Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания — студенческий портал

То, что детям необходимо со школьной скамьи прививать любовь к общественно полезному труду, обсуждали на площадке «Образование и культура как основы национальной идентичности» форума ОНФ «Форум действия. Регионы», проходящего в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл).

Участники дискуссии пришли к выводу, что нормы трудового воспитания школьников нужно закрепить в законе об образовании.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения.

Участники форума отметили, что задача создать условия для развития и самореализации учащихся поставлена в поручениях президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, данных по итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г.

Эксперты ОНФ отметили, что в настоящее время пока не создано соответствующих благоприятных условий для трудового воспитания школьников. Это обусловлено в том числе особенностями действующего законодательства, которое позволяет привлекать ученика к труду без дополнительных условий лишь в рамках образовательной программы.

На площадке прозвучало предложение разграничить в законе «Об образовании» понятия труда по благоустройству школы и работ в рамках учебного процесса.

При таком подходе общественно полезным трудом следует считать, к примеру, уборку школьных помещений во время каникул, сезонное мытье окон, наведение порядка после ремонта и т.п.

Если же требуется после уроков убрать учебный инвентарь, лабораторные образцы, подмести класс во время дежурства – то это относится к необходимой работе в ходе учебного процесса.

Эксперты отметили, что данное разделение должно быть закреплено законодательно на федеральном уровне и детализировано региональными актами, включая положение о самообслуживании обучающихся. Для того чтобы такое положение устраивало все стороны, его следует утвердить решением органа школьного самоуправления.

«Необходимо со школьной скамьи прививать ребенку любовь к труду, который облагораживает и возвышает человека, дает личности возможность состояться в жизни. Эта фундаментальная истина должна быть отражена в законе об образовании.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Блокчейн и опасности кредитов: онлайн-курсы финансовой грамотности - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Тем самым будут созданы необходимые условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

В настоящее время закон «Об образовании», как отметили участники площадки, запрещает привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия, а для несовершеннолетних – без согласия родителей.

Других норм о школьном труде закон не устанавливает.

Получается, что дежурство по классу после уроков, уход за пришкольным участком или уборка беговых дорожек школьного стадиона – это та работа, на которую требуется согласие ученика или специальное разрешение его родителей.

Известны случаи, когда между учителями и учащимися нередки «бытовые» конфликты, когда, например, ребенок отказывается стереть пролитую воду, заявляя, что для этого есть уборщица и он не обязан убирать за собой. По мнению экспертов и самих родителей, педагог не должен испытывать затруднений, прививая ученику трудолюбие, потребность поддерживать вокруг себя чистоту и порядок.

«У трудового воспитания есть содержательная основа, которая включает в себя два вида труда – учебный труд и общественно-полезный. Ограничения по привлечению обучающихся к труду, которые распространяются на образовательные учреждения, существенно усложняют процесс воспитания и замедляют социализацию, вхождение ребенка в окружающий мир», – сказала Духанина.

«Без трудового воспитания невозможно воспитать из школьника личность и патриота. Отказ от общественно полезного труда разрушает школу, которая была построена на трудовом воспитании. Нельзя растить белоручек, которые ничего не делают и не отвечают за свои поступки.

Трудовое воспитание прививает уважение к чужому труду и повышает в глазах учащегося ценность собственной проделанной работы», – подчеркнул народный учитель России, заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания гимназии № 44 им. В.Н.

Деева из Ульяновской области, член регионального штаба ОНФ, доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина Юрий Латышев.

Координатор по работе со СМИ отделения ОНФ в Ульяновской области Ольга Коваленкова: (8422) 41-85-42 (раб.), 89025820051 (моб.).

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания  - Студенческий портал

СПРАВКА
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года.  Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны.

Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством.

В рамках ОНФ созданы 5 рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.

Источник: https://ulpressa.ru/2016/04/26/v-onf-ubezhdenyi-chto-normyi-trudovogo-vospitaniya-shkolnikov-neobhodimo-zakrepit-v-zakone-ob-obrazovanii/

Минобрнауки против определения понятия трудового воспитания в законе "Об образовании"

МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Минобрнауки не согласилось с предложением закрепить понятие трудового воспитания в федеральном законе «Об образовании в РФ». Рассмотрение соответствующего законопроекта во вторник проходило на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Авторы законопроекта предложили дополнить закон пунктом, определяющим понятие «трудовое воспитание» и предусмотреть его реализацию на всех уровнях общего образования. По мнению авторов, предложенный законопроект позволит сформировать у подрастающего поколения через систему образования культурно-ценностный аспект труда во всех его проявлениях.

Позиция Минобрнауки

«В части действующего законодательства право привлекать детей к труду есть у директора любой образовательной организации.

Другое дело — образовательные программы в учебных заведениях не всегда проработаны таким образом, чтобы дети были привлечены к общественно полезному труду», — сказала врио директора департамента госполитики в сфере общего образования Ирина Мануйлова.

В связи с этим, по ее словам, Минобрнауки готовит изменения в примерные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. В этих документах планируется закрепить уважительное отношение к труду, бережное отношение к результатам труда, формирование в школе навыков самообслуживания, развитие у детей интереса к различным профессиям.

«Уверены, что внесение изменений в примерную образовательную программу и во ФГОСЫ позволит ликвидировать те пробелы, о которых мы говорим. На основании этого правительство не поддерживает предлагаемый законопроект и предлагает отклонить его», — отметила Мануйлова, подчеркнув, что к труду вне всякого сомнения должны привлекаться все школьники.

Позиция профильного комитета Госдумы

С позицией министерства не согласилась зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Если школа просто впишет трудовое воспитание в своих образовательных программах, она потом с трудом докажет, что это соответствует законодательной базе России», — сказала Духанина на заседании.

Она добавила, что сегодня, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, есть только один вид труда — наемный. «В этой ситуации учитель должен заключать некие договора, отправляя на производственные практики детей.

Нарушением закона также является организации опытных трудовых бригад.

Чтобы сохранить лучшие практики с точки зрения трудового воспитания в нашей стране, нам нужно нормальную базу для их существования», — подчеркнула зампредседателя.

По ее словам, школа нуждается в поддержке с точки зрения уточнения правовых норм. «У нас есть прокурорские проверки, которые признают трудовое воспитание деятельностью незаконной. На сегодня штраф, когда прокуратура признает неправомерное использование труда ученика, составляет от 30 до 300 тысяч рублей», — указала Духанина.

Она подчеркнула, что не стоит возлагать всю ответственность на школу, рекомендуя им использовать понятие, которое отсутствует в нормативно-правовой базе.

«Понятно, что не достаточно внести правки в закон «Об образовании», нужны правки в Трудовой кодекс, Налоговый кодекс.

Министр образования неоднократно заявляла о возвращении трудового воспитания, а мы сейчас вдруг начинаем уходить от этой ситуации», — сказала зампредседателя комитета, предложив принять законопроект в первом чтении.

По итогам обсуждения, вследствие отсутствия консенсуса, было решено продолжить работать над законопроектом для выработки согласованной позиции.

История вопроса

В сентябре 2016 года, выступая на заседании комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о необходимости возвращения в систему образования уборки детьми школьных классов и работу на окружающей школу территории. Слова министра вызвали широкий резонанс в обществе.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4113615

Сенаторы внесли в Госдуму законопроект о трудовом воспитании школьников и студентов

Сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект, предполагающий введение трудового воспитания на всех уровнях общего образования в России.

В пояснительной записке отмечается, что в действующем законодательстве отсутствует понятие «трудовое воспитание», кроме того, законом «Об образовании» установлен запрет на привлечение к труду обучающихся без согласия их самих и их родителей. «Широкое толкование указанной нормы закона нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях», — настаивают сенаторы.

  • В связи с этим проект вносит в действующее законодательство изменения, направленные на создание правовых условий, обеспечивающих внедрение трудового воспитания в образовательный процесс.
  • После митингов «Он нам не Димон» Матвиенко призвала заняться молодежью
  • Так, согласно проекту закона, трудовое воспитание должно осуществляться на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) дополнительных общеобразовательных программ.
  • Включение обучающихся в освоение работ в рамках трудового воспитания (за исключением работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации) осуществляется в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, интересов и способностей обучающихся, отмечает «Интерфакс».

Вопрос о законодательной базе трудового воспитания в России в Госдуме обсуждается с осени 2016 года, когда в депутатском комитете по образованию начали работать над пакетом законодательных предложений Минобрнауки.

Глава комитета Вячеслав Никонов тогда отмечал, что «возвращение трудового воспитания вызвало много споров».

В свою очередь, министр образования РФ Ольга Васильева, выступая в сенате, заявила о необходимости возвращения в систему образования уборки детьми классов и работы на прилегающей к школе территории.

Ранее, сразу после вступления в должность, Васильева на Общероссийском родительском собрании огласила свою мини-программу, согласно которой «семья и школа должны воспитывать трудолюбие с самых малых лет». «Минобрнауки заканчивает разработку методических рекомендаций по организации трудовой деятельности школьников», — напомнила ее слова «Независимая газета».

Призыв министра заставить детей трудиться вызвал широкую реакцию в обществе. Многие усомнились в целесообразности предложения и увидели в этом реинкарнацию школьных дежурств с мытьем полов после уроков.

Кто-то разглядел намек на будущую эксплуатацию детского труда (на личном приусадебном участке директора школы, например).

Кто-то пожалел детей: как можно вообще заставлять их трудиться при такой сильной занятости, как сегодня? Кого-то возмутила нерациональность использования свободного времени школьника. Но вопрос трудового воспитания детей с повестки дня снят не был, отмечает издание.

В то же время на прошлой неделе, когда законопроект обсуждался на заседании думского комитета по образованию, Минобрнауки выступило против инициативы, напоминает ТАСС.

«В части действующего законодательства право привлекать детей к труду есть у директора любой образовательной организации.

Другое дело — образовательные программы в учебных заведениях не всегда проработаны таким образом, чтобы дети были привлечены к общественно полезному труду», — пояснила глава департамента госполитики в сфере общего образования Ирина Мануйлова.

Она напомнила, что ведомство готовит изменения в примерные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. В этих документах планируется закрепить уважительное отношение к труду, бережное отношение к результатам труда, формирование в школе навыков самообслуживания, развитие у детей интереса к различным профессиям.

Читайте также:  В москве откроется вуз для скульпторов и художников - студенческий портал

Депутат Любовь Духанина раскритиковала позицию Минобразования, указав на то, что если «школа просто впишет трудовое воспитание в своих образовательных программах, она потом с трудом докажет, что это соответствует законодательной базе России». Зампред комитета по образованию напомнила, что сейчас Трудовой кодекс предусматривает только один вид труда — наемный — и, соответственно, учителя обязаны заключать с детьми договоры.

Источник: https://www.newsru.com/russia/30mar2017/trud.html

Духанина: Трудовое воспитание школьников должно найти отражение в законе об образовании

Законодательное закрепление прав и обязанностей школы в сфере трудового воспитания позволит педагогам вести работу по воспитанию у детей трудолюбия, создаст условия для их самореализации, отмечает руководитель проекта Народного фронта «Равные возможности – детям», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Эксперт также подчеркивает, что внесение соответствующих корректив в закон об образовании защитит учителей от незаслуженных обвинений в эксплуатации детей. Инициативу о возвращении в школу трудового воспитания поддержал на встрече с учителями и президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин.

Эксперты ОНФ рассказали, что в этом году в Госдуму был внесен законопроект о закреплении понятия «трудовое воспитание» в законе об образовании. Однако в Минобрнауки высказали мнение, что закон менять не надо, а достаточно будет скорректировать образовательную программу и образовательные стандарты.

Сегодня школа отошла от работы в мастерских и уроков домоводства, а основной целью учебного предмета «Технология» стало в первую очередь формирование проектного мышления.

  В ОНФ регулярно поступают обращения родителей с жалобами на то, что даже в полумиллионном городе некуда отдать подростка, чтобы он научился работать руками: «Нет дополнительного образования технической направленности, нет возможности ребенку работать руками» (г.

Людиново, Калужская область); «Мне бы очень хотелось кружки, где мальчиков бы учили делать что-то своими руками, розетки менять, сантехнику, столярные работы… и т.д. Папы вечно на работе, а эти элементарные вещи должен знать каждый мужчина» (г.

Майкоп, Республика Адыгея); «Раньше были бесплатные кружки радиотехники, где в мальчиков закладывали мужские навыки. Или нужно что-нибудь, связанное с трудом, где ребенок сам может и табурет сколотить, и маме доску выжечь, и гвоздь забить. Уроков труда в школе недостаточно, да и не всегда они интересные» (г. Брянск).

«Очевидно, что родителям не хватает пространства для трудового и профессионального самоопределения ребенка. Именно поэтому мы работаем над тем, чтобы оно получило четкий законодательный статус.

Понятия «развитие трудовых навыков в рамках образовательного процесса», «общественно полезный труд», «труд по самообслуживанию» должны быть закреплены в федеральном законе об образовании.

Назрела необходимость создать правила, которые будут ориентиром в вопросах трудового воспитания не только для школ и колледжей, но и для общественных организаций, работающих со школьниками, а также для кружков и клубов. Решение по этому вопросу должно приниматься родителями, общественностью в целом, а не только правительством», – отметила Любовь Духанина.

По словам активистов Народного фронта, неурегулированность этого вопроса уже оборачивается для школ санкциями надзорных органов, даже при отсутствии жалоб от родителей.

Детей опасаются привлекать и к патриотическим акциям памяти, и к обучению работе на пришкольном участке, не говоря уже о том, чтобы давать им первичные профессиональные навыки. Школы стараются решить эту проблему вписыванием труда в соответствующие планы работ, но с точки зрения закона этого недостаточно.

Известны случаи, когда в образовательных организациях проходили проверки прокуратуры, которая анализирует состояние этого вопроса.

Так, недавно по обращению родителей учеников двух школ города Троицка Челябинской области городская прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об образовании.

Как говорится в сообщении надзорного ведомства, руководство школ сформировало на летнее время бригады из числа учеников шестых – девятых классов, которые занимались прополкой и поливом клумб на территории школы, уборкой территории, реставрацией книг в школьной библиотеке и другой деятельностью, не предусмотренной учебным планом.

Школам внесены представления об устранении нарушений, а также объявлены предостережения. В коррекционной школе-интернате №2 Прохладненского района Кабардино-Балкарии прокуратура зафиксировала дежурство детей в столовой и также признала это незаконным.

«Ограничения по привлечению обучающихся к труду, которые распространяются на образовательные учреждения, существенно усложняют процесс воспитания и замедляют социализацию ребенка. Для нас по-прежнему значимо, чтобы дети знали, что такое труд.

При этом нельзя сводить все трудовое воспитание к дежурству по классу. Это целый комплекс мер с огромным количеством вовлеченных людей. Школам необходимо создавать новые возможности для трудового воспитания и развития личности.

Например, привлекать школьников к волонтерской деятельности.

Помощь ветеранам, детям, попавшим в трудную ситуацию, участие в организации общешкольных, городских мероприятий поможет учащимся в реальном трудовом процессе сформировать ценностные ориентиры, активную жизненную позицию, научиться работать в команде и уважать чужой труд», – убеждена Духанина.

Как показал мониторинг, проведенный ОНФ с участием более двух тысяч родителей, большинство из них (40%) положительно относятся к инициативе ОНФ законодательно закрепить понятие «трудовое воспитание» и отмечают, что эта необходимость возникла давно.

Еще 35% опрошенных относятся к данной инициативе в целом положительно при условии, что им как законным представителям ребенка будет дана возможность влиять на то, как она будет реализовываться на практике, и только 4% отнеслись к этому негативно.

Большинство родителей (70%) сообщили, что не возражали бы против привлечения их ребенка к дежурству по классу (полить цветы, стереть с доски и т.д.).

За получение детьми первичных профессиональных навыков (основ профессий) выступили 62% родителей, 50% – за привлечение детей к проектной деятельности, например созданию дизайн-макетов, программированию, разработке мобильных приложений.

Только 3,5% респондентов высказались против любой трудовой активности детей. Таким образом, большинство родителей не возражают против того, чтобы их дети занимались трудовой деятельностью.

Это касается в том числе волонтерской деятельности, участия в городских и федеральных мероприятиях и т.д.

«Трудовое воспитание должно быть признано неотъемлемой частью школьного образовательного процесса, и это возможно только на законодательном уровне.

Трудовое воспитание должно найти отражение как в законе, так и в примерных основных образовательных программах, которые предлагает школам Минобрнауки.

В преддверии нового учебного года учителя должны быть уверены, что решение задачи трудового воспитания школьников обеспечивается на системной основе», – заключила Духанина.

Напомним, вопрос о возвращении трудового воспитания в школу впервые был поднят на форуме ОНФ «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 г. На «Форуме Действий» Народного фронта в Йошкар-Оле в апреле 2016 г.

президент РФ поддержал инициативу о нормативно-правовом регулировании привлечения школьников к труду, в рамках которого были бы определены виды трудовой деятельности учащихся.

За возврат трудового воспитания неоднократно выступало и Минобрнауки.

Источник: https://onf.ru/2017/06/30/duhanina-trudovoe-vospitanie-shkolnikov-dolzhno-nayti-otrazhenie-v-zakone-ob-obrazovanii/

Госдума решит судьбу трудового воспитания в школах

Члены Совета федерации внесли в Госдуму законопроект, предполагающий внесение поправок в закон «Об образовании». В частности, авторы инициативы – сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков – предлагают ввести в закон понятие «трудовое воспитание». Об этом сообщается на сайте Госдумы.

В пояснительной записке к документу говорится, что «трудовое воспитание» подразумевает под собой «процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов».

Сенаторы отмечают, что поправки подготовлены с учетом положений Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года, главная задача которой является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями».

По мнению авторов законотворческой инициативы, отсутствие понятия «трудовое воспитание» в действующем законодательстве препятствует его внедрению в образовательный процесс школьников.

«Трудолюбие и способность к труду важно воспитывать с самого раннего детства.

В связи с этим законопроектом вносятся изменения в действующее законодательство, направленные на создание правовых условий, обеспечивающих внедрение трудового воспитания в образовательный процесс», – уточняют сенаторы.

Кресс и Волков также подчеркнули, что «общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания обучающихся».

«В процессе систематического общественно полезного труда у ребенка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность, уважение к труду и достижениям, творческая активность и самостоятельность», – говорится в пояснительной записке к документу.

Напомним, в середине марта Министерство образования и науки выступило против закрепления в законе «Об образовании» понятия «трудовое воспитание».

Это произошло несмотря на то, что глава ведомства Ольга Васильева ранее неоднократно призывала вернуть трудовое воспитание в школы.

Как отмечает «Коммерсантъ», депутаты с такой постановкой вопроса не согласились, указав, что без этого понятия в законе школы вынуждены платить штрафы за использование детского труда.

Москва, Иван Гридин

Москва. Другие новости 30.03.17

Ройзман заявил, что выиграет губернаторскую гонку, если его зарегистрируют. / Весной и летом в армию призовут 142 тысячи россиян. Число призывников сократилось в сравнении с прошлым годом. / Генпрокуратура предложила проверять доходы экс-чиновников. И изымать незаконно нажитое, в том числе у членов их семей. Читать дальше

© 2017, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналыЯндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Источник: https://newdaynews.ru/policy/598552.html

Минобрнауки выступило против краткосрочных трудовых договоров с преподавателями вузов

Минобрнауки России намерено рекомендовать вузам минимизировать с февраля 2020 года число заключаемых с преподавателями краткосрочных трудовых договоров.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

«Минобрнауки России проводит мониторинг применения «эффективных контрактов». Планируется разработать и в феврале 2020 года направить в вузы методические рекомендации по оформлению «эффективных контрактов» с педагогическими работниками.

В связи с внедрением практики доведения вузам объемов финансирования на длительные периоды (на срок реализации образовательных программ соответствующего уровня), есть все основания заключать трудовые договоры с научно-педагогическими работниками также на более продолжительные периоды времени, сопоставимые со сроками реализации образовательных программ», — сообщили в пресс-службе.

В министерстве отметили, что ранее необходимость заключения краткосрочных контрактов можно было объяснить тем, что руководство вузов не могло осуществить планинирование, в том числе фонда оплаты труда, на более длинный цикл.

«Вместе с тем следует учитывать, что образовательная организация обладает автономией.

Это означает самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе в части приема на работу работников, заключения с ними и расторжения трудовых договоров», — добавили в Минобрнауки РФ.

В Минобрнауки РФ пояснили, что Трудовой кодекс применительно к регулированию трудовых отношений педагогов не содержит понятия «эффективный контракт». Институт «эффективного контракта» был предусмотрен программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в госучреждениях на 2012-2018 годы, которая утверждена распоряжением правительства РФ в 2012 году.

Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.

Источник: ТАСС

Источник: https://infourok.ru/news/minobrnauki-vystupilo-protiv-kratkosrochnyh-trudovyh-dogovorov-s-prepodavatelyami-vuzov-2430.html

Трудовое воспитание в педагогике

Определение 1

Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества.

Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная составляющая воспитательного процесса.

Функции трудового воспитания

Педагогическая наука долгие годы исследовала трудовое воспитание.

Определение 2

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

  1. Положительное влияние на физическое развитие личности (особенно, если труд выполняется на свежем воздухе);
  2. Развитие умственных способностей личности;
  3. Труд играет важную роль в воспитании нравственности;
  4. Повышает личностную самооценку (в процессе труда человек понимает, насколько он важен для развития общества, осознает общественный долг);
  5. Налаживание товарищеских и коллективных взаимоотношений (в процессе труда человек учится коллективной работе, а также распределять обязанности между коллегами);
  6. Помогает выбрать профессию, определить склонности к определенному виду деятельности.

Для воспитателей важна организация трудовой деятельности в разнообразных направлениях. Это помогает ученикам попробовать свои силы в каком-то деле и правильно определиться с будущей профессией.

Понятие трудолюбия

Определение 3

Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.

Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом формируется трудолюбие. Следующие элементы определяют трудолюбие:

  • Мотивация к труду;
  • Способность трудиться;
  • Сила воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в трудовом процессе;
  • Сознательное выполнение труда для себя и общества в целом.

Большая часть трудового воспитания приходится на школьную пору. В школе есть множество видов трудовой деятельности. Основная из них – это собственная забота, т.е. гигиена учебных принадлежностей, личная гигиена, чистота окружающей среды. На уроках труда в соответствии со школьной программой осуществляется специально организованный труд.

Пример 1

Будучи в младшем школьном возрасте дети выполняют поделки, аппликации, гербарии, рисунки и т.д. Старшеклассники делают полезные вещи для школы и быта (кормушки для птиц). Дети заботятся о питомцах живого уголка, ухаживают за растениями. Ученики старших классов также занимаются уборкой пришкольных участков, озеленением улиц, помогают в организации праздников и пр.

В развитии навыков и потребностей трудовой деятельности в самом раннем возрасте имеет важное значение семья.

Еще с детства ребенок приучается к труду, обладает какими-то собственными обязанностями (убирает за собой игрушки, следит за чистотой одежды, лица, рук).

Ведь именно с раннего возраста человек учится аккуратно относиться к результатам собственного и чужого труда, так как понимает, что для этого были затрачены определенные усилия.

Со вступлением в школьную жизнь сфера трудовой деятельности расширяется, где в общем-то появляются и противоречия. Противоречие возникает из-за различия школьного и домашнего труда. Однако интерес к труду у ребенка повышается с увеличением многообразия видов трудовой деятельности.

Выделяют следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:

  • Индивидуальные поручения, способствующие развитию бережливости и трудолюбия у ребенка;
  • Организация производственных кооперативов с возможностью реально зарабатывать;
  • Формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;
  • Создание постоянных и временных объединений, нацеленных на осуществление конкретной работы.
Читайте также:  Первокурсников из регионов стало вдвое больше - студенческий портал

Определение 4

Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.

Определение 5

Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.

Трудовое воспитание прививает уважение к труду и трудящимся людям.

В процессе трудового воспитания ученики ознакамливаются с базой сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспортной, строительной отраслями.

Труд играет важную роль в профессиональной подготовке детей, поскольку побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из индивидуальных способностей и навыков.

На сегодняшний день отмечено, что школьная молодежь проявляет нежелание трудиться, оказывает ленивое и пренебрежительное отношение к труду, халатность и несерьезность.

Это происходит под воздействием обострившихся противоречий, которые порождают негативные явления. Школьники неохотно выполняют поручения, поскольку их труд примитивен и не разнообразен. Однако это поправимо.

Для этого нужно постараться организовать для учащихся общественно полезный труд, проявлять экономическое воспитание.

Система трудового воспитания

Разные виды физической и интеллектуальной деятельности, развитое техническое мышление, положительное отношение к труду, общение в трудовом коллективе – все это основополагающие механизмы осуществления трудового воспитания.

Мыслительная трудовая деятельность формирует у ребенка творческие посылы, самоотдачу, творческое отношение к труду.

Техническое мышление необходимо для накопления технологических знаний и опыта при организации эффективного труда, а также для оценки результатов собственной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность определяет у обучающихся навыки, умения, привычки к трудовому усилию и преодолению физического напряжения.

Отношение к труду выражается следствием организованной деятельности труда. Основные виды трудовой деятельности детей составляют структуру трудового воспитания.

При этом на первом месте стоит учебный труд, поскольку интеллектуальный труд – это один из самых тяжелых.

Детям нужно помогать полюбить труд, чтобы они почувствовали свою потребность в нем. Ребенок должен осознавать, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои зарождающиеся таланты и ознаменовать день ещё одним полезным и добрым делом. Это должен знать и понимать каждый ученик.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/trudovoe-vospitanie/

Как законодательно закрепить понятие «трудовое воспитание» в школах: чиновники не договорились

История вопроса В сентябре 2016 года, выступая на заседании комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре, глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о необходимости возвращения в систему образования уборки детьми школьных классов и работу на окружающей школу территории. Слова министра вызвали широкий резонанс в обществе.

Позиция Минобрнауки

На заседании комитета Госдумы по образованию и науке было рассмотрено предложение закрепить понятие «трудового воспитания» в рамках закона «Об образовании». В Министерстве образования и науки РФ проект не поддержали.

«В части действующего законодательства право привлекать детей к труду есть у директора любой образовательной организации. Другое дело — образовательные программы в учебных заведениях не всегда проработаны таким образом, чтобы дети были привлечены к общественно полезному труду», — сказала врио директора департамента госполитики в сфере общего образования Ирина Мануйлова. 

В связи с этим, по ее словам, Минобрнауки готовит изменения в примерные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. В этих документах планируется закрепить уважительное отношение к труду, бережное отношение к результатам труда, формирование в школе навыков самообслуживания, развитие у детей интереса к различным профессиям.

«Уверены, что внесение изменений в примерную образовательную программу и во ФГОСЫ позволит ликвидировать те пробелы, о которых мы говорим. На основании этого правительство не поддерживает предлагаемый законопроект и предлагает отклонить его», — отметила Мануйлова, подчеркнув, что к труду вне всякого сомнения должны привлекаться все школьники.

Позиция профильного комитета Госдумы

С позицией министерства не согласилась зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Если школа просто впишет трудовое воспитание в своих образовательных программах, она потом с трудом докажет, что это соответствует законодательной базе России», — сказала Духанина на заседании.

Она добавила, что сегодня, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, есть только один вид труда — наемный.

«В этой ситуации учитель должен заключать некие договора, отправляя на производственные практики детей. Нарушением закона также является организации опытных трудовых бригад. Чтобы сохранить лучшие практики с точки зрения трудового воспитания в нашей стране, нам нужно нормальную базу для их существования», — подчеркнула зампредседателя.

По ее словам, школа нуждается в поддержке с точки зрения уточнения правовых норм. «У нас есть прокурорские проверки, которые признают трудовое воспитание деятельностью незаконной. На сегодня штраф, когда прокуратура признает неправомерное использование труда ученика, составляет от 30 до 300 тысяч рублей», — указала Духанина.

Она подчеркнула, что не стоит возлагать всю ответственность на школу, рекомендуя им использовать понятие, которое отсутствует в нормативно-правовой базе.

«Понятно, что не достаточно внести правки в закон «Об образовании», нужны правки в Трудовой кодекс, Налоговый кодекс.

Министр образования неоднократно заявляла о возвращении трудового воспитания, а мы сейчас вдруг начинаем уходить от этой ситуации», — сказала зампредседателя комитета, предложив принять законопроект в первом чтении.

По итогам обсуждения, вследствие отсутствия консенсуса, было решено продолжить работать над законопроектом для выработки согласованной позиции.

Источник: https://mgazeta.com/category/vazhno/kak-zakonodatelno-zakrepit-ponyatie-trudovoe-vospitanie-v-shkolakh-chinovniki-ne-dogovorilis/

Трудовое воспитание студентов вузов

  • Донецкий 
    Национальный Университет
  • Экономический факультет
  • Кафедра «Психологии и педагогики» 
          
     
  • Реферат
  • На тему:
  • «Трудовое воспитание студентов вузов».    
          
          
          
      
  • Донецк 2008 г.

  

    Введение………………………………………………………..…….……….…..2
    Сущность и проблемы………………………………………………….………..4
    Цели и задачи…………………………………………..……….……….……….6
    Формы и методы….……………………………………..…….………….………9
    Принципы. Педагогические требования…………………………………..……12
    Опорный конспект………………………………………………………………14
    Выводы……………………………………………………….…..………….……15
    Список 
    литературы……………………………………………………………..16 
          
          
          
      

    ВВЕДЕНИЕ

    Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.

    Согласно 
Указу Президента Украины «Про Национальную доктрину развития образования», образование – стратегический ресурс улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене.

    Трудовая 
составляющая в украинском воспитании с давних времен выступала как достаточно существенная педагогическая тенденция.

Наш народ всегда считал труд, трудовую деятельность первоосновой бытия человека и нации в целом.

Трудовое воспитание детей осуществлялось путем создания условий, которые способствовали раннему привлечению детей к настоящему продуктивному труду, формированию личности трудящегося, хозяина.

    Ведущие представители педагогической мысли 
видели в труде большую перевоплощающую 
силу, которая обеспечивает прогрессивное 
развитие человека как общества в 
целом, так и каждого человека отдельно. Труд учащегося включен в систему образования, является условием всестороннего развития личности, действующим фактором его гражданского отношения, средством подготовки к жизни.[11,с.161]

В условиях рыночной экономики, когда от человека требуется, качественный и ответственный труд, трудовое воспитание школьников становится неотъемлемой частью научно-воспитательного процесса. Поэтому  эффективное решение задач трудового воспитания и обучения в институтах представляет собой, в данный момент, задачу первостепенной важности.

    Вузы 
призваны способствовать к активному включению учащихся в трудовой процесс в системе общественно-трудовых отношений, дав им разнообразные трудовые навыки и сформировав психологическую готовность трудиться.

Прогрессивные представители педагогической мысли видят в труде великую преобразовательную силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд учащегося, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития личности, действующим фактором его гражданского становления, средством подготовки к жизни. [8, с.424].

Труд должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости. Именно в труде, создавая материальные ценности, школьник может осознать себя личностью, полноправным и необходимым членом общества.

    Также, труд оказывает благоприятное влияние 
на физическое развитие человека, укрепляя его силы и здоровье, повышая его жизненную энергию и умственную работоспособность.

    В связи с развитием и совершенствованием техники и технологий современного производства на первое место встает вопрос улучшения трудового воспитания и обучения учащихся, так как работа на современном производстве требует широкой общеобразовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способности в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

    В тоже время от трудовой подготовки и личностного вклада человека зависит его материальное благополучие в будущем, формирование товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.

С Макаренко писал: «Участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку уклоняющемуся от труда». [10, с. 403]

    Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

    Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, физическом и нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников вузов, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности.

В этом смысле особый вес приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».[10, с.

404]  
      
      
    

Сущность 
и проблемы трудового 
воспитания
 

    Воспитание 
молодежи в обществе является чрезвычайно 
важной и сложной проблемой. Ее сложность 
состоит в многообразии и многомерности влияний на личность студента, которые формируют его мировоззрение, волю, характер, удачу, побуждают к деятельности в различных направлениях социальной жизни. Одним из наиболее важных факторов всегда был труд.

    Труд 
– основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священная обязанность, фундамент воспитания личности.

Долг высшего учебного заведения – повышать в сознании учащихся авторитета честного, высокопроизводительного труда, стимулировать их к созидательной деятельности, вырабатывать стремление отдавать свои силы и энергию на пользу общества.

       
Трудовое воспитание
— процесс формирования творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который владеет соответствующими навыками и умениями, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике, может самостоятельно найти применение собственным знаниям, талантам в системе производства, науки, образования, формирования социальной активности и ответственности личности через включение ее в процесс трудовой деятельности. [9. с. 21]

    Трудовое 
воспитание в современном высшем учебном заведении – это педагогическая деятельность, направленная на формирование у учащихся готовности к труду 
в условиях рынка. В трудовой деятельности оттачиваются мировоззренческие позиции студентов.

Учащиеся обогащают, углубляют и конкретизируют свои знания об общественном труде и производстве, о роли человека в создании материальных и духовных ценностей; формируется убеждение о необходимости труда как первой жизненной потребности, стремление активно участвовать в посильной практической деятельности на благо общества, укрепляется высоконравственное отношение человека к труду.

        Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие студентов в общественно полезном, производительном труде являются действенными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.

Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников вузов, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Высшие учебные заведения призваны способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений, давать им разнообразные трудовые навыки.

Труд учащихся должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости. [11,с.169]

    Трудовое 
воспитание есть процесс формирования у учащихся сознательного отношения к труду: трудолюбия, аккуратности, добросовестности к выполняемой работе, стремления к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи и т. д.

приведенные положения показывают, что трудовое воспитание связано с формированием различных сторон добросовестного отношения к трудовой деятельности, что, как известно, ведет к формированию соответствующих личностных качеств.

В развитии и закреплении этих личностных качеств и состоит сущность и задача трудового воспитания.

    Важнейшей проблемой трудового воспитания является формирование у учащихся потребности 
в труде и бережном отношении 
к материальным ценностям. Успешное решение этой проблемы во многом зависит 
от характера воспитания детей в семье.

Правильное семейное воспитание предполагает, чтобы стержневой линией в развитии человека было постепенное втягивание его в посильную работу по самообслуживанию. В процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.

Это в значительной мере повышает их потребность в труде. Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережливом отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества.

Когда учащийся глубоко осознает общественно-политическое значение труда, а также обстоятельно осмысливает свои обязанности в труде, у него формируется психологическая установка к трудовой деятельности, к выполнению любой работы, которая необходима в тех или иных условиях. [11,с.174]

     
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности.

Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных молодежных трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением студента в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.[11,с.

171] 

      

Цели 
и задачи трудового воспитания студента.
 

    В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Труд был и остается необходимым и важным средством развития личности. [3.,с.106] Труд учащихся отличается от труда взрослых, тем ради чего он организован.

Труд студентов организовывается, прежде всего, с воспитательными целями.

Всестороннее и гармоническое развитие активной и деятельной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, вовлечение студентов в трудовое самовоспитание, активное участие самого студента в учении, труде, а также в преобразовании своей личности — важнейшая цель обучения и воспитания.

    Целями трудового воспитания и обучения студентов, независимо от профиля их трудовой деятельности в процессе обучения являюся: 

      1. формирование  всесторонней личности (нравственной, моральной, готовой к активной трудовой деятельности);
      2. подготовка к труду (наличие общеобразовательных и политехнических знаний, общих основ и навыков производительной деятельности, подготовка к будущей профессии);
      3. формирования психологической готовности к труду (желание ответственно трудится, осознав социальное значение труда, как обязанности и духовной необходимости творческого отношения к труду). [2., с. 119]
      4. воспитание у студентов высоких моральных качеств, трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленности, предприимчивости, стремление к самосовершенствованию);
      5. воспитание уважения, любви к труду и к людям труда, осознание необходимости трудится во благо общества.[3.c.106]

Источник: https://student.zoomru.ru/pedagog/trudovoe-vospitanie-studentov-vuzov/29710.221553.s1.html

Ссылка на основную публикацию