10 вопросов про инклюзивное образование — студенческий портал

10 вопросов про инклюзивное образование - Студенческий портал

Поднимать 1 июня очень непростые, но важные темы уже стало хорошей традицией для «О!» Когда, как не в Международный день защиты детей, напомнить всем, и себе в том числе, о том, что мы должны заботиться о тех, кто меньше и слабее нас? О том, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, школьных друзей и первую любовь? О том, что любой человек, независимо от его внешности, особенностей здоровья или национальности, ценен? Именно это изо дня в день, из года в год стараются объяснить окружающим специалисты, занимающиеся инклюзивным образованием. И «О!» с удовольствием им в этом помогает!

10 вопросов про инклюзивное образование - Студенческий порталЮлия Лентьева, координатор проектов образования региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Что такое «инклюзивное образование»?

Инклюзивное образование — это образование без границ и делений, когда все ребята, неважно, с инвалидностью или без инвалидности, учатся вместе.

В инклюзию также могут входить ученики другой национальности или те, кто говорит на другом языке, но самое главное, что все они находятся вместе. Вот это и есть инклюзия.

Инклюзия полезна в любом возрасте: от самых маленьких, учеников детского сада до старших школьников. У моего ребенка синдром Дауна, и он с удовольствием ходил в общеобразовательный детский садик.

Чем раньше инклюзия начинается, тем лучше.

Если ребята без инвалидности и дети с ограниченными возможностями здоровья с первого класса или даже с детского садика начинают учиться вместе, то адаптация проходит очень легко и быстро.

Ребята без инвалидности, как правило, не замечают, что с их приятелями что-то не так: например, Вова носит очки или у Вити нет пальчиков на руке, если мы, взрослые, не обратим на это внимание. Так что всё зависит от нас.

Чем инклюзия хороша для детей с инвалидностью?

Когда ребята находятся все вместе, они не только учатся, но и общаются, дружат и помогают друг другу. Общение — это очень важно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Колонка родителя: шопинг есть, а слова нет - студенческий портал

Оценим за полчаса!

Когда ребенок сидит дома один, постоянно находится в четырех стенах и видит только маму, папу и учителя, который приходит к нему на занятия, это страшно.

Только представьте себе, что если он вместе со всеми сможет пойти в школу, то когда он ее закончит, то сможет поступить в институт или колледж, найти работу, и не будет бояться этого, потому что социализация прошла успешно! Это ведь настоящий шанс на полноценную жизнь!

Как готовят педагогов, которые ведут инклюзивные классы?

Конечно, без специальной подготовки не обойтись. По запросу от администрации образовательного учреждения я и мои коллеги из «Перспективы» приезжаем и проводим специальные тренинги по пониманию инвалидности для педагогов, учим правильно относиться к детям с ОВЗ, рассказываем про терминологию и этикет.

В тренинге есть этап, когда участники могут попробовать на себе ту или иную форму инвалидности.

Например, побыть в роли незрячего человека или человека с синдромом Дауна, узнать, насколько сложно человеку с ДЦП, у которого плохо работают руки, застегнуть пуговицы, и понять, что это на самом деле сложно. А значит ребенку нужно дать на эту задачу побольше времени.

Потом многие педагоги говорят нам: «Ой, оказывается, это так сложно, а мы и не понимали! Спасибо, что вы объяснили, теперь мы знаем, как себя вести с разными детьми».

Мы готовим не только педагогов, но и ребят: проводим в игровой форме «Уроки доброты», на которых объясняем, что такое инвалидность.

На этих занятиях школьники узнают об этикете, о том, где могут работать люди с инвалидностью, какими видами спорта они могут заниматься.

А еще у нас есть уроки параспорта, где ребята без инвалидности пробуют себя в различных паралимпийских видах спорта, и совместные кинопоказы о жизни людей с инвалидностью.

10 вопросов про инклюзивное образование - Студенческий портал

Бывает ли, что родители против того, чтобы класс становился инклюзивным?

Да, такое в нашей практике бывало, правда, довольно давно. К счастью, современные родители немножко по-другому смотрят на эти вещи, они понимают, что если в классе появляется ребенок с инвалидностью, то их собственные дети становятся более толерантным, внимательными, всегда готовыми помочь.

Как устроен процесс обучения в инклюзивном классе?

Чаще всего в инклюзивных классах работает тьютор. Задача тьютора — помочь освоить материал, облегчить учебный процесс, так что он может помогать одновременно нескольким ученикам. Все зависит от того, какая форма инвалидности у ребенка и какая степень.

Например, ученику на коляске вряд ли понадобится помощь с пониманием материала, ему скорее нужно придержать дверь или помочь развернуться между партами. А вот ребенку с синдромом Дауна действительно нужно что-то объяснять и показывать.

Не слышащему ученику придется несколько раз повторить задание, чтобы он мог прочитать его по губам или записать его на листочке. Для школьников с ОВЗ обычно разрабатывают индивидуальную учебную программу. В инклюзивных классах есть помощники, и это совсем не то же самое, что тьюторы. Помощники оказывают поддержку в бытовых вопросах.

Бывает так, что, например, ребенку с аутизмом тяжело высидеть 45-минутный урок, в этом случае помощник может вывести его из класса на 5 минут, чтобы он мог отдохнуть в тишине.

Конечно, когда в классе появляется ребенок с инвалидностью, первое время педагогу сложновато, в этом случае хорошо, если на помощь могут прийти родители и подсказать, как найти «ключик». Здорово, если школа может позволить себе тьютора. И просто замечательно, когда в классе есть ребята, которые берут шефство над своими одноклассниками и помогают им.

https://www.youtube.com/watch?v=cP4_mn-niiA

На самом деле учителя — очень креативные люди. В нашей практике был такой случай: мы тогда только начинали работать в школе, и одна учительница рассказывала нам, что когда у нее в классе был мальчик с инвалидностью, она совершенно не знала, что с ним делать.

Он срывал уроки, весь класс стоял на ушах, и это при том, что ученик сидел прямо перед ней — на первой парте. А потом она устала бороться и пересадила его назад.

Это оказалось настоящим спасением, потому что ребенок с аутизмом, сидя впереди всего класса, не понимал, что происходит у него за спиной, а оказавшись на последней — стал видеть весь класс и перестал бояться! И начал учиться.

Что такое инклюзия? Это индивидуальный подход к каждому ребенку. Я не говорю, что каждого школьника с аутизмом нужно сажать на заднюю парту, нет, кому-то просто нужно все время держать что-то в руках, а кому-то — иметь возможность отдохнуть от шума в классе.

10 вопросов про инклюзивное образование - Студенческий портал

Что нужно делать, чтобы инклюзивных классов и школ становилось больше?

Откуда возникают страхи? От незнания. Мы не знаем и поэтому боимся.

Вот почему нам необходимо как можно больше рассказывать людям о том, что такое инклюзивное образование, показывать, как ребята учатся в школе, как они вместе проводят время: играют, гуляют или ходят в кино. Только тогда страх перед этим понятием начнет понемногу исчезать. Нужно в принципе больше говорить о людях с инвалидностью.

Зачем нужна инклюзия?

Я вам сейчас расскажу одну историю. У нас была фотомастерская, где вместе работали ребята с инвалидностью и ребята без инвалидности. Дети три дня учились делать фотографии на заданную тему.

Вы же понимаете, как правило, ученики, которые находятся на домашнем обучении, в школу приходят крайне редко, в основном на какие-то мероприятия, но они обычно проходят, когда уроки уже заканчиваются.

Поэтому, когда такие ребята приходят на наши мастер-классы, у них есть возможность пообщаться с другими учениками, познакомиться с педагогами, а педагоги могут посмотреть на этих детей с другого ракурса.

Так вот, после одной из таких фотомастерских мы повезли всех ребят в океанариум. И во время этого путешествия произошло настоящее чудо. Мальчик, который практически совсем не разговаривал, начал говорить! Ему захотелось это делать! Он ужасно боялся общаться с другими ребятами, потому что говорил очень плохо, но вдруг почувствовал себя своим в этой компании и перестал стесняться.

А еще одно чудо произошло, когда педагоги, которые познакомились поближе с детьми с инвалидностью, начали говорить родителям: «Давайте приходите к нам в школу, садитесь в класс, мы уже поняли, какие вы замечательные, давайте учиться вместе!» Это для нас был настоящий прорыв.

Kate Babiy/wavebreakmedia/Olesia Bilkei/Shutterstock.com

образованиешколаобществовшколувместесО!

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10845

Инклюзивное образование: вопросов больше, чем ответов

10 вопросов про инклюзивное образование - Студенческий портал

Успехи, проблемы и риски в области инклюзивного образования обсудили участники третьей республиканской конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие».

10 вопросов про инклюзивное образование - Студенческий портал

Специалисты, педагоги и директора учебных заведений делились опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подняли и вопросы научно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми-инвалидами, материально-технического оснащения инклюзивного образования, развития ранней помощи, профессиональной подготовки.

В ходе докладов отметили, что в республике есть уже существенные подвижки в этой области. Недавно ухтинская школа №5 вышла на федеральный этап Второго межрегионального конкурса «Фестиваль лучших инклюзивных практик».

Первый этап проходил на региональном уровне. Помимо ухтинской школы в список победителей регионального уровня вошли еще сыктывкарские школы №26 и №33.

Неплохо налажена работа по обучению студентов с инвалидностью и в Сыктывкарском университете имени Питирима Сорокина.

Но при этом остается еще много проблем, из-за которых большая часть детей с инвалидностью в республике не вовлечена в образовательный процесс и вынуждена сидеть дома. Как отметила модератор мероприятия – председатель КРО ВОИ Маргарита Колпащикова (на фото), нынешняя конференция собрала намного больше участников, чем предыдущие две.

Это подтверждает растущий интерес педагогов к теме инклюзивного образования. Однако очевидным минусом является то, что среди собравшихся практически не было тех, от кого зависит реализация в жизнь решений конференции.

Из числа муниципальных чиновников и руководителей образовательных учреждений присутствовало всего два начальника управлений образования и несколько директоров. Основными участниками были учителя.

– Значит, муниципалитетам это неинтересно, – считает Маргарита Колпащикова. – Значит, у нас все хорошо и нет вопросов. Но на самом деле они есть, только почему-то вслух почти никто о проблемах не говорит. Доклады в основном были об успехах, о том, что в учреждениях проводятся различные виды восстановительной терапии.

Но, к сожалению, это все не про инклюзивное образование. Ведь педагогов больше волнует вопрос: как? Потому что, к сожалению, они пока работают методом проб и ошибок. Хотелось бы, например, услышать, какие возможности есть у нас сегодня, чтобы включить в образовательный процесс ребенка с проблемами зрения, слуха и так далее.

По мнению председателя КРО ВОИ, оборудованные пандусы и помещения в школах еще далеко не решают проблем инклюзивного образования. Потому что ребенку важно не просто попасть в школу, но еще и получить там какие-то знания. А вот с этим уже намного сложнее, так как системная подготовка педагогов отсутствует, каждый действует по наитию, вынужден самостоятельно что-то искать в интернете.

– Ко мне подошла учительница и говорит: «Как я могу научить ребенка, который ничего не слышит и не говорит?» – рассказала Маргарита Колпащикова.

– Еще одна участница конференции обратилась ко мне с вопросом: «Должна ли я обязательно научить писать девочку, которая не может держать ручку и писать?» Вот подобным вопросам нужно было посвятить большую часть времени. Педагогам, как воздух, нужны технологии и методики.

Еще одной серьезной проблемой, которую подняли родители детей-инвалидов, является отсутствие подготовленных тьюторов и сопровождающих, без которых ребенок с серьезными нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата не сможет посещать школу. Однако озвученная проблема осталась без ответа.

Вообще, на пути ребенка-инвалида к образованию столько преград, что сегодня пока только самая активная часть родителей готова их преодолевать. Большая же часть опускает руки и ограничивается просто уходом за ребенком.

И судить их за это тоже нельзя, поскольку мамы таких детей зачастую выступают сразу в нескольких ролях – жены, матери, няни, сиделки. И при этом некоторые умудряются еще и работать. По мнению Маргариты Колпащиковой, на уровне региона должна быть создана поддержка таких семей.

Семью, где есть ребенок-инвалид, должны сопровождать специалисты – психологи, педагоги-методисты, дефектологи.

Подводя итог, председатель КРО ВОИ отметила, что подобные конференции должны проводиться не раз в два года, а ежегодно. К тому же тема конференции должна быть более узкой и в то же время емкой: на обсуждение необходимо выносить какую-то одну тему, но проработать ее основательно.

Обязательно должен быть представлен положительный опыт с раскладом отработанных успешных технологий. Кроме того, обязательным условием успешного включения ребенка-инвалида в образовательный процесс является подготовка школы к приходу этого ребенка.

А для этого, как уже неоднократно говорилось на прежних конференциях, необходима разработка специального реестра потребностей ребенка.

– Во многих муниципалитетах до сих пор не приступили к созданию таких реестров, – говорит Маргарита Колпащикова. – Но ведь необходимо заранее, до прихода ребенка в школу, знать, что ему надо. Потому что за пять минут вы не сможете создать ему условия.

Читайте также:  Электронный егэ и мгу против футбольной фан-зоны - студенческий портал

И в итоге получается, что учитель должен разрываться между целым классом и одним ребенком. Но сидение ребенка-инвалида в классе – это не инклюзия, он должен там получать знания.

Мне бы очень хотелось, чтобы в обществе изменилось отношение к этому вопросу, чтобы мы не из жалости делали что-то для детей с инвалидностью, а потому что это надо.

Галина ГАЕВА

Фото vk.com/komivoi

Источник: http://respublika11.ru/2018/05/18/inklyuzivnoe-obrazovanie-voprosov-bolshe-chem-otvetov/

10 вопросов про инклюзивное образование

У вашего ребенка появился проблемный одноклассник. Посреди урока он встает и выходит, на переменах дерется, ругается матом, хватает и рвет чужие вещи.

Учителя беспомощны, директор бездействует, мама сложного мальчика говорит, что с ее сыном «все нормально», а возмущенные участники родительского чата пишут коллективное письмо в прокуратуру.

Знакомая ситуация? Но прежде чем требовать, чтобы сложного мальчика исключили из школы, нужно ответить на несколько вопросов.  

1. Мальчик избалован, испорчен, не умеет общаться с другими детьми почему бы его не изолировать?

Может быть, это и вправду обычная невоспитанность.

Но что если это поведенческое расстройство — например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или РАС (расстройство аутистического спектра), — когда ребенку трудно контролировать себя, он быстро устает, не может сконцентрироваться и страдает от сенсорных перегрузок (громкие звуки, обилие людей и т.д.)? В этом случае ему и его семье приходится несладко. Гораздо сложнее, чем нам. Лучше помнить об этом и никого не осуждать: возможно, перед нами не вина, а беда.

2. Болен — пусть сидит дома. Наши-то дети почему должны страдать?

Так рассуждает большинство родителей и, наверное, их можно понять. Но запереть «особенного» ребенка в четырех стенах значит поставить крест на его развитии и лишить надежды на обычную жизнь.

По Закону об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с особенностями ментального развития, имеют те же права, что и их сверстники, — например, ходить в общеобразовательную школу, которую выберут их родители.

Ребенок будет учиться дома, только если его родные (а не мы с вами и не директор школы) решат, что так лучше.

3. Есть специализированные школы, где его не будут обижать, а то ведь наши дети тоже не ангелы. Может быть, лучше туда?

Необычные дети в обычной школе — это называется инклюзией, в отличие от коррекции, когда школа целиком состоит из детей с ОВЗ. И только родители ребенка с особенностями, опираясь на мнение специалистов, вправе решать, что ему больше подходит. В последнее время чаще выбирают инклюзию, потому что именно она по-настоящему готовит к жизни в социуме.

4. То есть, инклюзия — это когда сложного ребенка просто сажают в обычный класс, и неважно, что никто с ним не справляется?

Конечно, нет. Когда ученика с проблемным социальным поведением без предупреждения помещают в обычный класс в надежде, что он «как-нибудь да выплывет», — это ужасно для всех: и для него самого, и для учителей, и для других детей, и для их родителей.

Иногда еще это называют «дикой инклюзией».

По закону об образовании, для ребенка с ОВЗ, в том числе с особенностями интеллектуального развития, должны быть созданы специальные образовательные условия, которые помогут ему преодолевать трудности в поведении и постепенно социализироваться.

5. Как должна выглядеть инклюзия, при которой всем хорошо?

У ребят, которым трудно учиться в общем классе по общей программе, должны быть собственные образовательные траектории, свои педагоги и тьюторы, а также отдельное помещение, где в случае необходимости можно уединиться и восстановить силы.

Дети обычные и дети с особенностями встречаются, на переменах, в раздевалке, в школьном дворе, на некоторых уроках и учатся общаться друг с другом. Всё это, естественно, под наблюдением тьюторов или учителей. Такую образовательную модель часто называют «ресурсным классом». Но ее можно назвать как угодно.

Главное — чтобы к каждому ребенку был индивидуальный подход с учетом его личных особенностей, и чтобы специалисты, которые работают с такими детьми, обладали навыками в области прикладного анализа поведения.

6. Что такое прикладной анализ поведения?

Это научная дисциплина, которой, к сожалению, еще почти не учат в наших педагогических вузах.

А ведь именно на ней основано большинство эффективных методов работы с детьми (и даже со взрослыми), у которых есть особенности ментального развития и сопряженные с ними поведенческие трудности.

Но иногда и нейротипичным людям может понадобиться помощь поведенщика. В идеале такая ставка должна быть в каждой образовательной организации.

7. Откуда в государственной школе возьмутся все эти дополнительные ставки, редкие специалисты, отдельные помещения? Это утопия.

Сегодня по всей стране существует более 40 «ресурсных классов». Практически везде они открывались, благодаря инициативам родителей детей с РАС. Они добивались от государства реализации прав своих детей на получение образования в обычных школах, в среде сверстников.

При этом фонды оказывают помощь только в методическом сопровождении в сфере прикладного анализа поведения, а в все остальные статьи расходов на ресурсный класс региональные департаменты образования в Москве, Воронеже, Белгороде и других городах сейчас несут самостоятельно. Так что, «ресурсный класс» — не утопия, а реальность.

Да, открыть его непросто, но если родители нейротипичных детей и детей с ментальными особенностями объединятся (а ведь это в их общих интересах!), то директора будут обязаны действовать.

8. Что делать, если в класс уже пришел «особый» ребенок, а специальных условий для него нет и в помине?

Самое правильное — пойти к директору и сказать, что они необходимы. По идее, это должны сделать родители того ребенка, но они могут бездействовать из-за усталости, выгорания, психологической неспособности признать, что с их мальчиком (девочкой) что-то не так. Тогда должны подключиться родители одноклассников, и сделать это максимально тактично.

Если дело происходит в Москве, можно привлечь Государственный психолого-педагогический центр (ГППЦ), где, кстати, есть «поведенщики» и где готовят тьюторов.

Специалисты центра понаблюдают за ребенком, найдут слова, чтобы поговорить с его близкими, а также проконсультируют директора, какие условия для индивидуального подхода реально создать прямо сейчас.

9. Но ведь ребенок с особенностями интеллектуального развития может быть просто агрессивен. Надо ли ему находится в обществе?

Что касается агрессии, то, основываясь на общедоступной информации и не вдаваясь в криминологический анализ, можно сделать вывод, что агрессию по отношению к гражданам проявляют в большинстве своем люди с сохранным интеллектом.

10. И все-таки зачем инклюзия нужна нашим детям?

Постоянное общение нейротипичных детей со сверстниками, имеющими какие-либо особенности развития, — это естественно и правильно. Учитель, грамотно распределяя между учащимися отдельные поручения (проводить ребенка в гардероб, помочь что-то вырезать и наклеить и т.д.

), воспитывает у детей естественную потребность проявлять по оношению к другому человеку уважение, участие, заботу, а не просто жалость или агрессию из-за непохожести.

Когда ребята с детства привыкают видеть вокруг себя разных (по физическому и умственому развитию) людей, у них воспитывается толерантность, что здорово помогает жить и дружить во взрослом мире.

  • Полезные ссылки:
  • Городской психолого-педагогический центр
  • Пособие по созданию ресурсного класса в разделе «Публикации»

Больше информации по аутизму http://outfund.ru https://encyclopedia.autism.help https://research.autism.help

Источник: https://www.ucheba.ru/article/6303

Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы

  • Объединенная издательская группа «ДРОФА — ВЕНТАНА» приглашает педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, делиться своими методическими разработками к урокам в инклюзивных классах.
  • Все работы будут размещены на сайте.
  • На вопросы зрителей конференции по инклюзивному образованию отвечают специалисты Городского психолого-педагогического центра
  • Как одному учителю начальных классов создать программы для разных детей с ОВЗ, обучающихся в одном классе? 

Педагог должен хорошо представлять себе особенности развития детей с ОВЗ, общие и специфические закономерности развития их психики. Именно эти представления лягут в основу работы с такими детьми и в основу понимания результативности их обучения. Адаптированные основные образовательные программы следует писать с опорой на примерные АООП, расположенные по ссылке. При первом варианте АООП — это очень схожие программы и результаты обучения с программами и достижениями нормативно развивающихся обучающихся.

Скажите, детям с ОВЗ комфортно в обычных школах?

Вопрос очень неоднозначный. Во-первых, глобальных научных исследований, на сегодняшний момент, не проводилось.

 Во-вторых, комфортность совместного обучения определяется рядом факторов: степень выраженности нарушения, в том числе степень выраженности интеллектуальных нарушений, доступность среды, адаптированность материалов, система взаимоотношений между участниками образовательных отношений, понимание особенностей развития ребенка учителем и пр.

Необходимо помнить, что инклюзивное обучение, в первую очередь, необходимо для детей, обучающихся по первому варианту АООП, в крайнем случае, по второму. Для остальных детей целесообразно говорить о классах, реализующих адаптированные программы.

Если грамотно организовывать совместную детскую деятельность, то, как правило, детям комфортно друг с другом. Здесь стоит говорить о социальной инклюзии, залогом успешности которой является личность взрослого, в первую очередь.

Чем ресурсный класс отличается от коррекционного класса? Что значит ресурсный класс? Часто с педагогов требуют написания под таких деток (РАС — расстройство аутистического спектра, умственная отсталость) ИПР (индивидуальная программа реабилитации), на какую программу можно опираться?

В настоящее время понятие «ресурсный класс» подразумевает несколько трактовок. В приоритетном случае — мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам — 1 «А», 1 «Б» (это могут быть не только первые классы, но и любые другие — для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута).

Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы. Прежде всего — ресурсная зона, это зона, в которой есть необходимые «ресурсы» — специалисты, территория, методики, инструментарий и т.д.

Адаптированные основные образовательные программы следует писать с опорой на примерные АООП, расположенные по ссылке.

Как вы считаете, дети с разными заболеваниями (синдром Дауна, РАС, психические расстройства, ДЦП) могут обучаться в одном классе?

В любом вопросе необходимо опираться на разумность его решения. Конечно, не стоит в один класс зачислять детей из разных нозологических групп. Все перечисленные нарушения могут быть объеденены интеллектуальной недостаточностью, что может быть основанием для их совместного обучения.

В то же время, если выраженность расстройств аутистического спектра крайне велика, то целесообразно рассмотреть другие возможности обучения. Такая же рекомендация относится и к детям с ДЦП.

Если у ребенка нарушения двигательной сферы выражены и резко сужают самостоятельность передвижения и формирование навыков самообслуживания, то вариант совместного обучения вышеперечисленных категорий детей стоит не рассматривать.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-voprosy-i-otvety/

Портал «Образование без границ» edu-open.ru — Общая информация | МГППУ

Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и специалистов образовательных учреждений.

Портал «Образование без границ» позволяет иметь быстрый доступ к информационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

На портале представлены:

  • нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное и специальное образование с ми юриста
  • видеолекции ведущих ученых по проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • научные доклады российских и зарубежных исследователей в области инклюзивного и специального образования
  • коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по проблеме проекта;
  • учебно-методические материалы для специалистов
  • рекомендации для родителей
  • обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.

У родителей есть возможность:

  • использовать информационно-методический ресурс для развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ
  • получать онлайн консультации специалистов
  • участвовать в работе форума, на котором обсуждаются наиболее острые вопросы образования детей с ОВЗ.

У специалистов есть возможность получить рекомендации:

  • по разработке вариативных программ и методического сопровождения образовательного процесса, учитывающих особенности различных категорий воспитанников и учащихся
  • по построению системы разноуровневой оценки знаний и умений учащихся
  • по организации и проведению просветительской работы с родителями (понимание и принятие «особых» детей)
  • по эффективным способам взаимодействия и взаимообогащения между «особыми» детьми и их здоровыми сверстниками.

Портал создан по инициативе и при финансовой поддержке Департамента образования города Москвы и Института проблем инклюзивного образования (ИПИО) Московского городского психолого-педагогического университета.

Материалы для размещения на портале просим отправлять на электронный адрес: eduopen.mgppu@gmail.com.

  • Требования к предоставляемым материалам
  • Материалы должны соответствовать тематике основных направлений проекта.
  • Материал должен содержать:
  • название
  • фамилию, имя, отчество (полностью) автора или авторов с указанием ученой степени и звания, места работы (дошкольное образовательное учреждение, вуз, кафедра, без аббревиатур), должности, контактных телефонов, электронного адреса
  • научно-практические интересы
  • краткую аннотацию (5–8 строк)
  • список ключевых слов.

Администрация портала не рассматривает работы, не соответствующие изложенным требованиям и тематике портала.

Источник: https://mgppu.ru/project/49

Полезные ссылки

Все для поступающих (cайт Научно-технического центра «Университетский»).http:www.edunews.ru

Инициатива «Право общественных интересов» (на русском и английском языках). http:www.pili.org/2005rur

ЮНИСЕФ: дети с инвалидностью (на русском и английском языках).http:www.unicef.org/ceecis/media_3021.html

Институт коррекционной педагогики РАО, ресурсный центр страны.http:ise.edu.mhost.ru

Справочная информация о образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих по всей России.http:www.deafnet.ru/dn/index.phtml?c=46

Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка.http:www.defectolog.ru

Татьяна Гогуадзе: диагностика и коррекция нарушения письма.http:www.dyslexia.ru

Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих.http:www.tiflocomp.ru

«Интеграция» (сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники).http:integr.org

i-Школа: школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.http:home-edu.ru»

Большая перемена» – проект, нацеленный на общественное продвижение Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010.http:www.newseducation.ru

«Московское образование»: информационный портал Департамента Образования г. Москвы.http:www.mosedu.ru

Официальный сервер Департамента Образования г. Москвы.http:www.educom.ru

Министерство образования и науки РФ: Федеральное агентство по образованию.http:www.ed.gov.ru

Приоритетный национальный проект «Образование».http:www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml

Федерация Интернет Образования.http:fio.ru

Электронный научно-практический журнал «Вопросы Интернет-образования».http:vio.fio.ru

«Детские домики» – забота о детях с особыми нуждами (проект Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас!»).http:www.hereandnow.ru/?act=sp&object=subpart&id=45

Баннерообменная сеть «ДетскиеДомики» (Задача сети – продвижение сайтов помощи детям. К обмену приглашаются сайты организаций, проектов, частных лиц, которые в своей деятельности, так или иначе, оказывают помощь детям с особыми нуждами.)http:bn.detskiedomiki.ru

Благотворительный фонд ОИП «Праздник жизни». (Объединение усилий семей с больными детьми, представителей власти, медицинских работников и сочувствующих людей в решении вопросов по организации лечения, реабилитации и социальной адаптации семей с больными детьми.)http:www.holilife.ru/blago/

Нижегородский институт развития образования.http:www.niro.nnov.ru

Независимый институт социальной политики (Москва).http:www.socpol.ru

Публикации Независимого института социальной политики (Москва).http:www.socpol.ru/publications/

АЙРЕКС: Американский совет по международным исследованиям и обменам (IREX / Russia).http:www.irex.ru

Инновационная образовательная сеть «Эврика».http:www.eurekanet.ru

Департамент здравоохранения г. Москвы.http:www.mosgorzdrav.ru

Департамент социальной защиты населения г. Москвы.http:www.kszn.ru/kszn

Министерство образования Московской области. Списки коррекционных образовательных учреждений.http:mo.mosreg.ru/contacts

Министерство социальной защиты населения Московской области. Список социально-реабилитационных центров.http:mszn.mosreg.ru/ministry_dependents_family

Российский общеобразовательный портал.http:school.edu.ru

Сайт «Образование для детей». Списки всех детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и социально-психолошической помощи по округам.http:www.edukids.ru

Информационная медицинская сеть.http:www.neuro.net.ru

Столичные негосударственные школы.http:www.moschools.ru

Электронная библиотека «Особый ребёнок».http:www.webcenter.ru/~scdl

Сайт «Особое детство» (Центр лечебной педагогики, г. Москва).http:www.osoboedetstvo.ru

Нарастание дискриминации детей-инвалидов в сфере образования. Пути изменения ситуации.http:www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/38-..html

Полезные книги (книжный раздел сайта «Особое детство»).http:www.osoboedetstvo.ru/books.htm

Сайт Санкт-Петербургского фонда «Отцы и дети».http:www.autism.ru

Сайт «Детская психология для родителей».http:www.psyparents.ru

Сайт «Детский Психолог».http:www.childpsy.ru

Информационная сеть российской психологии.http:www.psi-net.ru

Каталог некоммерческих организаций России.http:www.nco.yandex.ru

Конференция «Другие дети» на сайте «Семья.ру».http:www.7ya.ru/conf/conf-Others.aspx

Конференция «Особые дети» клуба «Родим и вырастим».http:www.rodim.ru/conference/index.php?showforum=124

Форум на русскоязычном сайте мамы аутичного ребёнка из Канады.http:www.elinahealthandbeauty.com/forum

Каталог издательства «Теревинф» (Литература по лечебной педагогике – книги для родителей и специалистов).http:www.terevinf.ru

Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве.

Портал позволяет специалистам в области инклюзивного и специального образования и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья иметь быстрый доступ к масштабному информационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.http:www.edu-open.ru

Читайте также:  Большая реформа спо и сокращение числа бюджетных мест в вузах - студенческий портал

Деятельность Центра лечебной педагогики (создан в 1989 году) направлена на то, чтобы помочь каждому особому ребенку найти свою дорогу в жизни: от диагностики и ранней помощи до получения профессии и интеграции в жизнь общества.http:www.ccp.org.ru

Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования создан решением Учёного совета Московского городского психолого-педагогического университета в июле 2009 года.

Цель деятельности института — научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования.

Институт ведёт прикладные научные исследования по основным проблемам инклюзивной образовательной практики, разрабатывает программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе интегративного и инклюзивного образования, создаёт технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем профессиональном образовании.http:www.inclusive-edu.ru

«Реабiлiтацiйний простiр» (на украинском языке: Iнтернет-портал Наукового товариства iнвалiдiв «Iнститут Соцiальноii полiтики».http:info.rehab.org.ua

Centre for Studies on Inclusive Education (на английском языке).http:www.csie.org.uk

The Arc of the United States advocates for the rights and full participation of all children and adults with intellectual and developmental disabilities (на английском языке).http:www.csieshopping.com

National Educational Association of Disabled Students (NEADS) (на английском и французском языках).http:www.neads.ca

Disabled People's International (DPI) (на английском, французском и испанском языках).http:www.dpi.org

Портал «Интеграция» (на болгарском языке: «За лицата с интелектуални затруднения и техните семейства»).http:www.ivanrilski.org

Источник: https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/useful-links

Инклюзивное образование

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал,

  • приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
  • Дэвид Бланкет

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями.

За рубежом, ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей лицам с особыми образовательными потребностями.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, то есть включение (inclusion).

Мэйнстриминг предполагает, что учащиеся с особыми образовательными потребностями общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех учащихся без исключения.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на учащихся с особыми образовательными потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды [1, с. 50].

В Российской Федерации осуществляется реализация проекта «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению учащихся с особыми образовательными потребностями.

С целью подготовки педагогов к работе с учащимися с особыми образовательными потребностями коллегия Министерства образования Р.Ф., приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями».

Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профессионального образования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки Р.Ф., модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской, Тюменской и других областях.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Р.Ф. регулируется Конституцией Р.Ф., федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  4. Все люди нуждаются друг в друге.

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Специальное оборудование для учащихся с особыми образовательными потребностями – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая учащимся путь к обучению вместе со своими сверстниками [2, с. 84].

    Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в образовательное учреждение различного уровня необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12 см), чтобы учащийся на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см.

    Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота – не менее 5-8 см) и поручни (высота – 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе учащийся на коляске может скатиться вниз.

    Вход в образовательное учреждение рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

    Для обучающихся с нарушением зрения крайние ступени лестницы при входе в образовательное учреждение необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

    Коридоры по всему периметру образовательного учреждения необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80-85 см, иначе учащийся на инвалидной коляске через нее не пройдет.

    Для того чтобы учащийся на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.

    Если в образовательном учреждение есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы учащийся, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

    Для обучающихся с нарушением зрения необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки.

    Крайние ступени внутри учреждения, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия аудиторий должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов.

    Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

    Учащимся с особыми образовательными потребностями нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

    В столовой или буфете следует предусмотреть непроходную зону для учащихся с особыми образовательными потребностями.

    Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.

    В то же время нежелательно учащихся с особыми образовательными потребностями сажать в столовой отдельно от остальных учащихся.

    В туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата размерами не менее 1,65Х1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см.

    В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены.

    Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой же высоте.

    Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

    В читальном зале библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, то есть не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

    В учебных аудиториях учащемуся с особыми образовательными потребностями необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны учебного места для учащегося на коляске – 1,5Х1,5 м.

    Обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата около учебного места следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если учащийся пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в аудитории должна быть не менее 90 см.

    Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы учащийся на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.

    Если занятия проходят в аудитории, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

    Обучающимся с нарушением зрения нужно оборудовать одноместные учебные места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.

    Необходимо уделить внимание освещению рабочего места, за которым сидит обучающийся с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию.

    Учебное место обучающегося со слабым зрением должна находиться в первых рядах от преподавательского стола и рядом с окном.

    Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий обучающийся смог их потрогать.

    Учащимся с нарушением слуха необходимо оборудовать учебные места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие учащиеся лучше ориентировались, в аудитории следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения, учащихся с особыми образовательными потребностями по территории учебного заведения следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.

    Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.

    Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

    Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения учащихся с особыми образовательными потребностями:

    Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся с особыми образовательными потребностями, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании учащихся, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей.

    Также на территории Р.Ф. существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании [3, с. 125].

    Для домов-интернатов разрабатывается специальный образовательный стандарт.

    Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи учащимся с особыми образовательными потребностями, положительным фактором в данном случае является возможность участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что учащиеся учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

    Домашнее обучение – вариант обучения учащихся с особыми образовательными потребностями, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают учащегося и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

    В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося.

    По окончании обучения учащемуся выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

    Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых учащимся с особыми образовательными потребностями с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.д.).

    Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь учащегося с центром дистанционного обучения.

    В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с обучающимся в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

    На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить начальное и среднее профессиональное образование, но и высшее профессиональное образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие Вузы, что является составной частью инклюзивного образования.

    Литература:

    1. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. — М., 2006. – 133 с.

    2. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

    3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. – М., 2006. – 320 с.

    Источник: https://moluch.ru/archive/45/5498/

    Ссылка на основную публикацию