Министр образования: -учиться, учиться и еще раз учиться! — студенческий портал

17 сентября 1920 года вышел декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах», законодательно оформивший систему рабфаков. Это уникальное явление, которое сделало доступным среднее специальное и высшее образование для малограмотного населения СССР.

75 % безграмотных

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Идея создания рабочих факультетов принадлежит заместителю наркома просвещения РСФСР Михаилу Покровскому. До революции 1917 года население Российской империи на ¾ не имело даже начального образования. Большевики эту проблему отлично осознавали и после прихода к власти взялись ее решать.

Обстановка осложнялась Гражданской войной, и все же летом 1918 года были приняты новые правила приема населения в высшие учебные заведения. Очень скоро выяснилось, что крайне низкий уровень общеобразовательной базы не позволяет новым студентам учиться в вузах.

Тогда возникла идея создания рабфаков, призванных подготовить трудящуюся молодежь к поступлению в высшую школу.

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

Учеба равно труд

Хотя законодательное оформление системы рабфаков произошло в 1920 году, первые рабочие факультеты в России стали появляться на базе вечерних курсов уже в 1919 году.

С осени 1920-го попасть на рабфак можно было при условии рабоче-крестьянского происхождения, достижения 18 лет и делегирования от профсоюза, фабрично-заводского комитета, партийных и советских органов власти.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Повелитель времени: системы тайм-менеджмента для разных типов личности - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Особенность учебы на рабфаке (дневном отделении) состояла в том, что она приравнивалась к работе на производстве, то есть срок обучения шел в трудовой стаж, и выплачивалась государственная стипендия. А в начале 1930-х годов наибольшее значение и популярность получили вечерние рабфаки, поскольку они позволяли учиться без отрыва от производства.

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

Рабфаки-2

В силу успешного развития к середине 1930-х годов в СССР общего среднего и специального образования, надобность в рабфаках отпала. За чуть более чем 15 лет существования рабочие факультеты подготовили свыше полумиллиона абитуриентов и 40 % студентов вузов.

Однако в конце 60-х к идее рабфаков вернулись: в 1969 году ЦК КПСС и Совет министров СССР постановили учредить в вузах страны подготовительные отделения. Формально они уже не назывались рабфаками, но в повседневной речи, а позднее в СМИ и официальных вузовских документах этот термин обрел вторую жизнь.

Кстати, набирались на новые рабфаки в основном те, кто отслужил в рядах Советской армии.

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 351

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-uchitsia-uchitsia-ieshchie-raz-uchitsia

Учиться, учиться и еще раз учиться: почему теперь получать образование нужно всю жизнь

Многие из тех, кто получал профессию в СССР, с ностальгией вспоминают времена «стабильности и спокойствия», когда человек твердо знал, где и кем он будет работать через пять-десять лет и не боялся эту работу потерять.

Впрочем, так часто рассуждают и те, кто выпустился из вуза сравнительно недавно, уже успел поработать и ощутил свою невостребованность.

Очевидно, что модель жизни в профессии, воспитанная с детства или перенятая от родителей, сегодня рушится, а жить в новых условиях нравится не всем.

Корреспондент ТАСС поговорил с преподавателями ведущих российских университетов и бизнес-школ и узнал, в чем заключается смысл концепции lifelong learning — обучения в течение всей жизни, почему престижный университет перестал быть гарантом благополучного будущего и что делать, чтобы добиться успехов в карьере в условиях современной жизни.

Ностальгия по штилю

В середине нулевых у моей знакомой потерял работу муж — человек лет 55. Шли месяцы, а новую он так и не нашел: его профессия, полученная еще во времена СССР и связанная с обслуживанием оборудования на телефонной станции, «умерла» — функции человека стали выполнять компьютеры.

В чем проблема, думала я, — найти новую работу? Свои мысли я осторожно озвучила знакомой, на что услышала: «Ты не понимаешь. Он учился когда-то именно этой профессии. 25 лет отработал в одном месте и теперь не представляет, что делать.

Куда идти? Снова учиться на шестом десятке?»

Спустя всего десять лет ответ на этот вопрос кажется мне очевидным: конечно, да.

Сегодняшние студенты начинают осознавать, что с выходом из института их учеба не закончится. Вуз дает лишь базу, которую придется укреплять и достраивать всю жизнь.

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

Вице-президент Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSB Тим Мескон

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Именно о непрерывном образовании много говорили на прошедшем недавно Гайдаровском форуме в Москве.

Тим Мескон, вице-президент Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSB — одной из самых авторитетных в мире организаций, объединяющей бизнес-школы и учреждения образования, как заклинание повторял: «Вы становитесь учащимися с того самого дня, когда начинаете свой образовательный путь, и остаетесь им навсегда».

Это означает примерно следующее: о понятии «отстрелялся» после института нужно забыть, если претендуешь на успех и приличный заработок. При этом Мескон вовсе не имеет ввиду учебу в привычном понимании — в стенах университета, в аудитории перед доской.

«Раньше для того, чтобы получить знания, надо было поступать в университет и несколько лет ходить на занятия, сегодня же мы можем получить очень много полезных знаний, просто зайдя в интернет с компьютера или смартфона. И при этом не платить за это ровным счетом ничего. Важно только ваше желание».

В России Мескон уже не в первый раз и успел познакомиться с отечественной системой образования.

«На мой взгляд, нет необходимости для разработки в России дополнительных законов в этой области. Актуальным остается вопрос признания и интеграции новых форматов обучения — комбинированные курсы, цифровые образовательные платформы и прочие».

Действительно, в России есть программы переподготовки и повышения квалификации по разным профессиям, например, для учителей и для врачей.

Так, по закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ один раз в пять лет врачи обязаны проходить профессиональную аккредитацию.

Повышать квалификацию обязывают и учителей.

И речь не только о них. Почти все крупные российские компании имеют свои учебные центры, а, например, Сбербанк и вовсе — корпоративный университет.

Многие работодатели платят за обучение своих сотрудников. Вот только результаты часто оставляют желать лучшего.

«Формально у нас в стране есть программы отраслевого «повышения квалификации», как их называли в советское время, — объясняет директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов. —  Но эффективность таких занятий низкая, на мой взгляд.

Так получается потому, что люди приходят на учебу ради галочки, они ничего не вкладывают в это образование, за них платит государство или компания. Они не очень понимают, зачем им это нужно, и досадуют, что их оторвали от личных дел.

Сидят на занятиях и играют в своих смартфонах, они — сами по себе, отсиживают часы, лектор — сам по себе, отрабатывает свои деньги. Это — большой театр на тему обучения.

Работники играют, что они учатся, начальство играет, что у них все обученные, на это выделяются большие деньги. Но все это искусственное».

Сергей Мясоедов считает, что виной тому российский менталитет и модель жизни, которая была усвоена еще в советское время.

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

Директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов

© Сергей Бобылев/ТАСС

Одно из главных усилий в жизни человек делал, поступая в вуз. Полученная профессия считалась пропуском в мир стабильности и — если вуз был престижным — возможно, благополучия.

«На знаниях, полученных в институте, человек «ехал» всю жизнь, работал на одном и том же предприятии, спокойно выходил на пенсию. Знаний хватало на всю жизнь.

В наши же дни по статистике 80 процентов выпускников вузов ни дня не работали по своей профессии. Мы не заметили, как поменялась экосистема.

Информация удваивается каждые пять-семь лет, а вузовские знания быстро устаревают или нуждаются в дополнении».

Сергей Мясоедов отмечает, что сегодня с необыкновенной скоростью появляются новые профессии. В США за последние два десятилетия 80 процентов прироста рынка труда осуществляется за счет тех профессий, которых 20 лет назад не было вообще.

Еще пять-десять лет назад никто не знал, что такое криптовалюта, блокчейн, big data, цифровая экономика.

Для успеха теперь необходимы не только знания и опыт, но и умение очень быстро реагировать на изменения в мире и в профессии, уметь искать и добывать информацию, доучиваться или и вовсе переучиваться.  

«Успех сегодня дает парадигма обучения в течение всей жизни — мы называем ее lifelong learning. Но наше общество пока не готово к этому. Сейчас из-за пенсионной реформы люди стали задумываться, что учиться или переучиваться придется взрослом возрасте. Это первый шаг к изменениям».

Инвестиции в карьеру

Сергей Мясоедов уверен, что большинство стажировок должны частично оплачиваться самим работником.

«Из своего опыта могу сказать, что люди гораздо с большим энтузиазмом учатся, когда платят за образование сами. Это может быть не вся сумма, но все же ощутимая для человека.

Если, к примеру, семинар стоит 100 тысяч рублей, сотрудник должен заплатить хотя бы десять — мы ценим только то, во что вкладываем время и деньги. Обучение в ведущих бизнес-школах стоит очень дорого.

Но туда приходят люди с чрезвычайно высокой мотивацией и буквально вгрызаются в знания».

Во многих компаниях на стажировки отправляют не поголовно весь отдел, а тех, кто в этом действительно заинтересован. Сотрудник может и сам выступить с инициативой и подать прошение об оплате — полной или частичной — интересующего его курса. Такая практика применяется и в сферах финансов, и банковского дела, и в образовании, и в медицине.

«Осваивать передовые технологии, знания, практические методики сейчас приходится быстрее, чем это предусматривает программа планового повышения квалификации, — рассказывает Виктор Фомин, проректор по клинической работе и дополнительному профессиональному образованию Сеченовского университета.

— В учебном центре врачебной практики Praxi Medica Сеченовского университета, где врачи осваивают и совершенствуют высокотехнологичные виды медицинской помощи, — эндовидеохирургии, симуляционные, роботические технологии, часть обучающихся учится за свой счет, часть — за счет работодателя.

Обычно это происходит за счет клиник, открывающих новые направления. Например, больница закупила оборудование для лапароскопической хирургии, а специалистов, владеющих им в совершенстве, — нет. В результате их направляют к нам на обучение.

Следует иметь в виду, что, применяя новые технологии, врач сегодня имеет возможность существенно увеличить размер собственной оплаты труда». 

 Фомин отмечает, что наиболее эффективны практикоориентированные курсы и семинары. Если медработник докажет работодателю, что новые знания принесут пользу клинике, то клиника будет готова платить за обучение своего сотрудника.

Работа как бизнес-проект

Если в медицине каждый год появляется новое оборудование, препараты, способы лечения и необходимость постоянного обновления знаний очевидна, то как работает концепция lifelong learning  в сфере школьного образования?

«Сегодня меняется способ подачи информации, — рассказывает Ирина Уражанова, школьный учитель английского языка и бизнес-тренер — Учителя должны следовать за временем, технологиями, внедрять их в свои уроки — от этого они становятся разнообразнее и интереснее.

Все учителя должны в обязательном порядке проходить аттестации и повышение квалификации. Система выстроена удобно — часто с лекциями и семинарами приезжают прямо в школу. Есть Институт открытого образования в Москве, он предоставляет массу образовательных программ для учителей.

Но вопрос — насколько эффективны эти занятия. Содержание некоторых курсов оставляет желать лучшего».

Но главная проблема, говорит Ирина, даже не в этом. Семинары и курсы высокого качества существуют. Кроме того, в открытом доступе в интернете есть огромное количество материалов, которые учителя могут использовать в работе, — совершенно бесплатно. Как и Сергей Мясоедов, Ирина отмечает крайне низкую мотивацию к обучению.

«У меня трое детей, и я часто слышала от коллег: «Зачем тебе учиться? Тратить свое личное время, выходные?» У учителей не сформирован навык учиться без внешнего воздействия. Страшно сказать, но многие учителя не хотят учиться. Они хотят один раз написать конспект урока и 20 лет по нему работать, хотят, чтобы их оставили в покое и не «мешали учить». Проблема не в системе. А в головах».

 Год назад Ирина ушла из школы и начала работать бизнес-тренером. Она считает, что отношение к работе как к бизнесу помогает многократно улучшить результаты.

«Представьте, что дети смогут выбирать, на какой предмет и к какому учителю идти учиться. Если вы будете преподавать плохо, неинтересно, к вам просто никто не придет и вы ничего не заработаете. Если относиться к каждому уроку как к продукту, который нужно продать, становятся очевидными собственные промахи».

Такой подход пока кажется многим учителям, причем не только старшего поколения, но и недавним выпускникам педвузов, странным и неблизким, но, говорит Ирина, уже очевидно, что перестраиваться все равно придется — этого требует время.

К слову, болезненный этот процесс не только для россиян.

По словам вице-президента Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSBА Тима Мескона, даже в Великобритании, где государство активно вкладывается в образование работающих специалистов, а компании выплачивают налоги в специальные фонды, которые оплачивают сотрудникам стажировки и курсы, количество желающих учиться в течение всей жизни пока невысоко: многие люди не хотят тратить личное время на учебу и предпочитают «плыть по течению» так, как привыкли. И не думать о том, куда течение может выбросить через каких-нибудь лет пять-десять.

Карина Салтыкова

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6031966

Учиться, учиться и еще раз учиться

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

В наше время немного школьников, которые принимают участие в различных олимпиадах, оканчивают школу с отличием и получают золотые медали за хорошую учебу. Сегодня мы пообщаемся с одним из победителей.

Екатерина Голованова поделилась с нами своими успехами и рассказала сколько времени она готовилась к олимпиаде по русскому языку и какие задания оказались самыми сложными.

– Как Вы узнали о нашем университете?

Екатерина Голованова: Мне рассказала моя подруга. Она рассматривала МПГУ, как возможное учебное заведение, я тоже заинтересовалась и поняла, что хочу здесь учиться.

– Какие у Вас индивидуальные достижения?

Е.Г.: Я окончила школу с отличием, у меня золотая медаль, а также победа в      Плехановской олимпиаде школьников по русскому языку. Её я написала на 98 баллов. Помимо учебы я увлекаюсь вожатской деятельностью.

– Что Вас сподвигло участвовать именно в этой олимпиаде?

Е.Г.: Я хотела попробовать свои силы. Мой репетитор по русскому языку посоветовал мне поучаствовать и сказал, что если я смогу стать победителем в этой олимпиаде, то это даст мне хорошие шансы поступить на бюджет.

– Тяжело ли Вам было к ней подготовиться и сколько времени это заняло?

Читайте также:  Получить второе высшее бесплатно и перестать платить школе за занавески - студенческий портал

Е.Г.: Подготовка к олимпиаде действительно отнимала очень много времени. Сложно было структурировать всю информацию. Но у меня это получилось.

– Какие задания из олимпиады показались Вам наиболее сложными? Какие запомнились?

Е.Г.: Самым сложным оказалось задание, связанное с болгарским языком, где нужно было сопоставить слова. Другие задания были не очень сложными. Нужно просто готовиться.

– На какие профили подготовки Вы подали документы в наш вуз?

Е.Г.: Я подала документы в Институт детства/Факультет начального образования на направление «Педагогическое образование».

– Вы давно планировали поступать на этот профиль?

Е.Г.: Изначально я хотела подать документы на профиль, который будет связан с английским языком, но потом передумала.

– Каковы Ваши первые впечатления от вуза?

Е.Г.: Мне очень понравились люди, которые были в приемной комиссии, очень уютная атмосфера в корпусе, приветливые охранники.

– Чего Вы ожидаете от студенческой жизни?

Е.Г.: От студенческой жизни я жду активного участия в различных мероприятиях, увлекательных лекций. С нетерпением жду, когда уже начнется учеба.

Напомним, что прием документов на обучение по договорам (по результатам ЕГЭ) продолжается до 28 августа.

Сроки подачи документов в аспирантуру – до 30 августа.

С понедельника по четверг двери Корпуса гуманитарных факультетов по адресу Проспект Вернадского, дом 88 открыты с 10:00 до 18:00. В пятницу абитуриенты могут подать пакет документов с 10:00 до 17:00. В субботу – с 10:00 до 15:00.

  • МПГУ желает абитуриентам удачного поступления!
  • Дарья Климонова
  • Центр мультимедийных и печатных СМИ

Источник: http://mpgu.su/novosti/uchitsja-uchitsja-i-eshhe-raz-uchitsja/

С 6 апреля школьники и студенты будут учиться дистанционно

Соответствующий приказ сегодня подписала министр образования области Анжела Шурхно

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

  •  vluki.ru
  • Сегодня на сайте министерства образования Магаданской области появился приказ «Об организации учебного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях Магаданской области», подписанный министром образования Анжелой Шурхно.
  • В тексте приказа говорится о следующем:
  • С 6 апреля 2020 года и до особого распоряжения учащиеся начальной, средней и старшей школы, а также студенты учреждений СПО переходят на дистанционное и электронное обучение, то есть не требующее посещения учебных заведений;
  • Продолжительность занятий в дистанционной форме не должна превышать 30 минут, причем дистанционно можно проводить не более 3 учебных занятий в день, остальные должны проводиться в иной форме;
  • Обучение учащихся, которые находятся на индивидуальном обучении, должно продолжаться без посещения учебных заведений;
  • В некоторых школах и детских садах с количеством обучающихся менее 10 человек должно быть продолжено кабинетное обучение, то есть обучение с посещением образовательных организаций. Это касается школ-детских садов и школ сел Ямск, Верхний Парень, Балаганное, Гарманда, Тополовка и Гижига.

Также приказом до особого распоряжения отменяется кабинетная система работы детских объединений и все массовые мероприятия всех уровней с участием детей.

В качестве примера организации учебного занятия в дистанционной форме в методических рекомендациях к приказу предлагается организация урока в режиме видеоконференции в приложении Skype.

В дошкольных образовательных организациях приказ предусматривает обязательное введение «утреннего фильтра» и контроль за наличием медицинских документов у детей, отсутствовавших на занятиях от одного дня. Помимо этого, нельзя допускать до занятий детей с признаками острых респираторных инфекций.

дОКУМЕНТАЛЬНО

Приказ министерства образования Магаданской области от 26 марта 2020 года №264/11 «Об организации учебного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях Магаданской области».pdf (5734.18 КБ)

Кстати

Рособрнадзор рекомендует список онлайн — ресурсов для обеспечения дистанционного обучения

1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/2. Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue3. Мособр ТВ (или MOSOBR.TV) https://mosobr.tv/ 4. Портал «Билет в будущее» https://site.bilet.worldskills.ru/5. Ресурс «Союз “Молодые профессионалы (Ворлдскилс Россия)”» https://worldskills.ru/6. «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home/7. «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/8. «Учи.ру» https://uchi.ru/ 9. Платформы новой школы http://www.pcbl.ru/10. Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/11. Маркетплейс образовательных услуг https://elducation.ru/12. Онлайн-платформа «Мои достижения» https://myskills.ru/13. Олимпиум https://olimpium.ru/14. «Урок цифры» https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/

Источник: https://magadanpravda.ru/obrazovanie/s-6-aprelya-shkolniki-i-studenty-budut-uchitsya-distantsionno

Кто сказал «учиться, учиться, учиться»?

Министр образования: -Учиться, учиться и еще раз учиться!  - Студенческий портал

«Учиться, учиться и учиться» — слова Ленина

Учиться, учиться и учиться (иногда звучит: «учиться, учиться и ещё раз учиться») — слова В. И. Ленина. Но форму лозунга им придали советские пропагандисты, потому что призывая «учиться, учиться, учиться» Ленин только в последнюю очередь имел в виду приобретение школьных знаний, образование, да и вообще ни в одной статье или выступлении Ленин не произносил эту фразу в том виде, в котором она красуется (или красовалась) под его портретом в каждой школе

Ленин: «Лучше меньше, да лучше»

Статья написана в 1923 году
«Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».

Речь Ленина на III съезде Комсомола

Произнесена 2 октября 1920 года
«подходя с этой точки зрения к вопросу о задачах молодежи, я должен сказать, что эти задачи молодежи…можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться….

чему учиться и как учиться? ….

Я должен сказать, что первым, казалось бы, и самым естественным ответом является то, что союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму»

Ленин: речь на совещании расширенной редакции газеты «Пролетарий»

Совещание состоялось в июне 1909 года
«Использованию легальных возможностей надо учиться и учиться так же настойчиво, как учились и учимся мы приемам нелегальной деятельности. К этой-то упорной работе над использованием легальных возможностей в пользу партии совещание и призывает всех, кому дороги интересы РСДРП»

Ленин «Очередные задачи Советской власти»

Статья написана в апреле 1918 года
«…Открыто объяснить, как и почему мы сделали шаг назад, затем обсудить гласно, какие имеются средства наверстать упущенное, — это значит воспитывать массы и на опыте учиться, вместе с ними учиться строительству социализма»

Ленин «Попятное направление в русской социал-демократии»

Статья написана в 1899 году, опубликована в 1924-м
«В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»

    Выражение «учиться, учиться, учиться» есть пример недобросовестного цитирования, когда по произволу фальсификатора из фразы вырываются отдельные слова, которым придается зачастую иной смысл, нежели тот, который мыслился автору

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/kto-skazal-uchitsya-uchitsya-uchitsya.html

Владимир Боглаев: Учиться и ещё раз учиться!

Для меня давно очевиден тот факт, что вопрос образования неразрывно связан с проблемами модернизации и инновационного развития, в частности, и с проблемами геополитической конкурентоспособности России в целом. Поэтому есть смысл просто рассказать о тех фактах, которые, в общем, лежат на поверхности и позволяют понять, что же в действительности происходит в нашей стране и во всем мире.

Для начала — информация к размышлению: сегодня при достигнутом уровне производительности труда примерно 9% населения Земли способны обеспечить всем необходимым для жизни 90+1% остальных, проживающих на планете.

Внимание, вопрос: кто в этих процентах заслуживает большего уважения и, соответственно, лучшей доли? Не торопитесь с ответом — он неочевиден. Дело в том, что технологии продолжают развиваться, и потребность в производственных силах объективно снижается.

То есть, и у этих 9% перспектива быть востребованными в ближайшем будущем не гарантирована, что снижает их ценность для общества в целом.

А вот 90% бесполезного вроде бы планктона очень нужны классу «производителей», так как, более активно потребляя товары и услуги (и ничего не создавая взамен, кроме спроса и отходов), они позволяют сохранять им свои рабочие места.

Сравнивая уровень жизни специалистов-производственников в провинции и представителей класса офисного планктона в столицах, невольно ловишь себя на мысли, что общество больше ценит вторых.

Но откуда берутся средства на бесконечные покупки у ничего не создающего класса потребления? Ответ очевиден — в рамках принятых правил распределения создаваемой кем-то добавленной стоимости они получают соответствующее довольствие. И теперь совсем несложно определить тех, кто заставит общество себя уважать и будет пользоваться большей долей. Это класс распределителей — тот самый 1%, который и решает, сколько оставить у тех, кто работает, а сколько дать тем, кто ест. Вот почему урбанизация носит глобальный характер — люди стремятся занять место поближе к локальным центрам сбора ресурсов и их последующего распределения. Именно эта близость сулит им сытое существование.

Судя по стремлению людей перебраться из деревни в районный центр, из района — в областной, а дальше — в Москву, Лондон или за океан, видно, что так сегодня думают и поступают очень многие — рыба ищет где глубже, а человек старается с наименьшими усилиями приблизиться к центрам распределения.

Но не всё так просто.

В порыве откусить свой кусок здесь и сейчас многие из потока, стремящегося к «центрам распределения», не задумываются над тем, а кто же дал право кому-то стать тем самым классом распределителей и почему локальные центры сбора и распределения ресурсов сегодня находятся там, где находятся, а не, скажем, в Эфиопии или в Никарагуа? Что позволяет сегодня действующим мировым элитам манипулировать огромными массами населения? Ответ ясен — геополитическое превосходство над аутсайдерами и сохранение конкурентоспособности в группе лидеров. А что же лежит в основе геополитического лидерства? Прожив несколько лет в Алжире, я хорошо представляю себе с каким «гуманизмом» проводили политику геноцида страны свободного Запада ещё лет 50 назад. Жители Северной Африки не забыли, как их истребляли претендующие в то время на мировое господство государства. Вопрос: во имя чего были уничтожены многие миллионы людей в африканских и азиатских колониях западных стран, — не поднимался ни в Нюрнберге, ни в Гааге, потому что не был нарушен переложенный на стихи основной Закон колонизаторов: «На все ваши вопросы — у нас один ответ: у нас есть пулемёты, а вот у вас их нет!» Это стихотворение сочинили технически прогрессивные английские джентльмены после того, как выкосили защищавшую свою страну саблями армию Судана. Не стоит забывать, что первые концлагеря для мирных граждан придумали не Гитлер и не Сталин — это изобретение человеколюбивых британцев, насаждавших свои ценности в Южной Африке в начале прошлого века. Этот Закон до сих пор действует. Пока мы у экранов российских телеканалов желаем удачи британскому супер-убийце Джеймсу Бонду (он же агент-007), в реальном мире за нашими окнами были разбомблены Сербия, Ирак, Ливия. В очереди есть и другие аутсайдеры мировой геополитики. И следующий вопрос: по ком звонит колокол?

Однажды ранним утром, перед вылетом на Родину я попал на городской пляж Лос-Анджелеса Санта-Моника. И видел, как местные пацифисты сооружали там импровизированное кладбище из крестов (в основном), полумесяцев и звёзд Давида — по числу погибших в том месяце за пределами США американских солдат. С фото и биографиями по каждому.

Только за один «мирный» месяц, отстаивая свои геополитические интересы, Америка потеряла более тысячи своих граждан. Сколько же полегло «врагов демократии»? Долой розовые очки — в основе геополитического лидерства и права быть центром распределения лежит военная мощь, которая немыслима без научно-технического превосходства над конкурентами.

Только обладание и умение пользоваться знаниями, недоступными для большинства, делает возможным для «центров распределения» сохранять и расширять свою зону сбора ресурсов. Уверен, что образование является золотым ключиком к дверце геополитической конкурентоспособности.

Поэтому озвученную задачу о переходе в России на стандарты образования, главной целью которого должна стать массовая подготовка «квалифицированного потребителя», я считаю отказом от возможности суверенно распределять ту часть ресурсов, которую пока контролирует наша страна.

Надо быть очень наивным, чтобы верить в то, что эта возможность у России остаётся не благодаря её военному, промышленному и научно-техническому потенциалу, а благодаря росту экспорта сырья в обмен на импорт ширпотреба.

Сытость и конкурентоспособность — не одно и то же. Если посреди леса есть свиноферма, то её обитатели будут более откормлены, чем бегающие за оградой дикие кабаны. Но если вдруг ограда рухнет, то шансов дожить до утра у домашних поросят будет немного.

Это я к тому, что место у кормушки никак не повышает конкурентоспособности конкретного субъекта. Сегодня уже никто не удивляется, когда тот или иной миллиардер отказывает в наследстве своим детям. Обеспечивают только первоклассным образованием и медициной.

Суть этого решения проста — повысить конкурентоспособность и, соответственно, поднять шансы на выживание своих потомков. Поэтому молодым людям, вступающим в жизнь, я бы посоветовал работать над повышением своей конкурентоспособности, то есть получать максимально возможный для конкретного человека уровень образования.

И чем более качественным оно будет, тем выше шансы на успех в жизни, независимо от статуса родителей и прочей близости к «распределителям».

Надеяться на успех в жизни не стоит при собственной неконкурентоспособности. Другое дело, что конкурентоспособное государство обеспечивает возможность гармонично развиваться своим гражданам не только в столицах. Взращивая большое количество конкурентоспособных подданных, оно обеспечивает себе преимущество на мировой арене.

Если же в государстве отсутствует спрос на первоклассное образование, то деградация системы подготовки кадров, требуемых для модернизации страны, неизбежна.

Наверное, не случайно многие представители российской элиты отправили учиться своих детей за границу — это верный индикатор отставания нашей страны от своих геополитических конкурентов в обладании знаниями и умении ими пользоваться. К чему это может привести, уже ясно.

Но не всё так безнадёжно. Дело в том, что далеко не все представители российского класса распределителей могут без особых потерь для себя и семьи поменять это место на подобное в другом мировом центре распределения.

В лучшем случае, можно будет надеяться на максимальную близость к «бочке с вареньем и корзине с печеньем». Понимание этих рисков и привело к декларированию курса на модернизацию и инновационный путь развития. Но на войне как на войне, и разные течения элит отстаивают свои интересы с переменным успехом.

С одной стороны мы видим, как пытаются склеить разбитый ОПК Дмитрий Рогозин и новый министр обороны Сергей Шойгу, а с другой — как российский Минфин, размещая свои резервы в США, помогает мировому жандарму наращивать своё военное превосходство.

Лично мне проводимый сегодня президентом РФ курс на национализацию элит придаёт некую, пусть и слабую, надежду на то, что Россия останется одним из ведущих мировых игроков.

Ассоциация машиностроителей Вологодчины при поддержке мэра Череповца осуществила пилотный проект в области образования под названием «Экспериментальный машиностроительный полигон».

Идея проекта заключалась в организации взаимодействия между четырьмя заинтересованными структурами: администрацией территории, образовательных учреждений, работающего на территории бизнеса, а также потенциальных и ныне учащихся с целью создания программ обучения, учитывающих интересы учебных заведений, работодателей и студентов. Было предложено двигаться в направлении непрерывного обучения при постепенном, но постоянном погружении в производственный процесс. Проект выполнялся на промышленных площадках ОАО «ЧЛМЗ» и ООО «ССМ-Тяжмаш». В проекте «Экспериментальный машиностроительный полигон» приняли участие почти 260 студентов из 6 профессиональных учебных заведений. Основной поток прошёл обучение на ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» — всего 220 человек.

Мы изначально заложили различные принципы в подготовке учащихся на наших двух площадках.

Если на ООО «ССМ-Тяжмаш» действовал жёсткий конкурсный отбор от попадания в сам проект до трудоустройства на предприятие, то на ОАО «ЧЛМЗ» был сделан упор на свободный доступ и творческое соучастие студентов (при их желании) к производственным и организационным процессам на предприятии.

ОАО «ЧЛМЗ» по своей сути был технопарком и бизнес-инкубатором «в одном флаконе». Большое количество технологий и широкий спектр потребителей, постоянное обновление продуктовой линейки — всё это превратило завод в конвейер инноваций и решений любых (без преувеличения) технических и управленческих задач.

Читайте также:  Зеленые человечки против ученых: в стране растет недоверие к науке - студенческий портал

Что касается страны в целом, то предварительной профориентацией в некоторых зарубежных странах начинают заниматься с четырёх лет. Есть примеры стран, где и начальное обязательное и бесплатное образование (сравните с нашими проблемами устройства ребёнка в детский сад) также начинается с четырёх лет.

Мы же сегодня пытаемся работать уже практически со взрослыми людьми и многое из упущенного уже не наверстать.

Поэтому с надеждой ожидаю не только расширения числа площадок, подобной нашей, но также появления энтузиастов и организации «кружков идейной самообороны», которые смогли бы продвинуть идею подготовки конкурентоспособных в нашем мире личностей на основе преемственности программ в школьное и дошкольное образование.

Если страна не хочет кормить своих учёных и инженеров, ставя перед ними и, соответственно, оплачивая задачи по сохранению своего места среди технологически развитых держав, то ей придётся кормить чужих и оплачивать мероприятия технического прогресса в странах-победителях. Но, в любом случае, каждый из нас может и должен быть инженером своей судьбы и своего счастья, главной формулой достижения которого остаётся призыв: УЧИТЬСЯ! УЧИТЬСЯ! И ЕЩЁ РАЗ, УЧИТЬСЯ!

Источник: http://zavtra.ru/blogs/uchitsya-i-eschyo-raz-uchitsya

Учиться, учиться и еще раз учиться…Чему?

«Ученье – свет, а не учёных – тьма». Кажется, с недавних пор в России количество не ученых медленно увеличивается. Причём именно за счет соответствующего «учения». Любое лекарство может излечить, а может принести вред. Главное – уметь пользоваться. С образовательным процессом – то же самое.

Настрой на одну «волну» – будет счастье, настрой на другую – появятся толпы активистов, обладающих, в лучшем случае, пэтэушным мышлением. В этом им поможет Интернет.

На днях во всемирной сети «всплыли» ответы по русскому языку для ЕГЭ, а на Сенной площади Санкт-Петербурга обнаружили (иначе не скажешь) торговца этими самыми бланками. По 500 баксов за штуку.

Всё было б не совсем уж так грустно, если бы не всероссийский масштаб нового бизнеса, который процветает, заодно окончательно уничтожая престиж понятия «российское образование». Взятки брали, дипломы продавали, теперь «на прилавках» появились экзаменационные ответы к ЕГЭ.

Впрочем, подобное уготовили еще раньше, когда в стране стали выпускать учебники и задачники с ответами (а то и решениями) на последних страницах. Дурной тон, конечно. Большущая «халява», обещающая в будущем очень крупные неприятности. Вероятно, непрофессионализм одних придется восполнять героизмом других.

Но, если не ошибаюсь, характер тоже нужно воспитывать. Следовательно…

https://www.youtube.com/watch?v=4bsfIoHZEoI

Надо заметить, со стороны отечественных экспертов многие инициативу введения ЕГЭ сразу встретили в штыки. Вот что рассказал в интервью Накануне.RU президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

«Я с самого начала был противником введения ЕГЭ в том виде, в котором нам его пытаются навязать. То есть обязательным для всех и, фактически, в качестве единственной формы проверки итоговых знаний за курс средней школы и единственной для поступления в ВУЗ.

В такой системе заложены принципиальные стратегические ошибки. Во-первых, тестовая форма оценки не может быть полностью объективной и четко показывать весь уровень знаний учащегося. Во-вторых, это чревато серьезными «случайностями». Европа уже переболела этой болезнью и ушла от ЕГЭ в тестах.

А мы до сих пор идем по задворкам и пытаемся повторять чужие ошибки. Надо помнить, что единый госэкзамен не дает возможности осуществить правильный профессиональный отбор.

Когда мы говорим о поступлении в заведение высшего профессионального образования, нужно смотреть имеет ли абитуриент соответствующий уровень знаний для данной специальности. Ничего подобного ЕГЭ не «высвечивает»».

И этот эксперт не одинок в своих суждениях. Похожие настроения витают в среде, которая связана обучением детей в первую очередь. Я подразумеваю учителей, педагогов, «преподов». Им виднее. У них, естественно, свой взгляд на все эти вещи. Конкретный.

«Отношение к ЕГЭ очень сложное. По положению «Об итоговой аттестации» ученик вправе выбрать письменную или устную форму экзамена, кроме экзаменов по русскому языку, литературе и алгебре.

Появится ли право выбора для обучающихся – сдавать экзамен в форме ЕГЭ, либо в традиционной? Мне представляется большой опасностью сдача в форме ЕГЭ таких предметов как литература, история, обществознание.

Формирование тестового мышления по данным предметам может нанести непоправимый урон всему образованию в целом. Например, в истории важно не только знать даты, самое главное понимать значение события и его роль в истории страны. Это понимание в тестовой системе увидеть очень трудно, а порой и невозможно.

То же самое в литературе. Ведь этот предмет, прежде всего, формирует духовные ценности, мировоззренческие позиции. И никакой «Блок С» не сможет заменить эмоциональных, ярких ответов учеников на экзаменах. Также мне кажется, что математика не должна быть обязательным предметом при выпуске из 11 класса.

Либо для гуманитарных профильных классов задания должны быть иные, чем для универсальных традиционных классов и профильных информационно-технологических»,- рассказывает в интервью Накануне.RU директор екатеринбургской школы № 113 Лариса Сулина.

Не менее критично высказался в интервью «Российской газете» и Виктор Садовничий, ректор МГУ, где, кстати, в качестве вступительных экзаменов сертификаты ЕГЭ не будут приниматься, абитуриентам предложат только добровольно указать в анкетах — какие баллы они получили во время единого тестирования, чтобы сравнить их с итогами вступительных испытаний:

«Сертификаты ЕГЭ мы в этом году не будем принимать ни на одном факультете. Напротив, мы всеми силами демонстрируем, как можно отбирать талантливых детей по всей России другими способами.

Уже на сегодняшний день, когда работа приемных комиссий только начинается, мы практически приняли в студенты около 3 тысяч человек — победителей различных олимпиад, причем половина из них — ребята из провинций. Считал и считаю, ЕГЭ не должен стать единственной формой оценки знаний.

У ряда вузов должны быть возможности проводить собственные дополнительные испытания. Сейчас в правительстве готовится постановление, в котором будут перечислены такие высшие учебные заведения».

Альтернативное решение может быть очень простым. Ему уже следуют многие страны, в том числе Америка, откуда мы, как и многое другое сомнительного качества, позаимствовали тестовый экзамен. Так, во Всероссийском фонде образования предлагают за курс средней школы оставить классические экзамены, которые будут экзаменами на аттестат зрелости.

Иначе само понятие аттестата зрелости просто напросто девальвируется. При приеме в ВУЗ предлагают представлять портфолио — оценки и результаты выпускных экзаменов в старших классах средней школы, набор творческих работ поступающего, информацию о его победах в олимпиадах, конкурсах, викторинах, резюме.

Специалисты должны определить склонности, способности, возможности абитуриента. В качестве второстепенного фактора могут использоваться результаты тестирования. Тесты должны носить психолого-педагогический характер. Например, в американских Стенфорде или Йеле поступающий представляет огромный пакет документов, на основании которых комиссия рассматривает его кандидатуру.

Наиболее одаренным и талантливым финансовые комитеты данных университетов предоставляют стипендии и гранты для обучения.

Вообще, сегодня в стране с пресловутым ЕГЭ сложилась весьма любопытная ситуация. Экзамен, пока еще, имеет статус эксперимента, а, следовательно, он не может быть обязательным для всех. Обязать сдавать его — антиконституционно.

Тем не менее, ряд ВУЗов, под давлением Министерства образования и Рособрнадзора, как считает Сергей Комков, перешли к приему только исключительно по результатам ЕГЭ, что является дискриминацией в области образования.

Например, РУДН, где ректором является бывший министр образования Владимир Филиппов, принимает только по результатам единого экзамена. Это является грубейшим нарушением гражданских прав.

Более того, руководство министерства образования почему-то бежит впереди поезда, и объявило, что в 2008 году экзамен становится обязательным для всех. Хотя по закону, который приняла Госдума, это должно случиться в 2009 году.

https://www.youtube.com/watch?v=n7-q4HW_yPQ

Между тем, продажа егэшных ответов поставлена на широкую ногу. Купить готовые решения можно запросто. Либо через Интернет, либо через точки, которые знают почти все школьники. Материалы тиражируются и рассылаются коммерческими структурами. В Госдуме уже звучал вопрос о компетентности руководителей Рособрнадзора.

«Нужно выяснить, куда потрачено порядка 300 миллионов долларов из госбюджета. Почти 50 миллионов долларов каждый год расходуется не понятно на что. Скорее всего, деньги идут по карманам чиновников и различных коммерческих структур, которые принимают в этом участие.

Скажем, «Крок инкорпорэйтед», которая внедряла автоматизированную систему экзаменов и продавала в каждый регион компьютерный компакт-диск с соответствующей программой по цене 2 миллиона 900 тысяч рублей. Самая навороченная программа «Майкрософт» стоит 10-12 тысяч долларов. А здесь – 100 тысяч. Поэтому депутатский корпус очень возмущен.

Серьезные претензии предъявляются к тем депутатам ГД, которые «не приходя в сознание» проталкивали этот опасный для страны закон», — говорит Сергей Комков.

По словам экспертов, складывается впечатление, что кто-то преднамеренно пытается повести Россию по ложному пути, чтобы дискредитировать ее в глазах мирового образовательного сообщества. Сейчас по качеству обучения РФ занимает 27 позицию. А по коррумпированности в образовательной области — 120 место в мире (чем ниже, тем хуже). Рядом с Кенией и Камеруном.

Самыми чистыми в этом плане странами являются Финляндия, Норвегия и Швеция. Недавно ЮНЕСКО объявило, что ежегодно в России на взятки для поступления в ВУЗы «идет» 520 миллионов долларов. Эта цифра занижена. Только при сдаче ЕГЭ общая сумма взяток достигает более 2 миллиардов «зеленых». Вспомним вышеназванного «купца» на Сенной площади Санкт-Петербурга.

Допустим, у него отоварилось за 3-4 дня до начала экзамена тысяча человек. Получается 500 тысяч баксов за один экзамен на одной торговой точке. А теперь прикиньте, сколько денег, таким образом, вращается в целом по стране. Широкомасштабный мошеннический бизнес.

Понятное дело, что известные всем ведомства всеми силами будут отстаивать продолжение этого эксперимента и перевода его в штатный режим, потому что ЕГЭ является огромным источником доходов для некоторых чиновников.

Работу коммерческих организаций, сотрудничающих с назваными ведомствами в сфере реализации ЕГЭ (прежде всего – рассылка секьюр-паков с заданиями), никто не проверяет. Нет никаких проблем для налаживания индустрии по производству «шпаргалок».

«Я очень боюсь, что изменится вся система образования. Мы потеряем замечательные основы русской, советской, российской методологии преподавания, будет формироваться сугубо прямолинейное мышление, основы философского, гуманистического воспитания и просвещения окажутся подорваны.

Преподавание сведется к натаскиванию на выполнение тестов, — рассказывает Лариса Сулина.- Сегодня участие в эксперименте добровольное. Никакого принуждения нет. Например, в нашей школе пробный ЕГЭ по истории в этом году из 50 выпускников написали 38.

Но все написавшие выбрали традиционную форму сдачи экзамена, прекрасно понимая, что в ВУЗе им придется вновь сдавать экзамен по истории.

Главным аргументом выпускников при выборе традиционной формы экзамена является непосредственное общение с учителем и желание как можно подробнее показать знание предмета».

Словом, еще неизвестно, каким станет продолжение «истории». Если власть сменится, (Что вряд ли. Я имею ввиду координальную смену политических элит, а не рокировку в рядах) будут внесены поправки, или «новая метла» примется совсем по-новому мести. По мнению Сергея Комкова, уже сейчас существуют основания для последующей отмены единого госэкзамена:

«Российские законы имеют одну особенность – они никогда не являются долгоработающими. В любой ФЗ в течение 3-5 лет вносится такое огромное количество изменений и дополнений, что первоначальный смысл превращается в полную противоположность.

Если разумные головы появятся, придет новый состав Госдумы, новый президент, ЕГЭ в той форме, в которой его сегодня пытаются внедрить, может быть отменен. Сегодняшний грандиозный скандал поспособствует этому.

Полагаю, что нынешние руководители Рособразования и Рособрнадзора понимают всю пагубность явления, понимают к чему оно приведет, но жажда наживы ими движет больше, чем посылки разума.

Многие из сегодняшних начальников – временщики, пытающиеся использовать свое служебное положение, чтобы как можно быстрее заработать как можно больше денег и потом покинуть страну».

Источник: https://www.msu.ru/press/internet/uchitsya_uchitsya_i_eshche_raz_uchitsya_chemu.html

Призыв «учиться, учиться и еще раз учиться» некоторые понимают слишком буквально. Новости. Первый канал

Такие люди до пенсии не вылезают из аудиторий всевозможных вузов. Но оказалось, что у каждого «великовозрастного студента» есть свои побудительные мотивы. Иногда это просто блажь.

Репортаж Виктора Аверина:

Прежде чем оказаться в кресле заместителя директора театра музыкальной комедии Игорь Лейфель 15 лет напряжeнно учился. Сначала на металлурга, потом на логопеда-дефектолога, и, наконец, на экономиста. Если и не вечный студент, то, как минимум, заслуженный.

Каждый раз тяга к знаниям была продиктована страстями и порывами души. На металлурга учился, чтобы угодить родителям. На дефектолога, потому что в группе были одни девушки. На экономиста в театральном деле, чтобы соответствовать занимаемой должности. Зато теперь, говорит, Игорь Яковлевич, я могу и над дикцией артистов поработать, и декорации на заводе металлоизделий заказать.

У Татьяны, бизнес-леди из Иркутска, всего 2 высших образования. Но это не предел. Знания, подтверждeнные дипломом, для неe не страсть, а жизненная необходимость. Получив специальность психолога, она не могла прокормить семью.

Устроилась менеджером в мебельную фирму и через несколько лет открыла свой бизнес. Чтобы не «вылететь в трубу» и одолеть конкурентов выучилась на управленца. А сейчас готовится к поступлению на юридический — бизнесмены должны знать законы.

Каждое новое образование обходиться недeшево. Но игра стоит свеч.

Когда офицер Андрей Филиппов из Тюмени после увольнения из армии сменил табельное оружие на мечи, сделанные собственными руками, его бывшие сослуживцы удивлeнно пожимали плечами. А он объяснял, что всегда мечтал заниматься ковкой, быть настоящим кузнецом. Поступил на факультет художественной обработки металла, отучился, построил кузню и, наконец-то, достиг гармонии.

Сергей Бабаев, ведущий: «Как с наименьшими затратами времени и денег утолить страсть к знаниям и дипломам поведает заместитель начальника Управления Федерального агентства по образованию Елена Попова. Елена Петровна, добрый день».

Елена Попова, гость: «Добрый день».

Ведущий: «Можно ли вообще получить вторые «корочки» кому-то бесплатно?»

Гость: «Можно получить за счет средств федерального бюджета, например, военнослужащим, которые служат по контракту более 15-ти лет. Все остальные тоже это могут сделать, но второе высшее образование для всех остальных является платным».

Ведущий: «Если человек бесплатно поступил первый раз, но бросил учебу, решил, что ему эта профессия не подходит, но поступил снова. Это как будет считаться: первое высшее образование или второе?»

Гость: «Для него это будет первое высшее образование. Если он бросил, проучившись, например, два курса, то он может получить диплом о неполном высшем образовании, если чуть меньше, то академическую справку, и потом поступать в другой ВУЗ уже на основании вот этих документов».

Ведущий: «Как-то отличаются требования к поступающим в первый раз и второй раз?»

Гость: «Да, отличаются. Есть возможность перезачета каких-то дисциплин с учетом того, что он уже что-то знает, поэтому ему не нужно сдавать экзамены на уровне школьных предметов — организуются другие вступительные испытания с учетом тех знаний, которые он приобрел уже в вузе. Учится он будет уже не 5-6 лет, а меньше».

Ведущий: «Те, кто получает второе высшее образование и первое, они вместе учатся? Или какие-то отдельно группы есть?»

Гость: «Во-первых, можно получить сразу два высших образования и параллельно получать два образования, но в одном учебном заведении он будет слушателем, а в другом — студентом. Стипендию будет получать там, где числится студентом. Там, где человек является слушателем, ему могут пойти навстречу и сделать гибкий график обучения».

  • Ведущий: «И там, где он слушатель, будет платить?»
  • Гость: «Да, где он слушатель, он будет оплачивать обучение».
  • Ведущий: «Если, человек будет обучаться последовательно – не одновременно в двух вузах, как организуются группы?»
  • Гость: «Когда проходят испытания, определяется уровень знаний, может быть составлена зачетная ведомость по ликвидации некоторых отдельных дисциплин, такой студент будет уже учиться в группе вместе со старшекурсниками».
  • Ведущий: «А формы подачи для второго высшего образования такие же, как и для первого?»
  • Гость: «Да».

Ведущий: «Т.е. заочное, очное, вечернее?»

Гость: В форме экстерната ограничения есть. Есть перечень направлений подготовки специальностей, по которым не допускается обучение по очной, очно-заочной форме обучения».

Источник: https://www.1tv.ru/news/2008-10-21/184387-prizyv_uchitsya_uchitsya_i_esche_raz_uchitsya_nekotorye_ponimayut_slishkom_bukvalno

Ссылка на основную публикацию