная революция, и это не только открытые онлайн-курсы. С развитием искусственного интеллекта и облачных баз данных скоро все рутинные элементы обучения студент сможет имитировать, взяв из облака. Поэтому никакого образования без исследований, без непосредственного контакта с ученым, который вместе со студентом ищет новые решения, через двадцать лет просто не будет.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Алевтина ЧЕРНИКОВА, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»: – Мы живем в быстро меняющемся мире и уже сегодня наблюдаем, как ряд профессий уходит в историю и возникают новые. С течением времени это будет происходить все быстрее, поэтому тезис «образование через всю жизнь» становится насущной необходимостью, а компетенция к самообучению станет одной из самых востребованных в будущем.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Михаил ЭСКИНДАРОВ, ректор Финансового университета при Правительстве РФ: – Миссия университета не только в образовании и науке. Если молодые люди в процессе обучения не создают сообщество друзей и не образуют семьи – это очень плохой университет. В целом же оценить вуз можно по тем глобальным предложениям, которые у него возникают, и по реализации этих идей.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Вальдемар СИВИНСКИ, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence: – Первая волна международных рейтингов прежде всего обратила внимание на исследовательскую миссию университетов, и десять-двенадцать лет мы восхищались количеством цитирований и публикаций. Но оказалось, что, кроме индекса Хирша, существует еще множество показателей. После этой волны во многих странах началось движение к тому, как определить суть университетов, их третью миссию. Ответ здесь должен быть не только на международном, но, прежде всего, национальном уровне, поэтому мы видим возрождение национальных рейтингов.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Алексей ХОДЫРЕВ, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА): – Из тенденций стоит отметить, что наибольший прогресс наблюдается в области наращивания научных публикаций и их цитирований. Кроме того, заметно выросли показатели рейтинга у экономических вузов. А вот объединение университетов ведет к снижению конкурентоспособности в краткосрочной перспективе и ослаблению позиций в рейтингах. Источник: пресс-релиз RAEX (Эксперт РА).

Цифры и факты

Анализ динамики положения вузов в рейтинге RAEX (Эксперт РА) позволяет сделать однозначный вывод: при присоединении к сильным вузам менее успешных образовательных организаций конкурентоспособность первых снижается. Иными словами, процессы укрупнения за счет слияний наносят урон сильным вузам.

В частности, в течение последних нескольких лет из-за объединений с другими вузами в рейтингах RAEX (Эксперт РА) на время снижались позиции НИУ ВШЭ, Финансового университета, НИТУ «МИСиС».

Такая динамика объяснима: она вызвана размыванием кадрового и финансового капиталов, которое неизбежно в случае, когда к сильному вузу присоединяют вуз с более скромными показателями.

Зачастую это может сопровождаться резким скачком численности студентов на фоне недостаточно высокого прироста материальной базы и кадров.

В этом году наиболее яркой иллюстрацией влияния объединения на конкурентоспособность служит Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева. На протяжении четырех лет вуз исправно входил в топ-30 российских вузов: в частности, в 2016 году занял 26-е место.

После присоединения к вузу Самарского государственного университета (занимал в рейтинге 76-е место) объединенный вуз в 2017 году занял лишь 31-е место, что на пять позиций ниже, чем результат аэрокосмического университета в прошлом году.

Общее количество обучающихся в объединенном вузе резко выросло, тогда как финансирование осталось на прежнем уровне, в результате чего объем денежных средств, приходящихся на одного студента, рухнул в два раза. Объединение повлекло за собой серьезное падение и по ряду иных удельных критериев.

Например, доля иностранных студентов снизилась с 5,5 до 4,8 %, а доля зачисленных на первый курс «олимпиадников» – с 1,1 до 0,5 %.

Тенденция к снижению позиций вузов в рейтинге после укрупнения хорошо прослеживается на примере опорных университетов.

Подробнее

Источник: https://akvobr.ru/obedinenie_universitetov_snizhaet_konkurentosposobnost.html

Университеты в «облаках»

Вузам в регионах зачастую непросто конкурировать за привлечение лучших кадров и талантливых студентов, однако теперь у сотни российских университетов появится доступ к новейшим технологиям в области искусственного интеллекта, которые можно будет использовать как для обучения, так и для разработки индивидуальных образовательных треков.

Всего на площадке «Острова» ректоры участвовавших в интенсиве вузов подписали более 3 тыс. соглашений — как между собой о взаимодействии, так и с участниками экосистемы технологического развития.

Они касаются как доступа к цифровому контенту и персональным рекомендациям по траектории развития, а также к цифровой платформе управления талантами, так и создания «Точек кипения» на базе университетов и интеграции в систему Олимпиады НТИ от Кружкового движения НТИ.

В частности, 63 вуза присоединились к партнерской сети Университета 20.35, Платформы НТИ и АСИ и договорились сотрудничать в технологической повестке.

«Перевод в цифру — это в первую очередь переход на новую культуру — культуру организации деятельности. И, конечно, переход на новую методологию.

Читайте также:  Delete my life: почему стреляют дети - студенческий портал

Методология цифровизации образования строится из нескольких ключевых вещей: это педагогический дизайн, построение индивидуальных траекторий и вообще персонализация, а также сбор и анализ подтвержденных образовательных результатов»,— отмечает Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35.

Сейчас обучение дается фронтально, без погружения человека в деятельность, на одних лишь лекциях и освоении шаблонов, а изобретательности, самовыражению и творческому подходу зачастую не остается места, считает он.

Предполагается, что Университет 20.

35 станет технологической платформой модернизации российских университетов и высшего образования, на которой они могут строить сетевое взаимодействие между собой, а также с системой дополнительного образования и другими участниками образовательного рынка и бизнеса, работать над созданием цифрового профиля студента, его цифровой моделью компетенций. То есть те технологии, которые сегодня доступны лишь в рамках интенсивов Университета 20.35, в будущем будут доступны вузам и другим образовательным организациям.

Вузы попали в сеть

Одним из основных результатов «Острова 10–22» стал крупнейший в мире сетевой образовательный проект, объединивший 100 российских университетов в разработке и продвижении технологий в области искусственного интеллекта и развития соответствующих компетенций у сотрудников вузов и студентов. Помимо Университета 20.35 в его реализации будут участвовать такие компании, как Mail.ru Group, «Крибрум», Skyeng, Bigdata team и GIL.

Предполагается, что объединение усилий университетов, частных и государственных организаций позволит, с одной стороны, повысить доступность и конкурентоспособность образования, с другой — обеспечить лидерство в использовании искусственного интеллекта. Отметим, именно этот набор технологий признается многими странами как одно из наиболее важных конкурентных преимуществ — стратегии по развитию ИИ утвердили практически все крупные страны: от Китая до Германии.

Проект подразумевает две части: во-первых, вузам уже с 1 сентября доступны образовательные модули, обеспечивающие освоение компетенций в области искусственного интеллекта.

Также учебные заведения создадут условия для того, чтобы результаты освоения студентами персональных траекторий могли учитываться в базовых образовательных программах на основании цифрового следа и цифрового профиля обучающегося на платформе Университета 20.35. А Университет 20.

35, в свою очередь, предоставит студентам и сотрудникам университетов бесплатный доступ к сервисам формирования персональных траекторий обучения в области искусственного интеллекта.

Во-вторых, в рамках проекта будут собираться данные для построения цифровых моделей компетенций специалистов в вузах и разрабатываться сервисы с рекомендациями от искусственного интеллекта.

«Сбор цифрового следа требует новой культуры организации образовательно процесса, новых протоколов взаимодействия и нового уровня участия самих обучающихся в изменении образовательного процесса.

Именно это мы и хотели показать на «Острове 10–22», погружая «островитян» в процесс сбора цифрового следа, работы с рефлексиями, знакомя их с анализом данных и образовательным дата-инжинирингом.

А что получилось у нас на самом деле — увидим к концу года по тем результатам, которые продемонстрируют университеты-участники»,— отмечает руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35 Андрей Комиссаров.

Еще один элемент — предметная разметка образовательных результатов — необходимое условие качественного сбора цифрового следа и визуализации реального опыта и прогресса учащихся.

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал

Технологии объединили в сервисы

Еще одним важным направлением для вузов станет применение командами опыта, полученного на «Острове», и развитие цифровых сервисов.

В частности, для поддержки и реализации разработанных во время «Острова» проектов была запущена сервисная модель соглашений о взаимодействии всех участников экосистемы технологического развития.

В каталоге собрано более 120 сервисов: продуктов, проектов, платформенных решений и франшиз от Минобрнауки, Университета 20.

35, Платформы НТИ, АСИ, РВК, «Сколково», Центров компетенций НТИ, союза «Молодые профессионалы», Агентства международного сотрудничества, ВШЭ, МФТИ и других. Их количество постоянно увеличивается за счет новых участников. Цифровая платформа каталога позволяет в режиме онлайн заключать соглашения в форме «франшизы» между поставщиками сервисов и вузами.

В частности, с 12 июля на «Острове» заработал сервис «Эксперт НТИ». Участники интенсива, желавшие включиться в работу рынков Национальной технологической инициативы и Центров компетенций НТИ, указывали направление своей экспертности, а также получали ее подтверждение от других участников «Острова». К концу образовательного интенсива была сформирована карта экспертности участников и команд.

Помимо этого, вузы смогут воспользоваться и сервисами-помощниками для перехода к модели «цифрового университета». Благодаря им образовательные учреждения смогут лучше подготовиться к участию в конкурсе на внедрение у себя такой модели.

Сервисы были запущены на базе Университета 20.35 при использовании технологий искусственного интеллекта и включают сервисы цифрового контента, биржи компетенций, рекомендаций и отслеживания, цифрового следа, сервис диагностики и отбора.

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал

Напомним, создание моделей «цифрового университета» предусмотрено нацпрограммой «Цифровая экономика». Модель «цифрового университета» будет состоять из нескольких блоков, включающих информационные системы управления университетом и сервисы онлайн-поддержки образовательного процесса.

Для разработки, испытания и внедрения моделей «цифрового университета» российские вузы получат гранты до 100 млн руб., для этого им необходимо подготовить проект и представить его на отборочный конкурс. «Используя сервисы Университета 20.35, вузы смогут усилить свои заявки на конкурс.

Наши сервисы и технологии позволяют вузам экономить время и усилия на то, чтобы уже сегодня применять у себя лучшие мировые практики»,— пояснил технический директор Университета 20.35 Тарас Пустовой.

Ксения Ильинская

— На «Острове» многие товарищи, особенно ректоры, жалуются на нормативные ограничения, препятствующие успешному развитию российской системы образования. Им можно ответить расхожей фразой: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

В эти дни у нас есть уникальная возможность не только выявить барьеры, но и сформировать комплекс решений, расшивающих узкие места системы. «Остров» открывает принципиально новые возможности для нахождения университетами своего места в авангарде технологического прорыва России.

Цели ясны, нужно определить задачи и приняться за работу.

«Остров» запустил синергию во взаимодействии между университетами, теперь сетевые университетские коллаборации способны сами формировать повестку развития высшего образования страны, в том числе формируя запросы к Университету 20.35 и другим институтам развития.

— С сентября мы начинаем внедрять сервисы Университета 20.35 и вводить эту форму работы со студентами университета в формате программы дополнительного образования «Проектное управление инновациями».

Она предполагает проектный и образовательный треки в рамках, в которых реализуются индивидуальные образовательные траектории студентов. Результатом программы станет защита прототипов новых продуктов, соответствующих вызовам индустриальных партнеров.

А уже в ноябре в Омске пройдет первый в России «Остров» для студентов и школьников Сибирского федерального округа. На «Острове» хочется отметить работу лаборатории по сквозным технологиям НТИ.

Новая информация позволила существенно шире посмотреть на потенциал университета в кооперации не только с этими центрами, но также с другими вузами, работающими в смежных направлениях. Наш университет заключил партнерские соглашения с другими университетами России.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4094625

Конкурентоспособность университетов – что делать

Чтобы российские университеты достигли мирового уровня, необходимо выполнение ряда конкретных мер. Статья Дж. Салми и И. Фрумина в журнале «Вопросы образования»

Для достижения международной конкурентоспособности университетов необходимо не только соответствующее финансирование, но также развитие центров выдающихся достижений и системы постбакалавриата на базе ведущих вузов.

Об этом в статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России», опубликованной в журнале «Вопросы образования» (№1, 2013 г.

) – международный эксперт в области образования Джамил Салми и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Разочарование пока не оправдано

В течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов.

Так, МГУ и СПбГУ присвоен особый статус, эти вузы получили серьезные ресурсы для инвестиций в развитие. Появилась сеть федеральных университетов.

Значительной мерой для кардинальной перестройки высшего образования стало создание системы национальных исследовательских университетов (НИУ) в 2008 году.

Тем не менее, нельзя сказать, что в российском университетском образовании произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность МГУ и СПбГУ и их привлекательность для талантов со всего мира пока не увеличилась, отмечают Салми и Фрумин в своей статье.

Научная активность в федеральных университетах также растет незначительно.

А 29 заведений, получивших статус НИУ, столкнулись с серьезными ограничениями в использовании средств, поскольку полученные ресурсы по правилам конкурса не должны расходоваться собственно на исследовательскую деятельность.

Дж. Салми и И. Фрумин приводят данные по позициям российских университетов в международных рейтингах.

В качестве одного из примеров они выделяют Шанхайский рейтинг, составляемый на основе объективных данных, а не закрепившихся репутаций. В 2012 году в этот рейтинг вошли только МГУ под номером 80 и СПбГУ в пятой сотне.

Означают ли подобные показатели, что вкладываемые инвестиции в университетское образование не дают результатов?

Было бы легкомыслием ожидать быстрых результатов в этой сфере, считают Дж. Салми и И. Фрумин. Поскольку во всех дискуссиях об университетах мирового класса фигурируют исследовательские университеты, авторы подчеркивают, что цикл формирования передовых научных групп даже при импорте ключевых компетенций составляет от трех до семи лет. Поэтому говорить об отсутствии эффективности пока рано.

Миллиарды на достижения

Какие пути дальнейшего развития могут быть перспективными для российского университетского образования, и каковы возможные причины его низкой конкурентоспособности? Чтобы дать ответ на этот вопрос, Дж. Салми и И. Фрумин анализируют попытки других стран реализовать инициативы по достижению выдающихся результатов в области университетского образования.

В фокус внимания попали проекты, реализованные или реализуемые в разных странах с объемом финансирования от нескольких сотен миллионов  до нескольких миллиардов долларов.

В истории этих программ эксперты выделяют два периода: с 1989 по 2004 г., «дорейтинговую» эпоху, и последние семь лет, когда в результате публикации Шанхайского рейтинга и мирового рейтинга университетов Times Higher Education в 2003 и 2004 г.

соответственно, усилился интерес к университетам мирового класса.

Рисунок 1. Характеристики университетов мирового класса: распределение ключевых факторов

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал

Источник: «Вопросы образования», №1, 2013

Риски слияний вузов и зацикленности на исследованиях

В ходе анализа авторы приходят к выводу, что одна из проблем развития университетов в России касается устойчивости финансирования. Так, объемы финансирования североамериканских университетов к европейским соотносятся примерно, как 3:1. Ресурсы российских университетов значительно ниже европейских.

Но не только в этой очевидной причине заключается низкая конкурентоспособность российских университетов. Авторы обращают, например, внимание на риски, которые может нести в себе развивающаяся в России практика слияния университетов.

«Результаты этих слияний неоднозначны, что объясняется разницей в ценностях и формах организации объединяющихся вузов и недостатком общих целей», указывает Салми.

По мнению авторов, слияния могут быть эффективны, когда по собственной инициативе объединяются сильные вузы.

В качестве одной из ключевых задач в достижении конкурентоспособности вузов помимо привлечения молодых талантов, интернационализации образования и реформы управления авторы называют интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата (особенно аспирантуры) в ведущих университетах.

Преимущественное внимание, по мнению Салми и Фрумина, следует уделить полидисциплинарным проектам, которые, во-первых, могут обеспечить конкурентоспособное позиционирование центров, а во-вторых, связать их с лидирующими компаниями, что означает возможность софинансирования.

При этом, Салми и Фрумин, опираясь на зарубежный опыт, предостерегают о негативных последствиях сосредоточения усилий только на повышении исследовательской продуктивности. Необходимо добиваться, чтобы центры выдающихся достижений были и центрами подготовки магистров и аспирантов.

Этого, по мнению экспертов, можно достичь, либо включив показатель «влияние на преподавание» в состав критериев оценки центров выдающихся достижений, либо выделив специальную статью для финансирования проектов, направленных на более эффективную интеграцию преподавания и исследований.

В целом авторы позитивно оценивают потенциал развития университетского образования в России, но не прогнозируют быстрых успехов.

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта журнала «Вопросы образования» и OPEC.ru

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 23 мая, 2013 г. Образование вузы образование

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1535508.html

Объединение вузов: что изменится для студентов и преподавателей?

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность - Студенческий портал Как считает ректор НИУ
ИТМО, объединение вузов — процесс сложный, долговременный, а главное, он не
должен быть насильственным.

— Всегда нужно смотреть на
программу развития объединения: что в итоге хочет получить объединенное высшее
учебное заведение?  Какая цель при этом ставится
и какие задачи решаются? Если мы говорим о качестве подготовки студентов, то
это прежде всего  междисциплинарность и
конвергенция. Мы не первые и не последние включились в реорганизацию вузов. К
примеру, университет в Финляндии стал крупнейшим, объединив вузы Хельсинки и
ряда городов. По этому пути пошли университеты Японии, Китая, США. Понятно,
почему это делается. Узкая специализация ушла в прошлое, и поэтому при
объединении пытаются сделать интегрированные образовательные программы. Одна из
целей также улучшить качество профессорско-преподавательского  состава. Мы ведь в России тоже не можем
сказать, что у нас хватает преподавателей высокого качества. Я уверен, что  при объединении работать останутся лучшие.
Кроме того, объединение позволит повысить конкурентоспособность наших вузов на
международном рынке.

По словам Васильева, сокращения
профессорско-преподавательского состава не избежать. Правда, в каждом вузе это
будет происходить по-своему. К примеру, в НИУ ИТМО пока не уволено ни одного
человека.

— У нас есть требования к
преподавательскому составу, которые утвердил Ученый совет два года назад. Для
преподавателей Университета низкотемпературных и пищевых технологий оставлен
промежуток в полтора года, и только в 2013-м году эти требования для них
заработают. Что касается преподавателей ИТМО, то тех, кто не выполняет эти требования,
ждут увольнения.

— Будут ли меняться программы
вузов?

— Они пересекаются.
Например, оказываются две кафедры высшей математики или физики. Что предпримет вуз,
 зависит от поставленных  целей. Например, кафедры, где есть повторение
специальностей, объединяют, но у себя, в ИТМО, мы решили пока оставить всё, как
есть, а объединение осуществлять не по приказу ректора, а, проводя различные
совместные мероприятия.

Наша задача — присмотреться, где что сильнее. Скажем, мы
в оптике и фотонике понимаем лучше, поэтому ясно, что в этом плане
целесообразнее  использовать наш
потенциал, а то, что связано с теплофизикой и молекулярной физикой, проводить
на кафедре нашего структурного подразделения.

Это процесс неторопливый, и
должен заметить, что  студенты
объединяются гораздо быстрее, чем преподаватели.

— Если вузы объединены, в
какой поступать абитуриенту?

— В объединённом вузе одна
приёмная комиссия, туда и нужно нести документы. Допустим, тот, кто хотел
поступить в Университет низкотемпературных и пищевых технологий, теперь
поступает в НИУ ИТМО.

Не обошёл Владимир
Васильев вниманием и вопрос «объединённого ректорства».

— Понятно, что двух ректоров
в одном вузе быть не может, и здесь многое, опять же, зависит от  подхода. Мы сделали просто: оставили всё
структурное подразделение. Только теперь оно называется —  Институт холода и биотехнологий. Причём, решение
было принято Учёным советом самого вуза.

Ректор превратился в директора, и
Институт работает согласно положению, где присутствует достаточно большая
степень автономности. Что касается основных вопросов, то они, конечно,
согласуются с ректором, с Учёным советом НИУ ИТМО.

Правда, это не означает, что
наша модель используется также в других вузах.

— Будут ли при объединении
сохраняться известные бренды?

— Это очень важный момент,
потому что имя вуза — дорого стоит. Когда 
мы обсуждали объединение на своем примере, были предложения сделать
название несколько другим. К примеру, Санкт-Петербургский  национальный исследовательский
технологический университет. Однако потом все согласились с тем, что ИТМО —
более известный бренд не только в России, но и в мире.

Не исключено, что в
некоторых случаях может появиться новое название, однако нужно оценивать все
риски. Родится, допустим, такое название — Национальный экономический
университет. Кто его знает? Кто о нём слышал? Чтобы услышали, нужно раскрутить имя
от Камчатки до Кавказа, при этом  объясняя,
что это не новый университет, а университет, основанный на объединении.

По мнению Владимира
Васильева, объединение вузов – нормальный естественный процесс. А на вопрос, действительно
ли повысится при этом качество образования, он ответил:

— Ещё Сократ говорил: учителей
в Греции много, нет учеников. Боюсь, что проблема будет не в повышении качества
профессорско-преподавательского состава и не в разработке междисциплинарных
образовательных программ, а в том, что учить будет некого.

  • Санкт-Петербург, фото автора
  • Хроника петербургского объединения

• 18 мая 2011.
Начался процесс объединения Государственной морской академии им. адмирала
Макарова и Санкт-Петербургского государственного университета водных
коммуникаций. По словам президента ГМА Ивана Костылева, объединение вузов планируется
завершить к началу 2012 года.
• 19 июля 2011. В
ходе объединения Медицинской академии имени Мечникова и Медицинской академии
последипломного образования был создан Северо-Западный государственный
медицинский университет. Слияние учреждений такого уровня вызвало неоднозначную
реакцию в кругах профессионалов.
• 18 августа 2011. К
университету ИТМО прирос Петербургский государственный университет
низкотемпературных и пищевых технологий. Как следует из текста приказа, все
учащиеся Университета низкотемпературных технологий, с их согласия, должны быть
переведены в ИТМО. На реорганизацию вузам дается не более года.
• 7 сентября 2011.
Президент России Дмитрий Медведев сообщил, что намерен провести ряд
существенных изменений в сфере высшего профессионального образования. Дмитрий
Анатольевич отметил, что выступает за разумное объединение вузов по своим
профилям. По мнению президента, такой шаг вызван избыточным количеством высших
учебных заведений в России.
• 19 сентября 2011.
Увидел свет еще один документ за подписью главы Минобрнауки Андрея Фурсенко. На
сей раз к Политеху присоединили городской институт машиностроения.
• 20 сентября 2011.
Ректор Финэка был поставлен в известность о проведении в ноябре 2011 года
перевыборов руководителя СПБГУЭФ. 
• 21 сентября 2011.
Горный университет увеличился за счет присоединения к нему Северо-Западного
технического университета. Данное объединение уже вызвало возмущения в
студенческой среде СЗТУ – учащиеся утверждают, что с 1 октября отчисленными
окажутся 8 тысяч студентов. Данную новость прокомментировал первый проректор
СЗТУ Владимир Воронцов: «Студенты, которые захотят продолжить обучение в
объединенном ВУЗе, переведутся в Горный. Для всех остальных будут подыскивать
другие учебные площадки».
• Сентябрь 2011. Ректор
СПбГИЭУ Ольга Гончарук провела ряд встреч с представителями Министерства
образования РФ. В кулуарах обсуждались вопросы объединения Инжэкона с Финэком.

Читайте также:  В егэ по литературе может появиться устная часть - студенческий портал

• 24 сентября 2011.
Проректор СПбГИЭУ Наталия Каморджанова на форуме студенческого актива прокомментировала
информацию об объединении петербургских экономических вузов: «Инжэкон должен
быть сохранен.

Руководством университета делается все возможное для того, чтобы
ВУЗ остался самостоятельным учреждением».

 
Дайджест подготовлен по материалам: kremlin.ru, mon.gov.ru, gov.spb.ru,
kommersant.ru, fontanka.

ru, сайтов объединенных ВУЗов Санкт-Петербурга, источников
в Совете ректоров СПб и в ректорате СПбГИЭУ.

Источник: http://www.ug.ru/article/318

Сколько в России слившихся вузов: процесс слияния вузов приостановлен

Процесс слияния вузов, начатый при Дмитрии Ливанове, будет приостановлен, заявила министр образования и науки Ольга Васильева на недавнем заседании в Совфеде. Indicator.Ru вспоминает, как реализовывался проект объединения университетов и какие результаты были получены.

Что произошло?

Новый министр образования и науки не сообщила, почему было принято решение о прекращении процесса объединения, однако вслед за заявлением сразу добавила, что ведомство продолжит следить за тем, чтобы бюджетные средства в вузах расходовались рационально.

В целом прекращение слияния учебных заведений выглядит как отмена еще одной инициативы бывшего министра образования и науки Дмитрия Ливанова, ведь именно по его предложению была частично реализована программа объединения и реорганизации вузов.

Согласно проекту, объединению подлежат непопулярные образовательные учреждения, например те, чьи дипломы в меньшей степени котируются у работодателей, или которые, согласно мониторингу, не располагают финансами, необходимыми для эффективной работы. По замыслу реформаторов, примерно 20% российских вузов должны были быть реорганизованы.

По результатам мониторинга 2012 года в реорганизации нуждались 136 вузов и 450 филиалов. На сегодняшний день, в связи с реорганизацией, фактически прекратили свою деятельность 96 вузов, шесть из которых находятся в Санкт-Петербурге и 22 — в Москве.

Объединяй и властвуй

До настоящего момента в России существовало четыре модели объединения институтов и университетов. В рамках первой модели поглощение вуза происходит на добровольной основе, что позволяет ему сохранить часть своих возможностей и приумножить финансирование.

Любопытно, что, по утверждению Министерства, объединения были возможны только на добровольной основе, тогда как в большинстве случаев реорганизация сопровождалась протестами преподавательского состава и самих студентов.

Вторая модель реорганизации — поглощение вуза, меньшего по размерам, головным институтом. Третья модель практически не отличается от предыдущей, за исключением того, что объединение происходило, прежде всего, при поддержке региональных властей. Это зачастую приводило к конфликтам.

Четвертая модель реорганизации — слияние, когда из двух заведений фактически формируется одно новое учреждение с новым названием.

Сама идея объединения образовательных учреждений, как ни странно, пришла с Запада: Калифорнийский университет представляет собой объединение 10 университетов, к которым, в частности, относится университет в Беркли, подаривший миру 61 лауреата Нобелевской премии.

Но насколько эффективным было объединение вузов в России — спорный вопрос.

Одним из первых российских университетов, возникших в результате объединения, стал Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону, куда вошли Ростовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный педагогический университет и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств. Аналогичная трансформация произошла в Красноярске, где на базе шести вузов действует Сибирский федеральный университет.

Один за всех, все за одного

Не все вузы, попавшие в «расстрельный» список, были довольны положением дел. Так, в 2012 году студенты и преподаватели Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина провели масштабную протестную акцию против слияния учебных заведений.

Желание региональных властей оптимизировать расходы и повысить рейтинг вуза могло привести к присоединению технического университета к гуманитарному с полным лишением материально-технической базы и независимого статуса ТГТУ. Кроме этого, студентов и преподавателей просто поставили перед фактом о программе объединения.

Однако власти обратили внимание на недовольство протестующих, и тамбовские университеты избежали реорганизации.

Забастовки проводили и учащиеся московских высших школ: в конце 2012 года студенты Российского государственного торгово-экономического университета протестовали против присоединения их к РЭУ имени Г.В. Плеханова, но, в отличие от Тамбова, участи реорганизации университету избежать не удалось.

В 2015 году к РЭУ также присоединили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Протестными мероприятиями сопровождалось присоединение Московского государственного горного университета (МГГУ) к Национальному исследовательскому технологическому университету «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС).

Студенты и преподаватели МГГУ, выступая против интеграции, назвали ее подобием «рейдерского захвата», вспомнив лексику 1990-х. Другая проблема была связана с тем, что студенты МГГУ и МИСиС учились по разным системам образования с разными сроками обучения — в МИСиС готовили бакалавров, тогда как МГГУ выпускал специалистов.

Полемикой также сопровождалось слияние Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Государственного университете управления (ГУУ). Против выступали обе стороны: «юристы» боялись потерять престиж, а «управленцы» — автономию.

Учебное заведение должно было бы получить новое название, которое могли выбрать сами вузы. Студенты грустно шутили, что в результате слияния появится «Объединенный государственный правовой университет (ОГПУ) имени тов. Ливанова».

Как в академии относятся к присоединению ГУУ, в МГЮА не комментируют.

Химия и жесть

В начале 2016 года в СМИ появились сообщения о возможном объединении Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ) и МИСиС. Преподаватели и студенты РХТУ начали протестовать еще до официального подтверждения в Минобре, собирая подписи в петиции против присоединения.

«Мендеелевка» испугалась, что после присоединения МИСиС лишится собственной научной школы, вспомнив о ситуации с объединением Московского института тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) и «непрофильного» Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники (МГТУ МИРЭА).

Позже Министерство опровергло сообщение об объединении вузов. Однако «осадочек остался». Indicator.Ru обратился в «Менделеевку» с просьбой прокомментировать маячившую перспективу объединения с МИСиС: «Нам никто ничего не говорил. Все осталось на том уровне. Сейчас все зависит от министра, какую она политику будет проводить.

Как Ливанова сменила, даже разговоров об этом не стало».

Источник: https://indicator.ru/humanitarian-science/edinstva-ne-budet-kak-shel-process-obedineniya-vuzov-v-rossii.htm

Как повысить конкурентоспособность вузов?

Как показывает практика, система мониторинга вузов, которую ввело министерство образования и науки России несколько лет назад, заставляет вузы активно развиваться, подгонять себя под разработанные стандарты. А значит, внедряются новые программы, новые формы обучения. Вузы, которые не соответствуют современным требованиям, либо закрываются, либо реорганизуются.

Как сообщил заместитель и. о.

министра образования регионального правительства Илья Коршунов, в 2014 году все государственные вузы Нижнего Новгорода и Нижегородской области прошли мониторинг деятельности вузов.

Среди вузов негосударственных есть учебные заведения, которые по результатам мониторинга не соответствуют требуемым стандартам. Им разрешат доучить уже зачисленных студентов, но нового набора уже не будет.

Что касается нижегородских вузов, которые соответствуют стандартам обучения, то чем они отличаются от других российских? Известен ли Нижний Новгород на образовательной карте страны и мира, и как он выглядит? Об этом нам рассказали представители ведущих вузов города.

Новые программы и направления

По словам ректора Нижегородского государственного педагогического университета Александра Федорова, этот вуз силен психолого-педагогическим направлением. По этой причине НГПУ стал пилотной площадкой министерства образования России для реформирования педагогического образования.

В конкурсе на возможность реализации общероссийских проектов участвовало 98 высших учебных заведений страны, но только в 15 вузов России, в число которых попал и наш педуниверситет, будут внедряться новые программы и технологии.

В частности, уже существует заказ на новую специальность, которую можно будет получить в НГПУ имени Минина — педагог-дефектолог.

— Апробация программы будет проходить в партнерстве с тремя отечественными и одним зарубежным вузом, — отметил Александр Федоров. — Учебная программа предусматривает не только стандартную образовательную форму, но также интерактив как со стороны учебных заведений, так и коррекционных школ.

Причем, интерактивное образование через интернет планируется активно внедрять и на других специальностях. Уже сейчас около 50 студентов обучаются таким образом. И в ближайшее время руководство педуниверситета будет отчитываться о прохождении первого этапа проекта.

— Цель, которую мы заявили, — это опережающее развитие, — объясняет Александр Федоров. — По этой причине, нижегородское педобразование является конкурентоспособным не только в стране, но и в мире. Так, в конце августа мы подписали с Китаем договор о сотрудничестве в рамках этой пилотной программы. И уже в ближайшее время к нам на практику приезжают китайские студенты.

В Нижегородском государственном лингвистическом университете сейчас студентам предлагают новые языковые направления. И если раньше, как утверждает ректор НГЛУ имени Н. А.

Добролюбова Борис Жигалев, в основном, учащиеся были нацелены на изучение европейских языков, то в этом году бюджетные места выделены для изучения китайского и японского.

Не исключено, что скоро студенты смогут изучать тайский язык, в настоящее время он преподается только в Санкт-Петербурге и Москве. Планируется активно развивать латиноамериканское направление.

Нижегородский институт управления, по словам заместителя директора Нижегородского филиала РАНХиГС Венеры Шехмаметьевой, с 1 сентября открыл кафедру муниципального управления. Кстати, ею руководит глава администрации города Олег Кондрашов. Кроме того, недавно в этом вузе введены факультеты по экономической и правовой безопасности.

Вуз плюс промышленность

По мнению проректора НГТУ имени Р. Е. Алексеева Николая Бабанова, особенность технического университета состоит в том, что имеется тесная связь между учебным заведением и промышленными предприятиями. В вузе существуют базовые кафедры крупных предприятий, в том числе и тех, которые являются холдингами и объединяют несколько заводов, расположенных в разных городах страны.

Кроме того, в вузе есть сетевое взаимодействие, то есть студенты могут учиться не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах страны, где необходимое учащемуся направление «поставлено» наилучшим образом. Например, сейчас группа нижегородских студентов обучается в Ижевском государственном техническом университете, а их студенты — в Нижнем Новгороде.

— Наш лозунг: «Образование через науку». Это означает, что инженеры должны быть хорошо подготовлены. И те из них, кто умеет творчески подходить к своему делу, оказываются востребованными уже на третьем курсе, а к пятому — все наши выпускники обязательно трудоустраиваются, — заявил Николай Бабанов.

Иностранцы как лакмусовая бумажка

Кстати, в НГТУ имени Алексеева учатся и иностранные студенты. Наличие студентов из зарубежных стран — это пусть и не стопроцентный, но все же показатель качества образования, которое дает вуз.

  • Наличие иностранных студентов показывает, что в наших вузах сочетание цены и качества образования привлекательнее, чем в других странах.
  • Сегодня наличием студентов из-за рубежа могут похвастаться ННГУ имени Лобачевского, НГТУ имени Алексеева, НГЛУ имени Добролюбова, НижГМА, Нижегородская консерватория…
  • Продвижение в рейтинге

Наиболее заметным в Нижнем Новгороде вузом по качеству образования является ННГУ имени Н. И. Лобачевского. Он один из 15 вузов России, который в 2013 году стал победителем конкурса по конкурентоспособности, проводимом федеральным министерством образования. Вошел ННГУ имени Н. И. Лобачевского и в мировой рейтинг, где занимает 701 строчку.

— Всего в мире, по данным ЮНЕСКО, 20 000 вузов, 850 из них ведущих, — сказал проректор ННГУ имени Н. И. Лобачевского Никита Авралев.

— С 2013 года ННГУ занимает 701-ю строчку в международном рейтинге, а за последний год наша академическая репутация еще более возросла.

Увеличилось количество иностранных преподавателей и студентов, цитируемость, опрос экспертов по всему миру. Наша задача к 2020 году войти в топ-200 ведущих мировых вузов и занять там 150 строчку.

Для этого, по словам проректора ННГУ, необходимо, чтобы в вузе многократно увеличилось количество иностранных студентов и преподавателей, число цитируемых статей в ведущих научных журналах мира. Что касается узнаваемости вуза, в университете имени Лобачевского большое внимание уделяют трем направлениям.

— Прежде всего, это развитие биомедицинских технологий, — говорит Никита Авралев. — Мы создаем большой биомедицинский кластер, здание практически достроено, думаю, что к 100-летию университета, которое будет отмечаться в 2016 году, оно откроется.

Создан институт живых систем, который занимается биомедицинской тематикой, 5 мегагрантов из 7, полученных университетом, так или иначе связаны с данной темой.

Она в будущем станет основной для университета, в том числе по взаимодействию с коллегами из других вузов, а также Академией наук.

Второе направление, которым гордятся в ННГУ, — информационные технологии.

— Мы запустили суперкомпьютер — один из мощнейших в мире. Он будет использоваться в различных научных областях, прежде всего, в биомедицине. Однако он будет востребован и в других сферах деятельности, например, в физике и радиофизике, геологии и химии. Наш вуз по информационным технологиям признан одним из ведущих в Европе, — отметил проректор.

Кроме того, ННГУ тесно взаимодействует с Российской академией наук и готовит для них кадры. Основные направления — это физика и биомедицина, которым уделяется больше всего внимания.

— ННГУ назван примером образцового взаимодействия с Академией наук, — сообщил Никита Авралев. — Существует факультет, который готовит специалистов для Академии наук, вместе мы реализуем ряд мега-грантов, создано 10 совместных лабораторий с РАН. За счет всех конкурентоспособных преимуществ мы можем двигаться на международном рынке образования и науки.

Востребованность выпускников

Однако, как понять, насколько конкурентоспособны наши вузы на мировом уровне? С ННГУ имени Н. И. Лобачевского — понятно, они вошли в рейтинг ведущих мировых вузов, хотя и стоят не на первых местах. А как обстоит дело с другими вузами?

И как абитуриентам, решающим сегодня, куда поступать, оценить вуз с точки зрения качества образования, а значит, его роли в дальнейшей карьере?

— Если в рейтинг войдет опрос работодателей об уровне подготовки студентов, такой рейтинг будет стоить внимания. Иначе, кто платит, тот и заказывает музыку, потому что любой рейтинг не что иное, как бизнес, — констатировал Николай Бабанов. — Никаким рейтингом нельзя измерить конкурентоспособность вуза, поскольку рейтинг — это лишь набор 5–6 показателей, а жизнь многограннее их.

И без всяких рейтингов о качестве подготовки специалистов говорит, например, такой показатель, как дальнейшее трудоустройство выпускников того или иного вуза — по специальности, естественно.

Как показывает практика, выпускники таких нижегородских вузов, как НГТУ, ННГУ, НГЛУ, НижГМА давно востребованы на рынке труда.

Как отметил и. о. министра образования регионального правительстваИлья Коршунов, люди ждут от образования успешности.

Сейчас одним из показателей рейтинга вузов стали зарплаты выпускников, которые они получают через год после окончания вуза.

И вот по этому критерию нижегородские вузы нисколько не проигрывают другим российским университетам, поскольку наши выпускники трудоустраиваются на хорошую зарплату.

Кроме того, по оценке нижегородского минобразования, трудоустраиваются 97 процентов выпускников наших вузов.

Подготовила Дарья БерезкинаФото из интернета

Источник: http://dengoroda-nn.ru/znanie-sila/kak-povysit-konkurentosposobnost-vuzov

Ссылка на основную публикацию