Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах — студенческий портал

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал

Более чем в 40 процентах регионов страны зарплата учителей не превышает 15 тысяч рублей, при этом суммы ежемесячных выплат в субъектах различаются в шесть раз. Это происходит потому, что в России нет единых принципов оплаты труда педагогов. Исправить ситуацию хотят и законодатели, и Правительство. Как? Эту тему обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

О выравнивании выплат речь не идёт

Диапазон окладов за норму в 18 часов педагогической работы еженедельно в стране очень широкий — по данным исследования Минпросвещения и Общероссийского профсоюза образования, самой низкой оказалась зарплата учителей в Мордовии — 3,6 тысячи рублей, самой высокой — в Приморском крае, где выплата составляет 22,3 тысячи рублей. Дело в том, что сейчас вопрос нормирования оплаты учительского труда фактически осуществляет субъект, напомнил зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Дифференциация происходит из-за отсутствия единого нормирования в отрасли. Конечно, такая ситуация не способствует привлечению новых кадров в школы — более того, учителя в регионах сегодня стремятся переехать в крупные города, чтобы получать большую зарплату», — пояснил сенатор.

  • Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал Виктор Смирнов. Игорь Самохвалов / ПГ

Существенные различия и по средним зарплатам — по данным Росстата за январь-сентябрь 2019 года, в среднем учителя получают 40 тысяч рублей в месяц.

При этом самая высокая зарплата на Чукотке (99 тысяч рублей), самая низкая — в Северной Осетии (22 тысячи).

Но этот показатель в субъекте складывается из расчёта зарплат педагогов во всех школах — крупных, где есть значительное количество средств по подушевому финансированию, и небольших, в которых объём фонда оплаты труда значительно меньше.

«Когда в нормативных актах не закреплён минимальный размер зарплаты за норму педагогической нагрузки, за одну и ту же академическую нагрузку учителя будут получать разные суммы», — отметил законодатель. При этом каждый специалист реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт, подчеркнул Смирнов.

«Земский» учитель получит миллион рублей подъемных»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Школьники показали хорошее знание истории - студенческий портал

Оценим за полчаса!

В этой связи сенаторы решили обратиться в Правительство, чтобы кабмин проработал вопрос об установлении единой отраслевой системы оплаты труда педагогических работников, сказал он.

«Вопрос об уравнивании зарплат мы не ставим — дифференциация может быть, но она должна быть разумной.

Мы считаем, что должен быть гарантирован минимальный размер зарплаты за норму педагогической нагрузки», — добавил парламентарий.

Эксперты инициативу разделяют — по словам замдиректора Института образовательной политики «Эврика» Натальи Шадриной, стимулирующие выплаты должны способствовать росту профессиональной квалификации педагогов, поэтому в этой сфере также должны быть выработаны единые принципы для всей страны. Сейчас схемы везде разные — в некоторых регионах стимулирующие выплаты предусмотрены, к примеру, за участие педагога в общешкольных мероприятиях или за полив цветов. «Это никак не связано с повышением квалификации», — отметил Виктор Смирнов.

  1. Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал Наталья Шадрина. Игорь Самохвалов / ПГ

Как поясняла ранее глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, сенаторы прорабатывают предложения, которые позволят педагогам получать зарплату не ниже средней по своему региону.

«Есть поручение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко изучить эту проблему, почему в некоторых регионах не выполняются майские указы президента по направлению увеличения зарплаты педагогов», — сказала сенатор.

Подходы к аттестации предлагают изменить

Среди других проблем отрасли эксперты указывают на не всегда справедливую процедуру аттестации: есть регионы, в которых число учителей высшей квалификационной категории превышает 65 процентов, а качество образования оставляет желать лучшего, говорит председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. «Необходимо пересмотреть подходы к аттестации и сформировать их по принципу взаимосвязи с качеством образования», — полагает он.

  • Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал Виктор Панин. Игорь Самохвалов / ПГ

Кроме того, усугубляется отток молодых кадров из школ, продолжила председатель национального родительского комитета России Ирина Волынец, — по самым скромным оценкам, общеобразовательным учреждениям страны не хватает около 15 процентов учителей. В первую очередь — преподавателей иностранных языков. По мнению Виктора Смирнова, выпускникам выгоднее заниматься переводами в Интернете, чем преподавать в школах.

Этой проблемой озаботились и в Минпросвещения: ведомство 8 декабря направило в Минтруд предложение о повышении зарплат учителей.

«Минпросвещения направило на рассмотрение в Минтруд России предложения по возможным сценариям обеспечения роста заработной платы педагогических работников, а также соответствующие расчёты в дополнительной потребности бюджетных средств на указанные цели», — говорится в документе.

  1. Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал Ирина Волынец. Игорь Самохвалов / ПГ

Сенатор отметил, что в Совете Федерации рассчитывают на поддержку Правительства по созданию общей для всей страны системы оплаты труда учителей. «Надеюсь, что благодаря совместным усилиям законодателей и исполнительной власти ситуация с зарплатами педагогов может измениться уже в 2020 году», — заключил Смирнов.

Источник: https://www.pnp.ru/social/v-2020-godu-zarplata-uchiteley-v-regionakh-mozhet-stat-vyshe.html

Гражданская инициатива

Депутат требует от Ливанова отчитаться о мерах по повышению зарплат вузовских преподавателей

Депутат Госдумы Михаил Старшинов направил министру образования и науки Дмитрию Ливанову запрос, в котором попросил сообщить о мерах, которые ведомство принимает для улучшение ситуации с зарплатами преподавателям вузов. (далее…)

«Опытно-конструкторские работы» профессора истории

Одним из первых об «эффективном контракте» (далее ЭК) для педагогов заговорил Е.Ясин в январе 2011 года [1]. В декабре 2011 года в «Стратегии 2020» (руководители Я.Кузьминов и В.

Мау, в разработке участвовали 100 зарубежных экспертов) читаем: «Надо довести до конца движение к «эффективному контракту» Задача 2012–2016 гг. — эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры».

И наконец, 28 июня 2012 года в бюджетном послании [2] Президент поставил задачу: «обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы».

Там же: «Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить «дорожные карты»». Правительство «карту» [3] опубликовало 30.12.2012, и через три недели страна обсуждала программу «Свирепая реформа системы образования. Реплика Александра Привалова [4]» и сокращение 44% преподавателей РФ.

Через полтора года подписали следующую «дорожную карту» [5], но суть не поменялась: реорганизации, ликвидации, присоединения вузов/филиалов; сокращение почти половины ППС; ЭК; нормативно-подушевое финансирование; прикладной бакалавриат, и т.д. (далее…)

Новосибирские учителя пожаловались на задержку зарплаты

Учителя новосибирской школы № 211 пожаловались на задержку зарплаты в течение шести дней, узнал 17 декабря корреспондент Сиб.фм из видеосюжета «Вести-Новосибирск».

«Я как член семьи, глава семьи — для меня это сильно проблематично, потому что уже шестой день. Если не до увеличения, то хотя бы эти деньги вовремя выплачивали. Уже какие-то 90-ые годы напоминает ситуация, и это именно в нашем районе», — рассказал учитель школы № 211 Андрей Буханистов. (далее…)

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий порталРасходы на сферу образования резко сократили в Архангельской области

Сокращение субвенций муниципалитетам на учебные расходы по ряду позиций достигнет 73%

АРХАНГЕЛЬСК, 25 Ноября 2015, 17:41 — REGNUM  Расходы на сферу образования Архангельской области в следующем году будут существенно снижены. По ряду позиций снижение прогнозируется в размере 10−15%. Наибольшую обеспокоенность вызывает снижение расходов и субвенций муниципалитетам на учебные расходы.

Так, расходы на приобретение учебников снижены на 53% (минус 83 млн. рублей), расходы на средства обучения (парты, компьютеры, оборудование и так далее) — 58% (минус 107 млн. рублей), расходы на профобразование педагогов снижены на 73% (минус 73 млн. рублей).

Такие неутешительные цифры на сессии Архангельского областного Собрания привел председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по образованию и науке Игорь Чесноков, передает корреспондент ИА REGNUM.По информации депутата, снижение резкое и очень существенное.

«Данные расходы являются полномочиями Архангельской области и их надо выполнять. Безусловно, я разделяю опасение коллег о том, что если ко второму чтению ситуация не изменится, это может серьезно повлиять на качество образовательного процесса. Только на приобретение учебников требуется около 157 млн. рублей.

В проекте бюджета на следующий год снижена в два раза. При таком финансировании образовательные учреждения будут вынуждены обращаться к родителям, что уже является нарушением законодательства», — сказал Чесноков. (далее…)

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий порталЗакон сохранения зарплат Преподаватели Физтеха жалуются на неэффективное управление

Как стало известно «Ъ», группа сотрудников МФТИ направила наблюдательному совету вуза открытое письмо, в котором жалуется на неэффективную работу ректората и непрозрачное распределение зарплатного фонда.

Преподаватели главного физического вуза страны утверждают, что их реальные зарплаты гораздо меньше сумм, которые руководство вуза называет проверяющим органам.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев в беседе с «Ъ» признал проблемы с размером зарплат, но заявил, что «ищет все возможные ресурсы», чтобы повысить оклады. (далее…)

Расходы бюджета на программу «Развитие образования» на 2013-2020 гг. сократятся на 9,4%

«В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 42,1 млрд рублей», — говорится в пояснительной записке к бюджету

МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Расходы федерального бюджета на программу «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в 2016 году сократятся на 9,4% по сравнению с 2015 годом до 404,89 млрд рублей, говорится в проекте федерального бюджета на 2016 год, опубликованном в электронной базе документов Госдумы. (далее…)

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий порталКак «преподам» платят — так они и учат «МК» выяснил, сколько реально получают в вузах

Согласно «дорожной карте» Минобрнауки, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в 2015 году составляет 130% от средней по региону, где зарегистрирован вуз, а к 2018 году, как обещал президент, — и вовсе дойдет до 200%… Однако на деле такую зарплату получает лишь весьма незначительное число преподавателей, при этом рост нагрузки таков, что ни о нормальных лекциях, ни тем более о полноценной научной работе речи не идет… (далее…)

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий порталСибирские учителя из-за зарплаты до вечера держат детей в школе Только так педагоги могут заработать 28 тысяч рублей.

Новосибирск, 19 октября — АиФ-Новосибирск.

Педагоги всей страны митингуют против урезания статей расходов на образование в федеральном и региональных бюджетах.

Людмила Большакова, воспитательница детского сада из Омска, через суд требует вернуть ей стимулирующую надбавку, сокращённую по решению мэрии.

По словам Большаковой, в результате отмены надбавки её зарплата уменьшилась на 4,4 тыс. руб. Скорее всего из-за дефицита бюджета стимулирующих надбавок не будет и в 2016 г.  Между тем цены растут.

Воспитатель намерена идти до конца и отстаивать свою зарплату во всех инстанциях вплоть до Верховного суда. (далее…)

Профсоюз «Университетская солидарность» поддерживает забастовку преподавателей института психологии РГГУ

Сегодня в РГГУ более 20 преподавателей (1/4) института психологии имени Выготского РГГУ объявили «забастовку», т.е. отказываются выходить на работу из-за невыплаты зарплаты. Об этом сообщают «Коммерсантъ», «Slon», радио «Эхо Москвы» и многие другие СМИ.

До забастовки преподаватели пытались найти мирное решение вопроса, писали жалобы в инспекцию труда и другие органы, но ситуация зарплатами только ухудшалась.

В Профсоюзе «Университетская солидарность», действующем в РГГУ, приветствуют решительные действия коллег и обещают им всю необходимую поддержку профсоюза, а также подчеркивают, что действия возмущенных сотрудников вуза справедливы и соответствуют действующему законодательству. (далее…)

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий порталРасходы на зарплаты учителей и врачей в 2016 году снизят на 34 млрд руб.

Расходы на зарплаты педагогов, врачей и соцработников в бюджете снизятся на 34 млрд руб. Благодаря статистическим ухищрениям с расчетом средней зарплаты по стране это не нарушит майских указов президента (далее…)

Источник: http://NetReforme.org/category/economics/prepodsmoney/page/7/

Зарплаты учителей подгоняют под ответы

Майские указы президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнены», а зарплаты учителей от региона к региону различаются более чем в четыре раза.

Об этом говорится в совместном докладе экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» (есть в распоряжении “Ъ”). Документ будет представлен участникам сегодняшнего заседания президентского Совета по правам человека.

В Минпросвещения “Ъ” заверили, что «приняли ряд мер, существенно повышающих правовую защищенность работников образовательных организаций».

Как стало известно “Ъ”, участникам специального заседания президентского Совета по правам человека по теме «Реализация права на образование и защита прав участников образовательного процесса» 21 мая будет представлен доклад о положении дел с оплатой труда учителей.

Действующая система дает возможность «манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей», а самим педагогам не позволяет отстаивать свои права, утверждают авторы доклада, подготовленного профсоюзом «Учитель» и экспертным центром общероссийского объединения профсоюзов Конфедерация труда России.

  • Под действующей системой авторы понимают введенное в 2008 году подушевое финансирование школ, которое, с их точки зрения, «на практике оказалось непрозрачным»: «Идея реформы заключалась в том, чтобы вместо единой тарифной сетки, при которой зарплата учителя определяется в первую очередь его квалификацией и стажем, использовать новую систему, состоящую из стандартной базовой ставки за ведение уроков и стимулирующей части, зависящей от результатов работы учителя».
  • Эксперты отмечают несколько недостатков новой системы, в частности, «отсутствие четких критериев, которые бы увязывали усилия учителя и результаты его учеников».

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал

«Например, оценки на экзаменах зависят не только от того, насколько хорошо учитель преподает, но и от степени участия в образовательном процессе родителей и репетиторов, а также просто от индивидуальных особенностей каждого ребенка»,— настаивают авторы исследования. Они также утверждают, что такой подход «провоцирует учителя работать над «натаскиванием» учеников на результат на экзамене, а не на комплексное обучение предмету».

Читайте также:  Начинается отбор площадок для математических центров - студенческий портал

Отсутствие единых критериев оценки эффективности учителя «позволяет манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей».

А это, в свою очередь, приводит к тому, что заработная плата учителей в разных регионах различается более чем в четыре раза, подчеркивается в докладе.

«Когда в 2012 году были приняты майские указы, подушевой норматив было необходимо пересчитывать заново, но этого никто не сделал, а указы исполнялись за счет оптимизации — сокращения штата школ и увеличения нагрузки на педагогов»,— напоминают авторы. По их данным, с 2014 года было сокращено 20,8 тыс.

руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. «Оптимизация персонала происходит в основном за счет более оплачиваемого руководящего персонала и работников, не связанных с педагогической деятельностью: библиотекарей, психологов, логопедов, социальных педагогов»,— поясняется в документе.

Авторы доклада проанализировали статистику, размещенную на сайте Минобрнауки, и отмечают, что пункт майских указов президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнен».

Так, в 2014 году средняя заработная плата учителя составляла 30,015 руб., а средняя заработная плата по РФ равнялась 32,495 руб. В 2015 году это соотношение составило 32,044 руб. к 34,030 руб., а в 2016-м — 34,434 руб. к 36,709 руб.

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал

«Часто встречается ситуация, когда учитель, если он не обладает стажем и квалификацией, не берет на себя классное руководство, не заведует кабинетом, получает расчетную заработную плату ниже МРОТ, которая затем доводится до минимального уровня»,— говорится в докладе.

Составители приводят пример расчета оклада учителя физики высшей категории, установленного модельными методичками Минобрнауки. Базовый оклад в данном случае составляет 4,5 тыс. руб. Например, классное руководство и проверка тетрадей оцениваются в 20% и 10% от базового оклада.

Если учитель выполняет все виды дополнительных работ, от классного руководства до встреч с родителями, заработная плата без учета стимулирующих выплат составляет 11,610 руб. «Пример показывает, что реальный размер заработной платы сильно зависит от дополнительных опций, которые учитель согласится на себя взять.

А непосредственное ведение уроков, то есть основной вид деятельности учителя, оказывается недооценено, то есть находится ниже МРОТ»,— подчеркивают авторы. С 1 января 2018 года МРОТ в России составляет 9489 руб.

В пресс-службе Министерства просвещения заверили “Ъ”, что в рамках исполнения майских указов работникам сферы образования «было выделено самое существенное дополнительное финансирование».

«Значения показателей уровня заработной платы в среднем по РФ по итогам 2017 года соответствуют значениям, заложенным в указах»,— считают в ведомстве.

В министерстве напомнили, что с 2013 года в России ведется переход на так называемый эффективный контракт, который устанавливает в трудовом договоре показатели поощрения за достижение положительных результатов труда.

К началу текущего года трудовые отношения на принципах эффективного контракта оформлены с 96,4% работников образовательных организаций, полный переход планируется осуществить до конца 2018 года. По мнению чиновников, принятые нововведения «существенно повышают правовую защищенность работников».

Помимо повышения заработной платы в ведомстве считают важным ее справедливое распределение. По словам чиновников, в декабре 2017 года они разработали и направили в регионы методические рекомендации «распределять средства зарплатного фонда таким образом, чтобы размер окладов и ставок заработной платы составлял не менее 70% фонда оплаты труда организации, обеспечивая тем самым для работника понятную гарантированную часть ежемесячной зарплаты»,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Министерства просвещения.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в разговоре с “Ъ” отметил, что «такого юридического термина, как «эффективный контракт», нет».

По его словам, с работниками заключается «обычный трудовой договор», который по-прежнему не защищает права учителей: «К нам поступает много обращений из разных регионов, и еще ни разу я не слышал, чтобы переход на эффективный контракт привел к увеличению зарплаты.

По сути, это лишь фиксация средств, которые выделили школе: откуда она возьмет больше?» Господин Луховицкий отметил, что доклад содержит требования к Министерству просвещения изменить действующую систему оплаты труда, в частности, сделать ее более прозрачной и открытой, а также законодательно закрепить, что «базовая ставка, используемая при определении заработной платы учителя, не может быть ниже двукратного размера минимальной оплаты труда в регионе». «Речь идет не о таких уж больших деньгах, и весь пафос нашего доклада состоит в том, чтобы обеспечить гарантии прав педагогов по всей стране, независимо от конкретных условий в их регионе»,— говорит господин Луховицкий. При этом вероятность того, что содержащиеся в докладе предложения действительно будут услышаны, сам господин Луховицкий оценивает как «малую».

Анна Макеева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3635172

Минобрнауки предложило поднять зарплату учителям в 1,5 раза :: Общество :: РБК

Минобрнауки предложило уже в следующем году увеличить зарплаты учителям до 150% от средней по региону. Предложения могут быть оформлены одним из новых майских указов, говорит источник РБК в правительстве

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах - Студенческий портал

Василий Федосенко / Reuters

​Министерство образования и науки предложило повысить зарплаты учителям школ до 150% от среднего заработка по региону, следует из письма ведомства в Министерство труда от 19 марта. Копия документа за подписью первого заместителя министра образова​ния и науки Валентины Переверзевой есть у РБК. Его подлинность подтвердил источник в министерстве.

В письме ​​Минобрнауки, ссылаясь на предварительные данные Росстата, утверждает, что в 2017 году правительству удалось довести зарплаты научных работников и преподавателей вузов до уровня, предусмотренного майскими указами президента.

Теперь в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» министерство хочет выйти с инициативой постепенного повышения уровня зарплаты педагогов до 150% от средней по региону.

Такой подход повлечет и увеличение уровня заработной платы педагогов дошкольного и дополнительного образования, полагают в ведомстве. Это потребует выделения дополнительных бюджетных денег, уточняет Минобрнауки.

Старые и новые указы

В мае 2012 года Владимир Путин подписал серию из 11 указов, согласно которым к 2013 году зарплаты учителей и педагогов дошкольного образования должны были достичь 100% от средней по региону и держаться на этом уровне до 2018 года, преподаватели вузов должны были получать к 2018 году 200% от средней по региону.

О том, что в Кремле обсуждается подготовка новых президентских майских указов, источники РБК сообщили в конце февраля. Кремль подтвердил их разработку.

Ведомство приводит расчеты для двух вариантов повышения зарплат учителям. Первый предусматривает повышение зарплат педагогических работников общего образования, в том числе учителей (всего 1,25 млн чел.

в 2018 году), на 10% ежегодно до 2024 года; в результате они должны вырасти до 160% от средней по региону. Согласно этому варианту, средняя зарплата учителей должна вырасти с 37,8 тыс. руб. в 2018 году до 76,5 тыс. руб. в 2024 году.

Это потребует увеличения фонда оплаты труда педагогов с 567,7 млрд руб. в 2018 году до 1,332 трлн руб. в 2024 году.

Второй вариант предполагает повышение зарплат только учителей (1,05 млн чел. в 2018 году) до 150% от средней по региону, или почти до 59 тыс. руб., уже в следующем году.

Для этого потребуется в 2019 году увеличить фонд оплаты труда на 255,2 млрд руб., в 2020-м — на 273,1 млрд руб., указывает Минобрнауки. Фонд оплаты труда учителей в таком случае вырастет с 475,9 млрд руб.

в 2018 году до 819,1 млрд в 2020-м.

Источник: https://www.rbc.ru/society/22/03/2018/5ab2bef09a79472e7c2f1c81

Дискриминация по профессиональному признаку. Учителям в разных регионах хотят уравнять зарплату | Программы | ОТР

Петр Кузнецов: Переходим к первой теме нашего информационного потока в рамках «Отражения». Зарплаты учителей хотят уравнять. Совет Федерации намерен создать общую систему такую, оплаты труда преподавателей. Сейчас ее не существует. Т. е. учителя в разных регионах за одну и ту же работу получают разные деньги.

Ольга Арсланова: Но, впрочем, такая ситуация у нас, наверное, не только с учителями в стране. Это общая тенденция. Но почему так происходит?

Петр Кузнецов: Раз уж хотят уравнять учителей, давайте с них и начнем.

Ольга Арсланова: Давайте начнем с них. Каждый субъект высчитывает ставку учителя по-своему. Совет Федерации предлагает ввести следующую схему. Оклад за 18 часов в неделю должен быть не меньше 2 минимальных размеров оплаты труда.

Петр Кузнецов: 18 уроков то есть?

Ольга Арсланова: Да. А последующие рабочие часы, которые очень часто случаются в школах (например, постоянные переработки), должны оплачиваться по фиксированному тарифу. Кроме того, необходимо установить единый способ начисления премий и надбавок за квалификацию. Т. е.

чем опытнее, чем качественнее работает педагог, тем выше его зарплата. Ну, и окончательно единую систему сформируют в течение года, как обещают сенаторы. Давайте посмотрим, в каких реалиях мы живем сейчас.

Согласно официальной статистике Росстата, средняя зарплата учителя общеобразовательной организации за январь-сентябрь 2019 г. составила чуть более 40 тыс. руб. Самая высокая при этом зарплата – на Чукотке: почти 100 тыс. А самая низкая – в Северной Осетии: не дотягивает даже до 22 тыс. руб.

Хотя, скорее всего, выполняют люди на Чукотке и в Северной Осетии примерно одну и ту же работу и работают по одним и тем же образовательным стандартам.

Петр Кузнецов: Но при этом эта общая система, значит, позволит, условно говоря, ну, так хочется Северной Осетии, например, получать столько же учителю, сколько и в Чукотке: по 99 тыс., вне зависимости от региона.

Давайте разбираться, на что может прямо сейчас, до введения этой общей системы, повлиять регион. С нами Сергей Комков, это президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, здравствуйте. На прямой связи.

Сергей Комков: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. А можно сразу вопрос концептуальный: а нужна ли вообще эта справедливость, учитывая, что у нас совершенно разные регионы, климат просто даже совершенно разный в Северной Осетии и на Чукотке, цены разные, коммунальные услуги стоят по-разному, – так откуда же взяться равным зарплатам?

Сергей Комков: Вопрос о том, чтобы оплата труда за один и тот же труд, за одну и ту же квалификацию, была одинаковая, стоит уже давно. И уже более 20 лет эксперты ведущие в этой сфере ставят вопрос о том, чтобы этот вопрос был решен. Вообще-то в Советском Союзе так и было.

За одну и ту же работу везде, на всей территории нашей страны, оплачивали одинаково. А вот у нас в России новым законодательством почему-то передали все это в ведение регионов.

И сегодня получается так: в одном регионе за одну и ту же работу учитель получает одну заработную плату, а в другом регионе он может получать в 2, а то и в 3 раза меньше. И поэтому сегодня во многих регионах просто нет учителей. И учить детей некому. И это совершенно ненормальная ситуация.

Поэтому, извините, это называется на русском языке «дискриминация по профессиональному признаку». Такого быть вообще не должно.

Петр Кузнецов: Т. е. все начинается, так или иначе, с неопределенного базового оклада учителей, верно? Где-то он равен МРОТ, где-то ниже.

Сергей Комков: Должно вообще-то быть не к МРОТу привязано, а должна быть единая тарифная ставка, для всех учителей по всей территории России одинаковая.

Петр Кузнецов: Вот то, что предлагает Совет Федерации, да? Вы тезисы эти поддерживаете?

Сергей Комков: Да.

Ольга Арсланова: Хорошо. А скажите, пожалуйста, Сергей Константинович, откуда взять деньги на зарплаты учителям в 100 тыс. руб., как на Чукотке, например, северокавказским регионам, у которых…

Сергей Комков: Из федерального бюджета.

Ольга Арсланова: А, из федерального бюджета вы предлагаете все-таки? Потому что сам регион, совершенно точно, не сможет заработать.

Сергей Комков: Потому что всегда учитель, извините, это федеральная фигура, а не региональная. Он учит граждан России, а не гражданина региона. И это будущие граждане Российской Федерации. Вы знаете, в паспорте у этого человечка будущего будет написано, что он гражданин Российской Федерации. Поэтому он обучается, как будущий гражданин Российской Федерации.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а не будет ли так, что для того, чтобы уравнять эти зарплаты, – да, тем, у кого они самые низкие, чуть-чуть поднимут, а тем, у кого они адекватны ценам того или иного региона, просто понизят? Т. е. будут уравнивать вот где-то по среднему, по ватерлинии.

Петр Кузнецов: Т. е. опасения по типу исполнения майских указов президента по…

Сергей Комков: У нас, у нас и в Советском Союзе, была система региональных коэффициентов. Если есть определенные климатические условия, если есть определенные какие-то особенности региональные, там вводились определенные коэффициенты. Значит, там можно доплаты вводить. Но базовая оплата везде должна быть одинаковой.

Петр Кузнецов: А что сейчас нам… Безусловно, мы постоянно возвращаемся к этой теме – к теме зарплат учителей. Нам писали, я помню, из какого-то региона, что стимулирующие не выплачивают, например, 4 года. Это все, вот в данном случае, на конкретном примере сейчас, это все на усмотрение директора?

Сергей Комков: Сегодня в этом вопросе творится полный произвол. Произвол чиновников. Такого быть не должно. Это все должно быть отрегулировано и должно контролироваться соответствующими профсоюзными органами.

Ольга Арсланова: Извините, пожалуйста, Сергей Константинович, каких вы имеете в виду чиновников, если зарплаты распределяет в итоге директор?

Петр Кузнецов: Мы тут сразу с директора начали, а чиновник…

Ольга Арсланова: А чиновнику в общем-то все равно. Сумму направили в школу, а как уже деньги там распределяются – это личное дело конкретной школы.

Сергей Комков: Но только – а денег-то в школу это кто? Это тот же самый чиновник фактически, только…

Ольга Арсланова: Это чиновник. Т. е. о нем речь.

Сергей Комков: …только определенный чиновник. Да. Его тоже ведь ввели в ранг чиновника. Раньше директор по статусу значился: руководитель педагогического коллектива. А теперь это чиновник, мелкий.

Петр Кузнецов: И можно сказать так: в ряде, если не в большинстве учебных учреждений, очень многое в этом плане зависит от взаимоотношений с директором.

Сергей Комков: Конечно. Есть ситуации, когда у директора есть некие любимчики, и им приписывают дополнительные нагрузки, дополнительные часы. Здесь огромная масса конфликтных ситуаций возникает. Начинают работать муниципальные органы, руководящие органы образовательные, органы региональные образовательные. И возникает огромная масса конфликтных ситуаций на сегодня.

Петр Кузнецов: Другими словами, чиновник, скажем так, тот, что выше, он может на директора повлиять? Мэр, губернатор, тот, кто региональное образование…

Сергей Комков: Может. И влияет. И идет, как правило, очень хорошая такая, знаете, такая спайка порой бывает. И поэтому педагогические коллективы, как правило, не влияют на деятельность своих руководителей. И здесь идет полный произвол. Это надо все отрегулировать.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Конечно же, тут же нам начали писать учителя из разных российских регионов. Омская область: «Учительница, 30 часов нагрузка, 19 тыс. руб. Это нормально?» Риторический вопрос. «Откуда средняя зарплата 40 с лишним тыс. руб.

Читайте также:  Подготовку к семейной жизни нужно начинать со школы - студенческий портал

? Средняя зарплата учителей у нас за 18 часов 15 тыс.» «Тариф может быть одинаковым, людям северных районов просто северные надбавки нужно платить, как раньше».

А может быть, тариф вот этот в 20 максимум тысяч – это и есть средний? А все остальное – надбавки? Может быть, считается сейчас у нас в стране, что это и есть нормальная зарплата для среднего учителя в регионах? Давайте разбираться.

Давайте разбираться, в каких условиях живут и работают учителя сегодня. Поговорим с учителем высшей категории, Почетным работником общего образования Леонидом Перловым. Леонид Евгеньевич, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Добрый день.

Леонид Перлов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, как распределяются бюджетные деньги внутри школы сегодня? Кто решает, у кого будет какая зарплата?

Леонид Перлов: Ну, я не финансист, я просто учитель.

Ольга Арсланова: Но по вашим наблюдениям.

Леонид Перлов: Сегодня внутри в школе я получаю, вот вчера буквально получил расчетный листок, в котором написана очень короткая строчка: «Внутришкольная оплата». Все.

Из чего она там сложилась и каким образом мне какая работа оплачивается, я в этом листочке не вижу. Все это великая тайна. Получить информацию о том, сколько, собственно, стоит мой час, я лишен возможности.

Ну, секрет, вот не знаю.

Ольга Арсланова: Скажите, а ваша зарплата, давайте определим условно, больше или меньше средней по стране (там 40 с чем-то тыс.).

Леонид Перлов: Моя зарплата – зарплата – больше средней по стране. Но проблема в том, что уже стало хорошей практикой для нашего руководства избегать слова «ставка». На эти грабли уже наступали после пресловутых майских указов президента. «Зарплата учителя должна быть вот такой или такой». Ставка и зарплата – понятия абсолютно разные.

Учителя работают на полторы, две, а то и больше ставки, для того, чтобы начальство могло отчитаться о том, что указы президента выполнены, зарплата вот такая вот. Например, средняя или не меньше той, которую определило региональное руководство. То, что при этом учитель работает 40 часов в неделю, в документах не фигурирует. А это не работа.

Это не качество.

Ольга Арсланова: 40 часов в неделю – это ваша нагрузка, правильно?

Леонид Перлов: Моя нагрузка много меньше. Я старый учитель, я уже не могу просто столько работать. Поэтому моя зарплата сегодня в 2 с лишним раза меньше, чем официально объявленная средняя зарплата по городу Москве.

Петр Кузнецов: Тут у учителей есть две позиции в этом плане. Одни говорят: работаешь много, перерабатываешь, а зарплата никакая. А другие говорят: заработать в школе можно – чем больше работаешь, тем больше получаешь.

Леонид Перлов: Вот. Ключевое слово «чем больше работаешь». Опять-таки с точки зрения начальства, рабочее время учителя – это ничем не ограниченное понятие. Учитель не слесарь, он не может работать 2, 3, 4 ставки, выполнять 2, 3, 4 нормы.

Другой принцип, другой характер работы совершенно. Ставка в 18 часов была определена многолетней практикой. 18 часов позволяют учителю работать качественно, повышать свою квалификацию, да еще и жить при этом. И еще и отдыхать когда-то.

Сегодня слово «ставка» ушло начисто совершенно из документов, речь только о «зарплате».

Петр Кузнецов: Очень коротко, в качестве итога: ваше отношение к предлагаемой Советом Федерации общей системе?

Леонид Перлов: Мое отношение отрицательное к этому предложению. Потому что речь опять идет о зарплате. Регионы разные совершенно. И по условиям работы, и по контингенту учащихся, и по всему. И по ценам, в первую очередь.

Есть такое интересное понятие: «паритетная покупательная способность». Так вот, покупательная способность рубля паритетная в Москве и в Новосибирске и, там, в Весьегонске совершенно разная. Поэтому бессмысленно устанавливать одинаковый уровень.

Вопрос таким образом не решается.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Леонид Перлов, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования. А у нас сейчас Ольга, учитель, наша телезрительница. Здравствуйте, Ольга.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Ольга.

Петр Кузнецов: Да? Вы же учитель, Оля? Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Да. Я учитель химии и биологии. Но достаточно долго работала на Камчатке, поэтому я не…

Петр Кузнецов: А регион Краснодарский край?

Зритель: Регион сейчас Краснодар, да. Так вот, что я хочу сказать. Сравнить и обобщить всех поровну… Если, например, в Ингушетии или в Чечне где-то хотят получать 100 тыс.

, ну пусть они в Ханты-Мансийский округ поедут, и они получат. Дело в том, что это совершенно разные, действительно, покупательная способность и цены. Поэтому вот уравнять всех абсолютно – это совершенно нереально.

А получаю я – я вот имею нагрузку 19 часов, это чуть-чуть больше ставки…

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: …и получаю я 18 тыс. руб.

  • Ольга Арсланова: А на эти деньги можно у вас прожить в Краснодарском крае?
  • Зритель: Ну, в Краснодаре можно.
  • Петр Кузнецов: Можно?
  • Зритель: В Краснодаре можно. Да…
  • Петр Кузнецов: Но вы за счет чего-то еще можете увеличить себе зарплату?

Зритель: …хотя очень скромно, это хочу сразу сказать. Ну, есть и на 10 тыс. живут, пенсионеры-то. Но очень скромно. Очень скромно. А хочешь ехать…

Петр Кузнецов: Ольга, скажите, в своей школе, работая в своей школе (сейчас мы не говорим о каких-то частных уроках, о подработке)…

Зритель: Угу…

Петр Кузнецов: …вы как-то можете еще повлиять на размер зарплаты? Увеличить ее хоть чем-то, добавками какими-то?

Зритель: Дополнительные…

Петр Кузнецов: Что-то делая.

Зритель: …конечно, можно взять больше часов, можно взять и, там, кружки и т. д. Можно, в конце концов, 3 ставки взять и работать…

Петр Кузнецов: Можно?

Зритель: …не в одной школе. Но я хочу сказать, что это не работа. Это называется халтура. Просто халтура. Когда каждый день учитель должен выдавать по 6 уроков, и еще, может быть, не в одну смену по 6 уроков, то это уже конвейер, и о качестве тут говорить не приходится.

Петр Кузнецов: Да. Позиция…

Зритель: Поэтому мы и удивляемся тому, что такое…

Петр Кузнецов: …позиция честного настоящего преподавателя. Спасибо. Это Ольга, учитель из Краснодарского края.

Ольга Арсланова: Да, нельзя забывать о том, что работа учителя же не заканчивается в школе. Он же приходит домой и должен постоянно что-то новое изучать и готовить уроки. Поэтому, когда мы говорим… У нас просто многие зрители возмущаются и пишут: «18 часов это так мало!» – Но это всего лишь нагрузка в школе. Но ею все не ограничивается. Ну что ж, мы продолжаем. Сейчас о других темах.

Источник: https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/diskriminaciya-po-professionalnomu-priznaku-uchitelyam-v-raznyh-regionah-hotyat-uravnyat-zarplatu-40180.html

Не окладом единым: в России захотели выравнять зарплаты учителей

Зарплаты российских учителей следует привести к единому знаменателю, для чего необходимо создать общую для всей страны систему оплаты их труда.

С просьбой проработать этот вопрос в рамках нацпроекта «Образование» к правительству обратится Совет Федерации, сообщили «Известиям» в комитете СФ по науке, образованию и культуре. Реализация проекта, по оценкам сенаторов, может занять около года.

Представители профессионального сообщества поддержали идею и выразили мнение, что зарплата педагогов должна быть в два раза больше минимального размера оплаты труда или не меньше двух прожиточных минимумов в регионе.

Год на разработку

О том, что в Совфеде обсуждают вопрос об установлении единой отраслевой системы оплаты труда в образовании, «Известиям» сообщил зампред комитета по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

По словам сенатора, одна из основных проблем, волнующих сегодня педагогическое сообщество, — отсутствие на федеральном уровне единой нормативно-правовой базы.

Это в итоге приводит к «нерациональной дифференциации в вознаграждении воспитателей и учителей», подчеркнул он.

— Сегодня по законодательству систему оплаты труда в конкретном образовательном учреждении устанавливает его учредитель. В общеобразовательных школах им, как правило, выступает муниципалитет, но вопрос нормирования оплаты труда фактически осуществляет субъект РФ, — напомнил Виктор Смирнов.

В стране нет единой системы оплаты труда педагогов, поэтому за одинаковую работу учителя получают совершенно разные зарплаты. В некоторых регионах базовый оклад за норму педагогической нагрузки оказался меньше минимального размера оплаты труда почти в два раза.

— Такое положение дел совершенно недопустимо, поскольку каждый учитель, если вести речь об общем образовании, реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт и должен за свой труд получать оплату, рассчитанную на основе единых принципов, — уверен сенатор. — Дифференциация становится злом, а не стимулом к развитию, когда в пределах даже одного субъекта оплата за норму педагогической нагрузки специалистов одной квалификационной категории, реализующих образовательные программы одного уровня, существенно отличается.

Кроме того, повышение квалификации педагогов должно обязательно находить отражение в системе оплаты труда, причем методологические подходы к материальному вознаграждению должны быть общими во всех регионах, подчеркнул Виктор Смирнов.

По его оценке, решение вопроса о введении единой системы оплаты труда педагогов может занять около года.

— Надеюсь, в течение нынешней осенней и весенней сессии следующего года правительству России во взаимодействии с Федеральным собранием и профсоюзами удастся сформировать подходы к системе оплаты труда в российских образовательных учреждениях, которые устранят существующий негатив. Прежде всего мы будем просить правительство проработать этот вопрос в рамках деятельности проектного офиса по национальному проекту «Образование», — заявил сенатор.

Задача в том, чтобы создать понятную для общества единую в своих принципах систему оплаты труда для всей страны, объяснил Виктор Смирнов. Только после достижения согласия между профессиональным сообществом, финансово-экономическим блоком правительства и профсоюзами станет понятно, будет ли введен единый минимальный оклад учителей для всех субъектов или для каждого в отдельности.

Зарплата должна определяться количеством часов аудиторной нагрузки, уровнем образовательной программы и профессиональными квалификациями педагога, отметил сенатор. При этом он призвал сохранить систему стимулирующих выплат.

— Единая минимальная зарплата учителей должна, безусловно, превышать МРОТ. На сколько? Вопрос для дискуссии. Ради точности следует отметить, что с 2007 года из российского законодательства понятие минимальной заработной платы исчезло, — заключил Виктор Смирнов.

Согласно официальной статистике Росстата, средняя зарплата учителя общеобразовательной организации за январь–сентябрь 2019 года составила 40 337 рублей: самая высокая зафиксирована на Чукотке (99 тыс. рублей), а самая низкая — в Северной Осетии (21,9 тыс. рублей).

Менять пакетом

Труд учителя в каждом регионе должен оцениваться по государственному стандарту, заявил «Известиям» председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский.

— Я положительно отношусь к идее введения единой отраслевой системы оплаты труда учителей. Зарплата не может разниться в несколько раз от региона к региону, — подчеркнул сенатор.

Достигнуть выравнивания оплаты труда педагогов до среднероссийского уровня сложно, и в следующем году вряд ли что-то изменится, однако работать в этом направлении необходимо, уверен он. В дальнейшем система оплаты труда учителей в стране должна зависеть только от региональной и географической специфики — например, учитывать северные надбавки.

— Необходимо переработать большой пласт нормативно-правовых вещей и реализовать это всё через систему межбюджетных отношений с регионами. Поэтому за один заход не получится решить эту проблему, — заявил Валерий Рязанский.

В профессиональной среде также поддерживают эти изменения. Сейчас дифференциация оплаты учителей в разных регионах абсолютно несправедлива, считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.

— Нужно установить минимальную гарантированную оплату 18 часов работы учителя в неделю, то есть ставки. Кто-то говорит, что ставка должна быть не меньше двух минимальных размеров оплаты труда. Другие считают, что она должна быть не меньше двух прожиточных минимумов в регионе, — пояснил он.

Если в СФ разработают законопроект, который будет предполагать хотя бы минимальное возвращение к тарифной сетке, профсоюз «Учитель» поддержит эту инициативу.

— Однако придется слишком много менять в других законах — прежде всего в законе «Об образовании». Нельзя сделать это просто одним решением — необходим целый пакет изменений, — подчеркнул Всеволод Луховицкий.

В свою очередь, в Общероссийском профсоюзе образования отметили, что тоже занимаются вопросом и активно выступают за усиление гарантий в сфере оплаты труда. Об этом «Известиям» сообщила заместитель председателя организации Татьяна Куприянова.

— Профсоюз действительно заинтересован во введении единой системы оплаты труда в сфере образования, которая бы была направлена на снижение межрегиональной дифференциации, — заявила она.

В Министерстве просвещения не смогли оперативно предоставить комментарий на запрос «Известий».

Ранее кабмин не поддержал проект о дополнительных гарантиях по зарплате учителей.

Эта инициатива предусматривала меру, согласно которой все работающие в государственных и муниципальных учреждениях не могут получать меньше двойной величины регионального прожиточного минимума.

В правительстве объяснили, что проект противоречит нормам бюджетного законодательства и может привести к снижению зарплаты некоторых работников, повышение которой предусмотрено майским указом президента от 2012 года.

Источник: https://iz.ru/950183/liubov-lezhneva/ne-okladom-edinym-v-rossii-zakhoteli-vyravniat-zarplaty-uchitelei

Глава минобрнауки Ольга Васильева заявила, что у ведомства недостаточно контроля над зарплатой учителей.

Министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что у ведомства недостаточно полномочий для контроля в школах. В том числе это касается и заработных плат учителей.

«Мы определяем политику образовательную, но мы не можем это контролировать.

Я считаю, что вертикаль взаимодействия должна быть, потому что если закон говорит, что министерство определяет образовательную политику, то министерство должно иметь влияние и на то, что происходит непосредственно на месте», — заявила Васильева в интервью телеканалу «Россия-24» в ответ на вопрос ведущей о том, может ли министерство повлиять на зарплатную политику школ.

Сейчас российские общеобразовательные учебные заведения в основном являются муниципальными и зависят от региональных властей. То есть получается, что на образовательную политику в стране минобрнауки может влиять, а вот на зарплаты педагогов – нет. Министр считает, что это парадоксальная ситуация.

По словам Ольги Васильевой, значительную часть нынешней зарплаты школьного педагога зачастую составляют стимулирующие надбавки. Ранее министр предложила изменить схему оплаты на 70-30: 70% – базовая ставка и 30% – стимулирующие выплаты. Однако глава минобрнауки уточнила, что этот вопрос в минобрнауки не могут проконтролировать напрямую.

«Что греха таить – мы прекрасно понимаем, что есть большая стимулирующая возможность, большая стимулирующая надбавка. Мы говорили изначально, что должно быть 70 базовая и 30 стимулирующая. Я думаю, что нужно очень четко подходить в этом вопросе руководителям школьных организаций, организаций образования», — говорила в своем интервью Ольга Васильева.

Сами учителя жалуются на свои зарплаты – они не соответствуют официальным заявленным цифрам и непрозрачны. Заработок педагога состоит в основном из стимулирующих выплат, которые легко можно снять при любой «провинности». Кроме того, многим школьным учителям приходится работать на несколько ставок, чтобы получать достойную зарплату.

  • Выходом из этой ситуации, по мнению Ольги Васильевой, станет делегация зарплатных полномочий для школьных работников министерству образования и науки РФ.
  • Ну, или же всегда можно послушать совета премьер-министра России Дмитрия Медведева и уйти в бизнес.
  • Напомним, министр ранее обещала, что все обязательства перед педагогами, изложенные в так называемых «майских указах» президента Владимира Путина, будут реализованы в течение 2018 года.

http://newsbabr.com/msk/?IDE=159484

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/779/

Ссылка на основную публикацию