Сильная вертикаль: грядет реформа образования — студенческий портал

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России. Рассказываем, что и как собираются менять в образовании (чтобы вы были в курсе).

Первый класс. Рассылка

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Руководили разработкой проекта-реформы ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель Института образования ВШЭ Исака Фрумина и эксперты ЦСР. Главное, что, по их мнению, нужно сделать — это увеличить финансирование образования.

А деньги распределить по 12 проектам-решениям — на раннее развитие детей до трёх лет, развитие колледжей, цифровизацию школ и учебников, повышение квалификации педагогов, строительство учебных центров по модели «Сириуса», ремонт школ и школьных автобусов и доступ к интернету всем и во всех школах.

Для реализации всех этих проектов, по оценкам экспертов, понадобится до 4,5 триллионов рублей.

Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.

«Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание — только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости.

Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8-10%», — комментирует доклад ректор Вышки Ярослав Кузьминов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  И в школу не пойдем: есть ли польза от учебы онлайн - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.

1. Поддержка раннего развития

В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей.

Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет).

В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал

Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы.

Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс.

Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.

3. Современная материальная инфраструктура образования

Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:

1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.

2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.

3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.

4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.

5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал

Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам.

Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании.

Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.

5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании

Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям.

Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей.

Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал

Для этого нужно обеспечить ученика каждой школы возможностью освоить любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн. Планируется создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», в которых могли бы учиться 192 тысячи школьников ежегодно.

Помимо этого, необходимо расширить содержание и возрастные границы предметных олимпиад и конкурсов. Эксперты говорят о необходимости развития системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах каждой школы.

Ещё хотят ввести льготные образовательные кредиты с 50% субсидированием стоимости обучения для студентов ведущих университетов, которые оплачивают своё обучение или живут отдельно от семьи (при условии если сдадут ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победят в профильной олимпиаде).

7. Запуск системы непрерывного образования

Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал

Универстеты должны стать опорой в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов. Для достижения этой цели необходимо передать университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки).

Повысить качество подготовки в региональных университетах можно за счёт введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно).

Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских университетов, формируют конкурентоспособные научные школы в регионах.

9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук

Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах.

Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал

В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:

  • дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
  • создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
  • грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
  • строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.

11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех

Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования.

В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик.

Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал

Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе.

Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.

Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.

Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)

Источник: https://mel.fm/obrazovaniye/7805126-future_edu

Школы выстроят свою вертикаль власти

14.09.2017 00:01:00

В педагогической среде растет неравенство по зарплате

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал В ближайшей перспективе учителям предстоит все время учиться. Фото Доната Сорокина/ТАСС

В сентябре представители педагогической общественности публично и неоднократно высказывали свое отношение к политике Министерства образования и науки РФ. По сути, претензии все те же: учителя устали от реформ.

По большому счету преподавательскую общественность не устраивают три вещи: разрабатываемая система карьерного учительского роста, отсутствие стремления властей уравнять учительскую зарплату, возрастающая отчетность.

Педагогов не устраивают также спешка с новыми изменениями в стандартах, соответственно – в программах, в линейках учебников. Заботит, что больше времени сегодня надо теперь тратить на «идеологию».

В образовательных организациях сегодня стали делать упор на воспитательную работу, и получается она – не хорошо, «а как всегда». Беспокоят педагогов и другие инициативы, плохо проработанные и, возможно, несущие им дополнительные беспокойства.

Учителя, как люди подчиненные и ответственные, понимают, что весь груз реформ ляжет на их плечи.

Если споры о росте зарплаты и снижении отчетности длятся годами, то новый эксперимент по внедрению системы карьерного роста учителя пока еще находится в стадии эксперимента и конфликт интересов совсем свеж.

В министерстве считают, что новшество приведет к росту числа молодых учителей в школе. Все ожидания властей только положительные.

Последние изменения в Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа.

На первом педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью.

Второй этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории.

Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно. И соответственно все это основывается на денежной стимуляции.

Новая форма аттестации педагогических работников в 2017 году распространяется на всех работников сферы образования. Поначалу учителей проверят в их знаниях по русскому языку и математике в 15 пилотных регионах. А в Москве их еще проверят и на знание «электронной школы».

Учительское же сообщество относится к новшеству осторожно. Многие даже высказываются в том смысле, что «горизонтальная карьера учителя» – это не что иное, как попытка перекроить школьный бюджет в пользу более лояльных администрации педагогов.

Напомним, что когда только вводилась нынешняя система оплаты учительского труда и шли споры вокруг целесообразности ее деления на базовую и стимулирующую (30%), то многие эксперты предрекали, что скоро стимулирующая часть быстро исчезнет из учительской зарплаты.

Недавно зампред профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Куприянова сообщила, что учителя при огромной нагрузке (36 часов в неделю) получают зарплату 32–33 тыс. руб. Уменьшение зарплаты происходит как раз за счет снижения стимулирующей части.

Что же касается «вертикальной карьеры педагогов», то все понимают, что в стране идет смена элит: политических, творческих, управленческих. Теперь вот очередь дошла до системы образования.

Государство намерено построить «властную вертикаль» внутри школы. Формальная причина введения новой аттестации – несовершенство прежней системы переподготовки педагогов и отсутствие возможностей для карьерного роста учителей.

У части учителей другое мнение.

С помощью предлагаемой «системы учительского роста» выстраивается никому не нужная иерархия в школе, уверены они. Директору, который сегодня имеет достаточную власть над учителем, теперь прибавляется власти вершить чужие судьбы в еще большей степени. С другой стороны, пишут учителя на своих ресурсах, власть «прикармливает» школьную верхушку.

К слову, сегодня зарплата руководителя школы многократно превышает размер зарплаты рядового учителя. Например, как сообщила на днях министр образования Московской области Марина Захарова: «Директора, которые соответствуют стандартам качества и действительно хорошо и грамотно работают, выполняя свои обязанности, будут получать 120 тыс. руб.».

В результате такой политики благодарные директора еще сильней становятся привязанными к большому начальству. А учителя – еще более привязаны к администрации школ. Это, в частности, отмечали санкт-петербургские учителя на пикете 1 сентября. Это означает, что усилится подхалимство, злоупотребление служебным положением, раздор внутри школьного коллектива.

Если это справедливо, то предстоит серьезно подумать над тем, окажется ли создание конкурентной среды внутри учительского коллектива полезным самой школе.

Источник: http://www.ng.ru/education/2017-09-14/8_7073_schools.html

Самая масштабная школьная реформа: «возращение в государство»

О грядущих изменениях заявила министр образования Ольга Васильева. В чем заключается суть реформы, какими будут ее последствия, и что думают о ней учителя?

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал Сергей Савостьянов/ТАСС

Самая масштабная школьная реформа с 1990 годов. Министр образования Ольга Васильева заявила о «возращении школ в государство». Речь идет о передаче управления школами от муниципальных властей к региональным.

Представим область, в которой пара десятков районов. В каждом есть школы, которые подчиняются местным районным властям. Значит, в каждом муниципалитете есть свой отдел образования, который управляет школами. Кроме того, ими управляют еще и региональные чиновники. Это называется соуправление. Начальников слишком много, замечает директор Центра образования №548 Ефим Рачевский.

Ефим Рачевский директор Центра образования №548

Заодно можно предположить, муниципальных чиновников сократят. У реформы, вообще, есть финансовое обоснование: централизация, по мнению Минобра, поможет выровнять зарплаты учителей в рамках региона. Но главная цель — все-таки сделать единую школьную программу.

Читайте также:  Подростковая депрессия: когда усталость и грусть становятся частью жизни - студенческий портал

Сейчас муниципалитеты имеют право формировать ее самостоятельно. «Мы не собираем страну через образование, а как бы ее, наоборот, растаскиваем», — заявила Васильева. Вероятно, муниципальные школы все-таки не хотят «растащить» страну, а просто учитывают местные особенности.

Сохранит ли их реформа?

Евгений Ямбург заслуженный учитель России

Любая централизация опасна тем, что центр не очень знает, чем живут окраины. В случае со средним образованием реформа может привести к тому, что школы в небольших населенных пунктах будут закрывать и объединять, потому что сверху решили, что так эффективнее. Их и так уже осталось немного, говорит учитель географии лицея «Вторая школа» Леонид Перлов.

Леонид Перлов учитель географии лицея «Вторая школа»

СМИ уже назвали реформу самой масштабной с 1990-х годов. Министр образования заявила о вертикали управления и сообщила, что десятки тысяч школ не подчиняются ни министерству, ни регионам. Возможно, преобразования действительно пойдут на пользу школам.

Но нельзя не отметить, что когда Ольга Васильева год назад заняла свой пост, она говорила о «поступательном движении вперед». Тогда казалось, что зареформированному за последние годы образованию, в первую очередь, среднему, дадут передохнуть.

Похоже, это была ошибка.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/359008

Судья КC вынес вердикт российскому образованию

Судья Конституционного суда (КС) РФ Константин Арановский заявил о недоверии к дипломам российских вузов и в целом жестко раскритиковал систему российского высшего образования. Такие заявления “Ъ” обнаружил в «особом мнении» судьи по одному из свежих решений КС.

Константин Арановский считает, что «бессчетные средства», потраченные на образовательные реформы, стоило использовать «на достойную оплату преподавательского труда». Также судья упрекает ректоров российских вузов за то, что они отказались от «самоуправления и академической свободы» и в результате «обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию».

“Ъ” подробно пересказывает размышления Константина Арановского и публикует комментарии к ним от участников образовательного сообщества.

На мысли о состоянии российской системы образования судью Арановского натолкнула жалоба, поданная в КС бывшим предпринимателем Михаилом Чайковским. В 2015 году господин Чайковский обратился в воронежский центр занятости населения за помощью в трудоустройстве.

Однако чиновники отказались признать его безработным и назначить пособие: мужчина принес паспорт и трудовую книжку, а центр занятости потребовал справку «о среднем заработке с последнего места работы» и «документ, удостоверяющий квалификацию». Оба требования мужчина успешно оспорил в судебном порядке.

В 2015 году КС согласился, что в случае «длительного перерыва в трудовой деятельности» гражданин может быть признан безработным и без справки «с последнего места работы».

А на прошлой неделе КС снова поддержал господина Чайковского, заявив, что отсутствие диплома или других «документов о квалификации» не должно ограничивать «право граждан на защиту от безработицы».

Дополнительно судья КС Константин Арановский выступил с «особым мнением» (.pdf) — так называют заявление, в котором член судейской коллегии может высказать личную позицию по рассмотренному делу.

В начале документа господин Арановский рассуждает, можно ли доверять диплому российского вуза, и приходит к выводу, что «профессиональное образование» не в состоянии «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов».

Более того, судья допускает, что решение КС могло быть другим, «имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь».

По мнению господина Арановского, сейчас «профессиональное образование» не в состоянии «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов».

Он добавляет, что в системе образования «столько динамики, что нельзя рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта».

В качестве примера господин Арановский приводит инициативу, о которой в октябре 2018 года узнал “Ъ”: пересмотр правил аккредитации вузов с последующим распределением их на три категории. «Тогда бы, конечно, вузы снизили издержки… при сокращении штата преподавателей,— предположил судья.

— Такие начинания неизменно пользуются поддержкой в административном сословии и среди активистов, они постоянно там зреют и получают иногда реализацию. Не все, однако, видят в них прогресс просвещения». Судья напоминает также, что «не все считают полезным внедрение болонской системы».

Он приходит к выводу, что «бессчетные ресурсы», потраченные на проведение образовательных реформ, «можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда».

«Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов,— заявил судья Конституционного суда.— Не исключено, что придется теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными».

Дальше судья напоминает о низких зарплатах преподавателей, подчеркивая, что от их «благополучия и достоинства» напрямую зависит качество обучения.

«Система платит скудно, если преподаватель не получит в ее управленческом секторе оплачиваемую роль администратора, исполнителя или активиста-энтузиаста,— уверен судья Арановский.

— Иногда же она позволяет преподавателю немного прирастить бедный свой заработок, но не за работу, а за хорошую статистику и отчетность, за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги, мониторинги с графиками и за все остальное, что дорого службам ректората и ведомства. Преподавателю нужно для этого воспитать в себе навыки и умения писать резюме и заявки, размещать их по фондам и ведомствам, оформлять аккредитации, формировать индексы цитирования. В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях».

«Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию,— говорит судья КС.—

Автономия — обязательное условие деятельности вуза, и если считать, что российские вузы к ней не способны, то нереальны и расчеты на хорошее образование и на дипломы, разумеется».

После этого Константин Арановский напоминает о высказанной ранее позиции всего КС: «Конституционный суд Российской Федерации видит в автономии вузов основополагающее начало их деятельности, которое определяет их отношения с государством и государственную политику в области образования; он констатирует, что автономия оправдала себя исторически в общеевропейской университетской традиции, и связывает ее с целями социального государства, свободой научного, технического и других видов творчества, преподавания, с правом каждого на образование и с другими конституционными ценностями». Ограничения автономии вузов со стороны власти допускаются «лишь в конституционно значимых целях и постольку, поскольку эти органы на правах учредителя контролируют соответствие деятельности вуза его уставным целям». При этом, подчеркивает судья, российское законодательство признает автономию «с академической свободой в поиске истины, со свободным ее изложением и распространением под профессиональную ответственность преподавателей без попечения начальств».

«Исполнение этих положений сомнительно, если система ставит участников образовательного дела на службу своим интересам,— уверен судья Арановский.— Теперь же многое располагает к тому, что скоро придется, быть может, в самых разных правоотношениях повременить со строгой обязательностью дипломов, пока не появятся веские доказательства тому, что вузы восстанавливают автономию».

  • «Когда я работал в министерстве, нам это исправить не удалось»
  • Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко (бывший замминистра образования и науки РФ, работал в ведомстве в 2003–2014 годах):

Сильная вертикаль: грядет реформа образования - Студенческий портал

Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

— Я думаю, что КС вынес очень правильное решение по ситуации Михаила Чайковского. А вот что касается «особого мнения», мне кажется, что требование к вузу присваивать квалификацию своим выпускникам противоречит требованию расширения академической автономии. Потому что автономия — это история не про профессиональную квалификацию, а про степень.

У нас в законе итогом высшего образования объявлены два результата: один из них — степень бакалавра или магистра, а другой — квалификация. И это большая ошибка законодателей. Когда я работал в министерстве, нам это исправить не удалось — в первую очередь потому, что смелости не хватило.

Но это абсолютно несовместимые вещи. Степень — это про смыслы, про выбор человеком профессионального пути, про его интересы, ценности. А квалификация — это жесткие требования к поведению на рабочем месте.

И уважаемый судья, мне кажется, два этих обстоятельства смешивает, а их бы надо, наоборот, развести.

По-хорошему, конечно, с вузов надо снимать задачу присвоения квалификаций. И делать этот процесс внешним, с помощью специальных сертификационных центров. Мы с нашим педагогическим образованием сейчас открыли отдельное здание, где будут заниматься именно сертификацией.

Со временем мы планируем, что оно будет вне нашего ведения, как сторонняя организация. Законодательство от нас требует писать на дипломах, что студенты окончили бакалавриат и им присвоена квалификация преподавателя.

Но на самом деле у нас для этого есть параллельная процедура, где эта квалификация присваивается через серьезное прохождение трех типов испытаний. И это не вузовская история, а внешняя.

Что касается мнения судьи о постоянных образовательных реформах, ну в этом нет ничего необычного. В каждой стране жалуются, что им надоели реформы в образовании.

Я буквально на днях слушал доклад по ситуации в Новой Зеландии — в этой стране образование сравнивают с пробкой в море. То есть его постоянно болтает туда-сюда, берегов не видно.

Но мне кажется непродуктивным говорить, что реформы надоели и их надо срочно останавливать. Хотя бы потому, что если бросить дело на полпути, то придется начинать другие реформы.

  1. «Автономия вузов обернулась автономией ректора от коллектива»
  2. Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», кандидат технических наук Ванда Тиллес:

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4125068

Сильная вертикаль: грядет реформа образования

В России грядет очередная школьная реформа. На этот раз речь идет о переподчинении школ, то есть, по словам министра образования, «возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления».

Некоторые непосредственные участники образовательного процесса восприняли эту новость без энтузиазма: работать все время в состоянии «ремонта» очень сложно, да и укрепление вертикали не всегда идет на пользу школе.

1 комментарий

Martin Abegglen / Flickr / CC BY-SA 2.0

Российские школы испытывают недостаток внимания со стороны государства, к такому выводу пришла министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Чтобы исправить это положение, по ее мнению, необходима реформа, которая укрепит вертикаль управления общим образованием в стране. Нынешняя модель менеджмента в этой области сложилась в 90-е годы.

«Сейчас совершенно другой исторический период, который требует, естественно, — я позволю себе такой термин произнести — „государственных школ“.

То есть возвращения школ в государство и выстраивания государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы», — сказала Васильева, выступая на заседании комитета Госдумы по образованию и науке.

По ее мнению, в рамках сложившейся модели ни ее ведомство, ни региональные власти не могут управлять школами.

Выход она видит в переподчинении общеобразовательных учреждений — от муниципальных районов напрямую властям регионов.

«Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону», — подчеркнула глава Минобрнауки.

получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем

Васильева напомнила, что сейчас в России вводится концепция единого образовательного пространства — образовательные программы в разных городах, от Калининграда до Владивостока, должны быть едиными.

Между тем, пока муниципальные власти на правах учредителей могут менять программы, что в концепцию не вписывается. «Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем», — сказала министр.

Для начала власти намерены провести «пилотный проект» — апробировать новую модель в 16 субъектах РФ, а затем, в случае успеха, распространить на всю страну.

Мнения непосредственных участников образовательного процесса — директоров школ и учителей — о грядущих переменах разделились. С одной стороны, не секрет, что муниципальные власти в нашей огромной стране обладают совершенно разными возможностями.

Часто бывает, что именно они — самое слабое звено в управлении, что печальным образом отражается и на финансировании школ, и на зарплатах учителей.

Например, народный учитель России, директор московского центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский поддерживает идею реформы и надеется, что «на уровне района более профессионально распоряжаются финансовыми потоками, что должно положительно сказаться на школах».

В качестве примера управления школьным образованием он привел города-субъекты Москву и Санкт-Петербург, где «в одном лице и муниципалитет, и регион».

Среди аргументов за реформу приводятся и такие: школы, выходя из подчинения муниципалитета, уходят от необходимости следовать «дури» местных царьков, появится надежда на эффективную и честную оценку деятельности директоров школ; возможно, и финансирование зданий станет региональным, а значит, появятся средства на ремонт. Кроме того, как надеются некоторые учителя, бумажной волокиты может стать меньше, так как количество вышестоящих инстанций, требующих отчета, сократится.

сплошные реформы, очень хочется узнать об итогах хотя бы одной из них

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5113

Снова грядет реформа высшего образования

Упомянул Владимир Путин в своем выступлении и высшее образование, заявив, что нужно дать возможность студентам после второго курса менять направление подготовки. Чего ждать от большой перестройки высшего образования, выяснял «МН».

ОТ «4+2» К «2+2+2»

Десять лет назад — в сентябре 2011 года — Россия окончательно отказалась от советской пятилетней подготовки специалистов и официально перешла на Болонскую систему высшего образования с бакалавриатом и магистратурой — четырехлетней и шестилетней программами подготовки.

Повышение академической мобильности стало одним из главных преимуществ двухуровневой системы и позволило студентам после четырех лет учебы либо дальше более углубленно изучать выбранные предметы, либо начать изучать что-то новое в следующие два года даже в другом вузе, либо сразу начать работать, получив диплом бакалавра.

Многие поначалу считали бакалавриат не совсем полноценным высшим образованием, но со временем Болонскую систему приняли и студенты, и работодатели. Оказалось, что для практического применения знаний компетенции бакалавра (не для всех, конечно, специальностей, но для многих) вполне достаточно. Тем более что количество бюджетных мест в магистратуре весьма ограничено. И вот только все приспособились к двухступенчатой системе «4+2», как ее предлагают поменять на систему «2+2+2». В профильном комитете Совета Федерации приступили к обсуждению этой идеи и обещают, что уже в следующем году новую модель введут в пилотных регионах, а в 2022 году — по всей стране.
Как водится, ряд экспертов сразу вспомнил, что трехуровневая система обучения используется в некоторых университетах Европы, Гонконга, Японии и особенно распространена в США. Она позволяет студентам дважды (после второго курса и после бакалавриата) определиться со специализацией, что повышает осознанность и мотивацию к обучению и, как следствие, качество профессиональной подготовки.

МИР МЕНЯЕТСЯ, И ВУЗЫ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ

В России у выпускников, до конца не определившихся с профессией, сейчас два варианта: поступить «куда-нибудь» и начать работать «хоть кем-нибудь». У парней есть еще третий вариант — пойти в армию, «а там видно будет».

В такой ситуации молодые люди часто становятся заложниками выбора, который они делают в 17-18 лет неосознанно или под давлением родителей, или следуя веяниям моды, а когда понимают, что пошли не туда, перевод на другую специальность превращается в настоящий квест: перевестись на смежную специальность удается не всем, приходится уходить из вуза, чтобы потом снова пытаться в него поступить.

Впрочем, отдельные российские вузы, уловив мировой тренд на скорость происходящих в мире изменений, начали составлять гибкие программы и постепенно внедрять у себя систему «2+2+2».

Так, перевестись на новое направление подготовки можно в Уральском федеральном университете.

Там ежегодно такую возможность используют более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение после второго курса.

С 2017 года и в Дальневосточном федеральном университете учащиеся могут, продолжая обучаться по своей основной образовательной программе, сверх нее получать дополнительные модули других смежных профессий.

В Санкт-Петербургском политехническом университете последние шесть лет обучение также строится по принципу «2+2+2». Уже после третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки и могут выстраивать траекторию своего обучения на следующие два года.

По сути, пока еще мало используемая трехуровневая система обучения в вузах будет строиться так: первые два года студенты будут знакомиться с фундаментальными науками по широкому спектру направлений — от естественно-научного до гуманитарного, вести практическую и творческую работу, чтобы понять, что у них получается лучше, и после второго курса смогут сделать осознанный выбор и определиться, в каком именно направлении хотят двигаться оставшиеся два года. Дальше получают диплом бакалавра, а в магистратуру, как и сейчас, либо идут, либо нет.

Чтобы новая система заработала, потребуются не только дополнительные подзаконные акты, но и изменения образовательного госстандарта. Кроме того, самим вузам придется «упаковывать» в нынешние единицы времени новые материалы, составлять новые образовательные программы и уже в рамках бакалавриата менять направления подготовки.

Читайте также:  Курсы журналистики для всех возрастов - студенческий портал

— Поначалу, скорее всего, будут формироваться единые крупные кластеры определенных направлений подготовки, — рассказала «МН» директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. — К примеру, кластер для филологов, лингвистов, психологов и кластер для инженеров, нанотехнологов, металловедов.

После второго курса переток внутри кластеров будет возможен, но, чтобы, грубо говоря, переквалифицироваться из лириков в физики или наоборот, придется, видимо, досдавать необходимые экзамены, которые студент не сдавал на ЕГЭ.

Но если студент изначально думал стать экономистом, а во время учебы понял, что не тянет сложную математику, он может перевестись на менее сложную специальность и попробовать найти себя в другой смежной, но не такой сложной профессии.

Впрочем, сейчас мы можем только гадать, как все будет, но я бы крайне аккуратно опиралась на опыт других стран. Везде есть свои нюансы. В США все высшее образование платное, у нас нет.

В Швеции все высшее образование оплачивается за счет бюджета, но там студенты должны сами оплачивать жилье. В одних странах есть ЕГЭ, как у нас, в других — нет. Я считаю введение гибкой системы «2+2+2» во многом рациональным.

В мире, который быстро меняется, система образования тоже должна быстро реагировать на изменения.

Главное сейчас — в спешке не нагородить огород, не превратить хорошую идею в кампанейщину и просчитать все последствия и риски. Надо сделать переход к новой модели максимально безболезненным и для преподавателей, и для студентов.

Елена Хакимова.

ADOBE STOCK.

Источник: https://news.rambler.ru/education/43637149-snova-gryadet-reforma-vysshego-obrazovaniya/

Реформа местного самоуправления достроит вертикаль власти

Структура и функции местного самоуправления (МСУ) в России были реформированы неоднократно. На прошлой неделе, 20 мая, очередные поправки в закон о реформе МСУ были одобрены депутатами Госдумы сразу во втором и в третьем чтениях.

Новая редакция закона предоставляет регионам массу прав, например, право самим определять способы избрания глав муниципальных образований – напрямую населением или из состава представительного органа власти.

Свой взгляд на реформу МСУ представил доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин

Причина реформы

Отсутствие баланса между полномочиями органов местного самоуправления и их финансовым обеспечением – только одна из причин намерения власти провести муниципальную реформу. Действительно, государство перекладывает на субфедеральный уровень, в том числе и на МСУ, все больше обязанностей, но при этом не подкрепляет их ресурсами.

Еще одна причина – частые конфликты между главами крупных городов и губернаторами.

И, наконец, можно предположить естественное стремление усилить политико-административный контроль над крупными городами, которые представляют основную опасность в случае социально-политического кризиса.

Исходя их этого, представляется вполне логичным ликвидировать самоуправление в крупных городах, включив его в систему «вертикали власти». В этом и состоит основная идея ожидаемой муниципальной реформы.

Муниципалитет – это форма реализации МСУ в профессионально-управленческом ключе.

А МСУ – понятие более широкое: оно включает в себя также представительный орган и различные формы прямой демократии (прямое участие населения в решении местных вопросов – референдумы, сходы граждан), возможность формирования территориальных органов общественного самоуправления на уровне квартала, дома и пр.

Чаще всего «обыденно» под муниципальным управлением подразумевается именно профессиональный бюрократический аппарат. Иными словами, есть представительный орган (местный совет депутатов, городская дума, собрание и т. п.), и есть система муниципального управления (администрация, мэрия и т.п.).

С 2003 года у нас существуют два уровня МСУ – поселенческий и территориальный. Условно говоря, есть поселковый совет или горсовет, а есть – уровень муниципального района, объединяющего несколько поселений.

В крупных городах районные представительные органы были упразднены, там остались лишь районные администрации, полностью подчиненные городскому муниципалитету. Таким образом, размылось главное достоинство местного самоуправления – близость власти к населению.

Только в Москве и Санкт-Петербурге МСУ осталось на районном уровне, однако права его весьма сильно урезаны по сравнению с общероссийской ситуацией.

Для построения МСУ в России был использован американский и английский опыт, где сами органы МСУ определяют, будет ли главой администрации мэр, избираемый населением, или же мэр, избранный местным представительным органом, или это будет наемный сити-менеджер.

Похожая модель была введена в РФ, однако власти регионов предпочитают модель сити-менеджера и навязывают ее муниципальным образованиям под предлогом «преимуществ профессионального управления».

Это привело к тому, что на практике сити-менеджеры ориентировались не столько на жителей, сколько на губернатора.

Муниципалитетам не хватает средств

У МСУ есть своя естественная сфера деятельности, определенная законом. Кроме того, государство может делегировать выполнение ряда своих полномочий местному самоуправлению, выделяя под это соответствующие ресурсы.

Например, большинство лечебно-профилактических учреждений первичной медицинской помощи, учреждения дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей являются муниципальными.

Их финансирование разделено между местным и региональным бюджетами (учреждения здравоохранения получают еще и средства обязательного медицинского страхования).

Здесь начинаются проблемы, потому что полномочия у муниципалитетов есть, а вот надежной ресурсной базы нет. Муниципалитеты получают в свое распоряжение налоги на землю и на недвижимое имущество физлиц, а ставки там пока невысокие.

Можно, конечно, спустить на местный уровень сборы от налога на доходы физлиц (НДФЛ), который сейчас делится между региональным и муниципальным бюджетами в пропорции, определяемой представительным органом субъекта РФ.

Также теоретически возможно взимать НДФЛ не по месту нахождения работодателя, а по месту жительства граждан, как это и происходит в большинстве развитых стран.

Сегодня же большая часть налоговых поступлений «свозится в Москву», а потом из федерального бюджета выделяются субсидии и субвенции регионам, а те, в свою очередь, передают част денег муниципалитетам.

Такой порядок финансирования многие связывают с идеей «вертикали власти». Де, если сделать по-другому, «страна распадется». Однако не меньшую опасность для страны представляет плохо построенная «вертикаль».

А она в принципе не может быть хорошо построена, потому что слишком велики издержки «на трение» (транзакционные издержки) которые состоят в искажении передаваемой вверх и вниз информации, в запаздывании управленческих сигналов и т.п.

Снизить эти издержки можно только через разделение полномочий и через определенную автономию каждого из уровней управления.

Реформа под знаком ликвидации

Грядущая муниципальная реформа пройдет под знаком ликвидации МСУ в крупных городах и муниципальных районах, с включением его в систему «вертикали власти».

При этом на низовом поселенческом уровне – в сельских поселениях, в некрупных городах и в городах, которые в советские годы называли городами областного подчинения – МСУ останется. Таким образом, произойдет дальнейшее продвижение «вертикали власти» вниз.

Пока «вертикаль власти» заканчивается на уровне субъектов федерации, а дальше идет уровень МСУ, но в результате готовящейся реформы в крупных городах и районах власть перестанет быть муниципальной, она станет, по сути, частью региональной государственной власти.

Например, глава областного центра N будет фактически назначаться областным губернатором и полностью ему подчиняться. У губернатора не будет необходимости «выстраивать» с ним отношения. Впрочем, во многих городах выборность мэра и так ликвидирована, а там где она есть, мэр, часто, декоративная фигура.

Однако города могут лишиться не только мэра, но и городского представительного органа (городской думы или городского совета депутатов). Вместо напрямую избираемых депутатов будут «делегированные» представители районных (в городе) представительных органов, т.е.

исчезнут прямые выборы. Можно провести некоторую аналогию с тем, как в свое время Маргарет Тэтчер уничтожила Совет Большого Лондона, который находился под влиянием лейбористов: она провела закон о его ликвидации, оставив самоуправление лишь на районном уровне.

В крупных городах будет восстановлен районный уровень МСУ. Но пока непонятно, будет ли у низовых советов возможность формировать какие-то исполнительные органы для выполнения собственных решений.

Или же сделают как в Москве, где есть муниципальные советы районов и представляющий городскую (то есть в данном случае государственную) власть руководитель управы.

Пока не понятно, какие будут реальные полномочия и ресурсы у этого уровня МСУ.

Граждане должны защищать свои права

Чего нам всем ожидать от этой реформы?

Сейчас у граждан есть некая возможность контролировать хотя бы местную власть, а при фактическом назначении начальника сверху может вырасти коррупционная составляющая. Когда в 2004 году отменяли выборы губернаторов под предлогом их зависимости от местных экономических (часто срощенных с криминалом) группировок, коррупция лишь возросла.

Реформа могла бы пройти со знаком плюс, если бы, сворачивая МСУ в крупных городах, власть при этом создавала условия для развития самоуправления на низовом местном уровне. Однако этого, скорее всего, не произойдет.

Тем более что одно из главных препятствий для развития МСУ – низкая активность самих граждан, и эта активность не увеличивается.

Хотя самоуправление имеет реальный смысл только тогда, когда значительная часть жителей населенного пункта заинтересована в решении своих проблем, и воспринимает муниципальную власть как нечто от них зависимое. Сейчас явка на местных выборах составляет 10-15%, поскольку люди считают, что они мало на что могут повлиять.

Между тем, как показал опыт работы земств в царской России, недемократизм политической системы, и даже ее архаизм, не обязательно намертво блокирует развитие местного самоуправления.

А у нас и центральная власть во многом архаическая, и самоуправление не реализует все свои возможности, определенные законом.

Впрочем, законы сами по себе никогда не действовали, и самоуправление тоже не заработает, пока граждане не будут требовать от депутатов и глав администраций реальных действий в интересах общества.

Только в этом случае в стране началось бы формирование горизонтальных связей, которые у нас катастрофически отсутствуют, и возникло бы реальное и дееспособное самоуправление. И, возможно, с этого началось бы то возрождение России снизу, о котором так много и давно говорят, и которое все никак не начнется.

27 мая, 2014 г.

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/text/1711872.html

Что изменит школьная реформа?

По мнению министра, сейчас министерство практически не имеет рычагов влияния на муниципальные школы, а школы, в свою очередь, оказываются вне «государственной опеки».

Возвращение школам этой опеки должно способствовать более эффективному использованию федеральных средств, которые выделяются на образование, и созданию единого образовательного пространства (сейчас, по словам Ольги Васильевой, этому мешают муниципальные власти, принимающие участие в формировании образовательных программ и не всегда озабоченные их содержательностью).

Министр утверждает, что нет регионов, которым бы не подходила планируемая реорганизация. Представители регионов высказывают разное мнение.

Мы попросили ректора МГПУ Игоря Реморенко, как специалиста, который имеет большой опыт работы в системе управления образованием на региональном и на федеральном уровне, прокомментировать, что, на его взгляд, изменит «возвращение» школ государству.  

— Мне кажется, что в предстоящей реформе гораздо важнее вопрос не об эффективном использовании финансов, а об учредительстве школы — кто будет назначать директора и оценивать, насколько хорошо работает образовательная организация. В этом смысл замены учредителей школы с муниципалитета на регион.

Тут важно учитывать, что по нынешнему законодательству учредителем школы может быть и регион, и муниципалитет.

Когда разрабатывался новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу в декабре 2013 года, проводились консультации с губернаторами разных регионов, чтобы решить: сделать ли школы муниципальными, региональными или оставить смешанное общефедеральное регулирование, когда регион сам может выбрать муниципальную или региональную модель.

Тогда оставили смешанный вариант, поскольку некоторые губернаторы отмечали: множество локальных важных вопросов должны решаться на местах.

Нужно ли ремонтировать дорогу до школы? Как организовать подвоз ребят? Какое оборудование централизовано закупить? Как школе взаимодействовать с местным сообществом в целом? Зачастую эти вопросы эффективно решаются именно на местном уровне.

Есть опасность, что при переходе школ на региональный уровень регулировать всё это будет сложнее.

Для того, чтобы принять решение, делать ли все школы государственными, надо оценить территориальные различия.

Те регионы, которые хотели перейти на региональное учредительство, это уже сделали. К ним относятся Самарская, Астраханская, Тамбовская области, аналогичная модель воспроизведена в Москве и ряде других мест — надо отметить, достаточно компактных.

А вот на таких территориях, как Красноярский край, Якутия, где до некоторых школ из столицы региона тысячи километров, региональное учредительство реализовать сложнее. Как назначить директора и контролировать его работу, если школа расположена так далеко?

Бывает, что в области принята региональная модель, но в крупных городах внутри одного региона учредителем школ остаются муниципалитеты (например, Тольятти и Самара в Самарской области). Это тоже разумно в виду большого числа тонкостей, которые в конкретном городе имеют значение.

Новация предстоящей реформы, по-видимому, в том, что раньше у регионов была возможность выбирать, по какой модели управлять школами, а теперь обязательной становится единственная модель регионального учредительства.

В чём может быть преимущество регионального подчинения школы? Это новый рычаг воздействия на директоров, который получает регион. Насколько наличие такого механизма связано с качеством образования и формированием «единого образовательного пространства», о котором говорит Министр образования, зависит от конкретной региональной ситуации.

Само понятие единого образовательного пространства — это целая тема для дискуссий в рамках лекций по философии образования и образовательной политике.

По моему мнению, всё описывается термином «общее образование» — это те общие смыслы культуры, результаты образования, которые осваивают молодые люди до того, как выберут свою личную профессиональную траекторию. Общее образование обеспечивает понимание в обществе, является основой для человеческого взаимодействия, объединяет нацию.

Россия, как и другие страны, постоянно определяется, что же должно быть общим базисом, объединяющим людей.

Дальше возникают разные трактовки: кто-то считает, что это набор канонических текстов нашей литературы, кто-то считает, что это какие-то математические навыки, которыми все должны владеть, кому-то важно знание исторических фактов.

Определённого и устойчивого мнения, что же такого общего должно быть в образовании, пока нет и вряд ли когда-либо будет. Но есть консенсус в виде федеральных государственных образовательных стандартов, которым образовательные программы всех школ должны соответствовать.

Сейчас Министерство подготовило изменения в стандартах, где в значительной степени уточнило перечень образовательных результатов. Конечно, это сузит поле выбора образовательных программ на школьном уровне. Но нужно отметить, что конкретизацией образовательных результатов сейчас озабочены многие страны, мы пока лишь делаем первый шаг в этом направлении.

Пока ещё не видно общей методологии уточнения образовательных результатов по истории, литературе, математике, физике и другим предметам.

Неясно, как должны эволюционировать образовательные результаты в зависимости от этапа обучения.

Как должны развиваться навыки чтения при переходе из начальной школы в подростковую? Что происходит с навыками математического счёта? Как развивается понимание? Наука к этому лишь подступается.

Я думаю, что норма закона о том, что образовательная программа утверждается самой образовательной организацией, останется, но стандарты, которым школа должна соответствовать, ужесточатся.

Если изменение о государственном учредителе будет принято, то, конечно, станет жёстче и контроль. Вопрос в том, везде ли нужно его ужесточать.

По законодательству образование — предмет совместного ведения, как и написано в Конституции. В каждом регионе надо специально анализировать, нужно ли там усиливать «вертикаль власти» в сфере образования и каким образом.

Мне кажется, что наиболее взвешенный и разумный вариант — когда регион сам, исходя из конкретных территориальных особенностей, выбирает модель, которая подходит для управления системой общего образования. Естественно, при условии выполнения всех государственных гарантий. 

Источник: https://newtonew.com/school/chto-izmenit-shkolnaya-reforma

Ссылка на основную публикацию