Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования — студенческий портал

В предыдущем номере «АО» (№ 80) было начато обсуждение актуальной темы – «Международное измерение российского образования: вектор сегодняшнего дня».

Проект «МЕДИАпланерка», запущенный редакцией журнала летом, способствовал значительной активности представителей вузов, которые включились в обсуждение, ответив на вопросы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Какие шаги необходимо предпринять сегодня для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования?
  2. Назовите наиболее перспективные направления международного сотрудничества образовательных организаций в реалиях сегодняшнего дня.
Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования - Студенческий порталРОГАЛЕВ Николай Дмитриевич, ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» (г. Москва), доктор технических наук, профессор:

– (1,2) Национальный исследовательский университет «МЭИ» стал совместно с МГУ одним из первых высших учебных заведений СССР, получивших право готовить иностранных специалистов еще в 1946 году. С тех пор МЭИ находится на переднем плане международного сотрудничества.

За прошедшие годы реализовано множество международных проектов. МЭИ выпустил свыше 9 тыс. иностранных специалистов из более 100 стран. Но мир постоянно изменяется, и, следовательно, необходимо не только удерживать уже завоеванные высоты, но и непрерывно штурмовать новые.

На современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты. Отметим некоторые из них, в которых МЭИ принимает активное участие.

Проект «Время учиться в России!», реализуемый под эгидой Россотрудничества, – один из самых масштабных за рубежом за последние годы.

Он включает организацию олимпиады, мероприятия по развитию прямых межвузовских связей, презентации российского образования с распространением справочника университетов, просветительские мероприятия с участием российских преподавателей-лекторов, семинары для сотрудников российских вузов, мероприятия для иностранных студентов в России. Цели проекта – продвижение российского образования за рубежом, отбор наиболее талантливых выпускников иностранных школ и бакалавриата иностранных вузов на обучение в России, в том числе за счет средств федерального бюджета, развитие межвузовского сотрудничества и разработка совместных образовательных программ, повышение квалификации руководителей и сотрудников международных служб российских вузов, адаптация иностранных студентов российских университетов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как управлять временем: советы психолога - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Для координации усилий российских университетов по реализации проекта в феврале 2014 года подписано соглашение о создании консорциума «Время учиться в России!». В него входят 11 российских вузов (председателем консорциума в 2015 году является ректор МЭИ. – Прим. ред.).

Это значительный вклад в осуществление Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, утвержденной министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым в марте 2014 года.

Разработана, получила одобрение Минобрнауки РФ и утверждена Россотрудничеством концепция одноименных олимпиад выпускников старшей школы иностранных государств.

Чтобы оценить масштабы и динамику проекта, достаточно упомянуть, что в 2015 году в российские университеты зачислено 485 победителей олимпиады «Время учиться в России!».

Еще одним прорывным направлением в международном сотрудничестве является Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, созданный в сентябре 2013 года в Бишкеке на общем собрании вузов.

В настоящее время он объединяет 21 российский и 6 киргизских университетов (председателем правления консорциума избран ректор МЭИ. – Прим. ред.).

Основная задача взаимодействия – поддержка двусторонних совместных образовательных программ.

Пример только этих двух проектов демонстрирует, что российские университеты не только адаптировались к изменившейся внешнеполитической обстановке, но и успешно реализуют новые прорывные направления в области международного научного и образовательного сотрудничества.

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования - Студенческий порталПАНИН Владимир Алексеевич, ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, доктор физико-математических наук, профессор:

– (1) Актуальные задачи повышения конкуренто-способности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, предполагают проведение анализа современной геополитической обстановки и определение новых стратегических ориентиров в международном сотрудничестве в сфере науки, образования и инновационного развития. Такой анализ будет первым шагом на пути к определению способов повышения конкурентоспособности в условиях стремительно меняющихся внешнеполитических реалий.

Читайте также:  Новое министерство и онлайн-трансляции егэ - студенческий портал

– (2) Хотелось бы подчеркнуть значимость межвузовского сотрудничества как одного из направлений международной деятельности университетов, и, следовательно, их позиционирования как в национальном, так и в большинстве международных рейтингов.

Убежден, создание межвузовских консорциумов является перспективным инструментарием развития международного образовательного и научного сотрудничества на современном этапе.

Сетевые формы взаимодействия университетов с зарубежными вузами-партнерами способствуют увеличению контингента иностранных студентов (важный показатель большинства рейтингов), повышению качества образования, поскольку предполагают использование новых образовательных технологий на основе программной интеграции, а также контроль качества преподавания и обучения со стороны партнеров по консорциуму.

К перспективным направлениям международного сотрудничества следует также отнести продвижение российских образовательных и научных услуг (экспертное и институциональное сопровождение) посредством проектирования, реализации и организационного сопровождения международных образовательных и научных программ и проектов.

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования - Студенческий порталШУЛЬЦ Ольга Геннадьевна, декан по работе с иностранными учащимися Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, кандидат юридических наук:

– (1) Во-­первых, для вхождения в международное образовательное пространство на правах активно конкурирующих российским вузам крайне необходимо разработать свой «бренд», в понятие которого войдут международные контакты, связи, механизмы привлечения иностранных учащихся и преподавателей, рекрутинговая деятельность, эффективная система управления персоналом. Особое внимание следует уделить тем информационным каналам, которые могут быть наиболее востребованными при принятии решения иностранным преподавателем или абитуриентом о возможном трудоустройстве или учебе в российском вузе. Прежде всего речь идет о сайте вуза на английском или нескольких иностранных языках.

Во-­вторых, работа российских агентств по продвижению вузов за рубежом не всегда эффективна, так как этот опыт является для страны в целом относительно новым.

Однако такой опыт есть у зарубежных агентств, чьими услугами можно пользоваться для выхода на международный рынок. Например, взаимодействуя с рекрутинговыми агентствами Индии, МВА им. К.И.

 Скрябина вышла на индийский образовательный рынок, который заинтересован в подготовке ветеринарных специалистов высокого уровня.

В-третьих, на сегодняшний день серьезной проблемой интеграции российских вузов в Болонский процесс является отсутствие во многих из них программ обучения на иностранных языках, а также непризнание выданных ими дипломов за рубежом.

Целесообразно разработать программы обучения по востребованным зарубежными абитуриентами направлениям подготовки на иностранных языках с привлечением высококвалифицированных преподавателей, имеющих соответствующий опыт работы.

Прийти к единообразному пониманию и признанию российского аграрного образования в мире поможет реализация программ по признанию двойных дипломов по ведущим направлениям подготовки.

– (2) Международная деятельность МВА им. К.И. Скрябина направлена, в частности, на привлечение зарубежного интеллектуального и материального потенциала, обогащение российской системы образования ценностями мировой культуры и опытом зарубежных вузов, продвижение вуза в международное образовательное пространство. Среди перспективных направлений международного сотрудничества академии:

  • разработка проектов по признанию программ подготовки по специальности «Ветеринарная медицина» на английском языке для ряда зарубежных стран;
  • реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами (академия уже имеет успешный опыт в этом направлении, сотрудничая на постоянной основе с Даманхурским университетом, Египет);
  • участие профессорско-преподавательского состава в международных проектах (ППС академии длительное время участвует в крупном международном проекте STAR-IDAZ, посвященном исследованиям болезней животных и зоонозам).
  • развитие международной академической мобильности учащихся, преподавательского и административно­-управленческого состава.
Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования - Студенческий порталБАРХАТОВА Татьяна Викторовна, проректор по международной деятельности и молодёжной политике Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар), доктор технических наук, профессор:

– (1) Думается, для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профобразования необходимы такие шаги, как:

  • внедрение инновационных образовательных программ, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
  • реализация программ обучения на английском языке;
  • развитие дистанционных форм обучения;
  • интеграция образования, науки и инновационной деятельности.

– (2) В настоящее время наиболее актуальны следующие направления международного сотрудничества:

  • создание сети академического обмена на основе двусторонних и многосторонних договоров университетов с российскими и зарубежными партнёрскими учебными заведениями;
  • привлечение иностранных преподавателей и специалистов, сотрудников крупных иностранных компаний, работающих в одном территориальном округе с вузом и имеющих передовой опыт инжиниринга, к участию в учебном процессе;
  • вовлечение преподавателей и обучающихся в участие в международных программах на конкурсной основе.
Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования - Студенческий порталТИХОМИРОВА Наталья Владимировна, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор экономических наук, профессор:

– (1) В ближайшие пять-десять лет в России необходимо введение новых форматов, направленных на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования.

Например, нужны онлайн-рейтинги вузовских преподавателей, пиринговые системы оценки курсовых и дипломных работ.

Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок.

Активное использование в повседневной жизни интернета, информационно­ коммуникационных технологий и гаджетов требует полного изменения образовательных программ и самих принципов работы, внедрения новых видов учебных материалов.

Школам и университетам необходимо активно осваивать открытые учебники и электронные книги, применять облачные технологии, развивать обучение, основанное на применении игровых методов (геймификация).

Следующий год для образовательного сообщества, по нашим прогнозам, будет посвящен активному развитию и внедрению в образовательный процесс всеобщих открытых онлайновых курсов. Сегодня подобные проекты стали мегапопу-лярными. Время и России присоединиться к общемировому тренду.

Необходимо обратить внимание и на готовность, а точнее, неготовность самих российских вузов к активному выходу на международную арену. У большинства из них нет ясно сформулированной стратегии и плана развития международной деятельности, приема иностранных студентов, без чего добиться повышения конкурентоспособности российского образования очень сложно.

– (2) Сегодня создание прочных международных связей вузов невозможно без реализации совместных масштабных научных исследований. Вузы должны формировать многочисленные программы международных студенческих обменов, двойных дипломов и стажировок.

Необходимо обратить внимание на исключительную важность международного сотрудничества для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов.

Сегодня за счет программ международного сотрудничества, стажировок, академических обменов у них есть возможность учиться, представлять себя на мировом образовательном рынке, обмениваться опытом с зарубежными специалистами, формировать научные школы.

Важно также международное сотрудничество российских вузов и зарубежного бизнеса.

Отечественные вузовские аналитики, аспиранты и студенты способны на высоком уровне выполнять исследовательские проекты по заказу зарубежных компаний, ставящих целью выход на российский рынок.

Такая совместная деятельность позволяет решить задачу сближения вузов и бизнеса, сделать образование более практикоориентированным.

Актуальным направлением является сотрудничество с различными зарубежными аккредагентствами и компаниями с целью аккредитации своих образовательных программ.

Это дает возможность получить внешнюю независимую оценку программ, повысить их качество.

Перспективно активное участие в работе авторитетных ассоциаций, организаций, сетевых университетов, что позволяет повысить узнаваемость вузов, увеличить количество партнеров, укрепить деловую репутацию.

Активный прием иностранных студентов дает возможность создания интернациональной студенческой среды в образовательном учреждении.

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования - Студенческий порталМОЧАЛОВ Олег Дмитриевич, ректор Поволжской государственной социально-­гуманитарной академии (г. Самара), доктор исторических наук, доцент:

– (1) К наиболее действенным мерам повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, на наш взгляд, относится развитие материально­технической базы и инфраструктуры отечественных вузов.

Также необходимо увеличить количество и расширить спектр основных образовательных программ, реализуемых на иностранных языках, что позволит привлечь в отечественные вузы высококвалифицированных профессионалов и абитуриентов из стран дальнего зарубежья.

  • – (2) Теперь что касается наиболее перспективных направлений международного сотрудничества на сегодняшний день.
  • Во-­первых, это академическая мобильность, приобретающая все большую привлекательность, поскольку российские вузы с недавнего времени могут становиться полноправными участниками различных международных грантовых программ, – например, «Эразмус+», «Мевляна», – финансирующих долгосрочные стажировки российских студентов и преподавателей в зарубежных вузах­партнерах.
  • Во­-вторых, реализация программ двойных дипломов, что позволит привлечь большее количество абитуриентов в российские вузы и повысить качество образования.
  • И, в­-третьих, проведение совместных научных исследований с последующей публикацией результатов, что, несомненно, будет способствовать повышению имиджа российского образования и науки.

Источник: https://akvobr.ru/meri_povyshenia_konkurentosposobnosti_rossiiskogo_obrazovania.html

Конкурентоспособность российского высшего образования: результаты, факты, динамика

Что же указывает на повышение конкурентоспособности российского образования? Наверное, самый важный фактор — увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

Если человек не считает образование в данном университете и в данной стране перспективным для себя, зачем он поедет в эту страну и в этот вуз? Очень значимо, что подобный рост числа иностранных студентов происходит в том числе и за счет регионов, не являющихся «традиционными» для России: например, отмечается тенденция к увеличению числа студентов из стран Европы, в том числе Германии, Франции, Италии. Конечно, пока доля студентов из стран Европы очень незначительна. Но за последние пять лет их количество выросло более чем в 2 раза: с 1,3 тыс. в 2012 году до 2,7 тыс. в 2017 году (в данном случае учитываются только студенты, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, то есть студенты, выбравшие российские вузы для длительного обучения). Отмечается значительный прирост числа обучающихся из стран Азии, прежде всего Китая. Если в 2012/2013 учебном году в российских вузах обучалось 26,9 тыс. студентов из стран Азии, в том числе 9,2 тыс. из Китая, то в 2017/2018 учебном году данные показатели соответственно составляли 47,4 тыс. и 16,3 тыс. При этом очень важно понимать, что многие страны борются за иностранных студентов, но все большее их число выбирает Россию как страну, которая сможет обеспечить им качественное образование.

В целом начиная с 2012 года ежегодно происходит рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: если в 2012 году в российских университетах училось 164,8 тыс.

иностранных студентов, то, по предварительным данным, в 2018 году этот показатель достиг 309 тыс. человек.

Подобная положительная динамика свидетельствует о том, что российское высшее образование становится все более привлекательным для иностранцев, его качество признается за рубежом.

Следующим ключевым фактором, свидетельствующим о росте конкурентоспособности российского образования, является значительное улучшение позиций российской высшей школы в ведущих мировых рейтингах университетов (ARWU, QS, THE).

В целом год от года российские университеты демонстрируют в рейтингах положительную динамику.

Так, согласно анализу, проведенному рейтингом QS, Россия в 2018 году стала пятой в мире по среднему национальному росту, войдя в 6% лучших стран в мире по динамике улучшения позиций в общем рейтинге QS.

По итогам 2018 года число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов, — 18. В данном случае речь идет и об институциональных, и о предметных (отраслевых) рейтингах. В топ-500 наиболее авторитетных мировых рейтингов представлено 28 российских университетов (для сравнения, показатель 2012 года — 7 вузов).

Читайте также:  Как провести каникулы весело и с пользой - студенческий портал

Многие российские университеты уже сейчас входят в сотню лучших вузов мира по определенным предметным областям, таким как физика, математика, лингвистика, социология, политика и международные отношения, компьютерные науки (информатика), инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых, металлургия. При этом количество российских университетов, входящих в топ-100 предметных рейтингов, увеличилось — с одного университета в 2012 году до одиннадцати в 2018 году.

Это значит, что на настоящий момент 11 российских университетов приблизились к таким университетам как, например, Кембридж, Гарвард, Оксфорд, о которых, наверное, каждый из нас слышал как о бесспорных лидерах в сфере высшего образования.

Очень важно, что российские университеты в определенных предметных областях заняли более высокие позиции, чем многие «звезды», входящие в топ-100 общего рейтинга QS. Причем даже в тех сферах, где традиционно российские университеты сильными не считались.

Например, НИУ ВШЭ в предметном рейтинге «Социология» обгоняет Саутгемптонский университет и Университет Джонса Хопкинса, НИТУ «МИСиС» в предметном рейтинге «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых» опережает Иллинойсский университет.

Таким образом, уже сейчас некоторые российские университеты — равные среди лучших.

Источник: https://indicator.ru/humanitarian-science/konkurentosposobnost.htm

Шесть новых вузов отобраны в проект по повышению конкурентоспособности университетов РФ

МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/.

Проект «5-100», нацеленный на повышение конкурентоспособности ведущих российских вузов и укрепление их позиций в международных рейтингах, пополнится шестью университетами, защитившими свои программы повышения конкурентоспособности на заседании экспертного совета проекта под председательством министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, сообщили в пресс-службе ведомства.

На участие в проекте претендовали 18 вузов, каждый из которых в ходе двухдневного заседания с 23 по 24 октября на площадке Дальневосточного федерального университета представил долгосрочную программу развития своей образовательной организации.

По итогам обсуждения Совет признал лучшими и отобрал программы шести вузов: Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Первого московского государственного медицинского университета имени И.М.

Сеченова, Российского университета дружбы народов, Сибирского федерального университета, Тюменского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета.

Окончательное решение о включении вузов в проект и размере субсидий, предоставляемых отобранным вузов, будет принято министерством в течение двух недель.

Какие вузы уже входят в проект

В настоящий момент в проекте участвуют 15 ведущих российских вузов.

За последние два года реализации проекта им удалось достичь значительного продвижения в мировых рейтингах: в сентябре этого года сразу девять вузов-участников проекта попали в ежегодный рейтинг Times Higher Education, в октябре два вуза-участника проекта вошли в топ-10 рейтинга QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia.

Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100» был запущен в соответствии с положениями указа президента РФ в 2012 году как инструмент наращивания научно-исследовательского потенциала группы национальных университетов и укрепления их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

Университеты-победители открытого конкурса на предоставление государственной поддержки успешно защитили свои программы повышения конкурентоспособности, подразумевающие ряд мероприятий, на проведение которых направляются средства субсидии. Это разработка образовательных программ и проведение исследований мирового уровня, повышение узнаваемости российских вузов в мире.

Помимо вхождения не менее чем пяти российских университетов в первую сотню мировых рейтингов вузов, основная цель проекта — появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения.

Российские вузы в международных рейтингах. Досье

Источник: https://tass.ru/obschestvo/2378259

Как повысить конкурентоспособность медицинских вузов на мировом рынке

В рамках «Недели медицинского образования – 2018» прошел круглый стол «Экспортный потенциал российского медицинского образования: актуальное состояние, проблемы, перспективы», участники которого обсудили способы и возможности повышения конкурентоспособности российских медицинских вузов за рубежом.

Его модератором выступил директор Центра международного образования Сеченовского университета Олег Глазачев. Он предложил концепцию создания полного жизненного цикла иностранных обучающихся в медицинском вузе.

Были затронуты вопросы об отсутствии соглашений с некоторыми странами о взаимном признании документов об образовании, несовершенство нормативно-правовой базы (срок действия учебной визы, порядок миграционного учета), несоответствие продолжительности образования в ординатуре запросам отдельных стран, перенос на более поздние сроки начала учебного года иностранным студентам 1 курса.

«Потенциал российского медицинского образования как одного из самых весомых в доле экспорта образовательных услуг достаточно высок, — отметил Олег Глазачев.

— Практически каждый пятый иностранный студент (18%) обучается в России по направлению «Здравоохранение и медицинские науки» — более 42 тыс. человек.

Нужна кропотливая аналитическая и маркетинговая работа по освоению новых рынков».

С докладом «Особенности признания медицинского образования» выступила Директор «Главэкспертцентра» Вера Скоробогатова.

Главная идея её выступления — увеличение экспорта медицинского образования, совершенствование и развитие нормативно-правовой базы и процессов признания документов об образовании (международная сертификация и аккредитация российского образования).

Декан по работе с зарубежными студентами Волгоградского государственного медицинского университета Дмитрий Емельянов представил результаты исследования о разных программах преподавания русского языка («Русский язык как основа освоения медицинских знаний иностранными студентами»).

Об опыте организации и реализации совместных образовательных программ с зарубежными партнерами из Болгарии, Италии, Ирландии, Китая рассказала директор Центра Магистерских программ Сеченовского университета Юлия Федорова. Начальник отдела по работе с филиалами Первого МГМУ Дмитрий Морозов обрисовал особенности работы зарубежных филиалов российских вузов на примере Бакинского филиала.

Декан международного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Надежда Былова обозначила сложности и преимущества разработки и внедрения программ двойного диплома на примере своего вуза и Миланского университета.

Она рассказала, как проходит согласование учебных планов, контролируется посещаемость занятий и усвоение знаний студентами, качество преподавания (в т.ч. со стороны учащихся), решаются вне учебные проблемы.

Для программ иностранных обучающихся (с обучением на иностранном языке) участники предложили обмениваться учебно-методическими материалами и учебными пособиями, изданными в мед.

вузах для иностранных студентов, ускорить коррекцию нормативно-правовой документации, регламентирующей пребывание иностранных обучающихся в РФ.

Кроме того было предложено подготовить обращение в министерство здравоохранения РФ с просьбой скорейшего разъяснения правил приема иностранных граждан на обучение по программам ординатуры в 2018 году.

Наталья Казакова, Центр международного образования

Олег Кирюшкин, Наталья Казакова

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Moskva.BezFormata.com/listnews/konkurentosposobnost-meditcinskih-vuzov/67334489/

Совет 5-100 подвел итоги

  • 27 октября Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее — Совет), являющийся постоянно действующим совещательным органом, созданным для рассмотрения вопросов развития ведущих российских университетов, завершил свою работу.
  • На одиннадцатом заседании Совета были рассмотрены отчеты университетов — участников Проекта 5-100 о реализации планов мероприятий по реализации программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») в 2017 г.
  • По итогам заседания Совет рекомендовал Министерству науки и высшего образования Российской Федерации продолжить оказание государственной поддержки всем вузам-победителям — 21-у университету — участнику Проекта 5-100. При этом вузы-победители были разделены на три группы, в каждую из которых вошло по семь университетов:
  • Первая группа: МФТИ, НИТУ «МИСиС», НГУ, НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, НИЯУ МИФИ, ТГУ.
  • Вторая группа: КФУ, РУДН, Сеченовский университет, СПбПУ, ТПУ, ТюмГУ, УрФУ.
  • Третья группа: БФУ им. И. Канта, ДВФУ, Самарский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СФУ, Университет Лобачевского, ЮУрГУ.

Вузы в группах перечислены в алфавитном порядке.

Стоит отметить, что распределение вузов по трем группам предусматривает последующую дифференциацию предоставляемой вузам-участникам Проекта государственной поддержки, т. е. объема выделяемой Правительством Российской Федерации субсидии каждой группе учреждений.

В числе рекомендаций, сформированных Советом вузам — участникам Проекта для достижения ведущими вузами целей планов мероприятий по реализации программ повышения конкурентоспособности, следует выделить следующие:

  1. Совет указывает на необходимость фокусировки университетов на основных приоритетах своего развития, включая приоритетные исследовательские направления, которые обеспечат университетам признание на международной арене в качестве ведущих мировых научно-образовательных центров. При этом необходимо учитывать наличие ресурсов (финансовых, кадровых, временных и т. д.), а также мировую научно-образовательную повестку, что позволит на завершающем этапе актуализировать цели по повышению конкурентоспособности университетов на мировой арене.
  2. Совет рекомендует обратить внимание на необходимость обновления и трансформации как системы управления в целом, так и управленческих стратегий в исследовательской, образовательной и инновационной сферах. Подобный подход позволит университетам следовать современным тенденциям развития, а также расширить перечень компетенций в области управления.
  3. В связи с необходимостью усиления роли университетов в развитии регионов, Совет указывает на необходимость интенсификации работы по выстраиванию взаимодействия университетов с индустрией, в том числе путем создания предпринимательской среды внутри университетов и инновационной экосистемы вокруг них. Помимо этого, университетам необходимо уделить больше внимания развитию предпринимательского образования как одного из необходимых направлений создания инновационной культуры как внутри университета, так и в регионе в целом.
  4. Совет рекомендует продолжить работу по развитию кадрового потенциала университетов: усилению профессорско-преподавательского состава, увеличению числа исследователей, в том числе путем привлечения специалистов из зарубежных университетов. Сильный кадровый состав университетов — один из основных ресурсов их развития.
  5. Совет рекомендует уделить серьезное внимание разработке дополнительных мер по привлечению иностранных студентов, в том числе по повышению их качественного состава, поскольку высокий уровень обучающихся позволяет университету повышать качество своей образовательной деятельности, а также формировать репутацию научно-образовательного центра, выпускники которого конкурентоспособны на рынке труда, в том числе международном.
  1. На пленарной сессии 7 ноября 2018 года в рамках XXV семинара-конференции Проекта 5-100 заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская и Андрей Волков, заместитель председателя Совета, научный руководитель Московской школы управления «Сколково», расскажут об итогах заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров.
  2. Для аккредитации на мероприятие просьба предоставить следующие данные: ФИО, Контактный телефон, Должность.
  3. Время и место проведения: 7 ноября 12:15-13:45, НИТУ «МИСиС», корпус Б , Концертный зал (2 этаж ).
  4. Адрес: Ленинский проспект 4, г. Москва
  5. Аккредитации для представителей СМИ: novikova@5top100.ru
  6. ***

Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно образовательных центров (Совет) был образован по решению Правительства Российской Федерации весной 2013 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Совет является постоянно действующим совещательным органом.

В состав Совета входят иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, а также признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования.

Председателем Совета является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова, заместителями председателя Совета — Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Михайлович Котюков и научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Евгеньевич Волков.

Источник: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=401

Ссылка на основную публикацию