Горе от ума: слабые стороны сильных классов — студенческий портал

Александр Иванович Чацкий — один из центральных героев произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

  Через образ Чацкого автор предстал как новатор, который пытался повлиять на окружающих и изменить их мировоззрение, через него он передает свой главный посыл. В своем произведении А.С.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Грибоедов описывает в литературе новый социально-психологический тип «лишнего человека» — того, кого никто не слышит, кто находится один на один со своими невысказанными мыслями, убеждениями.

Чацкий имел живой ум, и все произведение автора построено на противостоянии главного героя и высшего света, его представителями были Молчалин, Скалозуба и Фамусов. Александр постоянно находится в споре с этими героями, откуда и появляются его всем известные монологи, в которых он выдвигает свои идеи, свою точку зрения, не заботясь даже о том, был ли он услышан.

В самом первым монологе «И точно начал свет глупеть» Александр Чацкий сравнивает прошлое и настоящее. Он отказывается прислужничать кому либо, выступает против появившейся бюрократии, в следствие чего отказывается от государственной службы.

В диалоге же под названием «А судьи кто» главный герой негодует от того , что люди слишком увлечены военным делом, ведь это не дает развития творчеству, убивает всякое желание развиваться духовно.

Герой говорит о том, что военное дело не дает личности расти, в последствие же люди лишены способности принимать какие-либо решения.

Однако мало-помалу Чацкий понимает , что его взгляды не принимают и философия других героев разительно отличается от его собственной. Он понимает, что уже не будет услышан, от чего затихает, но только снаружи, внутри же Александр сохраняет весь свой запал и надежду на светлое будущее.

В конце комедии Чацкий предстаёт перед нами в образе человека, который разочаровался во всем. Однако Александр не отказался от своих убеждений. Он всё также уважал право выбора любого человека , ценил свободу.

В итоге можно сказать, что Чацкий сильный и непоколебимый человек, который способен держаться за свои устои. И он верил , что всё-таки когда-нибудь мир станет лучше того , в котором он жил.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сильная вертикаль: грядет реформа образования - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Вариант 2

1822 год. В России время крепостного права. Население разделено по разным сторонам: с одной «небожители» — аристократы, владеющие богатствами и людьми, а с другой закрепощённый народ, страдающий от отсутствия свободы, до обретения которой ещё очень далеко.

В тот год талантливый дипломат и публицист Александр Сергеевич Грибоедов пишет самое известное своё произведение, комедию «Горе от ума», которая всколыхнула современное ему общество и заставила думающих людей по-новому взглянуть на устройство жизни в России.

Немало способствовал тому главный герой пьесы Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!», -говорит она своей хозяйке.

Чацкий, рано потерявший родителей, воспитывался в доме Фамусова вместе с его дочерью и с детства её любил. Он ещё молодой человек, но жизнь воспринимает уже серьёзно и в определённый момент, чувствуя, что ему не хватает домашнего образования, отправляется путешествовать за границу.

Он тянется к наукам, хочет лучше узнать мир. В путешествиях он проводит три года, но «дым отечества» зовёт его домой, где, как он надеется, ждёт его любимая девушка. Он сам верен своей любви и романтически полон благих намерений. Возвращается он внезапно.

» Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков»,- говорит ему Фамусов при встрече. И что же суждено ему найти в своём Отечестве? Он чувствует перемену в Софье, но ещё не может понять в чём дело, а пока вспоминает общих знакомых и, как он считает, безобидно подшучивает над ними.

Он просто насмешлив и умён, он видит людей, какими они есть на самом деле, но девушке это не нравится. «Не человек, змея!»,- говорит она о нём.

В отличие от многих молодых людей своего времени, Чацкий независимый самостоятельный человек, он считает, что каждый волен выбирать себе дело, не оглядываясь ни на чьё мнение.

Оставив военную карьеру, хотя для каждого дворянина военная служба была почётна в то время, не захотел он стать и чиновником, ибо видел, что для успешной карьеры на этом поприще нужно было унижаться перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,-отвечает он Фамусову на его поучения.

Ему досадно, что ничего не изменилось за то время, пока он отсутствовал. » Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары»,-замечает он в разговоре с Фамусовым и Скалозубом.

Наблюдательный и язвительный человек, он даёт очень меткие характеристики московским аристократам. Весьма ограниченный солдафон Скалозуб-«cозвездие манёвров и мазурки», «Нестор негодяев знатных»,-помещик, продавший за долги детей своих крепостных.

Он высмеивает систему образования дворян, которую отдали на откуп заезжим иностранцам , а те ничему путному научить не могут. И, конечно же, общество, в котором людей судят не по заслугам, а за умение низко кланяться и угождать, принимает враждебно этого непонятного для них человека.

В ход идёт старый проверенный способ борьбы с такими людьми: Чацкого объявляют сумасшедшим. Он не может в одиночку биться с этим сословным монолитом. Он вынужден бежать из Москвы.

Его время ещё не наступило, а один в поле не воин. Но всегда бывает первый, который подаст пример любви к свободе и справедливости другим. Таким первым и был Чацкий, герой, которого создал умнейший русский дипломат и писатель Александр Сергеевич Грибоедов.

Сочинение Образ и характеристика Чацкого

Для меня Чацкий весьма взбалмошный тип, в чём-то мечтатель… Конечно, он сам страдает из-за своей откровенности. Он может сказать «правду-матку», но из-за этого все от него отворачиваются.

Он много путешествовал. Думаю, что он видел разные страны, общался с разными людьми. Теперь он уже по-новому смотрит на всё. А люди, которых он оставил дома, не особенно изменились. Может быть, наоборот, ухудшились.

Вот Софья связалась с этим Молчалиным, который всем льстит, всех обманывает. Она не исключение. И Чацкий просто не понимает, как она могла увлечься таким пустым и опасным человеком… Но он ничего не может сделать. Все его попытки наладить контакт с Софьей делают только хуже. Он её начинает раздражать своим поведением.

Чацкий всё видит: все пороки этого общества бросаются в глаза Чацкому. При этом он не замечает собственной горячности, не учитывает, что нехорошо так обижать людей.

Думаю, что правильно, если на Чацкого накинулись все в финале, чтобы он сбежал. Ему это общество, такое отвратительное для него, так и сказало – уходи. Он бы всё равно не смог переделать всех этих людей, страдать при виде их было б для него тяжело. Вот почему это настоящий подарок, что на него все ополчились.

Конечно, Чацкий и романтик. Он что-то себе придумал… Какими должны быть люди.

Понятно, что этот самый Александр Андреевич весьма умен (много знает), но он не мудр. Чацкий создал рецепт, как сделать, чтобы общество быстрей на тебя ополчилось. Нужно всех обвинять, надо всеми смеяться, указывать на недостатки. При этом быть едким и чужим для всех. Он мне напоминает Дон Кихота немного. Тоже пытается бороться…

Надеюсь, что в той самой глуши он придёт в себя немного. Не станет ненавидеть и свою тётку за ограниченность или за чтение «не тех» книг. Всегда можно найти, за что ненавидеть. Наверняка, в них было что-то и хорошее. Такие традиции глупые и противные сложились, но не может быть, чтобы люди совсем были отвратительными.

Я не говорю, что Чацкий должен был всех с их грехами полюбить. Лучше ему было сразу уехать. Или остаться, приняв людей такими вот. Ещё он своим примером правильной жизни мог бы им помочь…

Если б такой человек пришел в наш класс, то я бы постарался указать ему на хорошие черты одноклассников. А если б он продолжал «кривиться», то мы б его побили.

Чацкий и его история

В комедии Грибоедова отражено столкновение двух мировоззрений, а именно представителей новых людей, отраженных в образе Чацкого и консервативных представителей, представленных Фамусовым и его друзей.

  Одним из личностей,  показывающих  новые веяния,   является  Чацкий. Мы видим, что персонаж   после долгих странствий по миру, вернулся в родные места.

Он одержим мыслями о свободе личности, равенстве и братстве.

Однако, прибыв в Москву, видит, что все осталось на прежнем уровне. И его появление никак не обрадовало ни Фамусова,  ни его дочь. В основном, представители этого общества всегда только и делают, что развлекаются. Чацкий даже отказался служить, потому что и в армии все друг другу льстят  и прислуживаются. И в дом Фамусова то он вернулся из-за любви к Софье.

Сразу же с дороги он прибывает  в ее дом и признается ей в своих чувствах, что характеризует его как горячего молодого человека. Ни разлука, ни путешествия не остудили  его пыл к девушке. Он свято чтит эти отношения. Узнав, что Софья выбрала Молчалина, ему становится горько и обидно. А ведь Чацкий умен, но никто не замечает этого.

Только Лиза, работающая в этом доме прислугой, говорит о том, что он просвещен, находчив и честен.

Главный герой выступает против крепостного права, так как считает его источником зла и бед. Он также осуждает московских состоятельных господ, которые ценят лишь роскошь  и высокие посты, боятся просвещения и правды. В споре с Фамусовым он говорит о том, что старшее поколение не умеет высказывать свое мнение, осуждая их всех, и говоря, что ему противно среди таких людей находиться.

Когда он приходит на бал, то между ним и представителями светского общества происходит конфликт. Все собравшиеся выступили против Чацкого, высмеяв его и оскорбив, Чацкий со своими веяниями  оказывается  одинок. Ведь среди них  не было никого, кто бы придерживался такого же мнения.

И поэтому он уезжает, прекращая всякую борьбу. Однако он все-таки превосходит Молчалина и ему подобных представителей. Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского дворянства, самую его лучшую часть.

И если он находится среди высшего света в полном одиночестве, то среди молодых людей его возраста есть единомышленники.

Вариант 5

Александр Андреевич Чацкий — это главное действующее лицо пьесы Грибоедова «Горе от ума». Автор не пытался наделить его только положительными или отрицательными чертами. Он приблизил его к реализму, и вложил всего понемногу.

Чацкий в произведении выступает как молодой человек, но не юнец. Родители скончались, и воспитанием занимался близкий друг семьи – Фамусов. Александр Чацкий был не из бедных. Он был наследником дворянства. Чацкий рос рядом с дочерью Фамусова – Софьей, которую в последующем полюбил.

Достигнув определенного возраста, Александр принял решение проживать отдельно. Герой покинул службу, потому как не любил прислуживать. Потом он поехал на несколько лет за границу, получать дополнительное образование. Чацкий говорил, что пришло новое время, где не место старым порядкам.

Александр выступает в роли умного и способного человека. Окружающие признают, что он достиг бы высот, если бы продолжал служить. Ему присуща была такая черта, как остроумие, переходящее в язвительность. После того, как он вернулся из заграницы, ему чужды стали взгляды жителей России.

Его не устраивало, что люди прислуживают друг другу, выставляют себя на посмешище, дабы угождать вышестоящим начальникам. Он хотел пользоваться своими знаниями и умениями в работе. Чацкий мог открыто насмехаться над глупостью Фамусова и его окружения, ясно представляя, как обижает их этим.

По приезду домой он нанес визит Софье, рассказав ей о своих чувствах. Это говорит о нем, как о человеке пылком, страстном и романтичном. Тогда он узнал, что девушка полюбила другого, а их отношения считает ничем иным, как детскими шалостями. Это причинило Чацкому невыносимую боль.

Новый  фаворит Софьи относился к людям хитрым, расчетливым карьеристам, которые пойдут по головам, чтобы добиться успеха. Поэтому выбор Софьи пал именно на него. Ее не устраивал насмешливый тон Чацкого, и она пустила молву о его сумасшествии, которая быстро разнеслась по округе.

Из-за этого герой вынужден был покинуть то место, где был так не любим всеми.

Чацкий воплощает желания и сущность самого автора. Этот персонаж пропитан свободой личности, равноправием и честолюбием. Он разочаровался, вернувшись домой, что все осталось неизменным. Люди лишь лицемерили и обманывали, бесконечно устраивая праздники, плясы и банкеты. За это Чацкий чувствовал к ним только презрение.

Для 9 класса

В великом творении отмечена тема: проблемы воспитания. Главный герой – замечательный человек, который имеет прекрасное образование. Как ему жить с навыками? Как ведёт себя Чадский с людьми? Почему он не может построить с ними взаимоотношения? Что желает делать Александр? Как относится Александр Чадский к любовному поражению? Как автор отразил картину произведения?

Чадский способен влюбиться в дочь владельца дома, но не может найти силы, чтобы разговаривать с её отцом. Его понимание мира, взгляды на жизнь не совпадают с идеями дома господина Фамусова.

Он сильно любит дочь хозяина дома, но крайне ненавидит её отца, не может терпеть беспорядок, который творится в обществе. Такое понимание жизни не соответствует его идеалам: он предпочитает постоянно говорить правду, не скрывая своих эмоций.

Он желает честно служить отечеству, но никто не понимает его усилий. В результате герой страдает.

У героя есть свои негативные черты. У него противоречивый и плохой характер. Он вспыльчивый человек, конфликтен в общении, высокомерен, а порой даже и вести себя грубо. Источником его недовольства является общество, в котором он живёт.

Ему трудно сдерживать эмоции, он не скрывает возможности указывать людям на их недостатки. Ему трудно контролировать поступки. Он считается долгом сопротивляться плохому влиянию, которое постоянно наблюдает. Чацкий умён. Герою плохо в обществе, ему сложно постоянно находится с людьми.

Автор точно подметил название произведение «Горе от ума».

Александр желает быть полезным Отечеству, но прислуживать другим людям он не желает. У него не возникает желания выполнять просьбы разных людей.

Если он умный, воспитанный и порядочный человек, живущий по соображениям совести, оказывается недостаточным. Ему трудно отметить, что судьба не жалеет честных людей.

Даже его возлюбленная предпочитает другого человека в отличие от образованного главного героя. В результате возникает настоящая трагедия.

Образ Александра представляет печальный вид. Его представления о жизни никто не поддерживает. Он оказался в меньшинстве. Ему приходится уехать из конкретного места. Он изменил представления о жизни? Нет. Он просто оставил неприятных людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для полного раскрытия образа Чадского в произведении: «Горе от ума», чтобы понять и отметить всю многогранность личности Чадского.

← Почему Чацкий обречен на одиночество
← Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовФамусов и его окружение →
Софья начертана неясно →

Горе от ума: слабые стороны сильных классов - Студенческий портал

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/obraz-i-harakteristika-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma

Творческие работы по литературе

Горе от ума: слабые стороны сильных классов - Студенческий портал Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания C1, C2

  • ЯВЛЕНИЕ 6
  • Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович
  • Наталья Дмитриевна
  • Вот мой Платон Михайлыч.
  • Чацкий
  • Ба!
  • Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!
  • Платон Михайлович
  • Здорово, Чацкий, брат!
  • Чацкий
  • Платон любезный, славно,
  • Похвальный лист тебе: ведешь себя исправно.
  • Платон Михайлович
  • Как видишь, брат:
  • Московский житель и женат.
  • Чацкий
  • Забыт шум лагерный, товарищи и братья?
  • Спокоен и ленив?
  • Платон Михаилович
  • Нет, есть таки занятья:
  • На флейте я твержу дуэт

А-мольный…

Чацкий

Что твердил назад тому пять лет?

Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!

  1. Платон Михаилович
  2. Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
  3. От скуки будешь ты свистеть одно и тоже.
  4. Чацкий

От скуки! как? уж ты ей платишь дань?

  • Наталья Дмитриевна
  • Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным,
  • Которых нет теперь, — к ученьям и смотрам,
Читайте также:  Научная безграмотность: чего не знают россияне - студенческий портал

К манежу… иногда скучает по утрам.

Чацкий

А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?

В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб? *

  1. Наталья Дмитриевна
  2. Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.
  3. Чацкий

Здоровьем слаб! Давно ли?

  • Наталья Дмитриевна
  • Все рюматизм и головные боли.
  • Чацкий

Движенья более. В деревню, в теплый край.

Будь чаще на коне. Деревня летом — рай.

  1. Наталья Дмитриевна
  2. Платон Михайлыч город любит,
  3. Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
  4. Чацкий

Москву и город … Ты чудак!

А помнишь прежнее?

Платон Михайлович

Да, брат, теперь не так…

А.С. Грибоедов, «Горе от ума».

С1. Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?

Платону Михайловичу и Наталье Дмитриевне неприятно слышать советы Чацкого. С одной стороны, Платон Михайлович — это старый друг главного героя, он стеснён присутствием бывшего товарища, потому что слишком изменился.

В молодые годы Горич был веселым, подвижным и живым человеком, а теперь, по словам Чацкого, он «спокоен и ленив». Попав под каблук жены, он превратился в дряхлую развалину.

С другой стороны, Наталья Дмитриевна опекает своего мужа, придумывает ему болезни («всё рюматизм и головные боли»), занятия, которых не любит, образ жизни, который ему чужд («Платон Михалыч город любит»). Таким мужем легко повелевать.

Встреча Платона Михайловича с Чацким — это всё равно что встреча с прошлым — с «шумом лагерным, товарищами и братьями», а Наталья Дмитриевна очень боится, что муж выйдет из-под её власти.

С2. В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?

Антипод – это герой литературного произведения, противопоставленный какому-либо другому герою по убеждениям, взглядам и вкусам. К изображению антиподов в своих произведениях прибегали Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф. Достоевский, М. Лермонтов и многие другие писатели.

В предложенном для анализа эпизоде антиподы Чацкий и Горич. У них разное отношение к жизни, разное понимание семейного счастья. Чацкому претит праздная жизнь, он жаждет какой-то деятельности. В романе «Капитанская дочка», например, А.С.

Пушкин тоже противопоставляет двух героев — Гринёва и Швабрина. Гринев — человек совестливый, благородный и честный.

Швабрин же, в отличие от него, способен на подлость, на низкие поступки: он завидует Гриневу, высмеивает его, предает свой воинский долг и присягает на верность самозванцу Пугачёву.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов противопоставляет Печорина и Грушницкого. Грушницкий несносен своей фальшивостью, позёрством, он всё время старается кому-то подражать.

Мстя Печорину, он совершает не подвиги, а подлости. В сцене дуэли раскрываются честность, великодушие Печорина и низменные качества Грушницкого.

Даже перед смертью он кривляется и лжёт, а мелкое самолюбие оказывается для него сильнее благородства.

Таким образом, герои-антиподы всегда важны в литературном произведении: именно их противопоставление помогает выявить авторскую позицию.

Воробьёва Екатерина, 11 А класс 2013 г.

Источник: https://saharina.ru/metod/creativ/lit/?name=egec1-2_gore_ot_uma

Сочинения на тему Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». по литературе

Главным и самым ярким героем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий. Он очень умный и честный человек. В произведении герой предстает перед читателями правдолюбом, который борется с миром «бессловесных». Основными его достоинствами являются душевная искренность, честность, доброта и готовность бороться за благо общественности.

Чацкий всегда выступает против лжи, безнравственности, услужливости  и без стеснения говорит о пороках, что, безусловно, многим не по душе. Далее его такое поведение среди фамусовского общества играет ему не на руку. Общество «низких» просто боится его.

Ведь они переживают, что он может навредить им  и, тем самым, лишить их обычной и пустой жизни, которую они ведут. Чацкий уверен, что «ум, алчущий познаний» – это главная ценность. Он всегда доказывает свою правоту, не переживая о том, поймут его или нет.

Даже неумную, но довольно хитрую жизнь Фамусова и его общества, он отвергает.

 Когда Чацкий возвращается обратно в Москву, все его надежды и мечты рушатся в один миг. Он попадает в среду, где никто не хочет  и не может меняться. Здесь его ожидает личная драма.

Он приехал в Москву в надежде на то, что его любимая Софья ответит ему взаимностью. Но положительного ответа он так и не получает. Девушка стала высокомерной, холодной и, к тому же, признается ему, что ее чувства уже прошли.

Главному герою очень тяжело пережить разочарование, которое он испытал.

То, во что так верил Чацкий, в один миг разрушилось. Его вера в то, что ум важнее, в передовые идеи — в «службу делу, а не лицам», не только, не сделали его счастливее и помогли завоевать сердце любимой, а наоборот, еще больше оттолкнули ее от него.

Все рушится вокруг. Мнение главного героя не совпадает с реальностью, которая вокруг, его никто не хочет слышать. Поэтому это все и вынуждает Чацкого уезжать из дома Фамусова и из Москвы. Испытав поражение в фамусовском обществе, Чацкий в это же время стал победителем, а именно, с помощью его выступления произошел раскол в общественной жизни.

В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» автор ярко и точно показал, что люди одного и того же происхождения, а в данном случае – дворянского, могут иметь разные интересы и соответственно разное мнение. 

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/255

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы.

Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе.

Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим.

Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен.

Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина.

Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника.

Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу».

Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С.

Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным.

В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами.

Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример.

Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться.

А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати.

Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму.

Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении.

К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством.

Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде.

Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило.

Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/obraz-chackogo-v-komedii.html

Решу огэ

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Фамусов (входя)

О чём? о Чацком, что ли?

Чего сомнительно? Я первый, я открыл!

  • Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
  • Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!
  • Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
  • Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовёт он подлецом!..

  1. Хлестова
  2. Туда же из смешливых;
  3. Сказала что-то я — он начал хохотать.
  4. Молчалин
  5. Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.
  6. Графиня внучка
  7. Меня модисткою изволил величать!
  8. Наталья Дмитриевна
  9. А мужу моему совет дал жить в деревне.
  10. Загорецкий
  11. Безумный по всему.
  12. Графиня внучка
  13. Я видела из глаз.
  14. Фамусов
  15. По матери пошёл, по Анне Алексевне;
  16. Покойница с ума сходила восемь раз.
  17. Хлестова
  18. На свете дивные бывают приключенья!
  19. В его лета с ума спрыгнул!
  20. Чай, пил не по летам.
  21. Княгиня

О! верно…

  • Графиня внучка
  • Без сомненья.
  • Хлестова
  • Шампанское стаканами тянул.
  • Наталья Дмитриевна
  • Бутылками-с, и пребольшими.
  • Загорецкий (с жаром)
  • Нет-с, бочками сороковыми.
  • Фамусов
  • Ну вот! великая беда,
  • Что выпьет лишнее мужчина!
  • Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
  • Что нынче пуще, чем когда,
  • Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
  • Хлестова
  • И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних
  • От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
  • Да от ланкартачных* взаимных обучений.
  • Княгиня
  • Нет, в Петербурге институт
  • Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
  • Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!! — у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.

  1. От женщин бегает, и даже от меня!
  2. Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
  3. Князь Фёдор, мой племянник.
  4. Скалозуб
  5. Я вас обрадую: всеобщая молва,
  6. Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
  7. Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
  8. А книги сохранят так: для больших оказий.
  9. Фамусов
  10. Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
  11. Забрать все книги бы да сжечь.
  12. Загорецкий (с кротостию)
  13. Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
  14. Был ценсором ** назначен я,

На басни бы налёг; ох! басни — смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

  • Кто что ни говори:
  • Хотя животные, а всё-таки цари.
  • Хлестова
  • Отцы мои, уж кто в уме расстроен,
  • Так всё равно, от книг ли, от питья ль;
  • А Чацкого мне жаль.
  • По-христиански так; он жалости достоин;
  • Был острый человек, имел душ сотни три.
  • Фамусов
  • Четыре.
  • Хлестова
  • Три, сударь.
  • __________
  • *Ланкартачных взаимных обучений.

Ланкартачный — искажённое слово «ланкастерский». Система английского педагога Ланкастера (1771-1838) состояла в том, что более сильные ученики обучали слабейших, помогая учителю.

** Ценсором — цензором.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Кавказ

  1. Хотя я судьбой на заре моих дней,
  2. О южные горы, отторгнут от вас,
  3. Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
  4. Как сладкую песню отчизны моей,
  5. Люблю я Кавказ.
  6. В младенческих летах я мать потерял.
  7. Но мнилось, что в розовый вечера час
  8. Та степь повторяла мне памятный глас
  9. За это люблю я вершины тех скал,
  10. Люблю я Кавказ.
  11. Я счастлив был с вами, ущелия гор,
  12. Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
  13. Там видел я пару божественных глаз;
  14. И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

М. Ю. Лермонтов, 1830

Источник: https://lit-oge.sdamgia.ru/problem?id=130

Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

  • Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
  • В науке он вперит ум, алчущий познаний,
  • Или в душе его сам бог возбудит жар
  • К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким.

И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали.

И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.

Источник: https://students-library.com/library/read/46687-obraz-cackogo-i-problema-uma-v-komedii-as-griboedova-gore-ot-uma

Горе от ума, или Почему так бедны интеллектуалы?

В первом один из собеседников, как правило, много «умничает», пытается рассуждать о вещах, в которых мало понимает. Рассматривать таких «умников» особого смысла нет.

Во втором случае такой вопрос задается действительно талантливому человеку, но почему-то не обремененному наличием хорошего дохода. Данный случай более интересен, так как талант часто связывают с наличием предпосылок к богатству.

Чтобы понять, почему умные — небогатые, следует рассмотреть их прямую противоположность — богатых, но не одаренных предпринимателей.

Каждый такой предприниматель в глубине души понимает, что интеллектом не блещет. Но жить-то нормально хочется и хочется как-то найти признание в обществе.

Поэтому он выбирает себе направление деятельности в виде зарабатывания денег и начинает в нем действовать.

Первые действия часто оказываются неэффективными, однако предприниматель их все равно продолжает, несмотря на смех и издевки окружающих — просто ему больше некуда податься. Постепенно количество начинает переходить в качество. И рано или поздно, даже к не очень умному, но предприимчивому человеку приходит успех.

Учитывая многократные повторения, мозг предпринимателя начинает работать в нужном направлении. Он вдруг замечает возможности для зарабатывания денег, при этом у него уже долгой практикой выработана стратегия действий.

Часто эти возможности не сулят ничего хорошего окружающим, но нажива для бизнесмена превыше всего. В итоге близкие и соседи, хорошо знающие бизнесмена, удивляются, почему у, казалось бы, дурака все получается и много денег.

Ум и талант при таком подходе окажут только отрицательную услугу. Они будут подсказывать новые варианты, которые, казалось бы, прибыльны и реализуются быстрее, чем начатые дела. Начнется метание из стороны в сторону, от проекта к проекту. В итоге ни один бизнес-проект не будет доведен до конца и, соответственно, интеллектуал разорится или разуверится в бизнесе.

Еще один отрицательный момент ума — он всегда находит негативные моменты. Там, где дурак просто пойдет и сделает, умный увидит множество негативных сторон и попросту испугается. И дело свое либо не начнет вообще, либо проявит максимум ненужной осторожности.

Вторая причина, почему интеллектуально развитые люди часто не имеют больших денег, кроется в отсутствии интереса к последним. Как правило, умный человек имеет множество увлечений, которым и отдает предпочтение в своей деятельности.

Он находит свое призвание в чтении, хобби или творчестве. Они приносят интеллектуалу радость, признание и душевный отдых, даже без наличия огромного количества денег. В итоге отсутствует стимул к зарабатыванию, и очень часто талантливые люди прозябают в бедности.

Они бы и рады получить много денег, но внутренней потребности у них в этом нет.

Такая ситуация не имеет ни хорошей, ни плохой окраски. Каждый занимается тем, чем хочет и может, и делает это в меру своих сил. К сожалению, в наше время деньги и, соответственно, умение их делать получили наивысшую ценность.

Другие, даже очень полезные, таланты рассматриваются только через призму товарно-денежных отношений.

И именно этот перекос придает негативную окраску невысокому уровню доходов умных и талантливых людей, занимающихся своим делом и не стремящихся нажиться любой ценой.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/62943/

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Комедия Александра Грибоедова принесла самому автору огромный успех и знаменитость, а его главный герой — Чацкий стал ярким представителем революционно настроенной молодежи того времени, которая уже не могла жить так, как жило старшее поколение, погрязшее во взятках и чинопочитании. Многие критики того времени отмечали, что если бы в грибоедовском произведении не было бы Чацкого, то оно было бы пустым и бессмысленным, и содержание такого произведение мало кого могло бы заинтересовать.

Александр Андреевич появляется в грибоедовском сюжете не сразу, а автор сначала знакомит читателя с домом Фамусовых, где в дальнейшем и будет разворачиваться остальные важные события комедии. Первым о нем вспомнила служанка в доме Фамусовых, которая говорила о нем лишь только хорошо. Она отмечала его качества характера: умен, образован, весел, честен и остер.

Когда же Чацкий, который долго время пробыл за границей, обучаясь там и путешествуя, познавая мир, впервые появляется в доме Фамусовых, то вызывается сильнейший переполох. Выясняется, что с Софьей Фамусовой у них давнее знакомство, ведь они практически выросли вместе. Пока он путешествовал, то надеялся, что она его ждет и теперь он собирался даже на ней жениться.

Но Чацкий показан автором смелым и открытым человеком, который отрицательно относится и к любой несправедливости, и, конечно же, ко лжи.

Он понимает, что с его умом и образование он может и должен принести пользу своему Отечеству, поэтому готовиться к серьезной службе, где все его знания пригодятся.

Но российская действительность его разочаровывает, так как светское общество его отвергает, а его знания оказываются лишним и этого даже пугает современное высшее общество.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Оправдание такому поведению общества, которым правит Фамусов и ему подобным, кроется в том, что Александр Андреевич придерживается передовых идей, он против тех традиций, которые уже давно сформировались в светском обществе девятнадцатого века.

Например, он совершенно не принимает и высказывается отрицательно о низкопоклонстве, ведь, по его мнению, нужно служить не лицам, а общему делу. Поэтому с большим возмущением он говорит о фамусовском обществе, которое просто погрязло во множестве пороков.

Ему тошно прислуживать перед людьми, которые ничего не делают для развития своей страны, а лишь только мечтают продвинуться по карьерной лестнице, да набить свои карманы.

Александр Андреевич не только молод, но горяч, и открытен, поэтому он готов пожертвовать всем, чтобы служить во благо развитие страны, а фамусовское общество, куда он попадает после возвращения на родину и в знакомые с детства места, он называется негодяями, хотя и знатными.

Чацкий смело и открыто выступает против тех порядков, которые царят в стране.

Например, крепостное право, которое порабощает народ, заставляет думать, что над человеком, пускай и бедным, можно так издеваться.

Молодой герой Александра Грибоедова представлен автором как настоящий патриот своей Отчизны, который готов бороться за то, чтобы в его стране наконец-то воцарился порядок и справедливость.

Поэтому он вступает в конфликт и с обществом, которое не желает принимать его новых передовых идей, которые его пугают. Выступает он и против царя, который не может никак прекратить это беззаконие по отношению к крестьянам.

Конфликт возникает у него не только с высшим обществом, с Фамусовым, отцом его невесты, Молчалиным, который медленно продвигается по карьерной лестнице и готов ради этого унизиться и стать подлым.

Но поражает, что именно Софья, невеста Чацкого, тоже выступает с ним конфликт, когда первой пускает о нем слух, что он сумасшедший.

Да, речи Александра Чацкого слишком открыты, прямолинейны и дерзки. Он не боится называть всю правду и в этом он близко к декабристам. Вериться, что он уже не оступиться от начатого дела. Он точно знает цель и будет идти к ней. И он обязательно будет победитель, потому что он всегда воин, праведный и гневный обличитель подлости и подхалимства.

Чацкий недолго находится в Москве, так как не находит ни в ком поддержке. Даже Софья, молодая и образованная девушка, оказалась слабой и легко поддалась влиянию общества, в котором процветают Фамусовы и Молчалины. Но она тоже предала своего друга и жениха, выбрала Молчалина, который любит совсем не ее, а состояние и положение в обществе ее отца.

Чацкий изображен автором как настоящий борец, воин, который имеет благородные черты, обязательно достоинство и честь.

Все это проявлялось не только в его страстных речах, но и в поступках, в которых он не позволял себе уподобиться отцу Софьи и стать одним из них.

Именно такие люди, как молодой и благородный герой Александра Грибоедова, добились того, чтобы изменилась жизнь крепостных крестьян, и простой народ наконец-то стал свободным.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma.html

Читать

Рудольф Константинович Баландин

Горе от ума? Причуды выдающихся мыслителей

© Баландин Р.К., 2017

© ООО «Издательство «Вече», 2017

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2017

Сайт издательства www.veche.ru

Пролог. Мудрецы Лапуты

1

В этой книге речь пойдёт о странностях интеллектуалов. Этим людям мы обязаны замечательными научными открытиями, техническими изобретениями. Они – передовой отряд цивилизации, наиболее ярко проявляющий качество, которое стало определением нашего вида: человек разумный.

Впрочем, научно-технические достижения наиболее эффективно используются во время войн. Конечно, и для мирного времени кое-что имеется, но от этого род человеческий не становится более человечным.

Так, может быть, не только достоинства, но и недостатки выдающихся мыслителей сказались на характере цивилизации?

Другой вопрос: не помогло ли отклонение от нормы, пусть даже в сторону патологии, способствовать появлению нетривиальных мыслей, решений научных и технических задач?

Наконец, можно ли утверждать, что у признанных гениев были какие-то генетические особенности, выделяющие их из обычных «типовых» представителей рода человеческого? Об этом свидетельствует уже то, что гений и гены – слова одного корня.

…Профессия, интеллектуальные пристрастия накладывают свой отпечаток на характер, склад ума. Человек, всерьёз увлечённый какой-то идеей, подчас действительно напоминает маньяка.

2

В своих путешествиях Лемюэль Гулливер, созданный воображением Джонатана Свифта, попал в круг мыслителей дивного летающего острова Лапуты:

«У всех головы были скошены направо и налево; один глаз косил внутрь, а другой глядел прямо вверх. Их верхняя одежда была украшена изображениями солнца, луны, звезд вперемежку с изображениями скрипки, флейты, арфы, трубы, гитары…» – символами гармонии Мироздания.

Они считались тонкими ценителями наук, а потому изображали рассеянность и размышления, недоступные простым смертным.

Интеллектуальная элита, приближённые к власти пребывали в своём «возвышенном» мире. Всё, что требовалось им для безбедной жизни, поставляли те, кто трудился внизу, на земле.

Возможно, насмешка Свифта над мыслителями Лапуты относилась и конкретно к его современнику Исааку Ньютону. Не потому ли один глаз лапутян смотрел в небо, а другой косил внутрь? Ньютон отличался рассеянностью, а кроме научных сочинений, насыщенных геометрическими фигурами и формулами, занимался алхимией и писал богословские трактаты.

3

В «Путешествиях Гулливера» Свифт, которого итальянский психиатр Ломброзо считал сумасшедшим, раскрыл нелепости общества, где лилипуты мнят себя великанами, лошади порядочнее людей, а учёные пребывают в состоянии задумчивого идиотизма.

Человек, предназначенный природой для благородных свершений, считал Свифт, словно дерево, растущее на свободе. Цивилизация обрабатывает его, уподобляя метле:

«Но, пожалуй, скажете вы, палка метлы лишь символ дерева, повернутого вниз головой. Полноте, а что же такое человек, как не существо, стоящее на голове? Его животные наклонности постоянно одерживают верх над разумными, а голова пресмыкается во прахе… И всё же при всех своих недостатках провозглашает он себя великим преобразователем мира и исправителем зла».

Свифт показал, какими становятся представители развитых цивилизаций, на примере йеху, ведущих происхождение от одичавших англичан. Они резко отличаются от разумных обитателей этой страны – лошадей. Йеху прожорливы, жадны, завистливы, злобны, жестоки; лебезят перед сильными и угнетают слабых.

4

Поэты, художники, музыканты традиционно отличаются экстравагантными поступками. Создать нечто оригинальное в искусстве способна только незаурядная личность.

У знаменитых учёных, философов, изобретателей, казалось бы, должно преобладать рациональное мышление. Однако о странностях мыслителей известно немало анекдотов. В книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (III век) рассказано о знаменитом астрономе Фалесе Милетском. На его статуе было написано:

Град Ионийский Милет вскормил и воздвигнул Фалеса,

В мудрости старшего всех, в звёзды вперяющих ум.

  • Говорят, выйдя наблюдать звёзды, он оступился и упал в яму. Прохожие смеялись, вытаскивая его:
  • – Хочешь познать тайны небес, а не видишь, что у тебя под ногами!
  • – О, люди, не отрывающие своих взглядов с дороги, чтобы не оступиться, вам нет дела до небес!

Быть может, так отвечал Фалес. История не сохранила его слов. Люди охотнее смеются над мудрецами, чем прислушиваются к их советам.

Говоря о странностях выдающихся мыслителей, мы будем знакомиться с их достижениями. Иначе уподобимся тем, кто посмеивался над Фалесом Милетским. Кто они были? Неизвестно. А слава Фалеса дошла до наших дней через бездну двадцати шести столетий.

Глава 1. Врач – исцелись сам (психиатры, психологи)

Тяжело переносить долгое общение с психически нездоровым человеком. Он погружён в свои иллюзии. Пытаясь его понять, невольно уходишь в этот мир и чувствуешь, что он тебя заражает своей болезнью.

Психолог, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев называл это «психическим вирусом». Такой возбудитель болезни нематериален, но разве на нас воздействуют только материальные объекты? Наша душа тоже ведь нематериальна.

В подобных случаях сказывается инстинкт подражания, сочувствия. Он в разной мере свойственен всем высшим животным, птицам. Они воспитывают своих детёнышей, которые воспринимают у взрослых необходимые для дальнейшей жизни повадки.

Франц Йозеф Галль (1758–1828)

На одном из парижских кладбищ в августе 1828 года прошли странные похороны. Гроб был заколочен наглухо: у покойника отсутствовала голова. Так проводили в последний путь знаменитого австрийского врача профессора Франца Йозефа Галля. Отсутствие головы у его тела было прямым следствием научных взглядов, которые в ней родились.

Теорию Галля можно свести к афоризму: череп – зеркало души.

По форме головы ещё древние греки и римляне пытались определить качества человека. С той поры укоренилось выражение «лоб Сократа». Крутизна и шишковатость сократовского лба, как предполагалось, отражали великие философские способности. Низкий и широкий лоб считался признаком твёрдости характера (львиные качества), а высокий и узкий – трусости и хитрости.

Франц Галль обследовал сотни голов людей и собирал коллекцию черепов. Увлечённость этими исследованиями побудила его завещать собственный череп для пополнения коллекции. Таким было незаурядное рождение новой области знаний.

Галль назвал её краниологией (по-гречески «кранион» – череп, «логос» – учение). Позже его ученик и соавтор Иоганн Гаспар Шпурцгейм начал использовать термин «френология», который стал общепринятым («френ» – душа, ум).

  1. Австриец Франц Йозеф Галль изучал биологию и медицину в Страсбурге, затем в Вене, где окончил медицинский факультет университета и занимался врачебной практикой. Увлекаясь изучением мозга, он исходил из нескольких принципов, которые легли в основу френологии:
  2. ● Чем крупнее мозг, тем выше интеллект.
  3. ● Мозг делится примерно на 27 отделов, и у каждого свои функции.
  4. ● Чем более развит данный отдел, тем ярче проявляются его функции.
  5. ● Наиболее важную роль играет кора головного мозга; поэтому форма черепа влияет на развитие тех или иных качеств человека.

● По форме и рельефу черепа можно судить о том, какие части мозга развиты или ослаблены. Под выпуклостями находятся скопления нервных клеток соответствующего отдела.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=574310&p=1

Ссылка на основную публикацию