Они из будущего: что такое олимпиада нти, как стать ее участником и победить — студенческий портал

Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал

Что школьники говорят про олимпиаду:

  • «Это похоже на олимпиаду, которую пишут в школе, только раз в пять сложнее.»
  • «Космос — это здорово, но металл лучше. Немножечко.»
  • «Ищу команду. 11 класс. На С++ с рождения.»
  • «Хотел бы воплотить в жизнь портал-пушку из Рика и Морти.»

Что происходило на самом деле:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Семиклассники ловят мюоны.
  • От школьников сбежала рыба.
  • В бассейне поселилась выдра.
  • Школьник взломал зачетный этап по ИК-каналу.
  • 7-ми и 9-ти классницы победили 11-ти классников.
  • Команда написала алгоритм предсказаний, который предсказал, что с этим алгоритмом они проиграют.

Для начала — пару задачек, чтоб всё с самого начала было ясно. А потом — подробности.

Задачи по биологии для нанотехнологов

Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал

Задание 2

В далеком будущем, исследуя соседнюю галактику, человечество столкнулось с инопланетной расой, называющей себя Рейфами. В результате нескольких контактов стало известно следующее. Каждой общиной Рейфов управляет королева, являющаяся единственной особью женского пола в общине. Относительно меньшая часть общины состоит из мужчин, имеющих высокий интеллект. Большая часть — из рабочих особей, крупных и мускулистых, способных только к выполнению приказов интеллектуальных особей и рутинных дел. Достоверно про эту расу известно:

  • Наблюдалось только рождение рабочей особи. Это был «выход» из образования, названного наблюдателями «кожистым коконом». Особь появлялась несколько меньшего размера, чем взрослая, и явственно более беспомощная, но уже вполне сформированная.
  • Известно, что рабочие особи в пределах одной общины генетически идентичны.
  • Продолжительность жизни рабочей особи неизвестна.
  • Продолжительность жизни королевы и мужчин — высокая и приблизительно одинаковая
  • Рождение «интеллектуальных» особей не наблюдалось, но есть сведения, что они рождаются достаточно незрелыми и имею некий аналог человеческого детства.
  • Смены пола у взрослых особей не бывает.
  • Есть сведения о традиции увозить юную королеву (до созревания) из общины.
  • Обнаружены генетические особенности, сближающие эту расу с земными насекомыми, и, возможно с рыбами.
  • A. Предложите механизм определения пола у этой расы, пол (генетический и фенотипический) всех особей, продолжительность жизни рабочих.
  • B. Предположите, существует ли у Рейфов живорождение.
  • C. Предположим, община Рейфов осталась без королевы, но имеет потребность в новой. Предложите механизмы, как они могли бы получить родственную им королеву, и какие особи должны были у них остаться для осуществления этого.

Ответы обоснуйте.

Задание 4

Представители расы протоссов обладает антропоморфными очертаниями тела, за исключением строения конечностей — у них выгнутые назад колени и четырехпалые руки. Цвет кожи зеленоватый, синеватый или серый. Протоссы двуполые, известно, что и мужчины, и женщины у них диплоидны. Эта раса способна питаться энергией света, однако известно, что иногда рождаются дети со сниженной способностью к восприятию света. Такие дети без специальных мер крайне редко доживают до возраста, когда сами создают семьи. За способность усваивать энергию света отвечает гетеродимерный белок Stl из двух субъединиц — S и L, для поддержания его работы достаточно хотя бы одной. Вам доступны архивные записи одного из крупных городов-миллионников протоссов, посвященные их демографии и записи о межклановых браках. В результате изучения архивов вам известно следующее:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вместо трех смен будет две - студенческий портал

Оценим за полчаса!
  • большинство протоссов в городе обладают серой кожей, синеватая и зеленоватая окраска встречаются реже, причем синеватая примерно втрое реже, чем зеленоватая
  • сниженной способностью к восприятию света мальчики страдают чаще, чем девочки
  • сниженная способность к световосприятию встречается редко — реже, чем в 1% случаев.
  • в тех случаях, когда протосс со сниженным световосприятием заводил семью, то, как правило, но не всегда, его дочери были здоровы
  • Из клановых записей известно:
  • Клан потомственно серокожих протоссов решил породниться с потомственно зеленокожим кланом. По результатам нескольких браков в первом поколении все дети оказались серокожими. В браках этих протоссов между собой примерно три четверти были серокожими, а среди остальных (не серых) примерно одна шестнадцатая оказалась с синеватой кожей
  • Другой потомственно зеленокожий клан породнился с кланом с синеватой кожей. Все дети от таких браков оказались с зеленоватой кожей. В браках этих протоссов между собой три четверти детей оказались с зеленоватой кожей и четверть с синеватой кожей
  • В браках представителей клана с серой кожей с представителями клана с синеватой кожей, у все детей была серая кожа. Во втором поколении было три четверти серокожих и поровну из оставшихся с синеватой и с зеленоватой кожей
  • A. Определите, как наследуются у протоссов цвет кожи.
  • B. Определите, как наследуются дефект световосприятия.
  • C. Почему дефект световосприятия настолько редок у протоссов?

Свой ответ поясните.

Что вообще происходит?

Олимпиада Национальной Технологической Инициативы. Цель — к 2035 году захватить галактику. Средство — вырастим поколение Королевых, Менделеевых, Сикорских, Вернандских. Как — заинтересовав школьников интересными задачами. Из 20 000 участников заочных туров в финал прошли 572 школьника.

Первая часть финалистов, 360 человек, приехали в «Сириус» в Сочи, где соревновались по девяти направлениям. По остальным восьми профилям соревнования проходят в марте–апреле в семи регионах России — от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Немного подробностей про 4 профиля (из 9), по каким направлениям проходила олимпиада.

Нейротехнологии и разработка киборгов

Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал В этом году финалисты делали систему управления бионическим протезом руки человека. Участники собрали протез, придумывали и реализовывали систему управления протезом на основе мышечной и мозговой активности. Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Система должна обладать определенной мерой чувствительности, которая позволит осуществлять захват хрупких предметов. Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Победителем стала та команда, у которой получилась наиболее точная система управления с минимальным количеством ошибок при выполнении заданий. Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал В распоряжении участников были наборы-конструкторы «Юный нейромоделист» и комплекты для сборки бионического протеза руки. Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал

Список команд

Полезные материалы:

Автономные транспортные системы

Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал «Мы воспитываем в участниках системное понимание. Необязательно что все станут инженерами, но они должны понимать, что есть системы и они стыкуются в очень разных местах, что всегда физика цепляет инженерию, инженерия цепляет „софтовые скилы“ и так далее. И они должны чувствовать команду, среду, которая вокруг них. Мы, кстати, замечаем, что команды между собой не конфликтуют, они „борются“ с полигоном, а не друг с другом.» Команде финалистов предстояло:

  • Сконструировать и управлять элементами автономной транспортной системы на специальном полигоне;
  • Разработать программы управления тремя видами систем: наземного, водного, воздушного, участвующих в доставке груза, с учетом особенностей управления и логистики каждой из них;

Электронная часть всех систем создается базе Arduino-совместимых платформ.

Это — звёздное небо. Все аппараты ориентируются «по звездам».

Для каждого из трех видов транспортных средств (ТС) необходимо решить две задачи: глобальную (сориентировать ТС «по звёздам» и довезти груз в конкретный порт, который стыкуется со следующим ТС) и локальную (в рамках движения каждого ТС избегать столкновений с препятствиями, реагировать на дорожную ситуацию, светофоры и прочее).

История про «Кожаных мешков»

В ходе олимпиады мы собирали код, который написали школьники. Естественно, они интересовались, а зачем, а будет ли его кто-то читать.

Получив ответ, что код будут читать и если там написана полная ерунда — баллы снимут, дети кинулись лихорадочно исправлять написанное.

Любой программист вставляет комментарии и отладочные сообщения понятные и веселящие автора кода.

В задаче, где нужно было обнаружить человека на изображении с камеры, у школьников программа выдавала «Кожанный ублюдок найден».

Полезные материалы:

Большие данные

В этом году на этом профиле была интересная история. Медицинский физик Александра Далечина собрала данные по 900+ онкопациентам центра «Гамма-Нож» и данные по 5000+ очагам заболевания в мозгу. Такого в России просто никогда не делали. Финалисты — кстати, участникам лучшей команды 13 и 15 лет — обработали эти данные так, что точность диагнозов увеличилась в 6-7 раз.

Участники должны сначала разобраться с медицинскими терминами и назначениях, потом — проработать методологию решения двух задач, по выживаемости и по ремиссии. «Если взять средние значения и средние отклонения от значения, то ошибка будет в районе года. С использованием методов машинного обучения ошибка уменьшилась до 4-5 месяцев. Курьёзные ситуации, конечно, тоже были.

«В прошлом году один парень победил в «Больших данных», а после олимпиады решил, что не будет поступать в вуз, а будет создавать базу по анализу данных, — рассказывает Алексей Федосеев. — Родители, естественно, просили не валять дурака. А он проявил характер, разругался с ними и специально написал ЕГЭ на 20 баллов».

«У меня даже новая лекция про религию Байеса».

Полезные материалы:

Инженерные биологические системы

«Нашей команде дали разбалансированную установку. В ней накапливалось много аммиака — и рыбам плохо, и растениям. Мы должны были придумать, как её сбалансировать. Придумали систему «повешения», «соты отчаяния» и «перчатную затычку»». В центре истории — рыбки.

Школьникам предлагалась система из кустиков салата, аквариума с форелью и дренажной системой. Все это надо было настроить, чтоб рыбки не сдохли. — А что если сдохнут? У Ребят же будет горе? — А мы каждое утро приходим пораньше, и если увидим, что рыба скоро «откинет копыта», выловим ее и заменим на новую. Но пока все рыбки живы.

Только сбегали пару раз. Но охранники Сириуса хитро поглядывали на мирно плавающую форель и ждали конца олимпиады… Школьники 9 класса выполняли теоретические расчеты, составляли алгоритм автоматизации сбора основных показателей аквопонических систем и автоматизировали введение необходимых реагентов в установки.

Для работы будут предоставлены запущенные аквапонные системы в минимальной комплектации и комплект дополнительных «Модулей», которые возможно интегрировать в систему.

Примеры «Модулей»:

  • дополнительный гидропонные модули;
  • блок биологической водоподготовки;
  • блок удаления избыточной органики;
  • рассеиватель водного потока;
  • аэраторы — распылители воздуха (дополнительные);
  • перистальтические насосы;
  • манипулятор с пространственными датчиками.
  1. Настоящие инженеры легко решают задачи при помощи подручных средств

«Самое сложное в начале олимпиады — это создать ситуацию, в которой дети выйдут за пределы зоны «учитель — ученик».

Этот формат, когда все, что сказал учитель, верно, и ребенок должен сделать все, что он сказал, его мы должны срочно просто рубить. Потому что система открытая, способов решения может быть много. Более того, мы можем допускать ошибки и специально допускаем ошибки. И если ребенок находится в состоянии «да хозяин, все, что сказал учитель, верно», мы пытаемся его из этого состоянии вывести» Полезные материалы:

Читайте также:  Начинается отбор площадок для математических центров - студенческий портал

Обстановка и атмосфера на Олимпиаде

Это ситх-пиарщик. Ольга Прудковская. Добрая внутри.

Это Ольга Шабалина. Это она спалила ИК-хакера.

    Нейрорестлинг Бобук рассказывает

    — А можно сделать Олимпиаду НТИ, но без школьников? — Она есть. Называется «Комкон».

    О чем мечтают финалисты

    Где заняться проектной деятельностью

    Если вы во Владивостоке — то в Центре проектной деятельности ДВФУ. Участникам Олимпиады НТИ рады на многих хакатонах, форумах и школах. Идеи того, куда можно съездить после финала:

    • 21 марта 2018 года, Москва — «Нейрофест» для любителей нейротехнологий.
    • 25-31 марта Весенняя проектная школа GoTo в МАРХИ
    • 26-30 марта 2018 года, Подмосковье — федеральный хакатон «Лиги роботов».
    • Регистрация до 15 апреля: конкурс идей социального предпринимательства — Social Impact Award.

    6-11 апреля, Владивосток.

    Финал профиля VR — можно прийти на мастер-класс или волонтёрить. Напишите о своём желании здесь.

    13-15 апреля, Москва — VI Форум Breakpoint: хакатон, кейсы, стартапы, эксперты. Регистрация до 7 апреля.

    17-20 апреля, Тюмень. Школа Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора». Регистрация до 9 апреля.

    21 апреля — 11 мая, Владивосток — авиационная смена в ВДЦ «Океан», призёры и победители ИРС и БАС имеют весомые бонусы (70 и 130 баллов) на конкурсе. Подача заявок до 23 марта.

    28 апреля, Владивосток — Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады ВРО. Регистрация команд открыта до 1 апреля.

    28 апреля, Владивосток — Конференция исследовательских и проектных работ в ДВФУ. Регистрация и заочный этап до 10 апреля.

    22-25 мая, Владивосток. Школа Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора». Регистрация до 14 мая.

    (даты определяются, лето 2018), Артек. Авиационная смена от ОАК. Туда уже получили приглашение лучшие участники профиля «Беспилотные авиационные системы».

    17-30 июня, 15-28 июля, 12-25 августа Летние проектные GoTo школы в Подмосковье.

    1-24 июля, Сочи — образовательная программа «Большие вызовы» в ОЦ «Сириус». Подача заявок до 31 марта.

    1-10 июля, Владивосток — «Наноград». Отбор через конкурсы и конференцию. Кроме того, в «Наноград» едут победители и лучшая команда профиля «Нанотехнологии».

    7-28 августа, Крым — школа «Юниквант» в Артеке. Подача заявок до 27 апреля.

    (даты определяются, осень 2018) Проектная смена Кружкового движения и Рыбаков Фонда в «Орлёнке».

    Репортажи про олимпиаду в СМИ

    Благодарности

    Я реально благодарен. Во-первых, спасибо РВК и АСИ за всю рыбу то, что за 3 года с нуля сделали суперкрутую движуху, о которой я мечтал.

    Супер респект команде «делателей» (Ассоциация кружков), кто своими руками это реализовал. Отдельное спасибо Ольге Прудковской за блат, за огонь-шутки, за 4 раза прослушанную экскурсию и звездный меч.

    Спасибо Дмитрию и Екатерине за то, что пригласили меня.

    P.S

    Надеюсь, на следующий год на Олимпиаде НТИ организовать (подпольную?) лабораторию по турбореактивному движению и реактивным ранцам.

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    • 85,1%Блин, завидую современным школьникам, такую бы олимпиаду, да в мои годы…149
    • 8,0%Да я сам в гараже такие штуки в детстве делал и без помощи взрослых14
    • 4,0%Нефиг фигней страдать, пусть лучше готовятся к ЕГЭ7
    • 4,0%Немного не по себе, какое нас ждет будущее7
    • 22,9%Мне в 2035 будет 52 года…40
    • 18,3%Слышу голос из прекрасного далёка, он зовёт меня не в райские края…32

    Источник: https://habr.com/post/411027/

    Стать Наставником Олимпиады НТИ

    Москва является одной из ключевых площадок реализации программы по формированию новых рынков и условий для глобального технологического лидерства России — Национальной технологической инициативы.

    В ее рамках проводится Олимпиада НТИ — уникальный формат инженерных состязаний для школьников 7-11 классов, направленный на выявление и развитие талантливых детей, способных решать сложные междисциплинарные задачи.

    Команды школьников проходят подготовку к Олимпиаде под руководством Наставников Олимпиады НТИ.

    Наставники Олимпиады НТИ должны не только передать знания, но и научить будущих инженеров взаимодействовать в команде, применять навыки в нестандартных ситуациях, эффективно работать на новейшем оборудовании.

    Если Вы обладаете актуальными техническими компетенциями и при этом талантом преподавателя, Вы можете стать наставником Олимпиады НТИ, пройдя онлайн-обучение и тестирование в данном разделе.

    Получить статус наставника

    • Cтудент, аспирант, специалист
    • Инженерно-техническая специальность
    • Знания в сфере математики, физики, программирования (Python)
    • Навыки работы на цифровом оборудовании

    Обучение и тестирование полностью бесплатны для всех желающих.

    • Заполните регистрационную форму
    • Выберите интересующий Вас профиль Олимпиады НТИ
    • Пройдите онлайн-обучение, посмотрев видео и другие информационные материалы
    • Пройдите онлайн-тестирование, ответив не менее чем на 5 теоретических и 10 практических профильных вопросов
    • Получите именной сертификат по электронной почте и подтвердить его

    Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал

    Источник: https://imoscow.mos.ru/ru/stat-nastavnikom-olimpiady-nti

    Победители Олимпиады НТИ смогут поступить в ведущие вузы без экзаменов | Rusbase

    • Российская венчурная компания совместно с Агентством стратегических инициатив объявили о старте приема заявок на Олимпиаду Национальный технологической инициативы, победители которой смогут получить максимальный балл по профильным предметам при сдаче ЕГЭ и также ценные призы.
    • Rusbase выступает партнером Олимпиады и призывает будущих предпринимателей и технологических инноваторов присоединиться к нам и проверить свои силы.
    • Прием заявок продлен до 29 октября 2017 года!

    Победители Олимпиады НТИ смогут поступить в ведущие вузы без экзаменов Людмила Чумак

    Олимпиада НТИ — это уникальный формат инженерных состязаний для школьников 7-11 классов, направленный на развитие талантливых детей, способных решать сложные междисциплинарные задачи.

    НТИ — Национальная технологическая инициатива — программа глобального технологического лидерства России к 2035 году.

    Олимпиада пройдет в три этапа: индивидуальный, отборочный командный и финал. Финалисты будут работать с реальным инженерным оборудованием, где смогут продемонстрировать свои знания. Соревнования проводятся по 17 профилям: 

    Профили Олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам НТИ.

    «В рамках Олимпиады НТИ школьники получат возможность опробовать свои способности в решении инженерных задач практически того же уровня, с которым сталкиваются R&D-департаменты технологических компаний и лаборатории вузов.

    В списках победителей окажутся те, кому удастся реализовать сложные технические проекты в прорывных областях направлений НТИ.

    Мы видим большие перспективы для работы с подрастающим поколением и рассчитываем, что школьники, сегодня участвующие в Олимпиаде, завтра смогут стать во главе технологического развития России», — прокомментировал Михаил Антонов, заместитель генерального директора — директор по развитию инновационной инфраструктуры РВК.

    Как стать участником Олимпиады?

    Принять участие в соревновании могут ученики 7–11 классов, но задания рассчитаны в первую очередь на учеников 9 и 11 классов, потому младшим ребятам придется дополнительно подготовиться к конкурсу.

    Необходимо зарегистрироваться на сайте и решить задачи первого этапа по математике, физике, информатике, химии или биологии в рамках выбранного профиля. Первый отборочный этап олимпиады проходит на платформе онлайн-обучения Stepik и позволяет отобрать мотивированных детей с необходимыми предметными знаниями.

    Для тех, кто не может определиться с профилем, мы подготовили специальный тест, который поможет в выборе.

    Пройти тест

    Второй отборочный этап требует уже командной работы. Участники должны подготовиться к финалу и выйти за рамки школьной программы, решая междисциплинарные задачи, моделируя инженерные системы с использованием симуляторов и так далее.

    Заключительный этап олимпиады — это командное соревнование по решению инженерной задачи. В течение четырех дней участники должны разработать и испытать технологический продукт в формате, близком к хакатону. Победитель определяется просто: у него все работает правильно!

    Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал

    В рамках подготовки к Олимпиаде с октября по февраль будут проводиться онлайн-курсы и хакатоны. Онлайн-курсы позволят участникам выйти за рамки общеобразовательной программы и получить новые знания о мире современной инженерии. На хакатонах участники прослушают лекции ведущих отраслевых экспертов и примут участие в командных инженерных мини-соревнованиях.

    Что получат победители Олимпиады?

    Множество ведущих российских вузов учитывают результаты Олимпиады НТИ при поступлении.

    Среди них: Московский Политех, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Томский политехнический университет, Университет Иннополис, МФТИ, Московский инженерно-физический институт, Московский авиационный институт, Университет ИТМО, Дальневосточный федеральный университет и другие.

    По профилям Олимпиады НТИ, которые входят в перечень РСОШ, победители смогут получить 100 баллов при поступлении в вуз по одному из 3 предметов — математике, физике или информатике. По другим направлениям — до 10 дополнительных баллов в портфолио поступающего. В список РСОШ в 2017-2018 учебном году вошли 9 направления.

    Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить - Студенческий портал

    Кроме того, победители и призеры получат индивидуальные и командные призы и дипломы, станут частью российского инженерного сообщества, у них будет шанс поехать на форум Проектория, на инженерную смену в Сириус, принять участие в различных стажировках за рубежом и на предприятиях в России.

    Важные даты

    Прием заявок идет до 29 октября. Первый этап пройдет с 1 по 31 октября, второй — с 5 ноября по 5 декабря. С 24 по 28 февраля пройдет заключительный этап по основному блоку профилей, а с 1 марта по 30 апреля — по оставшимся профилям.

    Источник: https://rb.ru/news/easy-for-u/

    «Нейросеть научилась плохому»: как устроена Олимпиада НТИ

    Чем Олимпиады Национальной технологической инициативы отличается от предметных олимпиад, помогает ли победа в ней поступить в вуз и почему в Олимпиаде НТИ невозможно сжульничать, рассказал в интервью Indicator.Ru ректор Московского политехнического университета Андрей Николаенко.

    — Андрей Владимирович, что из себя представляет Олимпиада НТИ и чем она отличается от традиционных предметных олимпиад?

    — Олимпиада НТИ — это сравнительно недавняя история, ей всего два года. Учредителями олимпиады стали три университета: Московский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Томский политехнический университет.

    В 2016 году Олимпиада НТИ стала первой командной олимпиадой школьников. Мы даем возможность ребятам объединиться в проектные группы для решения задач совместными усилиями. Этот навык крайне полезен в их будущей профессиональной деятельности. Сейчас далеко не в каждом учебном заведении дают навыки проектной и командной работы.

    Мы понимаем, что в современном мире одиночкам сложнее выживать, а будущее вообще за междисциплинарными командами, решающими задачи на стыке различных областей знаний, как гуманитарных, так и технических. Именно в команде ребята могут распределить свои навыки и знания таким образом, чтобы в результате получился востребованный продукт.

    Так что в этом ее главное преимущество перед множеством других олимпиад.

    — Почему именно три политеха стали организаторами олимпиады?

    — Все три вуза разнопрофильные, но при этом технические. В каждом вузе реализуются интересные проекты, прикладные научные исследования. И, конечно, каждый университет заинтересован в том, чтобы набирать абитуриентов, более мотивированных на инженерную деятельность. Олимпиада НТИ помогает таких ребят выявлять.

    Также хочу подчеркнуть, что нас активно поддерживают Агентство стратегических инициатив и Российская венчурная компания, без участия которых олимпиада вряд ли имела бы успех.

    — Олимпиада НТИ была внесена в список Российского Совета олимпиад школьников (РСОШ), что это означает?

    — Это означает ее официальное признание. Теперь вузы имеют право принимать призеров и победителей олимпиады на льготных условиях.

    — Эти льготные условия едины для всех университетов или каждый вуз сам решает, какие преимущества дает, скажем, победа в олимпиаде?

    — Победители олимпиады получают по профильному предмету 100 баллов, при этом каждый поступающий должен подтвердить свои достижения результатом ЕГЭ не менее 75 баллов. Поскольку олимпиада внесена в перечень РСОШ, большинство вузов прописывают ее в правилах приема. У нас в Политехе победители получают 100 баллов по профильным дисциплинам, а за участие в олимпиаде мы даем дополнительные десять баллов по профильному предмету. Помимо трех политехов среди университетов, которые признают результаты Олимпиады НТИ, — МИФИ, МАИ, МГТУ им. Баумана, ИТМО, НГУ, ДВФУ, «Иннополис». Я уверен, что через год вузов-участников будет еще больше. Убежден, что каждый ректор понимает ценность абитуриентов—победителей Олимпиады НТИ. Расскажу историю про десятиклассника из Калининграда Юрия Сапрунова, который попал в финал первой Олимпиады НТИ, а затем стал ее финалистом и в следующем году. Летом этого года Юрий участвовал в треке «Беспилотный транспорт» в образовательном центре «Сириус». Во время встречи с президентом он предложил Владимиру Путину сделать из его «Волги» беспилотник. У меня была возможность пообщаться с ребятами из этого трека. Беспилотный транспорт — одно из ключевых направлений подготовки кадров в Московском Политехе, поэтому мы пригласили этих ребят в наш университет на день открытых дверей. Так что я как ректор вуза лично занимаюсь профориентацией этих ребят, понимая, что за ними будущее.

    — Как готовятся задания для олимпиады?

    — Тут нет никакой интриги. Есть компании, есть вузы-организаторы, они и готовят задачи, затем их показывают методистам и опытным школьным учителям. Они оценивают сложность задачи и ее качество. Затем рабочие группы по направлениям утверждают эти задачи.

    — И для индивидуального, и для командного этапов?

    — Да. У нас есть интересные кейсы. Для командного этапа некоторые профили готовят не просто задачи, а, например, онлайн-игру, предметом которой является строительство спутников. Мы стремимся уйти от унификации. Каждый профиль, понимая, какие ребята нужны в его области, готовит испытания с большой степенью свободы.

    — Кто оценивает задания и по какой методике?

    — Все задания участники решают на онлайн-платформе Stepik, там предусмотрена автоматическая проверка.

    Первый онлайн-этап участник проходит индивидуально — решает задачи по физике, математике, информатике, химии, биологии.

    Второй онлайн-этап — командный: часть ребят уже лично знакомы между собой и готовятся на базе школы, кружка или технопарка «Кванториум», а другие общаются онлайн и могут впервые встретиться только на финале.

    В финале участники сначала решают предметные задачи. А затем в рамках каждого направления команды получают техническое задание — как правило, их результатом должен стать действующий прототип инженерного изделия или алгоритм.

    Это техническое задание меньше всего похоже на задачу, заранее известного единственного правильного решения не существует. Скорее, это набор опций, которые нужно реализовать.

    Оценить качество продукта, сравнить разные решения, которые получились по одному техническому заданию у разных команд, призваны эксперты, которые представляют соответствующие отрасли.

    — Были ли ситуации, когда команда не соглашалась с оценкой экспертов, считая, что ее изделие лучше других?

    — Конечно. Но апелляции подают обычно на предметном этапе. В командном туре финала все параметры устройства очевидны — автомобиль либо ориентируется по спутнику, либо нет; коптер либо сел в указанной точке, либо нет. Программы проверяются по единому для всех алгоритму, так что апелляции в этом туре никто не подавал.

    — Какие профили входят в Олимпиаду НТИ?

    — На сегодняшний день олимпиада насчитывает 17 профилей, расскажу про некоторые из них. Например, трек «Инженерные биологические системы» разрабатывали наши преподаватели совместно с корпорацией «Р-Фарм». Они учили ребят настраивать аквапонные системы — аквариумы, в которых одновременно выращиваются рыба и растения. Растения очищают воду от продуктов жизнедеятельности рыбы, особым образом регулируется среда. Есть мнение, что в ближайшем будущем человечество будет строить подобные системы повсеместно. Отмечу, что сейчас добавилось очень много направлений, где востребованы химики и биологи.
    В рамках трека «Интеллектуальные робототехнические системы» программируют роботов. «Интеллектуальные энергетические системы» — один из самых старых треков, его разрабатывают совместно с «Россетями».

    Профиль «Наносистемы и наноинженерия» разрабатывали наши специалисты совместно с ИТМО и Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано»: в течение трех дней дети создавали собственную технологию изготовления фотонного кристалла — вернее, нанопленки, — основываясь на неполных данных из взрослой научной статьи. Для тестирования пленок организаторам пришлось разработать специальное оборудование, чтобы точно определить, кто победил.

    Профиль «Создание систем протезирования (Нейротехнологии)» фактически готовит школьников к работе над киборгами: участники анализируют бионейросигналы человека и передают их машинам, либо разрабатывают умные протезы — например, роботизированные руки.

    Профиль «Автономные транспортные системы» посвящен всем видам беспилотников — наземным, водным, воздушным, а также логистическим системам, которые их объединяют. Этот трек мы делаем совместно с Аэрокосмической лабораторией МГУ.

    Читайте также:  Разобраться в отличиях нико, впр и гиа - студенческий портал

    Новый профиль «Передовые производственные технологии» разработан Фаблабом Политеха Петра Великого.

    Профиль готовит школьников к будущему, в котором человек сам сможет производить для себя всё необходимое, а станки для этого будут так же доступны, как компьютеры сегодня.

    В рамках профиля «Ядерные технологии» ребята работают над моделью ядерного реактора. В финале профиля «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности» школьники будут писать компьютерную игру.

    Все это звучит фантастично, но мы бы хотели, чтобы новые технологии попробовали не только олимпиадники и отличники, но и каждый российский школьник 8-11 класса. Попасть на отбор Олимпиады НТИ просто — нужно зарегистрироваться на сайте до 22 октября.

    Олимпиада НТИ — это среда, в которой встречаются, знакомятся и взаимодействуют люди с разными интересами, из разных сообществ. Мы уверены, что именно на ее базе будут создаваться новые технологические команды.

    Добавлю, что Олимпиада НТИ — это инженерная олимпиада, а работа инженера состоит в том, чтобы шаг за шагом совершенствовать существующие решения или задумывать и воплощать новые. И вот этот маленький шаг, верно выбранная стратегия обеспечивает команде победу. Невероятно важным становится упрямство, готовность перешагнуть через неудачи.

    Кто-то сжег важную деталь автомобиля, кто-то неосторожно открыл дверцу лабораторной тяги и испортил свой фотонный кристалл, у кого-то заболела и умерла рыба, у кого-то нейросеть научилась плохому… А обратный отсчет отщёлкивает минуты до дедлайна. Тот, кто смог собраться и найти решение проблемы — выиграл, а тот, кто опустил руки, — проиграл.

    — Этой зимой на Всероссийской олимпиаде разразилось несколько скандалов: задания и ответы «сливали» в интернет, продавали за деньги, участники могли заранее узнать, что будет на олимпиаде. Насколько подобное технически возможно в Олимпиаде НТИ?

    — Платформа онлайн-подготовки Stepik, с которой мы работаем, очень серьезно защищена. Разработчики уверяют, что это невозможно. Они сотрудничают с большим числом компаний, и в их интересах максимально защитить свои данные.

    Партнерами Олимпиады НТИ являются десятки ведущих российских и мировых компаний, которые также не заинтересованы в искажении ее результатов. Они сопровождают ребят на этапах олимпиады, и это тоже своего рода гарантия ее чистоты.

    — В какие вузы поступали победители Олимпиады НТИ? Поступил ли кто-то в Московский Политех?

    — В первый год существования олимпиада не входила в список РСОШ, и ее победители и призеры имели преференции только при поступлении в вузы-организаторы, то есть Томский, Питерский и Московский политехи. Например, у нас на факультете урбанистики сейчас уже на втором курсе учится Федор Рязанов.

    Источник: https://news.rambler.ru/other/38050141-neyroset-nauchilas-plohomu-kak-ustroena-olimpiada-nti/

    Олимпиада НТИ открывает прием заявок на студенческий трек

    Победители студенческого трека смогут бесплатно обучаться в магистратуре пяти вузов в Москве (Сколтех), Санкт-Петербурге (ИТМО), Томске (ТПУ), Казани (Иннополис) и Владивостоке (ДВФУ).

    Организаторы Олимпиады Национальной технологической инициативы (Олимпиады НТИ) приняли решение об открытии дополнительного трека для студентов. Победители студенческого трека смогут бесплатно обучаться в магистратуре пяти вузов в Москве (Сколтех), Санкт-Петербурге (ИТМО), Томске (ТПУ), Казани (Иннополис) и Владивостоке (ДВФУ).

    Учащиеся вузов смогут соревноваться в 6 направлениях, среди которых «Аэрокосмические системы», «Виртуальная и дополненная реальность», «Интеллектуальные робототехнические системы», «Прикладной искусственный интеллект», «Технологии беспроводной связи», «Умный город». Организаторы не установили возрастных ограничений, трек будет доступен студентам всех курсов.

    Дополнительным преимуществом для участников станет возможность поступления в магистратуру выбранного вуза, вне зависимости от места обучения на момент прохождения трека. Для учащихся в вузах, не участвующих в треке ОНТИ, возможность перевода в вузы-организаторы также сохранится.

    Помимо обучения в магистратуре студенты получат возможность пройти стажировки в лабораториях разработчиков профилей, летних проектных школах и офисах корпораций-партнеров.

    «Многие из участников олимпиады уже стали студентами. Запрос на проведение студенческого трека поступил прежде всего от них. Трек сохранит лучшие традиции Олимпиады НТИ. Финалистам предстоит работать в командах над реальными задачами и получать практический опыт, необходимый в будущей работе.

    Важно, что этот проект является пилотным, в первый год перед ним не стоит задача достигнуть высоких показателей по количеству участников, но стоит задача добиться серьезного качественного уровня», – говорит президент Ассоциации участников технологических кружков, секретарь Оргкомитета Олимпиады НТИ Алексей Федосеев.

    Первый этап студенческого трека пройдет в заочном формате, что позволит стать участником трека любому студенту, имеющему доступ в интернет. После окончания заочного этапа студентов ждут очные финалы на площадках вузов, где им предстоит решать практические задачи.

    Олимпиада НТИ — уникальный формат инженерных состязаний, направленный на выявление и развитие талантливых детей, способных решать сложные междисциплинарные задачи.

    Олимпиада НТИ проводится РВК и АСИ в партнерстве с крупнейшими российскими университетами и технологическими компаниями с 2015 года.

    Профили олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам НТИ — программы глобального технологического лидерства России к 2035 году.

    Регистрация продлится до середины января 2019 года.

    Ссылка на регистрацию: https://studreg.nti-contest.ru/login

    Справочная информация

    О РВК

    АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб.

    100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 26, их суммарный размер — 41,8 млрд руб. Доля АО «РВК» — 24,8 млрд руб. Количество портфельных компаний фондов РВК — 225.

    Совокупный объем одобренных к инвестированию средств — 18,6 млрд руб.

    www.rvc.ru

    Источник: https://scientificrussia.ru/articles/olimpiada-nti-otkryvaet-priem-zayavok-na-studencheskij-trek

    Что такое EduNet

    2035: in progress > Ликбез

    12.11.2018

    Пришло ли время для развития в НТИ такого направления, как образовательные технологии на экспорт, должно ли государство поддерживать стартапы, и какую роль в современном образовании играет онлайн?

    «Экспорт российского образования и формирование нового рынка EduNet» — так называлась панельная дискуссия в рамках баркемпа «Национальная технологическая революция 20.35», которая прошла в «Точке кипения» Санкт-Петербурга 7 ноября. Участники представляли госструктуры, вузы, частные компании в сфере образования и стартапы. Помимо заявленных тем – содержания нового рынка НТИ и мер по экспорту российского образования – они обсудили место государства в образовании, меры господдержки образовательных стартапов, пользу и вред от них, сравнили традиционное образование и онлайн-форматы.

    Что такое рынок EduNet – дать на этот вопрос единый ответ не получилось. Дмитрий Земцов, проректор Дальневосточного федерального университета, считает, что никто не брался развивать EduNet в логике создания спроса, механики продаж для технологических компаний в области образования, а не просто господдержки грантами.

    Для Андрея Лобанова, сооснователя школы программирования «Алгоритмика», EduNet – «все образовательные технологии, которые существуют сегодня и меняют образование к лучшему».

    Ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало предложил «на берегу» определиться, что подразумевать под EduNet.

    «Есть новые образовательные продукты с точки зрения контента, есть новые образовательные технологии, есть инновационные образовательные модели, — сказал он. — К сожалению, на сегодняшний день мы ничего не экспортируем, а даже наоборот». 

    Между тем, генеральный директор «Кодвардс» Максим Волошин считает, что при грамотном подходе перед EduNet открываются большие перспективы. «В стране 44 тысячи школ, это огромный рынок.

    Пусть частные компании на нем будут конкурировать, это позволит отобрать реально лучшие продукты, которые будут оцениваться с точки зрения образовательных результатов, качества», — сказал он.

    Однако, по его словам, далеко не все из 85 регионов – скорее, единицы — готовы работать с бизнесом как с поставщиком образовательных продуктов, который может это делать качественно и хорошо.

    При этом возможный успех российских образовательных продуктов на международном рынке участники дискуссии оценили скептически. В других странах негосударственные образовательные проекты развиваются давно, и конкурировать с их развитой инфраструктурой непросто. Кроме того, каждая страна имеет свои особенности регулирования рынка образования. Упомянув о регулировании за рубежом, представители образовательного бизнеса не могли не обсудить вопрос, должно ли российское государство поддерживать стартапы, которые обладают потенциалом выхода на зарубежные рынки. Призывы к государству о финансировании, льготах и иной помощи звучали и ранее, как и доводы против господдержки. В сегодняшних условиях она может помешать продвижению в силу политических причин. Кроме того, получив государственные гранты, стартапы замедляют свой рост, тратя время на заполнение бесчисленных отчетов об их расходовании.

    Поспорили участники дискуссии и о перспективах развития онлайн-обучения.

    Анатолий Шалыто, профессор информационных технологий и программирования Университета ИТМО, отметил, что при переходе в онлайн занятия все равно будут требовать значительного труда преподавателя.

    По его мнению, слушатели дистанционных курсов не могут задавать вопросы преподавателям по ходу лекции, что является минусом, так как они не могут вовремя получить пояснения по непонятным им вопросам.

    Алексей Половинкин, один из основателей проекта «Фоксфорд», высказался в защиту онлайн-лекций: они делают обучение прозрачнее и помогают вузам оценивать качество работы своих преподавателей.

    «За содержанием оффлайн-лекций в университетах руководство вузов следит плохо, и часть преподавателей могут просто зачитывать куски из своих учебников, — сказал он.

    — А когда лекция выложена онлайн, ее, как и работу преподавателя в целом, могут открыто оценить и студенты, и руководство».

    В заключение модератор дискуссии, советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля предложил создать площадку для обсуждения существующих проектов, проблем и способов их решения.

    «Нужно сформировать коммуникационную платформу, на которую надо пригласить бизнес, корпоративные образовательные проекты и государство, которое должно быть представлено региональными министрами, начальниками департаментов Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования», — сказал он. Это позволит сформировать дорожную карту EduNet и выстроить взаимодействие между всеми сторонами.

    #НТИ, #Образование

    Источник: https://ntinews.ru/in_progress/likbez/chto-takoe-edunet.html

    Как стать супер-инженером будущего: в РФ стартовала олимпиада НТИ для учеников 5-7 классов

    Школьники соревнуются в пяти дисциплинах: технологии для человека, среда обитания, космос, виртуальный мир и мир роботовКружковое движение НТИИрина Абзалова

    Программирование роботов, дистанционное управление дронами и марсоходами, разработка нейроинтерфейса — современные технологии стремительно развиваются, и для работы в каждом из этих направлений нужны молодые и подготовленные кадры. Один из способов привлечения молодежи к изучению инженерных, научных и высокотехнологичных направлений — Всероссийская командная инженерная олимпиада Кружкового движения НТИ. На протяжении пяти лет она проводится Кружковым движением НТИ, Российской венчурной компанией (РВК) и Агентством стратегических инициатив (АСИ) для старшеклассников по всей стране. С этого года к конкурсу подключилась и АНО «Россия – страна возможностей», а соревнования стали доступны для учеников 5-7 классов: олимпиада стартовала накануне в московской школе № 2086. Корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты» побывал на олимпиаде и выяснил, почему олимпиада для ребят — это не столько соревнование, сколько элемент ранней профориентации.

    Роботы, беспилотники и марсоходы

    За несколько часов до открытия Олимпиады Кружкового движения НТИ.

    Junior целый этаж одного из корпусов школы превратился в лабораторию, в которой проводились всевозможные опыты: в коридоре ребята под управлением старшеклассников и наставников из Кружкового движения собирали и программировали роботов, а затем управляли ими, другие с компьютеров запускали в воздух квадрокоптеры; в кабинетах кто-то на практике знакомился с работой нейроинтерфейса, а кто-то анализировал снимки со спутников.

    «Сейчас мы проводим такие модельные занятия в школе, где показываем, чем дети будут заниматься на олимпиаде, как их готовить», — пояснила заместитель руководителя Олимпиады НТИ по разработке профилей Татьяна Пирог.

    Кружковое движение НТИИрина Абзалова

    Обычно инженерная олимпиада проходит для старшеклассников и студентов по 23 направлениям. Для учеников 5-7 классов было решено сосредоточиться на пяти сферах: технологии для человека, среды обитания, космоса, виртуального мира и мира роботов.

    «Например, на занятии по направлению «Технология для мира роботов» дети программируют и управляют роботами так, чтобы они могли совместно выполнять многокомпонентную задачу, но при условии, что они не мешают друг другу, и все действия, которые проводят роботы должны быть полезны человеку», — рассказывает Пирог. А в сфере «Технологии для космоса» перед ребятами поставили задачу по моделированию управления марсоходом с орбитальной станции. «Важно, чтобы дети поняли, насколько эти технологии важны, и как тяжело смоделировать что-то на земле, чтобы потом использовать это в космосе».

    Подобные занятия для школы и впредь будут регулярными. По соглашению, которое учебное заведение подписало с АНО «Платформа НТИ», на ее базе заработает первая в стране площадка для подготовки учеников средней школы к Олимпиаде. При этом, подобные площадки, надеются организаторы, будут появляться по всей стране, учитывая масштабы конкурса.

    «Сама олимпиада начнется с онлайн отбора, который будет проходить по всей стране. Ребята будут решать интересные задачи, которые как раз подталкивают к тому, чтобы заниматься вот этими новыми технологиями.

    А в ноябре в регионах, на площадках – их пока 10 – пройдут очные заключительные мероприятия, где ребята будут соревноваться уже в командах», — отметил президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.

    По его словам, соревнование направлено на то, чтобы «как можно раньше начать мотивировать детей заниматься инженерным творчеством, учить их работать в команде, работать на результат и фактически готовить к тому, что в будущем они выберут для себя научно-технические, инженерные специальности, станут технологическими предпринимателями и лидерами в своих направлениях». Такая профориентационная составляющая — одна из причин, по которой к олимпиаде подключилась и «Россия – страна возможностей»: как отметил глава организации Алексей Комиссаров, теперь она входит в нацпроект «Образование».

    Кружковое движение НТИИрина Абзалова

    «У современных школьников сегодня достаточно возможностей, чтобы вырасти супер-инженерами будущего. Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior абсолютно не похожа на олимпиаду, которая началась и закончилась в один день.

    Это целая система подготовки кадров, которые будут востребованы, когда закончат школу, поступят в сильный вуз, начнут устраиваться на работу.

    Это история про то, как подготовить востребованных людей и совершить научный прорыв, потому что они не только научатся разбираться в технологиях и четко понимать, чем хотят заниматься, но и будут мыслить так, как этого потребует время от будущего инженера», – уверенисполнительный директор АНО «Платформа НТИ»Андрей Силинг.

    Схожего мнения придерживается и лидер рабочей группы Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов.

    По его словам, результаты современных изменения в мире технологий происходят настолько быстро, что приобщать детей к этому направлению необходимо уже в 5 классе.

    «Это решение одинаково важно и для страны в целом, и для каждой отдельной семьи, где растет человек, которому предстоит выйти на рынок труда в ближайшие 5–10 лет», — подчеркнул он.

    Юрий Кукин

    Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/216157172

    Ссылка на основную публикацию