Школьники показали хорошее знание истории — студенческий портал

Исследование ФИПИ

Российские школьники плохо знают историю родной страны. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и заключил, что выпускники путаются в событиях России 20-го века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры и теряются при оценке событий. Причина – в скудных, оторванных от реальности учебниках, неготовности школ учить детей размышлять и анализировать и в системе образования в целом, заявили опрошенные Накануне.RU эксперты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

Школьники показали хорошее знание истории - Студенческий портал

«Большинство ошибок связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала.

Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Олимпиады для абитуриентов в октябре - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи. Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике», – отмечают в Рособрнадзоре.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

Школьники показали хорошее знание истории - Студенческий портал

«Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения», – пояснили эксперты.

Разработчики ЕГЭ порекомендовали 11-классникам, планирующим сдавать ЕГЭ по истории, повторить информацию об исторических деятелях и потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной «зубрежки» дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

Школьники показали хорошее знание истории - Студенческий портал

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Апостолова считает, что разработчики ЕГЭ по истории поторопились вводить задание с развернутым ответом, в котором от ученика требуется аргументация предложенной точки зрения.

«На мой взгляд, пока нет планомерной и целенаправленной работы учителя по формированию аналитических навыков у наших школьников. Мы только на пороге этого. Чтение и анализ исторических документов – тоже из серии этих же проблем.

Это не делается за год-два. Я думаю, лет через пять мы сможем увидеть положительные подвижки в выполнении этого и подобных заданий, когда появится навык. Просто надо научить», – поделилась своим мнением с Накануне.

RU Татьяна Апостолова.

История России 20-го века – один из самых закрытых фрагментов истории, в котором предстоит еще немало изменений и открытий, заметила эксперт. «Сами историки еще не до конца знают эту историю, а мы хотим, чтобы дети знали эти фрагменты на отлично», – добавила она.

  • Вопросы о культуре России, задания, связанные с картой и иллюстрациями, обнажают узкий кругозор школьников, считает Татьяна Апостолова.
  • Время, терпение и отсутствие поспешных решений помогут преодолеть эти проблемы, уверена доцент.
  • Нужно менять учебники по истории и сам подход, который сводит уроки по этому предмету к заучиванию дат, считает историк по образованию, директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

«Когда я смотрю на учебник истории, по которому учится сейчас мой сын-шестиклассник, я понимаю, почему школьники плохо ориентируются в исторических событиях и почему они в целом не знают, не понимают и не любят историю.

Учебник неинтересен, нелогичен, уныл и абсолютно непонятен не то, что шестикласснику, а даже взрослому человеку, в голову которого сложно уложить все эти миллионы непонятных имен средневековых правителей из разных частей Европы и Азии, тысячи дат и словарь терминов, которые давно не употребляются.

И главный вопрос, на который нет понятного ответа для ребенка, все это не дает понимания, а зачем мы учим всю эту древность?» – отметила Наталья Фефилова в разговоре с Накануне.RU.

  1. Историю нужно преподавать так, чтобы она могла «зацепить» школьника.
  2. «Задача истории как предмета – не вдолбить даты, задача – научить разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего«, – добавила эксперт.
  3. «Заточенность» уроков истории под Всероссийские проверочные работы и ЕГЭ усугубляет ситуацию, считает Фефилова: «Когда ты почти не отвечаешь устно, а, как проклятый, только заучиваешь данные для тестов, о каком знании можно говорить?»

Учеников нужно знакомить с типичными образами и атрибутами эпохи, показывать портреты, схемы, карты – визуализировать информацию. Так школьнику будет легче усвоить насыщенный датами, именами и фактами курс истории, поделилсясвоими соображениями с Накануне.RU учитель истории столичной школы №2120 Егор Бондаренко.

Школьники показали хорошее знание истории - Студенческий портал

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показал, что ученикам не хватило практики при подготовке к экзамену, отметил учитель истории московской школы №1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин.

«Любое знание нуждается в практическом закреплении. Низкие баллы за работу с текстом говорят, что у детей нет опыта такой работы, а это как раз практика.

История как наука – это не про пересказ дат и фактов, это про выстраивание логических цепочек из огромного количества элементов.

И пока сам не попробуешь разобраться – что, когда и где произошло, ничего толком и не запомнишь», – сказал Николай Ногин.

Важно показать школьникам связь истории с современностью, уверен российский ученый, писатель и политический аналитик Константин Щемелинин.

«История, преподаваемая в школе, перегружена датами и не показывает главного – тогда, в прошлом, жили такие же люди, как и мы с вами, и эти люди делали карьеру, воевали, любили. Например, школьники должны понимать, что нынешнее благосостояние России базируется на природных богатствах Сибири, а это – Ермак, Иван Грозный, Хабаров и многие землепроходцы», – пояснил эксперт.

То, что сегодня российские школьники не ориентируются в истории своей Родины, было ожидаемо еще 20 лет назад, когда в начале 90-х к разработке образовательных стандартов подключились консультанты американского миллиардера Джорджа Сороса, рассказал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

По его словам, первым делом эти «специалисты» взялись за пересмотр стандартов и программ по российской отечественной истории. Именно в этот период было написано сразу несколько учебников и учебных пособий по истории России. При этом особое внимание было уделено периоду развития России в 20 веке.

«Одной из задач, которую решали американские «советники» и «методисты», было принизить роль нашей страны во Второй мировой войне.

И, конечно же, – опорочить лидеров партийных органов, которые осуществляли руководство предвоенной индустриализацией нашей страны, боевыми операциями против нацизма в ходе войны и активным восстановлением народного хозяйства после войны.

В связи с этим ими преднамеренно были изъяты из курса российской истории 20 века даже упоминания о многих общественных, государственных и политических деятелях нашей страны», – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.

После развала СССР в российском образовании с подачи западных «советников» начался процесс «деидеологизации российской школы» – пересмотра преподавания гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения, литературы. Коснулось это главным образом именно советского периода, добавил профессор. Тогда одна часть педагогов перестроилась, а другая покинула школы, освободив место подготовленным по новым «методичкам» специалистам.

«Вполне возможно, что именно подобного рода подход к преподаванию российской отечественной истории стал одной из причин страшной трагедии, разыгравшейся 17 октября 2018 г. в крымском городе Керчи. Потому что такое могло произойти лишь с молодым человеком, который полностью потерял ориентацию в социальном и историческом пространстве.

А я, как один из ведущих российских экспертов в области образования, вынужден констатировать факт, что, к нашему огромному несчастью, дав возможность западным «советникам» вмешаться в процесс преподавания нашей отечественной истории в 90-е годы, мы не только резко снизили уровень знаний наших выпускников по истории России, но и подвергли нашу страну страшной социальной опасности! И эту ситуацию необходимо в срочном порядке изменять. В ином случае Россию ожидает настоящая гуманитарная и социальная трагедия!» – заключил эксперт.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114491/

Исследование: Что знают молодые россияне о своей истории

В 2014-2015 годах специалисты Московского гуманитарного университета провели в ряде московских вузов социологический опрос, призванный определить уровень исторических познаний студенческой молодежи.

Опрос проводился в рамках проекта «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи».

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 17.01.2014 N 11рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

Среди опрошенных студенты различных курсов, обучающиеся по специальностям различного, в основном социального и в меньшей степени гуманитарного профиля. Всего опрошен был 2051 студент восьми столичных вузов.

Обычно исторические познания современной молодежи, зависимые во многом от случайных обстоятельств, от интернет-«картинки», оцениваются весьма низко и даже в трагических тонах.

Действительно, подавляющее большинство опрошенных берет свои исторические знания в том числе из Интернета (60,1%), а также из кинофильмов и телесериалов (45,4%).

Однако безусловным лидером остается учебник (78%), — что, как увидим дальше, и предопределило многие результаты опроса.

На вопросы формального характера, призванные выявить «верхний» слой исторической осведомленности, правильно обычно отвечали большинство, около половины или хотя бы относительное большинство опрошенных. Так, 75,5% знакомы с понятием «норманнская теория». К полководцам и флотоводцам XVIII в. отнесли в первую очередь А.В. Суворова (62%), второе место занял Ф.Ф.

Ушаков (33%), а третье — М.И. Кутузов (12,5%), что, строго говоря, не является ошибкой. В основном знают молодые люди, что союзниками России в канун Первой мировой войны являлись Великобритания и Франция (64,8%), что план войны Гитлера против СССР носил название «Барбаросса» (72,6%).

Гораздо меньше опрошенных правильно связали название «битвы народов» с Лейпцигской (38%) и вспомнили о Брусиловском прорыве 1916 г. (53,5%), но и эти ответы заняли первые места. Несколько хуже познания в хронологии, но в целом и они оказались на должном уровне — тестовый опыт определенно пошел здесь «на пользу».

Даже на вопросы, в самой формулировке вводившие некий исторический термин и предполагавшие, таким образом, более глубокий уровень знаний, в основном давались правильные ответы. Так, большинство, как оказалось, в курсе, что преемником Лжедмитрия I на царстве был Василий Шуйский и что после Северной войны был заключен Ништадтский мир.

Единственное исключение составил вопрос о наиболее видном иконописце Новгородской школы — здесь уверенное первенство завоевал самый известный иконописец Руси Андрей Рублев (49,2%), обойдя Феофана Грека (26,6%).

Итак, анализируя материалы опроса, можно прийти к выводу, что познания обучающихся в вузах молодых людей в истории России ориентированы скорее на информацию, получаемую из учебников и справочников.

Это явствует из группы вопросов, призванной выявить именно влияние на респондентов исторической мифологии как фольклорного, так и литературного происхождения, а также некоторых известных примеров фальсификации истории.

Ученые предлагают сделать обязательным ЕГЭ по истории

При всей популярности некоторых расхожих исторических мифов (Аляска, проданная якобы при Екатерине II, — 23,9% опрошенных; Г.К. Жуков как Верховный Главнокомандующий в годы войны — 24,3%) они все-таки уступают верным историческим представлениям. Правда, есть и противоположные примеры.

Включение России в число держав-победительниц в Первой мировой войне (42,2%) явно откликается на волну мифологизации истории последней в связи с печальным юбилеем 2014 г. Один из популярнейших мифов советской эпохи — о кукурузе как основной сельскохозяйственной культуре в период правления Н.С. Хрущева — не просто жив, но господствует в массовом сознании до сих пор (67,4%).

Что же касается новейшей «академической» и псевдоакадемической мифологии и фальсификаций недавнего исторического прошлого, то они, в отличие от «фольклорных», судя по всему, остаются или неизвестны опрошенным, или в основном ими не воспринимаются.

Так, совершенно в соответствии с российским научным мейнстримом представляют опрошенные складывание и раннюю историю Древнерусского государства — что надо связывать, конечно, не столько со знакомством с научными трудами, сколько с доверием к преподаваемой в школе и вузе информации.

Что касается истории новейшего периода, то и здесь большинство, судя по результатам, не видит повода для дискуссий с устоявшимися представлениями (даже с не вполне точными, как в случае с ранним СССР как «союзом суверенных республик» — вариант, поддержанный 70% опрошенных).

Что же, можно сделать вывод, что историческими знаниями студенческая молодежь в большей или относительно большей части располагает? Однако в этом заставляет серьезно усомниться самооценка опрошенных.

Отвечая на вопрос об отношении к истории, 41,7% честно признали, что со школы относятся к ней с безразличием — не любимый предмет, но и не нелюбимый. При ответе на другой вопрос, о знании истории, 47,9% разумно признают, что пока знают историю недостаточно, хотя и изучают ее, в то время как 27% не могут признать, что вообще знают историю.

В последнее можно поверить — ведь в вышеприведенных ответах на «формальные», тестовые вопросы уровень правильных редко поднимался и до двух третей.

Ларчик оптимистической иллюзии, которую могут создать результаты, открывается весьма просто. Речь идет именно о студенческой молодежи — в настоящий момент учащейся, проходящей тестирование, имеющей дело с учебником. Знания, получаемые таким образом, сохраняются — но зачастую ровно до тех пор, пока в них есть прагматическая необходимость, связанная с благополучным получением образования.

Недостаточное, вопреки ожиданиям, влияние на молодежь исторических мифов и широко распубликованных вымыслов свидетельствует не столько о невосприимчивости к ним, сколько об отсутствии интереса к теме в настоящий момент.

При наличии только формальных, в конечном счете поверхностных знаний это может оказаться роковым в случае возникновения «интереса» — или его возбуждения политическими манипуляторами.

Школьники показали хорошее знание истории - Студенческий портал

Академик Чубарьян: В ЕГЭ по истории нужно добавить эссе

Для того чтобы отобрать и понять полезную информацию в разноголосице Интернета и СМИ, надо знать подлинную историю — как Отечества, так и желательно всемирную. А вот этим знанием наша молодежь как раз и не может похвастаться в силу многих причин, и по большей части объективных.

В обществе, где долгое время почти в открытую провозглашался принцип «каждый — сам за себя», поиск удовольствий становится основной ценностью. Потребитель ищет на просторах информационного поля «интересное». И находит — различного рода пересказы истории, подчас сознательно фальсифицированные.

Очевидно, что из всего потока информации лучше всего усваиваются яркие и простые, легко узнаваемые «картинки».

Достаточно хорошо известно также, что пороки исторического знания молодежи нередко приводят к агрессии, недоверию к авторитетам, включая государственную власть, и демонстративной оппозиционности, а в крайних случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России. Данная проблема может рассматриваться как угроза безопасности государства.

В рамках того же проекта проводился осенью 2014 г. опрос экспертов — специалистов по молодежной проблематике, работающих с молодежью, историков-преподавателей, молодых историков. Почти все эксперты согласились с мнением о необходимости усилить историческое воспитание молодежи — как часть воспитания гражданина и патриота. Проблема эта, и по нашему мнению, остро стоит на повестке дня.

Читайте также:  Хотите сменить профессию в этом году — начните уже сейчас - студенческий портал

Однако на пути ее решения ряд других проблем, которые нашли отражение и в материалах «круглого стола» «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи», прошедшего 13 мая 2015 г. в Московском гуманитарном университете.

В частности, по мнению участников мероприятия, необходима государственная и широкая общественная поддержка объединений историков-профессионалов, занимающихся историко-просветительской деятельностью, особенно борьбой с историческими фальсификациями.

В настоящее время такого рода структуры на общих основаниях могут получать поддержку отдельных своих проектов, тогда как их повседневное существование и полноценная деятельность зависят от случайных обстоятельств.

Ряд проблем связан с научно-популярным книгоизданием в сфере истории. Активно продвигаемый «наукометрический» подход в оценке квалификации ученых практически не оставляет места для столь недавно еще уважаемого жанра, как научно-популярная монография.

По сравнению с академической «рецензируемой» монографией и еще более важной теперь статьей (опять же не в популярном, а в «рецензируемом» журнале) работа над научно-популярной книгой оказывается не просто бесполезной, но даже «вредной» для самореализации ученого, поскольку отвлекает от более насущных для научно-преподавательской карьеры задач. Историк, желающий обращать свои работы к широкому кругу читателей, оказывается перед весьма непростым выбором. Между тем именно в исторической сфере научно-популярное книгоиздание наиболее развито и наиболее нуждается во внимании и участии профессионалов. Ставящиеся задачи защиты истории России от фальсификаций невозможно решить без поддержки профессиональной самореализации тех историков, которые готовы ею заниматься.

Школьники показали хорошее знание истории - Студенческий портал

История России во все времена вызывала широкий интерес своих граждан. Изучение истории формирует у молодого поколения историческое сознание, чувство патриотизма, сопричастности к истории Отечества, социально-культурной идентичности. Наш опрос выявил уровень знания истории — но не исторического сознания.

Между тем последнее включает целую совокупность взаимосвязанных элементов: знание истории, осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков, социальное прогнозирование, осознание исторической ответственности за свою деятельность. Историческое сознание как отдельного человека, так и группы лиц очень сложно выявить.

Но наша сегодняшняя молодежь, да и общество в целом, этим сознанием точно не обладает, в отличие от некоторого познания истории.

Решение проблемы реконструкции исторического сознания и исторической памяти в соответствии с достоверным историческим прошлым нашей страны — за историческим образованием и историко-патриотическим воспитанием.

И эту проблему одним ученым не решить. Подлинное историческое сознание сложится, когда новое российское общество сформируется окончательно, когда оно выработает единую систему патриотических ценностей.

Кажется, время решительных шагов в этом направлении уже наступило.

Источник: https://rg.ru/2015/06/23/rodina-internet.html

Историю школьники не знают. Они ее "скачивают"

В среднем каждую неделю пользователи из Челябинской области задают поисковой системе Яндекс около 25 тысяч запросов со словом «реферат».

В среднем каждую неделю пользователи из Челябинской области задают поисковой системе Яндекс около 25 тысяч запросов со словом «реферат». Если поразмышлять, это может означать одно: думать сами наши юноши и девушки не умеют. Конечно, напрягать мозги, перечитывать горы источников и анализировать данные гораздо сложнее, чем кликнуть клавишей мыши на волшебную надпись «скачать». А еще лучше — «скачать бесплатно».

Портал Яндекс проанализировал все запросы южноуральских пользователей и выдал сводную статистику. В основном пользователи хотят скачать или заказать готовую работу — на это прямо указывают 23% запросов. Причем большинство хотят получить реферат бесплатно, и только 3% готовы за него платить. Около 10% пользователей ищут требования к оформлению.

В России наиболее популярны предметы гуманитарной направленности, значительно меньше запросов по естественнонаучным и совсем мало по техническим и математическим специальностям. Чаще всего рефераты по гуманитарным предметам ищут в Москве, по техническим — в Челябинске, по естественнонаучным — во Владивостоке.

Самыми популярными учебными предметами в поисковых запросах челябинцев являются физкультура и история. Затем следуют информатика, психология и философия. Абсолютное большинство запросов содержат конкретную тему реферата. Набор этих тем уникален в каждом регионе и отражает то, что в данный момент проходят в учебных заведениях. Так, например, по истории, самыми популярными темами являются «Россия в начале XV века» и «Норманская теория», а по физкультуре — «Здоровый образ жизни». Среди топовых тем также «Уровни сексуальной организации человека», «Интеграция образовательной деятельности по речевому развитию детей», «Виктимология и виктимная личность». Но, видимо, скачивание готовых рефератов не помогает школьникам улучшить свои знания в области истории. Как стало понятно из результатов ЕГЭ, многие ребята умудрились переписать биографию великих российский правителей, покусившись на Ивана Грозного, Екатерину Вторую, Петра Первого и многих других деятелей. Например, один школьник утверждает, что «в семнадцатом веке случился соляной бунт и медийный бунт во главе со Степаном Разиным». Да, журналистов царской эпохи не устраивала политика Петра Первого. Может быть, их возмутило то, что «Петр I прорубил очко в Европу» или — еще лучше — «Петр I открыл четыре окна в Европу», а другой школьник пишет, что «Борис Ельцин создал партию «Единая Россия», которая и по сей день является самой влиятельной политической силой в России». И все было бы весело, если не было так грустно, ведь историю своего Отечества должен знать каждый гражданин России. Впрочем, большой вопрос и к самому учебному процессу.

«Детям на уроках истории откровенно скучно, их загружают большим количеством дат и событий. В результате мозги у ребенка начинают кипеть, и он совсем ничего не запоминает.

Какой же выход из этой ситуации? Почему бы не начать изучать историю «вспять», начиная от наших дней и постепенно углубляясь в века? — высказывает свое мнение одна из наших читательниц Татьяна.

— Зачем детям вдалбливать в головы про политику Петра I, если они плохо понимают значение самого слова «политика»? Или, может, проводить часть уроков в игровой форме, с помощью костюмов и атрибутов других эпох? А может, все оставить по-прежнему и также преподносить сухие факты истории, не ожидая от наших детей здорового интереса?»

А вы как считаете? Приглашаем к обсуждению.

Екатерина Опейкина

Источник: https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/istoriju-shkolniki-ne-znajut-oni-jeje-skachivajut-172727062012/

Российский школьник знает историю лучше, чем его зарубежный сверстник

Столько историй, сколько историков

— Было время, когда Федеральный перечень рекомендовал учителям более 100 учебников по истории. Говорили, что таким образом достигается вариативность.

— В принципе вариативность учебников — это наше большое достижение, но на практике для учителей она оказалась делом сложным. Учитель о многих учебниках просто не знает, он не может все их купить, чтобы прочитать, а потом сказать: «Я беру этот, а не тот».

Я думаю, что проблема состоит в том, что при всей вариативности содержания образования учебник — это не монография. Значит, должен быть определенный консенсус в освещении некоторых проблем. Надо выработать по принципиальным вопросам общую позицию.

Это может быть позиция даже не по отношению к конкретному факту, а позиция, как этот факт лучше осветить в учебнике. Самая большая сложность — последний период нашей истории начиная с 90-го года. Как освещать произошедшие события? Были предложения вообще это время не включать в учебник. Но этого делать нельзя.

Ведь сегодня заканчивает школу поколение, которое родилось в 90-м году. Им надо знать, в каком мире они выросли.

— Александр Оганович, все-таки каким должен быть учебник истории?

— Вначале надо договориться, что главное — знания или понимание? Кстати, в Совете Европы тоже идет большая дискуссия, каким должен быть учебник истории. Я участвовал в двух заседаниях. Все факты все равно не запомнишь.

Лучше, конечно, дать основные факты, но мне кажется, важнее научить человека понимать, анализировать. Меня очень волнует еще одна вещь. Есть такая расхожая формула, что история не терпит сослагательного наклонения. Она верна в том смысле, что как было, уже не вернешь.

Но интерпретация истории предполагает сослагательное наклонение. То есть дети должны понять: в их собственной жизни есть выбор, как он был всегда во всей истории. Могло пойти так, а могло и этак. Это зависело от экономики, политики, от характера людей.

Надо показывать, что история — это не только сочетание объективных, как говорили раньше, законов, но и столкновение человеческих характеров, страстей.

— Кто-то из великих сказал: под каждой каменной плитой похоронена человеческая история…

— Именно поэтому учебник должен быть более насыщен историей повседневности, историей жизни. Надо, чтобы ученик увидел представления людей о жизни, о смерти, что такое голод, болезни, взаимоотношения мужчин и женщин на разных этапах истории. В этом смысле раньше у нас в учебниках истории страны были целые слои населения, которые априори считались враждебными гражданами.

Это знать, аристократия, императоры, цари и так далее. Сейчас другая крайность, сейчас все наши российские императоры — это святые, полная идиллическая картина. Из учебников почти исчезло русское освободительное движение XIX века — народники, анархисты… Революционный компонент был, и его надо показать.

Еще один новый элемент должен быть в учебниках — экономическая история, история бизнеса, предпринимательства. Многие молодые люди идут в эту сферу, и надо показать, как это в России было. Существенный момент — история гражданского общества. Очень важно показать на истории России зачатки гражданского общества, которые у нас были.

Например, сейчас все считают, что русское земство было очень важным элементом формирующегося гражданского общества.

— Скажите, а как наши школьники знают историю по сравнению со своими зарубежными сверстниками?

— Российский школьник имеет большее представление об истории других стран, чем его сверстники за границей.

У них нет специальных учебников по всеобщей истории, а у нас такие учебники есть, собственно, половина курса истории в школе посвящена изучению других стран.

И это надо развивать дальше, ни в коем случае не свертывать: надо, чтобы учащийся ориентировался в мировом историческом процессе, видел весь мир и место России в этом мире.

— Считаете ли вы правильным то, что у нас до 9-го класса дети учат всю историю, а потом начинают снова ее изучать?

— Я отношусь отрицательно, хотя понимаю, почему это было. Девятый класс — это был конец определенного цикла. Теперь, если будет обязательная 12-летняя школа, я сторонник возвращения к линейной системе.

То есть надо один раз проходить весь курс истории. Сегодня, никого не хочу обидеть, учебники мало отличаются друг от друга, тем более что авторы часто одни и те же — и обычного учебника, и углубленного.

— Что вы скажете об учителе истории?

— У нас учителя — это подвижники. Но профессия учителя была, да и сейчас остается непрестижной. Многие мои коллеги говорили о человеке — неудачник, если он после исторического факультета шел в школу работать. Надо повышать социальный статус учителя.

Это с одной стороны, а с другой — надо более качественно готовить профессионалов в педвузах. Для этого нужна связь с наукой. Когда-то мы один раз сделали, и теперь я хочу раз в два года проводить для учителей специальные семинары или конференции «Новое в исторической науке».

О новых трактовках, скажем, декабристов или причин и условий Первой мировой войны и т.д.

— Как вы относитесь к единому госэкзамену по истории?

— Сама идея формализации знаний мне кажется неплохой. Это некое выравнивание шансов. Но всякое выравнивание имеет и оборотную сторону — это усреднение. Это первое.

Второе — гуманитарные науки, история и литература, все-таки мировоззренческие науки. Формализация, как правило, идет по линии фактов.

Я бы подумал, как насытить ЕГЭ по гуманитарному циклу пониманием, содержательной, оценочной стороной дела. Но это не так просто.

Больше всего замечаний прислала патриархия

— Александр Оганович, я вижу у вас на столе верстку учебника, о котором так много говорили, — «История мировых религий»…

— Около двух лет мы над ним работали. Это оказалось непростой задачей. Несколько целей было сразу перед нами. Мы хотели показать религию как часть мировой культуры, как часть истории человечества. Соответственно и структурно он состоит, во-первых, из возникновения религии, из объяснения, что такое религия, мифы как основа религии.

Затем идет описание шести основных религий — это три христианские религии: православие, католичество, протестантизм; иудаизм, буддизм и ислам. В каждой религии мы стараемся показать основы создания религии, вероучение, из чего оно состоит, отличия религий друг от друга. Затем есть специальный раздел «Религия и знание».

Кроме того, есть раздел об атеизме, о том, что есть люди, которые не веруют, из чего они исходят. Есть еще один аспект, искусствоведческий. Дети ходят в музеи и не знают, что стоит за большинством библейских сюжетов. У нас даже есть специальный раздел по каждой религии — религия и искусство, религия и музыка и так далее.

И наконец, главная идея состоит в том, чтобы показать, что есть ценности общечеловеческие, которые были заложены в религии, которые связаны с этикой, моралью, терпимостью людей друг к другу.

  • — Кто авторы вашего учебника?
  • — Видные специалисты из академических институтов и университетов.
  • — Что с ним будет дальше?

— Это уже не наша забота, а Министерства образования и науки России. У меня была встреча с правительством Москвы и с руководителем Департамента образования Любовью Петровной Кезиной, и они сказали, что хотят это учебное пособие апробировать в ряде московских школ.

— Как отреагировали на ваше пособие официальные представители различных конфессий? Вы им посылали рукопись на рецензию?

— Мы получили почти 40 страниц замечаний из патриархии, от «Православной энциклопедии». Развернутый, большой, критический отзыв, причем не только по разделам православия, но и в более широком плане. Мы также получили отзыв и от муфтия.

Практически мы учли все замечания и после доработки снова отправили на отзыв. Рукопись вернулась с положительными рецензиями.

Я даже получил благодарственное письмо от муфтия, а «Православная энциклопедия» согласилась, чтобы мы написали в начале учебника, кем он был рецензирован.

— На ваш взгляд, в каких классах надо преподавать такой предмет?

— Я думаю, что содержание этого курса требует определенной подготовки, умения обобщать и понимания. Поэтому его надо преподавать в старших классах.

— Учебник — это не сборник статей разных авторов. Удалось ли вам добиться единства в структуре и содержании?

— Мы старались унифицировать главы. К тому же с нами работал профессиональный методист, рекомендованный Академией образования, который помог добиться как методического, так и дидактического единообразия.

Общее прошлое.

Каким оно было на самом деле?

— Александр Оганович, вы стали инициатором создания еще одной исторической ассоциации. Если не секрет, зачем она нужна?

— Это ассоциация директоров исторических институтов стран СНГ.

Одна из острых проблем, которая сегодня стоит перед историками, и в частности перед преподавателями истории в средней школе, связана с вопросом, как нам освещать прошлую историю тех стран, которые недавно обрели независимость, но которые входили в состав Российской империи, а затем Советского Союза.

Это касается Украины, Белоруссии, Молдавии, кавказских республик, Средней Азии, Прибалтики. Ведь у нас были периоды нашей «общей истории». Нам довольно сложно, да и не нужно вторгаться в непосредственную историю этих стран, там много еще не устоявшегося, все они находятся в поисках национальной идентичности.

Как сказал на нашем первом заседании видный украинский историк, во многих странах идет процесс национализации истории. А директор Института истории из Таджикистана добавил: и суверенизации истории. Вот одна из задач ассоциации директоров институтов истории и состоит в том, чтобы обменяться мнениями, как лучше преподавать в средней школе нашу общую историю.

— Сколько раз вы уже встречались и где?

— Мы провели одно заседание в Москве, учредительное, и одно в Душанбе. На втором заседании мы рассматривали условия вхождения названных мною республик в состав Российской империи. В Душанбе выявились разные точки зрения. Некоторые называют это периодом колонизации и расценивают присоединение их к России как акт насильственного завоевания.

Другие считают, что присоединение происходило по инициативе самих этих народов. Есть, конечно, и радикальные точки зрения. Скажем, некоторые грузинские историки считают, что Грузия была оккупирована Москвой по Георгиевскому трактату. Хотя известно, что Георгиевский трактат о присоединении Грузии был подписан по инициативе грузинского царя.

Читайте также:  Во всероссийской олимпиаде школьников слишком много победителей - студенческий портал

Мы решили, что надо все-таки найти какой-то консенсус для освещения этого вопроса в школьных учебниках.

— А чему будет посвящено следующее заседание?

— Оно намечено на июнь в Киеве, и мы будем обсуждать, как жили республики, о которых я уже говорил, в составе Советского Союза. Мне кажется очень важным показать, что они получили от того, что входили в состав России и СССР.

Для меня главная цель состоит в том, чтобы молодые люди в этих странах воспитывались на уважительном отношении к России, чтобы видели в нашей стране не врага, а мирного соседа, с которым их предки когда-то жили в одной стране. Пока наш проект ограничивается странами СНГ.

Но мои коллеги высказали мнение, что стоило бы пригласить в Киев в качестве наблюдателей представителей Балтии, Польши, Финляндии, Венгрии, Румынии. Для того чтобы у нас была публичная трибуна, мы решили учредить журнал, который будет называться «Историческое пространство».

Издавать его будет в Москве на русском языке международная редакция. Первый номер уже подписан к печати. Все расходы по изданию журнала берет на себя Российская академия наук.

  1. — Сколько раз в год будет выходить этот журнал?
  2. — Пока мы решили делать два раза в год, но потом, если дело пойдет хорошо, сделаем его ежеквартальным.
  3. — Когда зашла речь о том, на каком языке издавать, все ли согласились, что на русском?

— Абсолютно. Это было даже не мое предложение. И язык, на котором мы обсуждали проблемы, тоже был русский. Мы договорились, что, если какие-то страны захотят его перевести на свой язык и распространять у себя, они могут это сделать.

— Этот журнал рассчитан на профессиональных историков?

— Прежде всего он предназначен учителям средней школы, историкам и всем тем, кто интересуется прошлым своего народа, своей страны.

— Насколько я понимаю, главная задача вашей ассоциации — уточнить наше общее прошлое, впрочем, наверное, не уточнить, а дать новую интерпретацию…

— Я бы сказал: дать по возможности общую интерпретацию. Мы договорились, что если у нас будут разные толкования и мы не достигнем консенсуса, то мы это обязательно обозначим. На первом заседании мы выделили восемь острых проблем, хотя и разных для каждой страны, но по сути общих для всех.

Первая проблема касается происхождения этноса. Откуда пошли Украина и Белоруссия, например? Вторая проблема — условия присоединения, вхождения этих стран в состав Российской империи. Третья — их функционирование в составе России, что они получили, в чем были минусы, недостатки.

Следующая проблема — это уже образование Советского Союза, революция и Гражданская война, как она проходила. Затем советский период, репрессии, общие потери, которые были связаны со сталинской системой. Следующий очень важный вопрос — Великая Отечественная война.

Казалось бы, это такой сюжет, по которому не должно быть разночтений, но есть, например, такая проблема, как украинское национальное движение во время Второй мировой войны. Белорусские коллеги тоже поднимали вопрос о белорусских национальных движениях.

Затем мы подходим к периоду распада Советского Союза. Как это произошло? Вот, собственно, и все основные проблемы.

— А возможно, что когда-нибудь будет написан общий учебник истории, который удовлетворит всех?

— Мы это обсуждали. У нас намечается некоторый небольшой опыт. Хотя это не учебник. Украинцы уже заканчивают большую книгу, в которой будет представлен украинский взгляд на историю Украины. Эта книга будет издана в России на русском языке.

Взамен мы приготовили российский взгляд на российскую историю, и он будет издан на украинском языке на Украине. А дальше говорили если не об учебнике, то о пособии для учителя истории. Что же касается учебника, думаю, это сложно.

Вот немцы с поляками 13 лет в комиссии работали по созданию общего учебника, но так и не написали.

Историки остаются за рубежом только из-за любви

— Вы директор академического института. Есть достижения, которыми вы можете гордиться?

— Я стал директором в 88-м году. Мы начали с того, что выпустили книжку, которая называлась «Мировая история. Обновление исторических представлений». Мы открыли важное направление исследований: человек в истории, культурно-историческая антропология.

Сделали существенный прорыв, реализовав большой проект «Власть и общество в истории». Очень сильно продвинулись в изучении различных исторических эпох. Вы знаете, было время, когда в академические институты совсем не шла молодежь. А сейчас у нас 25 процентов сотрудников моложе 30 лет.

Большое направление у нас — компаративистика, то есть сравнительные исторические исследования. По-новому подошли к понятию всемирности исторического процесса. Это в плане теории методологии. А конкретно в исторической проблематике у нас очень существенное продвижение в плане оценки средневековья.

Сейчас в институте большой отдел России. Мы занимаемся местом России в мировой истории. Мы хотим понять вклад России на разных этапах исторического развития.

Одно из самых главных наших достижений — это создание научно-образовательного центра по истории, в котором мы опробуем механизм интеграции науки и образования.

Многие десятки наших сотрудников приходят в Государственный университет гуманитарных наук, созданный на базе РАН.

Мы стараемся создавать новые учебники, учебные пособия и так далее, но главное — стремимся внести в образование новейшие достижения отечественной и мировой науки.

— А все остальное — интерпретация событий и фактов…

— Не только. Подходы, выдвижение новых тем. Мы издаем очень много журналов. Прекрасный журнал «Казус», ежегодник «История частной жизни», это как бестселлер. Издаем элитарный журнал «Одиссей», который Арон Яковлевич Гуревич делал, наш мэтр, скончавшийся в прошлом году.

— А историком сегодня быть престижно?

— Мне кажется, что да, если судить по набору в аспирантуру. У нас очень большой конкурс, очень много аспирантов. Большинство из них хотят после аспирантуры остаться работать в институте. Я сторонник «либерального подхода» к организации рабочего времени нашими сотрудниками. Многие молодые наши сотрудники работают в других местах, преподают в частных школах, вузах.

Мы стараемся давать гранты, чтобы они ездили за рубеж. Я считаю, что люди, занимающиеся изучением какой-то страны, обязательно должны проводить какое-то время в этой стране. Уезжали ребята и на шесть месяцев, и на восемь. За все это время, почти за 20 лет, за границей остались всего две девушки. И то только потому, что они вышли замуж.

А тут уж ничего не поделаешь: любовь…

Источник: http://www.ug.ru/archive/17266

Летняя компьютерная школа: объединение образовательного опыта школьных учителей, преподавателей университетов и профессионалов IT-индустрии

П.Калинин

Преподаватель ЛКШ; Старший разработчик Яндекса;

В.Матюхин

Преподаватель ЛКШ; аналитик Яндекса;

Н.Нетрусова

Зам. директора ЛКШ, завкафедрой информатики в школе “Интеллектуал”

IT-индустрия развивается очень стремительно – нередко знания, приобретенные молодыми людьми в школах и вузах, к моменту их устройства на работу оказываются устаревшими.

По этой причине IT-компании часто открывают стажерские программы и переучивают молодых сотрудников.

При этом компании вынуждены принимать участие также в студенческом и школьном образовании, иначе спустя какое-то время они испытают нехватку кадровых ресурсов.

В свою очередь, вузы также сталкиваются с тем, что подготовка школьников оказывается ниже ожидаемого уровня. Общей причиной описанных процессов является отсутствие в России каких-либо механизмов взаимодействия между школами, университетами и компаниями.

Формат Летних школ как раз подразумевает совместную работу школьных учителей, студентов, преподавателей вузов и сотрудников профессиональной индустрии, что позволяет нащупать точки взаимопонимания хотя бы в небольшом масштабе.

Летние школы проводятся по разным предметам в разных областях науки и устроены они, как правило, по достаточно схожим принципам. Школьники пишут вступительную работу и, в случае успеха, отправляются в летний лагерь. Занятия в нем проходят по утрам, по результатам учебы школьники сдают зачет.

Летняя компьютерная школа (ЛКШ) предназначена для обучения учеников средних и старших классов 12-17 лет программированию.

Устройство ЛКШ

Школа проходит на загородной базе отдыха в две смены. Каждая смена длится 21 день. В смену приезжают около 250 школьников разного уровня подготовки: от только начинающих изучать основы программирования и до сильнейших школьников страны.

Чтобы попасть в ЛКШ, необходимо заполнить тематическую анкету и решить несколько задач вступительной работы. В анкете школьник указывает, какие темы он знает хорошо и какие алгоритмы умеет писать самостоятельно. Задачи же, а точнее, уровень их решения, показывают, насколько хорошо школьники знают те темы, которые они указали в тематической анкете.

Основным рабочим языком школы является русский, однако никаких других географических ограничений нет: в ЛКШ могут поступить ученики любых школ всего мира. Традиционно в ЛКШ приезжают учащиеся со всей России, а также из республик бывшего СССР. В истории ЛКШ были школьники из Болгарии, Швеции, Италии, Великобритании и США.

Стоимость участия в школе составляет примерно 40 000 рублей (650 USD) за смену. Для тех, кто не в состоянии оплатить полную сумму, в ЛКШ существует система предоставления скидок за счет спонсорских средств.

  • Образование в ЛКШ
  • Обучение строится вокруг алгоритмического программирования (computer science): алгоритмов, структур данных, методов их построения и анализа, приемов написания надежных программ и способов их тестирования.
  • При зачислении в ЛКШ школьников в зависимости от возраста и уровня подготовки разделяют на несколько учебных параллелей.
  • Параллель D предназначена для начинающих изучать основы программирования, там преподаются простые темы: алгоритм Евклида, бинарный поиск и квадратичные сортировки.

Параллель A – для самых сильных школьников, уровня участников международной олимпиады по программированию. В программу параллели A входят, например, суффиксные массивы и алгоритм Диницы поиска максимального потока.

Помимо алгоритмических параллелей, существует также параллель промышленного программирования – параллель P. Это небольшой стартап. В течение смены параллель P делает один собственный проект. Учеба в этой параллели дает навыки командной работы и опыт работы над настоящей задачей.

До обеда в школе идут обязательные занятия – два астрономических часа теории и два часа практики. После обеда и до ужина компьютерные классы открыты, чтобы школьники могли доработать рассматриваемые задачи.

Первые два часа после обеда проходят спецкурсы – небольшие лекции по разным темам, обычно не связанным с основной учебной программой: по физике, математике, медицине. Их проводят как преподаватели ЛКШ, так и гости, представители компаний-спонсоров.

После спецкурсов проходят клубы, более направленные на отдых, чем на учебу: клуб рисования, клуб игры на гитаре, киноклуб. Каждый день проводится 3-4 спецкурса и 3-4 клуба, чтобы школьники могли выбрать, что им интересно.

После ужина проводятся различные общелагерные мероприятия: интеллектуальные игры, костер, спектакль, дискотека и т.п. В течение всей смены проходят турниры по различным видам спорта, от волейбола и футбола и до шахмат.

Обучение в ЛКШ заканчивается зачетами по теории и практике. Перед зачетами школьникам дается два дня на подготовку – в эти дни нет учебных занятий, но есть консультации, и открыты компьютерные классы. Именно в процессе подготовки, а иногда и во время зачета школьники окончательно разбираются с темами, которые были рассказаны на лекциях.

Среди некоторых школьников и их родителей распространено мнение, что ЛКШ готовит к олимпиадам по программированию. Однако напрямую такой цели нет, в отличие от сборов по олимпиадной подготовке.

Скорее успехи участников школы на олимпиадах по программированию являются следствием проделанной работы.

В результате оказывается, что и выпускники ЛКШ уверенно выступают на олимпиадах, и, наоборот, олимпиадники стремятся приехать в школу.

Цели ЛКШ

ЛКШ существует с 1999 г. Изначально она была летним лагерем для учеников одной школы, но достаточно быстро стала расширяться. Сначала на смены приезжали ученики из соседних регионов, а с 2004-2005 года школа стала сначала Всероссийской, а потом и международной: школьники приезжали со всей страны от Санкт-Петербурга до Барнаула, а также из-за рубежа.

За время существования ЛКШ ее роль изменилась.

Если в начале 2000-х для многих школьников, особенно из глубинки, ЛКШ была единственным местом, где они могли изучать программирование на хорошем уровне, то с развитием сети Интернет, появлением дистанционных курсов и тестирующих систем возможность учиться появилась у всех. Сейчас школа ставит цель заинтересовать, создать стимулы, задать направление для дальнейшей самостоятельной работы.

Другая важная цель — дать школьникам возможность познакомиться, пообщаться с ребятами, увлеченными общим делом. Например, трое наших выпускников, познакомившихся именно в ЛКШ, организовали стартап в Португалии.

Источник: https://cs.hse.ru/HERB/kalinin_matyukhin_netrusova

Уроки истории

Нередко можно услышать фразу, что без знания истории нельзя построить будущего. Прошлое может дать ответы на тысячи самых разных вопросов. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, способен принести немалую пользу следующим.

Связь с прошлым важна для человечества, поэтому изучение истории начинается у человека еще в школьном возрасте. С начальных классов школьники начинают знакомиться с далеким прошлым (например, с историей Древнего Рима и Древнего Востока).

Для огромного количества людей эта сфера вызывает неподдельный интерес, так как в ней можно найти множество интересной и нужной информации.

Если вы проявляете интерес к этой науке, представленные в видеоформате на нашем сайте уроки истории помогут лучше ознакомиться с историей. Уверены, что вы почерпнёте для себя немало интересной информации, ведь наш портал удобен не только тем, что на нём содержатся уроки в формате видео, но и тем, что они снабжены множеством конспектов по истории.

Уроки истории от опытных преподавателей

Вашему вниманию представлены видеоматериалы, затрагивающие множество различных эпох. Каждая из них известна рядом событий и персон.

Школьная программа обучения подразумевает знакомство с этими страницами истории, а значит – совсем нелишним будет разобраться в ней заранее.

Тем более что процесс ознакомления с уроками истории посредством профессиональных учебных видеоматериалов будет проходить быстрее и эффективнее, нежели с использованием обычных бумажных учебников.

Судите сами, каким образом школьник может быстрее усвоить нужную информацию – просматривая учебные видеоматериалы от профессиональных преподавателей или листая учебники? Конечно же, снабженные ми и конспектами уроки истории  способны дать больший эффект. Учебникам сложно тягаться по пользе с изображениями и звуками таких материалов.

Уроки истории в видеоформате

Эти уроки истории – больше чем обычный учебный материал. Каждый из них является увлекательным мини-фильмом, способным привлечь внимание вашего ребенка-школьника к этой науке. А такой интерес может поспособствовать и выбору будущей профессии.

Так как история разделяется на множество различных направлений (аспекты российской истории, всемирная история, особенности истории Нового времени, отечественная история в целом), то есть большая вероятность того, что школьник захочет сделать эту науку свой основной деятельностью.

Может быть, ему приглянется ранняя история человечества и он захочет участвовать в исследованиях этого направления. В таком случае ему наверняка понравятся материалы на эту тему – результаты археологических раскопок и составленные на их основе хроники. Возможно, ему будут интересны более поздние эпохи – Средневековье, Возрождение.

Или он захочет изучать историю какого-то отдельного государства или персоны. Множество этих тем отражено в уроках истории, размещенных на нашем школьном образовательном портале. Здесь вы обязательно найдете нужный материал.

Возможно, школьнику понравится углубленное изучение истории и он захочет исследовать возникновение и развитие какой-нибудь области человеческой деятельности – торговли, войн, искусства; а может, он растёт истинным патриотом и будет заинтересован в глубоком изучении отечественной истории.

В таком случае ему пригодятся материалы, в которых сделан акцент именно на этом. Как бы ни относился ваш ребенок-школьник к этой науке, у него могут возникнуть проблемы с ее изучением в школе. Чтобы помочь ему решить их, воспользуйтесь нашими видеоматериалами.

Они – идеальная альтернатива бумажным учебникам. Бесплатный доступ к ним является существенным плюсом.

Не нужно ходить на консультацию к преподавателям или оставаться на дополнительный урок – множество материалов в формате видеоуроков и конспектов по истории, касающихся различных эпох и персон, помогут школьнику изучить предмет со всех сторон.

Ранняя история человечества, расцвет древних цивилизаций (Древний Рим, Древний Восток), Средние Века, Возрождение, история Нового времени – видеоуроки с конспектами об этих эпохах содержат множество полезной информации. Даже при отсутствии проблем в обучении можно заглянуть на наш портал для общего развития. Знание как российской, так и всемирной истории позволит стать более эрудированным человеком.

Для более детального ознакомления с уроками истории предлагаем обратиться к материалам:

Источник: https://interneturok.ru/article/uroki-istorii

Ссылка на основную публикацию