Научная безграмотность: чего не знают россияне — студенческий портал

Об этом свидетельствуют результаты недавнего опроса

8 февраля будет отмечаться День российской науки. В преддверии этого праздника организация «Аналитический центр Юрия Левады» провела исследование, в ходе которого россиянам предлагалось ответить на несколько вопросов из тестов для средней школы. Отличить истинные утверждения от ложных сумели лишь 2,3 процента опрошенных.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Всего респондентам было предложено семь высказываний, некоторые из которых соответствовали действительности, а некоторые — нет.

Наименьшие затруднения у россиян вызвало утверждение «Континенты, на которых мы живем, движутся уже миллионы лет и будут продолжать двигаться в будущем».

Истинным его сочли 70 процентов опрошенных, и они оказались правы. 9 процентов придерживались противоположного мнения, а 21 затруднился ответить.

Также больше половины россиян ответили, что верным является утверждение «Электрон меньше, чем атом» (это действительно так). 16 процентов посчитали его ложным, а воздержались от однозначного ответа 29 процентов.

Прочие вопросы вызвали у респондентов ещё большие затруднения. 40 процентов согласились с ошибочным предположением, что вся радиация создана человеком, и лишь 44 процента ответили, что это не так.

Лишь 36 процентов против 35 согласились с утверждением, что пол ребенка определяют гены отца, хотя современным научным представлениям оно соответствует. Не соответствующую действительности фразу «Лазер работает, фокусируя звуковые волны» сочли истинной 40 процентов против 42.

А ещё два ложных утверждения, как оказалось, имеют в России больше «сторонников», чем противников — фразу «Антибиотики убивают не только бактерии, но и вирусы» верной сочли 46 процентов, затруднились ответить 20 процентов и лишь 34 процента знали (или угадали), что это не так.

42 процента респондентов согласились с утверждением, что только генетически модифицированные растения содержат гены, при 30 процентах ответивших, что это не так.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как им это удалось: 300 баллов за егэ у 21 выпускника - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Исследователи также обращают внимание на то, что некоторые участники опроса могли отвечать наугад, и в этом случае шанс, что их ответ будет верным, составлял 50 процентов. Таким образом, реальная ситуация с научными знаниями россиян может быть даже несколько хуже, чем может показаться.

На все семь тестов правильно ответили лишь 2,3 процента респондентов, еще 7,2 процента дали правильные ответы на 6 тестов. Таким образом, хороший результат показали менее 10 процентов опрошенных. Тем не менее, пусть этот результат явно нельзя назвать высоким, специалисты отмечают позитивную тенденцию, поскольку в предыдущие годы россияне отвечали на те же вопросы верно еще реже.

Источник: https://www.mk.ru/science/2018/02/05/podavlyayushhee-bolshinstvo-rossiyan-ne-spravilos-s-voprosami-dlya-shkolnikov.html

Всеобщая безграмотность

+T —

Авторы, которые много пишут для социальных сетей, регулярно сталкиваются с упреками в безграмотности. То запятую поставили не там, то букву пропустили. Если знаки препинания и буквы на местах, упрекнут в неточности формулировок.

Страсти порой разгораются нешуточные. Поборники грамотности жалуются, что ни один текст нельзя прочесть без страданий – ошибки выскакивают в самых неожиданных местах и не только у популярных блогеров, но находятся и на страницах уважаемых изданий.

Я не страдаю врожденной грамотностью. Напротив, у меня дислексия, я никогда не смогу научиться писать без ошибок. Поэтому в моем интересе нет агрессии против тех, кто ошибается. Скорее меня раздражают читатели, которые выискивают ошибки и вместо того, чтобы спокойно на них указать, самовлюбленно самоутверждается. Пусть.

В любом случае я потратила около месяца на то, чтобы разобраться, действительно ли Россию накрыла эпидемия безграмотности? А заодно узнать как обстоят дела с ошибками в других странах и выяснить – что же такое грамотность? Влияют ли на нее стресс, компьютеры и гаджеты, несовершенство учебных программ и наследственность? И сегодня хочу с вами поделиться самым любопытным из того, что я узнала на заданную тему.

Мы воспринимаем умение читать и писать как нечто само собой разумеющееся. Но если задуматься, большую часть истории человечества люди в большинстве своем не умели не первое, ни второе. Трудно сказать, прекрасно ли безграмотные предки чувствовали себя при этом, но, вероятно, неплохо – иначе мы бы обнаружили свидетельства повального увлечения грамотой, но его следов нет.

До двадцатых годов XX века грамотными называли всех, кто умел прочесть слова и написать их на родном языке. Освоивших только письмо или только чтение, называли «полуграмотными».

Сегодня претендовать на звание грамотного человека, может тот, кто непросто умеет читать и писать, а лишь тот, кто делает это без ошибок. Строго говоря, процент грамотных граждан в нашей стране далек от 100%.

Как впрочем, и в любой другой стране мира.

Первые письмена представляли собой рисунки. Естественно, никому из соплеменников и в голову не приходило рассматривать их на предмет «правильности». История грамотности начинается с алфавита и составления букв в определенные последовательности, которые стали заучивать. Справедливости ради нельзя не упомянуть египетские письмена.

Они состоят из 600 знаков. Иероглифы обозначают собой целое слово или его часть. Читать и писать в древнем Египте и Междуречье умели лишь малочисленные жрецы – еще бы попробуй выучить столько значков. Кстати, китайский и другие языки, которые до сих пор используют иероглифы по этой же причине и считаются самыми сложными для выучивания.

 

Любопытно, указывали жрецы Египта друг другу или резчикам по камню на грамматические ошибки или такого понятия тогда не существовало? Финикийцы, которые создали первый удобный и по современным меркам алфавит из 22 простых в написании букв, точно обращали внимание на ошибки.

Но никаких учебников грамматики финикийского языка у них, конечно, не существовало. Финикийцы были людьми практичными и для краткости их алфавит содержал только согласные буквы. Гласные добавляли «по вкусу». Да, и алфавит у финикийцев появился для того, чтобы вести торговлю.

Самые древние, найденные чеки, списки и расписки на финикийском относят в XIII веку до нашей эры.

Финикийский алфавит стал основой греческого, арабского, древнееврейского и других алфавитов. Так, в древней Иудеи школы, где учили читать и писать появились уже в I веке нашей эры.

В Индии грамоте учили только жрецов и танцовщиц – приличным женщинам быть образованными считалось постыдным. Самое высокое распространение грамотность получила даже не в древнем Риме, а в Греции.

И опять только среди мужчин.

В Средние века грамотность стала привилегией верхушки духовенства. Лишь немногие низшие чины церкви и состоятельные горожане-мужчины могли обучаться в монастырях или своих замках. Распространение знаний не приветствовалось и не поощрялось.

Знать и рыцари без стыда диктовали свои послания писцам. В Британии короли начали ставить подпись, а не крестик под указами только в XIII веке, а королевы – еще сто лет спустя. В это же время даже поэты в Германии диктовали свои творения секретарям.

Да, они не умели писать и читать.

Изменилась ситуация только после Реформации и распространения книгопечатанья в XVI-XVII веках. Знания стали чуть доступнее, но до всеобщей грамотности еще очень далеко.

Пройдет еще два века, но большинство европейцев и жителей Нового Света так и не смогут прочесть свое имя или написать его под документом полностью.

Только представьте, в 1860 году в Испании из 72151 муниципальных советников 12479 не умели ни читать, ни писать. В числе неграмотных насчитывалось 422 мэра. И это не исключение – это правило.

А у нас?

На Руси грамотность начала распространяться с конца X начала XI веков. Сын неграмотного крестителя Руси – полуграмотный Ярослав Мудрый стал первым отечественным просветителем.

Он приказал собрать в монастырях 300 детей из родовитых семей и обучить их грамоте и догматам веры. Ох, и наплакались матери, писали очевидцы.

Однако, их дети стали не только хребтом православной церкви на Руси, но и первыми грамотными, которым предстояло передавать знания следующим поколениям.

Однако, не обольщайтесь – и к концу XIX началу XX около 30% население Российской империи осталось неграмотным. Помните, речь шла не об умении писать без ошибок (как сейчас), а о неумении писать и читать вообще.

Уровень неграмотных напрямую зависел от места жительства, рода занятий и религиозной принадлежности.

Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9% и 55,1%, а в Сибири и Средней Азии 12,4% и 3,3% соответственно.

В деревнях грамотные встречались реже, чем в городе. Даже дети, которые ходили в школу и согласно переписям считались грамотными, на деле не заканчивали обучение, отвлекались на сезонные работы. Причем не только у нас, но и в европейских странах. Бывшие горожане часто забывали грамоту, когда возвращались с заработков в деревню.

Распространение грамотности было крайне неравномерно среди разных сословий, народов и зависит даже от климата. Так, шведы, норвежцы и финны считают, что долгая зима способствовала изучению учебников. При этом та же долгая зима не помогла освоить грамоту народам нашего севера.

Возможно, потому, что свободные люди чаще грамотны, чем крепостные. Однако, в той же Швеции грамотность распространилась еще во время абсолютизма благодаря протестантизму. От отношения церкви к образованию напрямую зависит сколько людей в общине будут уметь читать и писать.

Духовенство всех конфессий было первыми учителями и популяризаторами знаний, но не все конфессии рады широкому распространению грамоты. Иудеи и мусульмане устраивают школы в синагогах и мечетях. Католикам необходимо хотя бы научиться читать, чтобы изучать катехизис.

Однако, часто само духовенство препятствует распространению знаний. Посмотрим на примерах.

Части Швейцарии — кантоны, которые пользуются одними и теми же правами и законами, природными богатствами, географическим положением. При этом со времен Реформации кантоны различаются по степени распространения грамотности в зависимости от церквей. Процент неграмотных выше в католических, чем в протестантских кантонах.

Согласно переписи начала XX века в Камышинском уезде Саратовской губернии Российской империи четыре волости с наибольшим процентов грамотных — 76% подданных — населены протестантами (лютеранами, реформатами и кальвинистами).

Ситуация начала кардинально меняться после прихода к власти большевиков. Следует отдать им должное – неграмотностью в СССР, по-видимому, удалось уничтожить полностью.

Напомню, речь о том, что граждане Советского союза умели читать и писать, а не о современных представлениях о грамотности, как о навыке писать без ошибок. Хотя проект всеобщего начального образования российская Дума рассматривала еще в 1907 году, реформа образования в царской России провалилась.

 В то же время в других странах мира проблему безграмотности решили ещё в XIX веке. Законы о всеобщем обучении приняты в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг.

, в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882 году. Тем не менее и в прогрессивных странах далеко еще было до повальной грамотности — помните об испанских мэрах? 

Необходимый навык?

Надеюсь, теперь навык читать и писать, а уж тем более без ошибок, не кажется вам обычным делом? Если вы еще не пришли к мысли, что возможность прочесть эти строки и ответить мне в х, чудо, что нам невероятно повезло, добавлю немного официальных данных от ЮНЕСКО. Сегодня в мире один из пяти взрослых неграмотен, и две трети из них — женщины. 72 миллиона детей никогда не ходили в школу. Больше 759 миллионов взрослых не владеют элементарными началами грамоты.

Но не будем драматизировать. Если исключить особенные внешние обстоятельства, такие как войны, религиозные табу или жизнь в племенах вне цивилизации, каждый человек на планете может найти возможность учиться. Однако, факты неумолимы – взрослые люди пишут с ошибками.

Оказалось, падением грамотности озадачены не только в России. Тема регулярно возникает и в иностранной прессе. Во всех благополучных западных странах я нашла бесплатные и анонимные (да, писать с ошибками стыдно) курсы повышения грамотности для взрослых.

Не будь проблемы, не было бы спроса на подобные учебные программы. Но они обучают сотни тысяч слушателей в год, которые в графе «родной язык» указывают язык своей страны.

То есть речь идет не об эмигрантах, а о людях, которые не умеют грамотно писать на родном языке.

Скрупулезные немцы недавно подсчитали, что 7,5 миллиона граждан Германии не умеют не только писать, но и читать (!) без ошибок. Удивительно, но факт – через 20-30 лет после окончания школы, люди, которые не занимаются интеллектуальным трудом, в той или иной степени разучиваются читать и писать.

На самом деле, «хронической безграмотностью» страдают и многие интеллектуалы. Я обязательно напишу о  в отдельном тексте. Пока лишь скажу, что список внушительный — от Ганса Христиана Андерсена и Леонардо да Винчи, до Агаты Кристи и Альберта Эйнштейна.

 У многих, вероятно, случается разрыв шаблона когда они сталкиваются с тем, что люди, которые профессионально работают с текстом, могут делать ошибки. И эти ошибки никак не умоляют их талант.

«Я различаю орфографические ошибки и неумение владеть языком.

– Рассказывает Ольга Копыт, редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер», — Мне кажется слово «координально» или канцелярские конструкции с бесконечными родительными падежами намного хуже, чем опечатки или распространенное «рассчет. А к другим ошибкам я очень лояльна. Те или иные ошибки делают почти все. Я лично до сих пор беру паузу перед тем, как произнести слово «звонит».

Елена Гах, рерайтер Издательского Дома «Коммерсантъ», которая работает в Ъ с первого выпуска газеты, поделилась своими впечатлениями о трансформации грамотности: «Я думаю, что процент неграмотных людей всегда примерно одинаков — как психически больных.

Тут еще дело в том, что иметь в виду: умение писать без ошибок, умение писать ясно, правильно и без глупостей или литературный дар. Мне же досаждают косноязычие, обилие журналистских штампов (очень живучи и заразны) и интернетских слов (очень заразны, но не очень долговечны).

И авторские глупости, которые гораздо хуже ошибок и не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от образования. Просто в технологи колбасного производства им надо было идти, а не в журналисты. Постоянные авторы Ъ пишут лучше посторонних, потому что рука набита. А молодых авторов часто заносит.

 10 лет назад писали примерно так же, как сейчас. Караул был 25 лет назад, когда писать кинулись все кому не лень».

Ошибки и стыд. Стыд и агрессия

 «Признаваться в ошибках стыдно, — рассказывает Кристина Фогель, учитель волонтерских курсов для взрослых в Берлине, — Поэтому такие дедушки и бабушки притворяются, что забыли очки и просят прочесть для них инструкцию к лекарству или заполнить заявление. Они вечно заказывают пиццу Маргарита потому, что не в состоянии прочесть меню. И не путайте «разучившихся читать и писать» с людьми, страдающими функциональной неграмотностью».

Читайте также:  В российских школах проходит -час кода - студенческий портал

Функциональная неграмотность – другой, обсуждаемый на западе недуг современного общества. Ему, по данным Всемирной организации здравоохранения, подвержено около 35% населения мира. Такие люди могут уметь читать и писать, но они не понимают смысл.

Не могут, к примеру, самостоятельно разобраться в инструкции не говоря уже о философских трактатах или абстрактных понятиях. Функционально неграмотных людей отличает неумение изменить свое мнение под влиянием достоверных фактов.

Они упрямо стоят на своей изначальной позиции.

Как тут не допустить крамольную мысль — далеко не каждому и в современном мире нужно писать и читать? Что если устная речь появилась и развивалась для того, чтобы люди могли лучше понимать друг друга, а письменная – как функция для поддержания власти и порядка? Или же достижения гуманизма в виде всеобщего обязательного образования стремительно разрушают современные технологии – интернет, гаджеты, социальные сети?

Современные технологии делают нас глупее?

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/805339

Без книг — никак

В апреле прошла международная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант», в которой приняли участие жители 352 городов во всем мире.

Как сообщается на официальном сайте мероприятия, носители русского языка, участвовавшие в состязании, чаще всего допускали ошибки в таких словах, как «гармошка», «перрон», «семафор», «палисадник» и «расхристанный».

Из 64 тысяч человек, написавших диктант, только около двух тысяч участников получили «отлично».

Подобный марафон по оценке уровня грамотности проводится уже не первый раз. И с каждым годом добровольцев проверить свои знания становится все больше. Критерии классические: чтобы получить пятерку, разрешается допустить только одну пунктуационную ошибку; орфографических быть не должно.

Вверх или вниз?

По наблюдению Севы Новгородцева, ведущего радио BBC Russian, зачитавшего текст диктанта в Лондоне, участники скорее всего преследовали принцип «главное не победа, а участие». «Институтская аудитория в Imperial College человек на 200 оказалась полна. Было немало женщин средних лет, явно из России.

Мне показалось, что им было интересно проверить себя и пообщаться с другими: после диктанта был большой чай в буфете», — делится Сева Новгородцев. По его мнению, грамотное владение русским языком за последние тридцать лет заметно изменилось в лучшую сторону: в советское время правильно говорили единицы.

Несколько иная точка зрения у председателя комитета по социальной политике Ивановской областной думы Светланы Романчук: всеобщая грамотность в самом деле снижается. Однако пока еще ситуация не принимает масштабов национальной угрозы.

Подтверждает это то, что, например, в 2014 году в Ивановской области более полутысячи выпускников по результатам ЕГЭ получили по русскому языку более 80 баллов. Не сдали экзамен единицы — всего 0,1% от всех выпускников.

А вот результаты добровольного тотального диктанта рассматривать как достоверный показатель уровня владения родным языком стоит не всегда.

«Я сама не принимала участия — просто по времени не получилось, но дочь моей приятельницы — умница и отличница в школе, а сейчас студентка одного из гуманитарных столичных вузов — получила всего три балла, допустив одну пунктуационную ошибку и две орфографические», — рассказывает Светлана Романчук.

Еще один путь естественного сохранения «иммунитета грамотности» и одновременно традиционная форма проверки по русскому языку и литературе — сочинение. В этом году в московских школах была проведена промежуточная аттестация учащихся 10-х классов в форме сочинения.

По итогам промежуточной аттестации Московский институт развития образования (МИРО) провел конкурс сочинений, в котором приняло участие более 350 десятиклассников столичных школ. Итоги будут объявлены к 1 сентября, но некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Во-первых, сочинение никуда «не ушло» из школы, несмотря на закономерный переход к другим форматам подготовки к ЕГЭ.

Во-вторых, конкурс показал, что сочинение является органичной для юношества формой проявления жизненной позиции, рассуждения по значимым вопросам.

«Важным результатом стала межпредметность: сквозной характер рассуждений по литературе и истории в целом, не только по программе по литературе (хотя А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой остаются лидерами цитирования и ссылок).

Конкурс позволил увидеть круг чтения школьников, в котором есть место Библии и русским сказкам, Гарри Поттеру и Толкиену, Мураками и Пелевину и даже психологическому руководству по йоге», — делится Лариса Львова, кандидат педагогических наук, ученый секретарь МИРО.

Как она считает, главное — сочинение имеет смысл при одном условии: если оно написано, а не списано.

Как это по-русски

Тем не менее, по мнению большинства экспертов, на наших глазах происходит катастрофическое снижение грамотности населения. Многие не знают, как правильно написать элементарные слова, потому что читают критически мало книг. Конечно, говорят специалисты, есть люди, которым очень повезло, у них врожденная грамотность. Но таких, увы, единицы.

Как правило, она приобретается благодаря чтению: мы видим графические символы, запоминаем их начертание, а потом воспроизводим внешний облик слов. Но сейчас мы читаем, во‑первых, мало, а во‑вторых, читаем неграмотные тексты. Преимущественно это блоги, социальные сети — ресурсы, в которых всегда много ошибок. В итоге глаз привыкает к неправильному написанию.

Чтение вырабатывает своего рода «автоматизм» написания слов.

«Наше поколение читало книги, которые правили редакторы и корректоры. Сейчас же многие книги выпускаются, не пройдя корректорскую правку, и поэтому там встречаются ошибки. Тем более собственные страницы в социальных сетях.

Люди писали с ошибками и раньше, но эти тексты не доходили до массового читателя. И с этим очень трудно бороться.

Вторая проблема, и, я считаю, это уже проблема нашего общества: нет понимания того, что говорить и писать грамотно — это важно», — рассуждает Елена Шмелева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова.

По мнению эксперта, мы сами идем навстречу безграмотности, например, понижая балл по ЕГЭ. Или другой шаг в эту сторону: сегодня в школу возвращаются сочинения. Казалось бы, как хорошо, все радуются.

Но что выясняется: в сочинении совсем не будет учитываться русский язык. Конечно, очень важно уметь грамотно изложить свои мысли, но, по словам Елены Шмелевой, ее многолетний преподавательский опыт показывает, что это коррелирует с грамотностью.

И получается, что безграмотность намеренно возводится в норму.

Еще один источник ошибок, которые мы видим и слышим, к сожалению, СМИ. Употребление грамотного русского языка перестает быть профессиональной нормой даже здесь. Издание, радиостанция или телеканал может разговаривать со своей, особенно молодой, аудиторией на «ее языке», который может изобиловать не только ошибками, но и жаргонизмами или непечатной лексикой.

Generation C

Времяпрепровождение в виртуальных просторах позволяет находить и читать редкие и уникальные тексты: сегодня практически ничего невозможного и недоступного в этом смысле нет. Однако в основном интернет эксплуатируется в других целях.

И изобретение нового языка — так называемого руглиша — русских слов, набранных латиницей, а также языка сокращений, принятого среди многих пользователей, отнюдь не способствует сохранению грамотности, расширению кругозора и росту уровня образованности.

«Мы не делали сравнительных исследований.

Могу сказать только на уровне ощущений своих и моих коллег: конечно, общий уровень грамотности снижается, снижается и словарный запас наших абитуриентов, некоторые красивые исконно русские слова вызывают у них вопрос: а что это такое», — обеспокоена Елена Вартанова, профессор, декан факультета журналистики МГУ им. М.В.

 Ломоносова. По ее словам, вместе с этим снижается общий уровень языковой креативности, молодые люди шаблонно выражаются. Ощущение, что у них в головах засели фиксированные интернетом полуграмотные фразы, хотя видно: молодые люди что-то хотят выразить, но им не хватает языковых средств.

На смену «Generation П», очевидно, пришло «Generation C» — поколение, которое не представляет жизни без социальных сетей, коммуникаций (англ. — communications) и потребления (англ. — consumption). И у этих ребят свои новые законы обмена информацией.

«У юного поколения потеряно чувство слова как такового. Им не нужны слова — у них есть смайлики. Молодые люди заменили общение знаками. Дети сейчас живут не текстами, они не в состоянии сосредоточиться на странице — это очень большой объем информации для них», — рассуждает Александр Абрахимов, ведущий столичного радио «Шоколад».

По его заключению, сейчас время коротких сообщений, время эмоций и междометий, время, когда нет времени. Вот и получается, что сейчас время смайликов. А что такое смайлик, задается вопросом радиоведущий, — это та же разновидность наскальной живописи. Мы пришли к заменителю слов — смайликам.

Когда люди использовали наскальные надписи, они рычали, и сегодня мы имеем нечто похожее — «рычание» смайликами», и это явление деградации.

Активное распространение гаджетов, многочасовое ежесуточное общение в социальных сетях и игнорирование книг привели к тому, что у подрастающего поколения изменился тип мышления, констатируют психологи.

Молодые люди сегодня имеют клиповое мышление — это особенность восприятия и обработки информации посредством короткого посыла, «видеоклипа», нарезки образов, состоящих из обрывков фактов, сведений и осколков впечатлений.

Клиповое мышление не требует подключения воображения, осмысления, рефлексии и эмпатии.

«Мне симпатична классификация известного британского специалиста по информационным технологиям Дж. Мартина, который предложил делить современное человечество на «людей книги» и «людей экрана».

К «людям книги» можно отнести ученых, преподавателей, успешных топ-менеджеров — то есть тех, кто часто и плодотворно работает с линейным текстом, обладает хорошим объемом внимания и аналитическими способностями», — считает психолог Ольга Полушкина.

Как рассказывает эксперт, кардинальное отличие «людей экрана» состоит в том, что они обладают способностью мгновенного включения в информацию, она находит очень быстрый отклик, но они не фокусируются на глобальных идеях, а лишь на отдельных вспышках, образах, «клипах».

Одна из самых распространенных жалоб преподавательско-педагогического состава как в вузах, так и в школах — учащиеся мало читают книги. Подростки иногда относительно неплохо справляются с жанром сочинения, но изложения им даются очень тяжело. Это говорит о том, что молодые люди испытывают трудности с пониманием чужих мыслей.Не учи ученого

«Мой школьный преподаватель русского языка в 7–8-м классах говорила: «Дети, надевайте польта, сегодня мы в театр поедем на метре».

Но это мне не помешало поступить впоследствии на журфак МГУ и успешно окончить его, а потом устроиться на работу на радиостанцию», — вспоминает Александр Абрахимов. Вопрос качества образования всегда был и остается одним из ключевых. Так же как и его доступность.

Проблему доступности общего (в школах и профессиональных училищах) образования в рамках федерального исследования подробно изучили социологи.

«Выводы — наличие ряда барьеров: социального — в хороших школах учатся дети образованных и успешных родителей, территориального — хорошие школы находятся в крупных городах», — анализирует ситуацию Давид Константиновский, доктор социологических наук, заведующий отделом социологии образования Института социологии Российской академии наук. Сегодня довольно большой процент населения страны имеет высшее образование. Таких предложений пройти обучение в вузах, как сейчас, у россиян, наверное, не было никогда в истории.

По словам ученого, главное предпочтение россиян — получить вузовский диплом, потому что работодатели предпочитают работников именно с университетским дипломом, независимо от специальности.

Для большинства современных работодателей наличие диплома любого высшего учебного заведения у потенциального работника выполняет «сигнальную» функцию: с таким наемником можно иметь дело, он прошел базовый «тренинг» и социализацию, а необходимым навыкам его можно обучить в процессе. По статистике те, у кого есть диплом вуза, реже попадают в ряды безработных.

«Когда национальной экономике, стране, обществу нужны образованные, активные граждане, сфера образования старается готовить их; если она не очень будет стараться, семья, общество просто вынудят ее приложить все усилия, какие только можно.

А если такие граждане не нужны на рынке труда, не востребованы обществом, если достаточно полуграмотного исполнителя — можете сколько угодно твердить детям, что надо учиться, а учителям — что надо учить, — бесполезно», — резюмирует Давид Константиновский.

«Образование — это очень инертная, очень традиционная система, и здесь реформ, я считаю, уже проведено достаточно, — уверена Елена Шмелева. — Бесконечные нововведения, меняющиеся программы и учебники приводят к тому, что нет преемственности, нет целостности системы образования». По ее мнению, ЕГЭ — это реформа, которую мало кто желал.

Однако надо сказать, что сейчас ЕГЭ — это уже выверенная система контроля знаний. И почему ввели ЕГЭ — это же тоже не секрет, как способ борьбы с коррупцией. Сегодня это довольно объективный экзамен, позволяющий многим талантливым детям поступить в престижные университеты.

А вот понижение балла ЕГЭ — это проблема, если, например, из 100 баллов теперь достаточно набрать менее 30.

Поступающим в вузы в последнее время не хватает знаний не только по гуманитарным дисциплинам, но и по химии, физике и другим точным и естественным наукам, которые часто требуют изучения опытным путем. «Я считаю, нельзя ограничиваться ЕГЭ, тесты еще никого не научили думать.

Нужно признать, что условно «советские» методики и подходы к преподаванию в школе давали нам качественное среднее образование», — полагает Евгений Чертов, председатель комитета Воронежской областной думы по образованию и молодежной политике, ректор Воронежского государственного университета инженерных технологий.

Камо грядеши

«Нет образования вообще, есть образование в конкретных областях для конкретных профессий. Конечно, наши математики, инженеры, физики, биохимики очень конкурентоспособны. И поэтому трудно сказать, будет ли плохое знание русского языка препятствием для физика, работающего и говорящего по-английски вне России.

Гуманитарные науки более «национально зависимы», они теснее привязаны к родному языку», — говорит Елена Вартанова. Декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова утверждает, что гуманитарное образование всегда было особенно «словесноцентрично», изучалось много литературы, языков, прежде всего русского, социально-политических дисциплин, расширяющих кругозор.

И, чтобы нам не потерять свои позиции на международном уровне, нужно не терять того, что было в школе раньше.

С другой стороны, сегодня пора перестать думать только о высокой конкурентоспособности на Западе, нужно сосредоточиться на соответствии запросам российского общества к гуманитарным специалистам, исследователям, лингвистам, на необходимости готовить грамотных специалистов для всех сфер российской жизни.

Язык, а значит, культура, не погибнет, он имеет широкое распространение в мире, и есть еще образованные носители, успокаивают филологи. «Но то, что он становится более примитивным, — это мы уже можем наблюдать.

У молодых людей маленький лексический словарь, они изъясняются, используя минимум слов. Нет языковых авторитетов. Личная ответственность каждого важна — за свои слова и как они написаны», — утверждает Елена Шмелева.

Грамотность формируется в речевой деятельности и напрямую связана с развитием устной и письменной речи ребенка. Поэтому образовательный процесс — в центре ответственности за результаты.

«Однако не стоит винить школу, которая по сути в одиночестве работает в этом направлении.

Вопрос образованности поколения — это государственный вопрос «безопасности национального генофонда», — считает Лариса Львова.

Если бы была консолидированная ответственность за грамотность и образованность молодого поколения, то вместе со школой ее должны разделить и семья, где стало значительно меньше живого общения между поколениями, но больше — в социальных сетях, и СМИ, и даже бизнес, который должен иметь больше социальной ответственности. Ибо в обществе размытых норм и двойных стандартов, зыбких или отсутствующих нравственных идеалов довольно трудно прийти к результатам всеобщей грамотности.

Источник: https://iz.ru/news/573561

Научная статья "Неграмотность – проблема педагогики XXI века"

Неграмотность – проблема педагогики XXI века

В начале XXI века в обществе сложилось истинное понимание того, что человечество не просто перешагнуло еще одну примечательную календарную дату, а вступило в новую эпоху – эпоху, которая даст обществу новые шансы и бросит новые вызовы. Начало третьего тысячелетия выпало на переломный этап истории цивилизации.

Новые реалии, появляющиеся в жизни человечества, рождают новый язык во всех сферах жизни, в том числе в науке, наполняют новыми смыслами и значениями известные слова. Одно из таких слов – грамотность (от греч. grammata – буква, чтение, письмо).

Грамота в древнерусской традиции означала «письменность, письмо, указ». Аналогичное по смыслу английское слово literacy зафиксировано в середине 1880-х годов как производное от средневекового латинского līterātus, (litterātus).

При этом понятие illiteracy(неграмотный) стало использоваться значительно раньше, в XVI веке.

Вопросы грамотности населения носят стратегический характер. Неслучайно с 1966 года по рекомендации Всемирной конференции министров образования проводится Международный день грамотности.

Для системы непрерывного образования вопрос о грамотности представляет особый интерес, поскольку впрямую затрагивает проблему целей и содержания обучения, а также его технологического обеспечения.

Многие века педагогика грамоты (literacy pedagogy) традиционно предполагала обучение письму и чтению в книжном (бумажном) варианте, с использованием стандартного набора правил. При этом действовали методические ограничения, связанные с формализованной, монокультурной, монологической, заданной извне формой освоения грамоты.

В сознании общества понятие «грамотный» устойчиво соотносилось с понятием «образованный» (грамотный человек, грамотный специалист). Усложнение форм и каналов коммуникации, возрастающее культурное и лингвистическое разнообразие и связанность современного мира ведут к расширению понимания грамотности.

  • Как основные виды грамотности можно выделить:
  • • базовую (читательскую) грамотность;
  • • компьютерную грамотность;
  • • информационную грамотность;
  • • коммуникативную грамотность;
  • • правовую и общественно-политическую грамотность;
  • • бытовую грамотность.

Динамику официальной трактовки грамотности можно проследить по международным документам и научным дискуссиям о терминологии. С 1958 года, в соответствии с предложением ЮНЕСКО, грамотными стали считать лиц, умеющих читать с пониманием текста и способных письменно кратко изложить сведения о повседневной жизни.

С середины 1960-х годов в научный обиход вошло терминологическое сочетание «функциональная грамотность».

Согласно рекомендациям ЮНЕСКО, касающимся стандартизации статистики образования (1979), функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования, и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего развития и развития общества.

По данным организации ЮНЕСКО, в мире насчитывается 758 миллионов неграмотных людей, что составляет около 15 % населения планеты.

Взрослые

  1. (15 лет и старше)
  2. Молодёжь
  3. (15 лет — 24 года)
  4. Уровень грамотности, всего
  5. 85 %
  6. 91 %
  7. Уровень грамотности, среди мужчин
  8. 89 %
  9. 93 %
  10. Уровень грамотности, среди женщин
  11. 81 %
  12. 89 %
  13. Неграмотное население, всего
  14. 757 миллионов чел.
  15. 115 миллионов чел.
  16. Неграмотное население, женская часть
  17. 63 %
  18. 59 %
Читайте также:  Российские подростки умеют принимать финансовые решения - студенческий портал

Две трети всех неграмотных людей в мире — женщины. Один из четырёх подростков не способен прочитать даже простое предложение.

Большинство необразованных взрослых людей живёт в Индии — их число составляет 37 % от общего количества неграмотных во всём мире. Примечательно, что ещё пять лет назад этот показатель составлял 781 миллион человек.

А двенадцать лет назад – 862 миллиона. Но несмотря на постоянный прогресс в преодолении неграмотности, эта тема не теряет своей актуальности и сегодня.

  • Важно отметить, что за последний год тенденция к уменьшению количества неграмотных в мире пошла на спад.
  • В то время как в некоторых странах мира уровень грамотности населения достигает 90-100 %, в других не превышает и 50 %.
  • И вот как в этом отношении обстоят дела в некоторых странах, которые считаются вполне благополучными.
  • Голландия

В Нидерландах становится всё больше людей, которые с трудом могут читать и писать. В целом по стране насчитывается 1,3 миллиона малограмотных в возрасте от 15 до 65 лет. Это 10% работоспособного населения страны. За последние 5 лет число таких людей увеличилось на 200 000.

  1. Малограмотные сталкиваются с самыми различными проблемами – дети не могут читать вслух, взрослые не могут заполнять необходимые формуляры в различных инстанциях, пользоваться банкоматами, не могут получить работу или продвигаться вверх по службе.
  2. Кроме 1,3 миллиона малограмотных, в «благополучных» Нидерландах насчитывается ещё и 250 000 совершенно неграмотных[1].
  3. Германия

«По результатам исследования, проведённого в 2011 году по заказу Министерства образования Университетом Гамбурга, около 7,5 млн жителей Германии в возрасте от 18 до 64 лет не могут правильно читать и писать… 300 тыс. человек абсолютно незнакомы с алфавитом.

2 млн немцев могут только разобрать отдельные слова или с трудом их написать.

5,2 млн немцев способны прочитать лишь отдельные абзацы… 60,3% мужчин и 39,7% женщин обладают слабыми навыками в чтении и письме… Называемая специалистами цифра общего количества неграмотных в Германии может зашкалить за 10% от общего числа населения страны»[2].

Италия

«По данным Центрального института статистики (ISTAT, Istitutо centrale di Statistica) за 2011 год, шесть миллионов итальянцев являются неграмотными.

Это соответствует 12% населения по сравнению с 7,5% людей с высшим образованием… 66% итальянцев едва умеют читать и писать, не обладая достаточными и специальными знаниями для участия в созидательной деятельности и развитии экономики… От 20 до 25% итальянских детей выходят из средней школы, практически не умея ни читать, ни писать, что говорит о низком уровне подготовки учащихся в итальянских школах»

Безграмотность – явление, встречающееся во многих сферах жизни. Как и любая другая глобальная проблема, она может повлечь за собой необратимые последствия, если не подойти к ее решению с полной серьезностью.

Согласно данным ЮНЕСКО, если бы все женщины получили начальное образование, то детская смертность сократилась бы на одну шестую, а материнская — на две третьих. Если бы все девочки Южной и Западной Азии, а также Африки на юг от Сахары, получили начальное образование, количество детских браков уменьшилось бы на 14 %; а вот если бы они получили среднее образование — на 64 %.

В наше время возникают все новые и новые пути распространения безграмотности, причем значительное влияние они оказывают на молодежь. Наиболее опасной в XXI веке можно считать информационную безграмотность. Неумение находить и отбирать, использовать и анализировать информацию в век информационных технологий приводит к невозможности адаптации человека в постоянно развивающемся социуме.

Не во всех школах и семьях взрослые могут привить ребенку интерес к обучению, чтению, изучению родного языка. Вследствие этого значительно снижается уровень грамотности. Если не сокращать количество неграмотных людей, то тотальная безграмотность может привести к:

  • утрате шедевров культуры вследствие потери значимости книг;
  • сужению словарного запаса;
  • неспособности грамотно излагать мысли и выражать чувства;

и вообще, всему, что приведет к последующему регрессу общества.

Но если появляется проблема, то есть и пути избавления от нее. Итак, какие же существуют пути предотвращения развития безграмотности?

В разное время применялись различные методы избавления от всеобщей неграмотности.

Были проведены орфографические реформы, а позже осуществлялся ликбез ‒ государственная программа Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года.

За двадцать лет грамотность лиц от 16 до 50 лет посредством этой программы приблизилась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

Однако, с развитием техники, появлением новых благ и удобств, люди стали придавать меньшее значение орфографии. Потребовались новые способы искоренения безграмотности.

В наши дни проводятся различные мероприятия, акции, воплощаются проекты, целью которых является повышение интереса к изучению родного языка, повышение уровня грамотности, привлечение внимания к проблемам безграмотного использования языка.

Отдельное внимание стоит уделить празднованию Международного дня грамотности, который отмечается 8 сентября.

Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года.

8 сентября ‒ день торжественного открытия этой конференции. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.

В своем послании по случаю Международного дня распространения грамотности Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отмечает: «Грамотность раскрывает способность людей абстрактно мыслить и созидать будущее, позволяющее в большей степени реализовывать потенциальные возможности. Она открывает дорогу к большей справедливости, большему равенству и прогрессу. Грамотность способна помогать обществам залечивать раны, двигать политические процессы и содействовать общему благу».

Именно поэтому 2003–2012 года были объявлены Десятилетием грамотности ООН. На этот период было запланировано предоставить бесплатное начальное образование как можно большему количеству людей, которые раньше не имели такой возможности. Улучшить качество образования во всех его аспектах — вот какой была главная задача на эти десять лет.

Программа ЮНЕСКО направлена, в первую очередь, на оказание помощи тем странам, в которых уровень безграмотности выше 50 % или число неграмотных людей превышает десять миллионов. ЮНЕСКО помогает государствам разрабатывать собственные программы в области образования, готовит учебные материалы и разрабатывает методику преподавания, осуществляет подготовку учителей.

В настоящее время политика ЮНЕСКО направлена на содействие распространению грамотности и создание благоприятной для этого среды, которая является неотъемлемой частью обучения на протяжении всей жизни.

Организация также стремится к тому, чтобы грамотность продолжала оставаться приоритетной задачей как на национальном, так и на международном уровне.

В стремлении реализовать концепцию всеобщей грамотности Организация сотрудничает со странами и партнерами посредством программ распространения грамотности, информационно-разъяснительной работы и своей базы знаний.

Грамотность — основа для устойчивого развития и мира. Это — право человека, которое он непременно должен реализовать. Будем грамотными — давайте улучшать свою жизнь и мир вокруг нас!

Источник: https://infourok.ru/nauchnaya-statya-negramotnost-problema-pedagogiki-i-veka-3555407.html

Куда заведет русский народ тотальная неграмотность

21/04/2014

               На пятерки написали только 65 человек из 1800 проверенных работ: из них примерно 10 мужчин. Количество двоечников не разглашается. Елена КАЛИНИНА, один из организаторов Тотального диктанта–2014, рассказала «Городу 812» о том, какую пользу приносят диктанты, и о том, куда нас заведет тотальная неграмотность.

– Большое количество двоечников – это на самом деле не страшно. Нам не нужно, чтобы на диктант приходили только филологи, которым хочется себя показать. Главное – что люди интересуются своим уровнем грамотности, а получив двойку, задумываются, почему. Может быть, они даже пойдут учиться.

Мы постоянно что-то организовываем: то уроки на открытых площадках (в прошлом году проводили их в Таврическом саду), то курсы русского для взрослых. К нам часто обращаются люди, которые покинули школу лет двадцать назад, кто-то окончил вуз, словом не владел, но не слишком из-за этого переживал, пока начальник не стал обращаться с заданиями, требующими творчества.

И они просто не знают, как фразы составлять из слов. А уж как все любят канцелярит! Он просачивается в любую фразу.

– Мне казалось, граждане сами хотят овладеть канцеляритом, чтобы уметь писать жалобы и  запросы. – Наоборот, его надо изживать, но как? Он ведь насаждается всюду. Едешь в метро и слышишь: «Контролируйте свой багаж в целях недопущения его самопроизвольного перемещения». Люди думают: вот идеальная речь. Начинают ей подражать вместо того, чтобы ужаснуться.

– С чем все-таки связана нынешняя почти тотальная неграмотность – с Интернетом? – Во-первых, язык меняется, и хорошо бы такие диктанты проводить отдельно по разным срезам общества: для выпускников, для тех, кто закончил школу 20 лет назад и т.п. Конечно, Интернет – основная причина.

Там автоматическая проверка грамотности, и пользователь  расслабляется, уже не вспоминает, как надо правильно писать. Там в форумах принцип: кто раньше скажет, тот и прав, – поэтому все пишут свои месседжи второпях, не задумываясь об орфографии и тем более пунктуации.

Там интернет-СМИ, у которых в последнее время появилась мода экономить на корректорах. Ну а в рекламных службах корректоров никогда не было, так что безграмотную рекламу мы видим повсюду. Типичный пример: «супер», как любая приставка, должна писаться слитно. «Суперакция, суперскидки».

Рекламщики пишут его или раздельно или через дефис.

В общем, ситуация – ужас. Правда, и в 1950-е годы филологи поднимали тревогу, ужасаясь людской неграмотности, а потом ситуация выправилась. Есть ведь и обратная сторона.

Очевидно же, что мы сейчас пишем больше, чем наши родители, которые блоги не вели, а писали только письма родственникам раз в месяц.

Сейчас чем престижнее у человека должность, тем острее у него необходимость стать грамотным.

– Безграмотность – это разве не свидетельство того, что человек абсолютно не читает книжек? – Бывают исключения. Человек читает много, а пишет неграмотно, так как за грамотность отвечают особые участки мозга, которые могут быть неразвиты несмотря на высокий интеллектуальный уровень. Но благодаря Тотальному диктанту люди выявляют у себя эти проблемы.

А потом пытаются исправлять. Я советую читать книги и журналы – уже не классику, которую навязывали в школах, а то, что действительно приятно и полезно. И не зазорно, думаю, тратить ежедневно пять минут на то, чтобы рассмотреть знакомый текст, отыскать в нем сложные слова и трудные случаи пунктуации, посмотреть и запомнить, как это пишется. Вроде зарядки по утрам.

– Какие ошибки сейчас больше всего распространены? – Сложносоставные слова, особенно интернациональные, особенно с аббревиатурами.

IT-технологии, которые можно также писать ИТ-технологии – это еще самый простой пример.

А в этом конкретно диктанте было много трудных случаев с запятыми: их было так много, что участники ставили ; – думали, что в таких сложных предложениях без них не обойтись.

– А я думала, «тся» и «ться». – В школе это правило действительно объясняют ужасно. К тому же люди обычно используют ту форму, которая им чаще попадается. Часто говорят: она мне нравится. И редко: это не может нравиться. И поэтому во втором случае мягкий знак пропускают.

– Может, затеять реформу русского языка и все сложное и неправильное считать правильным? – Сейчас такой необходимости нет.

Реформа – стресс для приверженцев старой школы, и в 1918 году им было тяжело осознавать, что старые правила уже не действуют, пришлось долго и упорно переучиваться.

Язык обновляется, меняется и написание, и ударения в словах. К счастью, благодаря Интернету, все это можно оперативно проверить.

Кстати

Оригинал текста диктанта можно прочитать на сайте totaldict.ru. Для получения пятерки допускается одна пунктуационная ошибка. Для четверки – от одной орфографической до максимум 4-х орфографических и пунктуационных. Для двойки – более восьми.              

Нина АСТАФЬЕВА

Источник: https://online812.ru/2014/04/21/006/

Министр просвещения сказала, что четверть россиян не владеют функциональным чтением. А как понять, я владею или нет? — Meduza

30 июля министр просвещения Ольга Васильева сказала, что у россиян проблемы с «функциональным чтением». «Мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. По разным данным, от 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением», — уточнила министр.

Если совсем коротко, это извлечение ключевой информации из текста для решения конкретных задач.

Такое чтение — часть функциональной грамотности. Этот термин в 1957 году предложило ЮНЕСКО. С тех пор под этим в разных исследованиях понимают способность человека читать и писать (позднее в этот ряд добавилось и «считать»), чтобы максимально эффективно взаимодействовать с внешней средой.

Да, но не всегда. Действительно, людям с дислексией часто сложнее читать и писать, но ученые не сводят функциональную безграмотность лишь к особенностям психоневрологического развития.

Функциональная безграмотность часто связана с семейным воспитанием — когда ребенка дома недостаточно мотивируют к учебе и познанию нового; со слабым образованием в школе — когда у учителей не хватает ресурсов уделить должное внимание каждому ученику; со средой — когда у ребенка нет окружения, которое подталкивает его вперед.

Умение читать и писать — показатели минимальной грамотности. В России, по данным ЮНЕСКО за 2016 год, ее уровень — 99,7%.

Но простая грамотность не равна функциональной. У многих людей есть минимальное образование, но они не смогли научиться читать, писать и считать так, чтобы комфортно жить в обществе.

Они неуверенно себя чувствуют, когда нужно сориентироваться на карте, узнать расписание транспорта, прочесть инструкцию лекарства.

Заподозрить в функциональной безграмотности можно каждого, кто не читает «звездочки» в договорах.

По словам главного научного сотрудника Института системных проектов Московского городского университета, кандидата педагогических наук Елены Романичевой, если вас беспокоят вопросы, которым посвящены эти карточки, беспокоиться о своей функциональной грамотности вам не стоит.

С ней все в порядке.

По-разному. Достоверным источником данных о функциональной грамотности в мире можно считать школьный . Тест оценивает знания 15-летних школьников и их способность эти знания применять. Его проводят раз в три года в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Последнее исследование проводилось в 2015 году.

Согласно его результатам, средний уровень по странам ОЭСР — 13%. Самый низкий уровень среди стран — во Вьетнаме, 4,5%; самый высокий — в Доминиканской Республике, 70,7%. Среди европейских стран лучше других Эстония, там всего 4,7% школьников не справились с тестом. Хуже всего показатели в Косово — 60,4%. В России среди 15-летних школьников функционально безграмотных — 7,7%.

Отдельно PISA показывает уровень функционального чтения. В среднем по странам ОЭСР им  20% школьников. Лучший показатель у Ирландии — 10%, худший — у Туниса, 72%. У России — 16%.

Достоверного источника о функциональной безграмотности у взрослых нет. Есть лишь разрозненные данные по некоторым странам. Так, в США уровень функциональной безграмотности оценивают в 14%. В Европе самый низкий показатель в Швеции — 8%, а самый высокий — в Португалии, 40%.

Есть несколько причин. Как отмечает в разговоре с «Медузой» Елена Романичева, ребенок сначала учится чтению, а потом использует его для обучения. В этом кроется несколько сложностей. В детском саду и начальной школе детей учат технике чтения: складывать буквы в слова, слова в простые предложения, понимать несложные описательные тексты.

В средней школе учебники написаны совершенно новым языком, и нет единственного учителя, который похоже объясняет все предметы. Многие учебники написаны так, что их очень сложно понять — можно только выучить, пересказать и забыть. 

Кроме того, несмотря на то, что мы живем среди текстов (в мессенджерах, соцсетях, СМИ), в обучении до сих пор преобладают лекции и устные объяснения. У школьников и студентов просто недостаточно практики, чтобы научиться читать и понимать, а затем грамотно письменно отвечать.

Нет. В декабре 2017 года Международная ассоциация по оценке учебных достижений опубликовала ежегодное исследование уровня чтения и понимания текста школьниками — PIRLS. В исследовании, в котором принимали участие дети 10–11 лет, российские ученики заняли первое место среди 50 стран.

В общем рейтинге стран по результатам теста PISA, о котором мы писали выше, Россия находится в середине таблицы — на 32-м месте из 70. В рейтинге учитывается процент школьников, которые показали результат выше среднего. В России таких 13%, а у лидера — Сингапура — 39,1%.

Средний показатель по всем странам — 15,3%.

Артем Платов, Денис Дмитриев

Источник: https://meduza.io/cards/ministr-obrazovaniya-skazala-chto-chetvert-rossiyan-ne-vladeyut-funktsionalnym-chteniem-chem-chem-a-kak-ponyat-ya-vladeyu-ili-net

Ссылка на основную публикацию