Изменения в подсчете рейтинга the повлияли на места российских вузов — студенческий портал

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

Треть абитуриентов выбирают университет, ориентируясь на отзывы знакомых, ещё треть будущую alma mater выгугливает, а остальные поддаются рекламе. Казалось бы, помочь с выбором должны рейтинги вузов, но на деле ориентироваться на них (и в них) сложно. Юлия Анненкова рассказывает про запутанный мир университетского рейтингования.

Рассылка «Мела»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

На сайте почти каждого вуза есть что-то вроде раздела «Достижения», где перечислены в том числе и места вуза в рейтингах. Некоторые прямо в шапке сайта пишут «Первое место в рейтинге вузов!». И что? Мы приучены, что после фразы «Зубная паста № 1» идёт сноска «*Среди продуктов этой компании». Какие критерии попадания в рейтинг и с кем соревновались вузы, давайте разбираться.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

Международные рейтинги — Times Higher Education (THE), QS, Шанхайский рейтинг (ARWU)

«Большая тройка» мировых рейтингов — хрустальная мечта наших вузов. Попадание даже на скамейку запасных — уже большое достижение. Лидирующие позиции занимают преимущественно американские и британские вузы.

Эксперты мировых рейтингов оценивают количество нобелевских лауреатов и звёздных профессоров, цитируемость исследователей, академическую репутацию, международную активность и трудоустройство выпускников.

В нашей стране только у нескольких университетов достаточно ресурсов, чтобы соревноваться на этом поле. Иногда Россию в топах мировых рейтингов представляет только МГУ.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Слишком много победителей: у олимпиадников станет меньше льгот - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Вузы, которые играют на этом поле, вы и так знаете. Для университета статусно попасть в международные рейтинги. Изучать их российским абитуриентам, чтобы выбрать вуз для поступления, бесполезно.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

Первый рейтинг вузов агентство «Эксперт» опубликовало в 2012 году. Это единственный российский рейтинг, прошедший аудит IREG Observatory — международной экспертной группы по рейтингованию. Критерии: условия для получения образования (вес 50%), уровень востребованности выпускников (вес 30%), уровень научно-исследовательской деятельности (вес 20%).

РА «Эксперт» выдаёт по рейтингу в год, но заметить разницу между их топами непросто. Последние три года лидеры не меняются — МГУ, МФТИ, НИЯУ МИФИ. Да и места в первой десятке очень стабильны. Хотя в этом году МГИМО подпрыгнул на две позиции, а Бауманка рухнула на три (ну всё, ждём бегства студентов-инженеров).

Национальный рейтинг университетов «Интерфакса» в 2017 году был составлен в восьмой раз. Оговаривается, что оцениваются 264 ведущих вуза страны по шести параметрам: образование (20%), исследования (20%), социальная среда (15%), международное и межрегиональное сотрудничество (15%), инновации (15%) и бренд университета (15%).

Раньше эксперты анализировали вузы по категориям, можно было увидеть, например, лучшие транспортные, юридические, педагогические институты. Теперь — только сводный список. Здесь неизменен и очевиден только национальный лидер (МГУ), уже на вторых-третьих местах идут драматические перестановки: МИФИ, СПбГУ и НГУ меняются местами.

Единственный негосударственный вуз в обоих топ-100 российской высшей лиги — Российский новый университет (РосНОУ), остальные — государственные.

Ключевое качество главных российских рейтингов — стабильность. Если вуз достаточно крупный и обеспечен ресурсами, он будет в первой сотне рейтингов «Эксперта» и/или «Интерфакса». Конкретная позиция мало что означает, сбить с места может, например, объединение с другим вузом или реорганизация.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

В последние годы много говорят о том, что в критерии международных рейтингов российским вузам вписаться нереально. Поэтому президент поручил составить свой рейтинг, который назвали «Три миссии университета».

В конце 2016 года было объявлено, что в рейтинге будет три сектора, российский, региональный и международный, и три блока критериев — «качество образования», «наука», «влияние университета на общество». Первые результаты обещают осенью 2017 года, но один из составителей, ректор МГУ В.

 А. Садовничий, уже проспойлерил первые 20 вузов. Правда, без мест. Интрига.

Вывод пока делать рано, но будет интересно проследить, чем «Три миссии» будут отличаться от остальных.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

Сомнительных онлайн-списков море: ощущение, что каждый сайт с каталогом вузов стремится выдать себя за рейтинг. Тут очень важно понять, кому принадлежит сайт (а сайты-каталоги и сайты отзывов часто аффилированы с каким-нибудь вузом, который — вот это поворот! — находится в топе «рейтинга»).

Есть сайты, где висят десятки рейтингов вузов по оснащению, качеству преподавания, востребованности — но даже слова нет о том, кто, что и как оценивал. Поэтому обязательно поищите методику исследования или хотя бы какое-то описание метода анализа.

Если такой информации нет, скорее всего, вас дезинформируют.

Так же принесут скорее вред, чем пользу, онлайн-рейтинги, составленные на основе отзывов или оценок пользователей, — это псевдо-соцопросы с огромным простором для накруток в обе стороны.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

В условно полезных рейтингах критерии рейтингования чётко прописаны, но для абитуриента ранжирование по этим критериям почти ничего не даст. Зато по ним интересно вузы изучать.

«Рейтинг вузов от поиска Яндекса» выстраивает ведущие университеты из списка «Интерфакса» по популярности, измеряемой количеством запросов в поисковике. Лидирует, как заведено, МГУ (1,6 миллиона запросов в год), но в топе — не только вузы-мастодонты, но и вузы-скандалисты: университет из третьей сотни Нацрейтинга может оказаться в топ-20 и наоборот.

«Рейтинг московских вузов по доступности информации о стоимости обучения» ранжирует университеты по количеству кликов с главной страницы до страницы со стоимостью обучения — от одного до бесконечности (и наконец-то МГУ не первый).

Фактически это рейтинг университетских сайтов по юзабилити и вниманию к абитуриентам: вузы по закону обязаны цены вывешивать, но легко ли их будет найти, каждый университет решает сам. Например, на сайте одного национального исследовательского университета стоимость обучения размещена в разделе «Расписание».

Для самих же поступающих рейтинг полезен скорее как коллекция прямых ссылок на актуальную стоимость обучения 2017 года.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

Ещё одним условно полезным можно считать рейтинг зарплат выпускников технических, юридических и экономических вузов, который составляет портал SuperJob. Там, к сожалению, всего 20 мест, зато среди них много региональных университетов. Это пригодится, если вы выбираете немосковский вуз.

Обращать внимание стоит на рейтинги, у которых понятны критерии и сложно накрутить показатели. И не забывайте, позиции в рейтингах — это только один из множества факторов, которые вам нужно учесть, чтобы составить свой личный топ-5 для подачи документов.

Источник: https://mel.fm/blog/yuliya-annenkova/40873-reytingi-vuzov-kto-sostavlyayet-i-kakim-iz-nikh-stoit-doveryat

Разработка подхода к процессу формирования учебного рейтинга студентов

Романова А. П. Разработка подхода к процессу формирования учебного рейтинга студентов // Образование и воспитание. — 2018. — №4. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/101/3431/ (дата обращения: 03.04.2020).



  • Ключевые слова: рейтинг студентов, рейтинговая система, успеваемость студентов, учебный рейтинг, формирование рейтинга студентов.
  • Практика использования рейтинговых систем достаточно широко распространена среди российских вузов.
  • Для изучения методов расчета рейтинга студентов, был проведен анализ рейтинговых систем следующих вузов:
  • 1 Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) [1];
  • 2 Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (МЭИ) [2];
  • 3 Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) [3];
  • 4 Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) [4].

Рейтинговая оценка каждого студента ВШЭ определяется как сумма произведений оценок (по десятибалльной шкале), полученных студентом на экзамене, на кредитный вес элемента учебного плана. Кредитный вес (кредит или зачетная единица) — это мера трудоемкости образовательной программы.

Рейтинг студентов в МЭИ определятся по семестрам в рамках одной образовательной программы.

Он является комплексным, то есть учитывает учебную деятельность (учебный рейтинг), научную деятельность (научный рейтинг) и социальную деятельность (социальный рейтинг).

Каждый вид деятельность оценивается по 100-баллной шкале. Рейтинговая оценка студента определяется как средневзвешенная величина по трем указанным видам деятельности.

Оценка достижений каждого студента в СибГУТИ характеризуется следующими видами рейтингов: академическим (или учебным) рейтингом и рейтингом студенческой активности.

Академический рейтинг достижений студентов определяется на основе рейтингов за изучение ими дисциплин в каждом семестре и в течение всего периода обучения.

Рейтинг за семестр рассчитывается на основании рейтингов по каждой дисциплине как их средневзвешенное значение, где в качестве веса используется трудоемкость дисциплины. Рейтинг студенческой активности формируется в результате количественной оценки деятельности студента, не предусмотренной учебным планом.

Рейтинг студента в ВолгГТУ складывается из семестровых рейтингов.

Семестровый рейтинг определяется по сумме баллов, набранных по всем видам учебной деятельности студента в семестре, предусмотренных учебным планом: освоение дисциплин, прохождение практик, сдача итогового государственного экзамена, выполнение и защита выпускных аттестационных работ. Все виды учебной деятельности оцениваются по 100-балльной шкале

Результаты обзора и анализа методов расчета рейтинга студентов различных ВУЗов показали, что отсутствует единый подход к оценке деятельности студента и не существует универсальной системы, которая подошла бы для внедрения во все высшие учебные заведения.

Данная ситуация связана с тем, что каждое образовательное учреждение обладает собственной спецификой, которая требует создания собственной рейтинговой системы.

Таким образом цель работы заключается в разработке собственного подхода к формированию рейтинга студентов в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

  1. Одним из основных требований к разрабатываемой рейтинговой системе было обеспечение возможности предоставления работодателям расширенной информации о студенте для содействия его трудоустройству, поэтому было принято решение осуществлять формирование рейтинга по группам (блокам) дисциплин, характеризующим основные виды деятельности, основанные на трудовых функциях и задачах, которые должен уметь выполнять (решать) специалист согласно соответствующему профессиональному стандарту.
  2. Состав блоков дисциплин формируется в соответствии с компетенциями, которыми должен обладать студент по итогам изучения дисциплины, и компетенциями, соответствующими видам деятельности специалиста, указанными в основных образовательных программах высшего образования по специальности.
  3. Правила формирования учебного рейтинга студентов включают в себя следующее:
  4. ‒ должны учитываться дисциплины из базовой части и обязательные дисциплины из вариативной части учебного плана;
  5. ‒ должны рассматриваться такие формы контроля как зачет (З), экзамен (Э), курсовая работа/курсовой проект (КР/КП) и контрольные точки (КТ) (промежуточный контроль успеваемости студентов);
  6. ‒ учебный рейтинг студентов должен составляться независимо для каждого курса обучения в рамках каждой образовательной программы;
  7. ‒ учебный рейтинг студентов является накопительным и должен обновляться каждый семестр обучения.
  8. Для оценки знаний по дисциплинам была введена рейтинговая оценка, которая определяется как средневзвешенное значение рангов студента в общем списке студентов по всем формам контроля, предусмотренным дисциплиной:
Читайте также:  Лайфхак абитуриента: как поступить в мгимо с космической суммой баллов - студенческий портал
Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал ((1)
  • где ri – ранг студента в общем списке студентов по i-ой форме контроля;
  • ki — коэффициент значимости i-ой формы контроля;
  • n — количество форм контроля.
  • Стоить отметить, что дисциплиной может быть предусмотрено несколько вариантов набора форм контроля в семестре:
  • ‒ КТ-1, КТ-2, Э;
  • ‒ КТ-1, КТ-2, З;
  • ‒ КТ-1, КТ-2, КР/КП;
  • ‒ КТ-1, КТ-2, Э, КР/КП.

Для оценки значимости форм контроля, был проведен экспертный опрос среди преподавателей ТУСУРа. После обработки анкет, были получены значения весовых коэффициентов, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Значения весовых коэффициентов форм контроля

Набор КТ-1 КТ-2 Э З КР/КП
КТ-1, КТ-2, Э 0,19 0,27 0,54
КТ-1, КТ-2, З 0,22 0,30 0,48
КТ-1, КТ-2, КР/КП 0,19 0,27 0,54
КТ-1, КТ-2, Э, КР/КП 0,14 0,18 0,34 0,34

Рейтинговая оценка по группе дисциплин рассчитывается как сумма взвешенных рейтинговых оценок студентов по каждой дисциплине, входящей в группу:

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал ((2)
  1. где n — количество дисциплин, входящих в группу дисциплин и изученных на момент формирования рейтинга;
  2. – коэффициент значимости дисциплины.
  3. Коэффициент значимости дисциплины отражает вклад дисциплины в группу дисциплин и определяется как отношение трудоемкости дисциплины к общей трудоемкости группы дисциплин:
((3)
  • где ti — трудоемкость i-ой дисциплины;
  • n — количество дисциплин, входящих в группу дисциплин;
  • V — общая трудоемкость группы дисциплин.
  • Трудоемкость дисциплины — количество часов, выделяемых на изучение дисциплины (лекции, практические работы, лабораторные работы, индивидуальные задания/контроль самостоятельной работы).
  • Итоговая рейтинговая оценка студента рассчитывается на основе его рейтинговых оценок по группам дисциплин:
Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал ((4)

где m — количество групп дисциплин.

Таким образом в результате работы был разработан подход к формированию рейтинга студентов, дающий возможность работодателям определить степень подготовки студента по каждому виду деятельности, соответствующей определенному набору трудовых функций и задач, которые должен уметь выполнять (решать) специалист. Полученный подход и методики планируется использовать при разработке автоматизированной системы подсчета рейтинга студентов.

Литература:

  1. Положение о рейтинговой системе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/168498551.html
  2. Положение о балльно-рейтинговой системе НИУ «МЭИ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mpei.ru/Education/bars/Pages/default.aspx
  3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки достижений студентов ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»
  4. Положение о сквозной рейтинговой оценке знаний студентов на всех этапах обучения ВолгГТУ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vstu.ru/upload/sveden/document/Formi_sroki_kontrolya_25.12.14.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): группа дисциплин, форма контроля, дисциплина, учебный план, образовательная программа, рейтинговая оценка, учебный рейтинг студентов, формирование рейтинга студентов, Национальный исследовательский университет, студенческая активность.

Рейтинг — некая числовая величина, выраженная по многобалльной системе и интегрально характеризующая успеваемость и знания студентов, а также

Балльно-рейтинговая система рассматривается не только как система оценки знаний студентов, но и как важнейшая часть…

Рейтинг студентов можно выстраивать в соответствии с заданным критерием. Имеется возможность настроить список заработанных

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентовРейтинговая система основана на подсчете баллов, «заработанных»…

Контроль и оценка учебных достижений студентов является важным элементом образовательного процесса и должна систематично осуществляться в течение семестра и всего учебного года. Для этого определяются рейтинги студентов в группе и на курсе по…

Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержатся перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения.

Использование балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов на сегодняшний день имеет как

В течение семестра проводятся две аттестации студентов, на которых показатель учебного рейтинга обучающегося определяется на основе формулы

Семестровый рейтинг по дисциплине определяется по сумме баллов, набранным по всем видам учебной деятельности обучающегося в семестре, предусмотренных рабочей программой. Рейтинговая система оценки по дисциплине ОДП.01 Математика для…

– владение студентом дополнительным учебным материалом, не входящим в учебную программу, не оценивается

Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов по дисциплине в Белорусском государственном университете) № 382-ОД от 18.08.2015 г., П. 24.

Виды текущего рейтинга определяются учебно-методическим комплексом дисциплины. Текущий рейтинг включает в себя следующие виды рейтинга

Участие студентов в научно-исследовательской, учебноисследовательской работе является обязательным.

В национальном исследовательском Томском политехническом университете оценка индивидуальных образовательных достижений студентов бакалавриата осуществляется в процессе текущего и итогового контролей. Диагностика достижений уровня результатов…

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3431/

Университет ИТМО удержал позиции в ТОП-100 лучших IT-вузов мира по версии предметного рейтинга THE Computer Science

Объявлены результаты предметных рейтингов лучших университетов мира по направлениям Computer Science и Engineering and Technology от британского издания Times Higher Education (THE).

Уже четвертый год Университет ИТМО удерживает первенство среди отечественных вузов в рейтинге по компьютерным наукам, сохраняя позицию в топ-100 вузов мира. Также позиции вуза выросли в предметном рейтинге «Инженерные науки и технологии», в котором вуз представлен третий год.

Университет ИТМО обосновался на месте 201-250 и стал вторым отечественным вузом по этому профилю после МГУ им. Ломоносова.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

Computer Science – 74 место

В 2019 году рейтинг THE Computer Science, впервые опубликованный в 2016 году, расширил свою выборку до 749 вузов (в прошлом году – 684). Университет ИТМО расположился на 74 позиции, обеспечив себе тем самым статус бессменного IT-лидера среди российских вузов.

«Уже четвертый год подряд ИТМО входит в сотню лучших вузов мира в этой высоко конкурентной области знаний, которая, несмотря на лаконичное название, включает в себя весьма широкий спектр направлений – от, собственно, программирования до компьютерного зрения и искусственного интеллекта, — отмечает директор Центра рейтинговых исследований Илья Куфтырёв.

— При этом ИТМО вновь занял первое место среди российских вузов, вошедших в рейтинг, включая МГУ.

Значимым фактором, повлиявшим на такой результат, стала, в частности, растущая цитируемость научных работ в данной области: публикации ИТМО по компьютерным наукам цитируются на 40% лучше, чем в среднем по миру, а это, безусловно, свидетельствует об их качестве. Кроме того, за период 2014-2018 гг.

более 37% научных публикаций ИТМО в области компьютерных наук написаны с международным участием, в то время как в среднем по России этот показатель едва превышает 20%. Это тоже свидетельствует о высоком академическом уровне исследований и способствует повышению видимости научных результатов вуза на международном поле».

Всего в рейтинг этого года вошли 17 российских университетов. На втором месте, впервые попав в ТОП-100 рейтинга, расположился МФТИ (95-ая позиция). До диапазона мест 101-125 упал в рейтинге МГУ им. Ломоносова, ранее входивший в сотню лучших, теперь главный вуз страны на третьем месте. 

  • С более подробными результатами рейтинга можно ознакомиться по ссылке.
  • Engineering and Technology – 201-250 место

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

Число ранжируемых этим предметным рейтингом вузов уже превысило тысячу – было оценено 1008 вузов (против 903 в прошлом году). На третий год пребывания в рейтинге Университету ИТМО удалось вырваться из дебютного для вуза диапазона мест 301-400 и переместиться в диапазон 201-250.

Рост позиций повлиял и на расстановку сил в отечественном рейтинге: теперь Университет ИТМО занимает второе (после МГУ им. Ломоносова) место среди вузов России, разделяя его с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого. Следом за ними идет Томский политехнический университет.

Всего в предметном рейтинге 34 российских вуза.

Самое сильное представление в данном рейтинге Университет ИТМО имеет по таким индикаторам, как доход от промышленности (передача знаний), цитируемость научных публикаций и интернационализация.

«Рейтинг по инженерным наукам и технологиям можно назвать скорее отраслевым, нежели предметным, так как он включает в себя пять различных направлений в области инженерных наук, и спектр здесь тоже крайне широк — от химического машиностроения до аэрокосмоса. Соответственно, можно только представить себе, какое число вузов мира конкурирует здесь между собой, и в этом плане переход ИТМО из топ-400 в топ-250 данного рейтинга является серьезным достижением», — комментирует Илья Куфтырёв.

  1. С более подробными результатами рейтинга можно ознакомиться по ссылке.
  2. THE WUR
  3. Рейтинг Times Higher Education World University Rankings ежегодно публикуется журналом Times Higher Education Magazine и считается одним из самых авторитетных мировых рейтингов университетов.
  4. Он ранжирует университеты по 11 предметным областям: «Социальные (общественные) науки», «Экономика и бизнес», «Инженерные науки и технологии», «Компьютерные науки (информатика)», «Физические науки», «Науки о медицине и здоровье», «Искусство и гуманитарные науки», «Науки о жизни», «Образование», «Психология» и «Право».

При составлении предметных рейтингов THE используются 13 индикаторов эффективности, что и в мировом институциональном рейтинге, которые группируются по пяти направлениям: образование (репутация, профессиональный уровень НПР); исследования (объем, доход и репутация); цитируемость; интернационализация (доля иностранных сотрудников и студентов, публикации с зарубежным соавторами); и доход от взаимодействия с промышленностью (трансфер знаний, финансирование НИОКР). Весовые коэффициенты данных индикаторов определяются спецификой конкретных научных областей.

Источник: https://news.itmo.ru/ru/university_live/ratings/news/8873/

Российские вузы заняли первые места в рейтинге QS

Рейтинг лучших университетов мира QS представил «отраслевой» отчет о лучших вузах развивающихся стран Европы и стран Центральной Азии — QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia (QS EECA). Рейтинг составляется второй год подряд. По итогам уходящего, 2015 года российские вузы закрепили за собой первое и второе места — Московский государственный университет им. М.В.

Ломоносова и Новосибирский государственный университет соответственно. В целом 4 университета вошли в топ-10 и 23 вуза — в топ-100, показав лучший результат среди 20 стран, включая Турцию, Чехию, Польшу и т.д. В числе российских вузов — 7 участников проекта «5-100», согласно которому 5 вузов России должны войти в рейтинг 100 лучших университетов мира.

Всего в рейтинге участвовало 150 вузов.

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов - Студенческий портал

— Мы видим, что Россия является лидером с 4 вузами в первой десятке, причем половина из них — участники проекта «5-100». Конкуренцию нашим топовым вузам составили сильнейшие восточноевропейские университеты с давними традициями.

 Стабильные результаты показывает Новосибирский государственный университет, второй год уступающий пальму первенства лишь МГУ. Стоит отметить рывок МФТИ — впечатляющий пример узкоспециализированного вуза, которому удалось войти в топ-10 и обойти многие классические университеты.

 Наша страна — абсолютный лидер по общему числу вузов: около трети из 150 университетов, включенных в рейтинг, представляют Россию.

Вузы — участники проекта вошли в рейтинг практически в полном составе, и почти все смогли улучшить свои позиции по сравнению с прошлым годом, — говорит замминистра образования и науки Александр Повалко.

Директор по Восточной Европе и Центральной Азии в QS Зоя Зайцева связывает такой успех с дополнительным бюджетным финансированием вузов в рамках программы «5-100».

— С тех пор как Минобрнауки выбирало по конкурсу группу из 15 университетов и начало работу над повышением их международной конкурентоспособности, понимание преимущества участия в рейтингах растет, как и понимание того, как университеты могут использовать их в своих интересах.

Из этих 15 университетов 11 продемонстрировали улучшение своих позиций — так, например, МИФИ поднялся с 34-го места в 2014-м до 22-го в 2015 году. Происходящее с МИФИ отличается от того, что мы наблюдали в рейтинге QS World University Rankings в этом году в связи с изменением методологии.

Новосибирский государственный университет остается вторым в рейтинге, что делает его 12-й историей успеха из 15 участвующих в проекте «5-100» вузов, — считает Зайцева.

Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) и сопровождающий его рейтинг 500 лучших высших учебных заведений мирового значения по показателю достижений в области образования и науки считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов.

Читайте также:  Школьники стали чаще болеть педикулезом - студенческий портал

Разработан в 2004 году консалтинговым агентством Quacquarelli Symonds совместно с британским изданием Times Higher Education. Рейтинг оценивает университеты по следующим основным показателям: активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализация.

Ежегодно оценивается свыше 2,5 тыс. высших учебных заведений по всему миру. 

Источник: https://iz.ru/news/593623

Эксперты: изменения в подсчете рейтинга THE отразились на российских вузах

МОСКВА, 5 сентября. /ТАСС/. Изменения в правилах расчета опубликованного во вторник рейтинга Times Higher Education (THE) повлияли на позиции российских вузов — шесть из них выбыли из рейтинга, включающего 1000 вузов, но есть и заметно укрепившиеся, например, Томский политех. Эксперты высказали ТАСС мнения о причинах столь заметных колебаний.

Один из самых престижных рейтингов ведущих университетов мира, публикуемый в 14-й раз, включил 1000 вузов из 77 стран мира, в том числе 18 российских. В этом году он рассчитывался по новым правилам, изменение которых, в первую очередь, затронуло систему подсчета цитируемости. Ее сориентировали на средневзвешенные значения вместо абсолютных.

Лидерами этого года стали два британских и два американских вуза: Оксфордский, Кембриджский, Калифорнийский технологический и Стэнфордский университеты. Лидерство среди вузов РФ сохранил МГУ им. М. В. Ломоносова, хотя вуз опустился на шесть позиций и занял 194-е место.

Улучшили свои позиции МФТИ (перешел из группы вузов с местами 301-350 в группу 251-300), Высшая школа экономики поднялась на одну группу, измеряемую 50-ю позициями, заняв место в группе 351-400.

Самый впечатляющий рывок совершил Томский политехнический университет, перейдя из группы с 501 по 600 место, в группу с позициями от 301-й до 350-й.

Резкое изменение правил

Эксперты полагают, что подвижки в рейтинге связаны в первую очередь именно с новыми правилами подсчета цитируемости. На смену прямому количественному подсчету цитат пришла так называемая «нормализованная цитируемость», — отметил директор Центра рейтинговых исследований Университета ИТМО Илья Куфтырев.

Этим термином обозначается не просто число цитирований, приходящихся на одну публикацию за определенный период времени, а уровень цитируемости публикаций данного типа в сравнении со среднемировым значением в данной научной дисциплине.

«Малейшие изменения в значении данного параметра вызывают сильные колебания в количестве баллов, которые выставляют вузу при расчете рейтинга — и именно это определяет его позицию в рейтинге», — сказал Куфтырев.

Причем, как заметил эксперт, значение имеет не только результат «абсолютного чемпиона», но и в целом средний общемировой уровень: если среднемировая планка возрастает, то остальным участникам нужно «прыгнуть» гораздо выше.

В рейтингах сравнение с собственным результатом не всегда показательно и не всегда играет решающую роль, в результате, по его мнению, конструкция рейтинга стала напоминать ручку аналогового радиоприемника: «достаточно слегка сдвинуть ручку тюнера — и вы уже соскочили с нужной волны».

Именно это и случилось с российскими вузами, вышедшими за пределы 1000, например, с Уральским федеральным университетом, перешедшим в группу 1000+. Этот и другие пять выбывшие за пределы 1000 вузы сильнее всего ощутили на себе изменения в правилах подсчета рейтинга.

Весомый успех Томска и Самары

В условиях произошедших перемен, в результате которых пострадали позиции российских вузов, успех Томского политехнического университета, взлетевшего почти на 300 позиций, выглядит еще более весомым, полагает Куфтырев.

«Поставив перед собой цель достичь мирового уровня в образовательной и научной деятельности, сегодня мы существенно продвинулись в ее осуществлении.

Важно было выбрать приоритеты», — прокомментировал результат ректор вуза Петр Чубик.

Сделав ставку на развитие триады «исследования — инновации — инвестиции», Томский политех, по его словам, по каждому из этих направлений добился продвижения вперед.

По мнению ректора, успех обеспечила «напряженная работа всего коллектива вуза, настойчивость и последовательность в реализации разработанной здесь программы повышения конкурентоспособности».

Но вуз, считает ректор, задействовал еще не весь свой потенциал.

«У ТПУ хорошие заделы в области космического материаловедения, ресурсоэффективных технологий, неразрушающих методов контроля, исследовании проблем Арктики», — пояснил Чубик.

Самарскому университету также удалось существенно улучшить свои позиции. Он перешел из группы вузов 801-1000 в группу 601-800 рейтинга THE. По мнению проректора вуза по образовательной и международной деятельности Владимира Богатырева, «это большое событие для вуза».

Повысить свою позицию в рейтинге вузу помогли, по его мнению, «рост доходов от сотрудничества с индустриальными партнерами, а также рост числа научных статей в зарубежных изданиях, индексируемых в двух самых больших базах научной периодики (Scopus и Web of Science) и число иностранных студентов и иностранных научно-педагогических работников».

Сохранение позиций далось непросто

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого остался в целом на прежних позициях. По словам директора Института передовых производственных технологий Сергея Салкуцана, при этом вуз за прошедший год существенно увеличил доходы от внебюджетной деятельности, совершил прорыв в области международной деятельности, первым среди вузов России открыв филиалы в Китае и Испании.

Статус-кво продемонстрировали Санкт-Петербургский и Новосибирский университеты. «Мы считаем, что сохранение позиций в рейтинге THE — это положительный результат.

У нас заметно улучшились цитируемость, репутация в научном мире, инновационные показатели», — сказал ТАСС проректор Новосибирского госуниверситета по программам развития Алексей Окунев. Он отметил, что у вуза выросло число иностранных студентов и преподавателей.

Для СПбГУ стабильность позиций в условиях резкого колебания внешних условий определили заметно выросшие доли иностранных профессоров и студентов. «Начиная с 2015 года, доля иностранных преподавателей выросла на 22%, причем на 13% — за минувший год.

«Число иностранных обучающихся» с 2015 года выросло почти на 40%, причем основной прирост (31%) показал 2016 год», — отметили в пресс-службе вуза.

Для Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, также сохранившего свои позиции в рейтинге, по словам ректора вуза Евгения Чупрунова, «вхождение в подобные рейтинги достижение, но не самоцель». «Рейтинги — это всего лишь некоторое отражение действительности.

Мы отчетливо понимаем, что должны работать для Нижегородской области, вместе с нижегородцами, развивая область и страну с точки зрения высшего образования, науки и инноваций», — заметил ректор. По словам ректора Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г.

Чернышевского Алексея Чумаченко, сохранение позиций вуза в рейтинге говорит о «мировом признании высочайшего уровня (его) образовательной, научной, инновационной деятельности».

Рейтинг публикуется в 14-й раз. При его подготовке специалистами британского журнала Times Higher Education используются 13 критериев, разделенные по пяти группам.

В частности, в расчет берутся такие показатели, как цитируемость научных статей, вклад в инновации, доходы от исследовательской деятельности, качество преподавания, степень глобальности университета, то есть его возможности по привлечению наилучших сотрудников и иностранных студентов.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4535336

Вшэ стала лучшим российским вузом в предметном рейтинге qs по географии

Рейтинговое агентство QS уточнило результаты предметного рейтинга по географии, опубликованного 4 марта 2020 года, включив ВШЭ в данный рейтинг.

В списке университетов мира по географии ВШЭ вошла в диапазон 151-200, заняв первое место среди российских вузов (второе место у МГУ). Таким образом, по данным мировых предметных рейтингов QS за 2020 г. ВШЭ стала лучшей в России по 11 предметам.

Помимо географии она занимает первое место в России по предметам: искусство и дизайн, история, психология, бухучет и финансы, бизнес и менеджмент, экономика и эконометрика, образование, социология, социальная политика и управление, политика и международные отношения.

ВШЭ начала развивать направления, связанные с географией, еще несколько лет назад.

 В 2019 году в университете открылся факультет географии и геоинформационных технологий, который ведет исследования на стыке наук о Земле, социальных наук и наук о данных с фокусом на глобальных изменениях окружающей среды и климата, геоинформационных технологиях, пространственном моделировании и общественной географии.

При составлении предметных рейтингов QS используется четыре индикатора: академическая репутация и репутация среди работодателей, количество цитирований на одну публикацию и H-индекс, который учитывает количество статей ученого, а также количество цитирований этих статей.

Вам также может быть интересно:

4 марта на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова состоялось обсуждение результатов российских вузов в последнем рейтинге QS по направлениям подготовки. ВШЭ заняла первое место по десяти предметам среди отечественных вузов.

Образованиедостижениярейтинг QSрейтинги вузов

4 марта

В рейтинге QS World University Rankings by Faculty & Subject 2020 Высшая школа экономики представлена по 23 отраслям и предметам, что на 4 больше чем в прошлом году.

ВШЭ вошла в 19 из 38 предметных рейтингов, в которых представлены отечественные университеты, и в 4 из 5 отраслей QS.

ВШЭ вошел в топ-100 глобального списка по 5 предметам, в том числе впервые по «Истории» и «Социальной политики и управлению».

Образованиедостижениярейтинг QSрейтинги

4 марта

ВШЭ улучшила прошлогодний результат на 6 позиций и заняла 17 место в рейтинге университетов из стран Европы с переходной экономикой и Центральной Азии.

15 октября  2019

Высшая школа экономики улучшила прошлогодний результат и вошла в топ-200 предметного рейтинга Times Higher Education по направлению «Искусство и гуманитарные науки» и заняла второе место среди российских университетов, показав лучший результат среди участников Проекта 5–100.

Образованиедостижениярейтинг QSрейтинги

2 октября  2019

ВШЭ представлена по четырем направлениям в топ-100 рейтинга магистерских программ по бизнес-образованию, который публикуется в третий раз международным агентством QS. ВШЭ показала лучший результат среди российских университетов.

Образованиемеждународные рейтингирейтинг QSрейтинг вузов

27 сентября  2019

Высшая школа экономики перешла в более высокий диапазон рейтинга QS по трудоустройству выпускников (201-250), впервые за пять лет обойдя более сильных конкурентов. В этом году количество претендентов на попадание в рейтинг выросло на 15% (758 вузов), и в него вошло 36 новых университетов.

Образованиемеждународные рейтингирейтинг QSрейтинг вузов

18 сентября  2019

ВШЭ заняла 39 место в рейтинге молодых университетов QS, сохранив свои позиции в топ-40, не смотря на растущую конкуренцию в этой категории университетов.

Образованиемеждународные рейтингирейтинг QSрейтинг вузов

2 июля  2019

Университет в этом году продвинулся в рейтинге на 21 позицию, заняв 7-е место среди российских вузов. Это произошло благодаря значительному улучшению показателей академической репутации и высокой оценке выпускников работодателями.

Образованиемеждународные рейтингирейтинг QSрейтинг вузов

19 июня  2019

За последние 5 лет российские вузы показали заметную динамику по вхождению в топ-500 институционального рейтинга QS, увеличив свое представительство в полтора раза (с 9 до 16) в основном благодаря участникам Проекта 5-100. Этот показатель является одним из основных ориентиров федерального проекта «Молодые профессионалы».

Образованиемеждународные рейтингиПрограмма 5-100рейтинг QSрейтинг вузов

19 июня  2019

Предметные рейтинги QS демонстрируют новые успехи российских вузов в глобальном продвижении, где ВШЭ занимает лидирующие позиции.

ВШЭ вошла в 16 предметных и 3 отраслевых рейтингах QS, увеличив их количество и улучшив показатели почти по всем предметам по сравнению с прошлым годом.

В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: «Социология», «Политика и международные отношения», «Экономика и эконометрика» и отраслью «Социальные науки и менеджмент». По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.

Образованиемеждународные рейтингирейтинг QSрейтинг вузов

27 февраля  2019

Источник: https://www.hse.ru/news/edu/354334401.html

Россия оказалась третьей по числу вузов в новом рейтинге влияния THE

Британский журнал Times Higher Education впервые представил рейтинг университетов по уровню влияния на устойчивое социальное и экономическое развитие.

Для первого издания рейтинга эксперты оценили более 450 вузов мира по 11 из 17 глобальных целей устойчивого развития ООН, среди которых — обеспечение здорового образа жизни, гендерного равенства и доступа к правосудию.

В сводный рейтинг попали 30 университетов из России — больше только у Японии (41) и США (31). Среди отечественных вузов лидирует Алтайский государственный университет — он занял 58-ю строчку в общем списке.

Также в топ-100 попал петербургский Политех (85-е), который оказался на 24-м месте по борьбе с изменением климата, на 40-м в категории «Устойчивые города и сообщества», на 41-м по механизмам глобального партнерства и на 87-м в сфере ответственного потребления и производства.

МГУ расположился в категории 101–200, куда также попал петербургский РГПУ имени Герцена, оказавшийся 55-м по снижению уровня неравенства. Московский государственный университет стал 14-м по содействию индустриализации и инновациям, а также 82-м по обеспечению качественного образования.

В следующую сотню (201–300) попали МИСиС, СПбГУ и «ЛЭТИ», который занял 37-е место по влиянию на экономический рост. В категорию 300+ вошли МГТУ имени Баумана, МИФИ, Российский государственный социальный университет и нижегородский Университет Лобачевского.

Возглавил общий рейтинг новозеландский Оклендский университет, за которым следуют канадские Университеты Макмастерa и Британской Колумбии, а также британские Манчестерский университет и Королевский колледж Лондона.

В нынешний список лучших университетов Times Higher Education входят 35 российских вузов. Самую высокую строчку — 199-ю — занимает МГУ, который также располагается на 33-м месте репутационного рейтинга THE.

На этой неделе список лучших университетов представило агентство Quacquarelli Symonds. В обновленном рейтинге МГУ оказался на 90-м месте. Вторым среди отечественных вузов следует СПбГУ с 235-й строчкой. В предметном рейтинге QS ситуация обстоит чуть лучше: в топ-100 входят десять вузов из России.

Источник: Times Higher Education

telegram

instagram

Источник: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/346569-times-higher-education

Ссылка на основную публикацию