Как будут повышать престиж российского образования — студенческий портал

В связи с расширением использования природных хладагентов и переходом на новые хладагенты, а также в связи с внедрением новых электронных решений и усложнением систем холодоснабжения, все больше внимания уделяется уровню квалификации монтажников систем холодоснабжения и кондиционирования воздуха. Подготовкой и обучением этих специалистов занимается система среднего профессионального образования (наши различные колледжи), и в этой статье мы хотим обсудить некоторые вопросы среднего профессионального образования в холодильной отрасли

Как будут повышать престиж российского образования - Студенческий портал

Как известно, Президент России Владимир Путин поставил задачи поднять престиж профессионального образования и вывести его на международный уровень. Поэтому закономерно встал вопрос — как это сделать и где этот уровень, как измерить и сравнить образование в России и в мире.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

И решение нашлось — в 2012 г Россия вступила в мировое движение WorldSkills International, целью которого является популяризация и продвижение рабочих специальностей, и стала участвовать в международных чемпионатах мира по профессиональному мастерству. Был организован союз «Ворлдскиллс Россия» и компетенция «Холодильная техника и системы кондиционирования», которую возглавил Андрей Анатольевич Пивинский.

Под его руководством началось формирование компетенции, создание специализированных центров компетенции, подготовка преподавателей, организация и проведение чемпионатов.

И после нескольких лет непростой работы был сделан громадный рывок вперед — Россия в компетенции «Холодильная техника и системы кондиционирование» заняла первое место на чемпионате Европы в Швеции в декабре 2016 г (EuroSkills 2016) и потом первое место на чемпионате мира в Абу-Даби (ОАЭ) в октябре 2017 г.

Это результат работы большой команды специалистов под руководством А.А.Пивинского, которая развивала нашу компетенцию и занималась подготовкой сборной команды России. Но данная ситуация не могла полностью отразить динамику развития системы образования и напрямую стать индикатором развития системы подготовки холодильщиков.

И решение снова было найдено — это внедрение демонстрационного экзамена по стандарту WorldSkills, который позволит оценивать динамику развития образования, сравнивать уровни выпускников колледжей и уровни преподавания.

Впервые в 2017 г в профильных колледжах Москвы, Екатеринбурга и Краснодарского края в качестве выпускных экзаменов были проведены экзамены по стандарту WorldSkills, и выпускники самостоятельно в течение 3-х дней собирали различные холодильные системы, искали скрытые неисправности и устраняли их.

Результаты экзаменов размещены в открытом доступе на сайте движения «ВорлдСкиллс Россия» по адресу www.worldskills.ru. Согласно этим данным экзамен сдавали 107 человек и 30% (32 выпускника) показали хорошие результаты на уровне медальона за профессионализм (т.е. справились с заданием и показали качественный уровень средней профессиональной подготовки).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Хочу отметить, что лидерами по качеству образования стали «Екатеринбургский экономико-технологический колледж», «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» и «Вознесенский техникум пищевых производств». Но 37% (40 человек) получили менее 30 баллов из 100, а средний балл составил 36,97 из 100.

Вот такой у нас сейчас уровень. В этом ключе интересно сравнить сами системы образования России и Европы. С нашей системой образования все знакомы, и о ней можно не рассказывать. А в Германии, например, очень широко применяется так называемая дуальная система образования (хочу отметить, что в России недавно были приняты соответствующие законы, и это тоже сейчас допускается).

В данной системе учащиеся после окончания средней школы устраиваются на работу и затем совмещают практическую работу с обучением в учебном заведении — т.е. три недели в месяц они работают, а четвертую неделю учатся (учебу оплачивает компания работодатель).

Как будут повышать престиж российского образования - Студенческий портал

Такая параллельная работа и учеба продолжаются 3,5 года, и к моменту окончания учебы у выпускников уже более трех лет практической работы.

У учебных заведений очень тесные связи с отраслью и компаниями, которые фактически одновременно выступают заказчиком обучения своего сотрудника и потребителями этого обучения (при этом учебные заведения находятся полностью на самообеспечении и напрямую заинтересованы в высоком качестве своего обучения, самостоятельно рекламируют и продвигают свои услуги).

В нашей стране заказчиком обучения выступает Министерство образования, потребителем является холодильная отрасль (сотни и тысячи различных холодильных компаний) и это, к сожалению, совершенно разные миры, не связанные между собой. И этот разрыв несомненно влияет на отрасль.

Очень важно его уменьшить или устранить, установить связку между образованием и отраслью, и для этого необходима более тесная совместная работа. Например, совместная разработка профессиональных стандартов, совместная разработка федеральных образовательных стандартов, участие компаний в проведение лекционных и практических работ, помощь с материально-техническим оснащением и т.д.

Компания «Данфосс» всегда уделяла большое внимание образованию и многие годы сотрудничала с ВУЗами и колледжами — мы помогаем с оснащением, проводим различные лекции и семинары, рассказываем ребятам про самые современные продукты и решения, про новые тренды и новые применения. В рамках этой работы с 2016 г компания «Данфосс» является партнером движения «ВорлдСкиллс Россия» в компетенции «Холодильная техника и кондиционирование воздуха» и принимает участие в развитии компетенции и повышении уровня профессионального образования.

Но необходимы серьезные шаги и со стороны колледжей, большинство из которых «невидимо» живут в своем мире (в смысле, что их никому не видно). Например, в Москве более тысячи различных компаний занимаются монтажом и обслуживанием холодильного оборудования и систем кондиционирования. Но сколько из них знает про столичные холодильные колледжи? Наверное, 20-30 компаний.

Колледжам нужно заявлять о себе на профильных выставках, участвовать в работе ассоциации, размещать свою информацию в профильных СМИ, приглашать компании к себе на лекции и семинары и т.д.

(известность колледжей для компаний особенно актуальна в сфере того, что, помимо обучения студентов, эти колледжи часто также являются центрами повышения квалификации и компании могут направлять туда своих сотрудников).

Также важно отметить, что во многих странах Европы внедрена сертификация на право монтажа и обслуживания систем холодоснабжения и кондиционирования (в основном это связано с усложнением оборудования и негативным влиянием используемых фреонов на экологию). Такие центры сертификации организованы на базе учебных заведений, и выпускники учебных заведений автоматически получают сертификаты первой категории, т.е. допуск на право монтажа и обслуживания любых систем холодоснабжения и кондиционирования.

В России работа по организации таких центров сертификации находится на начальном этапе, но мы надеемся, что через некоторое время система сертификации будет внедрена, и заниматься монтажом будут только грамотные специалисты.

Но пока зачастую монтажом и обслуживанием пытается заниматься неквалифицированный дешевый персонал, пришедший из других отраслей, без специального образования, что снижает уровень заработной платы в отрасли и, соответственно, престиж специальности для будущих холодильщиков.

Помимо этого, с внедрением центров сертификации и ограничением неквалифицированных рабочих кадров потребуются новые колледжи, чтобы обучить и восполнить такое количество неквалифицированных монтажников грамотными специалистами (при этом уже сейчас при сравнении с Германией ее население почти в два раза меньше, чем в России, а колледжей больше).

Не могу не отметить еще один положительный момент. В Европе в университеты поступает много выпускников средних профессиональных образовательных организаций. Такие инженеры, уже имеющие несколько лет практической работы и несколько лет обучения в колледже, получая после этого теоретические знания в университете, несравнимы с выпускниками наших университетов.

Как будут повышать престиж российского образования - Студенческий портал

И очень здорово, что с 2017 г движение «ВорлдСкиллс Россия» работает с высшими учебными заведениями — начались практические обучения студентов, проводятся соревнования между ВУЗами (финал чемпионата России прошел недавно на ВДНХ), внедряются внутренние практические экзамены. Несомненно, что дополнение этих практических навыков повысит профессионализм будущих инженеров.

Источник: https://www.holodinfo.ru/rubrics/kadry/kak-podnyat-prestizh-professionalnogo-obrazovaniya/

Эксперты: ​закон о трудоустройстве иностранных студентов повысит престиж российского образования

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Закон, который упрощает процедуру трудоустройства для иностранных студентов отечественных вузов, повысит престиж российской высшей школы за рубежом и положительно отразится на экономике страны. Такое мнение высказали, опрошенные ТАСС эксперты в сфере образования.

Соответствующий законопроект Госдума приняла на заседании в четверг в третьем и окончательном чтении. По словам заместителя директора международного департамента МФТИ Максима Косякова, подобные изменения законодательства дают ряд преимуществ для отечественной системы образования.

10.ДЕК., 10:00

Как будут повышать престиж российского образования - Студенческий портал Все флаги в гости будут к нам: как работают программы студенческого обмена в регионах

«Для российских вузов данное новообразование открывает большие возможности и повышает конкурентоспособность и престиж системы образования в целом. Студенты получают не только теоретические, но и практические знания. Таким образом, мы реализуем полную цепочку создания человеческого капитала», — считает он.

Конечно, и сегодня помимо теоретических занятий студенты в обязательном порядке должны проходить так называемую производственную практику, обращают внимание эксперты.

«Однако возможность получить реальный опыт работы в выбранной профессии — это совершенно иной уровень ответственности и осознанности. Работодатели видят в этом свои преимущества: студенты легко обучаемы, инициативны, нацелены расти и развиваться. А в силу своего возраста они способны предложить нестандартные решения», — уверен проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Арсеньев.

Позитивное влияние на экономику

Особенно это актуально для таких регионов, как, например, Томская область, где активно развивается интеграция образования, науки и бизнеса, подчеркивает проректор Томского политехнического университета по внешним связям Лилия Кирьянова.

«Студенты уже в процессе обучения вовлечены в научную работу и в реальные прикладные проекты предприятий. А это значит, что у талантливых иностранных студентов тоже должна быть возможность быть вовлеченными в эти процессы с официальным статусом и получать оплату за свой труд», — поясняет она.

Причем если сейчас работодатели не очень заинтересованы официально трудоустраивать иностранных студентов, поскольку для этого нужно предварительно оформить разрешение, то упрощение процедуры позволит заключать с ними трудовой договор без дополнительной волокиты.

«При успешном опыте работы есть намного больше шансов, что студент после получения диплома останется в регионе и будет в дальнейшем здесь работать в качестве квалифицированного специалиста с высшим образованием. При официальном трудоустройстве также будут отчисляться налоги в бюджет РФ, что будет иметь только положительный эффект на экономику», — отмечает начальник управления международного сотрудничества ЮУрГУ Людмила Лапина.

16.ДЕК., 09:30

Как будут повышать престиж российского образования - Студенческий портал Ректор РУДН Владимир Филиппов: иностранные студенты в остатке или в уме?

У России в этом смысле перед глазами есть большой и позитивный международный опыт.

Например, в Австралии студентам разрешено работать как во время обучения, так и на каникулах, причем без всяких ограничений, рассказывает проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Минина.

По ее словам, благодаря этому страна начала привлекать довольно высокий процент иностранных студентов, что в свою очередь положительно повлияло на ее экономику.

«Это пример, который можно использовать Трудоустройство иностранных студентов прописано во всех указах и нацпроектах, в русле которых мы сейчас выстраиваем свою деятельность. Поэтому внесение принятие соответствующего закона, безусловно, является перспективным», — заявила Минина.

О законе

Инициативу в ноябре прошлого года внесла группа парламентариев во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и спикером Госдумы Вячеславом Володиным.

Документ дает возможность без получения специального разрешения работать в России иностранным студентам, которые учатся в российских вузах на очных отделениях.

Вместе с тем уточняется, что в случае завершения или прекращения обучения, заключенный на этом основании трудовой договор подлежит расторжению.

Сегодня работать в России без разрешения вправе лишь те иностранные студенты, которые работают на каникулах, либо в свободное от учебы время в своих вузах или в хозяйственных обществах или партнерствах, созданных при них. В остальном, чтобы устроиться на работу, иностранные студенты должны получить разрешения на работу, а для этого нужно собрать определенный перечень документов.

НА ЭТУ ТЕМУ

3 МАТЕРИАЛА

Согласно официальным данным, которые приводились в пояснительной записке к законопроекту, в 2018 году численность иностранцев, обучающихся очно в российских вузах, составила 210 тыс. человек, из них лишь 859 человек воспользовались возможностью получить в установленном порядке разрешение на работу и трудоустроиться.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/eksperty-zakon-o-trudoustrojstve-inostrannyh-studentov-povysit-prestiz-rossijskogo-obrazovania

Престиж педагогического образования в России растет год от года

21 июня ректор МПГУ Алексей Семенов выступил на итоговом семинаре Института образования Высшей школы экономики, на котором традиционно подводятся итоги завершающегося учебного года. По его мнению, в 20152016 учебном году педагогические вузы укрепили свои позиции: сегодня все понимают, что это важнейшая часть системы образования.

Традиционный семинар «Итоги года в образовании» был посвящен 60-летию со дня рождения и 10-летию со дня смерти Анатолия Пинского – выпускника МГПИ имени В.И.

Ленина, учителя физики и директора школы, реформатора и исследователя образования, с именем которого связаны такие идеи реформы, как профильное обучение и развитие общественного управления в школах.

В семинаре приняли участие представители органов государственной власти, ведущих школ и вузов, исследовательских и общественных организаций.

Изменения, которые проводятся в российском образовании, – рост финансирования, ЕГЭ, переход на Болонскую систему в высшем образовании и другие – приводят к появлению «разумных моделей», отметил в своем выступлении ректор МПГУ.

Даже если согласиться с тем, что методы управления в образовании становятся более жесткими, система демонстрирует адаптивность.

Можно говорить об эффекте непрямого лоббирования: многие идеи, предложенные экспертами, принимаются властью, пусть даже не с первой попытки, и успешно реализуются, доказывая свою продуктивность.

Важный итог уходящего учебного года – рост престижа педагогических вузов, считает Алексей Семенов.

Читайте также:  В егэ по литературе может появиться устная часть - студенческий портал

Он отметил, что в успешном развитии педвузов велика роль экспертов, продвигающих идеи реформы педагогического образования, – прежде всего, научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина и председателя Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» http://mpgu.su/novosti/koordinatsionnogo-obrazovaniya-pedagogicheskie/ Виктора Болотова. «Исчезло ощущение, что педвузы выпускают плохих учителей и вообще существуют непонятно зачем. Стало понятно, что это важнейшая часть системы образования, – заключил ректор МПГУ. – Цикл воспроизводства учителей стал позитивным».

В числе важнейших трендов уходящего учебного года Алексей Семенов также назвал развитие когнитивных исследований как фундаментальной основы инженерии человеческих душ и создание Российского движения школьников, вожатыми которого становятся студенты МПГУ.

Чтобы в профессиональном сообществе узнали о перспективах этого движения из первых уст, он предложил пригласить на один из семинаров Института образования ВШЭ в будущем учебном году руководителя Федерального агентства по делам молодежи Сергея Поспелова.

  • Рассказать друзьям:

Источник: http://mpgu.su/novosti/prestizh-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-rossii-rastet-god-ot-goda/

Крах образования в России: почему упал престиж профессии учителя — МК

Упадок в средней и высшей школе — прямое следствие культивируемого неравенства во всех сферах жизни

Надо сказать, личный транспорт считался тогда роскошью: не всякий мог себе его позволить. Наш «почвенник» много трудился, вел большое количество уроков, классное руководство, почти все складывал в кубышку и за два года сумел накопить на «Жигули». Да еще установить в салоне японскую магнитолу с реверсом, что считалось верхом шика!

Сегодня трудно представить, чтобы молодой педагог из сельской глубинки за пару лет заработал себе на авто. В лучшем случае может рассчитывать на велосипед с передним багажником в качестве бонуса.

Конечно, учителя и раньше жили небогато, но отношение к профессии было уважительным — хотя бы по социальным благам и гарантиям государства. Труд учителя славили в кинематографе, литературе, в стихах и песнях.

Конкурс в педагогические вузы был одним из самых высоких, а выпускников сразу же обеспечивали бесплатной квартирой и даже земельным участком. Преимуществом являлось и 48 рабочих дней оплачиваемого летнего отпуска.

Поэтому молодежь охотно уезжала в село, где даже старики к ним обращались непременно по имени-отчеству. То есть учитель — была особая, почитаемая каста.

Сегодня это не так, хотя власти пытаются улучшить материальное положение учителей, предпринимают для этого какие-то шаги. И даже гордятся тем, что довели среднюю зарплату учителя по стране до 30–35 тыс. рублей. Однако не стоит обманываться: эта средняя цифра — ни о чем. Она выводится из дележа окладов руководства и сотрудников Минобразования, директоров школ и педагогов, вместе взятых.

А если говорить конкретно об учителях, ведущих уроки в классах? Молодой специалист в лучшем случае может рассчитывать на 15–18 тыс. руб., а в сельской местности выходит и того меньше — 8–10 тыс. И как на такие деньги прожить? Давайте спросим у руководителей этих ведомств: а сами вы смогли бы на них прожить? Ответ очевиден.

А вот картинка не из сельской, а высшей школы. По статистике, средние зарплаты ученых тоже растут и уже составляют чуть ли не 100 тысяч рублей в среднем. Но почему-то они продолжают уезжать из России, как с тревогой констатировали недавно в Национальном докладе об инновациях. Причем отток наблюдается среди высокоцитируемых специалистов мирового уровня. В чем же дело?

Недавно довелось обсуждать эту проблему с известным юристом, профессором, опытным преподавателем со стажем в несколько десятилетий. Он с горечью признался, что преподавателей вузов в приказном порядке принуждают самостоятельно зарабатывать деньги.

На некоторых кафедрах есть даже план — сколько ты должен получить. То есть задачу повышения заработной платы государство решило переложить на плечи самих ученых. Ректора, получив право самостоятельно определять себе оклады, лично оказались заинтересованными в подобных «инновациях».

У многих руководителей он в десятки раз превышает средний уровень по вузу.

Сегодня большая часть студентов обучается на платной основе, но преподавателям эти деньги не засчитывают в качестве взноса.

Ни монографии, ни учебники, ни работа со студентами, аспирантами, ни активная деятельность в диссертационных советах никого не интересует. Главное требование — «делайте деньги».

Из-за этого работа их стала невыносимо сложной. Обеспечить вуз дополнительными доходами для ученого — задача невыполнимая.

— Вряд ли, занимаясь коммерцией, можно продвигать науку, — сокрушается профессор, пожелавший сохранить свое инкогнито из-за возможных неприятностей с руководством своего вуза. — И следует ли рассчитывать, что российские университеты выйдут на передовые рубежи при таком подходе?

Не потому ли в России не стало нобелевских лауреатов, ярких ученых, исследователей и глав отраслей уровня Келдыша, Королева, Янгеля, Челомея, Глушко? Не только по своему дарованию, но и масштабам личности. Вместо того чтобы заниматься наукой, вузовские работники озабочены зарабатыванием денег.

Зато в последнее время растет число профессоров и даже академиков среди чиновников высшего звена, депутатов Госдумы, губернаторов, представителей силовых структур. Козырять степенью доктора хоть каких-нибудь наук стало буквально поветрием. В науке о них никто не слышал, но им до лампочки — главное, чтобы звание на визитке присутствовало и ласкало слух и зрение.

Вот начнет кто-то упражняться в красноречии на публичном мероприятии, и тут же понимаешь, кто сам защитился, а кто слямзил с чужой диссертации. Уличенные в плагиате даже не парятся и не стремятся обелить свое доброе имя.

Потому что никто не устраивает публичный разнос, показательную порку и чистку рядов. По всей видимости, чтобы «не выносить сор из избы».

Да и вообще, так много стало этого «сора», что весь не вынести! Разве что вычистить, как авгиевы конюшни…

Упадок в средней и высшей школе — прямое следствие культивируемого неравенства во всех сферах жизни. Молодые ученые вынуждены корпеть в лабораториях и цехах буквально за пару десятков тысяч рублей в месяц. А разного рода топ-менеджеры имеют официальные оклады с пятью–шестью нулями.

Эта несправедливость в том числе ведет к деградации нашей науки, школьного образования, культуры и общего уровня взаимоотношений.

Вовсе не случайно в ноябрьском соцопросе ВЦИОМ именно социальную несправедливость россияне поставили на первое место среди беспокоящих их проблем — ее назвали 68% опрошенных.

Может, нашим чиновникам покажется странным, но наука начинается не в «Газпроме», не в Роскосмосе, не в Росатоме и не в Роснано, а в студенческой аудитории и даже за школьной партой. Именно здесь прорастают зерна знаний и интеллекта, которые потом вызревают в учебных аудиториях, лабораториях НИИ и в научных центрах, продвигая страну к новым технологиям.

Беда в том, что сегодняшние школьники в массе своей не хотят учиться, не читают литературу, не интересуются поэзией, точными науками.

И недостаточно просто их призывать — учитесь! В жизни они видят другие картинки — благополучия и успеха добиваются не благодаря знаниям, а вопреки.

У самых хамоватых, отвязанных, но умеющих приспособиться и выполнять любые приказы начальства больше шансов чего-то добиться, чем у «ботаников» с интеллектом и знаниями. И вообще, самые богатые люди сегодня — футболисты и бойцы без правил, коррупционеры и воры в законе.

Все это во многом следствие того, что статус педагога за последние десятилетия сильно снизился. Сама профессия перестала быть престижной и достойной. Не обещания властей формируют отношение к учителям и к учебе, а реальная жизнь, которую мы наблюдаем каждый день.

Подсознательно чувствуют это и сами дети, поэтому не сильно напрягаются. Чтобы при сдаче экзаменов угадать правильный вариант из трех предложенных, достаточно просто поднатаскаться с репетитором — не обязательно утруждать себя глубинным пониманием предметов.

С этим набором фрагментарных познаний приходят они в вуз, где ситуация повторяется. А затем, выпустившись из стен высших учебных заведений, эти «митрофанушки» наших дней нехотя отрабатывают часы на службе.

Какое «инновационное будущее» они построят для страны? Вопрос риторический.

В фойе старейшего Стелленбосского университета (ЮАР) висит плакат: «Уничтожение нации не требует использования ядерных бомб или ракет. Достаточно снизить качество образования и разрешить обман при сдаче экзаменов.

Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания рушатся от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов. Справедливость утрачивается в руках таких прокуроров и судей. Крах образования — это крах нации».

Где Южная Африка и где мы? Но, может быть, стоит этот плакат перепечатать и повесить в кабинеты наших высоких начальников от образования. Пока краха не случилось…

 Надежды на глобализацию не оправдались: ошибочка вышла

Источник: https://www.mk.ru/social/2019/11/19/krakh-obrazovaniya-v-rossii-pochemu-upal-prestizh-professii-uchitelya.html

Правительство даст 15 вузам на повышение престижа 35 млрд рублей

Правительство озаботилось повышением престижа отечественных высших учебных заведений на международном рынке образования. Как выяснили «Известия», премьер Дмитрий Медведев в ближайшее время подпишет постановление о выделении на эти цели 35 млрд рублей.

Средства будут направлены на решение проблем конкурентоспособности российских образовательных учреждений, чтобы они вошли в международный топ-100 вузов по версии QS World University Rankings. Побороться за место в рейтинге помимо МГУ и СПбГУ смогут еще 15 вузов.

Согласно документу (копия есть в распоряжении «Известий»), лучшим российским учебным заведениям планируется выделить: в 2014 году — 10,5 млрд рублей, в 2015 году — 12 млрд рублей и в 2016 году — 12,5 млрд рублей.

Средства имеют целевое назначение и могут быть направлены только на решение проблем, которые до сих пор мешали российским вузам попасть в самый престижный мировой рейтинг высших учебных заведений — топ-100 вузов по версии QS World University Rankings.

Соответствующее постановление подготовлено Министерством образования и науки.  

Помимо МГУ и СПбГУ, финансирование которых для международных целей осуществляется отдельной строкой в госбюджете (эти учебные заведения подчиняются правительству, а правила их работы прописаны отдельным федеральным законом. — «Известия»), за «международное образовательное господство» со стороны России будут бороться еще 15 вузов, ранее отобранных по конкурсу. Именно между ними распределят деньги. 

Выделенные правительством средства получат Дальневосточный федеральный университет, Московский физико-технический институт, МИСиС, Высшая школа экономики, МИФИ» Нижегородский госуниверситет им. Н.И.

Лобачевского, Новосибирский госуниверситет, Самарский аэрокосмический университет им. С.П. Королева, Санкт-Петербургский политех, Казанский федеральный университет, Санкт-Петербургские ЛЭТИ им. В.И.

Ульянова и НИУ информтехнологий, Томские госуниверситет и политех, Уральский университет имени Б.Н. Ельцина.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев рассказал «Известиям», что выделенные деньги преимущественно будут направлены вузами на совершенствование «человеческого капитала».

— Каждый вуз имеет свою программу развития. Попасть в топ-100 — не самоцель. В первую очередь необходимо добиться мировой конкурентоспособности.

Выделенные денежные средства планируется направить на привлечение преподавателей, повышение их квалификации, улучшение условий и многое другое, — говорит Кудрявцев.

— Вхождение в топ-100 дает вузу репутацию, от которой зависит привлечение ресурсов, дополнительного финансирования, государственных и частных заказов, увеличение притока студентов и т.д.

Важность расходов на улучшение качества преподавательского состава объясняется тем, что 40% успеха в рейтинге QS обеспечивается так называемым индексом академической репутации. Еще столько же в совокупности дают оценки индекса цитируемости научных статей и количественного показателя преподавательского состава по отношению к обучающимся. 

— В развитых странах действуют госпрограммы по вхождению в топ лучших университетов мира, которые работают годами. У нас всё только начинается, — добавляет проректор РУДН Гульнара Краснова. — Хотелось бы также отметить, что индекс академической популярности в QS формируется на имени и исторической значимости учебного заведения.

Краснова сомневается, что несколько миллиардов рублей помогут российским вузам войти в международную элиту.

— Если говорить о топ-100 мирового рейтинга, то денежные вливания на поддержание конкурентоспособности университетов, присутствующих там, составляют не один десяток миллиардов долларов.

На мой взгляд, цифру, предлагаемую министерством, нельзя сопоставить с поставленными задачами.

Если мы хотим соответствовать мировому уровню, то должны говорить и о сходном финансировании, — говорит Краснова.

Сейчас в рейтинге самых успешных вузов первое место занимает Гарвардский университет (США) c годовым бюджетом более $9 млрд и целевым фондом $32 млрд.

За ним следует Массачусетский технологический институт (США) с бюджетом около $4 млрд в год. Замыкает тройку британский Кембридж.

Одно из старейших учебных заведений мира распоряжается годовым бюджетом в размере $2 млрд и грантами на $480 млн.

По словам проректора РУДН, большая часть бюджета российских вузов приходится на госфинансирование, в том время как зарубежные вузы помимо госденег уже давно и успешно привлекают внешние инвестиции. И наши учебные заведения за счет высокого места в рейтинге надеются получить больше частных средств.

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров считает, что выделенные деньги хоть и не помогут войти в топ-100, но позволят приблизить наше образование к поставленной цели.

— Международный опыт показывает, что государственная поддержка вуза меняет его позицию в рейтинге.

Поддержка должна осуществляться не тремя копейками, а достаточно серьезной суммой, которая будет направлена на кардинальное изменение материально-технической базы заведения.

Также деньги нужны на строительство лабораторий, общежитий, поддержку ученых и пр. Если государство будет помогать и в этом направлении, я считаю, что всё может получиться, — говорит Александров.

Впрочем, представители образовательного сообщества оценили, что выделение средств на «престиж» произошло на фоне дефицита бюджетных средств и урезания расходов подобного рода. Они также отмечают, что для повышения шансов попасть в международный рейтинг необходимо поменять соотношение финансирования учебных заведений в пользу внебюджетных источников.

Согласно действующему рейтингу QS, самые высокие места из наших вузов заняли МГУ (120-е место), СПбГУ (240-е место), МГТУ им Баумана (334-е место). До нынешнего года некоторые российские университеты (точный список не сообщается) уже обсчитывались в QS, но не дотягивали до топ-200 ни по одной из учитываемых специальностей. 

Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг 500 лучших высших учебных заведений мирового значения по показателю достижений в области образования и науки. Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов.

Разработан в 2004 году консалтинговым агентством Quacquarelli Symonds совместно с британским изданием Times Higher Education. Рейтинг оценивает университеты по следующим основным показателям: активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализация.

Ежегодно оцениваются свыше 2,5 тыс. высших учебных заведений по всему миру. 

Источник: https://iz.ru/news/561048

Как поднять престиж образования в России?

17:57 25.01.2005

Факты: Валерия Кваснина, преподаватель колледжа, мать троих детей. Увлечение — икебана, вязание, садоводство. На трибуне — Валерия Кваснина, преподаватель Нужно сделать учебу

Факты: Валерия Кваснина, преподаватель колледжа, мать троих детей. Увлечение — икебана, вязание, садоводство. На трибуне — Валерия Кваснина, преподаватель Нужно сделать учебу платной

Вот непонятно, почему у нас, в России, бесплатное высшее образование? Это же разорительно для нашей и так очень не богатой страны. Пора уже начать понимать, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке!

Наши программисты, например, оканчивают МГТУ им.Баумана, МАИ, МИФИ, Политехнический и т.д. и, не отработав и года в стране, в которой они получили бесплатное образование, уезжают в Силиконовую долину или в какое-то не менее благоприятное место. А музыканты или танцовщики балета? Тоже бегут за лучшей долей. А ведь их обучение еще более дорого.

Иностранцы целенаправленно перекачивают русские мозги

Наше бесплатное образование — это тоже льгота, и рассчитана эта льгота на всех россиян. Насколько это убыточно для страны, когда уезжают молодые перспективные специалисты, можно не говорить — и так всем понятно.

Недаром сейчас уже в открытую в СМИ говорят о том, что во многих странах законодательно прописана необходимость и целесообразность перекачки мозгов и созданы для таких людей условия максимального благоприятствования.

Некоторые говорят, что если мозги уезжают — это здорово, потому что здесь они все равно никому не нужны. Это не так. Нужны, и еще как! Просто очень удобно говорить: «Я уезжаю, потому что здесь я не нужен».

Читайте также:  Чему учат в школе: онлайн-курсы по основным дисциплинам - студенческий портал

На самом деле уезжают потому, что там предлагают за ту же работу большие деньги. Кто-то скажет, что это правильно. Правильно, да не совсем.

Вы много знаете стран, где есть качественное бесплатное образование? Нет? А почему? Ответ напрашивается сам собой.

Высшее образование должно стать платным

Поэтому политическим приоритетом в перестройке нашего высшего образования должно стать следующее.

Хотите уехать за рубеж, не отработав энное количество лет, дабы отдать государству то, что оно потратило на ваше образование? Без проблем! Уезжайте! Но перед этим выплатите государству всю сумму, потраченную на ваше образование.

И тогда — до свидания, скатертью дорожка! А если вас так мечтает получить западный работодатель, тогда ему придется выплатить плату за образование самому. И я вас уверяю, что в этом случае его отношение к вам будет несколько иным.

Многие могут сказать, что это еще хуже монетизации льгот. Вполне возможно, но это честно.

Потому что бесплатного ничего не бывает — ведь вы не рассчитываете же, что преподаватели в вузах работают бесплатно? Или электроэнергия и отопление ничего не стоят? Я уж не говорю про все остальные затраты, как то: труд многих предшествующих поколений, которые создавали учебники, научные школы, строили здания. И деньги на это идут из федеральных фондов, а значит, на образование тратятся наши с вами деньги. И почему, если деньги общие (которые, кстати, «отрываются» от других льгот), тратить их должны лишь некоторые?

Здесь не идет разговор о том, что нужно все образование сделать платным — не о том речь. Пусть оно будет номинально бесплатным, но каждый студент должен знать, что год обучения в его вузе стоит некую — немаленькую — сумму, например, 3000 у.е.

И если этот студент захочет сразу после окончания вуза уехать из страны, то эту сумму, умноженную на количество лет, ему придется нашей стране вернуть. И никак иначе.

А так получается, что мы разбазариваем не только наши недра, которые, кстати, невосполнимы, но и наши мозги, которые тоже дорогого стоят. А с чем в итоге мы останемся?

На обучение должны выделяться целевые кредиты

Ведь, строго говоря, бесплатное образование на самом деле — очень дорогая вещь. В результате по всему миру сейчас очень дешево работают наши очень дорогие в обучении специалисты. Кстати, во времена Брежнева была сделана попытка брать с эмигрантов плату за высшее образование — но противодействие Запада уже тогда заставило правительство отступить.

А можно пойти по более жесткому пути и сделать так, как в других странах — в США, например. Студент берет целевой кредит и платит из него за обучение. И выплачивать ему после окончания обучения этот кредит придется не год и не два.

Для тех, кто остался работать в стране по специальности, эти деньги могут «гаситься», например, так: год работы — за год учебы, а тем, кто собирается работать в другой стране, можно будет уехать только после урегулирования имущественных претензий и выплат по этому кредиту.

Выпускники смогут смело уезжать туда, где лучше, но в таком случае на эти деньги можно будет поднять материальную базу в вузах, зарплату преподавателям, да и на гранты для самых перспективных деньги останутся.

Источник: https://www.km.ru/glavnoe/2005/01/25/tribuna/kak-podnyat-prestizh-obrazovaniya-v-rossii

Как повысить уровень образования в России?. Исследовательский центр портала Superjob.ru

Исследовательский центр портала Superjob.ru

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»
Ни для кого не секрет, что за последние десятилетия качество образования в России существенно снизилось. Проблемы российской школы и пути их решения вызывают живой интерес наших респондентов.

  • Общий объём выборки: 1000 респондентов.
  • Время проведения опроса: 22-23 ноября 2005 года.
  • Исследуемая совокупность: население России в возрасте от 18 лет и старше.
  • Вопрос: Как повысить уровень образования в России?
  • Мнения респондентов разделились следующим образом:
Сделать образование платным 3%
Повысить заработную плату работникам образования 39%
Усилить государственный контроль за качеством образовательных услуг 49%
Другим способом 9%

Наиболее распространённые мнения респондентов:

Сделать образование платным:

«При этом базовый уровень образования должен быть гарантирован государством (например, ваучером). Но каждая семья сама выбирает, в какое учебное заведедение направлять эту оплату.» (Директор по производству, 44 года, г. Екатеринбург)

«Можно сделать образование платным, но только сделать это нужно минимально, чтобы оразование было доступно всем (обучение за небольшую плату) ипредоставлять студентам вечерних отделений (по возможности) работу. (Руководитель технической службы, 22 года, г. Ростов-на-Дону)

«Когда человек платит за образование, он заинтересован в качестве своего обучения. Так же, как и те, кому он платит.Вопрос в том, потянет ли нищий «средний класс» платные образовательные услуги?»

  1. (Художник-оформитель, 22 года, г. Москва)
  2. Повысить заработную плату работникам образования:

«Нищий учитель — позор нации!» (Коммерческий директор, 37 лет, г. Москва)

«Профессионалам за работу надо платить. За хорошую работу надо хорошо платить. Если хорошо платить, то можно предполагать хорошее качество выполняемой работы.» (Офис-менеджер, 28 лет, г. Москва)

«Таким образом, работа в сфере образования станет престижной , а это, в свою очередь, обеспечит конкурсный отбор. Будут работать те люди, для которых этот выбор не явится случайным.» (Менеджер по персоналу, 45 лет, г. Москва)

Усилить государственный контроль за качеством образовательных услуг:

«Сегодня, я считаю надо усилить контроль за качеством образовательных услуг. В наше время слишком много ВУЗов , которые не гарантируют выпуск из своих стен профессионалов.» (Начальник производства, 33 года, г.Казань)

«Образование в большинстве коммерческих учебных заведений вообще построено по принципу «утром деньги — вечером диплом» — усилить государственный контроль просто необходимо, если мы не хотим отупеть окончательно.» (Бухгалтер, 31 год, г.Барнаул)

Другим способом:

«Вернуть старую систему образования.» (Заместитель директора, 38 лет, г. Ростов-на-Дону)

«Культуру, образованность, достоинство гражданина страны возвести в ранг первейшей национальной политики.» (Исполнительный директор., 44 года, г.Уфа)

«Чтобы повысить уровень образования надо, на мой взгляд:1. Уменьшить количество бумаг, которыми загрузили учителей;2. Создать хорошую базу для учебного процесса (компьютеры, учебные модули, наглядные материалы);3. Уменьшить количество детей в классах до 15 человек;4.

Заинтересовать учителей не только зарплатой, но и системой льгот (квартира, путёвки и т.д.)5. Изменить отношение государства к учителю, чтобы родители не относились к нам как к людям второго сорта, которые должны всем и которым не должен никто.

Если государство не научится уважать учителя, ничего не изменится.»

  • (Учитель, 36 лет, г. Москва)

Источник: https://www.SuperJob.ru/research/articles/258/kak-povysit-uroven-obrazovaniya-v-rossii/

«Об основных мерах, обеспечивающих выполнение Указа президента РФ, о вхождении РФ в число 10 ведущих стран по качеству образования». материал

 «Об основных мерах, обеспечивающих выполнение Указа президента РФ, о вхождении РФ в число 10 ведущих стран по качеству образования».

7 мая 2018 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Документ содержит 12 приоритетных проектов.

Они описаны в виде целей и задач, которое правительство должно в ближайшие полгода детализировать. Проекты касаются демографии, здравоохранения, жилья, экологии, науки, цифровой экономики, культуры, малого бизнеса и ряд других сфер.

Одной из ключевых сфер стало образование.

  • Основные цели в сфере образования перечислены в пятом пункте нового Указа. Согласно ему, Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
  • а) достижение следующих целей и целевых показателей:
  • — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования;
  • — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
  •         б) решение следующих задач:
  • — внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
  • — формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  • — создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
  • — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • — внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
  • — модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
  • — формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
  • — формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
  • — создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
  • — увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

В.В.Путин не впервые обращается к этой теме. 23 декабря 2017 года на съезде «Единой России» президент сказал: «Российская школа должна быть в числе лучших в мире по качеству и широте обучения, а наши колледжи, техникумы, университеты – создавать ведущие стандарты в подготовке рабочих, инженеров, исследователей, специалистов нового технологического уклада».

Цель поставлена – Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Пока же как показывает международное исследование PISA, мы находимся на 34 месте из 50 стран.

Хотя по мнению руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова (обеспечить вхождение нашей страны к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству образования) есть все необходимые предпосылки: создана единая система оценки качества образования, ведется анализ и работа с результатами различных оценочных процедур, в том числе с объективными результатами ЕГЭ, Россия уже занимает первое место в мире по уровню читательской грамотности учеников начальной школы в исследовании PIRLS, а в исследовании PISA для 15-летних школьников превысила средний результат по странам ОЭСР и демонстрирует одну из лучших динамик в мире.

Подготовленный Министерством просвещения РФ паспорт самого масштабного национального проекта «Образование», рассчитанного на шесть лет включает в себя девять федеральных проектов.

Первое и важнейшее направление – федеральный проект «Современная школа». В нем сосредоточатся на новых методах обучения и образовательных технологиях.

Для того, чтобы Россия вошла в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в школах обновят образовательные программы и внедрят систему оценку качества на основе международных исследований.

 Также данный проект включает строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа. Например, серьезно обновится предмет «Технология»: уроки по нему будут проходить в том числе в детских технопарках.

Второй федеральный проект «Успех каждого ребенка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. Планируется, что детские технопарки «Кванториум» появятся в каждом регионе.

Кроме того, в каждом субъекте РФ к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда «Талант и успех» — сочинского «Сириуса».

Также будет создано не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов.

Третий проект – «Современные родители». Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи родителям.

Четвертый проект – «Цифровая образовательная среда». Его первая часть – техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам.

Вторая часть – Российская электронная школа, которая станет помощников учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D – лаборатории.

Кроме того, в России впервые будет создан Центр цифровой трансформации образования, в котором будет идти аналитическая организационная и экспертная работа в этой области.

Пятый проект – «Учитель будущего». По словам министра образования О.Ю.Васильевой, это во многом ключевой проект: не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста.

Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник.

Но существующую систему повышения квалификации учителей никто «ломать» не будет: ее приведут к «общему знаменателю», чтобы она работала на нацпроекты.

Шестой федеральный проект – «Молодые профессионалы» направлен на модернизацию профобразования. В его рамках пройдет мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills  в 2019 году в Казани.

Также к 31 декабря 2024 года будет создана сеть из 100 межрегиональных центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских с современной материально-технической базой.

Цель: поднять престиж рабочих профессий, чтобы выпускники колледжей и техникумов могли работать на самых продвинутых производствах.

Седьмой проект – «Новые возможности для каждого» позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже не работающим людям. Для этого создается единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам. К 2024 году число пользователей платформы достигнет 1,2 млн человек.

Восьмой проект – «Социальная активность». Будет сформирована сеть центров поддержки добровольства, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.

Девятый проект – «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». В нем уже известны проекты: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Экспорт российского образования».

Национальный проект сыграет системообразующую роль, и регионы должны будут привести в соответствие с ним свои отраслевые программы развития образования.

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю.

Васильева обратила особое внимание, что для обеспечения вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, как это обозначено в подписанном Президентом России В.В.

Путиным Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», необходимы «новые подходы к пониманию и обеспечению качества образования».

Мы хорошо понимаем, без нового подхода к качеству образования поставленную задачу реализовать будет невозможно.

Список литературы

  1. Блог инспектора народного образования. Национальный проект «Образование» в новом «майском указе» Президента России.
  2. Российская газета – Федеральный выпуск № 7629, Рубрика Общество, 1998-2018 ФГБУ.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/02/ob-osnovnyh-merah-obespechivayushchih-vypolnenie-ukaza

Ссылка на основную публикацию