Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование — студенческий портал

Истории

27-28 октября в Екатеринбурге вузы-участники программы 5-100 защитили свои программы развития, международный совет согласовал распределение финансирования между ними.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В итоге в следующем году томские вузы на двоих получат больше миллиарда рублей на реализацию программ. ТГУ удалось добиться повышения финансирования более чем в полтора раза, а ТПУ — сохранить его на прежнем уровне.

Кроме того, эксперты заговорили о пролонгации проекта после 2020 года.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Напомним, ТГУ И ТПУ вошли в программу «5-100» в 2013 году. Всего в программе участвует 21 российский университет.

Одна из целей — выполнение указа президента о вхождении пяти отечественных университетов в первые сотни ведущих мировых рейтингов вузов.

Важными условиями предоставления университетам субсидии на реализацию программ является выполнение ими планов мероприятий «дорожных карт», в том числе обеспечение университетами софинансирования из внебюджетных средств.

Обстановку, в которой в этот раз вузы готовились к защите своих «дорожных карт» и отчетов о деятельности, спокойной назвать нельзя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Колонка родителей: все побежали - и я побежал - студенческий портал

Оценим за полчаса!

За месяц до распределения денег на следующий год на общем собрании ректоров 21 ведущего университета России глава Минобрнауки Ольга Васильева предложила перераспределить бюджетное финансирование в рамках госпрограммы «5-100».

Она сообщила, что считает необходимым отдать все бюджетные деньги (порядка 30 млрд рублей), которые предусмотрены до 2020 года шести университетам, добившимся наиболее эффективных показателей.

Остальные должны отчитаться об уже израсходованных средствах и далее участвовать в проекте уже без дополнительного финансирования. Томские вузы в числе тех, чье финансирование предлагалось сохранить, Васильева не называла. Речь шла о НИУ ВШЭ, МФТИ, НИУ ИТМО, НИЯУ МИФИ, НИТУ МИСиС и НГУ. 

Васильева напомнила, что за время реализации программы на нее было выделено более 50 млрд рублей. Против «резких движений» тогда высказалась вице-премьер Ольга Голодец. Однако до последнего никто не знал, как будет распределяться финансирование.

В итоге университеты, как всегда, распределили на три группы. Первая будет получать порядка 780 млн рублей в год, вторая — порядка 480 млн, третья — немногим более 100 млн. Окончательное решение о распределении средств примет Правительство РФ.

«Вы помните, была дискуссия, министр предложила сократить число участников программы до 5-6 вузов и сделать ставку на них. Все два дня, что шел совет, были дискуссии по этому поводу. Но решение совета показывает, на мой взгляд, выбор правительства в сторону системного влияния проекта на российское образование», — рассказал ректор ТГУ Эдуард Галажинский после совета.

Более того, после заседания эксперты заговорили о возможном продолжении программы и после 2020 года.

Процедура защиты важна потому, что именно после нее международный совет ставит оценки и распределяет финансирование между вузами.

Годом ранее ТГУ и ТПУ по итогам защиты вошли во вторую группу вузов. В 2017 году они получили по 482,5 млн рублей.  Уже весной, когда вузы предоставили отчеты о работе в 2016 году и планах на 2017 год, их распределили в разные группы проекта. ТГУ вошел в число лидеров, а ТПУ остался во второй группе.

К защите вузы подошли максимально подготовленными. Свои программы они уже традиционно держали в секрете, чтобы удивить международных экспертов.

Тем не менее, на что сделает ставку ТПУ, можно было предположить. Масштабная реформа, которая активно обсуждалась и сотрудниками, и студентами, уже стартовала в вузе. Ее главной целью, по словам ректора Петра Чубика, было улучшение подготовки инженерных кадров. На основе изменений готовилась и новая дорожная карта вуза до 2020 года.

Поскольку не все сотрудники и студенты приняли изменения положительно, вузу было еще важнее защититься успешно. Противники реформы потирали руки в ожидании.

Сейчас отдельные сотрудники ставят в вину ректору Перту Чубику попадание ТПУ во вторую группу и указывают на классический университет, которому удалось пробиться в первую группу без глобальных реформ.

Как сообщила пресс-служба вуза по итогам защиты, ставку действительно делали на те изменения, которые произошли в вузе.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

«Приоритеты «дорожной карты» связаны, прежде всего, с повышением качества подготовки инженерных кадров, выполнением задачи подготовки инженеров будущего, способных максимально быстро и грамотно ориентироваться в большом массиве информации, готовых к использованию новых и разработке еще несуществующих технологий», — сообщает пресс-служба.

Для этого и придумана новая структура университета.

Она включает в себя Школу базовой инженерной подготовки с семью отделениями, две Исследовательских школы, шесть Инженерных школ суммарно с 14 отделениями и Школу инженерного предпринимательства.

Каждый тип школы имеет свои целевые функции, образовательные программы, показатели результативности, интеллектуальные продукты и источники дополнительного финансирования. Подробнее о том, как менялась структура, мы сообщали раньше.

В рамках «дорожной карты» на 2018-2020 годы «политех» запланировал увеличить доходы от коммерциализации знаний. Для этого в вузе придумали переход к модели «открытых инноваций».

В основе этой модели лежит выполнение научно-исследовательских и научно-производственных проектов совместно с внешними партнерами.

По планам это позволит создавать новые инновационные продукты с высокой добавленной стоимостью, существенно сокращать затраты и сроки для вывода их на рынок.

В эту систему коммерциализации знаний будет входить и создаваемая в вузе Школа инженерного предпринимательства. Через предпринимательскую магистратуру она будет готовить техностартеров, а через дополнительные профили, программы и курсы — обучать предпринимательству не только студентов вуза — будущих инженеров и исследователей, но и всех желающих за его пределами.

С этой программой эксперты совета поставили ТПУ на 11 позицию среди всех вузов. Итоговое распределение университетов по группам зависело от суммы оценок по трем показателям.

Первый — «Позиции университета в рейтингах». По нему ТПУ занял шестое место среди вузов-участников проекта.

Второй — «Показатели выполнения программы повышения конкурентоспособности» (оценка производилась по 10 индикаторам), у ТПУ — также шестое место.

По оценке «дорожных карт» Томский госуниверситет существенно обогнал политехнический, хотя и проиграл ему по местам в рейтингах.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Мы сделали акцент на два ключевых момента. Ясно, что даже тех ресурсов, которые выделяются по программе, недостаточно для  амбициозных задач. Для них нужны, как минимум миллиарды.

Их получают зарубежные вузы, — рассказал Эдуард Галажинский, — Единственный выход в данном контексте — формирование университетской экосистемы. Это означает постоянный обмен информацией, формирование связанности с нашими ключевыми партнерами.

Чем больше будет партнеров, которые заинтересованы в университете, готовы вкладываться в его развитие ресурсами, тем сильнее будет университет. И конкуренция в мире на самом деле идет на уровне этих экосистем.

Эдуард Галажинский подчеркнул, что путь системных изменений, который выбрал ТПУ, не подходит классическому университету. В этом второй ключевой момент.

«Мы делаем ставку на сочетание трех режимов развития. Первый — это базовые процессы. Касается это тех подразделений, которые работают хорошо и являются конкурентоспособными. Это 64 лаборатории мирового класса. Мы их поддерживаем, не вмешиваемся в их деятельность, даем им свободу. Академическая свобода — часть культуры университета.

Второй процесс — изменения. Мы считаем, что важно экспериментировать с форматами. Например, переход от стандартной классно-урочной системы и обучению по дисциплинам, к обучению по проблемам. То есть берется какая-то проблема и вокруг нее строится образовательный процесс.

И третье — деструктивные технологии, то есть те, которые имеют потенциал к созидательному разрушению. Пример все хорошо знают. Это Uber. Когда он пришел, сломался рынок такси, услуга стала дешевле, удобнее и качественнее. Это также связано с внедрением в обучение искусственного интеллекта. Эти проекты имеют горизонт до 2028 года.

Надеюсь, что 150-летие университета мы отметим торжеством деструктивных технологий», — рассказал Галажинский.

По его словам, залог развития и роста университета — сочетание трех этих режимов с опорой на то, что университет уже имеет — людей, традиции, культуру.

Такой программе эксперты поставили высокие оценки. Это помогло ТГУ стать шестым в общем рейтинге и войти в группу лидеров вместе с ВШЭ, Университетом ИТМО, МИФИ, Физтехом, НГУ, МИСиС.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

На защите дорожной карты было четко сказано, что выделение группы лидеров, в которую вошел и ТГУ, означает, что правительство РФ делает ставку именно на эту группу прорыва, – прокомментировал ТВ2 результаты защиты ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

– Эксперты международного совета проекта 5-100 отметили и оценили, что динамику развития ТГУ обеспечивает вовлеченность коллектива в процесс трансформаций вуза, качество управления в университете и нацеленность на развитие экосистемы для взаимодействия академической среды и бизнеса.

Все вузы распределили на три группы не просто так. От попадания университета в ту или иную группу будет зависеть и коэффициент его финансирования.

Как сообщила вице-премьер Ольга Голодец, для первой группы это коэффициент 6 (примерно 780 млн руб. в год), для второй — 3,5 (480 млн руб.), для третьей — 1 (100 млн руб.).

Всего, по ее словам, на программу планируется тратить по 10 млрд руб. ежегодно.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Первая группа — абсолютные лидеры. Они нас порадовали даже в неожиданных областях, на которые мы не делали ставки, например, социология и политология. Это костяк нашей программы, на который мы будем ориентироваться и в дальнейшем,— цитирует «Коммерсант» Ольгу Голодец.

Томский политехнический университет вошел во вторую группу вузов вместе с Казанским федеральным университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Уральским федеральным университетом, Сеченовским медицинским университетом, Тюменским государственным университетом и Российским университетом дружбы народов, поэтому может рассчитывать на получение 480 млн рублей.

Эти деньги нужны вузам в том числе на реализацию вполне конкретных проектов.

Так, ТПУ в рамках реализации «дорожной карты» на 2017 год, заявлял три крупных научных проекта.

Это проект «Ядерные технологии персонализированной тераностики диссеминированных форм рака», предусматривающий разработку и сертификацию новых уникальных методов обнаружения и лечения онкологических заболеваний при помощи радиофармпрепаратов и диагностических-терапевтического комплекса на базе бетатрона ТПУ.

Проект «Прорывные технологии аддитивного производства и неразрушающего контроля жаропрочных композиционных материалов для экстремальных условий» направлен на создание новых жаропрочных материалов, а также новых бездефектных технологий изготовления из них элементов ракетно-космической техники, в том числе способных работать в химически активных окислительных средах.

Третий проект — «Комплексная технология преобразования твердых топлив с повышенной энергоэффективностью и малой эмиссией парниковых газов». В его рамках планируется на базе опытно-промышленного комплекса по газификации угля создать уникальные технологии производства электрической энергии из генераторного газа (продукт газификации угля), минимизировав вредные выбросы в атмосферу.

ТГУ презентовал ключевые проекты действующих в университете стратегических академических единиц.

Первый – «Сверхранняя диагностика и терапия онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний», в его реализации будут задействованы две стратегические единицы «Институт биомедицины» и «Умные материалы и технологии».

Проект сформирован на основе прогнозов развития в области «Медицина и здравоохранение» и «Биотехнологии».

В частности, он обеспечит подготовку специалистов, ориентированных наперсонифицированную медицину, клеточные, геномные, постгеномные, метаболомные технологии.

Второй проект – «Технологии функциональной наноэлектроники для новых рынков и глобальных научных экспериментов (электроника и фотоника будущего)». Над ним будут работать «Институт биомедицины» и «Умные материалы и технологии». Ученые будут создавать детекторы, медицинские приборы, чувствительные рентгены и так далее.

Кроме того, на заседании совета шла речь о том, что проект может продолжиться и после 2020 года. «В 2020 году завершится этот этап проекта, ставились вопросы о его пролонгации», — рассказал Эдуард Галажинский.

Заместитель председателя совета, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков также рассказал «Коммерсанту», что рассчитывает на «второй раунд» проекта за пределами 2020 года. После 2020 года к программе могут привлечь к ней больше университетов.

По мнению Галажинского, проект может переориентироваться на попадание вузов в предметные рейтинги.

Могу высказать гипотезу, что речь может идти о вхождении вузов, например, в различные предметные рейтинги. Несколько раз было сказано о важности представленности России в предметных рейтингах, потому что глобальные общие рейтинги — сложная системная история, которая зависит от методологии.

Часто бывало так, что при исключении одного параметра, автоматически менялся ландшафт, вузы меняли позиции. Но репутационно важно, чтобы мы были в рейтингах.

Мы для себя определили задачу попадания в сотню лучших в том числе в философии, антропологии, химии, инжиниринге, геологии, — сказал Галажинский.

В ТПУ также сообщили, что особенно гордятся высокими местами в предметных рейтингах.

«Для нас особенно важно, что в последнее время мы добились существенного прогресса в предметных рейтингах, в том числе по ключевому для нас направлению «Инженерные науки и технологии» (Engineering & Technology).

В 2017 году ТПУ впервые вошел в предметный рейтинг ARWU (Шанхайский рейтинг университетов) по направлению Машиностроение (Mechanical Engineering), в предметные рейтинги QS и THE по направлению Engineering & Technology, причем, в последнем мы заняли позицию, близкую к топ-100 ведущих вузов мира, а среди российских находимся на втором месте после МГУ», — рассказали в ТПУ.

Кроме того, с 2013 года в рейтинге Times Higher Education Томский политех прошел путь с нулевой позиции до места в группе 301-350, это третий показатель среди российских университетов после МГУ и МФТИ. В рейтинге QS World University Rankings мы находимся на 386 месте (в 2013 году были в группе 600+).

В ТПУ заявляют, что университет за время участия в программе добился одного из самых высоких темпов продвижения в рейтингах. Это дает основание рассчитывать на выполнение обязательств вуза войти к 2020 году в топ-100 предметных мировых университетских рейтингов.

ТГУ на данный момент в мировом рейтинге вузов QS World University Rankings находится на 323-м месте, в рейтинге стран БРИКС занимает 43 строчку (QS BRICS).

Кроме того, в предметном рейтинге QS Ranking by Subject отмечены сильные позиции ТГУ в таких областях знаний, как «Искусство и гуманитарные науки» (328-е место), и «Естественные науки» (группа 401–450).

Также по данным предметного рейтинга ТГУ вошел в число 250 лучших вузов мира предметной области «Физика и астрономия», в число 300 лучших вузов по «Современным языкам» и в топ-500 по направлению «Химия».

О местах ТГУ в рейтингах можно узнать здесь.

Источник: https://tv2.today/Istorii/Podelili-milliard-tgu-i-tpu-poluchili-finansirovanie-na-sleduyushchiy-god

Проблемы финансирования вуза

Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:

  • ПРОБЛЕМЫ  ФИНАНСИРОВАНИЯ  ВУЗА
  • Демко  Олеся  Анатольевна
  • магистрант  2  курса  Астраханского  государственного  технического  университета,  РФ,  г.  Астрахань
  • Email:  dem_lesi  mail  ru
  • Котова  Татьяна  Владимировна

канд.  экон.  наук,  доцент  ФГБОУ  ВПО  «АГТУ»,  РФ,  г.  Астрахань

  1. Emailkotovatatyana@yandex.ru
  2. PROBLEMS  OF  FINANCING  UNIVERSITY
  3. Olesya  Demko
  4. master  2  course  of  the  Astrakhan  state  technical  University,  Russia  Astrakhan
  5. Тat'yana  Kotova
  6. master  of  sciences,  associate  professor  of  Astrakhan  state  technical  University,  Russia  Astrakhan
  7. АННОТАЦИЯ

Серьезная  конкуренция  имеет  место  на  рынке  образовательных  услуг.  Наличие  ресурсов,  их  рациональное  использование  —  это  необходимое  условие  успешного  развития  образовательных  учреждений.

  Авторы  этой  статьи  исследуют  источники  финансирования  деятельности  вуза,  на  примере  Астраханского  государственного  технического  университета.

  Основные  факторы,  тормозящие  развитие  приносящей  доход  деятельности  были  выявлены  в  результате  анализа  финансов  и  их  эффективности.

ABSTRACT

There  is  a  strong  competition  on  the  market  of  educational  services.  Availability  of  resources,  it’s  rational  use  is  necessary  condition  of  a  successful  development  of  educational  establishment.

  Authors  of  this  article  research  the  sources  of  funding  of  the  University,  the  example  of  Astrakhan  state  technical  University.

  The  main  factors  impeding  the  development  of  income  —  generating  activities  have  indentified  as  a  result  of  analysis  of  finances  and  their  effectiveness. 

Читайте также:  Вместо трех смен будет две - студенческий портал

Ключевые  слова:  образование;  финансовые  ресурсы;  федеральный  бюджет;  средства  от  приносящей  доход  деятельности;  источники  доходов;  статьи  расходования.

Keywords:  education;  finances;  the  Federal  budget;  funds  from  the  income-generating  activities;  sources  of  income  breakdown  of  income.

Образование  представляет  собой  ведущую  производительную  отрасль  экономики,  от  уровня  которой  зависит  функционирование  и  развитие  общества  в  целом.

  И  пока  образование  будет  выполнять  свою  главную  роль,  которая  заключается  в  качественной  подготовке  и  выпуске  квалифицированных  кадров  для  всех  отраслей  материального  и  нематериального  производства,  оно  всегда  будет  приоритетно.

  Образование  нуждается  в  значительном  финансировании,  как  и  любая  отрасль,  для  реализации  своих  целей  и  задач.  Учитывая  это,  вопрос  финансирования  вузов  и  способы  повышения  эффективности  использования  уже  имеющихся  средств  стоит  очень  остро. 

Анализ  правового  регулирования  деятельности  Астраханского  государственного  технического  университета  (далее  вуз)  в  области  финансов  показал,  что  основными  законодательными  актами,  регулирующими  финансовую  сторону,  являются:  Гражданский  кодекс  РФ;  Налоговый  кодекс  РФ;  Бюджетный  кодекс  РФ;  Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  г.  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  и  др.

В  настоящее  время  источники  финансирования  вуза  могут  быть  представлены  на  рис.  1.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Рисунок  1.  Состав  источников  финансирования  деятельности  вуза

Бюджетные  средства  —  это  средства,  выделяемые  вузу  для  обеспечения  его  основной  образовательной  деятельности  (подготовка  специалистов  с  высшим  профессиональным  образованием,  выполнения  НИОКР,  предусмотренной  уставом)  [3].

Несмотря  на  ежегодное  увеличение  доли  бюджетных  ассигнований,  вузы  остро  ощущают  его  нехватку.  В  докладе  Организации  экономического  сотрудничества  от  12.09.2012  г.

,  отмечено,  что  доля  бюджетных  ассигнований  на  образование  в  ВВП  составляет  4,7  %,  что  ниже  уровня  в  большинстве  развитых  стран,  где  на  эти  нужды  расходуются  как  минимум  5  %  от  ВВП  [1]. 

В  условиях  нестабильности  внешней  среды  перед  вузом  стоят  задачи,  связанные  с  развитием  и  укреплением  позиций  на  рынке,  содержанием  своей  инфраструктуры  и  поиском  средств,  идущих  на  обеспечение  учебного  процесса.

  Вузы  поставлены  перед  необходимостью  искать  дополнительные  финансовые  ресурсы,  и  одним  из  источников  их  поступления  становятся  средства  от  приносящей  доход  деятельности.

  Они  позволяют  вузу  повысить  эффективность  работы,  стать  более  конкурентоспособным  на  рынке  и  достичь  лучшего  качества  оказываемых  им  услуг. 

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Рисунок  2.  Структура  доходов  вуза  за  2008—2012  г.

  • Как  видно  из  рисунка  2  в  структуре  доходов  вуза,  за  анализируемый  период,  преобладают  средства  от  приносящей  доход  деятельности,  доля  которых  составляет  более  50  %.
  • Средства  от  приносящей  доход  деятельности  —  это  поступления  от  оказания  учреждением  услуг  (выполнения  работ),  относящихся  в  соответствии  с  уставом  к  основным  видам  деятельности,  а  также  поступления  от  иной  приносящей  доход  деятельности.
  • Доходы  от  образовательной  деятельности  составляют  77,5  %  в  доходах  от  приносящей  доход  деятельности  вуза. 

Еще  одним  источником  внебюджетных  доходов  вуза  является  его  инновационная  деятельность,  под  которой  понимается  многомерная  деятельность,  направленная  на  создание  инновационных  продуктов,  технологий  и  услуг,  обучение  инновациям  и  воспроизводство  инновационных  кадров.  Инновационная  деятельность  должна  иметь  практическую  направленность  и  влиять  на  качество  образования. 

Научно-исследовательская  деятельность  —  деятельность,  направленная  на  проведение  фундаментальных  и  прикладных  научных  исследований,  научно-технических  и  опытно-конструкторских  работ  [2].

  Она  позволяет  использовать  весь  потенциал  вуза,  включая  научный,  кадровый  и  информационный,  что  положительно  сказывается  на  качестве  и  всесторонней  подготовке  специалистов.

  Научно-исследовательская  деятельность  вуза  требует  соответствующей  материально-технической  базы:  научно-  исследовательские  лаборатории;  технопарки;  интеллектуальную  собственность;  бизнес-инкубаторы  и  т.  д.  Научные  разработки  —  это  интеллектуальная  собственность.

  За  последние  годы  в  вузе  получили  развитие  не  только  платные  формы  обучения,  оказание  широкого  спектра  образовательных  услуг,  но  и  иные  виды  деятельности,  в  частности  прочая  приносящая  доход  деятельность  —  деятельность,  оказываемая  структурными  подразделениями  вуза. 

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Рисунок  3.  Движение  средств  вуза  за  период  с  2009  г.  по  2012  г.

Соотношение  доходов  и  расходов  вуза  показало,  что  в  2010  году  вуз  ощущал  нехватку  финансовых  ресурсов,  доходы  превышали  расходы  на  0,7  %.

  В  больше  степени  на  эту  величину  повлияли  ряд  факторов,  таких  как:  неблагоприятная  демографическая  ситуация  привела  к  резкому  сокращению  общей  численности  студентов,  обучающихся  на  коммерческой  основе;  фиксирование  стоимости  обучения;  несвоевременные  платежи;  рост  тарифов  на  коммунальные  услуги;  неудовлетворительное  состояние  имущественного  фонда  и  т.  д.

  1. С  2011  года  вуз  проводит  политику,  направленную  на  повышение  эффективности  расходования  финансовых  средств.  В  числе  ее  основных  направлений  можно  отметить:
  2. ·     оптимизацию  организационной  структуры;
  3. ·     делегирование  непрофильных  функций  сторонним  организациям;

·       внедрение  мероприятий  по  сокращению  коммунальных  расходов  вуза,  за  счет  приобретения  и  установки  приборов  учета  и  т.  д.  Принятые  вовремя  меры  привели  к  сокращению  расходов  вуза,  и  рациональному  использованию  финансовых  ресурсов. 

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Рисунок  4.  Структура  расходования  денежных  средств  вуза  по  статьям  расходов  за  период  с  2009  г.  по  2012  г.

Анализ  динамики  основных  статей  расходов  вуза  показал,  что  наибольший  удельных  вес  в  общей  сумме  расходов  в  анализируемый  период,  занимает  заработная  плата,  доля  которой  составляет  60  %.

  В  большей  степени  это  связано  с  изменением  законодательства  на  федеральном  уровне,  в  части  роста  МРОТ  и  начислений  на  выплаты  по  оплате  труда.

  Также  существенно  увеличились  расходы  на  оплату  работ  и  услуг  сторонних  организаций,  чья  доля  составляет  примерно  17  %.  Они  связаны  с  ежегодным  ростом  затрат  на  коммунальные  услуги  и  расходов,  связанных  с  содержанием  имущества.

  Значительная  доля  всех  расходов  вуза,  более  55  %  покрывается  за  счет  средств  от  приносящей  доход  деятельности,  что  подтверждает  их  значимость. 

  • К  числу  основных  факторов,  тормозящих  развитие  приносящей  доход  деятельности  вуза  можно  отнести:
  • ·     недостаточный  уровень  материально-технической  базы;
  • ·     несовершенство  нормативно-правовой  базы;
  • ·     административные  барьеры;
  • ·     высокая  конкуренция. 
  • Снижение  влияния  всех  этих  факторов,  поиск  новых  источников  финансирования  приведут  к  полному  использованию  потенциала  вуза  и  его  экономической  стабильности. 
  • Список  литературы:

Источник: https://sibac.info/conf/econom/xxxii/35388

Мария Мстиславская

Российские вузы заметно продвинулись в предметном рейтинге QS World University Rankings: в число лучших учебных заведений мира вошли не 11, как в прошлом году, а уже 28 российских вузов.

По мнению опрошенных газетой «Коммерсантъ» специалистов, значительное улучшение показателей вузов связано с реализацией программы «5-100», то есть государственной программы повышения международной конкурентоспособности вузов. Такое мнение высказала газете, в частности, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева.

Между тем еще в феврале 2017 года правительство сократило финансирование программы, выделив на ее реализацию в этом году на 4,2 млрд рублей меньше, чем планировалось (10,3 млрд руб. вместо намеченных ранее 14,5 млрд руб). Таким образом, если полагаться на выводы экспертов, оснований ожидать быстрого развития российских вузов впредь будет меньше.

Однако для развития вуза необязательно его участие в программе «5-100». Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» Максим Назаров, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). В то же время, по его оценке, вузам определенных категорий программа повышения международной конкурентоспособности может дать многое.

«РАНХиГСне участвует в программе «Топ 5-100». Это наше осознанное решение: мы не подаем заявку на участие, потому что считаем, что у нашего вуза своя специфика. Это наш выбор.

Мы решили идти своим путем, развивая Академию в целом и именно этим улучшая наши позиции в международных рейтингах– для нас участие в них не является самоцелью.

Так что я не могу прокомментировать, насколько реализация программы сказалась на повышении показателей вузов-участников, так как я не знаю процесс изнутри.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Аудитория для занятий студентов

Но само продвижение вузов в предметном рейтинге, как и вообще в любом, – это развитие, положительный результат. Программа действительно дает определенные ресурсы участникам – например, по привлечению зарубежных преподавателей, по продвижению российских образовательных брендов в международном образовательном пространстве.

РАНХиГС развивается без участия в программе «5-100», самостоятельно  вкладывает ресурсы в свое развитие. РАНХиГС является вузом, ориентированным на подготовку и переподготовку государственных служащих, участие в международных рейтингах для нас не является первым приоритетом. Международным экспертам тяжело дать нам оценку.

Однако в целом я поддерживаю идею продвижения вузов путем участия в рейтингах, считаю это важным и нужным, особенно для вузов, которые являются предметными или отраслевыми», – сказал Максим Назаров.

С тем, что положение российских вузов в международных рейтингах лучших высших учебных заведений говорит не столько о качестве предоставляемого образования, сколько о соответствии критериям рейтинга и об узнаваемости вуза, согласен и профессор и заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий лабораторией социология образования и науки Даниил Александров.

«В рейтингах используется репутация по оценке современных ученых и администраторов из множества мировых университетов. Беда в том, что российские университеты, кроме МГУ, в мире плохо знают. МГУ – это узнаваемый бренд, так же как и Гарвард, Оксфорд. А вот что такое Томский университет, уже плохо знают, хотя он очень хороший. Но он недостаточно раскручен.

Вообще говоря, надо заниматься раскручиванием, но есть еще одна тонкость.

Как мне говорили, русские эксперты – а в каждую страну, в которой рейтингуются университеты,  направляется много запросов типа «скажите, пожалуйста, какие вузы» – очень плохо называют российские вузы.

И очень много неответов на опросники. Рассылают людям запросы – а они не отвечают. То есть, может быть, на картину влияет еще проблема «российской некоммуникации».»

Напомним, полгода назад, в сентябре 2016 года был опубликован международный рейтинг QS, в котором собраны лучшие университеты мира за 2015-2016 год. В этот рейтинг вошли 22 российских вуза. Уже тогда отмечалось, что многие из них заметно улучшили свои позиции по сравнению рейтингом, составленным годом ранее. В топ-400 в сентябре вошли 8 из 22 вузов России.

Как пояснил «Полит.ру» профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов, перемещения вузов со строки на строку в международных рейтингах преимущественно определяются сдвигами в методологии построения этих рейтингов, а не изменениями в самих университетах.

«Разработчики [рейтингов] каждый год что-то меняют. Хотя многие из этих изменений можно трактовать как «усовершенствования», рейтинг становится адекватнее, однако сравнение результатов с прошлогодними становится невозможным», – сказал он.

По словам Соколова, оценка российских вузов изменилась, так как QS пару лет назад добавил русский к языкам, на которых доступен опросник, и в опросах стали участвовать те, кто прежде не делал этого из-за недостаточного знания иностранного языка.

Кроме того, изменились процедуры подсчета баллов за статьи.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

«QS начал присваивать меньший вес цитирования по биологии и больший, скажем, по математике и физике, чтобы отчасти компенсировать тот факт, что биологов вообще больше, чем математиков, и поэтому рейтинг скошен в сторону университетов, сильных в этой области и в медицине.

Поскольку физика и математика являются традиционно сильными в России, а к биологии это относится более выборочно, это изменение было в пользу российских вузов. А в социальных науках вообще неанглоязычным цитированиям стали добавлять вес, сознавая, что они в целом underrepresented, так как чаще пользуются национальными языками.

И это опять укрепило позиции МГУ и других отечественных вузов», – подчеркнул он.

По его оценке, на картину повлияло также то, что университеты научились «играть в рейтинги», соответствовать их требованиям в разных областях, в том числе – в области научных публикаций. Но подействовали и другие меры.

«Что-то делалось не только на уровне вуза, но и на уровне министерства. Программа слияний и поглощений, наверное, не задумывалась для повышения рейтингов, но работала в том же направлении.

Если в университете А работает 10 математиков, а в университете Б — 100, то, даже если в среднем эти математики одного уровня, гораздо вероятнее, что случайно выбранный ученый из Бразилии знает кого-то сильного, кто работает в Б. Соответственно, больше людей упоминают Б в опросе.

 Если бы удалось объявить Академию наук одной огромной аспирантурой (graduateschool) — вот она могла бы претендовать на положение в первой двадцатке или тридцатке.

В общем, я бы приписал примерно 66% в изменении положения российских вузов изменениям методологии и 33% — навыкам по «игре в рейтинги».

1% — это реальные сдвиги в повышении качества исследования за счет дополнительного финансирования, изменения критериев на рынках труда и международного найма. Это немало.

Качество университета не может измениться быстро, если не произошла катастрофа с соседним университетом», – выразил убежденность Михаил Соколов.  

Министр образования и науки Ольга Васильева уже пообещала: возглавляемое ею продолжит содействовать активному развитию вузов, серьезно продвинувшихся в рейтинге QS по предметным областям в 2017 году, передает информационное агентство РИА Новости.

Источник: https://polit.ru/article/2017/03/09/qsrankings/

Америка – хочу учиться в университете с полным финансированием

Университеты в Америке очень богатые. У них достаточно денег и прав, чтобы решать самостоятельно, куда их тратить. Поэтому вероятность учиться в Америке бесплатно довольно высока, особенно если вы хорошо учились раньше. 

Хорошая новость в том, что политическая ситуация на ваше поступление не повлияет. Никто не будет пристально изучать вашу национальность и приверженность  каким-то идеям.

Смело можно действовать, не думая об отношении Америки к нашей стране. Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Университеты в Америке очень богатые. У них достаточно денег и прав, чтобы решать самостоятельно, куда их тратить. У них есть фонды, которые пополняются специально для поддержки талантливых студентов. Таким образом университеты поддерживают свой рейтинг.

Если у вас классный балл в дипломе, хорошие оценки за экзамены и приличный английский, то шансы поступить бесплатно учиться очень велики.

Университеты между собой соревнуются в рейтинге: у кого какие национальности, какие оценки в академической успеваемости – все это влияет на рейтинг, а иностранные студенты вообще лакомый кусочек, вас хотят заполучить, можете не сомневаться.

В программах бакалавриата полное финансирование получить сложнее, только 11% поступающих могут на него рассчитывать. А уже магистратура – около 45% учатся на полном финансировании. В аспирантуре вообще 90% учатся бесплатно, вот только поступить сложно, поскольку необходимо найти профессора, который был бы заинтересован в работе над вашей темой, которому вы бы подходили.

Какие способы финансирования существуют

  1. Самый крутой способ – получение гранта, то есть когда университет безвозмездно дает вам деньги, чтобы вы учились. Получить грант сложно. Отдельная заявка на грант не подается, университет сам выносит решение о способе вашего финансирования, какие именно деньги и по какой программе вы сможете использовать.

    Когда вы подаете документы в вуз, внимательно смотрите, какие у них есть программы и сколько денег они предполагают, поскольку бывает так, что грант есть, но на него выделяется 1000$ вместо 40000$. Это вам погоду не сделает. Если вы планируете получить полное финансирование, то вам надо учесть, что подавать документы нужно как можно раньше, в первый срок, в ноябре.

    Это важно потому, что деньги на финансирование распределяют в порядке очереди подачи документов соискателями. А денег может не хватить на всех, как вы понимаете.

  2. Второй способ –учеба  в кредит. Это, конечно, в последнюю очередь, и все же… Кредиты на обучение в Америке даются под 5-7% и отдавать их нужно через 9 месяцев после окончания обучения в течение 10 лет.

    Это вполне удобные условия, но если вы иностранный студент, то вам будет необходим поручитель, некий резидент, который живет в Америке более двух лет, имеет хорошую кредитную историю, работает и платит налоги, чтобы он мог взять на себя ответственность, если вы перестанете оплачивать кредит. Найти поручителей очень сложно.

    Есть университеты, например, MIT, которые сами предлагают кредиты без поручителей для иностранных студентов, поэтому нужно искать информацию.

  3. Самый доступный способ бесплатного обучения – работа на университет. Это assistanthip.

    Ее бывает два типа: когда вы работаете с профессором, помогаете ему, проводите какие-то встречи и лекции, собираете материалы, анализируете что-то по его просьбе, словом, помогаете во всем. Или это административная работа в университете, когда вы 10-20 часов в неделю работаете по сути клерком, выполняете некую бумажную работу.

    Такая работа покрывает все ваши расходы на обучение и еще остается на стипендию, которая дает возможность жить. Assistanthip получить довольно легко, поскольку у вас появляются обязательства, в вас заинтересованы, но если вы плохо работаете или у вас упал образовательный бал, вам могут и не продлить его. Поэтому нужно стараться, хорошо работать и учиться.

  4. Еще вариант– fellowship – исследовательская работа, это уже для студентов -аспирантов, когда вдруг вам не удастся как-то иначе устроиться. Вы будете обязаны заниматься исследованиями и делиться своими результатами с какой-то американской организацией.

    Либо сам университет дает вам задания, либо государственные организации, взаимодействующие с ним, ставят темы для исследований.

  5. Ваши исследования в этом случае должны перекликаться с задачами организации, оплачивающей обучение, а вам за это дают еще и стипендию, покрывающую расходы на проживание и питание.

Теперь о том, как вообще выбирается программа поступления. В США около 15000 университетов и колледжей, это очень много, всю информацию о них не собрать, конечно. Поэтому нужно определиться.

Важно:

Программа

Местоположение по приоритетуМесто вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Открывайте сайты по рейтингам университетов и программ, смотрите, что и как. Смотрите, какие виды финансирования есть, это отнимает очень много времени, но иначе проблему не решить. Часов 50-60 на это уйдет.

Пишите туда, задавайте вопросы, чем больше вы общаетесь с приемными комитетами, тем лучше, поскольку на собеседовании вас уже будут знать и вопросы сведутся к минимуму.

Спросят, почему ты идешь именно к нам, на что надо отвечать об интересе к вузу и о желании полного финансирования, тогда точно деньги найдутся.

В какое количество университетов надо подавать документы

Наверное, в 5-6 вузов. Мечта – теплые места– и на всякий случай. Запасные вузы тоже выбирайте не самые захудалые, чтобы не расхотелось в них учиться. Выбор вуза – это основное.

От этого зависит количество денег на обучение и жизнь, программы обучения, дедлайны, под которые надо подстраиваться – это ваша дальнейшая жизнь: где вы будете работать, с кем общаться и все остальное важное.

Будьте внимательны! Во все выбранные вузы вы должны будете оплатить аппликационный сбор – от 30$ до 250$ в Гарварде, ( если имеется смысл). Но опять-таки, если у вас хорошее резюме, вы можете писать в университет с просьбой не брать с вас вступительный взнос, приводя веские причины: нет денег, а учиться хочется.

Вам могут пойти навстречу. Часто больше половины из тех вузов, куда вы подаете документы, разрешат вам не платить взнос. Для университетов это выгодно в том смысле, что они смогут рекламировать себя, показывая, какие талантливые люди к ним поступают. Повышайте их планку!

Общайтесь с приемной комиссией, она принимает решения брать вас или нет

Обратите внимание, обязательно до подачи заявки у вас должна быть полная уверенность в том, что есть шанс получить полное финансирование. Не попадайтесь на тот момент, когда оплачивается только часть, а больше не предусмотрено.

Вы потратите месяц на подбор программы, но оно того стоит. Дерзайте!

Размещено в В Америку и отмечено Америка, Вуз, Обучение, Программа, расходы, Стипендия, США, университет, учеба, ЭК, Экзамены.

Источник: http://migrashka.ru/iz-rossii/in-amerika/581.html

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование - Студенческий портал

Британский журнал Times Higher Education (THE) представил новый рейтинг лучших вузов мира. В этот раз в него вошли сразу 24 российских вуза (в прошлом году — только 13), среди которых, например, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. Times Higher Education формируется на основании 13 индикаторов, отражающих такие области превосходства, как образование, исследования, цитируемость, доход от промышленности и интернационализация.

В рейтинг, в который в этом году вошло 980 учебных заведений, также попали три Петербургских учебных заведения — Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, а также Высшая школа экономики, которая, в частности, имеет подразделение в Петербурге.

Для учебных заведений, не попавших в топ-200, создатели рейтинга не определяли конкретное место в рейтинге, а лишь отмечалось, в какой сотне они оказались.

Не один из российских вузов снова не вошел в первую сотню списка (ранее «ДП» уже писал о том, почему так происходит), но тем не менее включение в такие рейтинги все равно имеет большое значение.

Хорошо, но субъективно

  • В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, вошедшем в список лучших вузов THE, отмечают, что рейтинг — это достаточно субъективная оценка результатов реализации различных ключевых процессов вуза за прошедший период.
  • «Это хороший способ посмотреть на то, как университет выглядит со стороны, и скорректировать свои действия», — говорят в вузе.
  • А вот в петербургском подразделении ВШЭ говорят, что попадание в международные рейтинги сказывается в итоге на всем процессе обучения, но и для того, чтобы быть включенными в подобный список, вузу изначально приходится перестраивать свою работу.

«Вузам есть смысл заниматься тем, чтобы попасть в подобные рейтинги, если учебное заведение работает для международного рынка. И здесь надо понимать, что мы меняем что-то в своей работе не после того, как случайно попали в рейтинг или продвинулись в нем, а наоборот, мы меняемся ради того, чтобы нас начали замечать.

Но вместе с тем, когда вуз открывается для международного рынка, ему в любом случае приходится менять механизмы работы. Ведь когда открываешься международному рынку, это касается не только потребителей услуг, то есть студентов, но и зарубежных преподавателей. Если что-то в учебном заведении будет не так, например, в сфере управления персоналом, в него просто никто не поедет. Думаю, это сильно влияет и на качество образования», — объясняет директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Кадочников.

Кто дороже

Попавшие в рейтинг, в том числе и впервые, петербургские вузы не планируют в связи с этим повышать стоимость обучения для студентов, но при этом отмечают, что попадание в международный рейтинг повлияет на последующее восприятие выпускников на рынке труда.

«Основная задача университета — это не обеспечение себе финансовой поддержки через привлечение студентов-контрактников. Главное для нас — собрать элиту.

Под словом “элита” мы подразумеваем таких абитуриентов и студентов, которые будут способны решать задачи, которые не решались до них.

По ценовой политике никаких серьезных изменений не планируется», — отмечает ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Сергей Кадочников отмечает, что попадание вуза в такие рейтинги делает выпускников узнаваемыми для международных компаний и тех российских компаний, которым важно работать с иностранными партнерами.

При этом умение студентов работать в межкультурной среде на рынке должны расценить как дополнительную компетенцию, а это, в свою очередь, дает выпускнику основания рассчитывать на более высокие доходы после окончания вуза.

Каждому — по инициативности

Сами работодатели при отборе кандидатов значение всевозможных рейтингов стараются не переоценивать. Как рассказывают в компании HeadHunter, они интересуются не местом учебы соискателя, а тем, насколько он инициативен, ответственен и готов работать в команде.

«Практику указания в требованиях к специалистам дипломов конкретных вузов скорее можно назвать исключением, чем правилом. Чаще встречаются упоминания о типе образования, например финансовое или  юридическое, или уровне (высшее, среднее)», – объясняет представитель службы HeadHunter в СЗФО Ирина Жильникова.

Также в компании рассказывают, что среди работодателей из Петербурга котируются дипломы вузов — участников проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов, таких как ИТМО, СПбГУ, СПбПУ и др. То есть как раз те учебные заведения, которые вошли в этом году и в рейтинг THE.

В компании Superjob, представившей в этом году несколько собственных рейтингов, основанных на получаемых выпускниками зарплатах, рассказывают, что для большинства вузов попадание в рейтинг, вне зависимости от занятого места, служит подтверждением самого важного тезиса: их выпускники действительно востребованны как профессионалы на рынке труда.

«За лучшими вузами работодатели «приглядывают» заранее: организуют программы стажировок, учебные лаборатории, всевозможные конкурсы и гранты. Но после выпуска преимущество уже будет иметь тот специалист, который сумеет лучше убедить работодателя в своем профессиональном потенциале», — рассказывает представитель компании Владислав Гладенков.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/09/22/Na_chto_vlijaet_popadanie_v

5 университетов США, где можно учиться бесплатно

На сегодняшний день в Америке существуют огромные возможности для образования. Миллионы студентов
со всего мира приезжают каждый год в США для продолжения образования. Американская система образования устроена так, что талантливых учащихся всегда поддерживают, деньги не должны стать преградой к получению образования. Кроме того, университеты борются за право быть первыми в мировых рейтингах, поэтому предлагают места в университетах и щедрую финансовую помощь иностранным студентам.Поиск стипендий и грантов в зарубежных университетов лучше начать с тех учебных заведений, которые занимают первые строчки международных рейтингов образования. Такие университеты принимают огромное количество иностранных студентов, получают финансирование от разных частных фондов и способны обеспечить своих студентов щедрыми стипендиями и грантами.

Stanford University (Стэнфордский университет) можно по праву считать одним из самых лучших университетов для международных студентов. Университет обеспечивает стипендиями всех нуждающихся студентов и проводит кампанию, направленную на привлечение большего количества учащихся со всего мира.

Студенты получают полное финансирование, если подтвердят, что доход их семьи составляет менее 60000$ в год. В университет поступают студенты из разных стран мира, в том числе и из России. 

University of Oregon (Орегонский университет) предлагает не только большой выбор программ, но и поддерживает своих студентов материально. В университете огромное количество стипендий, собрав которые вы можете учиться бесплатно.

Приёмная комиссия исправно отвечает на все вопросы абитуриентов, более того на сайте вы можете найти специалистов, которые отвечают за приём абитуриентов из вашей страны и пообщаться с настоящими студентами.

University of Florida (Флоридский университет) – огромный американский университет, в котором учатся студенты из 130 стран. Университет занимает 27 место по данным  Top American Research Universities. 20 программ магистратуры Флоридского университета входят в Топ-100 США по уровню преподавания. Всего предлагается более 200 программ.

Иностранные студенты обеспечиваются проживанием и стипендией, которая покрывает все расходы при предоставлении соответствующих документов.

Illinois State University (Университет штата Иллинойс) заинтересован в привлечении иностранных студентов, однако не предлагает студентам из-за рубежа щедрой финансовой помощи в виде стипендий и грантов.

Тем ни менее, университет известен тем, что обеспечивает иностранных студентов работой в качестве ассистентов (assistantship), в ходе которой вы помогаете профессору с проведением занятий, сбором данных для исследований, выполняете другую ассистентскую работу за которую получаете полное покрытие стоимости обучения, проживания и можете получить средства на другие расходы.

Michigan State University (Университет штата Мичиган) – огромный выбор программ для обучения сочетается с разными видами финансовой помощи для всех нуждающихся студентов, что делает этот университет отличным выбором для иностранных студентов. Программы по ядерной физике, инженерному делу, политологии, бизнесу, журналистике, образованию и остеопатии считаются одними из лучших в США.

Иностранные студенты могут получить полное финансирование в университетах США и учиться бесплатно. Чтобы стать на шаг ближе к осуществлению своей мечты обучения в университете за рубежом, записывайтесь на марафон Марины Могилко «Поступаем в США».

Источник: https://LinguaTrip.com/blog/5_universitetov_v_sha_gde_uchatsa_besplatno/

Вузам урежут финансирование по проекту «5-100»

Программу государственной поддержки ведущих университетов России, направленную на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров («5-100»), предлагают урезать на 12,7 млрд рублей до 2020 года.

Такое решение было принято в конце декабря прошлого года на совещании у вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец, сообщил «Известиям» один из участников совещания. Информацию подтвердили в пресс-службе Министерства образования.

Соответствующее постановление правительства уже разрабатывается в ведомстве. 

— Проект постановления подготовлен в целях корректировки объемов финансирования программы с учетом размера бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Отметим также, что министерство направило в Минфин предложения ассоциации «Глобальные университеты» о необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию указанного постановления в 2017–2019 годах, позволяющих восстановить финансирование на прежнем уровне, и в настоящее время этот вопрос обсуждается, — пояснили в пресс-службе Министерства образования и науки.

В пресс-службе Министерства финансов «Известиям» заявили, что бюджет на 2017-й и плановые 2018–2019 годы утвержден и теперь каждый федеральный орган исполнительной власти сам должен определить приоритетные направления для распределения лимитов финансирования по своим программам. Никаких переговоров с Министерством образования по этому вопросу не идет.

Согласно действующему постановлению правительства ежегодно (с 2017 по 2020 год) на поддержку ведущих университетов России выделяется 14,5 млрд рублей. В Минобрнауки теперь предлагают пересмотреть эти цифры.

Согласно проекту постановления, которое готовится в ведомстве, в 2017 году планируется выделить 10,6 млрд рублей, в 2018-м — 10,2 млрд рублей, в 2019-м — 10 млрд рублей и только в 2020-м — вернуться к показателю 14,5 млрд рублей.

Проект «5-100» — государственная программа поддержки российских вузов. Ее цель — продвижение и повышение престижа российского образования.

Согласно указу президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году пять российских университетов должны войти в топ-100 лучших высших учебных заведений мира по версии QS World University Rankings — одного из ведущих международных рейтингов.

На прошлой неделе Владимир Путин провел рабочую встречу с ректором НИУ «Высшая школа экономики» Ярославом Кузьминовым, на которой обсуждалась возможность продления программы «5-100» до 2025 года. Президент заявил, что детали еще предстоит обсудить, однако уже сейчас видно «качественное изменение ситуации» в сфере высшего образования.

На данный момент пять высших учебных заведений страны вошли в топ-100 предметных рейтингов: Физтех, МИФИ, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и Высшая школа экономики. Всего же финансовая поддержка была оказана 21 российскому вузу.

Напомним, что проект стартовал в 2013 году, изначально лучшим российским вузам планировалось выделить в общей сложности 75,9 млрд рублей в течение семи лет. Однако экономическая ситуация в мире заставила правительство пересмотреть эти цифры.

— С одной стороны, существуют серьезные бюджетные ограничения. Сокращению подверглась и федеральная целевая программа по развитию образования до 2020 года. Резервов у министерства для поддержки и развития становится меньше. Сейчас они стремятся выполнить то, что обязаны по поставленным параметрам, — отметила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

По словам эксперта, сейчас участников проекта разделили на две категории. Первая — это те вузы, которые добились изначально заявленных показателей, они продолжат получать финансирование в полном объеме. Вторая — те, кому этого не удалось, они получили урезанное финансирование, кто-то и вовсе был исключен из программы.

По мнению руководителя исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг университетов» Алексея Чаплыгина, количество участников программы не должно уменьшиться, но и о запланированном увеличении их числа речь уже не пойдет.

— В 2016 году мы увидели, как число участников программы значительно увеличилось, что внесло большую конкурентность среди университетов. Если будут так значительно уменьшать финансирование, то увеличить число участников, о чем раньше говорилось, уже не будет возможности, — резюмировал эксперт.

Источник: https://iz.ru/news/656947

Критерии оценки ВУЗов

Перед каждым абитуриентом встаёт вопрос не только выбора профессии, но и университета обучения, ведь от этого напрямую зависит качество получаемого образования. Чтобы помочь будущим студентам и их родителям разобраться в многообразии учебных заведений, существуют различные рейтинги ВУЗов.

В настоящий момент существует несколько рейтингов университетов, среди которых наибольшей популярностью пользуется официальный рейтинг Министерства Образования. Есть также Национальный рейтинг, который проводит Национальное аккредитационное агентство.

Российские университеты участвуют и в международных рейтингах, однако туда попадают лишь крупнейшие и самые известные ВУЗы.

Однако большинство абитуриентов пользуются неофициальными рейтингами, проводимыми различными частными компаниями на основе разных критериев.

Информация в рейтингах может быть представлена различным образом. Университеты могут быть разбиты на несколько групп (лучшие — худшие, средние), каждому университету может быть присвоено место или количество баллов. Также могут быть оценены не университеты в целом, а их образовательные программы, перечислены наиболее качественно преподаваемые предметы.

Критерии оценки университетов

Доверяя тому или иному рейтингу, нужно чётко знать, на основе какого критерия он составлен. Так, государственный рейтинг МО включает в себя очень много критериев:

  • преподавательский состав;
  • количество студентов;
  • количество изданных научных работ;
  • материальная база (обеспеченность учебным материалом);
  • бытовые условия в аудиториях и общежитии.

Также нужно понимать, как тот или иной критерий влияет на место ВУЗа в рейтинге. Так, большее количество студентов повышает рейтинг университета, хотя напрямую качество образования от этого не зависит.

Да и обучаться в многочисленных группах не так удобно и эффективно. Получается, комплексный официальный рейтинг никак не отвечает интересам абитуриентов.

Объективность рейтинга также зависит от достоверности исходных данных.

Более информативными оказываются рейтинги, характеризующие ВУЗ по определённому параметру. Как правило, такие градации составляют независимые рейтинговые агентства. При этом могут учитываться такие параметры:

  • количество трудоустроившихся выпускников;
  • успешность выпускников (их представленность в бизнес-элите);
  • оценка качества преподавания самими выпускниками;
  • мнение о выпускниках работодателей;
  • средний уровень поступающих (на основе баллов ЕГЭ).

Отметим, что ни один рейтинг не может отобразить полную ситуацию в сфере образования, поэтому при выборе будущего учебного заведения лучше пользоваться данными нескольких рейтингов.

Мне нравится

Источник: https://StudyNote.ru/studgid/abiturientu/kriterii_otsenki_vuzov/

Ссылка на основную публикацию